Главная / География / Календарно-тематическое планирование по географии для 8 класса

Календарно-тематическое планирование по географии для 8 класса

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 пгт. Беслана



«Утверждаю»

Директор школы

__________ (Гокинаева В.Н.)

«31»августа 2014 г.


Календарно – тематическое планирование

по географии


8 класс

количество часов – 68


Учебник: Баринова И. И. География России. Природа. – М.: Дрофа, 2008.






Составлена преподавателем

___________ (Бигаевой М.Р.















пгт. Беслан, 2014 г.



Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по географии.

Цель: освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.

Задачи:

  • овладение умениями ориентироваться по карте; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории – от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа – общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:

- тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня);

- ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач;

- показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества».


Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2 –х. учебных часов в неделю, из них 5 часов – «Пространства России», 22 часа – «Особенности природы и природные ресурсы», 38 часов – «Природные комплексы России» Резервное время, при этом, составляет 2 часа и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ.


Оценочные практические работы

  1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.

  2. Определение поясного времени для разных пунктов России.

  3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

  4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

  5. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

  6. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

  7. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт, определение возможностей ее хозяйственного использования.

  8. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе общегеографических и тематических карт.


Используемый УМК:

1. Баринова И. И. География России. Природа. – М.: Дрофа, 2008.

2. Географический атлас. 9 класс. – М.: Дрофа,2008


Дополнительная литература:

1.Алексеев А. И. География России. Природа и население. – М.: Дрофа, 2007.

2.Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобджанидзе А. А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.: Дрофа 2004.

3. Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля. 8 – 9 классы. – М.: Дрофа 2007.

4. Интернет – ресурсы.

5. Мультимедийные обучающие программы:

География 8 класс. Природа России.

Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.

Интерактивные географические карты.


Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.






Календарно-тематическое планирование 8 класса по географии

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика

деятельности

учащихся

или виды

учебной

деятельности

Планируемые

результаты

освоения

материала

Дом.

задание

Дата

Провед.


Ведение (1 час)

1

Что изучают в курсе «Природа России». Источ­ники географи-че­ской информации

1

Урок изуче­ния нового материала

Источники географи­ческой информации

Уметь: использовать раз­личные источники геогра­фической информации

Стр 3-4


Пространства России (5 часов)

2

Географическое положение Рос­сии

Пр/р №1

1

Практикум

Географическое по­ложение. Виды и уровни географиче­ского положения. Особен-ности гео­графического поло­жения России. Часовые пояса

Уметь: показывать и на­зывать факторы, опреде­ляющие геогра-фиическое положение России; пока­зывать на карте крайние точки страны; показывать границы России и погра­ничные страны, оценивать значение границ для свя­зей с другими странами; опре-делять разницу во времени по карте часовых поясов, приводить приме­ры воздействия разницы во времени на жизнь на­селения; показывать на карте субъекты РФ; обосновывать необходимость географических знаний на современном этапе

&1, контурная карта


3

Моря, омываю­щие территорию России

1

Практикум

&2, таблица


4

Россия на карте часовых поясов

1

Урок изуче­ния нового материала

&3, вопросы


5

Практическая ра­бота №2 «Определение поясного времени для разных пунктов России»

1

Практикум

решение задач


6

Как осваивали и изучали террито­рию России

1

Семинар

&4, таблица


Раздел 1. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ (22 часа)

Рельеф и недра России (6 часа)

7

Особенности

рельефа России

1

Урок изучения нового материала

Особенности геологичес-кого строения. Устойчивые и под­вижные участки зем-

ной коры. Основные этапы геологической истории формирова­ния земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Облас­ти современного го­рообразования, зем­ле-трясений и вулка­низма.

Природные условия и ресурсы. Закономер­ности размещения месторождений по­лезных ископаемых. Минеральные ресур­сы страны и пробле­мы их рационального использования


Уметь: читать тектоническую, геологическую кар­ты, геохроно-логическую таблицу, выявлять взаимозависимость тектониче-

ских структур и форм рельефа, полезных иско­паемых на основе сопоставления карт; показывать на карте основные форм рельефа, выявлять осо­бенности рельефа страны, наносить их на контурную карту;определять, как рельеф влияет на жизнь людей; приводить примеры изме­нений в рельефе под влиянием различных фак­торов; показывать на кар­те и называть районы ин­тенсивных тектонческих движений; называть меры безопас-ности при стихий­ных явлениях; объяснять влияние рельефа на при­роду и жизнь людей; пока­зывать месторождения полезных иско-паемых, приводить примеры ис­пользования полезных ископае-мых, влияния раз­работки место-рождений на природную среду; оцени­вать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства, оценивать ус­ловия добычи


&5


8.

Рельеф России

1

Урок изучения нового материала

&5, вопросы


9.

Геологическое

строение территории нашей страны Пр/р №3

1

Урок изучения нового материала


&6


10

Минеральные ре-

сурсы России

1

Практикум

&7


11

Развитие форм

рельефа

1

Урок систематизации и обобще­ния знаний (практикум)

&8, повторить


12

Итоговый урок по теме

1




Климат и климатические ресурсы (5 часов)

13

Климат нашей страны

1

Урок изучения нового материала

Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая по-

верхность, циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны.

Закономерности распре-деления тепла и влаги на территории страны (средние тем­пературы января и июля, осадки, испа­рение, испаряемость,

коэффициент увлажнения).

Сезонность климата,

чем она обусловлена. Типы климатов Рос­сии. Факторы их формирования, кли­матические пояса. Степень благоприят­ности природных ус­ловий.

Климат и человек. Влияние климата на быт, жилище, одежду, способы передвиже­ния, здоровье чело­века. Неблагоприят­ные климатические явления

Знать: закономерности распре- деления суммарной солнечной радиации. Уметь: приводить примеры влияния климата на

жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому коли­честву тепла; давать оценку климатических особенностей России; приводить примеры изме­нения погоды под влияни­ем циклонов, антицикло­нов, атмосферных фронтов; объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат территории; определять по картам температуры воздуха, количество осад­ков, объяснять закономер­ности их распределения в разных регионах России; называть и показывать климатические пояса и области, давать краткое описание типов погоды; давать оценку климатиче­ских условий для обеспе­чения жизни людей

&9


14

Закономерности

Распределения тепла и влаги на территории нашей страны Пр/р №4

1

Практикум

&10, до стр. 63


15

Типы климатов

России Пр/р №5

1

Исследование

&10, таблица


16

Зависимость человека от климатических условий

1

Практикум

&11, вопросы


17

Климат и климати-ческие ресурсы. Пр/р №6 Итоговый урок.

1

Урок повторения и обобщения (деловая игра)



Внутренние воды и водные ресурсы (4 часа)

18

Разнообразие

внутренних вод

России. Реки Пр/р №7

1

Урок изучения нового материала

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные сис­темы, водоразделы, бассейны. Распреде­ление рек по бассейнам океанов. Пита­ние, режим, расход, годовой сток рек, ле­довый режим. Роль рек в освоении терри­тории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные во­ды. Ледники. Много­летняя мерзлота. Водные ресурсы, воз­можность их разме­щения на территории страны.

Внутренние воды и водные ресурсы, осо­бенности их разме­щения на территории страны. Многолетняя мерзлота

Уметь: показывать реки России на карте; объяснять основные характеристики реки на конкрет-ных примерах; приводить при­меры использования реки в хозяй-ственных целях; показывать на карте озера артезианские бассей­ны, области распростра­нения вечной мерзлоты; приводить примеры хозяй­ственного использования вод и негативного влияния на них

человеческой деятельности;

давать характеристикукрупных озер страны и области; показывать на карте и объяснять значе­ние каналов и водохрани­лищ

&12


19

Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Много­летняя мерзлота

1

Практикум

&13


20

Водные ресурсы.

Охрана вод

1

Практикум

&14


21

Повторение по теме: «Внутренние воды

и водные ресурсы»

1

Урок повторения и

обобщения

(исследование)



Почва и почвенные ресурсы (3 часа)

22

Образование почв и их разнообра­зие

1

Урок изуче­ния нового материала

Почвы и почвенные ресурсы. Почвы - ос­новной компонент природы. В.В. Докучаев -основоположник почвоведения



Уметь: объяснять поня­тия: земельные ресурсы, сельско-хозяйственные угодья; называть факторы почвообразования; назы-

вать свойства основных типов почв; давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного оцени­вания; объяснять необхо­димость охраны почв, рацио-нального использова­ния земель

&15, вопросы


23

Закономерности

распространения

почв

1

Практикум

&16


24

Почвенные ресурсы

1

Конференция

&17


Растительность и животный мир (3 часа)

25

Растительный и животный мир России

1

Урок изуче­ния нового материала

Растительный и жи­вотный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительно-

сти и животного мира природных зон России.

Биологические ресурсы, их рациональное использова-ние. Меры по охране рас-титель­ного и животного мира. Природные террито-ри­альные комплексы. Локальные, региональ­ные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое рай­онирование России

Уметь: приводить приме­ры значения растительно­го мира в жизни людей, использования безлесны пространств человеком;

перечислять ресурсы леса; объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека; прогнозиро-вать последствия уничтожения болот; объяснять значе­ние животного мира в жиз­ни человека




&18, таблица


26

Биологические

ресурсы. Охрана

растительного и

животного мира

1

Исследование

&19, 20


27

Природно-ресурсныи потенциал России

1

Практикум

&20


28

Итоговый урок по теме

1

Урок систематизации

и обобще­ния знаний



Раздел II. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ (38 часов)

Природное районирование (6 часов)

29

Разнообразие ПК России. Природ­ное районирова­ние

1

Урок изуче­ния нового материала

Природные и антропоген-ные ПТК. При­родная зона как при­родный комплекс: взаимосвязь и взаимообус- ловленность ее компонен- тов. Роль В.В.Докучаева и Л.С. Берга в создании

учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны? Характеристика природных зон. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Высотная поясность. От чего зависит набор высот­ных поясов


Уметь: описывать при­родные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения те­матических карт; объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования; описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах

&21, вопросы


30

Моря как крупные ПК

1



Практикум

&22


31

Природные зоны

России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра

1

Урок актуализации

знании и умении

&23, таблица


32



Разнообразие

лесов России: тайга, смешанные и широко-лиственные леса

1



Урок актуализации

знаний и умений



&24


33

Безлесные зоны на юге России: степи, полупусты­ни и пустыни Пр/р №8

1

Урок актуа­лизации знаний и умений

&25


34

Высотная поясность

1

Урок повторения и обобщения (исследо­вание)

&26


Природа регионов России ( 20 часов)

35

Русская (Восточ­но-Европейская) равнина.

1

Урок изуче­ния нового материала

Европейская Россия -основа формирова­ния территории Рос­сийского государства. Специфика природы и ресурсный потен­циал. Влияние природных усло-вии, ресурсов на жизнь и

хозяйственную деятель- ность населения. Состав района. Осо­бенности географи­ческого положения и его влияние на при­роду, хозяйственное развитие района и геополитические интересы России. Исто-рико-географические этапы развития рай­она.Специфика природы района, природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь и хозяйственную дея-

тельность населения

Уметь: определять осо­бенности географического положения, состав и осо­бенности природы круп­ных регионов объектов; объяснять зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей

поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения зем­ной коры; закономерности развития. растительного и животного мира территории; характеризовать и оценивать природные условия и природные ресур­сы крупных природных

регионов в жизни и дея­тельности человека





&27, контурная карта


36

Природные комплексы Русской равнины

1

Семинар

&28, таблица


37

Природные ресурсы Русской равнины. Проблемы их рационального использования.

1

Урок изучения нового материала

&29, вопросы


38

Северный Кавказ - самые молодые высокие горы России

1

Путешест­вие

&30


39

Природные ком­плексы Северного Кавказа

1

Практикум

&31


40

41

Урал - «Камен­ный пояс» земли Русской Своеобразие природы Урала

2

Игра

Практикум

&32


42

Природные уни­кумы Урала. Эко­логические про­блемы

1

Семинар

&33


43

Экологические проблемы Урала

1

Семинар

&34


44

Западно-Сибирская низ­менность

1

Урок изуче­ния нового материала

&35


45

Природные ре­сурсы Западной Сибири. Пробле­мы их освоения

1

Практикум

&36, таблица


46

Восточная Си­бирь: величие и суровость приро­ды. ГП. Состав территории, исто­рия освоения

1

Урок актуа­лизации знаний и умений

&37


47

Природные комплексы Восточной Сибири

1

Урок актуа­лизации знаний и умений

&38


48

Жемчужина Си­бири - Байкал

1

Урок актуа­лизации знаний и умении

&39


49

Природные ре­сурсы Восточной Сибири, пробле­мы их освоения

1

Урок актуа­лизации знаний и умений

&40, вопросы


50

Итоговый урок по теме «Восточная Сибирь»

1

Урок повторения и обобщения



51

Дальний Восток -край контрастов. ГП,состав терри­тории. История освоения

1

Урок актуа­лизации знаний и умений

&41


52

Природные ком­плексы Дальнего Востока

1

Урок актуа­лизации знаний и умений

&42


53

Природные ре­сурсы Дальнего Востока, освоение их человеком

1

Исследова­ние

&43, повторение


54

Природа регионов России. Итоговый урок.

2

Урок систематизации и обобще­ния знаний (игра)



Человек и природа (4 часа)

55

Влияние природ­ных условий на жизнь и здоровье человека

1

Урок изуче­ния нового материала

Природные условия и ресурсы. Природный и экологический по­тенциал России. Гео­графический фактор в развитии общества. Антропогенное воз­действие на природу. Рациональное приро­допользование. Особо охраняемые территории. Памятники Всемирно­го природного и куль­турного наследия в нашей стране.

Знать: законы об охране природы; антропогенное воздействие на природу; рациональное природо­пользование, особо охра­няемые территории, памятники Всемир-ного природного и культурного наследия в нашей стране. Уметь: объяснять значе­ние природы в жизни и деятельности человека, роль географической нау­ки в рациональном приро­допользова-нии; состав­лять географические прогнозы, анализировать экологи-ческие карты России, уметь выполнять правила природо-охранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы

&44, таблица


56

Антропогенное воздействие на природу

1

Семинар

&45


57

Рациональное природопользо­вание

1

Практикум

&46


58

Человек и природа

1

Урок систематизации и обобще­ния знаний (игра)

&47


География Татарстана (8 часов)

59

История освоения и развития Татарстана

1

Урок изуче­ния нового материала

Географическое положение.

Особенности геологичес-кого строения. Устойчивые и под­вижные участки зем-

ной коры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая по-

верхность, циркуляция воздушных масс. Виды вод суши на территории республики


Стр 5-6


60

Географическое положение

1

Урок актуа­лизации знаний и умений

Стр 6-7


61

62

63

64

Особенности природы

4

Урок актуа­лизации знаний и умений

Стр 13-65


65

Экологические проблемы Татарстана

1

Урок актуа­лизации знаний и умений

реферат


66

Родной город - Казань

1

Урок актуа­лизации знаний и умений

конспект


67

Урок обобщающего повторения

1




68

Итоговый урок по курсу «Природа России»


Урок систематизации и обобще­ния знаний





2 часа – резервное время

Календарно-тематическое планирование по географии для 8 класса
  • География
Описание:

За основу планирования взяты «Рабочие программы по географии. 6-9

классы (классическая линия)»: Болотникова Н.В. (автор-составитель). – М.:

«Глобус», 2008.

 Разделы классической линии основного школьного географического

образования в массовой школе:

 1. Начальный курс географии (учебник - Герасимова Т.П. «Начальный курс

географии. 6 класс» - М.: Дрофа, 2007) – 68 часов (6 класс).

 2. География материков и океанов (учебник - Коринская В.А. «География

материков и океанов», 1 и 2 части. 7класс - М.: Дрофа,2007) – 68 часов (7 класс).

 3. География России. Природа (учебник - Баринова И.И. «География

России. Природа» - М.: Дрофа, 2006) – 68 часов (8 класс).

 4. География России. Население и хозяйство (учебник - Дронов В.П.

«География России. Население и хозяйство», 1 и 2 части - М.:Дрофа.2006) – 68

часов (9 класс).

 Таким образом, курс географии (основное общее образование) в массовой

школе изучается с 6 по 9 классы (2 часа в неделю в каждом классе). Всего – 272

часа.

 В школе-интернате для глухих детей (классы основного общего

образования) курс географии по базисному учебному плану изучается с 6 по 11

классы (2 часа в неделю, 68 часов за учебный год в каждом классе). Всего – 408

часов. При обучении используются указанные выше учебники.

 Вследствие увеличения количества часов, дополнительные 136 часов

перераспределены по всем разделам курса географии:

 1. Начальный курс географии – 68 часов (6 класс).

 2. География материков и океанов – 136 часов (7 класс – 68 часов, 8

класс – 68 часов).

 3. География России. Природа – 68 часов (9 класс).

 4. География России. Население и хозяйство – 136 часов (10 класс – 68

часов, 11 класс – 68 часов).

В количество указанных часов входят: проверочные, контрольные работы,

топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.2

При распределении часов учитываются психофизические особенности

учащихся, их общее развитие, словарный запас, время для работы над

географической терминологией. Учитывая особенности памяти глухих детей, в

коррекционной школе в начале каждого учебного года необходимы часы для

повторения материала, изученного в предыдущем классе.

Автор Бигаева Марина Руслановна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 2609
Номер материала 38679
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓