№
|
§
|
Наименование темы
|
стр
|
Основные
понятия
|
часы
|
дата
|
По плану
|
фактически
|
|
|
Введение (1 час).
|
|
|
|
|
|
1.
|
|
Зоология - наука о Царстве Животные.
Многообразие животных, их распространение. Дикие и
домашние животные.Место и роль животных в природных сообществах.Охрана
животного мира.
|
|
|
1
|
|
|
|
|
Раздел I. Классификация
животных
(2 часа).
|
|
|
|
|
|
Стандарт раздела
|
Содержание знаний
|
Содержание умений
|
Знать :
основные систематические категории, признаки вида, Царстваживой природы,
Отделы, Классы, Семейства животных;
|
Распознавать
систематические категории
|
2.
|
35
|
Основные систематические группы животных:
Царство, Подцарство, Тип, Класс, Отряд,
Семейство, Род, вид, популяция.Значение классификации животных.
|
133
137
|
Царство,
Подцарство, Тип, Класс, Отряд, Семейство, Род, вид, популяция
|
1
|
|
|
3.
|
35
|
Краткая история развития зоологии. Развитие
зоологии как науки в Республике Казахстан.
|
136
137
|
|
1
|
|
|
|
36
|
Раздел II. Подцарство
Простейшие или Одноклеточные животные (4 часа).
Общая характеристика простейших как одноклеточных
организмов.
Разнообразие простейших в природе.
Разнообразие их представителей в водоёмах, почве и в организме человека и
растений.
|
|
|
|
|
|
Стандарт раздела
|
Содержание
знаний
|
Содержание умений
|
Знать черты
приспособленности простейших;
особенности
строения, жизнедеятельности, размножения; правила
ТБ;
особенности
строения, жизнедеятельности, размножения
|
Уметь
давать общую характеристику царства животных;
характеризовать
отличия между видами простейших
определять
виды животных,
сравнивать,
работать лабораторными приборами;
сравнивать
с другими живыми организмами;
определять
виды животных,
характеризовать
отличия между видами
|
|
|
Глава I. Корненожки
(Саркодовые)(1 час).
|
|
|
|
|
|
4.
|
|
Обыкновенная амёба как организм. Внешнее и
внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность
одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение,
осморегуляция, размножение, инцистирование.
|
|
осморегуляция
инцистирование.
|
1
|
|
|
|
|
Глава II. Жгутиконосцы(1 час).
|
|
|
|
|
|
5.
|
|
Эвглена
зелёная как простейшее, совмещающее признаки животных и растений.
Колониальные жгутиковые.
|
|
Зеленая
эвглена вольвокс
|
1
|
|
|
|
|
Глава III. Инфузории(2 часа).
|
|
|
|
|
|
6.
|
|
Инфузория – туфелька как более сложное
простейшее животное. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории.
Симбиотические инфузории крупнорогатого скота.
Лабораторная
работа
№ 1.
Рассмотрение простейших организмов в капельки
воды из открытого водоёма или аквариума.
|
|
|
1
|
|
|
7.
|
|
Болезнетворные простейшие: дизентерийная
амёба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амёбой.
Районы распространения малярии. Борьба с малярией.Значение простейших в
природе и жизни человека.
|
|
|
1
|
|
|
|
|
Раздел
III. Подцарство многоклеточные животные (4 часа).
|
|
|
|
|
|
|
|
Стандарт раздела
|
|
|
Содержание знаний
|
Содержание умений
|
Знать
:основных представителей типа, внешний вид и физиологические процессы,
значение в природе и жизни человека, циклы развития червей
|
Умение
давать общую характеристику типа,
|
|
|
Глава
IV. Тип Кишечнополостные (3 часа).
|
|
|
|
|
|
8.
|
37
|
Общая характеристика типа кишечнополостных.
Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Питание гидры. Дыхание.
Раздражимость.
|
142
145
|
стрекательныеклетки,регенерация,промежуточные
клетки,
|
1
|
|
|
9.
|
|
Внутреннее строение. Двухслойность. Эктодерма
и энтодерма. Разнообразие клеток.
|
|
Эктодерма,энтодерма
|
1
|
|
|
10.
|
|
Размножение гидры. Регенерация. Значение в
природе.
|
|
|
1
|
|
|
|
|
Глава V. Морские
кишечнополостные (1 час).
|
|
|
|
|
|
11.
|
|
Их многообразие и значение. Коралловые полипы
и медузы.
Значение кишечнополостных в природе и жизни
человека.
|
144
|
,полипы,медузы,кораллы,планула,риф,атолл
|
1
|
|
|
|
|
Раздел IV. Типы Плоские,
Круглые и Кольчатые черви (9 часов).
Общая характеристика червей. Разнообразие
червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей.
Среда обитания.
|
|
|
|
|
|
|
|
Глава VI. Плоские черви(3 часа).
|
|
|
|
|
|
12.
|
38
|
Белая планария как представитель
свободноживущих плоских червей. Внешнее строение. Двусторонняя симметрия.
Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание.
Дыхание. Размножение.
|
146
|
|
1
|
|
|
13.
|
38
|
Бычий цепень как представитель плоских
ленточных червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл
развития и смена хозяев.
|
147
|
Гельминтология
Бычий цепень
|
1
|
|
|
14.
|
38
|
Сосальщики. Цикл развития и смена хозяев.
|
148
|
Сосальщики
|
1
|
|
|
|
|
Глава VII. Круглые черви (3 часа).
|
|
|
|
|
|
15.
|
39
|
Общая характеристика круглых червей. Аскаридыи острицы ,их строение, жизнедеятельность,
значение для человека и животных. Понятие «паразитизм» и его биологический
смысл.
Взаимоотношения
паразита и хозяина.
|
149
|
Кутикулла,гидроскелет,нематоды,острицы,аскариды
|
1
|
|
|
16.
|
39
|
Предохранение от заражения паразитическими
червями человека и сельскохозяйственных животных.
|
150
|
|
1
|
|
|
17.
|
|
Значение паразитических червей в природе и в
жизни человека.
|
151
|
|
1
|
|
|
|
|
Глава VIII. Кольчатые черви (3 часа).
|
|
|
|
|
|
18.
|
40
|
Многообразие, дождевой червь. Среда обитания.
Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение.
Лабораторная
работа
№ 2.
Наблюдение за поведением дождевого червя: его
передвижением, ответной реакцией на раздражение. Изучение внешнего строения
дождевого червя. Изучение внутреннего строения на готовых влажных препаратах
червя.
|
152
|
Пиявки,нереиды,молощетинковые
черви,целом
|
1
|
|
|
19.
|
40
|
Пищеварение, кровообращение, выделение,
дыхание. Размножение и развитие дождевых червей.
|
152
|
|
1
|
|
|
20.
|
40
|
Значение и место дождевых червей в
биогеоценозах, в природе и истории развития животного мира.
|
153
|
|
1
|
|
|
|
|
Раздел V. Тип моллюски (3 часа).
|
|
|
|
|
|
Стандарт раздела
|
Содержание знаний
|
Содержание умений
|
Знать:особенности
строения, жизнедеятельности, размножения моллюсков;
правила ТБ;
особенности
строения, жизнедеятельности, размножения
черты
приспособленности живых организмов
|
характеризовать
отличия между моллюсками,
сравнивать,
работать с лабораторными приборами;
сравнивать
с другими живыми организмами;
характеризовать
отличия между видами
|
|
|
Глава IX. Класс Брюхоногие
моллюски
(1 час).
|
|
|
|
|
|
21.
|
41
|
Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков.Большой
прудовик и голый слизень, их среды обитания. Строение. Питание.
Дыхание. Размножение и развитие. Роль в биоценозах и практическое значение.
Лабораторная
работа
№ 3.
Изучение и сравнение внешнего строения
моллюсков. Наблюдение за поведением прудовика (или виноградной улитки) его
передвижением, ответными реакциями на различные раздражения. Изучение
строения раковины, наружного и внутреннего слоев раковины. Изучение раковин
различных пресноводных и морских моллюсков.
|
156
157
|
|
1
|
|
|
|
|
Глава X. Класс Двустворчатые
(1
час).
|
|
|
|
|
|
22.
|
41
|
Беззубка (или перловица) и мидия. Места их
обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение.
Роль в биоценозах и практическое значение.
|
158
|
Мантия,раковина,
радула
|
1
|
|
|
|
|
Глава XI.Класс Головоногие
моллюски (1
час).
|
|
|
|
|
|
23.
|
41
|
Осьминоги, кальмар, каракатица. Особенности
их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и
практическое значение.
|
159
|
|
1
|
|
|
|
|
Раздел VI.Тип Членистоногие (14 часов).
|
|
|
|
|
|
Стандарт раздела
|
Содержание знаний
|
Содержание умений
|
Знать:особенности
строения, жизнедеятельности, размножения членистоногих, значений в природе и
жизни человека
черты
приспособленности к образу жизни, переносчиков возбудителей болезней человека.
|
характеризовать
отличия между представителями типа членистоногих,
сравнивать,
работать с лабораторными приборами; распознаватьпереносчиков возбудителей
болезней человека.
|
|
|
Глава XII. Класс Ракообразные (4 часа).
|
|
|
|
|
|
24.
|
42
|
Общая характеристика Типа. Сходство и
различие членистоногих с кольчатыми червями.Общая характеристика класса.
|
162
|
Хитиновый
покровмозаичное зрение
|
1
|
|
|
25.
|
|
Речной рак. Место обитания и образ жизни.
|
163
|
|
1
|
|
|
26.
|
|
Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение.
|
163
|
|
1
|
|
|
27.
|
|
Другие ракообразные. Значение ракообразных в
природе и жизни человека.
|
|
зоопланктон
|
1
|
|
|
|
|
Глава XIII. Класс
Паукообразные (4 часа).
|
|
|
|
|
|
28.
|
42
|
Общая характеристика и многообразие
паукообразных. Паук – крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение.
Место обитания, образ жизни и поведение.
|
164
|
Хелицеры,
педипальпы,
|
1
|
|
|
29.
|
|
Строение паутины и её роль. Значение пауков в
биогеоценозах.
|
|
паутинные
железы
|
1
|
|
|
30.
|
|
Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни.
Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей
болезней. Клещевой энцефалит.
|
165
|
|
1
|
|
|
31.
|
|
Меры защиты от клещей. Роль клещей в природе
и жизни человека.
|
|
|
1
|
|
|
|
|
Глава XIV. Класс Насекомые (6 часов).
|
|
|
|
|
|
32.
|
43
|
Общая характеристика класса. Многообразие
насекомых. Особенности строения насекомого.
Передвижение. Питание. Дыхание. Одомашнивание насекомых на примере тутового и
дубового шелкопряда.
Лабораторная работа № 4.
Внешнее строение комнатной мухи. Рассмотрение
личинок и взрослых насекомых мухи дрозофилы.
|
167
|
|
1
|
|
|
33.
|
43
|
Размножение и развитие насекомых. Типы
развития.
|
169
|
Полное
и неполное превращение ,имаго,куколка,
энтомология
|
1
|
|
|
34.
|
|
Важнейшие отряды насекомых с неполным
превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с
полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (или Жуки), Двукрылые,
Перепончатокрылые.
|
169
|
|
1
|
|
|
35.
|
|
Вредители лесных и сельскохозяйственных
растений среди представителей этих отрядов.Насекомые – переносчики
заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний.
Лабораторная работа № 5.
Изучение коллекций вредителей сада и огорода.
Изучение насекомых – вредителей.
|
170
|
|
1
|
|
|
36.
|
|
Пчёлы и муравьи – общественные насекомые.
Особенности их жизни и организация семьи. Поведение. Инстинкты. Значение пчёл
и других перепончатокрылых в природе и в жизни человека.
|
170
|
|
1
|
|
|
37.
|
|
Растительноядные, хищные, паразиты и сверх
паразиты среди представителей насекомых. Их биоценотическое и практическое
значение.Биологический способ борьбы с вредителями насекомыми. Охрана
насекомых.
|
175
179
|
|
1
|
|
|
|
|
Раздел VII. Тип хордовые (28 часов).
|
|
|
|
|
|
Стандарт раздела
|
Содержание знаний
|
Содержание умений
|
Знать:
особенности строения, жизнедеятельности, размножения типа хордовых, значений
в природе и жизни человека
черты
приспособленности к образу жизни, охраняемых видов.
|
характеризовать
отличия между представителями типа хордовые,
сравнивать,
работать с лабораторными приборами;
умение
обосновывать роль биологического разнообразия, регулирования численности
видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;влияние
деятельности человека на многообразие видов животных, на среду их обитания,
последствия этой деятельности и пород домашних животных.
|
|
|
Подтип Бесчерепные (1 час).
|
|
|
|
|
|
38.
|
45
|
Краткая характеристика типа хордовых.
Ланцетник – представитель бесчерепных. Место
обитания и особенности строения ланцетника. Роль в природе и практическое
значение.
|
181
183
|
Хорда,оболочники,бесчелюстные
челюсторотые
|
1
|
|
|
|
|
Глава XV.Надкласс Рыбы (5 часов).
|
|
|
|
|
|
39.
|
46,
47
|
Общая характеристика рыб. Класс
Хрящевые. Класс Костные рыбы. Особенности внешнего строения костистой
рыбы. Органы чувств.Внутреннее
строение костистой рыбы. Плавательный пузырь и его значение.
Лабораторная работа № 6.
Наблюдение за живыми рыбами. Изучение их
внешнего строения. Определение возраста рыб по чешуе. Изучение скелета рыбы.
Изучение внутреннего строения рыб.
|
184
189
|
Ихтиология,
боковая
линия
,цельноголовые
,акулы,скаты,
химеры
|
1
|
|
|
40.
|
|
Размножение и развитие рыб. Особенности поведения.Миграции
рыб. Плодовитость и забота о потомстве. Инстинкты и их проявление у рыб,
понятие о популяции.
|
|
|
1
|
|
|
41.
|
|
Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Осетровые рыбы, ихзначение и меры по их
восстановлению.Двоякодышащие рыбы. Кистепёрые рыбы, значение их
в происхождении наземных позвоночных животных.
|
185
|
|
1
|
|
|
42.
|
|
Промысловое значение рыб. Основные группы
промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные,
карпообразные и др. Рациональное использование, охрана и воспроизводство
рыбных ресурсов.
|
|
|
1
|
|
|
43.
|
|
Рыборазводные заводы и их значение. Прудовое
хозяйство. Сазан и его одомашненная форма – карп и другие виды.
Акклиматизация рыб, её биологическое и хозяйственное обоснование. Аквариумное
рыбоводство.
|
|
|
1
|
|
|
|
|
Глава XVI. Класс Земноводные (3 часа).
|
|
|
|
|
|
44.
|
48
|
Общая характеристика класса. Внешнее и
внутреннее строение лягушки, её земноводный образ жизни. Питание.
Годовой цикл жизни. Размножение и развитие. Метаморфоз земноводных. Сходство
личинок земноводных с рыбами.
Лабораторная работа № 7.
Наблюдения за живыми лягушками. Изучение
внешнего строения лягушки. Изучение скелета лягушки. Изучение внутреннего
строения на готовых влажных препаратах.
|
195
|
Амфибии,головастики,,червяги
|
|
|
|
45.
|
|
Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны,
саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные.
Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных.
|
|
Хвостатые,
бесхвостые
|
1
|
|
|
46
|
|
Вымершие земноводные и их происхождение от
древних кистепёрых рыб.
|
|
|
1
|
|
|
|
|
Глава XVII. Класс
Пресмыкающихся (4 часа).
|
|
|
|
|
|
47.
|
49
|
Общая характеристика класса. Особенности
внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Приспособления к жизни в
наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение
и развитие.
Лабораторная работа № 8.
Наблюдение за живыми ящерицами (неядовитыми
змеями и черепахами). Изучение их внешнего строения. Сравнение скелета
ящерицы и скелета лягушки.
Экскурсия:
1.В краеведческий музей или зоопарк:
«Разнообразие животных родного края».
|
201
|
Герпетология,теменной
глаз,подвижные веки,клювоголовые
|
1
|
|
|
48.
|
|
Змеи, ужи, гадюки.Сходство и отличие змей и
ящериц.Ядовитый аппарат змеи. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов
змей и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и в
жизни человека.
|
|
|
1
|
|
|
49.
|
|
Другие отряды пресмыкающихся: черепахи,
крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана
пресмыкающихся.
|
|
|
1
|
|
|
50.
|
|
Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины
их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.
|
|
гаттерия
|
1
|
|
|
|
|
Глава XVIII.Класс Птицы (6 часов).
|
|
|
|
|
|
51.
|
50
|
Общая характеристика класса. Среда обитания
птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к
полёту. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность.
Лабораторная работа № 9.
Внешнее строение птиц. Перьевой покров и
различные типы перьев. Строение скелета птицы, внутреннего строения птицы (по
готовым влажным препаратам).
|
207
|
Орнитология,киль,цевка,зоб,воздушные
мешки,двойное дыхание
|
1
|
|
|
52.
|
|
Размножение и развитие. Забота о потомстве.
Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелёты птиц.
Лабораторная работа № 10.
Изучение строения куриного яйца.
|
|
|
1
|
|
|
53.
|
|
Происхождение птиц от древних пресмыкающихся.
Археоптерикс.
|
|
археоптерикс
|
1
|
|
|
54.
|
51
|
Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые)
птицы. Пингвины. Килегрудные птицы. Распространение. Особенности строения и
приспособления к условиям обитания и образу жизни.Экологические группы птиц.
Экскурсия:
2. «Знакомство с птицами леса (парка, сквера,
школьного сада)». Наблюдения за живыми птицами.
|
212
|
|
1
|
|
|
55.
|
|
Полезная деятельность насекомоядных,
плотоядных и хищных птиц. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах
и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и
охрана.
|
|
|
1
|
|
|
56.
|
52
|
Домашние птицы. Происхождение и важнейшие
породы птиц, их использование человеком.
|
|
Промысел,птицеводства,порода,боройлеры
|
1
|
|
|
|
|
Глава XIX. Класс
Млекопитающие, или Звери (9 часов).
|
|
|
|
|
|
57.
|
53
|
Общая характеристика класса. Места обитания
млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение
строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной,
нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися.
Лабораторная работа № 11.
Наблюдения за живыми зверьками. Внешнее
строение. Изучение строения скелета млекопитающего. Изучение внутреннего
строения по готовым влажным препаратам.
Примечание: (Лабораторные работы
для выполнения, которых может не оказаться оборудования можно заменить
демонстрационной или использовать электронную версию).
|
224
|
Маммалогия,терриология
Диафрагма,альвеолды,плацента,рукокрылые
|
1
|
|
|
58.
|
|
Размножение и развитие. Забота о потомстве.
Годовой жизненный цикл и сезонные явления.
|
|
|
1
|
|
|
59.
|
|
Происхождение
млекопитающих от древних пресмыкающихся. Многообразие млекопитающих.
|
|
|
1
|
|
|
60.
|
|
Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные.
Биологические особенности. Районы распространения и разнообразие.
|
|
коала
|
1
|
|
|
61.
|
|
Важнейшие отряды плацентарных, особенности их
биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.
|
|
|
1
|
|
|
62.
|
|
Хищные (псовые, кошачьи, куньи, медвежьи).
Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.
|
|
|
1
|
|
|
63.
|
|
Основные экологические группы млекопитающих:
лесные, открытых пространств, водоёмов, и их побережий. Живущие в почве.
|
227
|
|
1
|
|
|
64.
|
56
|
Домашние звери. Разнообразие пород и их
использование человеком. Происхождение от диких предков.
|
239
|
Дикие
предки,центры одомашнивания
|
1
|
|
|
65.
|
|
Значение млекопитающих. Регулирование их
численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые
звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Рациональное использование и
охрана млекопитающих.
Экскурсия:
3.В краеведческий музей или зоопарк: «Домашние
и дикие звери».
|
235
|
|
1
|
|
|
|
|
Раздел VIII. Развитие животного
мира на Земле (1 час).
|
|
|
|
|
|
Стандарт раздела
|
Содержание знаний
|
Содержание умений
|
на
элементарном уровне процессы эволюции животных; усложнения животных в
процессе эволюции
|
Обосновывать
связь с предыдущим классом
|
66.
|
|
Историческое развитие животного мира на Земле
и его доказательства. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как
результат эволюции живой природы.
|
|
|
1
|
|
|
|
|
Раздел IX. Природные
сообщества (1
час).
|
|
|
|
|
|
Стандарт раздела
|
Содержание знаний
|
Содержание умений
|
Знать:
искусственные сообщества (агроценозы), роль человека в продуктивности
искусственных сообществ.
|
Умение
распознавать наиболее распространённых видов животных своего региона,
животных разных Семейств, Классов, Типов;
|
67.
|
|
Биогеоценозы, агроценозы и экосистема. Место
и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных
сообществах. Цепи питания.
Экскурсии:
4. «Жизнь природного сообщества весной».
5. «Весенние явления в водном природном
сообществе».
|
|
|
1
|
|
|
|
|
Заключение (1 час).
|
|
|
|
|
|
68.
|
|
Животный мир как многообразие организмов,
популяций, видов и сообществ. Уровни организации живой природы. Роль человека
и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете.
|
|
|
1
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.