Главная / Музыка / календарно-тематическое планирование по музыке 5 класс в соответствии с ФГОС

календарно-тематическое планирование по музыке 5 класс в соответствии с ФГОС




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по предмету «Музыка» для VVII классов общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерными программой по музыке для основного общего обра­зования «Музыка. 5-7 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, рекомендованной Минобрнауки РФ (М.: Просвещение, 2011) и важнейшими положениями художественно-педаго­гической концепции Д. Б. Кабалевского. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных организаций, пот­ребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.

В большой степени программа ориентирована на реализа­цию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.

Цель общего музыкального образования и воспитания — развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры — наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного миро­восприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизнен­ном информационном пространстве.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постиже­нии школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искус­ства. Искусство, как и культура в целом, предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, ве­личайшее нравственное значение которой, по словам акаде­мика Д. С. Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкаль­ного искусства) — показатель культуры всего общества в це­лом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятель­ной, творческой памяти — важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной сре­ды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигают­ся следующие задачи и направления:

приобщение к музыке как эмоциональному, нравствен­но-эстетическому феномену, осознание через музыку жизнен­ных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

освоение жанрового стилевого разнообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений , музыкально-творческой практики с применением информационно-коммуникационных технологий.


Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечествен­ного музыкального искусства, произведения которого рас­сматриваются в постоянных связях и отношениях с произве­дениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на воспри­ятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценности своей собственной культуры, развивает самосозна­ние ребенка.

Основные методические принципы построения програм­мы VVII классов:

Принцип увлеченности, согласно которому в основе му­зыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музы­ки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыра­жение, активное включение в процесс художественно-образ­ного музицирования.

Принцип триединства деятельности композитораис­полнителяслушателя ориентирует учителя на развитие му­зыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил. В равной мере ис­полнение музыки всегда должно быть связано с ее осознан­ным восприятием и пониманием учащимися того, как они ее исполнили сами.

Принцип тождества и контраста, сходства и разли­чия реализуется в процессе выявления интонационных, жан­ровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важ­нейшим для развития не только музыкальной культуры уча­щихся, но и культуры восприятия жизни и осознания своих жизненных впечатлений.

Принцип интонационности выступает как ведущий прин­цип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с об­щедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения музыкальных образов (ли­тературные, зрительные, пластические и др.) с опорой на вы­явление жизненных связей музыки.

Принцип диалога культур предполагает знакомство уча­щихся с народной и профессиональной музыкой других на­циональностей на основе ее сопоставления и выявления общ­ности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, твор­ческого почерка представителей разных эпох и культур. Диа­лог учащихся с композиторами (известными и безымянны­ми), исполнителями, слушателями заключается в поиске от­ветов на вечные вопросы: что есть истина, добро, красота? А также выяснение значимости музыкального классического наследия для современного подростка, его духовно-нрав­ственных приоритетов как человека XXI в.

В целом все принципы ориентированы на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентации, эмоцио­нально-эстетического отношения к музыкальному искусству и жизни.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Рабочая программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанных в базисном учебном плане образовательных организаций общего образования. Предмет «Музыка» изучается в V-VII классах в объёме не менее 105 часов ( по 35 часов в каждом классе).

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


Уроки музыки , как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для расширения и развития культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.


Освоение музыки , как духовного наследия человечества, предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку . Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет музыка , развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально- творческой деятельности , формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникационного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельностью, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.


РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в результате освоения учебного предмета «Музыка»:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, освоение основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

  • признание ценностей жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД), проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

  • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

  • смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например, в художественном проекте; взаимодействовать и работать в группе;

  • формирование и развитие компетентностей в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

  • сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

  • сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой художественной культуры;

  • развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха),а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

  • сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

  • воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в разнообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

  • расширение общего и музыкального кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

  • овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

  • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решении различных музыкально-творческих задач.


ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»


  • технологии развития процессов восприятия музыки школьниками;

  • технологии формирования певческой культуры учащихся;

  • технологии детского музицирования;

  • технологии становления ассоциативно-образного мышления обучающихся;

  • технологии использования учебно-методических комплектов в процессе обучения музыке;

  • технологии проектно-исследовательской деятельности;

  • технологии здоровьесбережения обучаемых, арттерапевтической направленности процессов обучения, развития, воспитания;

  • информационные технологии в преподавании музыки;

  • технологии диагностики успешности развития музыкальной культуры учащихся.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО_-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РУСУРСОВ.


В условиях модернизации образования современные педагогические технологии немыслимы без широкого применения новых информационно-коммуникационных технологий. Большой интерес к современным компьютерным системам является мотивационной основой учебной деятельности. С требованиями перестройки системы образования, просвещения и культуры в настоящее время возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию искусства в общеобразовательной школе, способных успешно решить современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития личности.

Исходя из этого, сформировалась необходимость внедрения современных компьютерных технологий, в том числе и Интернет-ресурсов, в образовательный процесс. Включение ИКТ делает процесс обучения технологичнее и результативнее.

Электронная интерактивная доска – сенсорный экран, на котором с помощью маркера можно вызывать различные функции пользовательского интерфейса. Электронные интерактивные доски позволяют сочетать все преимущества классической презентации с возможностями высоких технологий. Мультимедиа-проектор, подключенный к электронной интерактивной доске, позволяет работать в мультимедийной среде, сочетая классический тип презентации с демонстрацией информации из Интернета, с видеомагнитофона, с компьютера, DVD-дисков, флэш-памяти  или с видеокамеры.

Для интерактивной доски в настоящее время разработан ряд учебно-методических комплексов.

Обучающие компьютерные программы также рекомендуется использовать педагогу-музыканту как для расширения своих профессиональных компетенций в области использования ИКТ, так и для подготовки и проведения уроков музыки и внеурочных мероприятий.

Внимание педагогов-музыкантов могут привлечь также электронные книги.

К методическим материалам, используемых на уроках музыки, следует отнести художественные, видовые, документальные, мультипликационные фильмы на DVD, фрагменты которых можно демонстрировать в процессе изучения той или иной учебной темы.

Цифровые образовательные ресурсы:

- видеоряд;

- анимация;

- синтезированный зрительный ряд;

- дикторский текст;

- звуковые фонограммы музыкальных произведений;

- литературный ряд;

- творческие (интерактивные) задания для учащихся.


Цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов разрабатывается для организации фронтальной и индивидуальной работы и включает в себя обновляемый набор заданий по музыке, а также системы комплектования тематических и итоговых работ с учетом вариативности, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся.

Общепользовательские и специализированные цифровые инструменты учебной деятельности, используемые в курсе музыки, включают в себя текстовый редактор, редактор создания презентаций. К специализированным инструментам учебной деятельности относятся, в частности, редактор нотной грамоты, система обработки звука и др.

Мультимедийные презентации. На уроках музыки, музыкальных занятиях в системе дополнительного образования, а также в системе воспитательной работы образовательного учреждения учителя часто используют мультимедийные презентации, выполненные в редакторе Microsoft Office PowerPoint.

Фонограммы песен, произведений для инструментального музицирования («минусовки» и «плюсовки»). Для организации концертного исполнения вокального репертуара класса, школьного хора, ансамбля.

Интерес учащихся основной школы к информационным технологиям, к Internet-ресурсам можно поддержать, разработав ряд факультативных (элективных) курсов по музыкальному образованию практико-ориентированной направленности для тех, кто в достаточной степени владеет персональным компьютером.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


По окончании курса V класса школьники научатся:

  • наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;

  • понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;

  • выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;

  • понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;

  • осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.

  • разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

  • определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;

  • применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Основное содержание курса V класса представлено линией "Музыка как вид искусства".

В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественны­ми образами других искусств — литературы (прозы и поэ­зии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино. Композитор-поэт-художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.

Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.

Программа состоит из двух разделов: «Музыка и литера­тура» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деле­ние учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным сочинением всегда происходит в тесной взаимосвязи с произведениями других видов искусства, что и нашло свое отражение на страницах учебника и творческой тетради.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



урока

Тема

Количество часов

1

2

3

Тема I полугодия: Музыка и литература (17 часов)

1

Что роднит музыку с литературой?

1

2-4

Вокальная музыка

3

5-6

Фольклор в музыке русских композиторов

2

7

Жанры инструментальной и вокальной музыки

1

8-9

Вторая жизнь песни. Живительные родники творчества

2

10

"Всю жизнь мою несу родину в душе" Звучащие картины

1

11-12

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

2

13

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

1

14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

1

15

Музыка в театре, кино и на телевидении

1

16

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

1

17

Мир композитора. Обобщение материала II четверти

1




Тема II полугодия: Музыка и изобразительное искусство (18 часов)

18

Что роднит музыку с изобразительным искусством?

1

19

Небесное и земное в звуках и красках

1

20-21

Звать через прошлое к настоящему

2

22-23

Музыкальная живопись и живописная музыка

2

24

Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве

1

25

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

1

26

Волшебная палочка дирижера

1

27

Образы борьбы и победы в искусстве.

1

28

Застывшая музыка

1

29

Полифония в музыке и живописи

1

30

Музыка на мольберте

1

31

Импрессионизм в музыке и живописи

1

32

О подвигах, о доблести, о славе

1

33

В каждой мимолетности вижу я миры

1

34

Мир композитора. С веком наравне.

1

35

Обобщение материала года.

1

Итого


35




Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка»

Класс____5____, Авторы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская



п/п

Дата

Тема урока.

(страницы учебника, тетради)

Худ.-пед. идея урока, раздела

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Понятия

Предметные

результаты

УУД

Личностные результаты


Музыка и литература (17 ч.)


1.


Что роднит музыку с литературой.

стр.6-9

Стань музыкою слово!

Интонация, песня, романс, симфония, концерт, сюита, опера, инструментальные произведения, сказка, поэма, баллада.

Выявление общности жизненных истоков и взаимосвязи музыки с литературой .

Развитие творческих способностей в разнообразных видах музыкальной деятельности (пластическое движение в песне «Моя Россия» и т.д.)

Овладение способностью воспринимать музыку как живое образное искусство.

Л.Выявление ассоциативных связей музыки с литературой в музыкальных произведениях. П.Представление о содержании, форме, языке в произведениях П.И.Чайковского «Симфония № 4», Э. Грига «Пер Гюнт».

П. Усвоение понятий, объединяющих музыку с литературой.

Р. Создание импровизаций в исполнении романса «Жаворонок».

К. Передача собственных впечатлений о музыке романса и о картине Левитана «Вечер. Золотой плес».

И. Поиск литературных и музыкальных сочинений, созданных в жанрах песни, поэмы, былины, сказки.

Чувство гордости за свою Родину, знание культуры своего народа, своего края, освоение основ культурного наследия народов России и человечества;

уважительное отношение к иному мнению, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

понимание чувств других людей и сопереживание им.


2.



Вокальная музыка.

стр.10-17

Россия, Россия нет слова красивей…


Песня – как жанр музыкаль

но-литератур

ного творчества.

Средства художествен-ной выразительности музыки и живописи: мелодия-линия, лад-колорит, ритм, тембр-цвет, форма-композиция.

Развитие фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа осени в музыкальных произведениях П.Чайковского,

Ц. Кюи, стихотворений А.Плещеева,

М. Чюрлениса,

И. Бунина, картин И.Левитана.

Воспитание эстетического отношения к миру.

Осознание роли музыки, изобразительного искусства и литературы в жизни отдельного человека и общества.

Л. Осмысление взаимодействия искусств: музыки, литературы и изобразительного искусства в литературном фрагменте В.Белова и живописном пейзаже «Стога. Сумерки».

И. Левитана.

П. Представление о сходстве и различиях между литературной речью и речью музыкальной.

Р. Планирование собственных действий в процессе исполнения знакомых музыкальных произведений, озвучивающих фрагмент из книги и картину Левитана.

К. Передача собственных впечатлений о музыке, картинах, литературе.

И. Использование Интернета с целью расширения представлений о музыке родного края.

Целостный, взгляд на мир в его органичном единстве трех искусств – музыки, литературы и живописи.


3.


Вокальная музыка.

Вся Россия просится в песню.

Звучащие картины.

стр.12-15

Песня русская в березах, песня русская в хлебах…

Жанры народных песен: лирические, игровые, колыбельные, трудовые, протяжные, хороводные.

Расширение общего и музыкального кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа.

Выявление особенностей каждого жанра русской народной песни.

Представление о старинных народных обычаях, обрядах и сопровождающих их песен, миропонимании, верованиях народа.

Понимание единства слова и мелодии в песне.


П. Выявление особенностей жанров русской народной песни.

П. Усвоение понятий трудовые, обрядовые, величальные, игровые, хороводные, лирические песни, заклички.

Л. Понимание жизненного содержания народной музыки.

Р. Оценка музыкальных сочинений своего народа.

К.Взаимодействие в группе в процессе разыгрывания русских народных песен.

И. Использование Интернета для поиска информации о национальном костюме, народных музыкальных инструментах и праздниках.

Осознание своей национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, освоение основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей российского общества.


4.


Вокальная музыка.

Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…

стр.16-17

Музыка и поэзия подчас неразделимы…

Романс, дуэт, музыкальная форма.

Определение по интонации жанра романса как камерного вокального произведения.

Понятие близости и отличия романса и песни.

Интонационная выразительность собственного исполнения, восприятие музыкальных образов произведений, связанных со словом, понимание значения поэзии и ее неразделимости с музыкой.

Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влияние на духовно-нравственное становление личности.

П. Представление о содержании, форме, музыкальном языке жанра романса и связи его с другими видами искусства.

Р. Участие в проектно-исследовательской деятельности

К.Совершенствование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий).

И. Владение навыками работы с печатными изданиями, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации.

Понимание душевного состояния человека, любующегося красотой природы.

Выявление особенностей музыкального языка романса для раскрытия поэтического образа.

5.


Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора.

стр.19-21

Сказки гуляют по свету.

Народное сказание, симфоническая миниатюра.

Владение основами размышлений о том, какую музыку сочинили бы на сюжет русского народного сказания.

Умение дать характеристику природы, действующих лиц сказа, выбрать тембры музыкальных инструментов оркестра, продумать музыкальное развитие.


П. Усвоение особенностей музыкальной речи композитора для изображения сказочных событий.

Л. Осмысление образов музыкального сказа.

И. Подбор музыкального ряда к сказке или легенде своего народа.

Расширение представлений о передаче сказочных художественных образов в музыке.


6.


Фольклор в музыке русских композиторов. Что за прелесть эти сказки…

стр.20-21

Национальный колорит музыки Востока в творчестве русского композитора.

Программная музыка, симфоническая сюита

Осмысление понятия «программная музыка», постижение национального колорита музыки Востока в творчестве русского композитора.

Определение национального стиля музыки.


П. Определение портретов, нарисованных в музыке 4 части сюиты, выявление особенностей музыкальных тем, их сходства и различия.

Л. Развитие музыкального мышления.

Уважительное отношение к истории и культуре других народов.

Освоение художественного наследия народов России и мира.


7.


Жанры инструменталь-ной и вокальной музыки. Мелодией одной звучит печаль и радость.

стр.22-27

Мелодия – песня без слов.

Вокализ, песня без слов, баркарола.

Наблюдение за развитием чувств, возможностями музыкального языка при слушании и исполнении «Вокализа» С.Рахманинова, «Романса» Г.Свиридова, «Вечерней музыки» В.Гаврилина.

Развитие восприятия музыки через пластическое интонирование.

Усвоение своеобразия и выразительности песни без слов и романса – инструментальной и вокальной баркаролы.

Л. Осознание вывода, что музыкальные произведения Свиридова, Рахманинова, Гаврилина звучат как выразительная речь человека, исповедь его души.

П. Исполнение мелодий лирических песен разных народов, сравнение их с мелодиями «песен без слов» и нахождение в них сходств и различий.

И. Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, обработки и преобразования музыкальной и художественной информации.

Понимание смысла выражения: «Музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем».

Понимание чувств других людей и сопереживание им при восприятии музыки.


8.


Вторая жизнь песни.

Живительный родник творчества.

стр.28-29

«Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем»

Интерпретация, обработка, трактовка, оригинал

Определение связей между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством.

Умение через сравнение художественного образа с музыкальным образом понять главное – душевное состояние человека.


Л. Усвоение духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыкальных образов на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства.

П. Познание приемов развития музыкального образа Сольвейг, особенностей музыкального языка произведения Э. Грига.

К. Владение навыками постановки и решения проблемных вопросов в процессе восприятия и исполнения музыки.

Понимание влияния народной музыки на духовно-нравственное становление личности; понимание жизненного содержания народной музыки Приобретение целостного, социально ориентирован

ного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии.

Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки и живописи.


9.


Вторая жизнь песни.


«Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем»

Интерпретация, обработка, трактовка, оригинал

Постижение музыкального произведения через сравнение различных интерпретаций.

Л. Усвоение духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыкальных образов на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства.

Р. Через исполнительскую деятельность распознать как песня помогает создать картину праздника Масленицы.

К. Владение навыками постановки и решения проблемных вопросов в процессе восприятия и исполнения музыки.

10.


«Всю жизнь мою несу родину в душе...». «Перезвоны».

стр.30-35

Истинный образ России.

Программная симфония симфония –действо.

Понимание важности народно-песенного искусства России, ее истоков и традиций в творчестве В.Гаврилина.

Усвоение традиций колокольности в русской музыке.

Выявление основного приема развития произведения Гаврилина, приема контраста.

Осмысливание использования приемов композитора для создания музыкального образа в фрагменте «Молитва».

Л. Прочувствование эмоционального состояния людей, слышащих колокольные звоны

Р. Определение собственных действий в процессе передачи характера звучания колоколов.

П. Усвоение разновидностей колокольных звонов.

К. Передача собственных впечатлений о музыке, в которой звучат колокольные звоны.

И. Составление мини-проекта «И несется над землею колокольный звон…»

Признание ценностей жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к истокам и традициям Родины.

Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в исследовательс-кой творческой и других видах деятельности.


11.


Писатели  и  поэты  о музыке  и  музыкантах.

Слово о мастере.

Гармонии здумчивый поэт.

стр.36-43

Творчество Г.Свиридова –

песнь о России.


Он пел печали благородный свет.

Хор, оркестр.

Ноктюрн, полонез, вальс, баллада, мазурка, прелюдия, этюд, лирическое стихотворение, жанры фортепианной музыки.

Формирование чувства прекрасного от соприкосновения с музыкой мастера.

Расширение представлений о творчестве западноевропейского композитора

Ф. Шопена.

Выделение особенностей музыкального языка композитора.

С уважением относиться к культуре других народов.


К. Владение умением слушать и вступать в диалог с учителем, композитором, поэтом, художником, участвовать в коллективном обсуждении.

Л. Проявлять способность свободно ориентироваться в мире образов.

П. Осознание значимости изучения своих корней, жизни русского народа, его душевный склад и характер, природу России.

Р. Оценка воздействия музыкальных произведений

Г. Свиридова на чувства и мысли слушателя.

П. Умение выстраивать размышления о музыкальных произведениях Ф. Шопена.

Р. Моделирование ситуации познания музыкального образа через игровую форму «Если бы я был композитором».

Л. Извлечение необходимой информации из услышанного музыкального произведения.

П. Выявление специфики музыкальной культуры Польши.

И. Использование ИКТ при диагностике усвоения содержания учебной темы.

Знание культуры своего народа, усвоение моральных и культурных ценностей через творчество Г.Свиридова.

Развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство, накопление разнообразного опыта эстетического переживания.

Осознание жизненного смысла музыкально-художественных образов.

Развитие этических чувств посредством музыкального искусства

Ф. Шопена.

Знакомство при анализе музыкального и художественного искусства с культурными, моральными и духовными ценностями.

Оценка исполнительского мастерства

Ф. Шопена.

Прочувствование волевой, взволнованной, драматической темы «Этюда № 12».

12.


Писатели  и  поэты  о музыке  и  музыкантах. Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…

стр.44-47

Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.

Серенада для струнного оркестра, хор из оперы, реквием

Анализ музыки Моцарта от песни до оперы.

Размышления о выразительности звучания канонов.

Приобретение навыков цепного дыхания, кантиленного пения.

Выявление жизненного содержания, состояния души в сочинении Моцарта Рондо из «Маленькой ночной серенады».

Осознание мира сложных чувств, переживаний в музыке Моцарта.

Л. Личностное самоопределение в ходе бесед о музыкальном искусстве, анализа произведений искусства, определение жизненных ориентиров.

К. Театрализация музыкальных образов произведения Леопольда Моцарта «Менуэт».

Р. Осмысленность жизненного кредо композитора через прочтение письма Моцарта другу.

И. Владение навыками выступления на презентации мини-проектов.

К. Проявление устойчивого интереса к творческим формам работы в досуговой деятельности. (например,постановка сказки «Тайна запечного сверчка»).

Личностное отношение к музыке Моцарта.

Реализация своего творческого потенциала на музыкальном материале.

Формирование мировоззрения, нравственных чувств в процессе восприятия музыки Моцарта. («Реквием»).

13.


Первое путешествие  в музыкальный театр. Опера.

стр.48-57

«Опера – благодаря своей синтетической природе, может быть более других искусств способствует целостному восприятию жизни».

Опера, либретто, ария, песня, инстру-ментальные темы.

Подробное знакомство с особенностями оперного жанра, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы, с исполнителями.

Актуализация жизненно-музыкального опыта.

Заключение о том, что в основе оперы лежит литературное произведение.

Проявление творческой деятельности в исполнении романса «Горные вершины».

Формирование представления о литературной основе музыкально-драматического спектакля (былине).

Усвоение характерных особенностей былинного стиха, песен, заговоров, былин, причитаний из народного эпоса.


П. Осознание синтеза музыки, драматического (театрального) действия, изобразительного искусства (костюмы, декорации) в опере.

П. Умение структурировать знания (обобщение анализа знакомых музыкальных произведений

С. Прокофьева,

П. Чайковского

Н. Римского-Корсакова).

Л. Вхождение в мир духовных ценностей героев оперы.

Л. Определение особенностей характера литературных персонажей, воплощенных композитором в музыкальных образах опер Глинки, Римского-Корсакова.

Р. Планирование собственных действий в процессе поиска ассоциативных связей музыки оперы «Руслан и Людмила» с поэтическими строками А.С. Пушкина.

И. Умение сравнивать и сопоставлять информацию о музыкальном искусстве из нескольких источников (тетрадей, учебников, художественной литературы).

хорового исполнения .

Освоение способов музыкальной интерпретации в произведении Н.Римского-Корсакова «Полет шмеля».

Познание через исполнение индивидуальности исполнителя. Накопление жизненно-музыкального, интонационно-слухового опыта.

Формирование представлений об оперном искусстве, исполнителях, дирижере .

Озвучивание тем из знакомых опер, изображенных на фотографии.

Составление на основе музыкальных характеристик Садко и Волховы их литературных портретов.

Развитие воображения и фантазии при восприятии симфонического эпизода «Появление лебедей и их сказочное превращение».

14.


Второе  путешествие  в  музыкальный  театр. Балет.

стр.58-62

Ballo – значит танцую.

Балет – искусство танца.

Балет. Контрастное сопоставление, кордебалет, декорации,

развитие музыки, симфоничес-кое развитие, образ танца.

На основе имеющегося музыкально-слухового опыта углубление знакомства с жанром балета.

Знание имен лучших отечественных танцоров и хореографов.

Понимание балета как искусства синтетического.

Определение особого значения средств музыкальной выразительности в балетной музыке.

Рассуждение о значении дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля.

П. Осознание синтеза музыки, драматического (театрального) действия, изобразительного искусства (костюмы, декорации) в опере.

Л. Исполнение пластических композиций на музыку фрагментов из балета «Щелкунчик».

К. Участие в коллективно-творческой деятельности.

И. Выполнение творческих задач из рабочей тетради, поиск информации.

Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальной характеристики главных героев.

Оценивание собственной музыкально-творческой деятельности.

Подбор ассоциативного ряда музыкальным темам балета «Щелкунчик» различных видов искусства.

Иллюстрирование музыкальных фрагментов: «Вальс снежных хлопьев», «Вальс цветов».

15.


Музыка  в   театре,  кино,  на  телевидении.

стр.64-67

Функции музыкального искусства в театре, кино, на ТВ.

Литературный сценарий,

музыкальный фильм.

Осознание роли литературного сценария и значения музыки в театре, кино, на ТВ.

Восстановление сюжета пьесы

Г. Ибсена при помощи пения основных тем, пластического интонирования.

Акцентирование на роли музыки как неотъемлемой части произведений киноискусства.

И. Подбор видеозаписей музыкальных фильмов, мультфильмов.

Л. Личностное самоопределение в ходе анализа произведений искусства, которые оставляют яркий след в сознании, определение жизненных ориентиров.

П. Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации музыкальных произведений с использованием метода «сходства и различия».

И. Формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования информации для составления своего либретто.

Инсценирование экранного образа героев из мультфильма «Бременские музыканты».

Развитие чувства прекрасного через восприятие музыки из кинофилмов.



16.


Третье  путешествие  в   музыкальный  театр.  Мюзикл.

стр.68-71

Мюзикл – театр «легкого стиля».

Либретто, диалог, монолог, художник-декоратор.


Знакомство с жанром мюзикла.

Усвоение особенностей жанра, его истоков.

Понимание особенностей музыкального языка и манеры исполнения в жанре мюзикл и оперном жанре.

Выявление характерных черт языка мюзикла.

Импровизация в исполнении полюбившихся мелодий в соответствии с содержанием песни, танца.

П. Анализ художественно-образного содержания мюзикла.

П. Выявление выразительных и изобразительных особенностей мюзикла в их взаимодействии.

П. Применение полученных знаний в процессе самообразования.

Л. Осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, понимание их роли в развитии современной музыки.

И. Умение осознанно воспринимать музыкальную и художественную информацию.

Усвоение национальных и мировых моральных и культурных ценностей.

Развитие образного восприятия и освоение способов творческого самовыражения личности.


17.


Мир композитора. Обобщение материала полугодия.

стр.72-73

Знание — это то, что наиболее существенным образом возвышает одного человека над другим…

Песня без слов, симфоническая сюита, симфоническая картина, симфония-действо, романс, вокализ, былина, поэма, лирическое стихотворение.

Находить жанровые параллели между музыкой и литературой. Владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы. Размышлять о знакомых музыкальных произведениях, высказывать суждения об основной идее, средствах и формах её воплощения.

Л. Коллекционирование аудио и видеозаписей.

К. Умение выражать свои мысли с помощью выразительных средств музыкального искусства, выполнение коллективных творческих заданий.

Л. Владение монологической и диалогической формами речи на основе выразительных средств музыкальной деятельности.

П. Выделение различных музыкальных жанров и сочинений в основе которых лежат литературные произведения.

Р. Мотивационная готовность к совместным действиям в процессе познания.


Включение в процесс самообразования, создание фонотеки, видеотеки.

Эмоциональное соучастие в учебном процессе.

Мотивация к расширению и систематизации знаний.

Музыка и изобразительное искусство (18 ч.)


18.


Что роднит музыку с изобразитель -ным искусством.

стр.74-79.

Сама жизнь источник зарожде-

ния музыки и изобразительного искусства.

Бытовой, исторический жанры, портрет. Натюрморт, пейзаж.

Рисунок, колорит, композиция.

Цветовая гамма, звуковая палитра.

Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством.

Проявление способности услышать то, что не звучит и увидеть то, что в данный момент не видим.

Развитие воображения.

П. Понимать язык различных видов искусства, различать средства выразительности музыки и живописи.

Л. Через собственное восприятие сформировать мнение о душевном состоянии создателя определенного произведения искусства.

Л. Реализовывать свой творческий потенциал.




Вслушиваясь в живописную музыку, развивать в себе индивидуальный художественный вкус.

Иметь мнение о достоинствах высокого искусства.

19.


Небесное и земное в звуках и красках.

Три вечные струны: молитва, песнь, любовь.

стр.80-87

Сердечная песнь о неповторимой красоте родной природы.

Любовь небесная затмила Его земную красоту.

Песенность .Знаменный распев, песнопение, унисон, пение а капелла, солист, хор.

Солист, орган.

Сформированность размышлений об отношении композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства.

Нахождение ответа на животрепещущие вопросы современности: что есть Истина, Добро, Красота? Каковы духовно-нравственные приоритеты человека XXI века?

Сформированность основ музыкальной культуры как неотъемлемой части общей духовной культуры;

Сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой художественной культуры.

Л. Освоение духовной музыки через внутреннее созерцание, самооценку, проживание свойственных человеку духовно-нравственных чувств.

И. Поиск картин, созвучных музыке С.Рахманинова,

древним песнопениям.

К. Участие в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижера).

П. Обращение к иконописи. Изучение композиции иконы «Покров Пресвятой Богородицы».

П. Определение связи церковной музыки с другими видами искусства.

Р.Умение строить этапы творческого процесса при озвучивании художественных полотен.

И. Поиск народных поговорок, примет, обычаев, связанных с праздником Покрова Богородицы.

П. Нахождение сходств и различий русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, живопись).

Л. Определение образного строя музыки и алтарной картины с помощью «словаря эмоций».

Л. Сопоставление языка музыки и живописи, понимание жизненного содержания религиозной классической музыки.

И. Умение осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию.

Осознание любви русских людей к родной земле, одухотворенности искусства.

Чувство гордости за свою Родину, русский народ историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, освоение основ культурного наследия народов России и человечества.

Воспитание внимания к слову, его смыслу и интонационному раскрытию в мелодике музыкальной речи молитвы.

Переживание, прочувствование музыкального и словесного текста духовной музыки.

Признание ценностей жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к произведениям религиозного искусства.


20.


Звать через прошлое к настоящему.

стр.90-98

За отчий дом, за русский край…

Кантата, триптих, трехчастная форма. Контраст, набат, хор, песня-плач, протяжная песня, меццо-сопрано.

Соотношение героико – эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Осмысление темы о героических образах в искусстве.


П. Устойчивое представление об исторических событиях.

Л. Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов.

П. Проявление интереса к воплощению композиторских приемов.

К. Умение осознанно воспринимать музыкальную и художественную информацию.

И. Использование ИКТ при диагностике усвоения содержания учебной темы.


Чувство гордости за свою Родину, русский народ, историю России. Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении разных творческих музыкальных задач.

Осуществление собственного музыкально-исполнительского замысла в пении и разного рода импровизациях.


21.


Звать через прошлое к настоящему.

стр.90-98

За отчий дом, за русский край…

Кантата, триптих, трехчастная форма. Контраст, набат, хор, песня-плач, протяжная песня, меццо-сопрано.

Соотношение героико – эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Осмысление темы о героических образах в искусстве.


22.


Музыкальная живопись и живописная музыка.

стр.98-108

Мои помыслы – краски, мои краски – напевы…

Мелодия, рисунок, колорит, ритм, композиция, линия, квинтет, прелюдия.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, поэзии и изобразительного искусства.

Развитие ассоциативно-образного мышления .Осознание значимости музыки в жизни человека, той большой роли, которую она играет в творчестве художников и поэтов, ее национального своеобразия.

П. Вхождение в мир музыкальных образов, созданных С.Рахманиновым, Р.Шубертом.

Л. Выявление ассоциативных связей музыки с литературой, живописью.

Р. Совершенствование способностей в процессе создания вокальных, поэтических, пластических импровизаций.

К. Восприятие художественных текстов, фактов из истории, выделение главного.

К. Развитие письменной речи в процессе работы в творческих тетрадях.

Развитие чувства прекрасного через освоение музыкального и художественного наследия, а также в процессе непосредственной творческой деятельности.

Знакомство при анализе музыкального и художественного искусства с культурными, моральными и духовными ценностями.


23.


Музыкальная

живопись и живописная музыка.

стр.98-108.

Мои помыслы – краски, мои краски – напевы…

Мелодия, рисунок, колорит, ритм, композиция, линия, квинтет, прелюдия.

Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и обшность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и

С. Рахманинова.

24.


Колокольность в музыке и изобразитель-ном искусстве.

стр.108-111

Весть святого торжества.

Фреска, орнамент, сюита, концертная симфония.

Выделение особенностей музыкального языка композитора В.Кикты.

Наблюдения за выразительностью и загадочностью звучания колокольного звона.

Приобретение навыков цепного дыхания, кантиленного пения.

Выявление жизненного содержания, состояния души в сочинениях Рахманинова, Кикты.

Возможность осваивать язык музыки на основе выявления его «сходства и различия» с языком других искусств.


П. Музицирование в процессе самообразования.

И. Владение навыками выступления на презентации мини-проектов.

Р. Выбор целей и способов решения учебных задач в интонационно-образном и жанрово-стилевом анализе.

П. Стремление к приобретению музыкально-слухового опыта, через исполнение музыкальных тем.

Личностное отношение к музыке С.Рахманинова.

Реализация своего творческого потенциала на музыкальном материале.

Формирование мировоззрения, нравственных чувств в процессе восприятия фресковой живописи.

25.


Портрет в музыке и изобразитель- ном искусстве.

стр.112-118

Звуки скрипки так дивно звучали.

Неукротимым духом своим он побеждал зло.

Скрипка соло, инструментальный концерт, каприс.

Осознание музыки как искусства интонации. Обобщение на новом уровне триединства «композитор – исполнитель – слушатель».

Расширение представлений о выразительных возможностях скрипки, ее создателях и исполнительском мастерстве скрипачей.

П. Сравнение концерта Шнитке с картиной «Скрипка».

Л. Восприятие личности Паганини, характера этого музыканта.

П. Понимание интерпретации, проникновение в замысел композитора, художника.

И. Поиск информации о знаменитых итальянских скрипичных мастерах и подготовка сообщения.

Постижение музыкального образа через сравнение различных интерпретаций произведения.

Сопоставление произведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох.

26.


Волшебная палочка дирижера.

стр.118-121.

Важный человек оркестра.

Дирижёры мира.

Симфонический оркестр, группы инструментов оркестра, дирижер.

Осмысление роли дирижера в исполнении симфонической музыки.

Определение выразительной роли различных групп инструментов, входящих в состав классического симфонического оркестра.

П. Сравнение симфонии с литературным жанром.

П. Размышления над тем, почему композитор в «Героическую» симфонию вводит траурную музыку.

П. Значение эскизов в написании художественных и музыкальных произведений.

К. Коллективное музицирование.

И. Выполнение творческих заданий в целях понимания выразительных возможностей симфонического оркестра.

Сопоставление изображения на фотографии дирижеров со звучащей музыкой, ее эмоциональное восприятие и проникновение в нюансы художественного смысла.



27.


Образы борьбы и победы в искусстве.

стр.122-125.

О, душа моя, ныне – Бетховен с тобой!

Эскиз, этюд, набросок, зарисовка.

Восприятие образного строя знаменитой Симфонии № 5

Л. Бетховена.

Анализ творческого процесса сочинения музыки композитором, особенностей ее симфонического развития.

Подбор ассоциативно-зрительского ряда к музыке.

П. Осознание творческого процесса сочинения музыки

Л. Бетховеном.

Р. Формирование волевых черт характера.

К. Размышления на уровне главного героя симфонии, вступление в диалог, примеривание черт характера на себя.

Л. Понимание духовно-нравственных категорий, моральных качеств, воплощенных в музыке Бетховена.


Прочувствование эмоционального состояния

Бетховена.

Погружение в захватывающий увлекательный процесс поиска определенной идеи, определённого содержания раскрывающих образы борьбы и победы.

28.


Застывшая музыка.

стр.126-131.

Содружество муз в храме.

Органная музыка, хор а capella.

Выявление гармонии в синтезе искусств: музыки, архитектуры, изобразительного искусства.

Познание прекрасных памятников мира, в число которых входят и музыкальные шедевры.

Распознавать своеобразия русского и западноевропейского искусства.

Л. Личная трактовка выражения «Архитектура – застывшая музыка».

Л. Полюбить прошлое родной земли.

П. Усвоение музыкальных понятий и терминов в описании архитектурных памятников.

Л. Ощущение гармонии храма с природой.

Р. Умение воспринимать эмоциональный характер музыки и выражать это словами.

Р. Умение соотнести сочинения с произведениями других видов искусства.

И. Поиск созвучных музыкальных сочинений с образами храмов.

Расширение интереса к памятникам архитектуры Средневековья западноевропейс-кого искусства.

Представление о древнерусском искусстве, ощущение вдохновения, вложенного народными мастерами в исторические памятники.

Постижение основ высоких нравственных ценностей, содружества муз в храме.

29.


Полифония в музыке и живописи.

стр.132-133.

В музыке Баха слышатся мелодии космоса.

Духовная музыка, светская музыка, полифония, фуга.

Продолжение знакомства с творчеством Баха, его полифонической музыкой.

Распознавать общность языка художественных произведений в музыке и живописи.

К. Исполнение уже знакомых сочинений И.Баха.

Л. Высказывание собственного мнения по поводу популярности органных сочинений Баха.

Р. Аргументация в процессе анализа своего отношения к полифонической музыке.

П. Сравнение композиции картины Чюрлениса с графическим изображением Фуги Баха.

П. Понимание принципов развития темы в музыке через особенности живописи.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Развитие чувства прекрасного через освоение архитектурного и мирового художественного наследия, а также в процессе непосредственной творческой деятельности.


30.


Музыка на мольберте.

стр.134-139.

Вселенная представляется мне большой симфонией.

Триптих, соната, музыкальная живопись, цветовая гамма, звуковая палитра.

Анализ живописного полотна Чюрлениса «Фуга» как наивысшего воплощения идеи синтеза искусств.

Осознание особенностей построения полифонической формы, благодаря живописному образу.

Распознавать общность языка художественных произведений в музыке и живописи.


П. Расширение представления о живописности музыки М.Чюрлениса и музыкальности его живописных полотен.

Л. Видение своего образа в живописной композиции «Сказка. Путешествие королевны».

К. Передача собственных впечатлений о живописных образах, если бы я был композитором.

П. Знакомство с жанром живописной сонаты.

Р. Осмысленность размышлений о зримости литературных зарисовок, особенностей мировосприятия художника-композитора.

Развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

Формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах бытия искусства.


31.


Импрессионизм в музыке и живописи.

стр.140-148

Музыка ближе всего к природе.

Импрессионизм, живописная музыка, джазовые ритмы, фортепианная сюита.

Раскрытие особенностей импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие импрессионизма в музыке и живописи на примере художников-импрессионистов и музыки К.Дебюсси.

П. Знакомство с направлением французского искусства 2-й половины XIX в., получившего название импрессионизм.

Л. Слушание и нахождение сходств в музыкальных произведениях

Н. Римского-Корсакова и К.Дебюсси.

Р. Оценка воздействия музыки импрессионизма на собственное отношение к ней.

К. Исполнение ритмических импровизаций.

И. Умение применять ИКТ для закрепления знаний о музыке и картинах импрессионистов.

Активное использование основных методов анализа: сравнение, обобщение, синтез, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов в жизни и искусстве.

Развитие певческих умений и навыков в исполнении песен, связанных с изобразительным искусством.

32.


О подвигах, о доблести, о славе…

стр. 144-147.

О тех, кто уже не придет никогда, - помните!

Реквием.

Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины.

П. Устойчивое представление об исторических событиях ВОВ.

Л. Высказывание своего отношения к подвигу солдат.

К. Поиск выразительных речевых интонаций, соответствующего темпа и динамики голоса в прочтении отрывков из «Реквиема»

Р. Рождественского.

Р. Развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер.

П. Определение идеи в графических рисунках Красаускаса.

И. Подготовить сообщение о памятниках ВОВ.

Чувство гордости за свою Родину, российский народ историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

Усвоение традиционных ценностей, духовно-нравственных норм общества.

33.


В каждой мимолетности вижу я миры.

стр.148-153.

Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете…

Музыкальная живопись Мусоргского.

Фортепианная миниатюра, язык искусства.

Восприятие образного мира произведений

С. Прокофьева и

М. Мусоргского, расширение и углубление понимания своеобразия их творчества.

Определение средств выразительности «Мимолетностей» С. Прокофьева и картин Кандинского.


П. Раскрытие термина «мимолетность».

П. Использование при итонационно-образном анализе метода сравнения.

Л. Становление индивидуально-оценочных суждений об особенностях музыкальных произведений.

Р. Осознание воздействия произведений искусства на чувства и мысли слушателя.

К. Умение слушать и вступать в диалог с учителем, создателями художественных произведений.

Высказывание своих впечатлений о музыке М.Мусоргского и С. Прокофьева.

Создание своей галереи картинок.

Всматривание и вслушивание в картины Кандинского, определение как они «звучат».

34.


Мир композитора.

С веком наравне

Странно, как много надо узнать, прежде чем узнаешь, как мало знаешь…

Органная музыка.

Хор а capella. Католический собор. Православный храм. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга. Композиция. Форма. Музыкальная живопись. Живописная музыка. Цветовая гамма. Звуковая палитра. Триптих. Соната. Импрессионизм. Джазовые ритмы. Язык искусства. Жанры музыкального и изобразительного искусства.

Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.

К. Инициативное сотрудничество при разработке творческих проектов.

Л. Формирование мировоззрения на основе изучения культурного наследия.

П. Стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров.


Выявление своих музыкальных пристрастий.

Обсуждение и формулирование проблемных вопросов о соприкосновении с музыкой великих композиторов, наполненной красотой и богатством чувств.

35.


Заключительный  урок – обобщение.

Знание — это то, что наиболее существенным образом возвышает одного человека над другим…


Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки, литературы и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.





календарно-тематическое планирование по музыке 5 класс в соответствии с ФГОС
  • Музыка
Описание:

Календарно-тематическое планирование по музыке 5 класс в соответствии с ФГОС по программе Г.П.Сергеевой и Е.Д.Критской. Главная цель введения ФГОС ООО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. Разработка рабочих программ и планирование учебной деятельности в соответствии с новыми ФГОС, безусловно, является одной из наиболее сложных задач, стоящих перед учителями.

Автор Рыбина Валентина Анатольевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 4128
Номер материала 42036
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓