Инфоурок Биология Другие методич. материалыКалендарно-тематическое планирование по прикладному курсу "Основы генетики и селекции" (11 класс)

Календарно-тематическое планирование по прикладному курсу "Основы генетики и селекции" (11 класс)

Скачать материал

Северо-Казахстанская область

Тайыншинский район

КГУ «Подольская СШ»

 

 

Согласовано                     Рассмотрено                    Утверждаю

с РМК:                              На метод.совете              Директор КГУ

  Сулейменова К.С          ЗД по УР                       Подольская СШ                                                        

                                   Левандовская С.И             Гурская Л.Ф.

 

 

 

 

 

 

Программа прикладного курса

по биологии «Основы генетики и селекции»

Для учащихся 10 классов

Общеобразовательной школы на 2014-2015 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: учитель биологии Кашинская Т.И.

 

 

 

 

 

 

Данная программа предназначена для учащихся 10 класса общеобразовательной школы.

Она включает раздел: «Основы генетики и селекции», который  охватывается весь курс школьной программы по этой теме. Материал, изучаемый в данном разделе, вызывает особый интерес у ребят, которые увлекаются биологией, а особенно вопросами наследственности изменчивости. Учебное время, отведённое на изучение общей биологии, не позволяет глубоко рассмотреть многие вопросы раздела генетики и селекции. Это можно восполнить на занятиях элективного курса. Курс должен помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы, а также преследует цель оказания помощи ученику в выборе будущей профессии, подготовке к экзаменам и  ЕНТ.

 

 

 

Пояснительная записка.

Настоящая программа составлена на основе ГОСО Республики Казахстан и соответствует целям и задачам биологического образования учащихся 10 классов естественно-математического профиля общеобразовательной школы. Развитие биологической науки, всё возрастающее её значение требует привлечения к практической деятельности большого числа людей, обладающих устойчивым интересом и способностями к биологии. Для этого необходимо создание условий для более глубокого изучения биологии, что позволяет осуществить профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы или преподавание элективных курсов по наиболее интересующих учащихся разделов биологии.

Одна из характерных черт современной науки-всё углубляющаяся дифференциация и специализация знаний. Одним из разделов курса Общей биологии является раздел: «Основы генетики и селекции». Материал, изучаемый в данном разделе, вызывает особый интерес у ребят, которые увлекаются биологией, а особенно вопросами наследственности и изменчивости. Учебное время, отведённое на изучение общей биологии, не позволяет глубоко рассмотреть многие вопросы раздела генетики и селекции. Это можно восполнить на занятиях элективного курса. Элективный курс посещают наиболее увлекающиеся учащиеся, поэтому ряд вопросов можно рассмотреть более глубоко, расширить знания учащихся по данному разделу общей биологии. Курс должен помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы, а также преследует цель оказания помощи ученику в выборе будущей профессии и подготовке к ЕНТ.

В основе курса лежат базовые знания учащихся, полученные на уроках биологии в 9-ом классе. Но элективный курс значительно шире рассматривает целый ряд вопросов, чем базовый. В школьных учебниках материал излагается сжато, а многие вопросы не рассматриваются совсем. Особый интерес представляет прикладной характер генетики, её практическое использование в медицине, в целом в здравоохранении, в сельском хозяйстве, особенно в селекционной работе, для подготовки к сдаче экзаменов, ЕНТ. Данный материал рассчитан на 34 часа.  История развития генетики (1ч) Основные закономерности наследственности и изменчивости (8ч). Генетика человека (6ч). Селекция, её задачи (2ч).

Цель курса - помочь учащимся лучше понять основные закономерности наследственности и изменчивости. В соответствии с целями обучения определены следующие задачи:- формирование знаний о гене, законах Г.Менделя, хромосомной теории наследственности Т.И.Моргана, генетике пола, наследованием признаков;                                              - научить решению задач по генетике;                                         - развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся посредством изучения проблем современной биологической науки;                                                                      - умение работать с учебниками и другими источниками биологической информации, и использовать их для постановки биологических вопросов, заданий и ответов на них;                                                                                              - воспитание убежденности в необходимости сохранения биоразнообразия  живой природы, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований, активной пропаганды здорового образа жизни.

 

                           Основы генетики и селекции.

                              Тема

Кол-во

часов

 

 

 

Сроки

1

История развития генетики. Основные понятия генетики.

2

 

2

Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя.

2

 

3

Цитологические основы моногибридного скрещивания. Анализирующее скрещивание.

2

 

4

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

2

 

5

Цитологические основы дигибридного скрещивания. Полигибридное скрещивание.

2

 

6

Решение задач по моногибридному скрещиванию.

2

 

7

Решение задач подигибридному скрещиванию.

2

 

8

Закон Т.Моргана. Кроссинговер.

 

2

 

9

Цитоплазматическое наследование. Взаимодействие генов.

2

 

10

Сцепленное наследование. Половые хромосомы и их гены.

2

 

11

Решение задач на определение групп крови.

2

 

12

Наследственность и изменчивость. Классификация мутаций.

2

 

13

Решение задач.

2

 

14

Генетика человека. Наследственные болезни.

2

 

15

Решение тестовых заданий.

2

 

16

Селекция, её задачи. Методы селекции растений и животных.

2

 

17

Тестовые задания.

2

 

 

 

Учащиеся должны знать:

                     основные понятия, термины и символы;

                     типы скрещиваний;

                     генетические основы наследственных заболеваний;

                     генетические основы селекции;

                     законы наследования и их цитологическую основу.

                     генные и хромосомные нарушения.

                     роль генетики в эволюции.

-значение генетики для медицины и селекции.

 

Учащиеся должны уметь:

                     решать генетические задачи;

                     обосновывать роль генетики в профилактике наследственных заболеваний;

                     предлагать план мероприятий для выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов.

                     генетически обосновывать вред курения, употребление алкоголя и наркотических веществ.

Вывод: знание законов генетики позволит предупредить наследование болезней, ослабить их проявления.

 

Список литературы для учащихся.

 Общая биология: Для гимназий и лицеев/ Под редакцией акад. В.К. Шумного, проф. Г.Дымшица и проф. А.О. Рувинского. 2-е изд. М.: Просвещение, 1995.

 Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: Книга для самообразования.М.:Просвещение, 1992.

 Мамонтов С. Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, 1992.

 Инге – Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. М.: Высшая школа, 1989.

 Лаптев Ю. П. Занимательная генетика. М.: Колос, 1992.

 Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматохин С.В. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2001.

 

Список литературы для учителя.

Высоцкая М.В. Тренировочные задачи. Волгоград. Учитель: 2005. 148с.

Гуляев В.Г. Задачник по генетике. М. Колос 1980.

Кучменко B.C., Пасечник В.В. Биология. Школьная олимпиада. ACT -Астрель. М.2002. 300с.

Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Биология в экзаменационных вопросах и ответах. Айрис Рольф. МЛ 997.462с.

Новиков Ю.М. Генетика: решение и оформление.

Пименов А.В. Уроки Биологии. Ярославль. Учитель года России: 2003. 270с.

Ридигер О.Н. Биология. Экология. Экзаменационные вопросы и ответы. М.

 А.О. Рувинский,Общая биология. Учебник 10-11 кл. школ с углубленным изучением биологии: М. «Просвещение». 1993 г.

 Р.Г. Заяц, И.В. Рачковская и др.Биология для абитуриентов. Минск. ООО «Юнипресс». 2003 г. 

 В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. Общая биология 10-11 кл. «Дрофа». 2004 г.

 Ильинский Е.В., Н.Н. Гугушвили.Биология. «Сев. Кавказ». 1995 г.

Л.С.Короткова, С.С. Красновидова. Дидактический материал по общей биологии. М.: 
«Просвещение». 1990 г. 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Календарно-тематическое планирование по прикладному курсу "Основы генетики и селекции" (11 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Старший рекрутер

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Северо-Казахстанская область Тайыншинский район КГУ «Подольская СШ» Согласовано Рассмотрено Утверждаю с РМК: На метод.совете Директор КГУ Сулейменова К.С ЗД по УР Подольская СШ Левандовская С.И Гурская Л.Ф. Программа прикладного курса по биологии «Основы генетики и селекции» Для учащихся 10 классов Общеобразовательной школы на 2014-2015 г. Автор: учитель биологии Кашинская Т.И. Данная программа предназначена для учащихся 10 класса общеобразовательной школы. Она включает раздел: «Основы генетики и селекции», который охватывается весь курс школьной программы по этой теме. Материал, изучаемый в данном разделе, вызывает особый интерес у ребят, которые увлекаются биологией, а особенно вопросами наследственности изменчивости. Учебное время, отведённое на изучение общей биологии, не позволяет глубоко рассмотреть многие вопросы раздела генетики и селекции. Это можно восполнить на занятиях элективного курса. Курс должен помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы, а также преследует цель оказания помощи ученику в выборе будущей профессии, подготовке к экзаменам и ЕНТ. Пояснительная записка. Настоящая программа составлена на основе ГОСО Республики Казахстан и соответствует целям и задачам биологического образования учащихся 10 классов естественно-математического профиля общеобразовательной школы. Развитие биологической науки, всё возрастающее её значение требует привлечения к практической деятельности большого числа людей, обладающих устойчивым интересом и способностями к биологии. Для этого необходимо создание условий для более глубокого изучения биологии, что позволяет осуществить профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы или преподавание элективных курсов по наиболее интересующих учащихся разделов биологии. Одна из характерных черт современной науки-всё углубляющаяся дифференциация и специализация знаний. Одним из разделов курса Общей биологии является раздел: «Основы генетики и селекции». Материал, изучаемый в данном разделе, вызывает особый интерес у ребят, которые увлекаются биологией, а особенно вопросами наследственности и изменчивости. Учебное время, отведённое на изучение общей биологии, не позволяет глубоко рассмотреть многие вопросы раздела генетики и селекции. Это можно восполнить на занятиях элективного курса. Элективный курс посещают наиболее увлекающиеся учащиеся, поэтому ряд вопросов можно рассмотреть более глубоко, расширить знания учащихся по данному разделу общей биологии. Курс должен помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы, а также преследует цель оказания помощи ученику в выборе будущей профессии и подготовке к ЕНТ. В основе курса лежат базовые знания учащихся, полученные на уроках биологии в 9-ом классе. Но элективный курс значительно шире рассматривает целый ряд вопросов, чем базовый. В школьных учебниках материал излагается сжато, а многие вопросы не рассматриваются совсем. Особый интерес представляет прикладной характер генетики, её практическое использование в медицине, в целом в здравоохранении, в сельском хозяйстве, особенно в селекционной работе, для подготовки к сдаче экзаменов, ЕНТ. Данный материал рассчитан на 34 часа. История развития генетики (1ч) Основные закономерности наследственности и изменчивости (8ч). Генетика человека (6ч). Селекция, её задачи (2ч). Цель курса - помочь учащимся лучше понять основные закономерности наследственности и изменчивости. В соответствии с целями обучения определены следующие задачи:- формирование знаний о гене, законах Г.Менделя, хромосомной теории наследственности Т.И.Моргана, генетике пола, наследованием признаков; - научить решению задач по генетике; - развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся посредством изучения проблем современной биологической науки; - умение работать с учебниками и другими источниками биологической информации, и использовать их для постановки биологических вопросов, заданий и ответов на них; - воспитание убежденности в необходимости сохранения биоразнообразия живой природы, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований, активной пропаганды здорового образа жизни. Основы генетики и селекции. № Тема Кол-во часов Сроки 1 История развития генетики. Основные понятия генетики. 2 2 Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. 2 3 Цитологические основы моногибридного скрещивания. Анализирующее скрещивание. 2 4 Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. 2 5 Цитологические основы дигибридного скрещивания. Полигибридное скрещивание. 2 6 Решение задач по моногибридному скрещиванию. 2 7 Решение задач подигибридному скрещиванию. 2 8 Закон Т.Моргана. Кроссинговер. 2 9 Цитоплазматическое наследование. Взаимодействие генов. 2 10 Сцепленное наследование. Половые хромосомы и их гены. 2 11 Решение задач на определение групп крови. 2 12 Наследственность и изменчивость. Классификация мутаций. 2 13 Решение задач. 2 14 Генетика человека. Наследственные болезни. 2 15 Решение тестовых заданий. 2 16 Селекция, её задачи. Методы селекции растений и животных. 2 17 Тестовые задания. 2 Учащиеся должны знать: • основные понятия, термины и символы; • типы скрещиваний; • генетические основы наследственных заболеваний; • генетические основы селекции; • законы наследования и их цитологическую основу. • генные и хромосомные нарушения. • роль генетики в эволюции. -значение генетики для медицины и селекции. Учащиеся должны уметь: • решать генетические задачи; • обосновывать роль генетики в профилактике наследственных заболеваний; • предлагать план мероприятий для выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. • генетически обосновывать вред курения, употребление алкоголя и наркотических веществ. Вывод: знание законов генетики позволит предупредить наследование болезней, ослабить их проявления. Список литературы для учащихся. Общая биология: Для гимназий и лицеев/ Под редакцией акад. В.К. Шумного, проф. Г.Дымшица и проф. А.О. Рувинского. 2-е изд. М.: Просвещение, 1995. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: Книга для самообразования.М.:Просвещение, 1992. Мамонтов С. Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, 1992. Инге – Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. М.: Высшая школа, 1989. Лаптев Ю. П. Занимательная генетика. М.: Колос, 1992. Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматохин С.В. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2001. Список литературы для учителя. Высоцкая М.В. Тренировочные задачи. Волгоград. Учитель: 2005. 148с. Гуляев В.Г. Задачник по генетике. М. Колос 1980. Кучменко B.C., Пасечник В.В. Биология. Школьная олимпиада. ACT -Астрель. М.2002. 300с. Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Биология в экзаменационных вопросах и ответах. Айрис Рольф. МЛ 997.462с. Новиков Ю.М. Генетика: решение и оформление. Пименов А.В. Уроки Биологии. Ярославль. Учитель года России: 2003. 270с. Ридигер О.Н. Биология. Экология. Экзаменационные вопросы и ответы. М. А.О. Рувинский,Общая биология. Учебник 10-11 кл. школ с углубленным изучением биологии: М. «Просвещение». 1993 г. Р.Г. Заяц, И.В. Рачковская и др.Биология для абитуриентов. Минск. ООО «Юнипресс». 2003 г. В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. Общая биология 10-11 кл. «Дрофа». 2004 г. Ильинский Е.В., Н.Н. Гугушвили.Биология. «Сев. Кавказ». 1995 г.Л.С.Короткова, С.С. Красновидова. Дидактический материал по общей биологии. М.: «Просвещение». 1990 г.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 155 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 724
    • DOCX 26.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кашинская Татьяна Иосифовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кашинская Татьяна Иосифовна
    Кашинская Татьяна Иосифовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 16239
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Методика подготовки к ЕГЭ по биологии в соответствии с новой структурой и содержанием КИМ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 140 человек

Курс профессиональной переподготовки

Анатомия и физиология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Преподаватель анатомии и физиологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 172 человека

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 460 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 166 человек

Мини-курс

Методология физического воспитания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология общения: эффективное общение и решение конфликтов

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 841 человек из 78 регионов
  • Этот курс уже прошли 383 человека

Мини-курс

Созависимые отношения и способы их преодоления

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 32 человека