№
|
Тема(общая) и подтемы
|
Кол-во
часов
|
Сроки
освоения
|
Требования
к уровню подготовки
|
Форма
организации учебной деятельности
|
Элементы содержания
|
Д\з
|
Виды
контроля
|
1
|
Введение
Изучение географии как один из способов
познания окружающего мира
|
1
1
|
|
Познакомить
школьников с особенностями нового курса, представить учебник, атлас, и другие
источники геоинформации
|
Урок -диалог
|
Способы картографического изображения
|
С. 7 – 9, задание 1 с 10.
|
|
2
|
Раздел 1
Пространства России
Россия на карте мира
|
7
1
|
|
Сформировать знания об особенностях ГП
России, умение показывать на карте крайние точки РФ
|
Практикум
|
Географические координаты. Особенности
географического положения России. Территория
|
П. 1
|
Пр. р № 1.
Обозначение на контурной карте пограничных государств, выделение цветом
государств, ранее входивших с состав СССР
|
3
|
Границы России
|
1
|
|
Сформировать умение показывать на карте
границы России.
|
Урок изучения нового материала
|
Акватория, границы морские и сухопутные,
континентальный шельф, экономическая зона РФ
|
П. 2
|
|
4
|
Оценка особенностей географического
положения России
|
1
|
|
Сформировать навыки характеристики ГП России
|
Практикум
|
ГП России
|
П. 2
|
Пр.
р. №2. Оценка особенностей географического положения
России
|
5
|
Россия на карте часовых поясов
|
1
|
|
Дать понятие о различии во времени на
территории России. Сформировать знания о часовых поясах, о поясном, декретном
местном времени, о линии перемены дат
|
Комбинированный урок
|
Часовые пояса
|
П. 3
|
|
6
|
Определение разницы во времени отдельных территорий
|
1
|
|
Решение задач на определение времени.
|
Практикум
|
Часовые пояса
|
П. 3
|
Пр. р №3.
Определение разницы во времени отдельных территорий
|
7
|
Формирование территории России
|
1
|
|
Познакомить с историей открытия, освоения и
изучения русскими землепроходцами территории России
|
Урок изучения нового материала,
комбинированный урок
|
История освоения и исследования территории
России
|
П. 4
|
|
8
|
Географическое изучение территории России
|
1
|
|
Охарактеризовать задачи географической науки
на этапах изучения территорий, задачи географии России, источники знаний
|
Урок обобщения знаний
|
Источники получения знаний
|
П. 5
|
|
9
|
Раздел 2
Природа и человек
Тема 1 Рельеф и недра Земли
Строение земной коры на территории России
|
38
4
1
|
|
Сформировать знания об особенностях строения
земной коры. Формировать умение анализировать геохронологическую шкалу.
|
Практикум
|
Геология. Геологическая история Земли.
Тектоническое строение
|
П. 6
|
Пр. р №4.
Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наиболее
крупных форм рельефа.
|
10
|
Важнейшие особенности рельефа России
|
1
|
|
Сформировать знания об особенностях рельефа
нашей страны, раскрыть причины их особенностей.
|
Практикум
|
Факторы, определяющие особенности рельефа.
Основные формы рельефа
|
П. 7
|
Пр. р №5. Установление взаимосвязей тектонических
структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными
источниками географической информации на примере своего края.
|
11
|
Современное развитие рельефа
|
1
|
|
Познакомить учащихся с современными
рельефообразующими процессами, с древними и современными оледенениями с
изменением рельефа человеком
|
Комбинированный урок
|
Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную
деятельность человека
|
П. 8
|
Входная
диагностика
|
12
|
Богатство недр России
|
1
|
|
Дать знания о богатстве нашей страны
различными полезными ископаемыми.
|
Практикум
|
Важнейшие районы размещения полезных
ископаемых
|
П. 9
|
Пр . р №6.
Сравнительная характеристика горной и равнинной территорий с выявлением
возможного влияния природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность
людей (Восточно – Европейская равнина – Урал.
|
13
|
Тема 2 Климат России
Общие особенности климата
|
5
1
|
|
Сформировать знания о климатообразующих
факторах, климатических поясах нашей страны
|
Урок изучения нового материала
|
Климатические пояса.
|
П. 10
|
|
14
|
Закономерности циркуляции воздушных масс.
Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны
|
1
|
|
Охарактеризовать климат нашей страны под
воздействием процессов циркуляции атмосферы планетарного масштаба, типы
погоды.
|
Комбинированный урок
|
Погода, климат
|
П. 11
|
|
15
|
Распределение тепла и влаги по территории
страны
|
1
|
|
Сформировать знания о закономерностях
распределения тепла и влаги на территории страны.
|
Комбинированный урок
|
Распределение тепла и влаги
|
П. 12
|
|
16
|
Разнообразие типов климата нашей страны
|
1
|
|
Дать характеристику типов климата
|
Практикум
|
Типы климатов, факторы их формирования
|
П. 13
|
Пр. р №7.
Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и
хозяйственной деятельности. Работа с картой и оценка степени благоприятности
климатических условий для жизни населения.
|
17
|
Агроклиматические ресурсы. Степень
благоприятности природных условий для жизни населения
|
1
|
|
Дать понятие агроклиматических ресурсов.
Сформировать знания о степени благоприятности природных условий для жизни
человека, для ведения сельского хозяйства
|
Практикум
|
Ресурсы. Способы адаптации человека к
разнообразным климатическим условиям.
|
П. 14
|
Пр. р №8. Оценка влияния климатических
условий на географию сельскохозяйственных культур. Работа с таблицей,
агроклиматическими картами
|
18
|
Тема 3 Внутренние воды
Реки
|
3
1
|
|
Расширить и углубить знания о реках,
сформировать понятия «падение и уклон реки», «расход воды», «годовой и
твёрдый сток»
|
Практикум
|
Внутренние воды, особенности их размещения
на территории страны, режим, характер течения рек.
|
П. 15
|
Пр. р №9.
Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования.
|
19
|
Разнообразие озёр России. Подземные воды.
Многолетняя мерзлота. Распространение современного оледенения.
|
1
|
|
Сформировать знания о происхождении озёрных
котловин о многолетней мерзлоте, о значении ледников и подземных вод.
|
Практикум
|
Поверхностные и подземные воды суши. Ледники
и многолетняя мерзлота.
|
П. 16
|
Пр. р №10.
Обозначение на контурной карте крупных рек и озёр.
|
20
|
Вода в жизни человека
|
1
|
|
Дать знания о богатстве нашей страны
различными видами пресных вод, о значении воды в жизни человека, о
загрязнении и истощении природных вод
|
Практикум
|
Водные ресурсы
|
П. 17
|
Пр. р №11. Сравнительная оценка
обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России.
|
21
|
Тема 4 Почвы – национальное достояние
Почвы – особое « природное тело»
|
4
1
|
|
Расширить и углубить знания о почвах.
Сформировать знания о факторах почвообразования, свойствах и строении почвы.
|
Практикум
|
Почва как особое природное образование.
Плодородие – важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов
|
П. 18
|
Пр. р №12. Анализ почвенного профиля и
описание условий его формирования.
|
22
|
География почв России
|
1
|
|
Познакомить с разнообразием почв нашей
страны
|
Комбинированный урок
|
Размещение основных типов почв
|
П. 19
|
|
23
|
Почвы и урожай
|
1
|
|
Охарактеризовать разнообразные приёмы
правильной обработки почв.
|
Комбинированный
урок
|
Меры по сохранению плодородия почв
|
П. 20
|
|
24
|
Рациональное использование и охрана почв
|
1
|
|
Систематизировать знания о почве как
важнейшем природном ресурсе, об актуальности защиты почв и рационального
использования
|
Семинар
|
Почвы и почвенные ресурсы
|
П. 21
|
|
25
|
Тема 5 Живая природа
География лесов России
|
5
1
|
|
Познакомить с разнообразием разных типов
лесов России.
|
Урок изучения нового материала
|
Растительный мир России.
|
П. 22
|
|
26
|
Лес и окружающая среда
|
1
|
|
Охарактеризовать многогранную роль леса в
географической оболочке Земли
|
Лекция
|
Распространение растительности
|
П. 23
|
|
27
|
Луга, тундра и степи – безлесные богатства
России
|
1
|
|
Продолжить формирование знаний о лугах,
тундре и степи – как особых типах растительного покрова
|
Комбинированный урок
|
Восстановление растительности и охрана
|
П. 24
- 25
|
|
28
|
Болота
|
1
|
|
Рассказать об образовании, видах и значении
болот. Торф
|
Комбинированный урок
|
Растительный мир России
|
П. 26
|
|
29
|
Животный мир России
|
1
|
|
Продолжить формирование знаний о видовом
составе и приспособляемости животного мира в зависимости от среды обитания
|
Комбинированный
урок, обобщение
|
Распространение животных, их восстановление
и охрана
|
П. 27
|
Промежуточная диагностика
|
30
|
Тема 6 В природе всё взаимосвязано
Природный территориальный комплекс (ПТК)
|
4
1
|
|
Углубить и развить знания о ПТК, о физико –
географическом районировании.
|
Практикум
|
Особенности взаимосвязи компонентов природы
в пределах крупных природных зон на территории России
|
П. 28
|
Пр. р №13.
Выявление взаимосвязей между природными компонентами на основе анализа
соответствующей схемы.
|
31
|
Свойства природных территориальных комплексов
|
1
|
|
Охарактеризовать главные свойства ПТК:
целостность, ритмичность, устойчивость.
|
Урок изучения нового материала
|
Особенности
взаимосвязи компонентов природы в пределах крупных природных зон на
территории России
|
П. 29
|
|
32
|
Человек и ландшафты
|
1
|
|
Сформировать понятие природно –
антропогенных ландшафтов.
|
Лекция
|
Изменение ПК в результате хозяйственной
деятельности человека
|
П. 30
|
|
33
|
Культурные ландшафты – ландшафты будущего
|
1
|
|
Углубить знания о культурных ландшафтах
|
Урок коррекции знаний
|
Изменение
ПК в результате хозяйственной деятельности человека
|
П. 30
|
|
34
|
Тема 7 Природно – хозяйственные зоны
России
Учение о природных зонах
|
8
1
|
|
Продолжить формирование представления об
основной географической закономерности природной зональности – природной зоне.
Роль В.В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах
|
Урок изучения нового материала
|
Природная зона . Высотная поясность.
|
П. 31
|
|
35
|
«Безмолвная» Арктика и чуткая Субарктика
|
1
|
|
Познакомить с природными особенностями
Арктики и Субарктики,
|
Комбинированный урок
|
Природная зона
|
П. 32
- 33
|
|
36
|
Таёжная зона
|
1
|
|
Оценить влияние природных условий зоны тайги
на жизнь и хозяйственную деятельность людей.
|
Комбинированный урок
|
Природная
зона
|
П. 34
|
|
37
|
Смешанные леса – самая преобразованная
деятельностью человека природная зона
|
1
|
|
Познакомить с особенностями жизни и
хозяйственной деятельностью людей зоны смешанных лесов Восточно – Европейской
равнины
|
Семинар
|
Природная
зона
|
П. 35
|
|
38
|
Лесостепи и степи
|
1
|
|
Охарактеризовать наиболее изменённые
человеком природные зоны – лесостепи и степи
|
Практикум
|
Природные
зоны
|
П. 36
|
Пр. р №14.
Работа с фрагментами карт и текстом учебника с целью выяснения влияния
природных условий на расселение населения в разных природных зонах.
|
39
|
Полупустыни и пустыни, субтропики – южная
полоса России.
|
1
|
|
Сформировать знания об основных
ограничивающих факторах хозяйственного освоения пустынь. Субтропики –
курортная зона
|
Комбинированный урок
|
Природные зоны
|
П. 37
|
|
40
|
«Многоэтажность» природы гор
|
1
|
|
Углубить знания о высотной поясности
|
Диалог
|
Высотная
поясность.
|
П. 38
|
|
41
|
Человек и горы
|
1
|
|
Проанализировать и оценить природные условия
гор с точки зрения жизни и деятельности людей. Привести примеры влияния гор
на природу окружающих территорий.
|
Урок обобщения
|
Анализ карт компонентов природы
|
П. 39
|
Тест
|
42
|
Тема 8 Природопользование и охрана
природы в России
Понятие о природной среде, природных
условиях и природных ресурсах.
|
5
1
|
|
Сформировать понятие природной среды как
среды обитания, производственной деятельности и отдыха человека.
Природопользование
|
Урок изучения нового материала
|
Природные условия и ресурсы
|
П. 40
|
|
43
|
Рациональное использование природных
ресурсов
|
1
|
|
Систематизировать знания о рациональном
использовании природных ресурсов
|
Комбинированный урок
|
Природный и экологический потенциал России.
|
П. 41
|
|
44
|
Проблемы использования исчерпаемых природных
ресурсов
|
1
|
|
Привести примеры использования исчерпаемых
возобновимых ресурсов. Рекреационные ресурсы
|
Комбинированный
урок
|
Природные ресурсы
|
П. 41
|
|
45
|
Охрана природы и охраняемые территории при
современных масштабах хозяйственной деятельности
|
1
|
|
Охарактеризовать значение принципов охраны
природы
|
Лекция
|
Оценка экологической ситуации а разных
регионах России. Особо охраняемые природные территории. Проблемы охраны и
преобразования природы.
|
П. 42
|
|
46
|
Заповедники и национальные парки, заказники
|
1
|
|
Обобщить знания об особо охраняемых
природных территориях
|
Практикум
|
Особо охраняемые природные территории
|
П. 42
|
Пр. р. №15
Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Составление описания
природных особенностей одного из видов охраняемых территорий.
|
47
|
Раздел 3 Население России
Тема 1 Численность населения России и её
изменение
Изменение численности населения России
|
16
1
|
|
Дать учащимся знания о численности
населения, причинах её изменения , познакомить с демографическими проблемами.
|
Урок изучения нового материала
|
Человеческий потенциал страны численность
|
П. 43
|
|
48
|
Понятие о воспроизводстве населения
|
1
|
|
Дать понятия о типах воспроизводства
населения, познакомить с естественным движением населения
|
Комбинированный урок
|
Естественное
движение населения.
|
П. 44
|
|
49
|
Тема 2 Половозрастной состав населения
Соотношение мужчин и женщин в населении
|
1
|
|
Познакомить с половозрастным составом
населения
|
Комбинированный
урок
|
Половой и возрастной состав населения,
размещение.
|
П. 45
|
|
50
|
Половозрастная пирамида населения России –
«запечатлённая демографическая история»
|
1
|
|
Сформировать умение читать половозрастную
пирамиду
|
Практикум
|
Половой
и возрастной состав населения
|
П. 46
|
Пр. р. №16. Характеристика полового и
возрастного состава населения на основе разных источников информации.
|
51
|
Тема 3 Миграция населения
Роль миграций в становлении и развитии
России
|
1
|
|
Дать понятия о видах и направлениях
миграций.
|
Комбинированный урок
|
Направления и типы миграции
|
П. 47
|
|
52
|
Внешние миграции населения: в Россию и из
неё
|
1
|
|
Охарактеризовать причины миграций,
сформировать умения читать картосхемы миграций.
|
Практикум
|
Направления
и типы миграции. Определение основных показателей, характеризующих население
страны и её отдельных территорий.
|
П. 48
|
Пр. р №17. Изучение по картам изменения
направления миграционных потоков во времени и пространстве.
|
53
|
Территориальная подвижность населения
|
1
|
|
Систематизировать знания о территориальной
подвижности населения
|
Урок обобщения
|
Направления
и типы миграции
|
П. 49
|
|
54
|
Тема 4 Трудовые ресурсы страны
Трудовые ресурсы, их состав и использование.
|
1
|
|
Познакомить с понятиями: трудовые: ресурсы,
экономически активное население, трудоспособный возраст
|
Урок изучения нового материала
|
Население России
|
П. 50
|
|
55
|
Тема 5 Народы и религии России
Этнический состав населения
|
1
|
|
Познакомить с особенностями этнического
состава населения
|
Комбинированный урок
|
Народы России
|
П. 51
|
|
56
|
«Дерево языков» и этническая карта России
как источники информации
|
1
|
|
Дать понятия о языковых семьях и группах
|
Практикум
|
Народы России. Выявление территориальных
аспектов межнациональных отношений.
|
П. 52
|
Пр. р №18. Изучение особенностей размещения
народов России по территории страны на основе работы с картой, сравнение
географии расселения народов и административно – территориального деления
России
|
57
|
Преобладающие религии
|
1
|
|
Охарактеризовать роль религии в формировании
Российского государства
|
Комбинированный урок
|
Основные религии России.
|
П. 53
|
|
58
|
Тема 6 Где и как живут люди?
Плотность населения
|
1
|
|
Познакомить с особенностями размещения
населения, различиями в плотности.
|
Комбинированный
урок
|
Особенности расселения, анализ карт
населения России. Определение основных показателей, характеризующих население
страны и её отдельных территорий.
|
П. 54
|
|
59
|
Расселение людей. Понятие урбанизации.
|
1
|
|
Сформировать понятие урбанизации , выявить
причины роста городов
|
Практикум
|
Особенности расселения., городское и
сельское население. Основная полоса расселения
|
П. 55
|
Пр. р. №19. Выделение на контурной карте
главной полосы расселения. Объяснение различий в плотности населения
отдельных территорий страны, отбор необходимых тематических карт для
выполнения задания.
|
60
|
Города России
|
1
|
|
Охарактеризовать функции и факторы
образования города
|
Практикум
|
Роль крупнейших городов в жизни страны.
|
П. 56
|
Пр. р №20.
Нанесение на контурную карту городов – миллионеров, объяснение особенностей
их размещения на территории страны.
|
61
|
Сельское расселение
|
1
|
|
Познакомить с особенностями сельских
поселений.
|
Комбинированный
урок. Обобщение знаний
|
Сельское население
|
П. 57
|
Итоговый контроль знаний
|
62
|
Человеческий потенциал как определяющая
составная часть и условие дальнейшего развития и процветания России Резерв
Времени 6 часов
|
1
|
|
Систематизировать знания о населении России
|
Урок обобщения
|
Человеческий потенциал страны
|
С.
303 - 304
|
|
|
Резерв времени 6 часов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.