Главная / Начальные классы / календарно-тематическое планирование по окруж. миру 4 класс

календарно-тематическое планирование по окруж. миру 4 класс

Собственно календарно-тематическое планирование

урока

Дата

Тема урока

Характеристика

деятельности

учащихся

Кол-во

часов

Примечание

Раздел 1. «Земля и человечество» (9 часов)

1


Мир глазами астронома.

(Проф.: астроном)

Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы.

Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете

Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные
модели планет и созвездий.


Схема (модель) Солнечной системы, иллюстрации с изображением звезд, солнца

2


Планеты Солнечной системы.

Практическая работа « Причина смены дня и ночи»

Фотографии планет.

3


Звёздное небо - Великая книга Природы. Практическая работа «Знакомство с картой звёздного неба».

Картинки «Звезды и созвездия»

4


Мир глазами географа.

Практическая работа «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и карте». (Проф.: географ)

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря

Глобус, карта

5


Мир глазами историка.

Практическая работа «Знакомство с историческими картами».

(Проф.: историк, политик)

Составлять рассказы о мире с точки зрения историка. Характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого.

Терминологичес-кий словарик..

6


Когда и где? История – путешествие вдаль времен. «Лента времени».

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени

Лента времени. Историческая карта, римские цифры

7


Прошлое и настоящее глазами эколога.

(Проф.: эколог)


Плакаты – схемы «Загрязнение океана», «вырубка лесов»

8-9


Сокровища земли под охраной человечества. Всемирное природное и культурное наследие. Международная Красная книга.

Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры.

Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу.


Иллюстрации с изображением достопримечательностей Всемирного наследия. Фотографии растений и животных, занесенных в Красную книгу.

Раздел 2 «Природа России» (10 часов)

10


Равнины и горы России.

Знать понятия «равнины», «горы».

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)

11


Моря, озёра и реки России.

Практическая работа «Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов».

Знать виды водоемов.

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)


Физическая карта, иллюстрации с изображением изучаемых объектов

12


Природные зоны России. Карта природных зон.

Работать в паре: знакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России, определять природные зоны, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку.

13


Зона арктических пустынь. Живые организмы зоны арктических пустынь. Экологические проблемы.

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь.


Карта природных зон, плакат «Зона арктических пустынь»

14


Тундра. Природные особенности тундры, живые организмы, экологические связи.

Практическая работа «Показ изучаемых объектов на карте природных зон России».

Знать общие условия, необходимые
для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры

Карта природных зон, плакат «Зона тундры»

15


Леса России. Растительный и животный мир лесных зон. Экологические связи в лесах.

Знать общие условия, необходимые
для жизни живых организмов, правила
поведения в природе.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса

16


Лес и человек. Заповедники и национальные парки лесных зон.

Понимать основные правила поведения
в окружающей среде.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни


Карта природных зон, плакат «Зона лесов»

17


Зона степей. Заповедники степной зоны. Экологические проблемы.

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей

Карта природных зон, плакат «Зона степей»

18


Пустыни.

Практическая работа «Рассматривание гербарных экземпляров растений и выявление признаков их приспособленности к условиям жизни».

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пустыни

Карта природных зон, плакат «Зона пустынь»

19


У Черного моря. Зона субтропиков, её природные особенности. Национальный парк «Сочинский», дендрарий. Экологическое равновесие.

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья.

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, знать и выполнять правила поведения в природе.



Карта природных зон, плакат «Черноморское побережье Кавказа »

Таблицы «Экологическая пирамида»


Раздел 3 «Родной край – часть большой страны» (15 часов)

20


Наш край. Характеристика родного края.

Практическая работа «Знакомство с картой края».

(Проф.: краевед)

Уметь показывать на карте родной край,

выполнять основные правила поведения

в окружающей среде

Фотографии с изображением природы родного края

21


Поверхность нашего края. Овраги. Балки. Охрана поверхности края.

Уметь показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы

Физическая карта


22


Водные богатства нашего края. Водные объекты своего региона, их значение для жизни края.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах

Глобус, физическая карта


23


Наши подземные богатства, их охрана.

Практическая работа «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств».


Коллекция полезных ископаемых

24


Земля – кормилица. Разнообразие почв России, типы почв. Почвы родного края.

Знать понятие «почва», состав воды и почв.

Уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы


Образцы почв, плакат « Типы почв»

25


Жизнь леса. Лес – природное сообщество.

Практическая работа «Знакомство с растениями и животными леса, и их распознавание с помощью атласа- определителя».

(Проф.: лесничий)

Знать основные правила поведения в окружающей среде.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме).

Плакат «Смешанный лес»

26


Жизнь луга. Луг – природное сообщество. Практическая работа «Знакомство с растениями и животными луга с помощью атласа- определителя».

Плакат « Луг», гербарий

27


Жизнь в пресных водоёмах.

Растения и животные пресного водоёма.

Плакат «Пресный водоем»

28-30


Экскурсии в природные сообщества родного края.



31


Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Незаметные защитники урожая.

Практическая работа «Знакомство с культурными растениями края».

(Проф.: растениевод).

Знать отрасли растениеводства в родном крае.

Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями

Уметь устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями

Гербарий полевых культур, муляжи овощей и фруктов

Фотографии насекомых

32


Животноводство в нашем крае, его отрасли.

(Проф.: животновод)

Знать отрасли животноводства в родном крае.

Уметь ухаживать за домашними животными


Иллюстрации животных

33


Проверим себя и оценим свои достижения.

Выполнять тесты с выбором ответа.

Оценивать правильность\ неправильность этих ответов.

Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.


34


Обобщение по разделу «Родной
край – часть большой страны». Презентация проектов.

Знать природные сообщества родного края.

Уметь выполнять правила поведения в природе.

Выступать с сообщением в классе, оценивать свои достижения по выполнению проекта.


Раздел 4 «Страницы Всемирной истории» (5 часов)

35


Начало истории человечества. История первобытного общества. Первобытное искусство.

Знать, что изучает наука «история».

Уметь использовать ленту времени


Лента времени, историческая карта

36


Мир древности: далекий и близкий. Культура, религия, археологические находки.

Знать историю древнего мира.

Уметь использовать ленту времени


Иллюстрации с изображением др. Египта, Греции, Рима

37


Средние века: время рыцарей и замков. Возникновение городов, появление мировых религий. Изобретение книгопечатания.

Знать историю средних веков


Иллюстрации с изображением доспехов рыцарей

38


Новое время: встреча Европы и Америки. Великие географические открытия. Развитие техники.

Знать выдающихся людей нового времени.

Уметь работать с географической картой.


Фотографии с изображением художников, путешественников, писателей

39


Новейшее время: история продолжается сегодня. Первая и Вторая мировые войны.

(Проф.: учёный)

Знать выдающихся людей новейшего времени.

Фотографии знаменитых людей XX века

Раздел 5 «Страницы истории России» (20 часов)

40


Жизнь древних славян. Союзы племен.

Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.


Иллюстрации с изображением богов древних славян, одежды, предметов обихода

41


Во времена Древней Руси. Крещение Древней Руси.


Иллюстрации по теме «Крещение Руси», фотографии русских князей

42


Страна городов. Устройство древнерусского города. Основание Москвы.


Иллюстрации с изображением Древнего Новгорода, Киева

43


Из книжной сокровищницы Древней Руси. Создатели славянской письменности. Рукописные книги.

Знать музеи России.

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.


Иллюстрации глиняных табличек, берестеных грамот, свитков

44


Трудные времена на Русской земле. Феодальная раздробленность. Монгольское иго. Александр Невский.

Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской
битвы.


Картина « Битва на Неве»

45


Русь расправляет крылья. Князь московский Иван Калита – собиратель русских земель. Сергий Радонежский.


Картина «Москва при Иване Калите»

46


Куликовская битва. Поход Мамая на Русь.

Картина «К полю Куликову»

47


Иван III. Образование единого Русского государства. Начало освоения Сибири.

Знать реформы Ивана Третьего.

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества


Картина «Москва при Иване III»,

«Иван Грозный убивает своего сына»

48


Мастера печатных дел. Начало книгопечатания в России.

Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране.


Иллюстрации по теме «Первые печатные станки», «Памятник Ивану Федорову в Москве»

49


Патриоты России. Смута. Польская интервенция. Освобождение Москвы. Избрание на царство Михаила Романова.


Иллюстрации по теме «Памятник Минину и Пожарскому», «Народное шествие»

50


Петр Великий – первый российский император. Реформы Петра. Основание Петербурга. Создание русского флота.


Иллюстрации по теме «Град при Петре I», портрет Петра Великого

51


Михаил Васильевич Ломоносов. Основание Московского университета.

Знать историю развития образования на Руси.


Фотография памятника Ломоносову в Петербурге, фотография ученого

52


Екатерина Великая – продолжательница реформ Петра Великого. Развитие просвещения.

Знать реформы Екатерины Великой.


Портрет Екатерины II и ее помощников, картина « Взятие Измаила»

53


Отечественная война 1812 года. Победа над Наполеоном.

Практическая работа «Найти и показать на карте изучаемые объекты».

Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года.

Уметь работать с исторической картой.

Портреты Кутузова, Наполеона, картина

«Бородинское сражение»

54


Страницы истории XIX века. Освобождение крестьян от крепостной зависимости. Технические достижения. Открытие Политехнического музея.

Знать историю России XIX века.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России.


Портреты царей

55


Россия вступает в ХХ век. Последний император России. Гражданская война.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.

Историческая карта

56


Страницы истории 1920-1930-х годов. Борьба с неграмотностью. Изменения в жизни города и деревни.

Знать страницы истории России в 1920– 1930-х годах.

Уметь описывать исторические события в начале XX века в России.


Историческая карта

57-58


Великая война и великая Победа. Начало войны. Города-герои, города воинской славы. Цена Победы.

Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев Вов; первого космонавта, выдающихся людей.


Фотографии ВОВ

59


Страна, открывшая путь в космос. Перестройка. Распад СССР.


Предметные картинки о космосе

Раздел 6 «Современная Россия» (9 часов)

60



Основной закон России и права человека.

Конвенция о правах ребенка.

Знать Основной закон России.

Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации.


Статьи из конституции РФ

61


Мы – граждане России. Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина России.

Знать основной закон России и права человека, название нашей
родной страны
и ее столицы.

Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию


Предметные картинки

62


Славные символы России. Их значение в жизни государства и общества.

Знать государственную символику России.

Уметь описывать историю создания гимна,
герба, флага


Иллюстрации с изображение флага, герба России

63


Такие разные праздники. Праздники в жизни человека, семьи, страны.

Знать государственные праздники.

Уметь описывать государственные праздники, традиции народов России



64-66





Путешествие по России. Народы России, особенности их традиционной культуры.

Знать города России, правила работы с географической картой.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1–2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране.


Слайды с изображением достопримечательностей

67


Проверим себя и оценим свои достижения.

Выполнять тесты с выбором ответа.

Оценивать правильность\ неправильность этих ответов.

Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.



68


Презентация проектов.

Знать природные сообщества родного края.

Уметь выполнять правила поведения в природе.

Выступать с сообщением в классе, оценивать свои достижения по выполнению проекта.









календарно-тематическое планирование по окруж. миру 4 класс
  • Начальные классы
Описание:

календарно-тематическое планирование окруж. мир.                                                                                                                                                                                                                                              

Автор Каргинова Марина (Эльвира) Борисовна
Дата добавления 24.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 542
Номер материала 11883
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓