Главная / География / Календарно-тематическое планирование 5 класс 1 ч в неделю, всего 34 часа

Календарно-тематическое планирование 5 класс 1 ч в неделю, всего 34 часа

Календарно-тематическое планирование 5 класс

1 ч в неделю, всего 34 часа


пп

Раздел, тема

Кол-во

часов

Дата


Деятельность учащихся


Формирование   УУД






Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные


Что изучает география

5







1

Мир, в котором мы живем

1


Наблюдают.

Изучают.

Анализируют.

Осознание

себя как члена

общества на

глобальном,

региональном

и локальном

уровнях

(житель

планеты

Земля)

Наблюдают за географическими объектами своей местности

Изучают правила работы с учебником и атласом.

Анализируют иллюстрации

Самостоятельно организовывают учебное взаимодействие в группе.

2

Науки о природе

1


Определяют. Оценивают.

Формируют.

Определяют значение географических знаний в современной жизни.

Формируют приемы работы с учебником и электронным

приложением.


Оценивают

роль

географической

науки в жизни

общества.

3

География— наука о Земле










1


Учатся объяснять.

Закрепляют умения.

Учатся объяснять специфику географии как науки

Закрепляют умение работать с учебником и электронным приложением

4

Методы географических исследований

1


Выявляют.

Составляют.

Овладение на

уровне общего

образования

законченной

системой

географических знаний и

умений,

навыками их

применения в

различных

жизненных

ситуациях

Выявляют методы географической науки.


Составляют простейшие географические описания объектов и явлений живой и неживой природы

5

Обобщение знаний по разделу «Что изучает география»

1


Выполняют задания.

Работают с учебником, атласом.



Выполняют задания учителя.

Работают с учебником, атласом



Как люди открывали Землю

5







6

Географические открытия древности и Средневековья

1


Выявляют.

Определяют.

Осознание

ценности

географически

х знаний, как

важнейшего

компонента

научной

картины мира

Выявляют изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий.


Определяют вклад величайших ученых и путешественников в развитие географической науки


7

Важнейшие географические открытия.

Практическая работа № 1 «Географические открытия древности и средневековья»




1


Работают со словарем.

Систематизируют информацию.



Работают с топонимическим словарем


Систематизируют информацию о путешественниках и открытиях


8

Открытия русских путешественников


1


Читают и анализируют.

Готовят презентации.

Читают и анализируют карты атласа.

Самостоятельно готовят презентации по заданию «Десять великих географических открытий»

Работа по интересам

9

Открытия русских путешественников

Практическая работа № 2 «Важнейшие географические открытия»


1


10

Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю»

1


Выполняют задания.

Работают с учебником, атласом



Выполняют задания учителя.

Работают с учебником, атласом



Земля во Вселенной

9







11

Как древние люди представляли себе Вселенную


1


Составляют.

Анализируют.

Осознание

себя как члена

общества на

глобальном,

региональном

и локальном

уровнях

(житель

планеты

Земля)

Анализируют презентации учителя

Составляют опорный конспект рассказа

Самостоятельно организовывают учебное взаимодействие в группе.

12

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

1


Составляют.

Анализируют.

Самостоятельно готовят сообщения

13

Соседи Солнца

1


Работают с текстом. Выполняют задания.

Работают с текстом и рисунками учебника.

Выполняют задания учителя

14

Планеты гиганты и маленький Плутон

1


Составляют характеристики.

Анализируют.

Анализируют иллюстрации учебника

Составлять характеристики планет гигантов по плану.


15

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты

1


Работа с

Иллюстрациями.


Характеризуют особенности различных небесных тел по иллюстрациям

16

Мир звезд

1


Наблюдают.





Наблюдают за звездным небом: какие созвездия

я видел и знаю



17

Уникальная планета— Земля

1


Сравнивают.

Осознавать ценность географических знаний для применения их на практике. Использовать основные понятия для решения учебных задач.

Сравнивают особенности планет земной группы



18

Современные исследования космоса

1


Готовят сообщения.


Готовят сообщения о первой женщине-космонавте В. В. Терешковой, о первом выходе человека в

открытый космос (А. А. Леонов)

Организация пар для подготовки сообщения

19

Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной»



1


Выполняют задания учителя.

Работают с учебником, атласом.



Выполняют задания учителя.

Работают с учебником, атласом



Виды изображений поверхности Земли

4







20

Стороны горизонта

1


Отрабатывают знания.

Ставят учебную задачу.

Определяют.

Осознание

ценности

географически

х знаний, как

важнейшего

компонента

научной

картины мира





Осознание

ценности

географических знаний, как

важнейшего

компонента

научной

картины мира





Ставят учебную задачу под руководством учителя

Определяют стороны горизонта

Отрабатывают знания основных и промежуточных сторон горизонта



21

Ориентирование

Практическая работа

3 «Ориентирование по компасу»

1


Планируют свою деятельность.






Учатся

ориентироваться по компасу и местным признакам

Планируют свою деятельность под руководством учителя


22

План местности и географическая карта

Практическая работа № 4 «Составление простейшего плана местности»


1


Определяют. Измеряют.

Составляют.


Определяют с помощью условных знаков изображенные на плане объекты.

Измеряют расстояния и определяют направления на местности и плане.

Составляют и читают простейший план местности

Отрабатывают умения работы в группах

23

Обобщение знаний по разделу «Виды изображений

Поверхности Земли»

1


Ориентируются. Читают легенды карты.

Самостоятельно строят простейший план местности.



Ориентируются по плану и карте.

Читают легенды карты.

Самостоятельно строят простейший план местности



Природа Земли

11







24

Как возникла Земля

1


Анализируют.

Самостоятельно выполняют

задания учителя.

Осознание

себя как члена

общества на

глобальном,

региональном

и локальном

уровнях

(житель)


Анализируют рисунки учебника,

Самостоятельно выполняют задания учителя

Самостоятельно организовывают учебное взаимодействие в группе.

25

Внутреннее строение Земли

1


Выявляют причинно-следственные связи.

Выявляют особенности внутренних оболочек Земли.

Устанавливают по карте границы столкновения литосферных плит.

Выявляют причинно-следственные связи.

26

Землетрясения и вулканы

1


Выявляют закономерности.

Работают с атласом и контурной картой.

Осознание

себя как члена

общества на

глобальном,

региональном

и локальном

уровнях

(житель)

Выявляют закономерности распространения землетрясений и вулканов


Работают с атласом и контурной картой: обозначают районы землетрясений и крупнейших вулканов

Самостоятельно организовывают учебное взаимодействие в группе.

27

Путешествие по материкам

1


Работают с учебником, атласом.

Готовят образный рассказ и презентации о природе разных материков Земли.


Работают с учебником, атласом

28

Вода на Земле

1


Анализируют.

Сравнивают.

Выявляют взаимосвязи.

Овладение на

уровне общего

образования

законченной

системой

географических знаний и

умений,

навыками их

применения в

различных

жизненных

ситуациях.













Выявляют взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «»Круговорот воды в природе»

Анализируют текст учебника с целью

определения ключевых понятий урока

Сравнивают соотношения отдельных частей гидросферы.


29

Воздушная оболочка Земли.












1


Анализируют.

Сравнивают.

Выявляют взаимосвязи.

Выявляют взаимосвязи между составными частями атмосферы.

Анализуют текст учебника с целью

определения ключевых понятий урока.

Сравнивают соотношения отдельных частей атмосферы.

30






Живая оболочка Земли






1







Сопоставляют. Составляют схему.

Сравнивают.

Выявляют.


Сравнивают приспособленность отдельных групп организмов к среде обитания.

Выявляют роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота.

Сопоставляют границы биосферы с границами других оболочек Земли.

Составляют схему связей биосферы с другими оболочками Земли.









31

Обобщение знаний по разделу «Природа Земли»

1


Выполняют задания учителя.

Работают с учебником и атласом



Выполняют заданий учителя.

Работают с учебником и атласом



32

Почва— особое природное тело.













1


Анализируют. Проводят сравнение.

Выявляют причины.

Изучают.


Овладение на

уровне общего

образования

законченной

системой

географических знаний и

умений,

навыками их

применения в

различных

жизненных

ситуациях.

Проводят сравнение строения профиля подзолистой почвы и чернозема.

Выявляют причины разной степени плодородия используемых человеком почв.


Анализируют текст учебника

Изучают

образцы почв своей местности

Планируют свою деятельность под руководством учителя


33

Человек и природа

1


Выполняют.

Работают с картами.

Повторяют.


Выполняют тестовые задания.

Работают с картами.

Повторяют географическую номенклатуру и основные понятия и термины (географический диктант)

34

Повторение

1








8


Календарно-тематическое планирование 5 класс 1 ч в неделю, всего 34 часа
  • География
Описание:

Пояснительная записка.

Программа составлена на основе Федерального государственного  образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 . Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов освоения основной образовательной программы  основного общего образования в соответствии с Примерной  программой по предмету  география,

Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования по географии 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2013г.

Программа рассчитана на 34 часа  в год (1 час в неделю).

Цели и задачи курса.

Основная цель курса «География.  Начальный курс» систематизация знаний о природе и  человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:

- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;

- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;

- научить устанавливать связи в системе географических знаний.

Общая характеристика предмета

«География. Начальный курс»  - первый систематический курс, новой для школьников,  учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.

При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на  географические процессы, исследование своей местности,  используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.

Количество практических работ увеличено на 3, в связи с практической направленность предмета и большей накаляемости оценок.

Место курса в учебном плане.

В соответствии с базисным учебным планом предмет география относится к учебным предметам обязательным для изучения в основной  школе.

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ  ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность  устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Метапредметные  результаты  курса  «География. Начальный курс»  основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её  цели и задачи;

- выбирать средства   и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Предметные УУД:

- называть методы изучения Земли;

- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;

- приводить примеры географических следствий движения Земли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ

№№

раздела

№№

темы

Раздел, тема

Количество часов

1

 

Раздел. Что изучает география.

5

 

1

Мир,  в котором мы живем.

1

 

2

Науки о природе.

1

 

3

География  - наука о Земле.

1

 

4

Методы географических исследований.

1

 

5

Обобщение знаний по разделу «Что изучает география»

1

2

 

Раздел. Как люди открывали Землю.

5

 

1

Географические открытия древности и Средневековья.

1

 

2

Важнейшие географические открытия.

1

 

3

Открытия русских путешественников.

2

 

4

Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю»

1

3

 

Раздел. Земля во Вселенной.

9

 

1

Как древние люди представляли себе Вселенную.

1

 

2

Изучение Вселенной от Коперника до наших дней.

1

 

3

Соседи Солнца.

1

 

4

Планеты-гиганты и маленький Плутон.

1

 

5

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

1

 

6

Мир звезд.

1

 

7

Уникальная планета  - Земля.

1

 

8

Современные исследования космоса.

1

 

9

Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной»

1

4

 

Раздел. Виды изображений поверхности Земли.

4

 

1

Стороны горизонта.

1

 

2

Ориентирование.

1

 

3

План местности и географическая карта.

1

 

4

Обобщение знаний по разделу «Виды изображений  поверхности Земли»

1

5

 

Раздел. Природа Земли.

11

 

1

Как возникла Земля.

1

 

2

Внутреннее строение Земли.

1

 

3

Землетрясения и вулканы.

1

 

4

Путешествие по материкам.

1

 

5

Вода на Земле.

1

 

6

Воздушная одежда Земли.

1

 

7

Живая оболочка Земли.

1

 

8

Обобщение знаний по разделу «Природа Земли»

1

 

9

Почва – особое природное тело.

1

 

10

Человек и природа.  

1

 

11

Повторение.

1

                   Всего

34

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Что изучает география (5 часов).

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Как люди открывали Землю (5ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности.

Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практические работы № 1. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы.; 2. Как люди открывали Землю.

Земля во Вселенной (9ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную.  Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий.

Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета— Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю.А.Гагарин.

Виды изображений поверхности Земли (4ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным

признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. Практические работы №3, Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты; 4. Самостоятельное построение простейшего плана

Природа Земли (10ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона,

И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Практическая работа №5.  Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере. Практическая работа №6. Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера. Практическая работа №7. Составление карты стихийных природных явлений.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

 

Ученик научится:

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

 

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.

 

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической  науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

 

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Данный учебно-методический комплекс для изучения курса географии в 5классе содержит, кроме учебников,

методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.

1. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова).

2. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова).

3. География. Начальный курс . 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. И. Сонин, С. В. Курчина).

4. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издание.

 

 

 

 

Автор Косенкова Елена Александровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 677
Номер материала 32748
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓