Главная / Русский язык и литература / Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс по программе Г.С.Меркина

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс по программе Г.С.Меркина

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов



СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

_________ /Решетникова /


подпись Ф.И.О.

Протокол № _____________

заседания МО

от ____ _____________ 2014 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по НМР

_________ /Нурисламов С.Ф./

подпись Ф.И.О.

Протокол № _______________

заседания НМС

от ____ _____________ 2014 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №10

_________ /Озерова Е.В./

подпись Ф.И.О.

Приказ № ______________


от ____ _____________ 2014 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет литература


Уровень общеобразовательный

(общеобразовательный, профильный, углубленный)

Кудинова Ирина Владимировна

Ф.И.О. учителя-разработчика

Класс 5Б,Г

2014-2015 учебный год


Количество часов:

всего 70ч.; в неделю 2ч.


Программа разработана на основе Федерального базисного учебного плана образовательного учреждения РФ, примерной программы по литературе для основной школы и авторской Программы по литературе под редакцией Г.С.Меркина, 2013г., рекомендованной Департаментом общего среднего образования Российской Федерации

Сургут 2014



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального базисного учебного плана образовательного учреждения РФ (приказ Министерства от 09.03.2004г. №1312);

  • Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе для 5-11 классов, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта

  • Авторской Программы курса «Литература» 5-9 классы / под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева– Москва: ООО«Русское слово - учебник», 2013г.


К программе прилагается учебник «Литература» для 5 класса в трех частях, автор Г.С. Меркин, а также методические пособия: «Поурочное планирование по литературе» автор Л.Л. Висленко, С-Петербург «Паритет», 2006г., «Поурочные разработки по литературе» автор И.В.Золотарева, Т.А.Крысова, М., «Вако», 2006г., «Литература» - газета издательства «Первое сентября» за 2008-2010 г.г.


В федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации отводится 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования на базовом уровне.

Цель уроков литературы – способствовать формированию нравственных позиций, эстетического вкуса и совершенному владению речью.

Задачи уроков литературы для учащихся 5 классов:

- формирование представления о художественной литературе как искусстве слова;

- освоение теоретических понятий, которые способствуют более глубокому постижению художественных произведений;

- использование различных форм общения с искусством слова для совершенствования собственной речи.

Специфика данного курса в том, что он воспроизводит литературный процесс в последовательности от мифологии до литературы 20 века; набор основных базовых понятий: сюжет – герой – жанр – автор предстаёт уже в 5 классе в их взаимных связях, хотя в центре внимания остаётся сюжет.

Программа последовательно обращает внимание на вопросы теории литературы. В каждой теме обозначено ведущее литературоведческое понятие, важное для её изучения. Накопление теоретических сведений осуществляется постоянно. Основные теоретические понятия, которые осваиваются в 5 классе, подчинены ведущей проблеме учебного года – это сюжет со всеми связанными с ним понятиями: композиция, завязка, кульминация, развязка, пролог, эпилог, эпизод. Также теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.

Данная программа составлена с учётом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования, и направлена на продолжение работы по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, формированию умений читательской деятельности, восприятию интереса к чтению и книге.

Особенности изучения данного курса в том, что:

  1. Каждое произведение обращено к вечным человеческим ценностям. Ученик постигает категории добра, справедливости, чести, любви к человеку, семье.

  2. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

  3. Литература тесно связана с русским языком. Содержание обоих курсов предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.

  4. Литература взаимодействует с дисциплинами художественного цикла – музыкой, МХК, ИЗО.

Основными формами и методами работы на уроках литературы в 5 классе являются методы развивающего обучения, нестандартные формы обучения, использование технологии дифференцированного, проблемного обучения, использование технологии дифференцированного, проблемного обучения, технологии критического мышления, технологии развития познавательного интереса, автором которой является Щукина.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления учащихся.

Контроль за деятельностью учащихся на уроках литературы будет осуществляться через организацию и проведение тестов, зачётов, творческих заданий, самооценки своей деятельности; проектной деятельности; через учёт и оценку знаний, умений и навыков по изученному материалу.







Учебно-тематическое планирование 5 класс литература


Тема раздела

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Введение

1

1


2

И мифологии

2

2


3

Из устного народного творчества

3

3


4

Из древнерусской литературы

2

2


5

Из басен

2

1

1


Из литературы 19 века




6

А.С.Пушкин

4

2

2

7

М.Ю.Лермонтов

1


1

8

Н.В.Гоголь

4

4


9

И.С.Тургенев

5

4

1

10

Н.А.Некрасов

2

2


11

А.П.Чехов

3

3


12

Л.Н.Толстой

2

2



Из литературы 20 века




13

А.А.Блок

1


1

14

Л.Н.Андреев

2

2


15

И.А.Бунин

2

1

1

16

И.А Куприн

2

1

1

17

С.А.Есенин

2

2


18

А.П.Платонов

2

2


19

П.Бажов

2

2


20

Н.Носов

2

2


21

В.П.Астафьев

3

3


22

Н.Носов

2

2


23

Родная природа в произведениях 20 века

2


2

24

В.И.Белов

1

1


25

В.Г.Распутин

2

2


26

Из зарубежной литературы

14

14



Всего

70

60

10


ТЕМА УРОКА

Кол.ч

Дата/п

Дата/ф


Планируемые результаты


Формы контроля

Образовате-льный

продукт

ЕГЭ








Освоение предметных знаний


УУД




Введение 1 час

1

Книга-твой друг

1







Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества

Задавать вопросы

Высказывать свои суждения

Устный ответ

Пересказ статьи учебника


Из мифологии 2 часа

2




3

Из мифологии




Античный миф

1




1







Миф и мифология

Миф как явление эстетическое

Классифициро-

вать материал

составлять план для устного ответа

Устный ответ

Выразительное чтение и пересказ античных мифов.

Теория литературы

Из устного народного творчества 3 часа

4





5




6

Из устного народного творчества

Малые жанры


Волшебные сказки.


Сказки народов России

1





1




1







Истоки устного народного творчества

Его основные виды

Работа в парах

Взаимопроверка

Отрабатывать умение строить высказывание

Устный ответ

Сочинение собствен-ной сказки

Знать виды сказок, их сюжеты, образы

Художест-венные изобразите-льные средства

Из древнерусской литературы 2 часа

7






8

Из древнерусской литературы.

О литературе древней Руси.


Из «Повести временных лет»

1






1







Создание первичных представлений о древнерусской литературе

Формулировать тему урока

Подводить итог своей деятельности в конце урока

Устный ответ

Иллюстрации к летописям

Теория литературы

Из басен 2 часа

9



10

Из басен народов мира


Русские басни

1



1







Эзоп, Жан де Лафонтен

В.К.Тредиаков-ский

А.П.Сумароков

М.В.Ломоносов

И.А.Крылов

Выделять мораль басни

Соотносить ее с современностью

Устный ответ

Выразительное чтение наизусть

Иллюстрации к басням, инсценирова-ние


Из литературы 19 века

А.С.Пушкин 4 часа



11





12





13

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне..»


А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне»


В мире пушкинских стихотворений о природе




1




1





1







Жизнь и творчество

«Сказка о мертвой царевне..»

Теории литературы:

Ритм,

стихотворная и прозаическая речь

Стихотворения о природе

Планировать работу





Вступать в диалог

по теме урока




Делать выводы

Обобщать

Устный ответ

Литературная игра «Продолжи рифму»

Выразительное чтение

наизусть

Художест-венные изобразите-льные средства

14

Поэзия 19 века о родной природе

1







П.А.Вяземский, А.А.Фет, Ф.И.Тютчев

Анализировать лирические произведения

Находить выразительные

средства языка

Устный ответ

Конкурс выразительного чтения

Художест-венные изобразительные средства

М.Ю.Лермонтов 1 час


15





М.Ю.Лермонтов

Жизнь и творчество

«Бородино»

1













История создания стихотворения «Бородино»

Классифициро

вать материал

составлять план для устного ответа

Устный ответ

Творческая работа «На Бородинском поле»

Знать выразительные средства языка:

Эпитет

Сравнение

метафора


Н.В.Гоголь 4 часа

16





17








18






19

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество.



«Ночь перед Рождеством» Отражение в повести славянских преданий


Образы и события в повести «Ночь перед Рождеством»


Суеверие. Злая сила. Зло и добро в повести


1




1








1






1







Отражение в повести славянских преданий и легенд, образы и события повести




Теория литературы:

Фантастика, сюжет, портрет, речевая характеристика

Оценивать свою деятельность на уроке и деятельность своих одноклассников



Выделять главное в содержании повести, обобщать, делать выводы



Ставить учебную задачу

Вопросы к викторине о творчестве Н.В.Гоголя



Тест





Отзыв о повести Гоголя

Чтение повести по ролям, пересказ, иллюстрирова-

ние отдельных сцен

Художест--венные изобразите-льные средства

И.С.Тургенев 5 часов

20







21




22



23



24

И.С.Тургенев

«Муму» Тематика и социальная проблематика рассказа.


Центральные и второстепенные образы рассказа.


Образ Герасима

и Муму в рассказе


Стихотворения в

прозе


Стихотворения в прозе


1







1




1




1



1







Тематика и социальная проблематика рассказа











Стихотворения в прозе

Находить информацию в разных источниках


Анализировать


Делать выводы


Отстаивать свою точку зрения

Устный ответ

Пересказ текста рассказа







Наизусть стихотворение в прозе «Русский язык»

Анализ эпического произведе-ния

Н.А.Некрасов 2 часа

25





26

Н.А.Некрасов

Темы крестьянской жизни.


Теория литературы: поэма, строфа, эпитет


1





1







Творческая история

Тема и основные проблемы поэмы. Своеобразие сюжета

Соотносить время, описанное в поэме с исторической эпохой

Устный ответ

Выставка – конкурс рисунков детей

Письменный отзыв на поэму

Теория литературы

А.П.Чехов 3 часа

27





28


29

А.П.Чехов

Книга в жизни Чехова.


Тема рассказа «Пересолил»


Теория литературы: юмор, ирония, антитеза

1





1


1











Книга в жизни Чехова

Жанровое своеобразие рассказов


контролировать

свою речь при вступлении в диалог

Устный ответ

инсценирование

Чтение по ролям

Художественные изобразительные средства

Л.Н.Толстой 2 часа

30







31

Л.Н.Толстой

Творческая история рассказа «Кавказский пленник»


Тема и основные проблемы рассказа


1






1







Своеобразие сюжета

Любовь как высшая нравственная основа в человеке



Составлять алгоритм пересказа текста

Устный ответ

Письменный отзыв на эпизод

Рассказ по плану

Теория литературы

Из литературы 20 века

А.А.Блок 1 час, Л.Н.Андреев 2 часа




32








33






34


А.А.Блок

Художественное своеобразие стихотворений






Л.Н.Андреев

Рассказ «Петька на даче»

Роль эпизода в создании образа героя.


Основная тематика и нравственная проблематика рассказа





1







1






1










Тематика и проблематика

Лирики А.А.Блока




Роль эпизода в создании образа героя

Природа в жизни мальчика. Значение финала



Выделять в тексте описание

природы

уметь чувствовать красоту природы, сопереживать ей


составлять вопросы по тексту

владеть навыками сотрудничества




Ответы на вопросы

Выразительное чтение




Письмен-ный ответ на вопрос



Чтение наизусть







Пересказ по цитатному плану


Анализ лирическо-го произведе-ния

И.А.Бунин 2 часа

35



36

И.А.Бунин

Лирика и проза.


Теория литературы: стихотворение - размышление

1



1







Книга в жизни Бунина

Тема природы и приемы ее реализации в лирике поэта

Ставить учебную задачу

Анализировать лирические произведения

Цитатный план

Устный ответ

Чтение наизусть

Цитатный план

Художест-венные изобразите-льные средства

А.И.Куприн 2 часа

37








38

А.И.Куприн

Рассказ «Золотой петух»

Основные нравственные проблемы рассказа.

______________

Особенности создания образа

1








1








Рассказ

Характеристика персонажа

Портрет героя

Анализировать

Сравнивать

Обобщать

Делать выводы

Наблюдать

Создавать портрет героя на основе наблюдений

Письмен-ный отзыв

Пересказ от другого лица

Рисунки учащихся


С.А.Есенин 2 часа

39



40

Лирика С.А.Есенина


Теория литературы:

эпитет, метафора,

сравнение

1



1







Малая и большая Родина

Единство человека и природы

Анализировать лирические произведения

Находить выразительные средства языка

Устный ответ

Конкурс выразительного чтения стихов Есенина

А,П.Платонов 2 часа

41




42

А.П.Платонов

Рассказ «Никита»

Мир глазами ребенка

«Цветок на земле»

1





1







Тема рассказа. Мир глазами ребенка

Образ Никиты

Ставить учебную задачу

Участвовать в учебном диалоге

Устный ответ

Пересказ по цитатному плану

Рисунки учащихся

Биография писателя

П.П.Бажов 2 часа

43




44








П.П.Бажов

Сказ «Каменный

цветок»


Приемы создания художествен-

ного образа.

Человек труда в сказе

1




1















Понятие о сказе, его отличие от сказки

Герой повествования

Афоризм

Систематизиро

вать

Выделять главное

Составлять план для пересказа текста

Устный ответ

Конкурс иллюстраций

Пересказ эпизода

Художественные изобразите-льные средства

Е.Н.Носов 2 часа

45









46





Е.И.Носов

Рассказ «Три охотника»

Юмористичес-

кое и лирическое в рассказе.


Добро и доброта

Мир глазами ребенка





1









1












Юмористическое и лирическое в рассказе







Воспитание чувства милосердия, сострадания

Оценивать свою деятельность на уроке и деятельность других



Задавать уточняющие вопросы



Владеть приемами и навыками учебного сотрудничества

Работа в группах

Чтение в лицах

Инсценирова-ние

Пересказ

Теория литературы

В.П.Астафьев 3 часа, Е.В.Носов 2 часа

47





48



49

В. П. Астафьев

Рассказ «Васюткино озеро»


Образ главного героя


Художественное своеобразие

рассказа




1





1



1







Диалог- основная художественная форма рассказа.





Формулировать цель урока

Подводить итоги в конце урока





Устный ответ







Сравнительная характеристика

Чтение в лицах

Инсценирова-ние

Особенности речи


Художест-венные изобразите-льные средства Художест-венные



50




51


Е. В. Носов

«Как патефон петуха от смерти спас»

Главный герой рассказа


1




1







Воспитание чувства милосердия, сострадания

Владеть приемами и навыками учебного сотрудничества






Устный

ответ


персонажей Сравнительная характеристика

Чтение в лицах

Инсценирова-ние

Особенности речи персонажей


изобразите-льные средства





Родная природа в произведениях 20 века 2 часа

52





53

Родная природа в произведениях писателей 20 века


Лирика Н. М. Рубцова, В. Ф. Бокова, Р. Г. Гамзатова

1






1







Любовь к природе родного края

Использование художественных выразительных средств языка

Задавать вопросы по теме урока

Вступать в диалог

Высказывать свою точку зрения

Анализ лирическо-го произведения

Конкурс выразительно-го

чтения стихов

Художест-венные изобразительные средства

В.Белов 1 час, В.Г.Распутин 2 час

54





55



56

Творчество В. Белова

Рассказ «Весенняя ночь»


В. Г. Распутин «Век живи – век люби»

Образ главного героя рассказа

1





1



1







Своеобразие прозы В. Белова




Своеобразие прозы В. Г. Распутина




Составлять сложный план к тексту



Классифициро-

вать материал

Устный ответ



Анализ лирическо-го произведения



Чтение рассказов В.Белова



Пересказ эпизода

иллюстрации



Анализ эпического произведе-ния

Из зарубежной литературы 14 часов



57






58





Из зарубежной литературы


Д. Дефо

«Робинзон Крузо»

Приключенчес-

кий роман.


Теория литературы: притча, путешествие




1






1











Приключенческий роман

Путешествие

Сюжетные линии

Характеристика персонажей

Владеть приемами и навыками учебного сотрудничества

Следить за устной речью своей и других

Сочинение- рассуждение

«Человек все может»

Пересказ эпизода

иллюстрации

Анализ эпического произведе-ния

59


60






61







Х.К.Андерсен

«Соловей»


Добро и зло, внешняя и внутренняя красота


Теория литературы: волшебная сказка

1




1




1














Конкурс иллюстраций к сказке

Пересказ по плану

Теория литературы

Устный ответ

Пересказ эпизода

иллюстрации

Теория литературы

62








63



64




65

М.Твен

«Приключения Тома Сойера»

Приключения как форма детской фантазии


Мир детства и мир взрослых


Жосеф Рони Старший

«Борьба за огонь»


Главный герой рассказа

1








1



1





1







Письменный отзыв о герое










Характеристика героя

Теория литературы











Жанр произведения

Устная характеристика героев









Составле-ние плана

Выразите-льное чтение

Пересказ эпизода

иллюстрации

Теория литературы

66




67





Дж.Лондон

Рассказы



Теория литературы :

рассказ

1




1







Пересказ эпизода

Анализ эпического произведения

Устный ответ


Анализ эпического произведе-ния

68





69



Астрид Линдгрен

«Приключения Эмиля…»

Мир детства


Смешное и комическое в рассказе

1








1







Иллюстрации к рассказам писателя




Выставка рисунков

Анализ эпического произведения

Дискуссия





Устный ответ


Анализ эпического произведе-ния



70

Встреча в литературной гостиной

«Путешествие в мир книги»

1







Рассказ о любимой книге, авторе

Выстраивать доброжелатель-

ные взаимоотношения

на уроке


Устные ответы

Чтение эпизодов

Музыкальное сопровождение










Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс по программе Г.С.Меркина
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса разработана на основе следующих нормативных документов:

-        Федерального базисного учебного плана образовательного учреждения РФ (приказ Министерства от 09.03.2004г. №1312);

-        Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе для 5-11 классов, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта

-        Авторской Программы курса «Литература» 5-9 классы / под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева– Москва: ООО«Русское слово - учебник», 2013г.

 

К программе прилагается учебник «Литература» для 5 класса в трех частях, автор Г.С. Меркин, а также методические пособия: «Поурочное планирование по литературе» автор Л.Л. Висленко, С-Петербург «Паритет», 2006г., «Поурочные разработки по литературе» автор И.В.Золотарева, Т.А.Крысова, М., «Вако», 2006г., «Литература» - газета издательства «Первое сентября» за 2008-2010 г.г.

Автор Кудинова Ирина Владимировна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1708
Номер материала 50183
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓