Главная / Биология / Календарно-тематическое планирование по прикладному курсу "Основы генетики и селекции" (11 класс)

Календарно-тематическое планирование по прикладному курсу "Основы генетики и селекции" (11 класс)

Северо-Казахстанская область

Тайыншинский район

КГУ «Подольская СШ»



Согласовано Рассмотрено Утверждаю

с РМК: На метод.совете Директор КГУ

Сулейменова К.С ЗД по УР Подольская СШ

Левандовская С.И Гурская Л.Ф.







Программа прикладного курса

по биологии «Основы генетики и селекции»

Для учащихся 10 классов

Общеобразовательной школы на 2014-2015 г.

















Автор: учитель биологии Кашинская Т.И.







Данная программа предназначена для учащихся 10 класса общеобразовательной школы.

Она включает раздел: «Основы генетики и селекции», который охватывается весь курс школьной программы по этой теме. Материал, изучаемый в данном разделе, вызывает особый интерес у ребят, которые увлекаются биологией, а особенно вопросами наследственности изменчивости. Учебное время, отведённое на изучение общей биологии, не позволяет глубоко рассмотреть многие вопросы раздела генетики и селекции. Это можно восполнить на занятиях элективного курса. Курс должен помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы, а также преследует цель оказания помощи ученику в выборе будущей профессии, подготовке к экзаменам и ЕНТ.




Пояснительная записка.

Настоящая программа составлена на основе ГОСО Республики Казахстан и соответствует целям и задачам биологического образования учащихся 10 классов естественно-математического профиля общеобразовательной школы. Развитие биологической науки, всё возрастающее её значение требует привлечения к практической деятельности большого числа людей, обладающих устойчивым интересом и способностями к биологии. Для этого необходимо создание условий для более глубокого изучения биологии, что позволяет осуществить профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы или преподавание элективных курсов по наиболее интересующих учащихся разделов биологии.

Одна из характерных черт современной науки-всё углубляющаяся дифференциация и специализация знаний. Одним из разделов курса Общей биологии является раздел: «Основы генетики и селекции». Материал, изучаемый в данном разделе, вызывает особый интерес у ребят, которые увлекаются биологией, а особенно вопросами наследственности и изменчивости. Учебное время, отведённое на изучение общей биологии, не позволяет глубоко рассмотреть многие вопросы раздела генетики и селекции. Это можно восполнить на занятиях элективного курса. Элективный курс посещают наиболее увлекающиеся учащиеся, поэтому ряд вопросов можно рассмотреть более глубоко, расширить знания учащихся по данному разделу общей биологии. Курс должен помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы, а также преследует цель оказания помощи ученику в выборе будущей профессии и подготовке к ЕНТ.

В основе курса лежат базовые знания учащихся, полученные на уроках биологии в 9-ом классе. Но элективный курс значительно шире рассматривает целый ряд вопросов, чем базовый. В школьных учебниках материал излагается сжато, а многие вопросы не рассматриваются совсем. Особый интерес представляет прикладной характер генетики, её практическое использование в медицине, в целом в здравоохранении, в сельском хозяйстве, особенно в селекционной работе, для подготовки к сдаче экзаменов, ЕНТ. Данный материал рассчитан на 34 часа. История развития генетики (1ч) Основные закономерности наследственности и изменчивости (8ч). Генетика человека (6ч). Селекция, её задачи (2ч).

Цель курса - помочь учащимся лучше понять основные закономерности наследственности и изменчивости. В соответствии с целями обучения определены следующие задачи:- формирование знаний о гене, законах Г.Менделя, хромосомной теории наследственности Т.И.Моргана, генетике пола, наследованием признаков; - научить решению задач по генетике; - развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся посредством изучения проблем современной биологической науки; - умение работать с учебниками и другими источниками биологической информации, и использовать их для постановки биологических вопросов, заданий и ответов на них; - воспитание убежденности в необходимости сохранения биоразнообразия живой природы, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований, активной пропаганды здорового образа жизни.



Основы генетики и селекции.

Тема

Кол-во

часов




Сроки

1

История развития генетики. Основные понятия генетики.

2


2

Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя.

2


3

Цитологические основы моногибридного скрещивания. Анализирующее скрещивание.

2


4

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

2


5

Цитологические основы дигибридного скрещивания. Полигибридное скрещивание.

2


6

Решение задач по моногибридному скрещиванию.

2


7

Решение задач подигибридному скрещиванию.

2


8

Закон Т.Моргана. Кроссинговер.


2


9

Цитоплазматическое наследование. Взаимодействие генов.

2


10

Сцепленное наследование. Половые хромосомы и их гены.

2


11

Решение задач на определение групп крови.

2


12

Наследственность и изменчивость. Классификация мутаций.

2


13

Решение задач.

2


14

Генетика человека. Наследственные болезни.

2


15

Решение тестовых заданий.

2


16

Селекция, её задачи. Методы селекции растений и животных.

2


17

Тестовые задания.

2




Учащиеся должны знать:

  • основные понятия, термины и символы;

  • типы скрещиваний;

  • генетические основы наследственных заболеваний;

  • генетические основы селекции;

  • законы наследования и их цитологическую основу.

  • генные и хромосомные нарушения.

  • роль генетики в эволюции.

-значение генетики для медицины и селекции.


Учащиеся должны уметь:

  • решать генетические задачи;

  • обосновывать роль генетики в профилактике наследственных заболеваний;

  • предлагать план мероприятий для выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов.

  • генетически обосновывать вред курения, употребление алкоголя и наркотических веществ.

Вывод: знание законов генетики позволит предупредить наследование болезней, ослабить их проявления.


Список литературы для учащихся.

Общая биология: Для гимназий и лицеев/ Под редакцией акад. В.К. Шумного, проф. Г.Дымшица и проф. А.О. Рувинского. 2-е изд. М.: Просвещение, 1995.

Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: Книга для самообразования.М.:Просвещение, 1992.

Мамонтов С. Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, 1992.

Инге – Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. М.: Высшая школа, 1989.

Лаптев Ю. П. Занимательная генетика. М.: Колос, 1992.

Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматохин С.В. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2001.



Список литературы для учителя.

Высоцкая М.В. Тренировочные задачи. Волгоград. Учитель: 2005. 148с.

Гуляев В.Г. Задачник по генетике. М. Колос 1980.

Кучменко B.C., Пасечник В.В. Биология. Школьная олимпиада. ACT -Астрель. М.2002. 300с.

Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Биология в экзаменационных вопросах и ответах. Айрис Рольф. МЛ 997.462с.

Новиков Ю.М. Генетика: решение и оформление.

Пименов А.В. Уроки Биологии. Ярославль. Учитель года России: 2003. 270с.

Ридигер О.Н. Биология. Экология. Экзаменационные вопросы и ответы. М.

А.О. Рувинский,Общая биология. Учебник 10-11 кл. школ с углубленным изучением биологии: М. «Просвещение». 1993 г.

Р.Г. Заяц, И.В. Рачковская и др.Биология для абитуриентов. Минск. ООО «Юнипресс». 2003 г. 

В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. Общая биология 10-11 кл. «Дрофа». 2004 г.


Ильинский Е.В., Н.Н. Гугушвили.Биология. «Сев. Кавказ». 1995 г.

Л.С.Короткова, С.С. Красновидова. Дидактический материал по общей биологии. М.: 
«Просвещение». 1990 г. 







Календарно-тематическое планирование по прикладному курсу "Основы генетики и селекции" (11 класс)
  • Биология
Описание:

Северо-Казахстанская область

Тайыншинский район

КГУ «Подольская СШ»

 

 

Согласовано                     Рассмотрено                    Утверждаю

с РМК:                              На метод.совете              Директор КГУ

  Сулейменова К.С          ЗД по УР                       Подольская СШ                                                                                    Левандовская С.И             Гурская Л.Ф.

 

 

 

 

 

 

Программа прикладного курса

по биологии «Основы генетики и селекции»

Для учащихся 10 классов

Общеобразовательной школы на 2014-2015 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: учитель биологии Кашинская Т.И.

 

 

 

 

 

 

Данная программа предназначена для учащихся 10 класса общеобразовательной школы.

Она включает раздел: «Основы генетики и селекции», который  охватывается весь курс школьной программы по этой теме. Материал, изучаемый в данном разделе, вызывает особый интерес у ребят, которые увлекаются биологией, а особенно вопросами наследственности изменчивости. Учебное время, отведённое на изучение общей биологии, не позволяет глубоко рассмотреть многие вопросы раздела генетики и селекции. Это можно восполнить на занятиях элективного курса. Курс должен помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы, а также преследует цель оказания помощи ученику в выборе будущей профессии, подготовке к экзаменам и  ЕНТ.

 

 

 

Пояснительная записка.

Настоящая программа составлена на основе ГОСО Республики Казахстан и соответствует целям и задачам биологического образования учащихся 10 классов естественно-математического профиля общеобразовательной школы. Развитие биологической науки, всё возрастающее её значение требует привлечения к практической деятельности большого числа людей, обладающих устойчивым интересом и способностями к биологии. Для этого необходимо создание условий для более глубокого изучения биологии, что позволяет осуществить профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы или преподавание элективных курсов по наиболее интересующих учащихся разделов биологии.

Одна из характерных черт современной науки-всё углубляющаяся дифференциация и специализация знаний. Одним из разделов курса Общей биологии является раздел: «Основы генетики и селекции». Материал, изучаемый в данном разделе, вызывает особый интерес у ребят, которые увлекаются биологией, а особенно вопросами наследственности и изменчивости. Учебное время, отведённое на изучение общей биологии, не позволяет глубоко рассмотреть многие вопросы раздела генетики и селекции. Это можно восполнить на занятиях элективного курса. Элективный курс посещают наиболее увлекающиеся учащиеся, поэтому ряд вопросов можно рассмотреть более глубоко, расширить знания учащихся по данному разделу общей биологии. Курс должен помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы, а также преследует цель оказания помощи ученику в выборе будущей профессии и подготовке к ЕНТ.

В основе курса лежат базовые знания учащихся, полученные на уроках биологии в 9-ом классе. Но элективный курс значительно шире рассматривает целый ряд вопросов, чем базовый. В школьных учебниках материал излагается сжато, а многие вопросы не рассматриваются совсем. Особый интерес представляет прикладной характер генетики, её практическое использование в медицине, в целом в здравоохранении, в сельском хозяйстве, особенно в селекционной работе, для подготовки к сдаче экзаменов, ЕНТ. Данный материал рассчитан на 34 часа.  История развития генетики (1ч) Основные закономерности наследственности и изменчивости (8ч). Генетика человека (6ч). Селекция, её задачи (2ч).

Цель курса - помочь учащимся лучше понять основные закономерности наследственности и изменчивости. В соответствии с целями обучения определены следующие задачи:- формирование знаний о гене, законах Г.Менделя, хромосомной теории наследственности Т.И.Моргана, генетике пола, наследованием признаков;                                              - научить решению задач по генетике;                                         - развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся посредством изучения проблем современной биологической науки;                                                                      - умение работать с учебниками и другими источниками биологической информации, и использовать их для постановки биологических вопросов, заданий и ответов на них;                                                                                              - воспитание убежденности в необходимости сохранения биоразнообразия  живой природы, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований, активной пропаганды здорового образа жизни.

 

                           Основы генетики и селекции.

                              Тема

Кол-во

часов

 

 

 

Сроки

1

История развития генетики. Основные понятия генетики.

2

 

2

Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя.

2

 

3

Цитологические основы моногибридного скрещивания. Анализирующее скрещивание.

2

 

4

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

2

 

5

Цитологические основы дигибридного скрещивания. Полигибридное скрещивание.

2

 

6

Решение задач по моногибридному скрещиванию.

2

 

7

Решение задач подигибридному скрещиванию.

2

 

8

Закон Т.Моргана. Кроссинговер.

 

2

 

9

Цитоплазматическое наследование. Взаимодействие генов.

2

 

10

Сцепленное наследование. Половые хромосомы и их гены.

2

 

11

Решение задач на определение групп крови.

2

 

12

Наследственность и изменчивость. Классификация мутаций.

2

 

13

Решение задач.

2

 

14

Генетика человека. Наследственные болезни.

2

 

15

Решение тестовых заданий.

2

 

16

Селекция, её задачи. Методы селекции растений и животных.

2

 

17

Тестовые задания.

2

 

 

 

Учащиеся должны знать:

                  основные понятия, термины и символы;

                  типы скрещиваний;

                  генетические основы наследственных заболеваний;

                  генетические основы селекции;

                  законы наследования и их цитологическую основу.

                  генные и хромосомные нарушения.

                  роль генетики в эволюции.

-значение генетики для медицины и селекции.

 

Учащиеся должны уметь:

                  решать генетические задачи;

                  обосновывать роль генетики в профилактике наследственных заболеваний;

                  предлагать план мероприятий для выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов.

                  генетически обосновывать вред курения, употребление алкоголя и наркотических веществ.

Вывод: знание законов генетики позволит предупредить наследование болезней, ослабить их проявления.

 

Список литературы для учащихся.

 Общая биология: Для гимназий и лицеев/ Под редакцией акад. В.К. Шумного, проф. Г.Дымшица и проф. А.О. Рувинского. 2-е изд. М.: Просвещение, 1995.

 Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: Книга для самообразования.М.:Просвещение, 1992.

 Мамонтов С. Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, 1992.

 Инге – Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. М.: Высшая школа, 1989.

 Лаптев Ю. П. Занимательная генетика. М.: Колос, 1992.

 Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматохин С.В. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2001.

 

Список литературы для учителя.

Высоцкая М.В. Тренировочные задачи. Волгоград. Учитель: 2005. 148с.

Гуляев В.Г. Задачник по генетике. М. Колос 1980.

Кучменко B.C., Пасечник В.В. Биология. Школьная олимпиада. ACT -Астрель. М.2002. 300с.

Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Биология в экзаменационных вопросах и ответах. Айрис Рольф. МЛ 997.462с.

Новиков Ю.М. Генетика: решение и оформление.

Пименов А.В. Уроки Биологии. Ярославль. Учитель года России: 2003. 270с.

Ридигер О.Н. Биология. Экология. Экзаменационные вопросы и ответы. М.

 А.О. Рувинский,Общая биология. Учебник 10-11 кл. школ с углубленным изучением биологии: М. «Просвещение». 1993 г.

 Р.Г. Заяц, И.В. Рачковская и др.Биология для абитуриентов. Минск. ООО «Юнипресс». 2003 г. 

 В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. Общая биология 10-11 кл. «Дрофа». 2004 г.

 Ильинский Е.В., Н.Н. Гугушвили.Биология. «Сев. Кавказ». 1995 г.

Л.С.Короткова, С.С. Красновидова. Дидактический материал по общей биологии. М.: 
«Просвещение». 1990 г. 

 

 

 

 

Автор Кашинская Татьяна Иосифовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 877
Номер материала 43570
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓