КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 3 КЛАСС. УМК «ШКОЛА XXl ВЕК
|
|
№
урока по
прог-
рамме
|
№ урока в
раз-деле
|
Тема
урока
|
Тип урока
|
Новые понятия, изучаемые
на уроке
|
Планируемые
результаты
|
Оборудование
|
Мате-риал по учебнику
|
Дата
|
|
Предметные результаты
Метапредметные результаты (УУД)
Личностные результаты
|
|
План
|
Факт
|
|
|
|
Земля – наш общий дом (7 ч.)
|
|
1
|
1
|
Где и когда ты
живёшь. Счёт лет в истории.
|
Вводный
урок
|
Тысячелетие.
Прошлое, настоящее, будущее Определение исторического времени, сравнение:
год, век, столетие. Соотнесение события со временем (в прошлом, в настоящем,
в будущем).
Ориентироваться в понятии «историческое время». Различать
понятия «век», «столетие», «эпоха».
|
·
Предметные
результаты
·
Сформированность
целостного, социально – ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий
Метапредметные
результаты (УУД )
Познавательные:
самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка
информации, установление аналогий.
Регулятивные:
адекватное
использование речи, коррекция.
Коммуникативные:задавать
вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Личностные
результаты
Гуманистическое
сознание, самостоятельность и личная ответственность.
|
Лента
времени
Презентация
|
Учебник
стр.
8-
10
|
|
|
|
2
|
2
|
Солнечная система. Природные тела и природные явления
|
Урок
изучения нового материала.
|
Солнце –
небесное тело, источник света. Общее представление о влиянии Солнца на земную
жизнь. Названия планет
|
·
Предметные
результаты
·
Сформированность
целостного, социально – ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий
Метапредметные
результаты (УУД )
Познавательные:
самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка
информации, установление аналогий.
Регулятивные:
адекватное
использование речи, коррекция.
Коммуникативные:
задавать
вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Личностные
результаты
Гуманистическое
сознание, самостоятельность и личная ответственность.
|
Презентация
«Солнечная
система».
|
Учебник
стр.
11-
15
|
|
|
|
3
|
3
|
Планета
Земля – шар.
|
Комбинированный
урок
|
форму
и размер Земли;
–
основные условия жизни на Земле;
–
причины смены дня и ночи;
–
причины смены времен года;
|
·
Предметные
результаты
Умение
наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять
характерные особенности природных и социальных объектов
Метапредметные
результаты (УУД )
Познавательные:
ставить
и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.
Регулятивные:
адекватное
восприятие.
Коммуникативные:
задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Личностные
результаты
Осознание
себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране,
выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к ее истории и культуре,
в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни
|
Глобус
Земли
|
стр.
16 - 17
|
|
|
|
4
|
4
|
Условия жизни
на Земле.
|
Урок
изучения нового материала.
|
– как
охранять природные богатства
|
·
Предметные
результаты
Уметь
наблюдать, делать выводы, сравнивать свое мнение с текстом учебника
Метапредметные
результаты (УУД )
Познавательные:
контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать
алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить
дополнения.
Коммуникативные: задавать
вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Личностные
результаты
Эстетические
потребности, ценности и чувства.
|
Презентация
|
стр.
18-
20
|
|
|
|
5
|
5
|
Значение Солнца для жизни на Земле.
|
Комбинированный
урок
|
распространение
тепла от его источника, смена сезонов, дня и ночи. Демонстрация опытов:
распространение тепла от его источника, смена сезонов, дня и ночи. Обсуждение
результатов опытов, доказывающих роль света и тепла в жизни растений.
|
Теллурий
|
стр.
20-22
|
|
|
|
6
|
6
|
Водная оболочка Земли.
|
Комбинированный
урок
|
значении
воды в жизни растений. Беседа с использованием рисунков учебника «Вода -
среда обитания животных» Обсуждение результатов опыта о значении воды в жизни
растений
|
·
Предметные
результаты
Уметь
наблюдать, делать выводы, сравнивать свое мнение с текстом учебника
Метапредметные
результаты (УУД )
Познавательные:
контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать
алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить
дополнения.
Коммуникативные: задавать
вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Личностные
результаты
Эстетические
потребности, ценности и чувства.
|
Комплект
для практических работ "Фильтрация воды" с методическими указаниями
|
стр.
23
- 26
|
|
|
|
7
|
7
|
Воздушная оболочка Земли.
|
Комбинированный
урок
|
Демонстрация
опыта «Выделение углекислого газа при дыхании». Беседа «Состав воздуха» ( с
использованием диаграммы). Загрязнители воздуха.
|
·
Предметные
результаты
Уметь
наблюдать, делать выводы, сравнивать свое мнение с текстом учебника
Метапредметные
результаты (УУД )
Познавательные:
контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать
алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить
дополнения.
Коммуникативные: задавать
вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Личностные
результаты
Эстетические
потребности, ценности и чувства.
|
Презентация
«Слои
атмосферы».
|
стр.
27
- 32
|
|
|
|
|
|
Человек изучает Землю (4 ч)
|
|
8
|
1
|
Изображение
Земли.
Глобус –
модель Земли.
План.
Карта (географическая и историческая)
|
Урок
изучения нового материала
|
Меридианы
и параллели. Полюса, экватор,
Северное
и Южное полушария Экваториальный пояс. Арктический пояс
|
·
Предметные
результаты
Уметь
находить на глобусе экватор, Северное и Южное полушария, Северный полюс и
Южный полюс,, меридианы, параллели
Метапредметные
результаты (УУД )
Познавательные:
контролировать и оценивать результат действия ,самостоятельно создавать
алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить
дополнения.
Коммуникативные: задавать
вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Личностные
результаты
Эстетические
потребности, ценности и чувства.
|
Карта полушарий для начальной школы 2
листа.
Физическая
карта России 2 листа для начальной школы
|
стр.
34
- 40
|
|
|
|
9
|
2
|
Масштаб,
условные обозначения карты. Карта России.
|
Комбинированный
урок
|
Масштаб,
условные обозначения на карте. Объяснять назначение масштаба и условных
обозначений.
|
·
Предметные
результаты
Находить
условные обозначения, масштаб, отмечать на контурной карте необходимые точки
Метапредметные
результаты (УУД )
Познавательные:
контролировать
и оценивать результат действия ,самостоятельно создавать алгоритмы
деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить
дополнения.
Коммуникативные:
задавать
вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Личностные
результаты
Эстетические
потребности, ценности и чувства.
|
Планшеты,
листы бумаги, (по числу учащихся).
|
стр.
40
- 41
|
|
|
|
10
|
3
|
Знакомство
с компасом
Экскурсия№1 Ориентирование на местности
|
Экскурсия№1
|
компас Определять направление расположения объекта по компасу, находить стороны горизонта
Знакомство с компасом и работа с ним.
Ориентирование по тени деревьев, мхам и лишайникам, смоле,
просекам
|
·
Предметные
результаты
Уметь
находить север, юг, запад, восток, определять, в каком направлении
расположены объекты
Метапредметные
результаты (УУД )
Регулятивные:
коррекция,
прогнозирование.
Познавательные: ставить
и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.
Коммуникативные:
задавать
вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Личностные
результаты
Гуманистическое
сознание, самостоятельность и личная ответственность
|
компасы
(по числу учащих-ся).
|
стр.
41
- 44
|
|
|
|
11
|
4
|
Провероч-ная
работа «Земля – наш общий дом»
|
Контрольный
урок.
|
Работа с тестом
|
·
Предметные
результаты
Умение
проводить логические операции сравнения и классификации.
Метапредметные
результаты (УУД )
Регулятивные:
осуществляет
текущий контроль своих действий по заданным критериям.
Коммуникативные:
ведение
диалога, взаимный контроль, формулировка.
Познавательные:
учиться
выполнять операции анализа, синтеза, сравнения.
Личностные
результаты
Самостоятельность
и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего
ученика».
|
Текст
проверочной работы
|
|
|
|
|
|
|
Царства природы (27 ч)
|
|
12
|
1
|
Бактерии
|
Урок
изучения нового материала
|
Бактерии — маленькие, примитивные живые
существа. Особенности жизни бактерий, места их обитания
|
·
Предметные
результаты
Уметь
отличать бактерий от других обитателей планеты,
Метапредметные
результаты (УУД )
Регулятивные:
коррекция,
прогнозирование.
Познавательные: ставить
и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.
Коммуникативные:
задавать
вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Личностные
результаты
Гуманистическое
сознание, самостоятельность и личная ответственность.
|
Презентация
Микроскоп
|
стр.
46
- 48
|
|
|
|
13
|
2
|
Грибы
|
Урок изучения
нового материала
|
Грибы — царство природы. Особенности
внешнего вида и строения грибов, отличие их от растений
|
·
Предметные
результаты
Знать
строение шляпочных грибов, разновидности грибов
Метапредметные
результаты (УУД )
Регулятивные:
коррекция,
прогнозирование.
Познавательные: ставить
и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.
Коммуникативные:
задавать
вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Личностные
результаты
Гуманистическое
сознание, самостоятельность и личная ответственность.
|
Презентация
|
стр.
49
- 53
|
|
|
|
14
|
3
|
Грибы
|
Комбинированный
урок
|
Отличие
грибов от растений. Съедобные и несъедоб-ные грибы (узнавание)Правила сбора
грибов
|
Микроскоп
|
Стр.
49
- 53
|
|
|
|
15
|
4
|
Растения. Если бы на Земле не было растений.
|
Урок
изучения нового материала
|
Места обитания растений на планете Земля.
Отдельные
представители флоры, живущие в разных
условиях (водоём, луг, пустыня, лес и др.). «Паспорт» растения. Растения
дикорастущие и культурные
|
·
Предметные
результаты
Уметь
делить растения на группы по определенным признакам, давать характеристику
групп растений
Познавательные:
Метапредметные
результаты (УУД )
ставить и
формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:
адекватное
восприятие.
Коммуникативные:
задавать
вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Личностные
результаты
Гражданская
идентичность вформ сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности
и гордости за свою Родину, народ и историю.
|
Презентация
«Разнообразие
растений на Земле».
|
стр.
54
- 58
|
|
|
|
16
|
5
|
Разнообразие
мира растений (флоры).
|
Комбинированный
урок
|
Признаки организма (питание, дыхание,
рост, размноже-ние)
|
·
Предметные
результаты
Уметь
находить различия в строении разных групп растений
Метапредметные
результаты (УУД )
Познавательные:
ставить
и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:
адекватное
восприятие.
Коммуникативные:
задавать
вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Личностные
результаты
Гражданская
идентичность вформ сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности
и гордости за свою Родину, народ и историю.
|
Презентация
«Разнообразие
растений на Земле».
|
стр.
59 - 62
|
|
|
|
17
|
6
|
Разнообразие
мира растений (флоры).
|
Комбинированный
урок
|
Водоросли,
мхи, папоротни-ки, хвойные и цветковые растения. Дикорастущие растения
|
Презентация
«Разнообразие
растений на Земле».
|
стр.
62
- 65
|
|
|
|
18
|
7
|
Растения
прекрасные, но опасные
|
Комбинированный
урок
|
Растения
дикорастущие и культурные
|
·
Предметные
результаты
Овладение
основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного
поведения в мире природы и людей
Метапредметные
результаты (УУД )
Регулятивные УУД:Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с
учителем.
·
Познавательные УУД:
·
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и
делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
Ø Личностные
результаты
Осознание
себя жителем планета Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы;
|
Презентация
Гербарий.
|
стр.
65-
67
|
|
|
|
19
|
8
|
Как живет
растение.
Органы растения
|
Комбинированный
урок
|
о
строении растения ( разнообразие корневых систем и корней, побегов).
|
·
Предметные
результаты
Знать
части растений, уметь выращивать растения разными способами
Метапредметные
результаты (УУД )
·
Регулятивные УУД:
·
Определять успешность
выполнения своего задания в диалоге с учителем.
·
Познавательные УУД:
·
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и
делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
Ø Личностные
результаты
Осознание
себя жителем планета Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы;
|
Презентация
|
стр.
68
- 74
|
|
|
|
20
|
9
|
Как живет
растение.
Органы растения
|
Комбинированный
урок
|
корень,
стебель и лист называют органами питания растений
|
Презентация
|
стр.
74
- 78
|
|
|
|
21
|
10
|
Размножение
растений
|
Комбинированный
урок
|
Растения можно размножать вегетативно (частями, корнями,
клубнями, корневищем, луковицами), а также семенами
|
·
Предметные
результаты
Знать
части растений, уметь выращивать растения разными способами
Метапредметные
результаты (УУД )
·
Регулятивные УУД:
·
Определять успешность
выполнения своего задания в диалоге с учителем.
·
Познавательные УУД:
·
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и
делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
Ø Личностные
результаты
Осознание
себя жителем планета Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы;
|
Презентация
|
стр.
78
- 82
|
|
|
|
22
|
11
|
Размножение
растений
|
Комбинированный
урок
|
Распространение семян — способ расселения растений на других
территориях.
|
Презентация
|
стр.
78
- 82
|
|
|
|
23
|
12
|
Размножение
растений
|
Комбинированный
урок
|
Участие в распространении плодов и семян явлений неживой природы
(ветер, вода) и животных
|
Презентация
|
стр.
78 - 82
|
|
|
|
24
|
13
|
Растения
дикорастущие и культурные.
Как
возникло земледелие
|
Комбинированный
урок
|
Культурные растения в жизни человека. Что дают человеку злаки.
Когда и почему возникло земледелие.
|
·
Предметные
результаты
Знать
признаки определения культурных и дикорастущих растений, отрасли земледелия
Метапредметные
результаты (УУД )
·
Регулятивные УУД:Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с
учителем.
·
Познавательные УУД:
·
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и
делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
Ø Личностные
результаты
Ø Осознание себя
жителем планета Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы;
|
Презентация
|
стр.
82
- 86
|
|
|
|
25
|
14
|
Культурные
растения в жизни челове-ка. Хлеб – великое чудо земли
|
Комбинированный
урок
|
Хлеб — великое чудо земли
|
Презентация
|
стр.
86
- 87
|
|
|
|
26
|
15
|
Красная
книга России.
|
Комбинированный
урок
|
Страницы Красной книги (чёрные, красные, оранжевые, жёлтые,
белые, зелёные).
|
·
Предметные
результаты
Объяснять
причины исчезновения растений на Земле
Метапредметные
результаты (УУД )
Регулятивные УУД:
·
Определять цель деятельности на
уроке с помощью учителя и самостоятельно.
·
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать
учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально
предусмотрен ряд уроков).
·
Учиться планировать учебную деятельность на
уроке.
Познавательные УУД:
·
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать,
что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один
шаг.
·
Делать предварительный отбор источников
информации для решения учебной задачи.
·
Коммуникативные УУД:
·
Донести свою позицию до других: оформлять свою
мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
текста).
Слушать и понимать речь
других.
Ø Личностные
результаты
Расширение
сферы социально – нравственных представлений, включающих в себя освоение
социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности
|
Презентация
|
стр.
88
- 94
|
|
|
|
27
|
16
|
Красная
книга России. Охрана растений
|
Комбинированный
урок
|
Правила охраны растительного мира.
Растения оранжевых страниц Красной книги вашей местности
|
|
стр.
88
- 94
|
|
|
|
28
|
17
|
Провероч-ная работа по
теме «Грибы. Бактерии. Растения»
|
Контрольный
урок.
|
Работа с
тестом
|
·
Предметные
результаты
Умение
проводить логические операции сравнения и классификации.
Метапредметные
результаты (УУД )
Регулятивные:
осуществляет
текущий контроль своих действий по заданным критериям.
Коммуникативные: ведение
диалога, взаимный контроль, формулировка.
Познавательные:
учиться
выполнять операции анализа, синтеза, сравнения.
Ø Личностные
результаты
Самостоятельность
и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего
ученика».
|
Тексты
проверочных работ
|
|
|
|
|
29
|
18
|
Разнообразие
мира животных (фауны).
|
Урок
изучения нового материала
|
Цепи
питания. Место животных и растений в цепи питания Фауна. Однокле-точные,
многокле-точные организмы.
|
Предметные
результаты
Уметь
определять животных по признакам, месту обитания
Метапредметные
результаты (УУД )
Регулятивные УУД:
·
Работая по предложенному плану, использовать необходимые
средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в
разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.
Коммуникативные УУД:
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в
школе и следовать им.
Ø Личностные
результаты
Умение
наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять
характерные особенности природных и социальных объектов
|
Индивидуальные карточки
«Цепи
питания».
|
стр.
95
- 97
|
|
|
|
30
|
19
|
Разнообразие
мира животных. Жизнедеятель-ность живот-ных.
|
Комбинированный
урок
|
Фауна разнообразна: одноклеточные и многоклеточные,
беспозвоночные и позвоночные животные. Животные различаются по
принадлежности к классу, по величине, форме, внешнему виду и способам
защиты
|
Предметные
результаты
Уметь
приводить примеры одноклеточных и многоклеточных животных, знать функции
организмов, давать определения словам «фауна», «флора»
Метапредметные
результаты (УУД )
Регулятивные УУД:
·
Определять цель деятельности на
уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем
обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с
учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
·
Учиться планировать учебную деятельность на
уроке.
Познавательные УУД:
·
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать,
что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в
один шаг.
·
Коммуникативные УУД:
·
Донести свою позицию до других: оформлять свою
мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
текста).Слушать и понимать речь других.
Ø Личностные
результаты
Умение
наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять
характерные особенности природных и социальных объектов
|
Презентация
«Разнообразие
мира животных».
|
стр.
98
- 99
|
|
|
|
31
|
20
|
Животные
– живые существа (организмы).
|
Комбинированный
урок
|
Животные обладают умением ориентироваться в окружающем мире.
Животные питаются веществами,которые содержатся в растениях или в организмах
других животных. Движенияи дыхание животныхразнообразны. Размножаются
животные по-разному
|
Предметные
результаты
Знать
отличительные признаки животных: особенности питания, передвижения
Метапредметные
результаты (УУД )
Регулятивные УУД:
·
Работая по предложенному плану, использовать необходимые
средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в
разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.
Коммуникативные УУД:
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в
школе и следовать им.
Ø Личностные
результаты
Умение
наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять
характерные особенности природных и социальных объектов
|
Презентация
|
стр.
100
- 104
|
|
|
|
32
|
21
|
Животные
– живые существа(организмы).
|
Комбинированный
урок
|
Органы
чувств у животных Движе-нияи дыхание жи-вотных разнооб-разны.
Размножа-ются животные по-разному
|
Презентация
|
стр.
105 - 109
|
|
|
|
33
|
22
|
Беспозвоночные
животные
|
Комбинированный
урок
|
Беспозвоночные черви, моллюски, мидии, улитки, кальмары,
осьминоги.
Насекомые — самая большая группа беспозвоночных животных
|
Предметные
результаты
Сравнивать
беспозвоночных, насекомых, пауков по внешнему виду, характеру передвижения,
условиям жизни
Метапредметные
результаты (УУД )
·
Регулятивные УУД:Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с
учителем.
·
Познавательные УУД:
·
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и
делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
Ø Личностные
результаты
Ø Осознание себя
жителем планета Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы
|
Презентация
«Беспозвоночные
животные».
|
стр.
110 -
116
|
|
|
|
34
|
23
|
Позвоночные
животные: Рыбы. Земно-водные. Прес-мыкающиеся
|
Комбинированный
урок
|
Жабры,
легкие, трахея. Органы выделения Признаки всех живых существ (размноже-ние)
|
Предметные
результаты
Сравнивать
позвоночных животных по внешнему виду, характеру передвижения, условиям
жизни
Метапредметные
результаты (УУД )
·
Регулятивные УУД:Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с
учителем.
·
Познавательные УУД:
·
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и
делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
Ø Личностные
результаты
Ø Осознание себя
жителем планета Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы
|
Презентация
«Позвоночные
животные».
|
стр.
117 - 129
|
|
|
|
35
|
24
|
Позвоночные
животные: Птицы. Млеко-питающие.
|
Комбинированный
урок
|
Оседлые,
кочующие, перелетные птицы
|
Предметные
результаты
Сравнивать
позвоночных животных по внешнему виду, характеру передвижения, условиям
жизни
Метапредметные
результаты (УУД )
·
Регулятивные УУД:Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с
учителем.
·
Познавательные УУД:
·
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и
делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
Ø Личностные
результаты
Ø Осознание себя
жителем планета Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы
|
Презентация
«Позвоночные
животные. Птицы».
|
стр.
129 - 138
|
|
|
|
36
|
25
|
Природные сообщества.
|
Экскурсия
|
Цепи
питания. Природные сообщества родного края
|
Предметные
результаты
Составлять
цепи питания различных сообществ
Метапредметные
результаты (УУД )
·
Регулятивные УУД:Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с
учителем.
·
Познавательные УУД:
·
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и
делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
Ø Личностные
результаты
Умение
наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять
характерные особенности природных и социальных объектов
|
Природные
зоны России, карта 2 листа
|
стр.
139 -
144
|
|
|
|
37
|
26
|
Почему люди приручали животных.
Заповедники.
|
Комбинированный
урок
|
Красная
книга России, ее значе-ние, отдельные представители животных Красной Книги.
Роль жи-вотных в жизни людей, бережное отношение чело-века к животным.
Как и почему че-ловек одомашнил диких животных. Как человек
может помочьдикой при-роде. Заповедники. Правила поведе-ния в охраняемых
местахи заказни-ках.
|
Предметные
результаты
Знать
названия известных в России заповедников
Метапредметные
результаты (УУД )
·
Регулятивные УУД:Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с
учителем.
·
Познавательные УУД:
·
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и
делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
Ø Личностные
результаты
Умение
наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять
характерные особенности природных и социальных объектов
|
Презентация
«Заповедники
мира и России».
|
стр.
145- 153
|
|
|
|
38
|
27
|
Провероч-ная
работа «Царства природы»
|
Контроль
ный
|
Работа с
тестом
|
Предметные
результаты
Умение
проводить логические операции сравнения и классификации.
Метапредметные
результаты (УУД )
Регулятивные:
осуществляет
текущий контроль своих действий по заданным критериям.
Коммуникативные: ведение
диалога, взаимный контроль, формулировка.
Познавательные:
учиться
выполнять операции анализа, синтеза, сравнения.
Ø Личностные
результаты
Самостоятельность
и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего
ученика».
|
Текст
проверочной работы по вариантам.
|
|
|
|
|
|
|
«Наша
Родина: от Руси до России» (10 ч.)
|
|
39
|
1
|
Как люди
узнают о прошлом.
|
Урок
изучения нового материала
|
О прошлом
узнают разными методами:проводят раскопки, изучают берестяныеграмрты, древние
предметы быта и др.
|
Предметные
результаты
Знать
названия отдельных племен и союзов племен славян, знать имена первых русских
князей
Метапредметные
результаты (УУД )
Познавательные:
контролировать и оценивать результат действия ,самостоятельно создавать
алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить
дополнения.
Коммуникативные: задавать
вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Личностные
результаты
Эстетические потребности, ценности и чувства.
|
Презентация
«Древнерусское
государство».
|
Стр.6
|
|
|
|
40
|
2
|
Восточнославянс-
кие
племена.
|
Комбинированный
урок
|
Учёные установили, что потомки восточных славян — русские,
украинцы и белорусы. Племена восточныхславян расселялись по берегам рек
|
Предметные
результаты
Понимать,
что о прошлом узнают разными методами: проводят раскопки, изучают берестяные
грамоты, древние предметы быта и др. Кратко характеризовать потомков
восточных славян - русских, украинцев и белорусов. Понимать причину
расселения племен восточных славян по берегам рек. Приводить примеры
племен и государств
Метапредметные
результаты (УУД )
Познавательные: Владеет
способами организации, планирования различных видов деятельности
(репродуктив- ' ной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает
специфику каждой. Коммуникативные:Владеет
рассуждением, описанием, повествованием
Личностные
результаты Испытывать
чувство гордости за национальные достижения.
|
Презентация
|
стр.
7 - 11
|
|
|
|
41
|
3
|
Первые
русские князья.
|
Комбинированный
урок
|
Возникновение Древнерусского государства.
|
Предметные
результаты
Знать
названия городов Московского государства, уметь давать характеристику первому
русскому царю
Метапредметные
результаты (УУД )
Познавательные:
контролировать и оценивать результат действия ,самостоятельно создавать
алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить
дополнения.
Коммуникативные: задавать
вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Личностные
результаты
Эстетические потребности, ценности и чувства.
|
Презентация
«Первые
русские князья».
|
стр.
12 - 15
|
|
|
|
42
|
4
|
Первые
русские князья.
|
Комбинированный
урок
|
Территория и города. Правители Древне-
русского государства
|
Презентация
«Первые
русские князья».
|
стр.
15 - 18
|
|
|
|
43
|
5
|
Первые
русские князья.
|
Комбинированный
урок
|
Презентация
«Первые
русские князья».
|
стр.
18 - 21
|
|
|
|
44
|
6
|
Как
Москва стала столицей.
|
Комбинированный
урок
|
Новое название нашей страны — Московская
Русь. Становление Москвы как столицы.
|
Предметные
результаты
Правильно
говорит одно из названий нашей страны - Московская Русь. Кратко рассказывает
о становлении Москвы как столицы.
Метапредметные
результаты (УУД )
Познавательные:Применяет
для решения учебных и практических задач различные умственные операции
(сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).
Регулятивные:
вносить
дополнения.
Коммуникативные: задавать
вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Личностные
результаты
Эстетические потребности, ценности и чувства.
|
Презентация
|
стр.
22 - 24
|
|
|
|
45
|
7
|
Иван IV Грозный
– первый русский царь.
|
Комбинированный
урок
|
Иван Грозный — первый русский царь
|
Предметные
результаты Знает, что Иван Г розный - первый русский
царь. Называет дату венчания на царство первого русского царя.
Метапредметные
результаты (УУД )
Познавательные:Применяет
для решения учебных и практических задач различные умственные операции
(сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).
Регулятивные:
вносить
дополнения.
Коммуникативные: задавать
вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Личностные
результаты
Эстетические потребности, ценности и чувства.
|
Презентация
Иван IV Грозный
|
стр.
24 - 25
|
|
|
|
46
|
8
|
Петр I
Великий.
|
Комбинированный
урок
|
Образование Российской империи. Пётр
I—
император и человек. Деятельность Петра I: создание флота, строительство Санкт-Петербурга, развитие промышленности, образования и др.
|
Предметные
результаты Правильно говорить одно из названий
нашей страны - Российская империя. Получать информацию из рассказа
учителя и из текста учебника. Кратко рассказывать об образовании Российской
империи.
Метапредметные
результаты (УУД )
Познавательные:Владеет
методами представления полученной информации (моделирование,
конструирование, рассуждение, описание и др.).
Коммуникативные:
Составляет небольшое сообщение по теме. Принимает участие в беседе по
иллюстрациям учебника и презентации.
Регулятивные:
Задает
вопросы и отвечает на вопросы по теме.
Личностные
результаты
Эстетические потребности, ценности и чувства.
|
Презентация
«Пётр 1».
|
стр.
26 - 32
|
|
|
|
47
|
9
|
Екатерина
II Великая
|
Комбинированный
урок
|
Почему царицу Екатерину IIназвали Великой. Деятельность царицы на благо России. Характер, интересы Екатерины Великой
|
Предметные
результаты Объяснять, почему царицу Екатерину II
назвали Великой. Кратко характеризовать деятельность царицы на благо
России. Сравнивать характеры русских царей, рассказывать о характере,
интересах Екатерины Великой.
Метапредметные
результаты (УУД )
Познавательные
Владеет способами получения, анализа и обработки информации (обобщение,
классификация, сериация, чтение).
Коммуникативные:
Составляет небольшое сообщение по теме. Принимает участие в беседе по
иллюстрациям учебника и презентации.
Регулятивные:
Задает
вопросы и отвечает на вопросы по теме.
Личностные
результаты
Эстетические потребности, ценности и чувства.
|
Презентация
«Екатерина
Великая»».
|
стр.
32 - 34
|
|
|
|
48
|
10
|
Последний
российский император Николай II Советская Россия.
СССР
|
Комбинированный
урок
|
Последний российский император и его семья. Характер Николая
II, особенности его правления Революция 1917 г. Образование
Советского Союза. Распад Советского
государства. Основы устройства современной
России
|
Предметные
результаты Рассказывать кратко о последнем
российском императоре и его семье. Приводить пример характера Николая II,
особенностей его правления. Называть дату свержения последнего русского
царя. Правильно
называть нашу страну в XXI веке. Знать главу государства в современной
России, основы устройства современной России.
Метапредметные
результаты (УУД )
Познавательные
Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности
(репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает
специфику каждой из них.
Коммуникативные:
Составляет небольшое сообщение по теме. Принимает участие в беседе по
иллюстрациям учебника и презентации.
Регулятивные:
Задает
вопросы и отвечает на вопросы по теме.
Личностные
результаты
Эстетические потребности, ценности и чувства.
|
Презентация
«Император
Николай».
|
стр.
34 - 38
|
|
|
|
49
|
11
|
Провероч-ная работа «История
Руси и Рос-сии»
|
Контроль
ный
|
Работа с
тестом
|
Предметные
результаты
Умение
проводить логические операции сравнения и классификации.
Метапредметные
результаты (УУД )
Регулятивные:
осуществляет
текущий контроль своих действий по заданным критериям.
Коммуникативные: ведение
диалога, взаимный контроль, формулировка.
Познавательные:
учиться
выполнять операции анализа, синтеза, сравнения.
Личностные
результаты
Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа
«хорошего ученика».
|
Тексты
проверочной работы
|
|
|
|
|
|
|
«Как
люди жили в старину» (12ч.)
|
|
50
|
1
|
Из истории имён
|
Урок изучения
нового материала
|
Что отражают имя,
отчество и фамилия
человека. Как рождались имена и фамилии
|
. Предметные
результаты Понимать, что отражают имя, отчество и
фамилия человека. Объяснять, как рождались имена и фамилии. Подбирать иностранные
имена, похожие на русские.
Метапредметные
результаты (УУД )
Познавательные Ставит
учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца.
Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.
Коммуникативные:
Составляет небольшое сообщение по теме. Принимает участие в беседе по
иллюстрациям учебника и презентации.
Регулятивные:
Задает
вопросы и отвечает на вопросы по теме.
Личностные
результаты
Эстетические потребности, ценности и чувства.
|
Презентация
|
стр.
40 - 45
|
|
|
|
51
|
2
|
Какими
людьми были славяне.
|
Комбинированный
урок
|
Особенности внешнего вида славянина.
Как выглядели люди
в разные исторические эпохи
|
Предметные
результаты
Уметь
описывать картины
Метапредметные
результаты (УУД )
Регулятивные УУД:
·
Работая по предложенному плану, использовать необходимые
средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в
разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.
Коммуникативные УУД:
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в
школе и следовать им.
Личностные
результаты
Умение
наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять
характерные особенности социальных объектов
|
Презентация
«Облик
славян».
|
стр.
46 - 50
|
|
|
|
52
|
3
|
Какими
людьми были славяне.
|
Комбинированный
урок
|
Труд
славян в далёкой древности. Защита Родины — долг славянина. Забота о ближнем
— черта славянского характера. Как славяне проводили свободное время
|
|
стр.
51 - 55
|
|
|
|
53
|
4
|
Скажи,
какой у тебя дом…
|
Комбинированный
урок
|
Зависимость жилища
от условий окружаю-
щей среды и социального положения жильца. Особенности
крестьянской избы.
Первые каменные постройки.
Одежда людей разных сословий
|
Предметные
результаты
Сравнивать
жилища, одежду, обувь зажиточных людей и простых людей
Метапредметные
результаты (УУД )
Регулятивные УУД:
·
Определять цель деятельности на
уроке с помощью учителя и самостоятельно.
·
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать
учебную проблему
·
Учиться планировать учебную деятельность на
уроке.
Познавательные УУД:
·
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать,
что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в
один шаг.
·
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь
других.
Личностные
результаты
Расширение
сферы социально – нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной
роли ученика, понимание образования как личностной ценности
|
Презентация
«Русское
зодчество».
|
стр.
56 - 61
|
|
|
|
54
|
5
|
Скажи,
какой у тебя дом…
|
Комбинированный
урок
|
Презентация
«Предметы быта древних славян".
|
стр.
62 - 64
|
|
|
|
55
|
6
|
По
одежке встречают.
|
Комбинированный
урок
|
Одежда людей
разных сословий
|
Предметные
результаты
Сравнивать
жилища, одежду, обувь зажиточных людей и простых людей
Метапредметные
результаты (УУД )
Регулятивные УУД:
·
Определять цель деятельности на
уроке с помощью учителя и самостоятельно.
·
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать
учебную проблему
·
Учиться планировать учебную деятельность на
уроке.
Познавательные УУД:
·
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать,
что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в
один шаг.
·
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь
других.
Личностные
результаты
Расширение
сферы социально – нравственных представлений, включающих в себя освоение
социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности
|
Презентация
|
стр.
65 - 67
|
|
|
|
56
|
7
|
По
одежке встречают.
|
Комбинированный
урок
|
Одежда людей
разных сословий
|
|
стр.
67 - 70
|
|
|
|
57
|
8
|
По
одежке встречают.
|
Комбинированный
урок
|
Одежда людей
разных сословий
|
Презентация
|
стр.
70 - 76
|
|
|
|
58
|
9
|
Русская
трапеза.
|
Комбинированный
урок
|
Особенности трапезы в городе и в сельской местности. Хлеб да
вода — крестьянская еда. Богатый дом — обильная еда
|
Метапредметные
результаты (УУД )
Регулятивные УУД:
·
Определять цель деятельности на
уроке с помощью учителя и самостоятельно.
·
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать
учебную проблему совместно с учителем
·
Учиться планировать учебную деятельность на
уроке.
Познавательные УУД:
·
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать,
что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в
один шаг.
·
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь
других.
Личностные
результаты
Расширение
сферы социально – нравственных представлений, включающих в себя освоение
социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности
|
Репродукции
художников с изображением русской трапезы.
|
стр.
77 - 83
|
|
|
|
59
|
10
|
Верования
языческой Руси.
|
Комбинированный
урок
|
До появления христианства славяне были язычниками.
Языческие боги славян.
|
Предметные
результаты
Знать
названия языческих праздников, дошедших до наших дней
Метапредметные
результаты (УУД )
Регулятивные УУД:
·
Определять цель деятельности на
уроке с помощью учителя и самостоятельно.
·
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать
учебную проблему совместно с учителем
·
Учиться планировать учебную деятельность на
уроке.
Познавательные УУД:
·
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать,
что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в
один шаг.
·
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь
других.
Личностные
результаты
Расширение
сферы социально – нравственных представлений, включающих в себя освоение
социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности
|
Презентация
«Боги
древних славян».
|
стр.
84 - 89
|
|
|
|
60
|
11
|
Принятие
христианства на Руси.
|
Комбинированный
урок
|
Принятие христианства на Руси. Христианские праздники
|
Предметные
результаты
Знать
религиозные обряды и праздники христиан
Метапредметные
результаты (УУД )
Познавательные:
контролировать и оценивать результат действия,самостоятельно создавать
алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить
дополнения.
Коммуникативные: задавать
вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Личностные
результаты
Эстетические потребности, ценности и чувства.
|
Презентация
|
стр.
90 - 96
|
|
|
|
61
|
12
|
Провероч-ная работа
«Жизнь и быт сла-вян»
|
|
Работа с
тестом
|
Предметные
результаты
Умение
проводить логические операции сравнения и классификации.
Метапредметные
результаты (УУД )
Регулятивные:
осуществляет
текущий контроль своих действий по заданным критериям.
Коммуникативные: ведение
диалога, взаимный контроль, формулировка.
Познавательные:
учиться
выполнять операции анализа, синтеза, сравнения.
Личностные
результаты
Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа
«хорошего ученика».
|
Тексты
проверочной работы
|
|
|
|
|
|
|
«Как
трудились в старину» (7 ч.)
|
|
62
|
1
|
Что
создавалось трудом крестьянина?
|
Комбинированный
урок
|
Крестьяне, помещики. Наиболее важные события общественной жизни
России Крестьянский труд, зависимость от природных условий, времени года и
погоды.
Главные кормильцы сельского труженика. Труд мужчины и женщины,
детей в крестьянской семье
ЗемледелиеЗемледелец Крепостное право в России: что оно давало
помещикам и крестьянам. Отмена крепостного права
|
Предметные
результаты
Уметь
высказывать предположения, делать самостоятельные выводы
Метапредметные
результаты (УУД )
Познавательные:
контролировать и оценивать результат действия,самостоятельно создавать
алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить
дополнения.
Коммуникативные: задавать
вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Личностные
результаты
Эстетические потребности, ценности и чувства.
|
Репродукции
картин русских художников «Крепостное право».
|
стр.
98 - 105
|
|
|
|
63
|
2
|
Что
создавалось трудом крестьянина?
|
Комбинированный
урок
|
|
стр.
106 -
108
|
|
|
|
64
|
3
|
Что
создавалось трудом ремесленника?
|
Комбинированный
урок
|
Умелый, талантли-вый, творческий Что такое ремесло и кого
называют ремесленником. Особенности труда ремесленника. Развитие ремёсел
в России
|
Предметные
результаты
Уметь
различать ремесла
Метапредметные
результаты (УУД )
Познавательные:
контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать
алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить
дополнения.
Коммуникативные: задавать
вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Личностные
результаты
Эстетические потребности, ценности и чувства.
|
Презентация
|
стр.
109 - 117
|
|
|
|
65
|
4
|
Что
создавалось трудом ремесленника?
|
Комбинированный
урок
|
Гончарное ремесло Гжельские
изделия Гончар Ткачество, прядение, шитьё
Изготовление оружия и защитных доспехов — древнее ремесло славян. «Оружейные»
города России
|
Предметные
результаты
Знать
название игрушек
Метапредметные
результаты (УУД )
Познавательные:
ставить
и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:
адекватное
восприятие.
Коммуникативные:
задавать
вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Личностные
результаты
Гражданская идентичность вформ сознания «Я» как гражданин России, чувства
сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.
|
|
стр.
117 - 125
|
|
|
|
66
|
5
|
Что
создавалось трудом рабочего?
|
Комбинированный
урок
|
Товар Значение развития промышленности. Как развивались
мануфактуры, заводы и фабрики в России.
Наличие полезных ископаемых — условие работы промышленных
предприятий
|
Предметные
результаты
Уметь
работать с исторической и контурной картой
Метапредметные
результаты (УУД )
Познавательные:
ставить
и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:
адекватное
восприятие.
Коммуникативные:
задавать
вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Личностные
результаты
Гражданская идентичность вформ сознания «Я» как гражданин России, чувства
сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.
|
Презентация
«От
мануфактур до заводов».
|
стр.
126 - 130
|
|
|
|
67
|
6
|
Открытия,
которые совершил человек в XIX – XХвеках.
|
Комбинированный
урок
|
Железные дороги в России
Первые пароходы Автомобиле-строение в России
Самолёто-строение в России Время космических
полётов.К.Э. Циолковский — «отец российской космонавтики».
первый искус-ственный спут-ник, первые
космонавты СССР
|
Предметные
результаты
Уметь
решать исторические задачи
Метапредметные
результаты (УУД )
Познавательные:
ставить
и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:
адекватное
восприятие.
Коммуникативные:
задавать
вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Личностные
результаты
Гражданская идентичность вформ сознания «Я» как гражданин России, чувства
сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.
|
Презентация
|
стр.
131 - 148
|
|
|
|
68
|
7
|
Итоговая комплекс-ная работа.
|
Контрольный
урок.
|
Работа с
тестом
|
Предметные
результаты
Умение
проводить логические операции сравнения и классификации.
Метапредметные
результаты (УУД )
Регулятивные:
осуществляет
текущий контроль своих действий по заданным критериям.
Коммуникативные: ведение
диалога, взаимный контроль, формулировка.
Познавательные:
учиться
выполнять операции анализа, синтеза, сравнения.
Личностные
результаты
Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа
«хорошего ученика».
|
Текст
итоговой комплексной работы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.