Главная / Другое / Как сплотить коллектив и сделать его успешным . Из опыта работы Коваленко В.П., руководителя хореографического коллектива «Непоседы».

Как сплотить коллектив и сделать его успешным . Из опыта работы Коваленко В.П., руководителя хореографического коллектива «Непоседы».

КАК СПЛОТИТЬ КОЛЛЕКТИВ И СДЕЛАТЬ ЕГО УСПЕШНЫМ.Из опыта работы Коваленко В.П., руководителя коллектива «Непоседы». Хореографическая студия «Непоседы» образовалась в 1997 году в МБОУ СОШ №3 г. Радужный, ХМАО-Югра, по сути, это был просто танцевальный кружок, отбор среди детей не проводился. При создании студии основной целью было воспитание и развитие физических, музыкальных, творческих способностей учащихся средствами хореографии. На протяжении всех последующих лет существования коллектива я выявляла детей, желающих заниматься хореографией и привлекала их к этой деятельности с целью получения знаний, умений и навыков; старалась воспитывать в них стремление к самопознанию и самосовершенствованию в хореографии, навыки здорового образа жизни, активную гражданскую позицию, волю к победе, культуру общения посредством хореографии; старалась создать условия для развития способностей детей и творческой реализации полученных знаний, умений и навыков в самостоятельной хореографической деятельности; постоянно формировала хореографический коллектив со своим микроклиматом и традициями, престиж данного детского творческого объединения у родителей, в школе и у заинтересованной общественности города. Эта работа оказалась не из легких… Когда я только начинала свою работу в коллективе 17 лет назад, я не знала всех «подводных камней» в работе с детским коллективом. В поиске педагогических приемов по улучшению работоспособности участников на занятиях и выступлениях, я выработала некоторые правила в работе, чтобы, как говорится, иметь максимальный успех при минимальном раскладе. Расскажу о трудностях, с которыми пришлось столкнуться в процессе работы, как я их решала и к каким выводам пришла.


Работа с родителями. Работа с родителями не менее важна, чем работа с детьми, ведь родители «стоят за спиной ребенка», это единственная и самая главная инстанция, куда вы будет обращаться, если с ребенком возникнут проблемы. Речь не идет о родителях, которые спят и видят своих детей великими танцовщиками. Что делать, если сами родители являются проблемными? Ведь бывает так, что ребенок посещает занятия без пропусков, старается изо всех сил, у него есть результаты, а родители не хотят это видеть, на концерты к ребенку не ходят, игнорируют мои просьбы о подготовке ребенка к концерту, телефонные звонки и вообще всячески подчеркивают, что «танцульки эти ваши мне поперек горла, лучше бы ребенок за уроками больше сидел», потому что хореография относится к дополнительному образованию, а не к общему. Родителям часто досаждает «чрезмерная» активность детей, но это проявления естественных и очень важных для развития детей потребностей в движении, познании, упражнении. Запрещать подобные действия — огромная ошибка со стороны родителей.. Детям необходимо, чтобы в них верили родители, тогда их вера в себя и самооценка будут неуклонно расти. Тут нет единого плана действий, если у руководителя, педагога хватает сил и терпения не бросать попыток достучаться до таких родителей, то пытаться стоит, ради ребенка, чтобы потом не было безумно жаль, когда родители заберут ребенка из коллектива, чтобы он «зря не тратил время», особенно, если ребенок талантлив.…

Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой. Знакомо ли вам, когда мама говорит одно, папа другое, а бабушка — третье? Чтобы такого не случалось, правила должны быть обязательно согласованы взрослыми между собой, прежде всего. В первую очередь, нужно договориться с родителями, постараться убедить их в ценности и полезности хореографии, чтобы и родители и педагог говорили и требовали от ребенка одно и то же, а так же чтобы родители стали активными участниками этой стороны жизни ребенка, сторонниками и единомышленниками. Отсюда правило--всегда быть в контакте с родителями, знать семейную ситуацию, кто чем живет и «чем дышит», специфику семьи, так сказать.

Неформальные лидеры. Следующее правило: направлять энергию неформальных лидеров в нужное русло, чтобы они своими конфликтами за главенство не разбили коллектив на несколько группировок. Стоит довести до сведения детей, кто главный лидер в коллективе—это руководитель, а дети являются единомышленниками и помощниками в делах и все вместе являются «винтиками в единой машине» и если какой-то винтик сломался—машина не будет хорошо работать. Следует поручить неформальным лидерам разные виды деятельности в помощь педагогу-руководителю. Тогда энергия таких детей будет перенаправлена в нужное русло, потому что зачастую неформалы пытаются подчинить себе и самого главного—руководителя, вплоть до того, что из любопытства «а что будет?» попытаться уронить его авторитет. У меня была девочка, которая являлась таким неформальным лидером, она была красивой, из обеспеченной семьи, образованной и талантливой в смысле хореографии, дети просто смотрели ей в рот. Беда была в том, что у нее такой характер: она была человеком настроения: если есть настроение, то будет работать в поте лица, если нет, то сама не будет работать на занятии и другим не даст, а если попытаешься ее урезонить, то вступит в открытую конфронтацию с педагогом. Более того, с ее стороны были угрозы относительно других детей, которых она невзлюбила, и эти дети намеревались покинуть коллектив из-за нее, так как не могли выносить издевательских реплик с ее стороны. Приходилось проводить собрания среди детей и обозначать проблемы дисциплины на уроке, отношений между членами коллектива, проводить индивидуальные беседы, звонить родителям, короче, воспитывать. Это не школа, где ребенок обязан посещать занятия (да и школу можно поменять!), это дополнительное образование, которое ребенок может бросить в любой момент и не отчитываться почему! Группа чуть не развалилась из-за плохого микроклимата, усилия были потрачены немалые, чтобы все привести в порядок. Я сделала вывод, что неформальный лидер может изнутри разрушать устои и правила организации и вносить негатив в социально-психологический климат. Этот опыт многое мне дал, и честно сказать, я пришла к выводу, что иногда стоит поставить на чашу весов: коллектив или один человек, разрушающий этот коллектив. Мне повезло и общими усилиями мы смогли убедить героиню этого рассказа изменить свою точку зрения на отношения среди участников коллектива, а могло все сложиться по-другому, и я рада, что не пришлось идти на крайние меры—просить родителей забрать ребенка из коллектива,..Сдружить абсолютно разных людей, направить их мысли в одном направлении—задачка еще та, особенно когда встречаются 2-3 ребенка с лидерскими позициями в одной группе, на это требуется время, главное—чтобы каждый ребенок чувствовал себя нужным, какую бы позицию в группе он не занимал. В хореографии это просто, ведь танцы—это честный труд, все на виду: либо ты умеешь делать это, либо не умеешь! Если не умеешь—поможем, научим, подскажем, если умеешь—молодец! Я завела традицию в коллективе сопровождать аплодисментами каждый получившийся танцевальный элемент, хвалить, чтобы любой ребенок мог ощутить искреннюю поддержку в коллективе и общую радость за него. Было так, что у ребенка целых 2 года что-то не получалось, и когда, наконец-то, он достиг результата—это был просто фейерверк аплодисментов и улыбок. Главное – это не то, из какой семьи ребенок, худенький он или упитанный не в меру, какой национальности, кто его родители и т.д., а главное – умеет ли он танцевать, и это единственное, что важно, потому что мы—одно дело.


«Корпоративная культура».

Совместные праздники хорошо помогают сплотить коллектив. В нашем коллективе началось с того, что сначала чаепитием отметили Новый год, было очень весело, дети чувствовали удовлетворение оттого, что на «отлично» отработали множество концертов на Новогодних школьных мероприятиях, поэтому праздник удался. Затем последовали другие праздники, так и повелось. Уже давно доказано, что успех определяется ценностями компании, в данном случае, коллектива, фирменными правилами и заповедями, заботой об общем понимании целей, т.е. эффективно сформированной организационной культурой. Это идея отлично работает, создает позитивный дружеский микроклимат, все -- как единая семья, чувствуют себя принадлежащими к чему-то ценному и важному. Считаю оптимальным 3-4 раза в учебный год собираться и отмечать различные праздники. Это подогревает дружбу и сотрудничество между детьми, расслабляет эмоционально и делает общение похожим на семейные отношения, где все принимают друг друга такими, как они есть, могут незлобиво посмеяться и подтрунить над «отличившимися», вспомнить смешные случаи, посмеяться и поиграть. Все праздники мы всегда проводим вскладчину, приносят кто что может и хочет. Я часто в такие встречи делаю «хитрый ход» и провожу методическую учебу: видео-урок с подведением итогов выступлений и качества работы каждого участника коллектива под видом «посмотреть выступление». Под хорошее настроение, работа над ошибками проходит без обид.

В такие моменты как раз может пригодиться помощь неформальных лидеров: организовать досуг, придумать игры, позаботиться об игровом инвентаре.


Устав и Бально-рейтинговая условная система оценивания.

Бич любого детского коллектива в бесплатном дополнительном образовании – это опоздания и пропуски, которые зачастую оправдывают дети так: «Не пустила мама из-за плохих оценок в школе, сказала, что пока не исправлю—никуда ходить не буду!». Много пропусков из-за болезней, актированных дней (на Севере живем!), по неорганизованности. Чтобы как-то попытаться решить проблему, в качестве эксперимента я разработала Устав хореографического коллектива, который имеет целью сплотить участников, на основе демократических отношений, стимулировать учеников сознательнее относиться к учебе и танцам, стремиться к самосовершенствованию, реализовывать свой творческий потенциал в более широком спектре деятельности.

Общим собранием всех участников был принят Устав хореографического коллектива «Непоседы» с Положением о внутреннем конкурсе среди участников. Название конкурса: «Звезда, Звёздочка, Искра».

В Положении определены основные пункты условной Бально-рейтинговой системы оценивания, которая отражает вклад участника коллектива (физический, психо-эмоциональный) в свое личное образование как танцовщика, его активность в жизнедеятельности коллектива, дисциплину, личные успехи. Данная система позволяет учащемуся самостоятельно отслеживать результаты своей работы в повседневных занятиях и концертной деятельности, лучше анализировать недостатки в работе, намечать пути самообразования, побуждает его лучше учиться в общеобразовательной школе. С появлением Устава и Бально-рейтинговой системы оценивания (БРСО) учащиеся стали гораздо ответственнее относиться к посещению занятий и обучению, стали более активны в школьной учебе и хореографической деятельности, конкуренция внутри коллектива возросла, что способствовало лучшей успеваемости на занятиях и выступлениях любого уровня, потому что каждый ребенок сразу же на месте видит результаты своих усилий.


Устав хореографического коллектива «Непоседы».

1. Хореографический коллектив «Непоседы» школы №3 образован с целью обучения хореографии учащихся школы № 3, а также для демонстрации успехов в обучении на сценах школы и города, принятия участия в различных мероприятиях.

2. Получить дополнительное образование в хореографической студии школы №3 имеют право все дети школы №3 без исключения, на основании только собственного желания. Для получения хореографического образования в студии необходимо посещать занятия без пропусков, иметь соответствующую одежду, прическу, обувь. Каждый учащийся студии имеет право участвовать во всех мероприятиях в составе коллектива «Непоседы», а также самостоятельно принимать участие в любых школьных мероприятиях, не относящихся к деятельности хореографического коллектива, и показывать свои умения, приобретенные в студии, если учащийся не нарушает при этом репетиционный и концертный график. Руководитель коллектива оставляет за собой право выбора учащихся для участия в мероприятии, предусмотренном в плане работы коллектива, исходя из техничности учащихся.

3. Все участники коллектива «Непоседы» обязаны поддерживать миролюбивое отношение друг к другу, проявлять толерантность, взаимоуважение, взаимопомощь, поддерживать положительный микроклимат в коллективе, и в хореографической деятельности не должны ставить интересы коллектива ниже своих собственных интересов.

4.Все учащиеся должны оказывать посильную помощь в организации и подготовке к выступлениям, бережно относится к школьному имуществу (костюмам и аксессуарам, оформлению сцены), в срок самостоятельно готовить костюм к выступлению или привлекать помощь родителей: пришивание украшений вручную, глажка, стирка, ремонт; возвращать костюм в целости и сохранности, в опрятном виде, а также отвечать за сохранность костюма, реквизита и аксессуаров к танцу непосредственно во время выступлений и транспортировки к месту (от места) выступления.

5. Все участники коллектива обязаны принимать посильное участие в выступлениях, планируя свой личный график с учетом репетиционной и концертной деятельности.

6. Каждый член коллектива имеет право открыто высказывать свои суждения и выдвигать конструктивные предложения по содержанию Устава, которые рассматриваются на общем собрании коллектива. Спорные вопросы обсуждаются голосованием всех членов коллектива или группы.

7. Все участники коллектива имеют право:

-- открыто высказывать своё мнение по любому вопросу;

--выдвигать собственные творческие идеи и предложения по любым вопросам, касающихся организации работы хореографического коллектива, композиций танцев, комбинаций движений, сюжетов;

-- на дополнительное индивидуальное занятие по личной просьбе. Руководитель имеет право назначить индивидуальное занятие по собственной инициативе, в связи с необходимостью;

-- заявить себя на исполнение сольной партии в любом танце, на конкурсной основе.

8. Все участники коллектива имеют право принимать добровольное участие во внутреннем конкурсе на самого успешного учащегося. Условия конкурса оговорены в Положении о конкурсе.

Положение о внутреннем конкурсе среди участников коллектива:


8.1 Все учащиеся добровольно принимают участие в конкурсе на самого успешного учащегося внутри коллектива, для повышения «танцевальной успеваемости» и стимулирования активной учебной деятельности в школе, повышения успеваемости. В конкурсе оцениваются следующие положения (критерии): готовность к уроку (прическа, наличие обуви и формы), добросовестность исполнения учебных заданий на занятиях и отсутствие нарушений дисциплины, личная успеваемость в общеобразовательной школе, отсутствие пропусков репетиций и опозданий, количество и качество выступлений в мероприятиях в составе хореографического коллектива, вклад участника в получении коллективом наград.

8.2 Уважительной причиной отсутствия на уроке считается болезнь, во время которой ученик не посещает школу, либо, по личной просьбе родителей -- звонок, записка. Все остальные причины отсутствия на занятии считаются неуважительными, кроме отсутствия учащегося ( или его опоздания ) на занятие по причине его учебной деятельности в школе либо его участия в очень важных для ученика мероприятиях, например, в олимпиадах или в научно-практической конференции, если репетиционное время совпадает с данным мероприятием. Допустима личная просьба родителей освободить ребенка от занятий по семейным причинам (похороны, свадьба, медицинское обследование в другом городе).

8.3. В конкурсе на самого успешного участника хореографического коллектива критериями оценивания является критерии Бально-рейтинговой системы оценивания. БРСО отражает вклад ученика (физический, психо-эмоциональный ) в свое личное образование как танцовщика, так и его активность в жизнедеятельности коллектива как участника в различных мероприятий школьного, городского и др. уровней. Данная система позволяет участнику коллектива самостоятельно отслеживать свои успехи, анализировать недостатки в работе, намечать пути саморазвития и самообразования, также осуществляет дифференцированный подход в дополнительном образовании, стимулирует активную учебную деятельность в школе, т.к. в систему оценивания в разделе «Поощрения» включен пункт дополнительных баллов за успешную учебу в школе.

8.4 Поощрения ( условное оценивание в баллах ):

--за активное участие в занятии +50 баллов;

-- за присутствие на занятии без участия в нем (по причине болезненного состояния) +25 баллов;

--за каждую «5» в учебной четверти +20 баллов; за каждую победу (призовое место) в Олимпиаде или Научно-практической конференции школьного уровня +100 за 3 место,+150 за 2 место, +200 баллов за 1 место; городского уровня +150 баллов—3 место,+200 баллов -- 2 место, +250 баллов –1 место; регионального уровня +200баллов—3 место, +250 баллов – 2 место, +300 баллов – 1 место, Всероссийского уровня +300 баллов—3 место, +350 баллов—2 место,+400 баллов –1 место;

--за успешное освоение (техничное, эмоциональное, образное) танцевального материала на занятии (комбинаций и этюдов) +20 баллов (за каждый обозначенный пункт)—контрольный срез по новому материалу, при обозначении учебной задачи с критериями оценивания: правильно-неправильно, красиво-некрасиво, амплитудно-неамплитудно, технично-нетехнично и т.д.

--за активное участие в общешкольных мероприятиях, в составе коллектива+50 баллов;

--за активное участие в любых городских мероприятиях в составе коллектива + 50 баллов за каждый танец;

--за активное участие в любых зональных, региональных мероприятиях в составе коллектива + 100 баллов за каждый танец;

--за активное участие в любых Всероссийских мероприятиях в составе коллектива + 150 баллов за каждый танец;

--за активное участие в любых Международных мероприятиях в составе коллектива + 200 баллов за каждый танец;

--за исполнение трюка в концерте любого уровня +50 баллов за каждый трюк. Трюками считаются: комбинированные вращения, сложные дроби в быстром темпе, партерные трюки, поддержки, сложные гимнастические элементы: перевороты, сальто и т.д. Если трюк не выполнен (падение, потеря равновесия, ориентации)—0 баллов;


8.5. Взыскания (условное оценивание в баллах) (некоторые пункты появились в процессе конкурса):

-- пропуск занятия по уважительной причине 0 баллов;

--за опоздание на занятие без уважительной причины: -20 баллов;

--за неготовность к занятию (отсутствие рабочей формы, прически): -20 баллов;

--за однократное нарушение дисциплины на уроке --10;

--за недобросовестную подготовку костюма к выступлению, повлекшее за собой потерю частей костюма или аксессуаров прямо во время выступления –50;

-- за отсутствие на городском мероприятии без уважительной причины, повлекшее за собой некачественное выступление коллектива ( группы )--500 баллов, на школьное --300 баллов;

-- за опоздание без уважительной причины на генеральную репетицию для выступления на городском мероприятии --200 баллов, на школьном - -100 баллов;

8.6. В случае возникновения спорных вопросов участник коллектива имеет право трактовать решение в свою пользу, если ситуация не оговорена Уставом и Положением о взысканиях и поощрениях, либо вопрос решается на месте на общем собрании группы путем общего голосования, при рассмотрении всех сторон ситуации;

8.7. Результаты каждого занятия в баллах заносятся в журнал напротив каждой фамилии учащегося. В конце учебного года баллы каждого участника суммируются и выявляется победители конкурса, вручаются грамоты и ценные призы в присутствии школьного сообщества, на стендах школы выставляются результаты конкурса с поощрительной статьей и фотографиями. Все остальные участники коллектива получают сладкие призы.

8.8. Название конкурса: «Звезда, Звёздочка, Искра». Участник коллектива, получивший 1 место по общему количеству баллов за учебный год, получает статус «Звезда», за 2-е место – «Звёздочка», за 3-е место – «Искра».


По результатам внедрения БРСО, результаты работы детей резко «поползли вверх». Прекратились опоздания, дети стали меньше пропускать занятия, лучше к ним готовиться, у многих улучшились результаты учебы в школе. В 2010 году мэром города Радужный Куссмауль В.О. коллективу «Непоседы » присвоено почетное звание «Детского образцового коллектива», что стало знаменательным событием, побудило участников танцевальной студии еще больше поверить в свои силы, вдохновило на решение новых творческих задач. В связи с этим «Непоседы» в 2011 году приняли участие во 2 Всероссийском этапе Международного конкурса «Роза ветров» в Тюмени – чтобы набраться опыта, в 2011-2012 учебном году старшая группа вновь приняла участие в этом конкурсе в г. Ханты-Мансийск, получив Диплом Лауреата 2 степени, в апреле 2014 году на Всероссийском конкурсе «Роза Ветров» - Диплом лауреата 1 степени, в октябре 2014 г. в г. Москва на финальном Международном конкурсе «Роза Ветров» — Диплом Лауреата 2 степени. Участники коллектива сами изготавливают себе костюмы под моим руководством, научились шить и изготавливать атрибутику к танцам, например, «самолеты» танца «Ленд лиз» к конкурсу Военно-патриотической песни «Память» дети сделали вместе со мной, за 2 недели мы изготовили 2 копии самолетов СССР и американского бомбардировщика образцов 1943 года с крыльями, хвостами и крутящимися пропеллерами. Теперь это не просто дети танцевального коллектива, это дружная сплоченная команда. Я думаю, что моя позиция как руководителя принесла данные результаты именно потому, что была внедрена БРСО, создан особый микроклимат в коллективе, правильно проведена работа с детьми и родителями.

Таким образом, можно сделать вывод, что разработанная мной система Бально-рейтингого оценивания воспитывает в детях такие качества как трудолюбие, ответственность, умение оптимально распределять свое время и ценить чужое, умение честно оценивать свой и чужой труд, стимулирует на более активную позицию в коллективе и в жизни, на более активное самоопределение и позиционирование себя среди окружающих, дети совершенно нормально воспринимают требования педагога всегда быть готовым к уроку, не опаздывать, да и сами занятия проходят в энергичном темпе, дети больше стараются, потому что знают—результат за старания не замедлит прийти, педагог всегда увидит и положительно оценит на словах и в баллах их усилия, тут же, здесь и сейчас. Большое количество баллов при подсчете по итогам года повышают самооценку ребенка и уважение в глазах сверстников. Конечно, всегда есть последний, но и у последнего повышаются результаты и все это видят. В коллективе «Непоседы» есть хорошая традиция: аплодисментами поощрять хорошую работу, искренне радоваться чужим успехам, хотя, какие же они чужие, они наши, ведь на сцене мы как единый организм, особенно это радует, когда именно самые неодаренные дети получают результаты и им аплодируют те, кто стоят в первых рядах по умениям и навыкам, имеют высокий рейтинг в коллективе.

Участники старшей группы (8-10 классы) больше не пользуются БРСО, так как за годы учебы в коллективе настолько привыкли к ответственности на занятиях и выступлениях, что для них стало естественным вовремя прийти на занятие, быть готовым работать с полной отдачей, тщательно готовиться к выступлениям любого уровня, появилось уважение к самим себе и своему делу. Стало просто не принято опаздывать или пропускать, работать спустя рукава, да и малыши не отстают, особенно после того, как стали ездить со старшими по конкурсам и увидели на сцене работу своих товарищей, детей из других городов. Есть огромные плюсы и для педагога: теперь не нужно «до посинения» воспитывать, и тратить время на уроке на объяснение простых истин, в плане урока—только хореография!

За 17 лет в коллективе сложились свои неизменные, устойчивые традиции: продолжать репетиции в каникулярное время, иначе выйдешь из ритма, потеряешь с таким трудом приобретенную после долгих летних каникул физическую форму; работать на уроках с полной отдачей сил, все знать и уметь, чтобы была взаимозаменяемость на сцене; поддерживать в коллективе особый, теплый, душевный микроклимат, где любят и уважают каждого; уходя из коллектива по окончании школы, оставлять о себе хорошую память и свой сольный танец; вместе отмечать праздники: Новый год, 8 марта, да просто собираться попить чайку и пообщаться, особенно когда на зимние каникулы после сессии приезжают выпускники; вместе отмечать дни рождения после репетиций и окончание очередного танцевального сезона шашлыками на свежем воздухе, чтобы порадоваться очередной победе и успеху.

Мне очень хочется думать, что мой опыт работы пригодится педагогам не только в плане организации успешного хореографического коллектива, но и любого другого коллектива, где педагоги открывают ребятам мир прекрасного через дополнительное образование и делают его благодаря нашим детям лучше, ведь наши дети останутся после нас носителями нашей национальной культуры.










Как сплотить коллектив и сделать его успешным . Из опыта работы Коваленко В.П., руководителя хореографического коллектива «Непоседы».
  • Другое
Описание:

         Статья "Как сплотить коллектив и сделать его успешным",  из опыта работы Коваленко В.П., руководителя хореографического коллектива "Непоседы" раскрывает  основные методические приемы успешной работы  коллектива и руководства, а также  методические рекомендации по использованию Бально-рейтинговой системы оценивания.

         Статья предназначается всем  педагогам, заинтересованным в успешности и сплоченности своего коллектива,

Автор Коваленко Вера Павловна
Дата добавления 29.01.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 2072
Номер материала 55246
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓