Главная / Начальные классы / Как организовать тьюторское сопровождение учителя?

Как организовать тьюторское сопровождение учителя?

Лецких Л.А., учитель начальных классов, МАОУ СОШ №21, г.Кунгур, Пермский край

Как организовать тьюторское сопровождение учителя?

(Из опыта работы)

Аннотация

Все мы прекрасно знаем, что самый загруженный человек в образовании - учитель. Ему, порой, не хватает ни сил, ни времени на методическую работу, но, к сожалению, требования к ней растут с каждым годом. Подтверждением этого является новое положение об аттестации педагогических работников. Вот так и появилась идея поиска путей оказания помощи педагогу в научно-методическом обеспечении самообразовательной работы. Учитывая тот факт, что в непрерывном педагогическом образовании, важной частью которого является методическая работа, существенную роль стало играть тьюторство, нами и была выбрана такая форма взаимодействия с педагогом, как тьюторское сопровождение. С чего начать эту работу? Какие создать условия? Как управлять этой деятельностью? Как отслеживать результаты индивидуального сопровождения учителя? Вот об этом и

статья с описанием нашего опыта работы по данной проблеме.

Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, компетенции тьютора,

формы тьюторства, «контрольные срезы», алгоритм индивидуальной помощи,

карта сопровождения, стратегия индивидуального сопровождения, концепция сопровождения, модель управления индивидуальным сопровождением, условия сопровождения, программа сопровождения.

В системе начального общего образования в последнее десятилетие произошли значительные изменения, повлиявшие на содержание деятельности педагогов образовательных учреждений. Это и процесс модернизации содержания образования, и новые приоритеты в образовательной политике, и изменение концептуальных ориентиров - все это потребовало создания гибкой структуры методической службы и новых подходов к методической деятельности учителя. В непрерывном педагогическом образовании, важной частью которого является методическая работа, существенную роль стало играть тьюторство. В дидактике тьютор – это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. На языке простом тьютор – это наставник, помощник. Сегодня возникает необходимость возрождения классической тьюторской позиции, очного тьюторства. Современная ситуация в образовании требует особой подготовки тьютора, основанной на определении его компетенций и учитывающей изменение роли учителя в современном учебном процессе. Компетентность тьютора может быть охарактеризована совокупностью наиболее важных компетенций:

- общекультурных (грамотность, навыки устной и письменной речи, толерантность, способность к эмпатии, уважение прав и свобод человека, умение анализировать и корректировать собственную педагогическую деятельность, навыки самопрезентации);

- психолого-педагогических;

- коммуникативных;

- компетенциях в области предмета;

- компетенциях в области современных информационных технологий.

Роль тьютора в образовании достаточно широка: он является не только координатором учебного процесса, но и специалистом по содержанию курса. В случае возникновения проблем тьютор может обратиться за помощью к узкому специалисту, ведущему преподавателю курса.

О тьюторстве можно прочитать в трудах зарубежных авторов, но мы обратились к определению роли тьютора, данному П.Г.Щедровицким: «Тьютор является

консультантом учителя. Он может помочь самоопределиться к самому процессу обучения и к отдельным элементам этого процесса».

Используя научные рекомендации по индивидуальному сопровождению педагога, организации деятельности тьютора, мы попытались создать оптимальные условия для успешной работы учителей над методическими проблемами и для полной реализации поставленных задач. Знакомство с научными источниками расширило наше представление о новом виде управленческой деятельности.

Нами установлено, что тьюторская помощь может осуществляться в различных формах, таких как:

- создание и реализация программы индивидуального сопровождения учителя;

-помощь в реализации индивидуального маршрута профессиональной подготовки педагога по заявленной проблеме.

Данный маршрут может носить как компенсаторный, так и развивающий характер. Важным компонентом маршрута являются «контрольные срезы» его прохождения, обеспечивающие оценку и самооценку успешности работы. В качестве «срезовых» выступают собеседования с руководителем индивидуального сопровождения (тьютором). Перед началом работы с педагогом тьютор продумывает алгоритм индивидуальной помощи ему:

  • настрой педагога на предстоящую работу с ним по индивидуальной программе, определение цели и задач тьюторской деятельности;

  • заполнение карты индивидуального сопровождения;

  • получение информации о проблемах;

  • выбор приоритетного направления;

  • разработка стратегии индивидуального сопровождения на год;

  • организация плановой работы по сопровождению (продумывание разнообразных форм сопровождения);

  • уточнение ситуации индивидуального сопровождения;

  • проведение коррекционной работы;

  • изучение и обобщение наработанного методического материала.

Поясним некоторые из этих направлений. Обязательным при тьюторском сопровождении является заполнение карты сопровождения, в которой указываются:

  1. Анкетные данные педагога.

  2. Результаты первичной диагностики.

  3. Методическая проблема и дата работы над ней.

  4. Кто осуществляет тьюторское сопровождение.

  5. Какие узкие специалисты привлечены к этому сопровождению.


Карта тьюторского сопровождения учителя (образец)

Ф.И.О. педагога____________________________________________________

Должность_________________________________________________________

Общий стаж ________________________________________________________

Педагогический стаж

Квалификационная категория __________________________________________

Нагрузка в учебном году _____________________________________________



Реализуемые программы

класс

программа

планирование

УМК





Далее в ней прописывается:

Мотивация индивидуального сопровождения

Проводится диагностика затруднений (первичная):

Выясняется общий характер затруднений, испытываемых педагогом:

-психолого-педагогические

-общепедагогические

-социальные

-методические

-научно-теоретические

-организационные и др. (указать).

Затруднения могут появиться по причине: недостаточного знания педагогических принципов обучения, недостатка опыта работы в школе, недостатка знаний научно-теоретического характера, недостаточного умения работать в гетерогенных классах, недостаточного умения организовывать и вести индивидуальную работу с обучающимися, требующими особой педагогической поддержки, имеющими затруднения, отклонения в поведенческой сфере и т.д.

Далее указывается, каким путем будет проведена диагностика: в форме собеседования с учителем, посещения мероприятия, урока, анализа методической документации, собеседования с зам.директора по УР или др. путем.

Кроме этого в карте указывается, с учетом чего проведена диагностика:

  • обращений самого педагога за помощью, консультацией или

  • рекомендаций администрации ОУ

Отдельными строками заполняются:

- решение о тьюторском сопровождении (указывается дата),

- кто осуществляет тьюторское сопровождение (указывается Ф.И.О. руководителя)

- определяется методическая проблема (указывается дата начала работы над ней),

- кто в организации сопровождения принимает участие (указываются Ф.И.О. узких специалистов или Ф.И.О учителей-предметников).


После заполнения такой карты с учителем разрабатывается концепция тьюторского сопровождения (Приложение № 1-5).

На данном этапе мы обратились к педагогической риторике Юниной Е.А., используя риторический закон.

Для достижения позитивных результатов в индивидуальной работе с учителем нужно хорошо представлять, как управлять этим процессом. Так появилась модель управления процессом сопровождения (Приложение № 1). Стержнем модели индивидуального сопровождения является научно-методическая помощь, которая позволяет объединить усилия педагога и тьютора, оказывающего помощь в решении проблемных вопросов.

Модель эта включает следующие модули:

  1. Информационный.

  2. Аналитический.

  3. Целеполагания.

  4. Организационный (реализация индивидуальной программы сопровождения педагога).

  5. Итоговый (где дается оценка качества работы и достижениям в работе, а также указывается выход на новые проблемы).

Установлено, что для успешной реализации программы сопровождения учителя важно учитывать ряд факторов. Программа сопровождения учителя реализуется при следующих условиях:

-если стержнем сопровождения является научно-методическая помощь, объединяющая усилия учителя и тьютора;

-если продумывается содержание направлений деятельности;

-если соблюдаются сроки выполнения поставленных задач.

Осуществление научного подхода к организации тьюторского сопровождения помогает определить «подводные камни» в реализации программ самообразовательной работы, найти выходы из проблемных ситуаций.

Какие могут быть затруднения у тьютора в ходе индивидуального сопровождения учителя:

  • отсутствие нужных источников по заявленным проблемам;

  • отсутствие мотивации к исследовательской деятельности у педагога;

  • психологические барьеры;

  • нераскрытие педагога;

  • недостаточность в арсенале тьютора методов и форм контроля;

  • отсутствие навыков саморефлексии у педагогов;

  • разнородный опыт педагогов.

Наблюдения за деятельностью педагогов позволили сделать вывод о том, что правильно организованное тьюторское сопровождение, помощь педагогам способствуют повышению качества образования, развивают не только самого учителя, но и тьютора, позволяют выйти на новые проблемы. Несмотря на все затруднения в работе, мы сумели успешно решить поставленные задачи и прийти к следующим позитивным результатам:

  1. создание образовательной, развивающей среды, в которой достигаются высокие образовательные результаты;

  2. повышение мотивации обучающихся к учению;

  3. формирование у педагога умений планировать самостоятельную деятельность обучающихся, вести уроки в режиме диалога, используя системно-деятельностный подход, владеть информационно - компьютерными технологиями, использовать их в УП;

  4. конструктивное отношение к критике коллег и своевременное внесение корректив в свою деятельность;

  5. компетентностное поведение, увлеченность своим предметом.

Думаем, что тьюторское сопровождение учителя именно по такому маршруту будет доступно и понятно каждому учителю, представителю методической службы. Считаем, что такая форма активного взаимодействия тьютора и педагога отвечает требованиям времени, а также запросам и потребностям педагогов, а потому будет актуальна и в других образовательных учреждениях.


Список литературы


1.Гнетковская М.Г.Концепция психолого-педагогического сопровождения ОП//Завуч.-2007.-№3.

2. Костина Н.А. Тьютор как сопровождающий профессиональное развитие педагогов //Сибирский учитель. – 2006.-№1.

3.Мирский Э.М.Проблемы обучения и моделирование научного творчества//Научное творчество.-М.,1969.

4. Педагогическое моделирование : теория и практика.- М., 2006.

5.Тьюторство. Профессия, которой нет//Управление школой.-2004.-№42.

6. Тьютору о тьюторстве //Завуч. – 2007. - №4. – с.30 – 56.

7.Юнина Е.А., Солодовникова С.В. Педагогическая психология: социально-личностное образование (сущность и технологии): учебно-методическое пособие. Пермь. Издательство «ПРИПИТ»,2004.

8.Юнина Е.А.Современная парадигма образования в аспекте риторической культуры.- Пермь, 2004.

9.Юнина Е.А.Современные образовательные технологии. М.:2006, 69 с.









Как организовать тьюторское сопровождение учителя?
  • Начальные классы
Описание:

      Все мы прекрасно  знаем, что самый загруженный человек в образовании - учитель. Ему, порой,  не хватает ни сил, ни времени на методическую работу, но, к сожалению, требования к ней растут с каждым годом. Подтверждением этого является новое положение об аттестации педагогических работников. Вот так и появилась идея поиска путей оказания помощи педагогу в научно-методическом обеспечении самообразовательной работы. Учитывая тот факт, что в непрерывном педагогическом образовании, важной частью которого является методическая работа, существенную роль стало играть тьюторство,  нами и была выбрана такая форма взаимодействия с педагогом, как тьюторское сопровождение. С чего начать эту работу? Какие создать условия? Как управлять этой деятельностью? Как отслеживать результаты индивидуального сопровождения учителя? Вот об этом и

статья с описанием нашего опыта работы по данной проблеме.

Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение,  компетенции тьютора, формы  тьюторства,  «контрольные срезы», алгоритм индивидуальной помощи, карта сопровождения,  стратегия индивидуального сопровождения, концепция сопровождения,  модель управления индивидуальным сопровождением, условия сопровождения, программа сопровождения.

Автор Лецких Людмила Арнольдовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1501
Номер материала 27028
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓