Инфоурок Русский язык Другие методич. материалы«Как сделать урок русского языка эффективным и интересным?»

«Как сделать урок русского языка эффективным и интересным?»

Скачать материал

СРЕДНЯЯ ШКОЛА №170

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д о к л а д

 

 

 

 

На тему:

 

 

 «Как сделать урок русского языка 
эффективным и интересным?»

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила учитель русского языка и литературы:  Досжан Айнур

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кент Айтеке би

КАК СДЕЛАТЬ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ЭФФЕКТИВНЫМ И ИНТЕРЕСНЫМ?

 

Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него. Урок должен быть пронизан творчеством и вместе с тем оставаться уроком.

С.И.Гессен.

 

Как сделать урок русского языка интересным и эффективным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы).

Нестандартное задание - понятие очень широкое. Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной, творческой. Есть и другие признаки:

- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

- необычные условия работы;

- активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

Нестандартные задания могут быть представлены в виде использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе.

Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

Общаясь с ребятами на уроках русского языка, литературы, МХК,  я сделала для себя вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом

По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала,

1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.

Компьютер позволяет создать условия для более прочного усвоения материала и повышения интереса к процессу обучения.

Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографического (пунктуационного) правила. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем,  опорных конспектов и так далее. И демонстрируют они не только статичную информацию, но и различные языковые явления с применением  цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и так далее (это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения).

  Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц, кроссвордов, различных занимательных заданий в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют  орфографическую зоркость

Уроки в компьютерном классе развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дифференцировать задания, а учащимся дает возможность самим оценить свои знания.

 Неограниченные возможности компьютера позволяют интегрировать русский язык с литературой, изобразительным искусством и музыкой, МХК, историей и географией. Выбор предмета для интеграции определяется темой урока, а также фантазией учителя и потребностями учеников. Например, на уроках развития речи мои ученики любят  писать сочинения под классическую музыку или для релаксации, потому что музыкальное сопровождение способствует снятию утомления, большей концентрации внимания и развитию воображения.

 Использование мультипликации и анимации на уроках русского языка интересно учащимся любого возраста.

Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет  решить проблемы  и с дисциплиной,  потому что нет равнодушных или  отвлекающихся  учащихся.

 Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:

1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);

 2) закрепление изложенного материала - тренинг (разнообразные обучающие программы);

3) система контроля и проверки -  тестирование с оцениванием    

(  контролирующие программы);

4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);

5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, буклетов, проведение телеконференций,

7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).

8) на уроках развития речи при написании сочинений, изложений (развивающие и демонстрационно-энциклопедические программы)

В заключение хочу отметить,  что изменяется  содержание деятельности учителя, он перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.

 Таким образом, использование компьютера на уроках русского языка помогает конкретизировать и актуализировать предмет речи, у учащихся появляется интерес и внимание к работе со словом, что способствует реализации ключевой идеи концепции преподавания русского языка: восхождению от грамотности к речемыслительной культуре и духовности личности.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "«Как сделать урок русского языка эффективным и интересным?»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель клубного филиала

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

КАК СДЕЛАТЬ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ЭФФЕКТИВНЫМ И ИНТЕРЕСНЫМ?

Досжан Айнур 

Кзылординская область Казалинский район кент Айтеке би 

 

Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него. Урок должен быть пронизан творчеством и вместе с тем оставаться уроком.

С.И.Гессен.

 

Как сделать урок русского языка интересным и эффективным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы).

Нестандартное задание - понятие очень широкое. Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной, творческой. Есть и другие признаки:

- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

- необычные условия работы;

- активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

Нестандартные задания могут быть представлены в виде использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе.

Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

Общаясь с ребятами на уроках русского языка, литературы, МХК,  я сделала для себя вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом

По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала,

1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.

Компьютер позволяет создать условия для более прочного усвоения материала и повышения интереса к процессу обучения.

Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографического (пунктуационного) правила. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем,  опорных конспектов и так далее. И демонстрируют они не только статичную информацию, но и различные языковые явления с применением  цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и так далее (это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения).

  Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц, кроссвордов, различных занимательных заданий в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют  орфографическую зоркость

Уроки в компьютерном классе развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дифференцировать задания, а учащимся дает возможность самим оценить свои знания.

 Неограниченные возможности компьютера позволяют интегрировать русский язык с литературой, изобразительным искусством и музыкой, МХК, историей и географией. Выбор предмета для интеграции определяется темой урока, а также фантазией учителя и потребностями учеников. Например, на уроках развития речи мои ученики любят  писать сочинения под классическую музыку или для релаксации, потому что музыкальное сопровождение способствует снятию утомления, большей концентрации внимания и развитию воображения.

 Использование мультипликации и анимации на уроках русского языка интересно учащимся любого возраста.

Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет  решить проблемы  и с дисциплиной,  потому что нет равнодушных или  отвлекающихся  учащихся.

 Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:

1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);

 2) закрепление изложенного материала - тренинг (разнообразные обучающие программы);

3) система контроля и проверки -  тестирование с оцениванием    

(  контролирующие программы);

4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);

5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, буклетов, проведение телеконференций,

7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).

8) на уроках развития речи при написании сочинений, изложений (развивающие и демонстрационно-энциклопедические программы)

В заключение хочу отметить,  что изменяется  содержание деятельности учителя, он перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.

 Таким образом, использование компьютера на уроках русского языка помогает конкретизировать и актуализировать предмет речи, у учащихся появляется интерес и внимание к работе со словом, что способствует реализации ключевой идеи концепции преподавания русского языка: восхождению от грамотности к речемыслительной культуре и духовности личности.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 713 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 608
  • 5
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Самоанализ урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 845
  • 14
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.11.2014 2023
    • DOCX 38 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Жарылкасын Гаухар Айболаткызы. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Жарылкасын Гаухар Айболаткызы
    Жарылкасын Гаухар Айболаткызы
    • На сайте: 9 лет и 1 месяц
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 8763
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 23 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 213 человек из 54 регионов

Мини-курс

Принципы эффективного использования аграрных ландшафтов

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Введение в медиакоммуникации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство в контексте современности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе