Главная / Биология / Календарно-тематическое планирование. Природоведение. 5 класс

Календарно-тематическое планирование. Природоведение. 5 класс

Календарно-тематическое планирование по природоведению. 5 класс (68часов-2 часа в неделю)

п/п

Тема урока

К-во часов

Дата

Лабораторные и практические работы

Оборудование

Основные понятия

Повторение

Д/з

Примечания

Введение (2 ч)

1

Природа неживая и живая.

1



Тела неживой и живой природы, таблицы

Тела неживой и живой природы, их взаимосвязь, сезонные явления природы


Вве-дение


2

Человек и природа.

1




Природа неживая и живая, влияние человека на природу

Тела живой и неживой природы

Вве-дение


Вселенная (5 ч)

3

Звезды на небе.

1



Фотографии, рисунки, карты, атласы звездного неба

Звезды, созвездия, полярная звезда, Большая и Малая Медведица, яркость звезд

Тела природы

§1


4

Земля – наш дом.

1



Глобус, компас, фотографии Земли из космоса, таблицы «Планеты Солнечной системы»

Ось Земли, северное и южное полушарие, полюса Земли, экватор, суточное и годовое вращение Земли, високосный год

Форма и размеры Земли, глобус, компас, стороны света

§2


5

Оболочки Земли.

1



Глобус, физическая карта полушарий, фотографии земли

Литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера

Форма Земли

§3


6

Луна – естественный спутник Земли.

1



Рисунки и фотографии Луны, лунохода

Луна-спутник Земли, кратеры, лунные фазы

Причины смены дня и ночи на земле

§4


7

Солнце.Солнечная система.

1



Таблица «Планеты Солнечной системы», изображение Солнца

Солнце-ближайшая к Земле звезда, Солнечная система, планеты, кометы, метеоры, метеориты

Звезды, орбита, значение Солнца для жизни на Земле

§5


Знать: основные небесные тела, оболочки Земли, особенности Луны, историю освоения космоса. Уметь: различать небесные тела по их характеристикам

Строение и свойства вещества (10 ч)

8

Тела и вещества.

1



Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии

Агрегатное состояние вещества, тела твердые, жидкие и газообразные,

Тела природы, термометр, три состояния воды

§6


9

Свойства твердых тел, жидкостей и газов.

1


Лабораторная работа №1. «Определение объема тела правильной и неправильной формы»

Деревянный кубик, линейка, кусок гранита неправильной формы, стакан с градуировкой, сосуд с водой; ученическая резинка

Тела правильной и неправильной формы, свойства веществ: деформация, упругость, эластичность, пластичность

Тела и вещества, агрегатное состояние вещества

§7


п/п

Тема урока

К-во часов

Дата

Лабораторные и практические работы

Оборудование

Основные понятия

Повторение

Д/з

Примечания

10

Вещества и смеси.

1


Лабораторная работа №2. «Разделение смеси песка, соли и металлических опилок».

Металлические опилки, магнит, песок, соль, сосуд с водой, стакан, воронка, фильтровальная бумага.

Смеси, свойства веществ: растворимость, отношение к магниту, несмешиваемость, легче или тяжелее воды и др.

Вещества, свойства веществ, вода в природе

§8


11

Молекулы. Атомы. Элементы.

1



Модели атомов и молекул разных веществ, периодическая система химических элементов

Молекулы, свойства молекул, атомы, химические элементы

Свойства твердых тел, жидкостей и газов

§9


12

Движение частиц вещества.

1



Флакон с духами, стан с водой, раствор йода, акварельные краски

Движение молекул, диффузия в газах, жидкостях и твердых веществах, скорость диффузии

Молекулы, свойства молекул

§10


13

Взаимодействие частиц вещества.

1



Куски магнита

Сила притяжения и отталкивания

Движение частиц вещества

§11


14

Разнообразие веществ.

1



Модели молекул простых и сложных веществ, неорганические и органические вещества

Вещества простые и сложные, органические и неорганические, состав клеток человеческого тела, продуктов питания

Тела живой и неживой природы, молекулы, атомы, элементы

§12


15

Физические и химические явления.

1


Лабораторная работа №3. «Определение изменения объема жидких и твердых тел при нагревании и охлаждении».

Штатив с металлическим шариком на проволоке, спиртовка, электроплитка, термостойкий стакан с водой; пробирки с реагентами для демонстрации химических реакций

Физические явления природы, химические явления, биологические процессы

Явления природы

§13


16

Горение. Окисление.

1



Две свечи, спички, термостойкий стакан, образцы жидкого и твердого топлива, пробирка с кислотой, металлический гвоздь

Горение, топливо жидкое, твердое и газообразное, окисление, дыхание живых организмов

Физические и химические явления

§14-15


17

Контрольно – обобщающий урок

1








Знать: различие между телами, веществами и смесями, строение веществ и их разнообразие. Свойства всех тел, физические и химические явления;

Уметь: определять объем тел различными способами, разделять смеси на основе знаний свойств веществ.

п/п

Тема урока

К-во часов

Дата

Лабораторные и практические работы

Оборудование

Основные понятия

Повторение

Д/з

Примечания

Электрические явления (5 ч)

18

Электризация тел. Электрические заряды.

1



Эбонитовая палочка, кусочки тонной бумаги, шерстяная ткань

Электризация тел, заряды «+» и «-», проводники и непроводники электрического тока

Явления природы

§16


19

Электрический разряд. Молния.

1



Электрофорная машина

Электрический разряд, молния, молниеотвод, поведение во время грозы

Явления природы, электризация тел

§17


20

Электрический ток.

1



Источники электрического тока

Электрическая цепь, протон, электрон, электрический ток, источники электрического тока

Молекулы, атомы, орбита

§18


21

Электричество в нашем быту. Правила техники безопасности.

1



Картины, фотографии электростанций, электрические приборы

Электрические станции(ТЭЦ, ГЭС, АЭС), генератор

Электрический ток, источники электрического тока

§18


22

Контрольно-обобщающий урок

1








Знать: природу возникновения электрических явлений, использование использования электричества в быту и промышленности;

Уметь: соблюдать требования техники безопасности при пользовании электричеством.

Воздух (8 ч)

23

Воздух-смесь различных газов.

1



Схема «Состав воздуха»

Состав воздуха, примеси

Атмосфера, кислород, углекислый газ, горение, окисление, смеси

§19


24

Свойства воздуха.

1



Стеклянный сосуд, стеклянный стакан, вода

Воздух занимает пространство, сжимается, обладает упругостью

Свойства воздуха как газообразного вещества

§20


25

Вес воздуха и атмосферное давление.

1



Весы, горка песка, воздушный шарик

Вес воздуха, его зависимость от высоты, атмосферное давление

Атмосфера

§21


26

Изменение давления воздуха с высотой.

1



Барометр

Изменение плотности воздуха с высотой, единица измерения атмосферного давления, барометр

Вес воздуха

§22


27

Образование облаков. Осадки и их виды.

1



Таблица «Виды облаков»

Облака перистые, кучевые, дождевые, смешанных видов, дождь, снег, туман, иней, изморось, крупа

Атмосфера, гидросфера, ледники

§22


п/п

Тема урока

К-во часов

Дата

Лабораторные и практические работы

Оборудование

Основные понятия

Повторение

Д/з

Примечания

28

Стихийные погодные явления и их проявление в нашей местности.

1


Республиканский компонент

Таблицы, рисунки с изображениями различных стихийных бедствий

Ураган, смерч, шторм, ливень

Явления природы

Конспект


29

Значение воздуха. Охрана воздуха.

1



Конституция ПМР (закон об охране окружающей среды)

Среда обитания организмов, источник кислорода для дыхания и горения, свойства воздуха способствуют образованию ветра

Атмосфера, свойства воздуха

Конспект


30

Контрольно-обобщающий урок









Знать: состав и свойства воздуха, погодные явления, в том числе своей местности, значение воздуха для Земли;

Уметь: применять знания для охраны воздушной среды.

Вода (6 ч)

31

Три состояния воды.

1



Лед, спиртовка, спички, прищепка, пробирка

Вода - плохой проводник тепла, теплопроводность, свойства твердой воды, туман, пар

Свойства воды, круговорот воды в природе, агрегатное состояние веществ, свойства жидкостей

§23


32

Тепловое расширение воды.

1



Электроплитка, термостойкий стакан с водой

Сжатие воды при охлаждении и расширение при нагревании

Изменение объема твердых тел, жидкостей и газов при нагревании и охлаждении

§24


33

Вода-растворитель. Работа воды в природе.

1



Рисунки оврагов, пещер, стакан с водой, порошок серы, сахар

Раствор, взвесь, растворимые и нерастворимые в-ва,

р-ры в природе

Оболочки Земли, полезные ископаемые

§25


34

Значение воды. Воды родного края.

1


Республиканский компонент. Практическая работа №1.»Описание реки Днестр».

План описания реки, физические карты Евразии и ПМР, атласы ПМР

План описания географического объекта

Гидросфера, вода в природе и жизни человека

Конспект


35

Охрана воды.

1



Атласы ПМР, физическая карта ПМР

Водные ресурсы государства, загрязнители водных источников

Значение воды

Конспект


36

Контрольно-обобщающий урок









Знать: состав и свойства воды, три состояния воды, значение воды для Земли, воды родного края;

Уметь: применять знания для охраны воды, описывать реку на примере р. Днестр.

Горные породы (5 ч)

37

Внутреннее строение Земли. Горные породы.

1



Схема «Внутреннее строение Земли», коллекция горных пород и минералов

Внутренние оболочки Земли, горные породы разного происхождения, минералы

Оболочки Земли, полезные ископаемые

§26


п/п

Тема урока

К-во часов

Дата

Лабораторные и практические работы

Оборудование

Основные понятия

Повторение

Д/з

Примечания

38

Разрушение горных пород.

1



Коллекция обломочных горных пород, изображения скал причудливой формы

Разрушение горных пород под воздействием природных факторов, выветривание, обломочные горные породы, их использование

Твердые тела жидкости и газы расширяются при нагревании и сужаются при охлаждении

§27


39

Полезные ископаемы. Металлы.

1



Коллекция черных и цветных металлов, нерудные полезные ископаемые

Руда, черные и цветные металлы, свойства металлов, нерудные полезные ископаемые

Виды полезных ископаемых, горные породы, минералы

§28


40

Полезные ископаемые нашего края. Охрана полезных ископаемых.

1


Республиканский компонент

Коллекция полезных ископаемых, встречающихся в ПМР

Полезные ископаемые родного края, карьер, РЦЗ и ММЗ

Работа воды и ветра в природе, выветривание, обломочные горные породы

Кон-спект


41

Контрольно-обобщающий урок

1








Знать: строение оболочек Земли, основные горные породы и способы их образования и разрушения, полезные ископаемые, в том числе родного края;

Уметь: определять по признакам простейшие горные породы.

Почва (4 ч)

42

Образование почв и их разнообразие.

1



Физическая карта ПМР, атласы ПМР, образцы почв

Образование почвы, структурная почва, бесструктурная почва, горизонт, кислые почвы

Перегной, почвы черноземные, подзолистые

§29


43

Состав и свойства почв родного края

1


Республиканский компонент. Практическая работа №2. «Изучение почвенной карты ПМР».

Атласы ПМР

Органические и минеральные вещества почвы, капилляры в почве, плодородие почвы, удобрения

Виды почв, перегной

§30


44

Уход за почвой. Влияние растений на почву.

1


Республиканский компонент

Таблицы елового леса, луга

Влияние почвы на растения, растений на почву

Плодородие почвы, еловый лес, луг

§31-32


45

Разрушение почв. Охрана почв родного края.

1


Республиканский компонент

Таблицы и рисунки, изображающие эрозию, влияние неправильной обработки на почву

Эрозия почв ветровая, водная, обработка почвы, растения-защитники почвы, человек и почва

Влияние ветра и воды на почву, защитные лесные полосы, охрана почв

§33


Знать: состав и строение почв, в том числе родного края, причины разрушения почвы, меры по охране почв; Уметь: применять на практике приемы ухода за почвой.

Организмы (5 ч)

46

Организм и его свойства

1



Таблицы с изображен растений, животных, грибов родного края; стакан с известковой водой, стеклянная трубочка

Организм. Свойства живых организмов.

Размножение растений, грибов, животных, их питание; человек – часть природы

§34


п/п

Тема урока

К-во часов

Дата

Лабораторные и практические работы

Оборудование

Основные понятия

Повторение

Д/з

Примечания

47

Среда обитания живых организмов

1



Гербарные материалы, муляжи, изображения растений и животных

Среда обитания, факторы живой и неживой природы, экология

Влияние растений на животных, растения и животные леса, приспособленность организмов к среде обитания

§35


48

Увеличительные приборы

1



Таблица с изображением увеличительных приборов, ручные лупы, световой микроскоп

Увеличительные приборы, разрешающая способность приборов, окуляр, объектив, тубус


§36


49

Строение организмов

1



Гербарные экземпляры растений, коллекция насекомых, муляжи грибов, микропрепарат клетки под микроскопом

Клетка, оболочка, цитоплазма, ядро, одноклеточные, многоклеточные организмы, ткань, орган

Микроорганизмы, растения, животные

§37


50

Контрольно-обобщающий урок









Знать: свойства живого организма в связи со средой его обитания; Уметь: пользоваться простейшими увеличительными приборами.

Растения (7 ч)

51

Признаки растений

1



Комнатные растения, гербарные образцы растений

Общие и отличительные признаки растений, пигменты, хлорофилл, фотосинтез

Значение растений в природе, кислород, углекислый газ

§38


52

Разнообразие растительного мира

1



Гербарные образцы дикорастущих и культурных растений

Растения цветковые и нецветковые, цветок-орган растения, одомашнивание дикорастущих растений

Растения леса, луга, водоема, теневыносливые и светолюбивые, дикорастущие и культурные, органы

§39


53

Строение цветковых растений

1



Живые и гербарные образцы растений, таблица «Органы цветкового растения»

Органы цветкового растения, функции органов цветкового растения

Части растения, семенное размножение растений

§40


54

Места обитания дикорастущих растений. Лекарственные и ядовитые растения родного края

1


Республиканский компонент

Гербарные образцы дикорастущих лекарственных растений, растений леса и луга

Многообразие дикорастущих растений, аптекарские огороды, ядовитые растения

Лекарственные растения

§41


55

Охраняемые растения родного края. Красная книга растений

1


Республиканский компонент

Гербарные образцы и изображения растений Краской книги Молдавии

Растения, находящиеся под угрозой исчезновения

Красная книга растений

§42


п/п

Тема урока

К-во часов

Дата

Лабораторные и практические работы

Оборудование

Основные понятия

Повторение

Д/з


57

Контрольно-обобщающий урок

1








Знать: признаки растений и места их обитания, многообразие растений, в том числе родного края;

Уметь: определять по рисункам, гербариям лекарственные, ядовитые, редкие растения родного края.

Грибы (2 ч)

58

Разнообразие грибов. Значение грибов в природе

1



Белая плесень на продуктах, зеленая плесень

Грибы одноклеточные и многоклеточные, питание грибов, их значение

Грибы

§44


59

Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы родного края. Правила сбора грибов

1


Республиканский компонент

Живые, консервированные грибы, их муляжи

Шляпочные грибы, строение шляпочных грибов, грибы-двойники

Съедобные и ядовитые грибы, правила сбора грибов

§45


Знать: признаки грибов и места их обитания, многообразие грибов, в том числе родного края;

Уметь: определять по рисункам, муляжам ядовитые и съедобные грибы родного края, применять на практике правила сбора грибов.

Животные (4 ч)

60

Признаки животных.

1



Живые животные, коллекции, чучела, муляжи, влажные препараты

Многообразие животных по способу питания, клетчатка

Животные леса, луга, поля, водоема, дикие и домашние

§46


61

Условия жизни и многообразие диких животных.

1



Изображения диких животных, чучела, влажные препараты

Одноклеточные и многоклеточные животные, позвоночные и беспозвоночные, среда обитания диких животных

Сезонные явления в жизни диких животных

§47


62

Значение диких животных и их охрана. Охраняемые животные родного края.

1


Республиканский компонент

Фильм или слайды, таблицы с изображением охраняемых животных

Значение животных в природе, для человека

Значение диких животных, их охрана, заповедники

§48


63

Домашние животные.

1



Таблицы с изображением домашних животных

Сельскохозяйственные животные, животноводство

Условия жизни домашних животных, уход за ними

§49


Знать: признаки животный и их разнообразие, значение диких и домашних животных, в том числе родного края;

Уметь: определять по рисункам, таблицам редких животных родного края

Уголок живой природы (2 ч)

64

Растения и животные уголка живой природы.

1



Растения и животные живого уголка

Уход за растениями и животными

Среда обитания организмов

Конспект


65

Комнатные растения.

1


Республиканский компонент

Комнатные растения, книги по уходу за ними, инвентарь для ухода за комнатными растениями

Значение комнатных растений, экологические группы, уход

Разнообразие комнатных растений

Конспект


п/п

Тема урока

К-во часов

Дата

Лабораторные и практические работы

Оборудование

Основные понятия

Повторение

Д/з


Природа едина (3 ч)


66

Связи живого и неживого. Цепи питания.

1



Таблицы с изображением растений и животных для составления цепей питания

Пищевые связи-цепи питания, природа -единое целое

Неживая и живая природа, факторы живой и неживой природы, экология

§50

67

Охрана природы. Правила поведения в природе.

1



Рисунки, изображающие правила поведения в природе

Взаимосвязь в природе, правила поведения в природе

Взаимосвязь живой и неживой природы



68

Контрольно-обобщающий урок по курсу «Природоведение».

1


Летние задания






Знать: растения и животные уголка живой природы школы, единство природы на основе связей всего живого;

Уметь: соблюдать правила поведения в природе.



Календарно-тематическое планирование. Природоведение. 5 класс
  • Биология
Описание:

Календарно-тематическое планирование уроков природоведения в 5 классе по учебнику Пакуловой В.М., Ивановой Н.В. "Природа неживая и живая. 5 класс" издательства "Дрофа". Запаланированное количество часов в год - 68, т.е. 2 часа в неделю. Материал содержит подробное описание использования оборудования, таблиц, времени проведения лабораторных и практических работ, перечень изучаемых новых терминов, объем материала для повторения. В каждом разделе определены основные требования к знаниям и уменям учащихся.

Автор Яцкова Елена Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 483
Номер материала 30298
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓