Главная / Начальные классы / календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"

календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"

Календарно-тематическое планирование


п/п

Дата

Тема

урока

Тип урока

Основные виды

учебной деятельности

Планируемые

результаты

предметные

Метапредметные УУД

личностные

Раздел «Как устроен мир» (6 часов)

1


Природа.


Урок введения в новую

тему.


Знакомиться с учебником и учебными пособиями, с целями и задачами раздела. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей. Предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, осуществлять самопроверку.

Анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам, классифицировать объекты живой природы. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Объяснять значения слов: «организмы», «биология», «царства», «бактерии», «микроскоп».

Регулятивные: Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять.

Познавательные: Знакомиться с учебником, извлекать из него информацию. Коммуникативные

Работать в паре, предлагать задания к рисункам.

Раскрывать ценность природы для людей.

2


Человек.

Стартовая диагностика.


Урок-игра.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека.

Называть сходства человека и живых существ и отличия его от животных. Различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека. Объяснять значения слов: «психология», «восприятие», «память», «мышление», «воображение».

Регулятивные: Формулировать выводы, оценивать свои достижения.

Познавательные: Находить сходство и отличие человека от живых существ, моделировать развитие человека.

Коммуникативные: Обсуждать и описывать проявления внутреннего мира человека.

Ориентироваться на положительные поступки и отношения с людьми.

3


Проект «Богатства, отданные людям».


Урок-проект.

Учиться распределять обязанности по проекту в группах; собирать материал; подбирать иллюстративный материал, изготавливать недостающие иллюстрации, оформлять стенд; презентовать проект; оценивать результаты работы.

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные. Определять цель проекта, оценивать результаты работы. Познавательные: Подбирать материал из разных источников.

Коммуникативные: Распределять обязанности по проекту в группах.




Формировать бережное отношение к природным богатствам.

4


Общество.


Урок изучения нового материала.


Определять место человека в мире; характеризовать семью, народ, государство как части общества; сопоставлять формы правления в государствах мира. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире. Объяснять значения слов: «семья», «народ», «государство», «общество».

Регулятивные: Осуществлять самопроверку.

Познавательные: Находить материал о различных странах и народах.

Коммуникативные: Рассказывать о своей семье, народе, государстве, работать в группе.

Определять место человека в мире.

5


Что такое экология.


Комбинированный урок.

Анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Называть экологические связи и их разнообразие. Анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязи живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека. Объяснять значения слов: «окружающая среда», «экология».

Регулятивные: Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять.

Познавательные: Анализировать схемы в учебнике, прослеживать экологические связи

Коммуникативные: Рассказывать о взаимосвязях в природе, приводить примеры.

Формировать экологическое мировоззрение.

6


Природа в опасности!


Урок-исследование.

Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки.

Называть положительные и отрицательные влияния человека на природу. Рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным. Объяснять значения слов: «заповедник», «национальный парк».

Регулятивные: Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Познавательные: Устанавливать причинно- следственные связи между поведением людей и окружающей средой.

Коммуникативные: Работать в паре, высказываться о том, как люди могут сохранить природу.

Вместе со взрослыми готовить сообщения о заповедниках.

Формировать ответственность за все живое в природе.

Раздел «Эта удивительная природа» (18 часов)


7


Тела, вещества, частицы.

Практическая работа № 1 «Тела, вещества, частицы».

Урок-исследование.

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ; наблюдать опыт с растворением вещества.

Объяснять значения слов: «тело», «вещество», «частица». Различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; проверять с помощью учебника правильность приведённых утверждений.

Регулятивные: Проверять по учебнику правильность своих наблюдений, оценивать свои достижения.

Познавательные: Проводить под руководством учителя опыт с растворением вещества, моделировать процесс растворения.

Коммуникативные: Приводить примеры различных тел, высказывать предположения, доказывать своё мнение.

Формировать установку на положительное поведение в обществе.

8


Разнообразие веществ.


Практическая работа № 2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания».

Урок-исследование.

Наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты.

Ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради.

Объяснять значения слов: «химия», «поваренная соль», «крахмал», «кислота». Описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков; различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам.

Регулятивные: Принимать учебную задачу и стараться её выполнить, работать со взрослыми, отвечать на итоговые вопросы.

Познавательные: Ставить опыты, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты в таблицу.

Коммуникативные: Работать в паре, рассказывать об изучаемых веществах по плану.

Соблюдать технику безопасности, беречь своё здоровье.

9


Воздух и его охрана.

Практическая работа № 3 «Свойства воздуха».


Урок-практика.

Анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха. Исследовать с помощью опытов свойства воздуха.

Объяснять значение слова «кислород». Различать цель опыта, ход опыта, вывод. Объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку. Называть правила охраны воздуха.

Регулятивные: Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Познавательные: Исследовать путем опыта свойства воздуха, Извлекать информацию из учебника.

Коммуникативные: Объяснять свойства воздуха, работать со взрослыми, Брать интервью о мерах по охране чистоты воздуха в городе.

Ориентироваться на бережное отношение к природе, формировать позицию эколога.

10


Вода.

Практическая работа № 4 «Свойства воды».

Урок-практика.

Исследовать по инструкции учебника свойства воды. Анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды. Рассказывать об использовании в быту воды как растворителя.

Объяснять значение слова «фильтр». Определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради.


Регулятивные: Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы. Познавательные: Использовать информацию из учебника, обобщать её, проводить мини- исследование в семье, как используют в быту.

Коммуникативные: Работать в паре, объяснять свойства воды, называть цель опыта, рассказывать об использовании воды в быту.

Воспитывать бережное и экономное отношение к природным богатствам страны.

11


Превращения и круговорот воды.

Практическая работа № 5 «Круговорот воды в природе».

Урок-практика.

Высказывать предположения о состояниях воды в природе. Наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара.

Объяснять значения слов: «состояние», «испарение», «круговорот». Различать три состояния воды, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя.

Регулятивные: Анализировать рисунок- схему, осуществлять взаимопроверку.

Познавательные: Моделировать круговорот воды в природе, формулировать выводы из изученного материала.

Коммуникативные: Работать в паре, формулировать выводы, объяснять особенности образования льда, рассказывать по схеме о круговороте воды.

Воспитывать бережное и экономное отношение к природным богатствам страны.

12


Берегите воду!


Урок-исследование.

Высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника. Обсуждать способы экономного использования воды. Рассказывать о загрязнении воды с помощью модели.

Анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста. Понимать, что надо охранять и беречь воду.

Регулятивные: Отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. Познавательные: Извлекать информацию из учебника, сопоставлять полученные сведения со своими суждениями.

Коммуникативные: Высказывать предположения о том, чем загрязняют воду,

рассказывать о загрязнении по модели, брать интервью у взрослых о мерах по охране воды.

Ориентироваться на бережное отношение к природе, формировать позицию эколога.

13


Как разрушаются камни.



Урок-исследование.

Высказывать предположения о причинах разрушения горных пород в природе. Наблюдать процесс расширения твёрдых тел в ходе учебного эксперимента; моделировать в виде схемы увеличение расстояния между частицами твёрдых тел при нагревании и уменьшение – при охлаждении.

Характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах и укоренения растений в них.

Регулятивные: Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы.

Познавательные: Моделировать схему разрушения камней, наблюдать и фотографировать, делать выводы.

Коммуникативные Высказывать предположения о причинах разрушения, давать характеристику этому процессу, работать со взрослыми, готовить рассказ на основе наблюдений.

Воспитывать бережное и экономное отношение к природным богатствам страны.

14


Что такое почва.


Практическая работа № 6 «Состав почвы».


Урок-практика.

Анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам; высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их. Исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента.

Объяснять значение слова «перегной». На основе схемы моделировать связи почвы и растений. Характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризовать меры по охране почвы от разрушения.

Регулятивные: Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Познавательные: Исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, анализировать схему связей почвы и растений.

Коммуникативные: Высказывать и обосновывать гипотезы о плодородии почвы, давать характеристику процессу образования и разрушения почвы.

Ориентироваться на соблюдение моральных норм в учебной деятельности и формировать бережное отношение к природным ценностям.

15


Разнообразие растений.

Урок развития умений и навыков.

Знакомиться с группами растений по материалам учебника. Классифицировать растения из предложенного списка; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений.

Объяснять значение слова «ботаника». Называть растения с помощью атласа-определителя. Приводить примеры растений разных групп и видов.

Регулятивные: Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Познавательные: Использовать полученную информацию для определения растений, классифицировать их с помощью атласа – определителя.

Коммуникативные: Работать в группе, доказывать, используя учебник разнообразность растений. Готовить сообщение о любом растении.

Понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение ко всему живому.

16


Солнце, растения и мы с вами.

Урок изучения нового материала.

Выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений. Моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы.


Выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений. Доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека.

Регулятивные: Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы. Познавательные: Выявлять с помощью схемы сходство и различия процессов питания и дыхания, моделировать эти процессы, выявлять роль частей растений.

Коммуникативные: Рассказывать о процессах по схеме, формулировать выводы доказывать, что без растений невозможна жизнь.

Ориентироваться на бережное отношение к природе, формировать позицию эколога.

17


Размножение и развитие растений.


Практическая работа № 7 «Размножение и развитие растений».

Комбинированный урок.

Характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения. Наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев. Выявлять роль животных в размножении и развитии растений.

Объяснять значение слова «опыление». Характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени. Называть разные способы распространения плодов и семян.

Регулятивные: Проверять по учебнику правильность своих наблюдений, оценивать свои достижения.

Познавательные: Извлекать информацию из учебника, сопоставлять полученные сведения со своими суждениями.

Коммуникативные: Характеризовать условия, необходимые для развития растения. Рассказывать по схеме о развитии семян.

Определять границы собственного знания и незнания, вырабатывать способность к решению моральных проблем.

18


Охрана растений.


Прове-рочная работа.

Контрольно-обоб-щающий урок.


Актуализировать сведения об исчезающих и редких растениях. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Оформлять памятку «Берегите растения».


Называть факторы отрицательного воздействия человека на мир растений, правила поведения в природе.

Регулятивные: Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы. Познавательные: Оформлять памятку «Берегите растения»,находить материал о редких растений из различных источников информации.

Коммуникативные: Обсуждать материалы книги « Великан на поляне», рассказывать о редких растениях, занесенных в Красную книгу.

Понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение ко всему живому.

19


Разнообразие животных.

Урок формирования умений и навыков.

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Классифицировать животных.

Объяснять значения слов: «зоология», «земноводные», «пресмыкающиеся», «млекопитающие». Приводить примеры животных разных групп; с помощью атласа-определителя определять животных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе.

Регулятивные:

Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять,

Познавательные: Классифицировать животных, приводить примеры животных разных групп. Работать с электронным приложением к учебнику.

Коммуникативные: Обсуждать рассказ « история с пиявкой»,

рассказывать о животных по самостоятельно подготовленному сообщению.

Ориентироваться на выполнение моральных норм, воспитывать бережное отношение к животным.

20


Кто есть кто? Проект «Разнообразие природы родного края».

Урок-проект.

Характеризовать животных по типу питания, приводить примеры животных по типу питания. Анализировать схемы цепей питания. Характеризовать защитные приспособления растений и животных. Обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе. Составлять и презентовать «Книгу природы родного края».

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения. Определять цель и этапы работы.

Познавательные: Анализировать схемы питания, работать с терминологическим словариком. Совместно со взрослыми делать фотографии, находить материалы о природе родного края.

Коммуникативные: Приводить примеры животных по типу питания, обсуждать материалы книги о божьих коровках, распределять обязанности в работе над проектом.

Понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение ко всему живому.

21


Размножение и развитие животных.

Урок развития умений и навыков.

Характеризовать животных разных групп по способу размножения, моделировать стадии размножения животных разных групп. Рассказывать, как заботятся домашние животные о своём потомстве.

Объяснять значения слов: «личинка», «куколка», «малёк», «головастик». Рассказывать о размножении и развитии животных разных групп.

Регулятивные: Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения. Познавательные: Моделировать стадии размножения различных животных, работать со словарём терминов.

Находить дополнительную информацию из различных источников.

Коммуникативные:

Рассказывать, как заботятся разные животные о своем потомстве.

Давать характеристику разным группам по способам размножения.

Ориентироваться на выполнение моральных норм, воспитывать бережное отношение к животным.

22


Охрана животных.

Урок-конференция.

Актуализировать знания о редких и исчезающих животных. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир. Формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе. Создать книжку-малышку «Береги животных».

С помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу России. Называть меры по охране животных.

Регулятивные: Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы. Познавательные: С помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесенных в Красную книгу, создать книжку- малышку « Береги животных».

Коммуникативные:

Рассказывать о факторах отрицательного воздействия человека на животных, обсуждать меры по охране животных, готовить сообщения о животных, занесенных в Красную книгу.

Формирование внутренней позиции на выполнение моральных норм, бережное отношение ко всему живому.

23


В царстве грибов.

Урок развития умений и навыков.

Характеризовать строение шляпочных грибов. Моделировать различие грибов-двойников.

Объяснять значения слов: «грибница», «съедобные грибы», «несъедобные грибы». С помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Называть правила сбора грибов.

Регулятивные: Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения.

Познавательные: Моделировать различие грибов- двойников, находить дополнительный материал о грибах.

Коммуникативные: Давать характеристику строению грибов, обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор».

Понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение ко всему живому.

24


Великий круговорот жизни.


Тест №1.

Контрольно-обоб-щающий урок.

Характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе. Моделировать круговорот веществ в природе.

Рассказывать о круговороте веществ на Земле. Называть основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители.

Регулятивные: Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы.

Познавательные: Моделировать круговорот веществ в природе, делать выводы, сравнивать их с учебником. Коммуникативные:

Характеризовать организмы – производители, потребители, разрушители.

Обсуждать опасность исчезновения одного из звеньев.

Формировать представление о взаимосвязь в природе и воспитывать бережное отношение и правильное поведение в природе.

Раздел «Мы и наше здоровье» (10 часов)

25


Организм человека.

Урок введения в новую

тему.

Актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма. Характеризовать системы органов человека. Обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены. Анализировать схемы расположения органов человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника. Практическая работа в паре: измерение роста и массы человека.

Объяснять значение выражения «система органов». Называть и показывать на модели органы человека.

Регулятивные: Принимать учебную задачу, стремиться ее выполнять, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения.

Познавательные: Анализировать схемы расположения органов человека, выполнять практическую работу.

Коммуникативные: Актуализировать знания по анатомии со 2 класса, обсуждать взаимосвязь наук, работать в паре, измерять рост и массу тела.

Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье.

26


Органы чувств.

Урок-исследование.

Самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану. Распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента. Формулировать правила гигиены органов чувств.

Объяснять значения слов: «обоняние», «осязание». Называть органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа. Рассказывать о правилах гигиены органов чувств.

Регулятивные: Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения.

Познавательные: Работать с терминологическим словарем, формулировать выводы по теме, находить дополнительный материал о правилах гигиены.

Коммуникативные: Работать в паре, изучать материалы темы и готовить рассказы по плану.

Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье.

27


Надёжная защита организма.


Практическая работа № 8 «Знакомство с внешним строением кожи».


Урок-практика.

Практическая работа: изучить свойства кожи. Осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи. Подготовить рассказ об уходе за кожей.

Объяснять значение слов: «ушиб», «ожог», «обмораживание». Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей. Называть меры первой помощи при повреждениях кожи.

Регулятивные: Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Познавательные: Работать с терминологическим словарем, формулировать выводы по теме, находить дополнительный материал о правилах гигиены.

Сотрудничать со взрослыми, извлекать информацию о гигиене кожи.

Коммуникативные: Практически изучит свойства кожи. Работать в паре, рассказывать о средствах гигиены и мерах первой помощи.

Подготовит рассказ об уходе за кожей.

Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. Учиться оказывать первую помощь.

28


Опора тела и движение.

Урок

развития умений и навыков.

Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма. Раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека.

Объяснять значения слов: «скелет», «мышцы», «опорно-двигательная система», «осанка». Рассказывать о роли опорно-двигательной системы в организме человека. Понимать важность выработки и сохранения правильной осанки.

Регулятивные: Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы. Следить за своей осанкой на уроке и вне его.

Познавательные: Находить упражнения для формирования правильной осанки.

Работать с терминологическим словарем.

Коммуникативные:

Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма, раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека.

Ориентироваться на выполнение моральных норм. Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. Установка на выполнение утренней гимнастики.

29


Наше питание. Проект «Школа кулинаров».

Урок-проект.

Определять наличие питательных веществ в продуктах питания. Моделировать строение пищеварительной системы. Характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания. Обсуждать правила рационального питания. Составлять меню здорового питания.

Объяснять значения понятий: «белки», «жиры», «углеводы», «пищеварительная система». Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Познавательные: Моделировать строение пищеварительной системы, практически определять наличие питательных веществ в продуктах.

Коммуникативные: Обсуждать правила рационального питания, составлять меню здорового питания.

Готовиться к выполнению проекта.

Определять границы собственного незнания и знания, стремиться к соблюдению правильного питания.

30


Дыхание и кровообращение.


Практическая работа № 9 «Подсчет ударов пульса».


Урок-практика.

Актуализировать знания о лёгких и сердце. Характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме. Моделировать строение дыхательной системы. Характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме. Моделировать строение кровеносной системы. Измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке.

Объяснять значения понятий: «дыхательная система», «кровеносная система». Рассказывать о дыхательной и кровеносной системах, их строении и работе. Понимать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем.

Регулятивные: Принимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, формулировать выводы по теме урока ,отвечать не итоговые вопросы, оценивать свои ответы и ответы одноклассников.

Познавательные: Моделировать строение дыхательной системы, моделировать строение кровеносной системы, измерять пульс у членов своей семьи.

Коммуникативные: Характеризовать строение кровеносной системы, работать в паре, учиться измерять пульс, работать со взрослыми, узнавать о взаимосвязи органов в организме.

Ориентироваться на выполнение моральных норм. Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье.

31


Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие.

Промежуточная диагностическая работа.

Контрольно-обоб-щающий урок.

Выполнять задания; проверять свои знания.

Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания.

Регулятивные: Оценивать правильность и неправильность ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

Познавательные: Самостоятельно готовиться к тестам, изучая информацию учебника и дополнительную литературу.

Коммуникативные: Выполнять тесты с выбором ответа.

Определять границы собственного знания и незнания.

32


Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров».

Урок-конференция.

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Представлять результаты проектной деятельности. Формировать адекватную оценку своих достижений.

Регулятивные: Формирование адекватной оценки своих достижений.

Познавательные: Учиться извлекать информацию из различных источников, сотрудничать со взрослыми.

Коммуникативные: Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Определять границы собственного знания и незнания.

33


Умей предупреждать болезни.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Характеризовать и формулировать факторы закаливания. Составлять памятку по закаливанию. Составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний.

Объяснять значения понятий: «закаливание», «инфекционные болезни», «аллергия». Называть способы закаливания организма, правила поведения в случае заболевания. Формулировать правила предупреждения инфекционных болезней и аллергии.

Регулятивные: Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Познавательные: Составлять инструкцию по предупреждению инфекционных болезней, находить дополнительный материал о профилактике заболеваний.

Коммуникативные: Характеризовать факторы закаливания, формулировать правила, составлять памятку.

Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье.

Проводить закаливание своего организма.

34


Здоровый образ

жизни.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться их соблюдать.

Объяснять значение выражения «здоровый образ жизни». Различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие.

Регулятивные: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы, оценивать свои ответы и ответы одноклассников

Познавательные: Различать факторы, укрепляющие здоровье и факторы отрицательного воздействия на здоровье.

Коммуникативные: Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни. Работать в паре, составлять памятку.

Ориентироваться на выполнение моральных норм. Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье.

Раздел «Наша безопасность» (7 часов)

35


Огонь,

вода и газ.

Урок введения в новую

тему.

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить. Актуализировать знания об опасностях в быту. Характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа. Моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры. Анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги.

Объяснять значение слова «диспетчер». Называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей. Формулировать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.

Регулятивные: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы, оценивать свои ответы и ответы одноклассников

Познавательные: Знать телефоны экстренных служб, анализировать схему эвакуации, моделировать свои действия.

Коммуникативные: Характеризовать свои действия при пожаре, утечке газа, прорыве водопровода. Разыгрывать свои действия в ходе ролевых игр.

Воспитывать бережное и экономное отношение к природным богатствам страны.

36


Чтобы путь был счастливым.


Тест № 2.

Контрольно-обоб-щающий урок.

Актуализировать правила безопасного поведения на улице. Изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте; готовить сообщения. Обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными. Моделировать свои действия в ходе ролевой игры. Выполнять тесты о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте.

Называть правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте.

Регулятивные: Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Познавательные: Изучать материалы учебника, выполнять тесты по теме, моделировать свои действия в различных ситуациях.

Коммуникативные: Работать в группах, готовить сообщения обсуждать различные ситуации, ролевыми играми демонстрировать свои знания правил.

Стремиться соблюдать правила безопасности с целью сохранения своего здоровья.

37


Дорожные знаки.


Тест № 3.

Контрольно-обоб-щающий урок.

Актуализировать знание дорожных знаков. Анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам. Моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков. Выполнять тесты с выбором ответа, требующие знание дорожных знаков.

Объяснять значение слова «сервис». Называть дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Регулятивные: Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения.

Познавательные: Выполнять тесты с выбором ответа, моделировать в виде схемы путь от школы домой.

Коммуникативные: Обсуждать, как помогают знаки пешеходам,

Соблюдать правила безопасности для сохранения здоровья.

38


Проект «Кто нас защищает».

Урок-проект.

Находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых Силах России, деятельности полиции, службы пожарной безопасности, МЧС. Интервьюировать ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС. Оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д. Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности.


Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: Принимать учебную задачу. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Познавательные: Находить в Интернете информацию о вооруженных силах страны, оформлять собранные материалы в виде стенда.

Коммуникативные: Брать интервью у ветеранов войны,

презентовать свой проект.

Воспитывать чувство гордости за свою Родину и ее защитников.

39


Опасные места.

Урок систематизации

знаний.

Актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах. Обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его. Составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест.

Называть правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледенелых поверхностях и т.д.

Регулятивные: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы.

Познавательные: Составлять схему своего двора и окрестностей опасных мест.

Коммуникативные: обсуждать опасные места в доме и вне его, работать со взрослыми, опрашивать о мерах предосторожности.

Формировать внимательное поведение, вырабатывать способность к решению проблем.

40


Природа и наша безопасность.


Проверочная работа.

Контрольно-обоб-щающий урок.


Характеризовать опасности природного характера. Находить информацию о ядовитых растениях и грибах. Характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными. Различать гадюку и ужа.

Понимать, какие опасности природного характера могут принести гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки.

Регулятивные: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы, оценивать свои ответы и ответы одноклассников.

Познавательные: Учиться отличать гадюку от ужа, ядовитые и съедобные грибы, находить информацию о ядовитых растениях.

Коммуникативные: Обсуждать рассказ « Опасные двойники», рассказывать о правилах поведения в общении с домашними животными.

Соблюдать правила поведения в природе, использовать полученные знания для сохранения своего здоровья и жизни.

41


Экологическая безопасность.

Практическая работа № 10 «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды».

Урок-практика.

Анализировать по схеме цепь загрязнения, приводить примеры цепей загрязнения. Моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм. Обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды. Знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды.

Объяснять значения слов: «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр». Называть правила экологической безопасности.

Регулятивные: Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения.

Познавательные: Практическая работа: знакомство с устройством бытового фильтра.

Коммуникативные: Приводить примеры цепей загрязнения, обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране природы.

Соблюдать правила безопасности для сохранения здоровья.

Раздел «Чему учит экономика» (12 часов)

42


Для чего нужна экономика.

Урок введения в новую

тему.

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить. Различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг. Характеризовать роль труда в создании товаров и услуг. Работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня.

Раскрывать понятия «экономика», «потребности», «услуги». Понимать, что удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики.

Регулятивные: Принимать задачи раздела и урока, стремиться выполнять их, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения.

Познавательные: Раскрывать понятия

« экономика», «потребности», «товары»,работать со взрослыми, добывать информацию об услугах в родном городе. Коммуникативные: Приводить примеры товаров и услуг, рассказывать о роли труда в создании товаров, прослеживать , какие товары и услуги нужны семье.

Формировать внутреннюю позицию, адекватно оценивать свои знания, формировать способность к решению моральных норм.

43


Природные богатства и труд людей – основа экономики.

Урок изучения нового материала.

Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану. Прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий. Выяснять роль профессий родителей в экономике.

Объяснять значения слов: «природные богатства», «капитал», «труд». Приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров. Раскрывать роль науки в экономическом развитии.

Регулятивные: Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения

Познавательные: Прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий, раскрывать роль природных богатств для экономики.

Коммуникативные: Рассказывать об использовании природных богатств, работать со взрослыми, выяснять роль профессий родителей в экономике города.

Воспитывать чувство гордости за свою Родину,

почтительное отношение и уважение к труду людей всех профессий.

44


Полезные ископаемые.


Практическая работа № 11 «Полезные ископаемые».

Комбинированный урок.

Актуализировать знания о полезных ископаемых. Определять полезные ископаемые. Выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые. Характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых.

Объяснять значения слов: «месторождение», «геолог». Называть наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Раскрывать основные способы добычи полезных ископаемых. Анализировать правила охраны полезных ископаемых.

Регулятивные: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. Формировать адекватную самооценку.

Познавательные: Определять полезные ископаемые с помощью атласа, рассказывать об особенностях добычи, по материалам учебника ,в музее выяснить, какие полезные ископаемые добывают у нас.

Коммуникативные: Готовить сообщение о каком – либо полезном ископаемом.

Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к людям рабочих профессий.

45


Растениеводство


Практическая работа № 12 «Знакомство с культурными растениями».


Урок-практика.

Актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях. Исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану. Обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством. Характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов. Выявлять связь растениеводства и промышленности. Работа со взрослыми: интервьюировать работников сельского хозяйства.

Объяснять значения слов: «отрасль», «растениеводство». Различать и классифицировать культурные растения. Определять с помощью атласа-определителя культурные растения. Классифицировать культурные растения: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы.

Регулятивные: Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Познавательные: Практическая работа в паре, исследовать растение и описать его по плану. Выявить связь растениеводства и промышленности.

Исследовать, какие продукты используются в семье.

Коммуникативные: Обсуждать в паре, зачем люди занимаются растениеводством.

Рассказывать о роли выращивания культурных растений.

Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к людям рабочих профессий.

46


Животноводство.

Урок-исследование.

Актуализировать знания о диких и домашних животных. Классифицировать домашних сельскохозяйственных животных. Характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов. Выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности. Исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня. Работа со взрослыми: интервьюировать работников животноводства.

Объяснять значение слова «животноводство». Называть домашних сельскохозяйственных животных, рассказывать об их содержании и разведении, об их роли в экономике. Называть продукты животноводства, которые использует семья в течение дня.

Регулятивные: Актуализировать знания, полученные во 2 классе, принимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Познавательные: Классифицировать домашних и сельскохозяйственных животных, работать с терминологическим словарем. Выявлять связь животноводства и растениеводства.

Коммуникативные: Работать со взрослыми, брать интервью у работников животноводства.Узнать, какие продукты животноводства употребляет семья.

Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к людям рабочих профессий.

47


Какая бывает промышленность.

Урок-исследование.

Характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров. Соотносить продукцию и отрасли промышленности. Выявлять взаимосвязь отраслей промышленности. Характеризовать труд работников отраслей промышленности. Работа со взрослыми: выявить, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе.

Объяснять значения понятий: «добывающая промышленность», «электроэнергетика», «металлургия», «машиностроение», «химическая промышленность», «лёгкая промышленность», «пищевая промышленность».

Регулятивные: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. Формировать адекватную самооценку.

Познавательные: Соотносить продукцию с отраслью, выявлять взаимосвязь отраслей,

найти в музее данные об истории предприятий города.

Коммуникативные: Рассказывать о труде работников разных отраслей промышленности, в каких отраслях работают члены семьи, выяснить, рассказать в классе.

Формировать внутреннюю позицию, адекватно оценивать свои знания, формировать способность к решению моральных норм

48


Проект «Экономика родного края».

Урок-проект.

Собирать информацию об экономике своего края (города, села). Оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д. Коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края». Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности.

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: Оценивать результаты проекта и свою роль в его создании.

Познавательные: Собирать информацию об экономике родного края, оформлять материалы в виде выставки, презентации.

Коммуникативные: Презентовать проект, выступать перед одноклассниками.

Коллективно создавать книгу

« Экономика родного края».

Формировать установку на выполнение моральных норм.

49


Что такое деньги.


Практическая работа № 12 «Знакомство с различными монетами».

Урок-практика.

Характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля-продажа); моделировать ситуации бартера и купли-продажи. Раскрывать роль денег в экономике. Рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их.

Объяснять значения слов: «деньги», «рубль», «заработная плата», «бартер», «купля-продажа». Называть виды денежных знаков: банкноты и монеты. Различать денежные единицы разных стран.

Регулятивные: Принимать задачи раздела и урока, стремиться выполнять их, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения. Принимать задачи раздела и урока, стремиться выполнять их, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения.

Познавательные: Раскрывать роль денег в экономике. Характеризовать виды обмена товарами. Находить информацию об истории денег в других источниках. Коммуникативные: Работа в паре, сравнение монет разных стран, практическая работа по различению денежных единиц.

Определять границы собственного знания и незнания.

50


Государственный бюджет.

Урок изучения нового материала.

Характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы. Определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета. Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства. Моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач.

Объяснять значения слов: «бюджет», «доходы», «расходы», «налоги». Объяснять, зачем нужен государственный бюджет, на что расходуются деньги из государственного бюджета.

Регулятивные: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. Познавательные: Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами, формулировать выводы по теме урока, работать с терминологическим словарем.

Коммуникативные: Определять, люди каких профессий получают зарплату из гос. Бюджета, моделировать доходы и расходы государства.

Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива.

51


Семейный бюджет.

Урок изучения нового материала.

Характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы. Выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь. Определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья. Обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важными. Моделировать семейный бюджет.

Объяснять значения слов: «стипендия», «пенсия». Понимать, что такое семейный бюджет, анализировать его доходы и расходы.

Регулятивные: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. Формировать адекватную самооценку.

Познавательные: Выявлять сходство и различие гос.бюджета и семейного, моделировать семейный бюджет. Коммуникативные: Рассказывать о семейном бюджете, его доходах и расходах, обсуждать , какие расходы первостепенные.

Воспитывать положительные моральные качества, чувство сопричастности к семейному благополучию.

52


Экономика и экология.


Тест № 4.

Контрольно-обоб-щающий урок.

Актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду. Характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду. Раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией.

Объяснять значения слов: «танкер», «экологическая катастрофа», «экологический прогноз». Понимать взаимосвязь экономики и экологии.

Регулятивные: Актуализировать знания, полученные во 2 классе, принимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Познавательные: Раскрывать взаимосвязь экономики и экологии.

Моделировать экологические прогнозы. Выяснить у взрослых об экологических мерах в регионе.

Коммуникативные: Обсуждать, почему при осуществлении экономических проектов осуществляется экологическая экспертиза.

Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива.

53


Экономика и экология.



Урок-исследование.

Обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза. Выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе.

Приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов.

Регулятивные: Актуализировать знания, полученные во 2 классе, принимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Познавательные: Раскрывать взаимосвязь экономики и экологии.

Моделировать экологические прогнозы. Выяснить у взрослых об экологических мерах в регионе.

Коммуникативные: Обсуждать, почему при осуществлении экономических проектов осуществляется экологическая экспертиза.

Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива.

Раздел «Путешествия по городам и странам» (15 часов)

54-

56



Золотое кольцо России.

Урок-путешествие.

Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России.

Моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т.д.

Составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу. С помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца.

Объяснять значение слова «финифть». Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца. Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям.

Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям.

Называть города, которые входят в Золотое кольцо.

Регулятивные: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы, оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные: С помощью Интернета готовить сообщения о любом городе, находить фотографии этих городов, выполнять задания из электронного приложения.

Коммуникативные: Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца, составлять вопросы к викторине, прослеживать маршрут путешествия по карте.

Воспитывать чувство гордости за свою страну, сопричастности к её историческому прошлому.

57


Проект «Музей путешествий».

Урок-проект.

Собирать экспонаты для музея, составлять этикетки. Оформлять экспозицию музея. Готовить сообщения, презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов.

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: Понимать цель и задачи проекта и стремиться их выполнять. Познавательные: Собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки), оформлять экспозицию музея, готовить сообщения.

Коммуникативные: Презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов.

Формировать внутреннюю позицию школьника, гражданина своей страны.

58


Наши ближайшие соседи.

Урок-путешествие.

Показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы. Обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения. Готовить сообщение о странах, граничащих с Россией.

Объяснять значения понятий: «сухопутные границы», «морские границы». Называть государства, граничащие с Россией, их столицы.

Регулятивные: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. Формировать адекватную самооценку.

Познавательные: С помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, работать с терминологическим словарем. Коммуникативные: Обсуждать, почему с соседними государствами нужно иметь добрососедские отношения.

Рассказывать и показывать на карте границы России.

Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива.

Формировать чувство гордости за свою страну.

59


На севере Европы.

Урок-путешествие.

Самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Соотносить государства и их флаги. Составлять вопросы к викторине по странам севера Европы. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы.

Объяснять значения понятий: «Скандинавские страны», «фьорд», «аквапарк», «гейзер». Называть страны севера Европы, их столицы. Узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемой страны, её известных людей.

Регулятивные: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы, оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные Соотносит государства и флаги, составлять вопросы викторины по странам Европы, находить материал о достопримечательностях стран. Коммуникативные: Работать в группе, готовит сообщения о государстве, на основе материалов учебника.

Работать со взрослыми, выяснять, какие материалы и из каких стран в магазинах города.

Формировать внутреннюю позицию школьника, гражданина своей страны, позицию человека, жителя общего дома – Земля.

60


Что такое Бенилюкс.

Урок-путешествие.

Самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга.

Объяснять значение слова «дамба». Называть страны Бенилюкса, их столицы. Описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям.

Регулятивные: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. Принимать мнение других членов группы.

Познавательные: Выполнять задания электронного приложения, находить в Интернете о странах, работать со взрослыми, выяснять о товарах стран Бенилюкса. Коммуникативные: Работать в группе, изучать страны Бенилюкса. Описывать достоприме-

чательности, готовить сообщения о стране. Выступать от группы.

Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива.


61


В центре Европы.

Урок-путешествие.

Самостоятельно изучить материал о странах центра Европы, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Моделировать достопримечательности из пластилина. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии.

Объяснять значение слова «фиакр». Называть страны центра Европы, их столицы. Узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям. Узнавать известных людей стран Европы.

Регулятивные: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. Формировать адекватную самооценку.

Познавательные: Выполнять задания электронного приложения, находить в Интернете о странах, работать со взрослыми, выяснять о товарах стран центра Европы. Коммуникативные: Работать в группе, изучать страны центра Европы. Описывать достоприме-

чательности, готовить сообщения о стране. Выступать от группы.

Распределять материал на несколько сообщений между членами группы.

Формировать ориентацию на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем.

62


По Франции и Великобритании (Франция).

Урок-путешествие.

Самостоятельно изучить материал о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Составлять вопросы для викторины о Франции. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Франции.

Показывать местоположение Франции на карте, называть её столицу. Описывать достопримечательности Франции по фотографиям. Узнавать её замечательных людей.

Регулятивные: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы, оценивать свои достижения на уроке. Адекватно оценивать своих товарищей.

Познавательные: Выполнять задания электронного приложения, находить в Интернете о странах, работать со взрослыми, выяснять о товарах из Франции. Коммуникативные: Работать в группе, изучать достопримечательности Франции, готовить сообщения о стране. Выступать от группы.

Распределять материал на несколько сообщений между членами группы.

Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива.


63


По Франции и Великобритании (Великобритания).

Урок-путешествие.

Самостоятельно изучить материал о Великобритании, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Составлять вопросы для викторины о Великобритании. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Великобритании.

Показывать местоположение Великобритании на карте, называть её столицу. Описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям. Узнавать её замечательных людей.

Регулятивные: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы.

Познавательные: Составлять вопросы к викторине, найти интересные факты о стране .Выполнять задания электронного приложения, находить в Интернете о странах, работать со взрослыми, выяснять о товарах из Великобритании..

Коммуникативные: Работать в группе, изучать достопримечательности Великобритании, находить на карте, готовить сообщения о стране. Выступать от группы.

Распределять материал на несколько сообщений между членами группы.

Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива.


64


На юге Европы.

Урок-путешествие.

Самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на политической карте Европы. Составлять вопросы для викторины по Греции и Италии. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Греции и Италии.

Показывать местоположение Греции и Италии на карте, называть их столицы. Описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям. Узнавать их замечательных людей.

Регулятивные: Формулировать выводы из изученного материала, оценивать свои достижения и товарищей по группе. Познавательные: Составлять вопросы к викторине, найти интересные факты о стране Выполнять задания электронного приложения, находить в Интернете о странах, работать со взрослыми, выяснять о памятниках стран. Коммуникативные: Работать в группе, готовить сообщения о городах и памятниках архитектуры, описывать достопримечательности

Формировать ориентацию на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем.

65


По знаменитым местам мира.


Тест № 5.

Комбинированный урок.

Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся. Обсуждать цели международного туризма. Находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения.

Описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности.

Регулятивные: Принимать учебную задачу урока,

формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы.

Познавательные: Находить в дополнительной литературе о знаменитых памятниках стран.

Описывать по фотографиям памятники. Коммуникативные: Обсуждать цели международного туризма, работать с картой, показывать и рассказывать о достопримеча-тельностях разных стран.

Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива

66


Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие.

Итоговая диагностическая работа.

Контрольно-обоб-щающий урок.

Выполнять задания; проверять свои знания.

Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания.

Регулятивные: Формирование адекватной оценки своих достижений.

Познавательные: Самостоятельно выполнять предложенные задания. Применяя полученные знания.

Коммуникативные: Выполнять тесты с выбором ответа.

Определять границы собственного знания и незнания.

67-68


Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».

Урок-конференция.

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Представлять результаты проектной деятельности. Формировать адекватную оценку своих достижений.

Регулятивные: Формирование адекватной оценки своих достижений и достижений одноклассников

Познавательные: Самостоятельно готовить выступление по проекту, находить дополнительный интересный материал из различных источников.

Коммуникативные: Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в классе научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественно-научного, обществоведческого, исторического содержания, видеофильмы, звукозаписи.

В соответствии с содержанием программы, в классе желательно иметь:

таблицы (строение растения, организм человека, стадии развития животных и др.);

плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга; ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни; растения и животные материков; репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.);

портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей и др.);

географические (физическую карту полушарий, карту России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);

модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;

модель торса человека с внутренними органами;

муляжи грибов, фруктов и овощей;

макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);

разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;

коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв;

гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;

предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);

живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).


Оборудование для уголка живой природы: аквариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными.


Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

демонстрационный экземпляр микроскопа;

демонстрационный экземпляр глобуса;

комплект луп для работы в группах по 5-6 человек;

комплект компасов для работы в группах по 5–6 человек;

демонстрационный экземпляр флюгера;

демонстрационный экземпляр барометра;

демонстрационный экземпляр бинокля;

демонстрационный экземпляр весов с набором разновесов;

демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового, биметаллического, медицинского) для измерения температуры воздуха, воды и тела.

Большинство уроков окружающего мира являются предметными. На них учащиеся действуют с различными предметами – рассматривают, определяют признаки и свойства, сравнивают и группируют их. Для организации такой работы желательно иметь раздаточный материал на пару или группу учащихся. Наряду с предметами различных коллекций, гербарными листами, можно использовать природный материал, собранный на экскурсиях.

Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин (гипс), глину, песок, цветную бумагу, клей и ножницы с тупыми концами.


Лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов и демонстраций: посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.), измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты; песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть, семена растений (подсолнечника, пшеницы, гороха, огурца и др.).



31


календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"
  • Начальные классы
Описание:

Календарно - тематическое  планирование   

по  учебному  предмету "Окружающий мир"

3  класс 

- учебно - методический  комплекс "Школа  России"

- планирование содержит все, подробно расписанные  планируемые результаты: предметные,  метапредметные  универсальные  учебные дейтвия (регулятивные,  познавательные  и  коммуникативные)  и  личностные.

- планирование  расчитано  на  2 часа  в  неделю,  68  часов всего.

     

 

 

Автор Примак Галина Анатольевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 426
Номер материала 18740
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓