Главная / Биология / Календарно-тематическое планирование. Биология. 10 класс 1 полугодие (профильный уровень)

Календарно-тематическое планирование. Биология. 10 класс 1 полугодие (профильный уровень)

Календарно – тематическое планирование по биологии. 10 класс (профильный уровень; 102часа – 3 часа в неделю)

п/п

Тема урока

К-во часов

Дата

Лабораторные и практические работы

Оборудование

Основные понятия

Повторение

Д/з

Примеча-

ния

Введение (2 ч)

1,2

Введение

1



Таблицы «Схема строения клетки», «Популяции», «Биоценоз дубравы», «Биосфера», статьи о биологических исследованиях

Предмет биологии, нерешенные общебиологические проблемы

Биология-наука о жизни, свойства живых организмов, их численность, разделы биологии, методы биологии, смежные дисциплины (бионика, биофизика, биохимия)

Введе

ние


Раздел I. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле (20 ч)

3

Уровни организации живой материи.

1



Фотографии и картины биогеоценозов, таблицы с объектами различных уровней организации жизни

Иерархическая система живой природы, биологическая система.

Уровни организации жизни (молекулярный, клеточный, тканевый, органный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный)

§1.1


4,5

Критерии живых систем (основные свойства жизни).

2



Таблицы с изображением роста, развития, размножения растений, грибов, животных; с проявлением других критериев жизни

Гомеостаз - обязательное условие существования биологических систем, репродукция организмов, дискретность, авторегуляция, энергозависимость, таксисы, тропизмы.

Метаболизм, наследственность, изменчивость, филогенез, онтогенез, раздражимость.

§1.2


6

Семинар «Общая биология, ее задачи и значение для науки и практики»

1



Таблицы по общей биологии для данного раздела.





7

Представления древних философов о возникновение жизни.

1



Литература по теме «Возникновение жизни», портреты ученых, работавших по данному направлению.

Теории биогенеза и абиогенеза.

Самозарождение жизни, работы В.Гарвея и Ф.Рэди.

§2.1.1.


8

Работы Л.Пастера, их значение для разработки проблемы возникновения жизни.

1



Портрет Л.Пастера, рисунки с изображением его S-образной колбы.


Пастеризация, принцип «все живое – из живого».

Клетка – основа жизни.

§2.1.2.


п/п

Тема урока

К-во часов

Дата

Лабораторные и практические работы

Оборудование

Основные понятия

Повторение

Д/з

Примеча-

ния

9

Теория вечности жизни.

1



Литература о возникновении жизни на Земле, портреты ученых.

Теория панспермии.

Теории происхождения жизни.

§2.1.3.


10

Материалистические теории происхождения жизни.

1



Литература о возникновении жизни на Земле, портреты ученых.

Работы Г.Рихтера, Г.Гельмгольца, С.Арениуса, П.Лазарева, Э.Пфлюгера для эволюции.

Теории происхождения жизни.

§2.1.4.


11

Современные представления о возникновении жизни. Эволюция химических элементов в космическом пространстве.

1



Таблицы, иллюстрирующие эволюцию химических элементов в космическом пространстве.

Спектроскопия, химический состав звезд, туманности в космическом пространстве.

Состав Солнечной системы, галактики, Млечный путь, реакции ядерного синтеза с выделением энергии.

§2.2.1.


12,

13

Образование планетных систем.

2



Таблицы, по эволюцию химических элементов в космическом пространстве.

Протопланетный диск, протозвезда, диаграмма Герцшпрунга-Ресселла.

Состав Солнечной системы, астероиды.

§2.2.2.


14

Первичная атмосфера Земли и химические предпосылки возникновения жизни.

1



Таблица с изображением аппарата Миллера.

Элементный состав звездного и солнечного вещества, диффузионное скольжение водорода и гелия.

Свойства газов, гравитационное поле Земли.

§2.2.3.


15

Источники энергии и возраст Земли.

1



Геохронологическая шкала

Периоды полураспада некоторых элементов.

Радиоуглеродный метод определения возраста пород.

§2.2.4.


16

Условия среды на древней Земле.

1



Таблица с изображением аппарата Миллера, портрет Опарина

Парниковый эффект, абиотическая эра, протоферментативные процессы, фотофосфорилирование, аминирование, гидролиз

Первичный океан, аминокислоты, пептидная связь, макромолекулы, мономеры, полимеры

§2.2.5.


17

Теории происхождения протобиополимеров.

1



Модели атомов химических элементов, таблицы, изображающие строение веществ клетки

Коацерватные капли, полиадениловая кислота, адсорбция, микросфера Фокса

Катализатор, метаболизм, нуклеотид, макроэргическая связь, естественный отбор

§2.3.


18

Эволюция протобионтов.

1



Таблицы по эволюции протобионотов

Ферментная транспортная система электронов, экологическая ниша, донор

Фотосинтез, автотрофы, аэробные организмы

§2.4.


п/п

Тема урока

К-во часов

Дата

Лабораторные и практические работы

Оборудование

Основные понятия

Повторение

Д/з

Примеча-

ния

19,

20

Начальные этапы биологической эволюции.

2



Схема симбиоточеского появления эукариот, перехода химической эволюции в биологическую

Гипотезы фагоцителлы, гастреи, протобионты, колониальные организмы

(трихоплакс, вольвокс)

Прокариоты, эукариоты, генетический код, самовоспроизведение, биогенетический закон

§2.5.


21,

22

Происхождение и начальные этапы жизни на Земле (обобщение знаний).

2



Таблица «Материя, формы ее движения», таблицы по этапам развития жизни на Земле, портреты ученых, литература





Раздел II. Учение о клетке (29 ч)

23

Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

1



Таблица «Содержание химических элементов в клетке»

Биоэлементы, буферность, буферные растворы

Макроэлементы, микроэлементы, гомеостаз

§3.1.


24

Органические вещества, входящие в состав клетки. Органические биополимеры – белки.

1



Таблицы по строению молекул белков

Ренатурация, фермент каталаза, комплекс антиген-антитело, структуры белковых молекул, дисульфидные мостики

Пептидная связь, полипептидная цепь, денатурация, антитела, антигены, ферменты

§3.2.1.


25

Свойства и функции белков.

1



Таблицы по строению ферментов, белка гемоглобина, ресничек и жгутиков

Специфичность функций, скорость реакции

Фермент-субстратный комплекс, продукты реакции, катализатор

§3.2.1.


26

Лабораторная работа «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках листа элодеи».

1


Лабораторная работа №1

Микроскоп, предметные и покровные стекла, вода, пипетка, элодея, пероксид водорода, таблицы по строению белковых молекул

Активный центр фермента, субстрат, каталаза, перекись водорода

Фермент-субстратный комплекс, оптимальная температура действия фермента

§3.2.1.


27

Органические молекулы – углеводы.

1



Таблицы по строению углеводов

Моносахариды, дисахариды, полисахариды, целлюлоза, хитин

Органические вещества клетки, углеводы

§3.2.2.


28

Органические молекулы – жиры и липиды.

1



Таблицы по строению жиров

Высокомолекулярные соединения, гидрофобные и гидрофильные вещества, фосфолипиды, липоиды

Растворимые и нерастворимые вещества, теплоизоляция, калории, глицерин, клеточные мембраны

§3.2.3.


п/п

Тема урока

К-во часов

Дата

Лабораторные и практические работы

Оборудование

Основные понятия

Повторение

Д/з

Примеча-

ния

29

Биологические полимеры – нуклеиновые кислоты.

1



Таблицы по строению ДНК, пространственная модель

Нуклеотид, полинуклеотидная цепь, азотистые основания, комплементарность, водородные связи, триплет, суперспираль, ген.

Хромосома, полимер, мономер, фосфорная кислота

§3.2.4.


30

Рибонуклеиновая кислота – РНК.

1



Таблицы по строению РНК и ДНК, пространственная модель ДНК.

Антикодон, генетический код, транспортная, рибосомальная, информационная, транскрипция, трансляция

Триплет, нуклеотид, комплементарность

§3.2.4.


31

Обобщение знаний о химической организации клетки.

1








32,

33

Метаболизм-основа существования живых организмов. Анаболизм. Реализация наследственной информации-биосинтез белка.

2



Таблицы по биосинтезу белка, самодельная модель-аппликация «Синтез белка»

Ассимиляция (анаболизм, пластический обмен), гомеостаз, реакции матричного синтеза,

Ферменты, аминокислоты, антикодон, генетический код,

§4.1.


34

Энергетический обмен-катаболизм. Этапы энергетического обмена.

1



Таблица «Основные этапы энергетического обмена»

Катаболизм (диссимиляция, энергетический обмен), гликолиз, клеточное дыхание

Автотрофы, гетеротрофы, аэробное и анаэробное дыхание

§4.2.


35,

36

Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез.

2



Таблицы и схемы процесса фотосинтеза, строения растительной клетки

Фототрофы, гетеротрофы, темновая и световая стадии фотосинтеза, граны, фотолиз воды

Метаболизм, хлоропласты

§4.3.


37

Автотрофный тип обмена веществ – хемосинтез.

1




Хемосинтез, хемотрофы, гетеротрофы, нитритфиксирующие бактерии

Симбиоз, автотрофы

§4.3.


38,

39

Семинар «Обмен веществ и энергии в клетке - метаболизм»

2



Таблицы по темам семинара, самодельная таблица «Функции белков»





40

Строение и функции клеток. Прокариотическая клетка.

1



Таблицы по строению и разнообразию бактерий и синезеленых водорослей, литература по микробиологии

Прокариоты, эукариоты, мезосомы, бактериальная хромосома, бинарное деление, спорообразование, археобактерии, цианобактерии, микоплазмы, формы бактериальных клеток

Органоиды животных клеток

§5.1.


п/п

Тема урока

К-во часов

Дата

Лабораторные и практические работы

Оборудование

Основные понятия

Повторение

Д/з

Примеча-

ния

41

Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды.

1




Включения, мозаическая структура мембраны, фагоцитоз, пиноцитоз, полупроницаемость, активный и пассивный транспорт веществ


§5.2.


42, 43

Строение и функции органоидов клетки.

2



Таблицы по строению клетки, микроскопы, покровные и предметные стекла, стакан с водой, стеклянная палочка, лук репчатый, элодея, скальпель

Компартментализация, гладкая и шероховатая ЭПС, рибосомы, полисомы, АГ, строма митохондрий, центриоли, веретено деления, базальные тельца, ароморфоз

Фагоцитоз, пиноцитоз, мембрана, кодон, антикодон

§5.2.1.


44

Строение и функции ядра.

1



Таблицы по строению клетки

Ядерная мембрана, кариоплазма, хроматин, ядрышковый организатор

Ядро, ядрышко, рибосомы

§5.2.2.


45

Клеточное ядро. Хромосомы. Хромосомный набор.

1



Таблицы по строению клетки, схема строения хромосом

Хромосома, хроматида, центромера, кариотип, гаплоидный и диплоидный набор хромосом, эу- и гетерохроматин

Нуклеиновые кислоты, генетический материал

§5.2.2.


46

Деление клетки.

1



Модель ДНК, схема митоза

Жизненный цикл, интерфаза, ДНК-полимераза, профаза, метафаза, анафаза, телофаза, зигота, дифференцировка

Бесполое размножение, бинарное деление

§5.3.


47

Особенности строения растительной клетки.

1



Таблицы по строению растительной и животной клетки, микроскопы, предметные и покровные стекла, пипетки, лист элодеи

Клеточная стенка, целлюлоза, пластиды, вакуолярная система, тургор

Органоиды клетки

§5.4.


48

Клеточная теория строения организмов.

1



Микропрепараты растительных и животных клеток, микроскопы, вода, стеклянная палочка, покровные стекла и предметные, лук, элодея, разведенные дрожжи, культура инфузории или амебы

Р.Гук, Б.Броун, М.Шлейден, Т.Шванн, Р.Вирхов

Эукариоты, прокариоты, вирусы, органоиды клетки, деление клетки

§5.5.


п/п

Тема урока

К-во часов

Дата

Лабораторные и практические работы

Оборудование

Основные понятия

Повторение

Д/З

Примеча-

ния

49, 50

Неклеточные формы жизни. Вирусы.

2



Таблицы по строению вирусов, модель бактериофага

Неклеточная форма жизни, Д.И.Ивановский, вирусология, бактериофаги, капсид, суперкапсид, инфекция, паразитизм

Паразит, бактерия, нуклеиновые кислоты, белки

§5.6.


51

Обобщающий урок «Клетка – структурная и функциональная единица жизни».

1



Тестовые задания.







Календарно-тематическое планирование. Биология. 10 класс 1 полугодие (профильный уровень)
  • Биология
Описание:

Календарно-тематическое планирование уроков биологии в 10 классе подходит для общеобразовательных школ с углубленным изучением предмета, а также для профильных классов естесственно-математического направления. Составлено по учебнику "Биология. 10 класс. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. Профильный уровень". Материал содержит подробное описание используемого оборудования, перечень новых терминов, содержание материала для повторения.  Отведено время для лабораторных работ. Имеются графы для занесения даты уроков и примечаний учителя. 

Автор Яцкова Елена Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 659
Номер материала 30496
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓