Главная / Классному руководителю / Миссия классного руководителя - создание условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности

Миссия классного руководителя - создание условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности

КАКОЙ ОН: СОВРЕМЕННЫЙ КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ?

Горошкова Марина Евгеньевна – учитель географии и биологии, I категории


Нам кажется недостаточным оставить тело и душу детей
в таком состоянии, в каком они даны природой, - мы заботимся
об их воспитании и обучении, чтобы хорошее стало многим
лучше, а плохое изменилось и стало хорошим.
Лукиан

Основной целью современного образования выступает человек, который сможет объединить в себе самодостаточность, самоорганизованность, профессионализм. Такой человек должен отличаться умением отойти от принудительно-коллективистских принципов существования и тщательно выстраивать свой персональный, личностный успех. Это крайне длительный процесс, истоки которого должны быть именно в школе.

Каким же должен стать процесс воспитания, чтобы ребёнка «не несло по жизни и по образованию», а чтобы он сам мог поэтапно, осмысленно двигаться и понимать, какой ему делать следующий образовательный и профессиональный шаг?

Анализируя с этой точки зрения ситуацию, в которой может оказаться учащийся школы на выходе из неё, нельзя не увидеть новую роль классного руководителя как помощника в совершении выбора и проектировании движения по избранному образовательному маршруту; как специалиста, сопровождающего процесс самостоятельной познавательной деятельности ученика; как наставника, который может помочь не только поставить цель, но и сорганизовать внутренние и внешние ресурсы для её достижения, при условии активности самого учащегося.

Такая деятельность в первую очередь направлена на формирование у старшеклассников понимания возможностей использования собственных ресурсов, ресурсов школы для достижения образовательных целей, на помощь в разработке индивидуальной образовательной программы, обеспечивающей их достижение.

Индивидуальная образовательная программа – один из возможных проектов учебной деятельности учащихся. Она предполагает принятие учеником ответственности за собственное образование, осознание его цели, понимание особенностей своего стиля учения и, исходя из этого, непосредственное проектирование образовательной деятельности, планирование конкретных действий по организации учебной деятельности и ее рефлексию. Образовательная деятельность должна стать для ученика активным и рефлексивным процессом. Необходимо, чтобы он сам фиксировал потребность в своем изменении, продвижении, приобретении знаний и умений для решения актуальных образовательных задач. Такая программа широко используется в практике сельских школ Ярославской области, составителем этой программы является заведующая кафедрой педагогических технологий ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, профессор, Байбородова Людмила Васильевна.

Составление индивидуальной образовательной программы предлагается учащимся для осмысления своего маршрута и прохождения его в течение определённого периода времени, учащиеся моего класса составили образовательный маршрут на один год. Пример такого образовательного маршрута представлен в приложении 1.

Индивидуальная образовательная программа определяет индивидуальный образовательный маршрут. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что нет единого мнения о понятии «индивидуальный образовательный маршрут», некоторые авторы отождествляют его с понятием «индивидуальная образовательная траектория».

Учёные всё-таки разделяют эти понятия, соглашаясь с теми, кто под индивидуальным образовательным маршрутом понимает замысел школьника относительно его собственного продвижения в образовании (М.Б. Уменов и др.). Это проект ученика, который конкретизирует его образовательную программу и планы. Образовательный маршрут представляет собой определение этапов, которые ученик предполагает целенаправленно пройти сам или совместно с педагогами, или при их поддержке, при этом используются соответствующие ученику образовательные технологии и средства. Любой проект – это замысел, который в ходе его реализации претерпевает изменения, предусматривает корректировку и уточнения, обусловленные различными обстоятельствами, неплановыми влияниями и трудно управляемыми воздействиями внешней среды. В результате реализации образовательных проектов (маршрутов) выстраивается индивидуальная образовательная траектория, которая понимается как «персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании» (А.В. Хуторской). Это процесс, идущий от ученика, который находится в активном творческом состоянии и самодвижении при взаимодействии с окружающей действительностью. Индивидуальная образовательная траектория – это реально пройденный учеником путь по достижению намеченной цели. Однако для создания индивидуальной образовательной программы, маршрута и реализации личностного потенциала в образовательном процессе ученику необходимы некоторые сформированные умения. Главное среди них – «уметь учиться». Оно включает понимание того, что такое учеба, что такое знание и какие различные виды требований существуют в различных видах обучающих ситуаций. Оно включает в себя также умение анализировать ситуацию, фиксировать трудности, принимать решения; умение искать, обрабатывать, использовать и презентовать информацию (включая самостоятельную работу в библиотеке, умение работать с различными данными и др.). Приобретение учеником опыта самостоятельного движения, самоопределения, принятия самостоятельных решений, выработки им собственных стратегий образования и развития возможно при следующих условиях:

формировании соответствующей мотивации учения, желании учиться, потребности в самообразовании и саморазвитии;

осознании и понимании личных интеллектуальных, психологических, социальных возможностей;

адекватной самооценке своих образовательных достижений;

овладевании умениями и навыками самоорганизации;

рефлексивном отношении ученика к учебной и познавательной деятельности.

Приобретение учеником опыта самостоятельного построения индивидуальной образовательной деятельности (ИОД) требует специального психолого-педагогического сопровождения.

Сопровождать, как объясняет словарь Ожегова, – значит следовать вместе с кем-то, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-то. Сопровождение ведет к позитивным результатам в том случае, если оно опирается на деятельность самого ребенка. Сопровождение индивидуальной образовательной деятельности ученика предполагает веру в его силы и возможности. Сопровождать – не значит вести за руку, решать всегда за ребенка, оберегать от всех возможных опасностей. Это значит – быть рядом, побуждать к самостоятельности, сорадоваться успехам, помогать преодолевать возникающие трудности. Сопровождение связывают с понятием поддержки, понимают его как обеспечение условий для развития ребенка, помощь ему в процессе вхождения в «зону ближайшего развития». Важнейшим аспектом сопровождения являются отношения. Позитивные отношения педагогов и учащегося влияют на реализацию интеллектуальных возможностей ребенка, поэтому необходимо формирование или восстановление особого типа отношений «взрослый – ребенок», которые гарантируют ребенку доброжелательное принятие, поддержку и помощь. Это особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач его обучения и развития.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности всегда персонифицировано и направлено на конкретного ученика, даже если педагог работает с группой. Субъектами психолого-педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности учащегося являются:

медицинские работники;

учителя;

классный руководитель;

воспитатель;

психолог;

социальный педагог;

родители ученика.

Субъектом психолого-педагогического сопровождения является и сам ученик, который имеет свой опыт обучения, взаимодействия со взрослыми, другими учащимися, свой особый характер личностного и индивидуального развития. Особенности конкретного ребенка влияют на содержание и формы психолого-педагогического сопровождения его индивидуальной образовательной деятельности.

Психолого-педагогическая поддержка – это процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем) (О.С. Газман). Необходимо поддержать ребенка в поиске решения возникших у него в процессе образования и самообразования проблем, а не решать их за него. Реализация функции психолого-педагогической поддержки предполагает опору на наличные силы и потенциальные возможности ребенка, и веру педагога в эти возможности.

В процессе реализации данной функции субъекты помогают ученику своевременно выявить его личностную проблему, осознать ее причины, и вместе с ребенком осуществляют поиск вариантов решения проблемы и анализ последствий этих решений на основе имеющегося у ребенка опыта обучения. Реализация функции поддержки пересекается с функцией психолого-педагогической помощи.

Мы понимаем под психолого-педагогической помощью реальное содействие ученику в преодолении возникающих у него трудностей.

Это могут быть трудности в разрешении конфликтной ситуации с педагогом, со сверстниками, родителями, затруднения при выполнении ребенком учебных заданий, трудности достижения образовательных целей и др.

Реализация данной функции предполагает выявление потребности ребенка в психолого-педагогической помощи, определение меры этой помощи (степени вмешательства), оказания помощи, как через действия ребенка, так и через действия учителей, классного руководителя, одноклассников, взрослых. Из всех предлагаемых классному руководителю современных технологий (проектная технология, технология работы с «портфолио», тренинговая технология, информационная технология) я выбрала более гибкую технологию индивидуальных и групповых консультаций и технологию работы с «портфолио». Консультирование, как правило, проводится либо с целью получения недостающей информации, либо с целью быть личностным, но в любом случае необходимо предварительно изучить проблему подростка, разработать подходы к проведению будущей консультации, а по её итогам – обязательно оценить результаты.

Консультации проводятся со школьниками и их родителями, исходя из потребностей самих учеников, и базируются на принципе добровольности и мотивированности самого учащегося.

При определённых условиях, наличии общей проблемы, высокой степени открытости и доверия между участниками процесса, консультации могут носить и групповой характер. Однако содержание этих консультаций всё же не может быть в той же степени конфиденциальным, как при индивидуальном консультировании. Такая работа не должна быть стихийной, она строится согласно разработанной программе, то есть целенаправленна.

Также необходимо говорить о реализации коррекционной функции психолого-педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности ученика. Ее реализация предполагает направленность педагогических действий на определенные изменения в достижениях ученика, мотивах его учебной деятельности, существенно влияющих на его поступки и поведение. Прежде всего, речь идет о детях, потерявших уверенность в себе, имеющих пробелы в знаниях, отклонения в интеллектуальном развитии, отставание в учебе, склонных к девиантному и деликвентному поведению, именно такие дети каждый год поступают в мой класс из общеобразовательных школ Елизовского района. В этом случае моя задача заключается в том, чтобы на основе реализации всех вышеназванных функций скорректировать отношение ребенка к учебе, своим результатам деятельности, учебным целям и планам, окружающему миру, изменить стереотипные для него нормы поведения, сделать его поступки более осмысленными и самостоятельными. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся ведётся с 5-го класса и постоянно корректируется всеми субъектами этого процесса (см. приложение 2).

Новая роль классного руководителя диктует и новые требования к самому себе: повышение профессионального и личностного уровня, овладение технологией индивидуального и группового взаимодействия, постоянный анализ результатов собственной деятельности, освоение новых форм и методов работы.

Средством выстраивания самостоятельной образовательной деятельности ученика являются индивидуальные образовательные маршруты, учебные планы при обучении в целом и изучении отдельных дисциплин, курсов, тем.

Следует отметить, что большая часть учащихся и родителей хотят, чтобы процесс обучения строился по собственной программе, а учитель при этом оказывал помощь в решении проблем, которые возникают у ученика. Результаты опытно-экспериментальной работы школы подтверждают, что целенаправленная педагогическая работа, обеспечивающая внешнюю и внутреннюю индивидуализацию образовательного процесса, приводит к тому, что учащиеся хотели бы строить свое образование «от себя», делая его ориентированным на свои потребности. Подчеркнем, что родители также проявляют заинтересованность в том, чтобы образование ребенка строилось с учетом возможностей ребенка, его личных и профессиональных планов.

В этом случае многие родители нашего класса стали активными союзниками педагогов, изменяется их отношение к школе, они готовы к различным формам взаимодействия с учителями, классным руководителем и другими школьными специалистами.

Завершается этот учебный год, и мы подведём итоги. Несмотря на ряд трудностей, это был очень интересный, необходимый для учащихся и педагогов образовательный процесс. Своё продолжение он найдёт и в 9 классе. Самое главное, к чему пришли все участники этой программы, заключается в том, что учащиеся направили все усилия на получение более глубоких знаний по учебным предметам своего индивидуального учебного плана, реализовали свои творческие возможности, обрели уверенность в своих знаниях.


















Список литературы:

1. Александрова Т.М. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки индивидуальных образовательных траекторий: Автореф. дисс. уч. степ. докт. пед. наук. – Тюмень, 2006.

2. Байбородова Л.В. Сопровождение образовательной деятельности сельских школьников. Монография. – Ярославль; М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008.

3. Куприянова Г.В. Индивидуальный образовательный маршрут: методические рекомендации по разработке. Ярославль: ИРО, 2005

4. Рындак В.Г., Уменов М.Б. К вопросу о проектировании индивидуального образовательного маршрута как средства становления личностных достижений старшего школьника // Вестник ОГУ. 2003. №7. с. 39–44.

5. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. – М.: Владос, 2005. (Серия «Педагогическая мастерская»).















ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Индивидуальный образовательный маршрут ученика

8 «А» класса

Елизовской школы-интерната №1 Евгения Х.

Дата составления: 19 октября 2009 г.

Даты внесения изменений: 15 января 2010г.

1. КТО Я? КАКОЙ Я? (Мое представление о себе)

Класс, школа

8 класс, МОУ ООШИ №1

Дата рождения

10.05.1995 г.


Состав семьи

Мама, отчим, я, две сестры

Любимое занятие в свободное время

Спорт (футбол, лёгкая атлетика), компьютер

Мой любимый учебный предмет

География, информатика

Мои учебные достижения

Я стал хорошистом

Мои личные достижения

Диплом I степ. по вокалу, грамоты по спорту.

Мои сильные стороны

Доброта, честность, трудолюбие

Мои слабые стороны

Не всегда держу слово

Мои увлечения

Компьютер, театр, кулинария

Чем отличаюсь от своих сверстников

Улыбчивый, не курю

Что умею делать хорошо

Заботиться о младших сёстрах

Сфера профессиональных интересов

«Человек-человек»

Сфера моих жизненных интересов (какое место хочу занять в обществе)

Хочу стать дипломированным специалистом

Что мне в себе нравится

Общительность

Что мне в себе не нравится

Несдержанность

На кого хочу быть похожим

На отчима

2. МОИ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

2.1. Мои перспективные жизненные цели

А) Кем хочу стать, какую получить профессию

Поваром высшего класса

Б) Какие предметы изучать на углубленном уровне

Биологию

В) Какие факультативные занятия посещать

Факультатив по биологии

2.2. Ближайшие цели, задачи, что надо развивать в себе в первую очередь

А) Что хочу узнать о себе (задачи на самопознание)

Как развивать волю

Б) Задачи в обучении

по каким предметам повысить свои достижения

Русский язык, литература

какие дополнительные области знаний изучать

Технологию, культуру

какие учебные умения и навыки развивать

Совершенствовать культуру речи

В) Задачи по формированию конкретных качеств, необходимых для достижения перспективной цели

Усидчивость, силу воли

3. МОИ ПЛАНЫ

3.1. Планируемый уровень профессионального образования после окончания школы

Профессиональное техническое училище

3.2. Профессия, которая меня интересует

Повар

3.3. Предполагаемое учебное заведение после окончания школы

ПУ №6

4.МОЯ ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ

4.1. Самопознание своих возможностей и склонностей:

А) В чем (где, в каких сферах деятельности) себя попробую

В общественной жизни школы (школьный парламент)

Б) С кем, где проконсультируюсь

С классным руководителем, воспитателем, организатором

В) К кому обращусь за советом

К учителям, родителям

4.2. Обучение

А) Изучению, каких предметов уделить больше внимания

Русский язык, литература

Б) Какие предметы изучать на углубленном уровне

Биологию

В) Какие факультативные занятия посещать

Факультатив по биологии



4.3. Дополнительное образование:

А) Какие дополнительные занятия буду посещать в школе

Русский язык, математика

Б) Какую дополнительную литературу буду изучать

О питании, кулинарии

В) В каких проектах буду участвовать

В проектной деятельности по английскому языку, географии

Г) В каких олимпиадах и конкурсах буду участвовать

Зарнице, слёте мальчишек, по вокалу

Д) В каких кружках, клубах, секциях буду заниматься

Вокал, театральный, футбол

4.4. Участие в общественной деятельности

А) Какие дела организую в классе

Подготовка ко всем внеклассным мероприятиям

Б) Какие дела организую в школе

Новый год, 9 мая

В) В каких делах буду участвовать в школе и классе

Все по плану

Г) В каких делах буду участвовать вне школы

Спортивные соревнования любого уровня

4.5.Как буду развивать необходимые для реализации моих жизненных планов качества:

А) На учебных занятиях

Внимательно изучать материал, участвовать в дискуссиях, готовить доклады, сообщения, рефераты

Б) Во внеучебное время

Читать дополнительную литературу, работать с ресурсами Интернета

В) В семье

Помогать родителям и брать с них пример

Г) В общении с учащимися

Учиться через коллективное творчество детей (КТД) и групповые формы работы

Д) В практической деятельности, общественных делах

Учиться уверенно выступать, работать в группе

4.6. Кто и в чем мне может помочь

А) Учителя

По нужным мне предметам чаще спрашивать, давать дополнительные индивидуальные задания по русскому яз., литературе, биологии

Б) Родители

Помочь приобрести нужную литературу

В) Классный руководитель

Сформировать навыки общения, взаимодействия с окружающим миром

Г) Друзья

Дать объективную оценку моих качеств

Д) Специалисты

Профессиональным советом и объективной точкой зрения на мои возможности

Виды деятельности во второй половине дня

Вид деятельности

Дни и часы недели

Место деятельности

Предварительный результат деятельности

Баскетбол

Понедельник, среда, пятница

17.30 – 19.00

Спортивный зал школы

Участие в соревнованиях по баскетболу любого уровня

Факультатив

Социальное право

Пятница

14.55– 15.40

Школа

Получение знаний о правах и обязанностях, законах

Вокал

Понедельник, среда

15.50 – 16.35

15.00 – 15.45

Актовый зал школы

Участие в краевом конкурсе «Созвездие»

Театральный

Среда

15.00 – 16.20

Театральная студия «Маски»

Участие в спектаклях

Коррекционные занятия по русскому языку

Понедельник

15.00 – 15.45

Кабинет русского языка

Устранить пробелы в знаниях, повысить успеваемость

Коррекционные занятия по математике

Четверг

14.55– 15.40


Кабинет математики

Устранить пробелы в знаниях

Участие в районных и областных конкурсах, соревнованиях

В течение учебного года

В школе с преподавателями

Стать призером

Формирование коммуникативных умений

В течение года

Общение с одноклассниками, друзьями, консультации психолога

Снять внутреннюю скованность




















Приложение №2.

В 2007-2008 учебном году большинство проблем развития учащихся 6 «А» класса (классный руководитель: Горошкова М.Е.) были преодолены (стабилизация самооценки (3 человека из 4), снижение и нормализация уровня тревожности (1 чел.), у большинства учащихся отмечается начало формирования коммуникативных навыков, снижение уровня агрессивности (4 человека из 6), произошло налаживание взаимоотношений с родителями, опекунами (4 человека из 5).

Но некоторые из них остались не до конца решенными.

  • Повышенная агрессивность (Евгений В., Александра М.) – особенности подросткового возраста.

  • Заниженная самооценка (Евгений К.) - недостаточно сформированы навыки общения со сверстниками.

Оставшиеся трудности, а также вновь выявленные, мы включаем в программу психолого-педагогического сопровождения учащихся 7 «А» класса на 2008-2009 уч.год. Это предполагает дополнительную работу классного руководителя, воспитателя, педагогов и узких специалистов (соц. педагог, психолог) по преодолению проблем, путем подбора адекватных форм и методов работы, как с учащимися, так и с их родителями.

По сравнению с 2007-2008 уч.г. в 2008-2009 уч.г. увеличилось число учащихся, у которых выявлены различные проблемы. Прежде всего, это может быть связано с тем, что ребята находятся в наиболее кризисном периоде развития – подростковом возрасте. Также в этом учебном году в класс прибыло 4 ученика, что вызвало «переструктурирование» классного коллектива, смену привычных социометрических статусов учащихся. К тому же у некоторых подростков произошли нарушения внутрисемейных отношений, что оказало влияние на возникновение трудностей в развитии личности подростков. В 7 классе мы продолжаем работу по развитию личностных качеств учащихся (ответственность, самостоятельность), формированию способности к самопознанию, саморазвитию (как одного из новообразований этого возраста), обсуждению с подростками проблем, связанных с общением со сверстниками, формированию навыков общения.

На начало 2009-10 учебного года в 8 «А» класс прибыло 4 ученика. Было проведено педагогическое и психологическое обследование учащихся, все заключения представлены в картах развития. В качестве основного инструмента анализа психологического состояния и динамики развития учащихся используются дополнения и изменения в программе сопровождения.


Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 7«А» - 8 «А» класса

Общие рекомендации

Учителям-предметникам


Повышать учебную мотивацию, создавать ситуации успеха, через нетрадиционные формы уроков, коллективные формы деятельности. Включать в работу максимальное количество анализаторов. Проявлять доброжелательность, педагогический такт и чуткость. Учитывать индивидуальные особенности учащихся.

Воспитателю:

Шалашовой Вере Алексеевне


Обучать приемам правильного общения со сверстниками. Продолжать работу по саморазвитию личности подростка; формировать положительную учебную мотивацию и создавать ситуацию успеха через внеклассные мероприятия. Продолжать работу по сплочению классного коллектива.

Классному руководителю:

Горошковой Марине Евгеньевне

Формировать личностные качества учащихся через учебную деятельность. Формировать классный коллектив через коллективное дело.

Педагогу-психологу:

Землянской Анастасии Юрьевне


Формировать умение оценивать личностные характеристики окружающих, готовность ориентироваться в общении с другими на их положительные свойства и качества. Развивать навык самооценки, анализ своих сильных свойств и качеств. Развивать понимание личной ответственности за последствия своих поступков.

Учителю-логопеду:

Решение логопедических проблем рекомендовать учителям гуманитарного цикла.

Социальному педагогу:

Старовойтовой Валентине Владимировне

Формировать потребность преодолевать социальную изоляцию подростка. Работать с семьями Васюкова, Егорова, Ивченко, Никонова, Фролова, Чен, Шевякова.


Психолого-педагогическое сопровождение составили:

1. Педагог-психолог: Землянская Анастасия Юрьевна

2. Педагог-психолог: Игнатьева Татьяна Сергеевна

3. Классный руководитель: Горошкова Марина Евгеньевна

4. Воспитатель: Шалашова Вера Алексеевна

Ф.И. ученика


Воз-

раст


Сильные стороны ученика


Проблемы ребёнка


Пути реализации эффективного сопровождения


Предполагаемый результат


Рекомендации

Исполнитель


1




Дмитрий Б.


17 лет






Лидер класса, правдивость.

Несколько повышена общая тревожность, а также школьная, самооценочная, межличностная.

Завышенный уровень притязаний (нереалистическое, некритическое отношение школьника к собственным возможностям).

1. Возникающие проблемы решать в индивидуальном порядке, публично не критиковать, хвалить за реальные успехи.

2. Формировать адекватное отношение к себе и своим возможностям (обучать анализу собственных успехов и неудач, разъяснять за счет чего и как он добился успеха).

Психолог,

воспитатель,

классный

руководитель,

учителя-

предметники.


Снижение тревожности.

Нормализация уровня притязаний.

2








Евгений В.





18 лет









Трудолюбие, самостоятельность.






Неусидчивый, раздражительный.

Заниженный уровень притязаний.

Низкий уровень развития коммуникативных навыков.

Нарушение внутрисемейных отношений.

1. Воспитание чувства ответственности.

2. Рекомендовать посещение спортивных секций.

3. Обучать анализу собственных успехов и неудач, разъяснять за счет чего и как он добился успеха.

4. Работа по развитию навыков общения.

5. Работа соц. педагога с семьей подростка.




Психолог,

воспитатель,

классный

руководитель,

учителя-

предметники,

соц. педагог.

Повышение степени ответственности.

Переориентация энергии подростка в позитивное русло.

Нормализация уровня притязаний.

Повышение уровня развития коммуникативных навыков.

Улучшение отношений в семье.

3

Дмитрий Е.

14 лет


Самостоятельность, исполнительность.

Не сформированы профессиональные интересы.


Профориентационные беседы (при организации бесед учитывать, что по результатам диагностики у ребенка выявлена склонность к гуманитарным наукам, частично – к естественным наукам).

Воспитатель, классный руководитель, учителя- предметники, соц. педагог.

Сформированность более устойчивых профессиональных интересов.

4

Алина З.


15 лет

Трудолюбие, исполнительность, отзывчивость.


Высокий уровень общей тревожности, очень высокий уровень школьной тревожности, несколько повышенный уровень самооценочной и межличностной тревожности. Низкий социометрический статус. Слабо сформированы коммуникативные навыки. Завышенный уровень притязаний. Не сформированы профессиональные интересы.


1. Возникающие проблемы решать в индивидуальном порядке, публично не критиковать, хвалить за реальные успехи; создание ситуаций успеха в учебное и внеурочное время.

2. Формировать адекватное отношение к себе и своим возможностям (обучать анализу собственных успехов и неудач, разъяснять за счет чего и как она добилась успеха).

3. Повышение социометрического статуса путем:

- своевременного информирования учащихся об успехах их одноклассницы в каких-либо других группах (спортивных секциях, творческих студиях и т.д.); - выполнения поручения совместно с высокостатусным членом коллектива.

4. Работа по развитию навыков общения.

5. Профориентационные беседы.

Психолог, воспитатель, классный руководитель, учителя-предметники


Снижение тревожности.

Нормализация уровня притязаний.

Повышение социометрического статуса.

Повышение уровня развития коммуникативных навыков.

Сформированность более устойчивых профессиональных интересов.

5

Татьяна И.

14 лет

Доброта, отзывчивость.


Снижена учебная мотивация,

школа привлекает больше внеучебными сторонами.









1. Формировать положительную учебную мотивацию (путем использования разнообразных форм и методов работы).

2. Проводить воспитательную работу по обогащению мотивационной сферы подростка, развитию у него круга интересов, увлечений, становлению системы ценностей.

Психолог, воспитатель, классный руководитель, учителя-предметники, ПДО.

Повышение учебной мотивации.

Положительный интерес к обучению в школе.

6

Галина И.


14 лет

Исполнительность, ответственность, усидчивость.


Заниженная самооценка.



1.Оценивать как успех даже минимальное продвижение, показывая, что такого продвижения она добилась за счет собственных усилий.

2. Обучать подростка анализу собственных успехов и неудач.


Психолог, воспитатель, классный руководитель, учителя-предметники, соц. педагог.

Адекватная самооценка.

7

Андрей К.


13 лет

Честность, открытость.

Разносторонние интересы (занимается в музыкальной школе).


Не выявлено трудностей в развитии личности.



8

Евгений К.

15 лет

Доброжелатель-ность,

сострадательность, отзывчивость.

Медлительный.

Снижена учебная мотивация.

Несколько повышена межличностная тревожность.

Слабо развиты коммуникативные навыки.

Несоответствие профессиональных интересов подростка его интеллектуальным возможностям.

1. Учитывать медлительность учащегося (если возможно, давать меньший объем работы; оценивать не количество, а качество выполненного задания).

2. Формировать положительную учебную мотивацию (путем использования разнообразных форм и методов работы). Кроме того, проводить воспитательную работу по обогащению мотивационной сферы подростка, развитию у него круга интересов, увлечений, становлению системы ценностей.

3. Работа по развитию навыков общения.

4. Профориентационные беседы.


Классный руководитель, учителя-предметники, воспитатель,

психолог,

соц. педагог.

Повышение учебной мотивации.

Повышение уровня развития, коммуникативных навыков.

Сформированность более адекватных возможностям подростка

профессиональных

интересов.

9

Александра М.


14 лет

Аккуратность,

стремление к лидерству,

общительность.



Заниженная самооценка.

Несколько повышенный уровень общей и межличностной тревожности.

Неустойчивое настроение.

Ослабленное здоровье.



1. Публично не критиковать, хвалить за реальные успехи. Оценивать как успех даже минимальное продвижение, показывая, что такого продвижения она добилась за счет собственных усилий. Обучать подростка анализу собственных успехов и неудач.

2. Можно поручить руководство кружком для малышей (с целью утверждения собственной значимости).

3. Не создавать конфликтных ситуаций в момент неустойчивого эмоционального состояния подростка, не обострять негативные чувства. Все проблемы решать в период относительно стабильного эмоционального состояния.

4. Щадящий режим на уроках физкультуры.

Воспитатель, классный руководитель, учителя- предметники, соц. педагог,

ПДО, учитель физкультуры, врач, медицинская сестра.

Адекватная самооценка.

Снижение тревожности.


10

Сергей Н.

14 лет

Самостоятельность, трудолюбие, отзывчивость,

увлечение спортом.

Слабо развиты коммуникативные навыки.

Не сформированы профессиональные интересы.

1. Работа по развитию навыков общения.

2. Профориентационные беседы (с учетом склонностей подростка к области естественных наук).

Классный руководитель, учителя-предметники, воспитатель, психолог,

соц. педагог.

Повышение уровня развития коммуникативных навыков.

Сформированность более устойчивых профессиональных

интересов.

11

Ксения Р.

14 лет

Стремление к лидерству, активность.

Разносторонние интересы (занимается в творческих студиях).

Несколько повышенный уровень общей и межличностной тревожности.

Слабо развиты коммуникативные навыки.

1. Публично не критиковать, хвалить за реальные успехи.

2. Работа по развитию навыков общения.



Классный руководитель, учителя-предметники, воспитатель, психолог.

Снижение тревожности.

Повышение уровня развития коммуникативных навыков.

12

Владимир Т.

14 лет

Повышенная активность, упорство в достижении значимых для себя целей.

Увлечение спортом.

Несколько повышенный уровень общей, школьной и межличностной тревожности.

Несоответствие профессиональных интересов подростка его интеллектуальным возможностям.

1. Возникающие проблемы решать в индивидуальном порядке, публично не критиковать, хвалить за реальные успехи. Учителям выбрать способ проверки знаний, не провоцирующий повышение тревожности (с места, не требовать ответа экспромтом).

2. Профориентационные беседы.


Классный руководитель, учителя-предметники, воспитатель, психолог.

Снижение тревожности.

Сформированность более адекватных возможностей подростка

профессиональным

интересам.

13

Станислав Ф.

16 лет

Педантичность, рассудительность.

Слабо развиты коммуникативные навыки.

Несоответствие профессиональных интересов подростка его интеллектуальным возможностям.

Нереалистический уровень притязаний, некритическое отношение к собственным возможностям.

Ослабленное здоровье.

1.Создать у подростка ощущение, что он интересен воспитателю (тренеру и.т.д.) Следует интересоваться мелочами быта, самочувствия. Среди общественных поручений желательно выбрать что-то требующее аккуратного исполнения. Помогать в выборе занятий (желательно индивидуальные, а не групповые виды спорта или художественной самодеятельности).

2. Профориентационные беседы (учитывать, что по результатам диагностики возможна специализация в области гуманитарных и общественных наук).

3. Щадящий режим на уроках физкультуры.

Классный руководитель, учителя-предметники, воспитатель,

психолог,

соц. педагог, учитель физкультуры, ПДО, врач, медицинская сестра.

Сформированность более адекватных возможностей подростка

профессиональным

интересам.

Реалистический уровень притязаний. Повышение степени ответственности.


14

Евгений Х.

14 лет

Активность, исполнительность, отзывчивость, дружелюбие.

Разносторонние интересы.

Завышенная самооценка.

Несоответствие профессиональных интересов подростка его интеллектуальным возможностям.

1. Формировать адекватное отношение к себе и своим возможностям (обучать анализу собственных успехов и неудач).

2. Профориентационные беседы (учитывать, что по результатам диагностики возможна специализация в области гуманитарных наук).

Классный руководитель, учителя-предметники, воспитатель, психолог,

соц. педагог, ПДО.

Адекватная самооценка.

Сформированность более адекватным возможностям подростка

профессиональным

интересам.

15

Алексей Ч.

14 лет

Активность, дружелюбие,

Разносторонние интересы, творческие способности (хорошо рисует).

Нереалистический уровень притязаний, некритическое отношение к собственным возможностям. Заниженное проявление инициативы в общественной деятельности.

1. Создать у подростка ощущение, что он интересен. Следует интересоваться мелочами быта, самочувствия.

2. Формировать адекватное отношение к себе и своим возможностям (обучать анализу собственных успехов и неудач, разъяснять за счет чего и как он добился успеха).

Классный руководитель, учителя-предметники, воспитатель, психолог,

соц. педагог, ПДО.


Реалистический уровень притязаний. Повышение степени ответственности.




16

Владимир Г.

14 лет

Практичен, напорист, отзывчив.

Завышенная самооценка. Некритическое отношение к собственным возможностям. Повышенный уровень общей тревожности и тревожности в школе. Страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх несоответствия ожиданиям окружающих.

1. Учителям выбрать способ проверки знаний, не провоцирующий повышение тревожности. На период адаптации спрашивать с места.

Избегать громких окриков и повышения голоса в адрес подростка. Публично не критиковать, хвалить за реальные успехи.

2. Найти область реальных успехов, в которой подросток будет успешен, может самореализоваться, переживать успех и связанные с ним положительные эмоции (вовлечь в спортивные или технические занятия).

3. Формировать адекватное отношение к себе и своим возможностям (обучать анализу собственных успехов и неудач).

Классный руководитель, учителя-предметники, воспитатель, ПДО, учитель физкультуры,

психолог.

Снижение тревожности.

Адекватная самооценка.


17

Артём Л.

15 лет

Упорный, серьезный.

Повышенный уровень школьной тревожности. Страх самовыражения, страх несоответствия ожиданиям окружающих.

1.Направлять усилия на повышение самооценки, укреплять уверенность в себе.

2.Введите максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха.

3.Необходимо создать в классе атмосферу непосредственно- эмоционального общения доверительности, взаимопонимания, которая снимет у подростка чувство тревоги перед взрослыми и позволит ему свободно проявить своё собственное «Я».

Классный руководитель, учителя- предметники, воспитатель,

психолог.

Снижение тревожности.


18

Римма П.

14 лет

Оптимист, доверчивая, уравновешенная.

Некритическое отношение к собственным возможностям

1.Создать обстановку активно спокойной деятельности.

2.Избегать жесткой регламентации.

3.Рекомендовать эстетические и литературные занятия.

Классный руководитель, ПДО, учителя- предметники, воспитатель,

психолог

Реалистический уровень притязаний.

19

Юрий Ш.

13 лет

Обаятелен, имеет организаторские способности.

Честолюбив.


Нереалистический уровень притязаний.

Низкий уровень учебной мотивации.

Нарушение внутрисемейных отношений.


  1. Формировать положительную учебную мотивацию (путем использования разнообразных форм и методов работы). Кроме того, проводить воспитательную работу по обогащению мотивационной сферы подростка, развитию у него круга интересов, увлечений, становлению системы ценностей.

  2. Поощрять и развивать организаторские склонности.

  3. Работа соц. педагога с семьей подростка.


Классный руководитель, ПДО, учителя-предметники, психолог,

соц. педагог.

Повышение учебной мотивации.

Реалистический уровень притязаний.

Улучшение отношений в семье.




Миссия классного руководителя - создание условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности
  • Классному руководителю
Описание:

Основной целью современного образования выступает человек, который сможет объединить в себе самодостаточность, самоорганизованность, профессионализм. Такой человек должен отличаться умением отойти от принудительно-коллективистских принципов существования и тщательно выстраивать свой персональный, личностный успех. Это крайне длительный процесс, истоки которого должны быть именно в школе. 

Каким же должен стать процесс воспитания, чтобы ребёнка «не несло по жизни и по образованию», а чтобы он сам мог поэтапно, осмысленно двигаться и понимать, какой ему делать следующий образовательный и профессиональный шаг?

Автор Горошкова Марина Евгеньевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 754
Номер материала 36187
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓