Главная / Физика / Календарно-тематическое планирование по курсу физики основной школы (7-9классы) для обучающихся на дому

Календарно-тематическое планирование по курсу физики основной школы (7-9классы) для обучающихся на дому

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике составлена для домашнего обучения физике учащихся 7, 8 и 9-го общеобразовательных классов в общеобразовательной школе с углублённым изучением отдельных предметов.

Рабочая программа по физике включает в себя следующие разделы: пояснительную записку; требования к уровню подготовки выпускников; содержание тем учебного курса; календарно-тематическое планирование.

Рабочая программа составлена на основе:

1. Нормативно-правового обеспечения:

  • Закон РФ «Об образовании»: статьи 7, 9, 32

В соответствии ст. 32 образовательное учреждение разрабатывает и утверждает образовательные программы, учебные планы и рабочие программы учебных курсов

  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089

«Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»

Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

2. Нормативных актов и документов, обеспечивающих реализацию федерального компонента государственного стандарта общего образования:

  • федеральный базисный учебный план;

Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312

«Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»

  • программы основной школы (авторы программы Е.М. Гутник, А.В. Перышкин). - Программа для общеобразовательных учреждений: «Физика. Астрономия» 7-11Кл. (Ю.И. Дик, В.А. Коровин) Дрофа, 2010г.;

  • контрольно-измерительные материалы для государственной (итоговой) аттестации выпускников на ступенях основного общего образования по учебным предметам федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.

Учебно-методический комплект

1. Учебники:

  • А.В. Перышкин «Физика. 7 класс» М.: ДРОФА, 2010.

  • А.В. Перышкин «Физика. 8 класс» М.: ДРОФА, 2010.

  • А.В. Перышкин, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс» М.: ДРОФА, 2010.



2. Задачник: В.И. Лукашик, Е.В.Иванова. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2005.

Пособия для учителя:

  1. А.В. Постников «Проверка знаний учащихся по физике», Москва, «Просвещение», 1986

  2. Контрольно-измерительные материалы: Физика 7 класс/ Сост. Н.И.Зорин. – М.: ВАКО, 2011.

  3. Контрольно-измерительные материалы: Физика 8 класс/ Сост. Н.И.Зорин. – М.: ВАКО, 2011.

  4. Контрольно-измерительные материалы: Физика 9 класс/ Сост. Н.И.Зорин. – М.: ВАКО, 2013.


Пособия для ученика:

  1. ТПО для лабораторных и проверочных работ по физике, 7, 8 классы - Саратов, «Лицей», 2010.

  2. ФГОС: Тематическая рабочая тетрадь по физике под ред. В.А. Касьянова, 9 класс – М.: ЭКЗАМЕН, 2012


Цели изучения физики

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных, квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать их, обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с иcпользованием информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как элементу общечеловеческой культуры;

использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Задачи обучения физики

1. Развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

2. Овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

3. Усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

4. Формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.


Учебная программа по физике для основной общеобразовательной школы составлена на основе обязательного  минимума  содержания  физического образования образовательной области «Естественные науки».

 

Актуальность программы.


Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Обучение физике вносит вклад в политехническую подготовку путём ознакомления учащихся с главными направлениями научно-технического прогресса, физическими основами работы приборов, технических устройств. Актуальность программы заключается в усилении принципа политехнизма в обучении в основной школе, и, как следствие, увеличении учебного времени, отведённого для выполнения экспериментальных исследований, лабораторных и практических работ.

Программа рассчитана на 105 часов на 3 учебных года и на 35 часов одного учебного года.

из них:

  • 35 часов (1 час в неделю) в 7 классе;

  • 35 часов (1 час в неделю) в 8 классе;

  • 35 часов (1 час в неделю) в 9 классе.

Принципы отбора и логика структуры программы

        

На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.

Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.

 При организации учебного процесса обеспечивается последовательность изучения материала; новые знания опираются на пройденный материал, темы раскрываются поэтапно, заканчивается тема либо контрольной работой, либо практической работой. Закрепление материала происходит в процессе практикумов, игр. Используются уроки – мастерские, конференции, соревнования, зачёты.

Учебный предмет «Физика» опирается на знания полученные на уроках природоведения, биологии, алгебры, является базой для изучения физики, химии в старших классах.


В условиях ограниченного времени на обучение физике предусматривается использование следующих приёмов и методов:

  • выдвижение учебных проблем при изучении учебного материала;

  • систематическое использование учебного эксперимента;

  • опора на самостоятельную познавательную деятельность учащихся;

  • использование различных источников информации (учебников, справочной литературы, книг для чтений, хрестоматий, СD-дисков, Интернета);

  • использование заданий на понимание информации;

  • решение по образцу;

  • использование различного вида контроля (тестирование, контрольных работ, экспериментальных заданий, составление презентаций).

 

Предполагаемые результаты

Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • Использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование.

  • Формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательство, законы, теории.

  • Овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач.

  • Приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фатов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • Владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть результаты своих действий.

  • Организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Оценивание результата

Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», как по классам, так и общие требования к уровню подготовки выпускников, которые полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

. Критерии оценки знаний, умений учащихся по физике.

При оценке ответов учащихся учитывают следующие знания:

О физических явлениях:

  • Признаки явления, по которым оно обнаруживается;

  • Условие, при котором протекает явление;

  • Связь данного явления с другими;

  • Объяснение явления на основе научной теории;

  • Примеры учёта и использования его на практике.

О физических опытах:

  • Цель, схема, условия, при которых осуществляется опыт;

  • Ход и результаты опыта.

О физических понятиях, физических величинах:

  • Явление или свойства, которые характеризуются данным понятием (величиной);

  • Определение;

  • Формулы, связывающие данную величину с другими;

  • Единицы измерения;

  • Способы измерения величины;

О законах:

  • Формулировка, математическое выражение закона;

  • Опыты, подтверждающие его справедливость;

  • Примеры учёта и применения на практике;

  • Условия применимости.

О физических теориях:

  • Опытное обоснование теории;

  • Основные понятия, положения, законы, принципы;

  • Основные следствия;

  • Практические применения;

  • Границы применимости.

О приборах, механизмах, машинах:

  • Назначение; принцип действия и схема устройства;

  • Применение и правила пользования прибором.

Физические измерения:

  • Определение цены деления, предела измерения прибора;

  • Определять абсолютную погрешность измерения прибора;

  • Отбирать нужные приборы, правильно включать их в установку;

  • Снимать показания прибора и записывать их с учётом абсолютной погрешности измерений.


Основной инструментарий для оценивания результатов с используемыми в тексте программы сокращениями:

  • самостоятельная работа (СР);

  • лабораторная работа (ЛР);

  • зачёт;

  • тест;

  • контрольная работа (КР);

  • ИКТ – информационно- коммуникативные технологии.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света.

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаи-модействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инст-рументы для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

  • рационального применения простых механизмов;

  • оценки безопасности радиационного фона.









Содержание тем учебного курса в 7 классе

п/п

7 КЛАСС

Название раздела темы

Количество часов по теме

Содержание тем

Все-го

В том числе

Федеральный компонент

к/р

л/р

1.

Физика и физические методы изучения природы.

2

-

1

Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. Измерение физических величин. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физические законы. Роль физики в формировании научной картины мира.

2.

Первоначальные сведения о строении вещества.

4

-

1

Строение вещества. Броуновское движение. Диффузия. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел.

3.

Взаимодействие тел.




14

2

4

Механическое движение. Путь. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса. Плотность. Сила. Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Сложение сил. Вес тела. Невесомость. Центр тяжести тела.

4.

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

10

1

1

Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условия плавания тел.


5.

Работа и мощность.

Энергия.

5

1

2

Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия.

6.

Повторение.

4

-

-



ИТОГО:

70

4

9






Тематическое и поурочное планирование учебного материала 7-го класса на учебный год (35 ч, 2 ч в неделю)

п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе

Сроки

Примечания

Теор.

СР

ЛР

ЗАЧЁТ

КР

ТЕСТ



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

I

Введение Физика и физические методы изучения природы (2 ч)


2










1


ТБ на уроках физики. Физика - наука о природе. Физические явления. Наблюдения и описание физических явлений. Физический эксперимент. Физические законы.

Моделирование явлений и объектов природы. Физические величины. Измерение физических величин. Международная система единиц. (С использованием ИКТ).

1









2

Погрешности измерений. Лабораторная работа №1 «Измерение физических величин с учётом абсолютной погрешности». Физика и техника. Роль физики в формировании научной картины мира.

1

1

1






II

2. Первоначальные сведения о строении вещества (4 ч)

4









3

Строение вещества. Молекулы.

Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел».

1

1

1






4

Броуновское движение. Диффузия. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Наблюдение и описание диффузии.

1








5

Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Тест по теме «Введение».

1





1



6

Модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно - кинетических представлений. (С использованием ИКТ).

1

1







III

3. Взаимодействие тел (14 ч)

14









7


Механическое движение. Равномерное движение. Наблюдение и описание различных видов механического движения. Путь. Скорость. Единицы скорости. Измерение физических величин: времени, расстояния, скорости.

1



1






8

Расчёт пути и времени движения. Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимости пути от времени при равномерном движении.


1







9

Инерция. Тест по теме «Механическое движение».

Взаимодействие тел. (С использованием ИКТ). Наблюдение и описание взаимодействия тел.

1

1




1



10

Масса. Единицы массы. Объяснение устройства и принципа действия физического прибора – весов.

Измерение массы. Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

1

1


1






11

Плотность. (С использованием ИКТ). Измерение плотности вещества.

1

1







12

Расчёт массы и объёма тела по его плотности. Зачёт по теме «Плотность».


1


1





13

Лабораторная работа № 4 «Измерение объёма тела». Лабораторная работа № 5 «Измерение плотности твёрдого тела».


1

2






14

Контрольная работа №1 по теме ««Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».





1




15

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. (С использованием ИКТ). Динамометр.

1








16

Сила упругости. Упругая деформация. Закон Гука. Измерение силы. Объяснение устройства и принципа действия динамометра. (С использованием ИКТ).

1








17

Сила, возникающая при деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой. Невесомость. Зачёт по теме «Силы». (С использованием ИКТ).

1



1





18

Графическое изображение силы. Сложение сил, направленных по одной прямой. Центр тяжести тела. Лабораторная работа № 6 «Определение центра тяжести плоской пластины». (С использованием ИКТ).

1


1






19

Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Трение в природе и технике. (С использованием ИКТ).

1

1







20

Контрольная работа № 2 по теме «Сила. Равнодействующая сила» (или тест).





1

(1)


22

IV

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (10ч)


10









21


Давление. Давление твёрдых тел. Единицы давления. (С использованием ИКТ). Способы уменьшения и увеличения давления. Измерение давления.

1


1







22


Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений.

Закон Паскаля. Наблюдение и описание передачи давления жидкостей и газов и объяснение этих явлений на основе закона Паскаля.

1

1







23

Давление в жидкости и газе. Решение задач по теме «Давление жидкостей и газов».

Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда.

1


1







24

Сообщающиеся сосуды. Шлюзы.

Гидравлические машины. Гидравлический тормоз. Гидравлический пресс.

1


1







25


Вес воздуха. Атмосферное давление. Опыт Торричелли.

(С использованием ИКТ). Барометр-анероид. Объяснение устройства и принципа действия барометра. Изменение атмосферного давления с высотой.

1


1







26

Манометры. Насос.

Тест по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».

1

1




1



27


Действие жидкости и газа на погружённое в них тело.

Архимедова сила. Закон Архимеда. (С использованием ИКТ).

1


1








28

Лабораторная работа № 7 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погружённое в жидкость тело».

Условие плавания тел. Наблюдение и описание плавания тел и объяснение этого явления на основе закона Архимеда.

1

1

1






29

Водный транспорт. Зачёт по теме «Законы Паскаля и Архимеда». Воздухоплавание. Решение задач по теме «Архимедова сила. Условия плавания тел». (С использованием ИКТ).

1


1


1





30

Контрольная работа № 3 по теме «Сила Архимеда. Условия плавания тел».





1




V

Работа и мощность. Энергия (5ч)

5









31


Работа. Работа силы, действующая по направлению движения тела. Мощность. Измерение работы и мощности. (С использованием ИКТ). Решение задач по теме «Работа и мощность».


1


1







32


Простые механизмы. Рычаг. Условия равновесия рычага. Объяснение устройства и принципа действия простых механизмов. Момент силы. Лабораторная работа № 8 Экспериментальное исследование «Выяснение условий равновесия рычага». Условия равновесия тел.


1


1

1






33


«Золотое правило механики». Практическое применение физических знаний для использования простых механизмов в повседневной жизни. Коэффициент полезного действия. Лабораторная работа №9 «Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».


1


1


1






34


Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины.

Кинетическая энергия. Решение задач по теме «Механическая энергия».

Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра. (С использованием ИКТ).


1

1







35

Контрольная работа № 4 по теме «Работа и мощность. Энергия».






1





ИТОГО

35

28

23

9

4

4

3 (4)









Содержание тем учебного курса в 8 классе

п/п

8 КЛАСС

Название раздела темы

Количество часов по теме

Содержание тем

Федерального государственного образовательного стандарта.




Всего

В том числе

КР

ЛР

1.










Тепловые явления.






5














1












1














Тепловое движение атомов и молекул. Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.



2



Изменение агрегатных состояний вещества.



8



1



1

Испарение и конденсация. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Преобразования энергии в тепловых машинах. Паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель. КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.



3



Электрические явления.



12



1



4

Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Носители электрического заряда в полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля - Ленца.

4.

Электромагнитные явления.



4



1



2

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Электромагнит. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.

5.

Световые явления.



5






1

Элементы геометрической оптики. Закон прямолинейного распространения света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Закон преломления света. Линза. Фокусное расстояние линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

5.

Повторение

1







Итого



35



4



9









Тематическое и поурочное планирование учебного материала 8-го класса на 2012-2013 учебный год (34 ч, 1 ч в неделю)

п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе



Сроки

Примечания

Теор.

СР

ЛР

ЗАЧЁТ

КР

ТЕСТ



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11



I

I четверть

1.Тепловые явления (5 ч)



5







































7









1

Тепловое движение атомов и молекул. Тепловое равновесие. Температура. Объяснение устройства и принципа действия термометра. Измерение температуры.

1

1




1



2

Работа и теплопередача, как способы изменения внутренней энергии тела. Наблюдение и описание различных видов теплопередачи. Объяснение этих явлений на основе представлений об атомно-молекулярном строении вещества.

1

1




1



3


Количество теплоты. Удельная теплоёмкость. Измерение количества теплоты. Измерение удельной теплоёмкости. Лабораторная работа «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

1

1

1






4

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива.

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Повторение темы «Тепловые явления». (С использованием ИКТ.)

1

1


1


1



5

Контрольная работа № 1 по теме «Тепловые явления».










1




1

2

4

5

6

7

8

9

10

11

II

2. Изменение агрегатных состояний вещества (7 ч)


6


Плавление и кристаллизация тел. Наблюдение и описание изменения агрегатного состояния вещества. Удельная теплота плавления. Проведение опытов по выявлению зависимости температуры вещества от времени при плавлении льда. Измерение удельной теплоты плавления льда. (С использованием ИКТ.)

1

1


1


1



7

Испарение и конденсация. Проведение опытов по выявлению зависимости температуры вещества от времени испарения жидкости. Наблюдение и описание изменения агрегатного состояния вещества при испарении жидкости.


1

1


1


1














8

Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Проведение опытов по выявлению зависимости температуры вещества от времени при кипении жидкости.


1

1


1


1




Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе представлений об атомно- молекулярном строении вещества, закона сохранения энергии в тепловых процессах. (С использованием ИКТ.)

1

1











II четверть


9

Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха. Объяснение устройства и принципа действия психрометра. Лабораторная работа «Измерение относительной влажности воздуха».

1


1



1



10

Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Объяснение устройства и принципа действия двигателя внутреннего сгорания и паровой машины. Паровая турбина. (С использованием ИКТ.)

1

1




1



1

2

4

5

6

7

8

9

10

11

11

КПД тепловой машины. Объяснение устройства и принципа действия холодильника. Экологические проблемы использования тепловых машин. (С использованием ИКТ.)

1

1




1



12

Контрольная работа № 2 «Изменение агрегатных состояний вещества» (или тест).





1




III

3. Электрические явления (11ч)

11


13

Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Наблюдение и описание электризации тел. Взаимодействие зарядов. Электрическое поле. (С использованием ИКТ.)

Действие электрического поля на электрические заряды. Наблюдение и описание взаимодействия электрических зарядов. Дискретность электрического заряда. Электрон. Закон сохранения электрического заряда.


1

1




1



14

Строение атомов. Объяснение электрических явлений. Проведение простых физических опытов по изучению электростатического взаимодействия заряженных тел. (С использованием ИКТ.)

1

1




1



15

Постоянный электрический ток. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы.

1

1


1


1



16

Сила тока. Объяснение устройства и принципа действия амперметра. Предупреждение опасного воздействия на организм человека электрического тока. Измерение силы тока. Лабораторная работа «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках».





1

1

1



1



1

2

4

5

6

7

8

9

10

11


III четверть


18


Электрическое сопротивление. Измерение электрического сопротивления. Лабораторная работа «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника».

1


1

1






19

Закон Ома для участка электрической цепи. Решение задач на закон Ома. (С использованием ИКТ.)

1

1




1



20

Последовательное и параллельное соединение проводников. Экспериментальное исследование «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников». (С использованием ИКТ.)



1



1



1



1








21

Работа и мощность электрического тока. Счётчик электрической энергии.

Лабораторная работа «Измерение работы и мощности электрического тока в электрической лампе».

1


1

1






22

Закон Джоуля-Ленца. Практическое применение физических знаний для безопасного обращения с электробытовыми приборами. Расчёт электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами.

1

1




1



23

Контрольная работа № 3 по теме «Электрические явления».

1



1

1





4. Электромагнитные явления (4 ч)

4 ч



24

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Электромагнит. Лабораторная работа «Сборка электромагнита и испытание его действия». (С использованием ИКТ.)




















1

1

1






25


Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле Земли. Наблюдение и описание взаимодействия магнитов и объяснение этих явлений. Действие магнитного поля на проводник с током.

1

1







1

2

4

5

6

7

8

9

10

11

26


Проведение простых опытов по изучению действия магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон. Объяснение устройства и принципа действия динамика, микрофона и электродвигателя.

1

1








IV четверть


27

Повторительно–обобщающий урок по теме «Электромагнитные явления». Контрольный тест по теме «Электромагнитные явления».


1




1




5. Световые явления (4ч)

4


28

Элементы геометрической оптики. Закон прямолинейного распространения света. Отражение и преломление света. Закон отражения. Наблюдение и описание отражения и преломления света и объяснение этих явлений. Плоское зеркало. (С использованием ИКТ.)


1


1








29

Закон преломления света. Линза. Фокусное расстояние линзы. Измерение фокусного расстояния линзы. Лабораторная работа «Получение изображений с помощью линз». (С использованием ИКТ.)

1

1

1






30

Оптические приборы. Объяснение устройства и принципа действия фотоаппарата, проекционного аппарата. Глаз как оптическая система. Объяснение устройства и принципа действия очков.

1








31

Повторительно–обобщающий урок по теме «Световые явления». Зачёт по теме «Световые явления».




1





32

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (3ч)

Повторение темы «Тепловые явления».

3 ч




1






1



33

Повторение темы «Электрические явления».


1




1



34

Повторение темы «Электромагнитные явления».


1




1



ИТОГО


34

18

29

9

7

3

18



Содержание тем учебного курса в 9 классе



п/п

9 КЛАСС

Название раздела темы

Кол-во часов по теме

Содержание тем

Всего

В том числе

Федеральный компонент

к/р

л/р


1.

Законы взаимодействия и движения тел.


14


2


-

Механическое движение. Система отсчета и относительность движения. Путь. Скорость. Ускорение. Движение по окружности. Первый закон Ньютона. Сила. Сложение сил. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Свободное падение. Закон всемирного тяготения.

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.


2.

Механические колебания и волны. Звук.


5


1


-

Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Механические волны. Длина волны. Звук. Громкость звука и высота тона.


3.

Электромагнитное поле.


7


1


1

Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор. Передача энергии на расстояние. Электромагнитные волны. Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Принципы радиосвязи и телевидения.

Свет - электромагнитная волна. Дисперсия света. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.


4.

Строение атома и атомного ядра.


5



1


3

Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Состав атомного ядра. Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. Ядерная энергетика. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

5.

Итоговое повторение.

4


-

-

Повторение основных понятий из всех разделов курса физики за 9 класс.

6.

Итого

35

5


4




Тематическое и поурочное планирование учебного материала 9 класса на 2012-2013 учебный год (обучение на дому)

п/п

Тема раздела урока

Кол-во часов

КОНТРОЛЬ

Сроки

КР

ЛР

ТЕСТ

ЗАЧЁТ

ФД

СР


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Тема 1. Законы взаимодействия и движения тел.

14


1

Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета и относительность движения.

Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира. Путь. Перемещение. Скорость.

1









2

Скорость равномерного прямолинейного движения. Практическое применение физических знаний для выявления зависимости тормозного пути автомобиля от его скорости.

1





1



3

Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Скорость и перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении.

1







1


4


Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Решение задач по теме « Законы движения тел».

1




1


1



5

Контрольная работа № 1 по теме « Законы движения тел».

1

1


1





6


Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Сила. Сложение сил. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

1







1


7

Решение задач по теме «Законы Ньютона». Наблюдение и описание различных видов механического движения, взаимодействия тел и объяснение этих явлений на основе законов динамики Ньютона.

1




1


1


8

Свободное падение. Невесомость.Движение тела, брошенного вертикально вверх.(С использованием ИКТ).

1







1


9

Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на земле и других небесных телах. (С использованием ИКТ).

1



1


1



10

Криволинейное движение. Движение по окружности (с постоянной по модулю скоростью). (С использованием ИКТ).

1






1


11

Искусственные спутники Земли. Описание движения спутников и объяснение их на основе законов динамики. (С использованием ИКТ).

1





1



12

Импульс. Закон сохранения импульса.

Реактивное движение. Ракеты.

1







1


13


Закон сохранения механической энергии.

Наблюдение и описание различных видов взаимодействия тел и объяснение этих явлений на основе законов сохранения импульса и энергии.

1







1


14


Контрольная работа № 2 по теме «Законы взаимодействия тел».

1

1








Тема 2. Механические колебания и волны. Звук.

5



15

Механические колебания. Наблюдение и описание механических колебаний. Период, частота, амплитуда колебаний. Измерение периода колебаний маятника. (С использованием ИКТ).

1





1


1


16

Объяснение механических колебаний на основе закона сохранения энергии. (С использованием ИКТ).

1





1



17

Механические волны. Наблюдение и описание механических волн и объяснение их на основе закона сохранения энергии. Длина волны. (С использованием ИКТ).

1








18

Звук. Источники звука. Звуковые колебания. Громкость звука и высота тона. Тембр звука. (С использованием ИКТ).

1






1


19

Контрольная работа № 3 по теме «Механические колебания и волны. Звук».

1

1








Тема 3. Электромагнитное поле.

7


20

Неоднородное и однородное магнитное поле. Правило буравчика. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

1







1



21


Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея.

Лабораторная работа № 1 «Изучение явления электромагнитной индукции».

Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

1



1



1



22

Электрогенератор. Переменный ток.

Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. (С использованием ИКТ).

1







1



23

Электромагнитные волны. Свет – электромагнитная волна. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Дисперсия света. Цвета тел. (С использованием ИКТ).

1







1


24


Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Получение электромагнитных колебаний.

1







1


25

Принципы радиосвязи и телевидения.

1




1


1


26

Контрольная работа № 4 «Электромагнитное поле».

1

1








Тема 4. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер.

5


27


Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Состав атомного ядра. Энергия связи атомных ядер. (С использованием ИКТ).

1







1



28

Ядерные реакции. Цепная реакция. Термоядерная реакция. Ядерный реактор. Лабораторная работа № 3 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков». Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

(С использованием ИКТ).

1




1


1


29

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Лабораторная работа № 2 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям». (С использованием ИКТ).

1


1




1


30

Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Лабораторная работа № 4 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром». (С использованием ИКТ).

1


1




1


31

Контрольная работа № 5 «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер».

1

1







32

Повторение раздела «Движение и взаимодействие тел»




1





33

Повторение раздела « Механические колебания и волны. Звук»




1





34

Повторение раздела «Электромагнитное поле»




1





35

Повторение раздела «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер»




1






ИТОГО:

35

5

4

7

4

6

19


Учебно-методические средства обучения

п\п

Учебный комплекс

Авторы, составители

Название учебного издания

Годы издания

Издательство

Для учителя

Для учеников

1.


Учебно-программные

Ю.И. Дик, В.А.Коровин

Программы для общеобразоват. учреждений: Физика. Астрономия. 7 – 11 кл.

2010

М. Дрофа


+


2

Учебно-теоретические

А.В. Перышкин


Физика. 8 класс.


2008

М. «Дрофа»

+


+

3


Учебно-практические

В.И. Лукашик

Сборник задач по физике7-9кл

2005

М. Просвещение

+

+

Л.А.Кирик

Самостоятельные и контрольные работы

2000

М. Илекса

+


4


А.В. Постников

Проверка знаний учащихся по физике

1986

М., Просвещение


+


+


Учебно-практические



Б.И. Спасский

Хрестоматия по физике

1982


М., Просвещение


+


+



5

Учебно-справочные


Энциклопедия «Физика»

2003


«Большая Российская энциклопедия»

+


6

Рабочие тетради на печатной основе (ТПО)

В.А. Касьянов, В.Ф. Дмитриева

Рабочая тетрадь по физике (к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика. 8 класс» - М.: Дрофа)

2012

М., Экзамен


+

+

Астахова Т.В.

ТПО для лабораторных и контрольных заданий по физике. 8 класс

2011

Саратов, «Лицей»

+

+

7

Мультимедийные программы


Открытая физика 1.1

Физика практикум 7-11 кл.

Физика. Библиотека наглядных пособий.

2002

2004

2004


+

+

Периодические издания:

  1. Журнал «Физика в школе», научно-методический журнал, издательство: Школа-пресс, Москва, года выпуска: 2000-2013.

  2. Журнал «Физика для школьников», научно-методический журнал, издательство: Школа-пресс, Москва, года выпуска: 2010-2013.







Средства контроля:

  1. Тексты письменных контрольных работ и критерии их оценки по материалам:

  • Контрольно-измерительные материалы: Физика 7,8,9 классы / Сост. Н.И.Зорин. – М.: ВАКО, 2011. – 2013г.г..


  1. Критерии оценки теста по теме «Электромагнитные явления» 8 класс по дидактическим материалам А.В. Постникова «Проверка знаний учащихся по физике», Москва, «Просвещение», 1986.

Количество заданий

Оценка

9 - 10

5

7 - 8

4

5 - 6

3

Менее 5 задач

2


Утверждено на заседании ШМО «Естественные науки» 01.09.2012


Критерии оценок ответов учащихся

Общие требования к ответу:

  • правильность, точность изложения

  • осознанность содержания

  • полнота раскрытия понятий

  • точность употребления научных терминов

  • логическая последовательность ответа

  • речевая грамотность

  • умение мыслить нестандартно

  • умение анализировать и делать выводы

  • наличие базового уровня знаний

  • общая (предметная) культура

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения.

Оценка «4» ставится, если ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но были допущены небольшие неточности.

Оценка «3» ставится, если большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку «4», но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, ученик не сопровождает рассказ примерами применения на практике.

Оценка «2» ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.

Критерии оценки умений решать расчетные задачи



Оценка «5» ставится в том случае, если ученик правильно записал краткое условие задачи, выразил все величины в системе СИ, при решении использовал нужную формулу, правильно сделал вычисления, проверил единицы измерения, проанализировал реальность полученного результата.

Оценка «4» ставится в том случае, если решение удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5» , но допущена ошибка в вычислениях.

Оценка «3» ставится, если большая часть решения удовлетворяет требованиям к ответу на оценку «4», но либо формула для решения задачи неправильная, либо вывод формулы неверен.

Оценка «2» ставится, если учащийся не смог оформить задачу и решить ее.

Критерии оценки умений выполнять лабораторные работы

Оценка «5» ставится в том случае, если ученик выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений, самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование, все опыты проводит с соблюдением правил безопасного труда, в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, чертежи, вычисления, анализирует полученный результат.

Оценка «4» ставится в том случае, если работа удовлетворяет основным требованиям на оценку «5», но были допущены небольшие неточности или не подсчитана погрешность измерения.

Оценка «3» ставится, если искомая физическая величина найдена неверно.

Оценка «2» ставится, если учащийся не смог выбрать нужное оборудование для лабораторной работы, не смог собрать установку или цепь и не провел необходимые измерения.





Календарно-тематическое планирование по курсу физики основной школы (7-9классы) для обучающихся на дому
  • Физика
Описание:

Календарно-тематическое планирование (далее - КТП) по физике составлено для обучения курсу физики основной школы учащихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).

КТП составлено из расчёта на изучение курса физики основной школы в объёме 105 часов (по 35 часов в 7,8 и 9-м классах).

Материал уплотнён так, чтобы у учителя осталась возможность выполнять практическую и лабораторную часть программы, что непросто ввиду сокращения часов на изучение физики для детей с ОВЗ.

КТП составлен в привязке к учебников физики А.В. Пёрышкина для 7 и 8 классов и учебника А.В. Пёрышкина и Е.М. Гутник для учащихся 9 классов.

Автор Терехова Юлия Борисовна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 1804
Номер материала 20919
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы