Главная / История / Календарно-тематическое планирование по истории средневекового Казахстана для 7 класса

Календарно-тематическое планирование по истории средневекового Казахстана для 7 класса

Календарно – тематическое планирование

по истории средневекового Казахстана, 7 класс, 68 часов, 2 раза в неделю.

п/п

Тема урока

Часы

Дата

Программный материал


Примечание

1.


1.


Введение (1 час):

1


2.09

Характеристика периода, понятие «средние века», этапы средневековья.


«Казахстан в период раннего средневековья» 11 часов

«Раннесредневековые государства на территории Казахстана» 6 часов

2.

2.

Образование Тюркского каганата

1

5.09

Территория , население, хозяйство, культура, Акыртас – ранний средневековый каганский центр;


3.

3.

Западно-Тюркский каганат

1

9.09

Территория , социальное положение населения, хозяйство;


4.

4.

Тюргешский каганат

1

12.09

Происхождение тюргешей, образование Тюргешского каганата, внешняя политика, хозяйство и культура, согдийцы в Семиречье


5.


5.


Образование государства карлуков

1

16.09

Территория, население, хозяйство, политическое положение, культура, появление письменности у тюрков, распад каганата, Суяб – столица карлуков;


6.

6.

Образование государства огузов

1

19.09

Территория расселение огузских племен, общественный строй, этнический состав, огузы на территории Казахстана, их хозяйство и домашние промыслы, ремесла, распад государства огузов, Жанкент (Янгикент) – столица огузов;


7

7

Образование государства кимаков

1

23.09

Общественное и политическое положение каганата, этнический и племенной состав, распад государства кимаков, культура и ремесла кимаков;


8

8

Обобщение

1

26.09



«Оседлая и кочевая культура в VI-IX веках» (5 часов):


9

9

Культура кочевников и оседлых народов

1

30.09

Культура кочевников и оседлых народов, их взаимосвязь, города и поселения, городские сооружения (мавзолеи, мечети);


10

10

Материальная культура кочевников

1

3.10

Материальная культура кочевников, ее особенности, ремесла (керамические изделия и изготовление посуды, металлургия и обработка металлов), торговля, деньги


11

11

Архитектура и искусство

1


7.10

Архитектура и искусство ( архитектура, декоративно-прикладное искусство);


12

12

Устное народное творчество

1

10.10

Устное народное творчество, письменность и религия (устное народное творчество, язык и письменность, раннетюркская письменность, арабская письменность), религиозные верования


13

13

Обобщение

1

14.10



«Казахстан в период среднего средневековья» (31 час).

Образование новых государств на территории Казахстана в период средневековья (4 часа):

14

14

Государство Караханидов,

1


17.10

Государство Караханидов, образование государства, территория, общественный строй и хозяйство, особый вид земледелия, культура, принятие исламской религии


15

15

Найманы , кереиты и жалаиры

1


20.10

Расселение племен, общественный строй и хозяйство, связи между племенными союзами);


16

16

Каракитаи в Семиречье,

1

24.10

каракитаи в Семиречье, общественно-политический строй, система налогообложения, внешние связи;


17

17

Кипчакское ханство

1

27.10

Этнический состав, занимаемая территория, хозяйство, политический строй и внешние связи.


18

18

Обобщение и

1

01.11




19

19

Возникновение и функционирование Шелкового пути

1

13.11

Возникновение и функционирование Шелкового пути, развитие торговли и экономики городов, находившихся на пересечении караванных путей;


20

20

Основные направления Шелкового пути

1

18.11

Основные направления Шелкового пути, проходившие через территорию Казахстана (Семиречье – главные ворота Великого Шелкового пути на Восток, Южный Казахстан – один из главных путей выхода на Запад);


21

21

Влияние Великого Шелкового пути на развитие культуры

1

20.11

Влияние Великого Шелкового пути на развитие культуры и укрепление связи между странами и народами;


22

22

Социально -экономическое значение Великого Шелкового пути


1

25.11

Социально - экономическое значение Великого Шелкового пути для Казахстана ( изучение караванных путей Семиреченского участка Великого Шелкового пути в соответствии с программой «Культурное наследие»).


23

23

Обобщение

1

27.11



Культура Казахстана Х в. – начала ХІІІ века (7 часов):

24

24

Развитие городов

1



28.11

Развитие городов (Отрар, Тараз, Туркестан, Сарайчик, Сайрам, Сыгнак и другие города), архитектурные изменения в городских сооружениях, оборонительные сооружения, общественные здания, цитадель, рыночная площадь, особенности архитектуры ( изучение городов средневековья по программе «Культурное наследие);


25

25

Развитие ремесел и торговли,

1

2.12

Развитие ремесел и торговли, изготовление домашней утвари, кузнечное дело, ювелирное ремесло, торговля и денежный оборот;


26

26

Религия и культура

1

4.12

Религия и культура, религиозные верования, влияние ислама и арабского языка на развитие науки и культуры, Отрарская библиотека, расцвет науки и культуры (математика, философия, музыка, естествознание, языкознание и др.),


27

27

Махмуд Кашгари, Сулеймен Бакыргани, Юсуп Баласугуни

1

9.12

Махмуд Кашгари, Сулеймен Бакыргани, Юсуп Баласагуни (строительство этнокультурного центра и мавзолея Аль-Фараби по программе «Культурное наследие»)

29

29

Развитие науки и образования

1


12.12

Развитие науки и образования (язык, наука и литература), выдающиеся деятели науки и культуры тюркоязычных народов (Абу-Насыр аль-Фараби, Абу Райхан Бируни, АхметЯссауи .


30

30

Повторение. Обобщение.

1

15.12



«Казахстан в XIII веке – первой половине XV века» (10 часов)»


31

31

Образование Монгольской империи

1



19.12

Образование Монгольской империи, общественный строй Монгольской империи, нашествие монголо-татарских завоевателей в Казахстан, героическая борьба народов против войск Чингисхана, защита Отрара, образование Монгольских улусов (улусы Жоши и Шагатая), последствия монгольского завоевания;


32

32

Образование Золотой Орды,

1

23.12

Образование Золотой Орды, усиление Золотой Орды, общественный строй Золотой Орды;

33

33

Ак Орда

1

26.12

Ак Орда, обретение самостоятельности, территория и этнический состав, внутреннее и внешнее положение, хозяйство;






Второе полугодие


34

34

Моголистан,

1

9.01

Моголистан, территория и этнический состав, внутреннее и внешнее положение, хозяйство;


35

35

Государство Тимура

1

13.01

Государство Тимура, (походы Тимура в Золотую Орду, Ак Орду, Моголистан, Китай, Индию и на другие страны), последствия походов;

36

36

Ногайская Орда,

1

20.01

Ногайская Орда, территория и этнический состав, город Сарайчик – административный, экономический, торговый и культурный центр Ногайской Орды XIII-XV веков, распад государства, Северный Казахстан и Западная Сибирь (этнический состав племен, места расселения, внутреннее и внешнее положение);


37

37

Административное устройство средневековых государств

1

23.01

Административное устройство средневековых государств на территории Казахстана, общественный строй, землепользование и налоги;


38

38

Экономическое положение, государств

1

27.01

Экономическое положении, скотоводство и земледелие, города и поселения, ремесла


39

39

Обобщение .

1

30.01



«Этнические процессы на территории Казахстана в XIV-XV веках. Формирование казахской нации» (2 часа):

40

40

Этнополитические процессы в Казахстане,

1

3.02

Этнополитические процессы в Казахстане, этнический состав населения, формирование этнополитической общности, окончательное сложение казахского народа;


41

41

Казахские жузы,

1

6.02

Казахские жузы, этнонимы «алаш» и «жуз», разделение на узбеков и казахов, происхождение этнонима «казах».


«Культура Казахстана в XIV-XV вв.» (4 часа):

42

42

Материальная культура

1

10.02

Жилище, одежда, обычаи и обряды, жизнь и быт горожан, ремесла изготовление домашней утвари, ювелирные изделия, торговля


43

43

Духовная культура,

1

13.02

Духовная культура, устное народное творчество (сказки и легенды, состязание акынов, загадки и пословицы), письменность, образование, музыкальное искусство, казахские танцы и кюи, эпическое искусство и жырау, шаманизм, народная медицина, народные представления о происхождении мира;


44

44

Градостроительство, мавзолеи

1

17.02

Мавзолей Ахмеда Яссауи в Туркестане, Кок-Кесене), декоративно-прикладное искусство;


45

45

Обобщение

1

20.02

Обобщение


«Казахстан в период позднего средневековья. Образование единого государства» (21 час).

«Образование Казахского национального государства» (3 часа):

46

46

Предпосылки образования национального государства

1

24.02

Предпосылки образования национального государства казахов, деятельность Жаныбека и Керея;


47

47

Основатели государства – Жаныбек и Керей

1

27.02

Основатели государства – Жаныбек и Керей (территория, этнический состав населения), отношения с соседними государствами;


48

48

Внутренняя и внешняя политика Казахского ханства,

1

3.03

Внутренняя и внешняя политика Казахского ханства, управление государством и внешние связи, историческое значение образования единого казахского государства


«Развитие и укрепление казахского государства в ХVI-ХVII веках» (4 часа):

49

49

Касым хан, укрепление Казахского государства

1

6.03

Касым хан, укрепление Казахского государства в период правления Касым хана, внутренняя и внешняя политика хана Касыма, расширение территории, рост населения, законы хана Касыма, Касым хан – собиратель казахских земель;


50

50

Хакназар хан

1

10.03

Хакназар хан, дальнейшее укрепление и политический подъем Казахского государства при правлении Хакназар хана, внутренняя и внешняя политика хана Хакназара;


51

51

Хан Тауекель,

1

13.03

Хан Тауекель, внутреннее положение ханства при хане Тауекеле, казахско-узбекские отношения, связи с русским государством;


52

52

Есим хан.

1

17.03

Есим хан, внутренняя и внешняя политика хана Есима, феодальные усобицы и мятеж хана Турсуна.


53

53

Обобщение

1

3.04



Социально-экономическое развитие Казахского ханства в ХҮ-ХҮІІ вв. (4 часа):

54

54

Государственно -административное устройство Казахского ханства,

1

7.04

Государственно -административное устройство Казахского ханства, традиционная система управления, казахский хан, социальный состав населения;


55

55

Хозяйство, кочевое скотоводство,

1

10.04

Хозяйство, кочевое скотоводство, особенности кочевого хозяйства, земледелие, ремесла, кочевая цивилизация.


56

56

Казахские города

1

14.04

Казахские города, упадок казахских городов и причины упадка;


57

57

Обобщение .

1

17.04

Обобщение.


«Казахстан во второй половине ХVII века» ( часа):

58

58

Ослабление Казахского ханства,

1

21.04

Ослабление Казахского ханства, обострение внутренних противоречий, ослабление центральной власти, влияние внешнего положения на ослабление ханства;


59

59

Правление Хана Тауке

1

24.04

Правление Хана Тауке и его законы, «Жеты жаргы», великие бии, внутренняя и внешняя политика при Тауке хане.


60

60

Внутренняя и внешняя политика Казахского ханства

1

28.04

Внутренняя и внешняя политика Казахского ханства, казахско- джунгарские отношения, связи с Сибирским ханством, казахско-русские отношения.


61

61

Обобщение


5.05



«Культура Казахстана в ХVI-ХVII вв.» (7 часов):

62

62

Культура казахского народа, общая характеристика материальной культуры, одежда, национальная кухня;

1

8.05

Культура казахского народа, общая характеристика материальной культуры, одежда, национальная кухня;


63

63

Героический и лирический эпос,

1

12.05

Героический и лирический эпос, социально-бытовые поэмы, обряды и обычаи;


64

64

Историческая литература

1

15.05

Историческая литература (Мухаммед Хайдар Дулати «Тарих и Рашиди», Кадыргали Жалаири и его «Жамигат ат Тауарих»);


65

65

Литератур а и искусство

1

19.05

Литература и искусство, становление казахского литературного языка, творчество акынов-жырау, народных певцов и композиторов, музыкальное искусство, жырау Доспамбет и Жиембет жырау


66

66

Обобщение

1

22.05



67

67

Повторение

1

23


д/у

68

68

Итоговое повторение.

1

25


д/у

Календарно – тематическое планирование

по всемирной истории средних веков, 7 класс, 34 часа, 1 раз в неделю.

п/п

Тема урока

Часы

Дата

Программный материал


Примечание

1.


1.


Введение (1 час):

1


5.09

Понятие « Средние века» и его значение. Хронологические рамки и периодизация истории средних веков;


Раннее средневековье (V-Х века) – (6 часов)

Западная Европа в V-Х веках – (1 час):

2.

2.

Образование германских королевств.

1

12.09

Образование германских королевств. Остготская Италия. Франкское завоевание Галлии. «Салическая правда». Принятие франками христианства. Империя Карла Великого. Распад империи. Развитие культуры.


.

Византийская империя и Ближний Восток в V-Х веках. – (4 часа):

3

3

Образование Византийской империи.

1

19.09

Образование Византийской империи. Императорская власть. Юстиниан и его законы. Нашествие славян и арабов на территорию империи и их расселение


4

4

Арабы в V І-Х веках

1

26.09

Арабы в V І-Х веках. Арабские племена и их географическое расположение. Пророк Мухаммед. Возникновение ислама и его распространение. Образование Арабского халифата. Народные восстания. Падение халифата. Развитие культуры в мусульманском мире. Образование. Литература. Философия. Искусство;


5

5

Феодальные отношение в Центральной Азии в раннем средневековье.

1

3.10

Феодальные отношение в Центральной Азии в раннем средневековье. Эфталитское государство. Развитие хозяйства и культуры. Падение Эфталитского 32 государства. Тюркские народы в раннем средневековье. Тюркские государства, хозяйства. Древнетюркские письменные памятники;


6

6

Славяне в раннем средневековье.

1

10.10

Славяне в раннем средневековье. Западные и южные славяне, их общественный строй и хозяйство. Киевская Русь. Ярослав Мудрый. Культура Киевской Руси. Архитектура.


Основные признаки и особенности феодального строя – (1 час):


7

7

Особенности феодального строя.

1

17.10

Особенности феодального строя. Основные признаки феодального строя. Натуральное хозяйство. Феодальная раздробленность. Феодалы в раннем средневековье. Феодальный замок. Положение крестьян в средневековом обществе. Борьба против феодального угнетения.


«Среднее средневековье (ХІ-ХV века) – (17 часов). Европейские государства в ХІ-ХV веках – (7 часов):

8

8

Образование централизованных монархий.

1


24.10

Образование централизованных монархий. Предпосылки образования централизованных монархических государств. Образование аппарата государственного управления. Королевская власть и деятельность короля. Дворянское сословие;


9

9

Франция. Объединение французских земель

1


31.10

Франция. Объединение французских земель. Столетняя война. Жанна д` Арк. Людовик XI. Деятельность Генеральных Штатов. Абсолютная монархия во Франции;


10

10

Англия. Английский парламент.

1

14.11

Англия. Английский парламент. Война Алой розы и Белой розы в Англии. Крестьянское восстание. Установление мощного централизованного государства. Династия Тюдоров;


11

11

Германия. Политическая раздробленность Германии.

1

21.11

Германия. Политическая раздробленность Германии. Германское рыцарство. Свободные города. Церковные центры Германии;


12

12

Испания. Италия.

1

28.11

Испания. Италия. Борьба с арабами. Реконкиста. Объединение Испании. Католическая церковь. Инквизиция. Города-государства Италии. Венеция и Флоренция. Банковская деятельность Медичи;


13

13

Русь ХІ-ХШ веков

1

5.12

Русь ХІ-ХШ веков. Развитие феодальных отношений. «Русская правда». Владимир Мономах. «Повесть временных лет»;


14

14

Изменения в социальной жизни и хозяйственные достижения в ХІ-ХV веках.

1

12.12

Изменения в социальной жизни и хозяйственные достижения в ХІ-ХV веках. Достижения в хозяйстве. Ремесло. Появление средневековых городов в Европе. Торговля. Жизнь в европейском городе. Воинское искусство;


15

15

Развитие просвещения и научных знаний в Европе XI-XV веков.

1

19.12

Развитие просвещения и научных знаний в Европе XI-XV веков. Научные знания. Средневековые школы. Летопись. Развитие литературы. Поэзия. Изобразительное искусство, архитектура и скульптура в средневековье.


16

16

Церковь и религиозные служители. Крестовые походы

1



26.12


Церковь и религиозные служители. Крестовые походы. Церковь – организатор похода на Восток. Поход бедняков и рыцарей на Восток. Последующие крестовые походы. Итоги и последствия крестовых походов.




Второе полугодие





17

17

Феодальный строй в Японии.

1



9.01

Феодальный строй в Японии. Возникновение и развитие феодальных отношений в Японии. Развитие городов. Формирование единого государства. Политика изоляции Японии;


18

18

Установление феодального строя в Китае. ;

1

16.01

Установление феодального строя в Китае. Объеденение Китая. Образования Китайской империи. Хозяйство и ремесло. Религия. Развитие образования и науки. Медицина. Культура и искусства. Книгопечатание;

19

19

Феодальный строй в Индии.

1

23.01

Феодальный строй в Индии. Установление феодального строя в Индии. Государство Гуптов. Феодальная раздробленность. Делийский султанат. Империя Великих Моголов. Развитие ремесел и торговли. Религиозные верования. Наука и искусства. Астрономия. Медицина. Скульптура. Строительство храмов и мавзолеев;

20

20

Турция в средние века.

1

30.01

Турция в средние века. Создание Османской империи. Власть султана. Борьба народов против османских завоевателей. Турецкая культура. Литература. Научные знания. Ремесло. Турецкие путешественники


Средняя и Центральная Азия в XI

21

21

Государство Хорезмшахов

1

6.02

Государство Хорезмшахов. Общественное устройство государства Хорезмшахов. Хозяйство. Освободительные движения в Бухаре и Самарканде. Ослабление государства Хорезмшахов. Города Средней Азии. Города – культурные и научные центры;


22

22

Развитие научных знаний.

1

13.02

Развитие научных знаний. Выдающиеся мыслители. Развитие литературы. Астрономическая школа Улугбека. Абу-Райхан Бируни. аль- Хорезми. Абу-Али ибн-Сина. Литература. А. Фердоуси. А. Рудаки. А. Науаи. Омар Хайям. Рашид-ад-Дин. «Собрание летописей». Абу Насыр аль-Фараби, А. Иассауи, М.Кашгари, Ж. Баласагуни, М. Дулати, К. Жалаири. Эпос "Манас". Архитектурное, изобразительное и художественное искусство.


Борьба народов против монголо-татарского нашествия – (2 часа):

23

23

Феодальная раздробленность на Руси.

1

20.02

Феодальная раздробленность перед началом монголо-татарского нашествие. Феодальная раздробленность на Руси. Возникновение удельных княжеств на Руси. Постепенное ослабление государств в Средней Азии;


24

24

Монголо-татарское нашествие.

1

27.02

Монголо-татарское нашествие. Создание Монгольского государства. Общественно-политический строй. «Яса». Завоевание Чингисханом Казахстана, Средней Азии и Закавказья. Поход Батыя на Русь. Образование Золотой Орды. Борьба народов против завоевателей.


Позднее средневековье ( XV век – середина XVII века) –(10 часов):

Европейские государства – (5 часов):

25

25

Англия в XVI – середине XVII вв.

1

6.03

Англия в XVI – середине XVII веко. Развитие производства. Мануфактура. Английский абсолютизм. Власть Тюдоров. Колонизация Ирландии;


26

26

Франция в XVI – первой половине XVII веков.

1

13.03

Франция в XVI – первой половине XVII веков. Экономическое развитие. Промышленность и торговля. Гражданские войны;


27

27

Германия в XVI - первой половине XVII веков.

1

3.04

Германия в XVI - первой половине XVII веков. Экономическое положение. Реформация и крестьянские войны. Междоусобицы среди князей. Аусбургский договор;


28

28

Испания. Нидерланды, Италия в позднем средневековье.


10.04

Испания. Нидерланды, Италия в позднем средневековье. Государственное устройство и экономическое положение. Нидерландская буржуазная революция. Саванарола;


29

29

Географические открытия в конце XV века - начале XVI веков.


17.04

Географические открытия в конце XV века - начале XVI веков. Предпосылки географических открытий. Народы Америки в XV веке. Культура народов Майя, Ацтеки, Инки. Открытие Колумбом Америки. Васко да Гама. Результаты географических открытий.


Завершение объеденения русских земель и падение Золотой Орды (XV- XVI века) – (2 часа):

30

30

Объеденение русских земель вокруг Москвы.

1


24.04

Объеденение русских земель вокруг Москвы. Экономическое и политическое развитие русских земель. Ослабление Золотой Орды. Куликовская битва. Образования централизованного государства на Руси. Опричина. Иван Грозный IV;


31

31

Россия в XVIІ веке.

1


8.05

Россия в XVIІ веке. Внутренее и международные положение России. Восхождение на трон Бориса Годунова. К. Минин и Д. Пожарский. Восхождение Романовых на трон. Культура народов России в XVIІ веке. Литература и искусства. Скульптура и изобразительное искусство.


Культура народов Европы в конце XV века первой половины XVII вв

32

32

Культура эпохи возрождения в Западной Европе.

1

15.05

Культура эпохи возрождения в Западной Европе. Италия – центр Возрождения. Леонардо да Винчи. Микеланджело. Рафаэль Санти. Гуманизм в изобразительном искусстве. Альбрехт Дюрер. Рембрандт. Диего Веласкес;


33

33

Просвещение и литература народов Европы.

1

22.05

Просвещение и литература народов Европы. Аристократическое образование. Писатели-гуманисты: Томас Мор, Франсуа Рабле, Вильям Шекспир, Мигель Сервантес. Развитие научных знаний. Джордано Бруно. Николай Коперник. Галилео Галилей.


34

34

Итоговое повторение.

1

22.05


д/у

По завершении 7 класса учащиеся должны знать:

1) основные периоды истории мира средних веков;

2) основные признаки и особенности средневекового общества;

3) сущность феодальных отношений;

4) социальный состав общества средних веков;

5) основные виды землевладения, налогов;

6) формы государственного устройства и правления;

7) исторические предпосылки образования централизованных государств в Западной и Центральной Европе, Ближнем Востоке в V-Х веках, хронология;

8) историю арабских народов в V І-Х вв., особенности культуры мусульманского мира;

9) особенности развития Европейских государств в ХІ-ХV вв.;

10) результаты крестовых походов;

11) историческую картину средневекового Восточного мира;

12) социальное развитие Средней и Центральной Азии в ХІ-ХV вв.;

13) феодальную раздробленность накануне монголо-татарского нашествия;

14) завершение объединения русских земель и распад Золотой Орды;

15) выдающихся деятелей науки и культуры, исторических личностей средневековья;

16) цивилизационные центры средневековья и их значение;

Должны уметь:

1) анализировать и сопоставлять исторические факты, выделять существенные признаки исторических процессов;

2) устанавливать последовательность и продолжительность исторических событий во времени, раскрывать причинно-следственные связи;

3) проводить поиск исторической информации в разнообразных источниках;

4) привлекать при изучении истории дополнительные источники;

5) сопоставлять историческое события, происходившие в разных регионах в изучаемый период;

6) использовать историческую карту при изучении темы;

7) применять знания, полученные по истории средних веков, при изучении других предметов и в повседневной жизни.
















Базовое содержание учебного предмета в 7 классе

22. Введение (1 час): характеристика периода, понятие «средние века», этапы средневековья.

23. «Казахстан в период раннего средневековья» (11 часов).

24. «Раннесредневековые государства на территории Казахстана» (6 часов): образование Тюркского каганата ( территория, население, хозяйство, культура), Акыртас – ранний средневековый каганский центр; Западно-Тюркский каганат ( территория, социальное положение населения, хозяйство); Тюргешский каганат, происхождение тюргешей, образование Тюргешского каганата, внешняя политика, хозяйство и культура, согдийцы в Семиречье; образование государства карлуков ( территория, население, хозяйство, политическое положение, культура, появление письменности у тюрков), распад каганата, Суяб – столица карлуков; образование государства огузов (территория расселение огузских племен, общественный строй, этнический состав), огузы на территории Казахстана, их хозяйство и домашние промыслы, ремесла, распад государства огузов, Жанкент (Янгикент) – столица огузов; образование государства кимаков, общественное и политическое положение каганата, этнический и племенной состав, распад государства кимаков, культура и ремесла кимаков; обобщение.

25. «Оседлая и кочевая культура в VI-IX веках» (5 часов): культура кочевников и оседлых народов, их взаимосвязь, города и поселения, городские сооружения (мавзолеи, мечети); 10 материальная культура кочевников, ее особенности, ремесла (керамические изделия и изготовление посуды, металлургия и обработка металлов), торговля, деньги; архитектура и искусство ( архитектура, декоративно-прикладное искусство); устное народное творчество, письменность и религия (устное народное творчество, язык и письменность, раннетюркская письменность, арабская письменность), религиозные верования; обобщение.

26. «Казахстан в период среднего средневековья» (31 час).

27. Образование новых государств на территории Казахстана в период средневековья (4 часа): государство Караханидов, образование государства, территория, общественный строй и хозяйство, особый вид земледелия, культура, принятие исламской религии; найманы, кереиты и жалаиры (расселение племен, общественный строй и хозяйство, связи между племенными союзами); каракитаи в Семиречье, общественно-политический строй, система налогообложения, внешние связи; кипчакское ханство, этнический состав, занимаемая территория, хозяйство, политический строй и внешние связи. 28. «Великий Шелковый путь на территории Казахстана» (4 часа): возникновение и функционирование Шелкового пути, развитие торговли и экономики городов, находившихся на пересечении караванных путей; основные направления Шелкового пути, проходившие через территорию Казахстана (Семиречье – главные ворота Великого Шелкового пути на Восток, Южный Казахстан – один из главных путей выхода на Запад); влияние Великого Шелкового пути на развитие культуры и укрепление связи между странами и народами; социально-экономическое значение Великого Шелкового пути для Казахстана ( изучение караванных путей Семиреченского участка Великого Шелкового пути в соответствии с программой «Культурное наследие»).

29. Культура Казахстана Х в. – начала ХІІІ века (7 часов): развитие городов (Отрар, Тараз, Туркестан, Сарайчик, Сайрам, Сыгнак и другие города), архитектурные изменения в городских сооружениях, оборонительные сооружения, общественные здания, цитадель, рыночная площадь, особенности архитектуры ( изучение городов средневековья по программе «Культурное наследие); развитие ремесел и торговли, изготовление домашней утвари, кузнечное дело, ювелирное ремесло, торговля и денежный оборот; развитие архитектуры и строительства, декоративно-прикладное искусство, его особенности, мавзолеи, мечети, бани (изучение средневековой архитектуры по программе «Культурное наследие); 11 религия и культура, религиозные верования, влияние ислама и арабского языка на развитие науки и культуры, Отрарская библиотека, расцвет науки и культуры (математика, философия, музыка, естествознание, языкознание и др.), народная медицина; развитие науки и образования (язык, наука и литература), выдающиеся деятели науки и культуры тюркоязычных народов (Абу-Насыр аль-Фараби, Абу Райхан Бируни, АхметЯссауи); Махмуд Кашгари, Сулеймен Бакыргани, Юсуп Баласагуни (строительство этнокультурного центра и мавзолея Аль-Фараби по программе «Культурное наследие»); обобщение.

30. «Казахстан в XIII веке – первой половине XV века» (10 часов): образование Монгольской империи, общественный строй Монгольской империи, нашествие монголо-татарских завоевателей в Казахстан, героическая борьба народов против войск Чингисхана, защита Отрара, образование Монгольских улусов (улусы Жоши и Шагатая), последствия монгольского завоевания; образование Золотой Орды, усиление Золотой Орды, общественный строй Золотой Орды; Ак Орда, обретение самостоятельности, территория и этнический состав, внутреннее и внешнее положение, хозяйство; Моголистан, территория и этнический состав, внутреннее и внешнее положение, хозяйство; государство Тимура, (походы Тимура в Золотую Орду, Ак Орду, Моголистан, Китай, Индию и на другие страны), последствия походов; Ногайская Орда, территория и этнический состав, город Сарайчик – административный, экономический, торговый и культурный центр Ногайской Орды XIII-XV веков, распад государства, Северный Казахстан и Западная Сибирь (этнический состав племен, места расселения, внутреннее и внешнее положение); ханство Абулхаир хана, укрепление ханской власти и государственное устройство; административное устройство средневековых государств на территории Казахстана, общественный строй, землепользование и налоги; экономическое положении, скотоводство и земледелие, города и поселения, ремесла; обобщение.

31. «Этнические процессы на территории Казахстана в XIV-XV веках. Формирование казахской нации» (2 часа): этнополитические процессы в Казахстане, этнический состав населения, формирование этнополитической общности, окончательное сложение казахского народа; казахские жузы, этнонимы «алаш» и «жуз», разделение на узбеков и казахов, происхождение этнонима «казах». 12

32. «Культура Казахстана в XIV-XV вв.» (4 часа): материальная культура, жилище, одежда, обычаи и обряды, жизнь и быт горожан, ремесла изготовление домашней утвари, ювелирные изделия, торговля; духовная культура, устное народное творчество ( сказки и легенды, состязание акынов, загадки и пословицы), письменность, образование, музыкальное искусство, казахские танцы и кюи, эпическое искусство и жырау, шаманизм, народная медицина, народные представления о происхождении мира; градостроительство, мавзолеи (мавзолей Ахмеда Яссауи в Туркестане, Кок-Кесене), декоративно-прикладное искусство; обобщение.

33. «Казахстан в период позднего средневековья. Образование единого государства» (21 час).

34. «Образование Казахского национального государства» (3 часа): предпосылки образования национального государства казахов, деятельность Жаныбека и Керея; основатели государства – Жаныбек и Керей ( территория, этнический состав населения), отношения с соседними государствами; внутренняя и внешняя политика Казахского ханства, управление государством и внешние связи, историческое значение образования единого казахского государства.

35. «Развитие и укрепление казахского государства в ХVI-ХVII веках» (4 часа): Касым хан, укрепление Казахского государства в период правления Касым хана, внутренняя и внешняя политика хана Касыма, расширение территории, рост населения, законы хана Касыма, Касым хан – собиратель казахских земель; Хакназар хан, дальнейшее укрепление и политический подъем Казахского государства при правлении Хакназар хана, внутренняя и внешняя политика хана Хакназара; хан Тауекель, внутреннее положение ханства при хане Тауекеле, казахско-узбекские отношения, связи с русским государством; Есим хан, внутренняя и внешняя политика хана Есима, феодальные усобицы и мятеж хана Турсуна.

36. Социально-экономическое развитие Казахского ханства в ХҮ-ХҮІІ вв. (4 часа): государственно-административное устройство Казахского ханства, традиционная система управления, казахский хан, социальный состав населения; хозяйство, кочевое скотоводство, особенности кочевого хозяйства, земледелие, ремесла, кочевая цивилизация; казахские города, упадок казахских городов и причины упадка; обобщение. 13

37. «Казахстан во второй половине ХVII века» ( часа): ослабление Казахского ханства, обострение внутренних противоречий, ослабление центральной власти, влияние внешнего положения на ослабление ханства; правление Хана Тауке и его законы, «Жеты жаргы», великие бии, внутренняя и внешняя политика при Тауке хане; внутренняя и внешняя политика Казахского ханства, казахско- джунгарские отношения, связи с Сибирским ханством, казахско-русские отношения.

38. «Культура Казахстана в ХVI-ХVII вв.» (7 часов): культура казахского народа, общая характеристика материальной культуры, одежда, национальная кухня; творческие традиции казахского народа, казахский фольклор ( сказки, былины, пословицы); героический и лирический эпос, социально-бытовые поэмы, обряды и обычаи; историческая литература (Мухаммед Хайдар Дулати «Тарих и Рашиди», Кадыргали Жалаири и его «Жамигат ат Тауарих»); литература и искусство, становление казахского литературного языка, творчество акынов-жырау, народных певцов и композиторов, музыкальное искусство, жырау Доспамбет и Жиембет жырау; обобщение.

39. Итоговое обобщение (4 часа).








Базовое содержание учебного предмета для 7 класса

14.7 класс (с V века до середины XVII века). Всего 34 часа, (1 час в неделю).

15. Введение - (1 час). Понятие « Средние века» и его значение. Хронологические рамки и периодизация истории средних веков;

16. Раннее средневековье (V-Х века) – (6 часов).

17. Западная Европа в V-Х веках – (1 час): Образование германских королевств. Остготская Италия. Франкское завоевание Галлии. «Салическая правда». Принятие франками христианства. Империя Карла Великого. Распад империи. Развитие культуры.

18. Византийская империя и Ближний Восток в V-Х веках. – (4 часа): Образование Византийской империи. Императорская власть. Юстиниан и его законы. Нашествие славян и арабов на территорию империи и их расселение; Арабы в V І-Х веках. Арабские племена и их географическое расположение. Пророк Мухаммед. Возникновение ислама и его распространение. Образование Арабского халифата. Народные восстания. Падение халифата. Развитие культуры в мусульманском мире. Образование. Литература. Философия. Искусство; Феодальные отношение в Центральной Азии в раннем средневековье. Эфталитское государство. Развитие хозяйства и культуры. Падение Эфталитского 32 государства. Тюркские народы в раннем средневековье. Тюркские государства, хозяйства. Древнетюркские письменные памятники; Славяне в раннем средневековье. Западные и южные славяне, их общественный строй и хозяйство. Киевская Русь. Ярослав Мудрый. Культура Киевской Руси. Архитектура.

19. Основные признаки и особенности феодального строя – (1 час): Особенности феодального строя. Основные признаки феодального строя. Натуральное хозяйство. Феодальная раздробленность. Феодалы в раннем средневековье. Феодальный замок. Положение крестьян в средневековом обществе. Борьба против феодального угнетения.

20. Среднее средневековье (ХІ-ХV века) – (17 часов). Европейские государства в ХІ-ХV веках – (7 часов): Образование централизованных монархий. Предпосылки образования централизованных монархических государств. Образование аппарата государственного управления. Королевская власть и деятельность короля. Дворянское сословие; Франция. Объединение французских земель. Столетняя война. Жанна д` Арк. Людовик XI. Деятельность Генеральных Штатов. Абсолютная монархия во Франции; Англия. Английский парламент. Война Алой розы и Белой розы в Англии. Крестьянское восстание. Установление мощного централизованного государства. Династия Тюдоров; Германия. Политическая раздробленность Германии. Германское рыцарство. Свободные города. Церковные центры Германии; Испания. Италия. Борьба с арабами. Реконкиста. Объединение Испании. Католическая церковь. Инквизиция. Города-государства Италии. Венеция и Флоренция. Банковская деятельность Медичи; Русь ХІ-ХШ веков. Развитие феодальных отношений. «Русская правда». Владимир Мономах. «Повесть временных лет»; Изменения в социальной жизни и хозяйственные достижения в ХІ-ХV веках. Достижения в хозяйстве. Ремесло. Появление средневековых городов в Европе. Торговля. Жизнь в европейском городе. Воинское искусство; Развитие просвещения и научных знаний в Европе XI-XV веков. Научные знания. Средневековые школы. Летопись. Развитие литературы. Поэзия. Изобразительное искусство, архитектура и скульптура в средневековье.

21. Христианская церковь в ХІ-ХІІІ веках. Крестовые походы – (1 час): Церковь и религиозные служители. Крестовые походы. Церковь – организатор похода на Восток. Поход бедняков и рыцарей на Восток. Последующие крестовые походы. Итоги и последствия крестовых походов.

22. Страны Азии в период среднего средневековья – (4 часа): Феодальный строй в Японии. Возникновение и развитие феодальных отношений в Японии. Развитие городов. Формирование единого государства. Политика изоляции Японии; 33 Установление феодального строя в Китае. Объеденение Китая. Образования Китайской империи. Хозяйство и ремесло. Религия. Развитие образования и науки. Медицина. Культура и искусства. Книгопечатание; Феодальный строй в Индии. Установление феодального строя в Индии. Государство Гуптов. Феодальная раздробленность. Делийский султанат. Империя Великих Моголов. Развитие ремесел и торговли. Религиозные верования. Наука и искусства. Астрономия. Медицина. Скульптура. Строительство храмов и мавзолеев; Турция в средние века. Создание. Османской империи. Власть султана. Борьба народов против османских завоевателей. Турецкая культура. Литература. Научные знания. Ремесло. Турецкие путешественники.

23. Средняя и Центральная Азия в XI-XV вв. – (2 часа): Государство Хорезмшахов. Общественное устройство государства Хорезмшахов. Хозяйство. Освободительные движения в Бухаре и Самарканде. Ослабление государства Хорезмшахов. Города Средней Азии. Города – культурные и научные центры; Развитие научных знаний. Выдающиеся мыслители. Развитие литературы. Астрономическая школа Улугбека. Абу-Райхан Бируни. аль- Хорезми. Абу-Али ибн-Сина. Литература. А. Фердоуси. А. Рудаки. А. Науаи. Омар Хайям. Рашид-ад-Дин. «Собрание летописей». Абу Насыр аль-Фараби, А. Иассауи, М.Кашгари, Ж. Баласагуни, М. Дулати, К. Жалаири. Эпос "Манас". Архитектурное, изобразительное и художественное искусство.

24. Борьба народов против монголо-татарского нашествия – (2 часа): Феодальная раздробленность перед началом монголо-татарского нашествие. Феодальная раздробленность на Руси. Возникновение удельных княжеств на Руси. Постепенное ослабление государств в Средней Азии; Монголо-татарское нашествие. Создание Монгольского государства. Общественно-политический строй. «Яса». Завоевание Чингисханом Казахстана, Средней Азии и Закавказья. Поход Батыя на Русь. Образование Золотой Орды. Борьба народов против завоевателей. Повторение – (1 час).

25. Позднее средневековье ( XV век – середина XVII века) –(10 часов):

26. Европейские государства – (5 часов): Англия в XVI – середине XVII веко. Развитие производства. Мануфактура. Английский абсолютизм. Власть Тюдоров. Колонизация Ирландии; Франция в XVI – первой половине XVII веков. Экономическое развитие. Промышленность и торговля. Гражданские войны; Германия в XVI - первой половине XVII веков. Экономическое положение. Реформация и крестьянские войны. Междоусобицы среди князей. Аусбургский договор; Испания. Нидерланды, Италия в позднем средневековье. Государственное устройство и экономическое положение. Нидерландская буржуазная революция. Саванарола; 34 Географические открытия в конце XV века - начале XVI веков. Предпосылки географических открытий. Народы Америки в XV веке. Культура народов Майя, Ацтеки, Инки. Открытие Колумбом Америки. Васко да Гама. Результаты географических открытий.

27. Завершение объеденения русских земель и падение Золотой Орды (XV- XVI века) – (2 часа): Объеденение русских земель вокруг Москвы. Экономическое и политическое развитие русских земель. Ослабление Золотой Орды. Куликовская битва. Образования централизованного государства на Руси. Опричина. Иван Грозный IV; Россия в XVIІ веке. Внутренее и международные положение России. Восхождение на трон Бориса Годунова. К. Минин и Д. Пожарский. Восхождение Романовых на трон. Культура народов России в XVIІ веке. Литература и искусства. Скульптура и изобразительное искусство.

28. Культура народов Европы в конце XV века - первой половине XVIІ века – (2 часа): Культура эпохи возрождения в Западной Европе. Италия – центр Возрождения. Леонардо да Винчи. Микеланджело. Рафаэль Санти. Гуманизм в изобразительном искусстве. Альбрехт Дюрер. Рембрандт. Диего Веласкес; Просвещение и литература народов Европы. Аристократическое образование. Писатели-гуманисты: Томас Мор, Франсуа Рабле, Вильям Шекспир, Мигель Сервантес. Развитие научных знаний. Джордано Бруно. Николай Коперник. Галилео Галилей. Итоговое повторение – (1 час).






























Учащиеся 7-8 классов должны уметь:

1) описывать жизнь и быт населения в эпоху средневековья;

2) анализировать основные изменения в политической истории;

3) проводить поиск исторической информации в разнообразных источниках;

4) составлять хронологические и синхронистические таблицы;

5) объяснять роль средневековых городов в экономическом, политическом и культурном развитии;

6) давать оценку роли религии в формировании мировоззрения человека;

7) давать оценку роли ислама в культурном и духовном развитии общества;

8) анализировать текст, выделять в нем главное;

9) составлять развернутый план изучаемой темы;

10) давать самостоятельную характеристику важнейшим историческим событиям, историческим деятелям, социальным группам;

11) переносить имеющиеся знания в новую ситуацию;

12) высказывать свою личностную оценку по изучаемым вопросам и аргументировано отстаивать собственную точку зрения;

13) выступать с сообщениями и докладами;

14) использовать историческую карту при изучении темы;

15) составлять конспекты по отдельным темам;

16) выполнять тестовые задания;

17) осуществлять самостоятельный поиск дополнительного материала (ЭСИ, библиотека).


























Пояснительная записка.

Образовательный процесс в ГУ «Шишкинская средняя школа» осуществляется на основе Государственного общеобязательного стандарта среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденного постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 года №1080 (ГОСО РК 1.4.002-2012), типовых учебных планов основного среднего, общего среднего образования, утвержденных Министром образования и науки РК от 20 декабря 2012 года №557 и от 8 ноября 2012 года №500 (ТУП) учебным программам средней школы, утвержденным приказом Министра образования и науки РК №115 от 3 апреля 2013 года.

Цель обучения предмета «История Казахстана» предполагает учет возможностей, уровня знаний и подготовки учащихся по изучению конкретно-исторического содержания предмета с древнейшего периода по настоящее время.

Задачи обучения учебного предмета обозначены в учебной программе, утвержденной приказом Министра образования и науки РК №115 от 3 апреля 2013 года.

При преподавании истории надо руководствоваться пунктом 27 Плана мероприятий по реализации поручений Главы государства, данных в статье «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к обществу всеобщего труда», утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 июля 2012 года № 961.


Объем учебной нагрузки по предмету История Казахстана:

в 5 классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;

в 6 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;

в 7 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;

в 8 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;

в 9 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году.


Цель обучения учебному предмету «Всемирная история» – формирование у учащихся системных исторических знаний путем ознакомления с важнейшими событиями истории человечества с древности по настоящее время и воспитание подлинного патриота своей страны, личности, осознающего большое значение накопленного человечеством культурно-исторического опыта.

Задачи обучения учебного предмета «Всемирная история» обозначены в учебной программе, утвержденной приказом Министра образования и науки РК №115 от 3 апреля 2013 года

Объем учебной нагрузки по предмету «Всемирная история» составляет:

в 6 классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;

в 7 классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;

в 8 классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;

в 9 классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году.



Календарно-тематическое планирование рассмотрено на заседании МО учителей естественно- гуманитарного цикла 28.08.2014 года.



Календарно-тематическое планирование по истории средневекового Казахстана для 7 класса
  • История
Описание:

По завершению обучающиеся должны:

описывать жизнь и быт населения в эпоху средневековья; 

анализировать основные изменения в политической истории; 

проводить  поиск  исторической  информации  в  разнообразных   источниках; 

составлять хронологические и синхронистические таблицы; 

объяснять  роль  средневековых  городов  в  экономическом,   политическом и культурном развитии; 

давать оценку роли религии в формировании мировоззрения человека; 

давать  оценку  роли  ислама  в  культурном  и  духовном  развитии   общества;

анализировать текст, выделять в нем главное; 

составлять развернутый план изучаемой темы; 

давать  самостоятельную  характеристику  важнейшим  историческим   событиям, историческим деятелям, социальным группам; 

переносить имеющиеся знания в новую ситуацию 

Автор Белова Наталия Викторовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 2811
Номер материала 34641
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓