Главная / Начальные классы / Как научить ребёнка читать быстро и правильно. (К презентации Динамическое чтение)

Как научить ребёнка читать быстро и правильно. (К презентации Динамическое чтение)









Динамическое

чтение





Выполнила учительница

начальных классов МОБУ

СОШ № 3 города Баймака

Республики Башкортостан

Исхакова Фануза Аглямовна.






Чтение – один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие дальнейшего успешного обучения. Навыки такого чтения закладываются в начальных классах. Но нас часто не удовлетворяет техника чтения младших школьников: некоторые учащиеся не понимают смысла текста, читают медленно, затрудняются вычленить главное в тексте, мало читают художественной литературы, а уроки чтения для них скучны.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда ученик свободно владеет осознанным чтением, и у него развиты учебно - познавательные мотивы чтения.

Как же научить ребёнка читать осознанно, правильно, быстро?

Выпускник начальной школы должен правильно и достаточно выразительно прочитать незнакомый текст целыми словами со скоростью 90 слов в минуту и молча на 50 и более слов быстрее, чем при чтении вслух. Это минимальный уровень. В.Н.Зайцев считает эту норму заниженной, что скорость чтения должна приближаться к скорости разговорной речи, т. е. 120 слов в минуту.

В.А.Сухомлинский отмечал: «Если учитель хочет, чтобы его ученики были хорошистами, то он должен выйти на уровень чтения 120 слов в минуту. А если он хочет, чтобы все его питомцы стали троечниками, тогда ему достаточно выполнить норматив бывшего Министерства просвещения ».

Итак, можно ли выйти на уровень 120 слов? От чего зависит скорость чтения?

  1. Скорость чтения зависит от темперамента ученика. Холерики и сангвиники читают быстрее, чем флегматики и меланхолики.

  2. Быстрому чтению препятствуют следующие факторы:

. неправильное дыхание при чтении;

. плохая артикуляция, слабый уровень владения речевым аппаратом;

. возвратное движение глаз (регрессия);

. малое поле зрения;

. неразвитая антиципация;

. плохая память;

. неустойчивое внимание;

. отсутствие культуры чтения в семье.

  1. При умелом применении элементов динамического чтения можно на много повысить скорость чтения.

Динамическое чтение – качественно новый метод: читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки. При динамическом чтении ученик видит всю информацию. Это чтение глазами. Упражнения по динамическому чтению развивают одновременно внимание, память, воображение.

Основное условие методики динамического чтения – работать каждый день.

Работу над динамическим чтением начинаю с первой же недели пребывания ребёнка в школе. Все материалы собрала в одну папку, разложила по нарастающей степени трудности, так как их можно использовать все 4 года начального обучения. Такие таблицы сделаны на каждого ученика.


Таблица №1

для развития внимания, расширения поля зрения, словарного запаса.

Каждому ученику даётся набор картинок, где они должны показать:

  1. двумя пальцами, например, мишку и шишку или щуку и тигра;

  2. тремя пальцами: мишку, шишку, тигра или щётку, мяча, юлу;

  3. четырьмя пальцами: книгу, мишку, гуся, синичку.


Таблица№2

для развития артикуляционного аппарата.

  1. произносить гласные чётко «иголочкой» на одном дыхании;

  2. произносить гласные чётко «иголочкой» несколько раз на одном дыхании;

  3. произносить нараспев несколько раз на одном дыхании.


Таблица №3

  1. подставлять к согласным любой гласный звук и чётко произносить открытые слоги: ба, ва, да, па…;

  2. закрытые слоги: аб, ав, ад, ап…;

  3. подставить любую гласную между согласными первого и второго столбика и прочитать на одном дыхании: бов, зос, нор…

Таблица№4.

  1. такие же задания как по таблице № 3;

  2. найти буквы по координатам: 2-5 (буква Н), 6-11 (буква Л);

  3. посчитайте сколько раз встречается определённая согласная, например, В или Р.

Можно разнообразить упражнения по-своему, работать парами, в группе.


Таблица №5.

  1. составь и прочитай слоги по горизонтали;

  2. то же самое по вертикали;

  3. составь открытые слоги;

  4. прочитай закрытые слоги;

  5. прочитай мягкие или твёрдые слоги;

  6. прочитай слева направо или снизу вверх.


Таблица №6.

Складовая таблица Н. А. Зайцева.

  1. читать звуки и звукосочетания, чётко произнося в написанном порядке: Б, БА, БО, БУ, БЫ, БЭ, бь, бя, бё, бю, би, бе, В, ВА, ВО, ВУ, ВЫ, ВЭ…;

  2. пропеть на любую мелодию в том же порядке, например, «Маленькая ёлочка», «Сегодня мамин праздник»;

  3. прочитать или пропеть по горизонтали: БА, бя, ВА, вя, ГА, гя, ДА, дя…;

  4. чтение в любом порядке по указанию учителя: в прямом или обратном порядке, только маленькие или большие склады, чередуя склады первой и последней строчки и т. д.

  5. составление слов: своё имя и фамилию, отгадку загадки, названия предметов…;

  6. запиши предложение указкой по таблице: Дети идут в школу.

  7. угадайте, что я написала? (Учитель пишет указкой по таблице, дети читают про себя).

  8. Запиши слова указкой, объясняя орфограммы: ДУ-Б, РО-ЩА, ЛИ-С-ТО-К.


Таблицы №7 и 8

используются для развития внимания, памяти, оперативного поля зрения, закрепления знаний о парных и непарных, глухих и звонких согласных, об алфавите:

  1. прочитать согласные, распевая, в течении 1 минуты;

  2. найти парные или непарные согласные;

  3. прочитать звонкие непарные согласные;

  4. прочитать алфавит в ритме в течении 1 минуты;

  5. пропеть только гласные;

  6. прочитать 3-4 строчки на одном дыхании;

  7. прочитать с конца и т. д.


Таблица №9.

Можно тренировать речевой аппарат учащихся на чтении различного рода сочетаний согласных с наращением и без наращения, чтение слогов, слов по пирамидке. При выполнении этих упражнений обязательным условием является чёткое произношение каждого звука. Такие сочетания лучше подбирать из изучаемого текста. Пирамиду нужно писать с каждым днём шире, что позволяет развитию оперативного поля зрения, улучшению памяти, внимания.


Таблица №10 и 11.

Хорошо развивает речевой аппарат введение чтения чистоговорок, скороговорок, пословиц и поговорок, что положительно повлияет на обогащение словарного запаса и развитие памяти учащихся. Их можно использовать на любом этапе урока, постепенно усложняя. Работа по развитию речевого аппарата даст хорошую основу для освоения звуковой действительности языка, если проводить её систематически т. е. на каждом уроке не менее 5 минут.



Таблица № 12

для развития оперативного поля зрения.

Развивать поле зрения – значит боковым зрением пытаться различать контуры, очертания слов, фраз, предложений.

У ученика 2 класса поле зрения должно быть до 2-3 слов, 3класса- до 3-5 слов, 4 класса- до 5-6 слов.

Строго говоря, физиологически поле зрения не под­дается тренировке. Но есть возможность расширить объем воспринимаемой за одну фиксацию информации за счет периферического зрения, развить способность угадывать ее содержание по расплывчатым боковым формам. Обычно мы делаем при чтении 12-16 фиксаций на строке. После тренировки - 4-2 фиксации.






3

4

7









10


5


41







24



6



55





45




7



94




36





8




14


87






10





79


Поле зрения можно определить с помощью числовой пирамиды, приведенной ниже. Найдите в верхней строчке цифру 4, не передвигая зрачка, постарайтесь увидеть числа справа и слева, если хорошо видите цифры 3 и 7, то спус­титесь на строчку ниже; если цифры 10 и 41 видите. неясно, но можете различить, то поле равняется 4 см. Обычно поле зрения у человека по горизонтали составляет 4-5 см. Глав­ная задача - тренировкой увеличить его до 10 см.

Оhello_html_m21c0bec5.gifпределитель поля зрения:









Все упражнения на расширение поля зрения можно разделить на статические и динамические.


Статические

Упражнения с художественными открытками. Подбе­рите несколько художественных открьrток с изображением различных мелких деталей (натюрморты, интерьеры и т.д.). зафиксируйте взгляд в центре изображения. Не передвигая зрачков, постарайтесь увидеть изображенное по краям. Время рассматривания - 20 секунд. Закройте глаза и вос­производите увиденное как можно точнее. Откройте глаза, посмотрите еще раз, стараясь увидеть дополнительные де­тали. С одной открыткой можно повторить упражнение 3-4 раза.

Динамические

1. Упражнения с таблицами Шульте. Эти таблицы в психологии используются для исследования и развития психического темпа восприятия. Читатель с хорошими па­раметрами внимания, с широким полем зрения тратит на одну таблицу 25-30 секунд. После тренировки - 11-12 се­кунд.


Пример таблицы Шульте

7

12

21

4

19

15

11

25

6

20

2

17

8

23

14

24

5

16

3

1

9

13

22

18

10







Правила работы с таблицами Шульте:

  • Приготовить 8-10 таблиц размером 20 х 20 см, состоя­щих из 25 ячеек, в которых в произвольном порядке разбросаны цифры от 1 до 25.

  • Расстояние от глаз до таблицы должно быть 25-30 см.

  • Искать цифры от 1 до 25, тратя на таблицу не более 25 секунд, указывая их сначала карандашом, а затем лишь взором.

  • Перебирать все таблицы в любом порядке.

  • Главное условие выполнения упражнения: перед нача­лом поиска цифр взгляд фиксируется в центре таблицы. Фиксируя взгляд в центре, вы как будто отправляете в матрицу оперативной памяти панораму всей таблицы. Дальнейшая работа - не поиск цифр, а как бы вспоми­нание их расположения.

  • Время тренировок устанавливается самим обучающим­ся. Не переутомляться.


Таблица №13.

Для развития оперативного поля зрения.

При работе с колонками слов взгляд должен сколь­зить вниз по вертикальной черте со скоростью 2 с на один столбик. Фиксируя взгляд на черте, вы должны понять смысл отдельных слов. Время тренировки 1 мин на один столбик слов.

Затем переходите к чтению небольших текстов в га­зетах, журналах, сделав предварительно разметку (проведя вертикальную черту карандашом в тексте).


Таблица №14.

Упражнения для избавления от регрессии.

1. Следить за собой во время чтения. Не допускать возврата глаз, даже если слово не совсем точно восприня­то.

2. На начальной стадии прочитанную строчку закры­вать листом бумаги, непрерывно перемещая его.

3. Разделить страницы книги на 4 равные колонки. При чтении делать по одной фиксации на колонку, выделяя ключевые слова. Через неделю - на 3 колонки, через две недели - на 2. Тренироваться по 5-8 мин каждый день.

4. Найти статью с трудной' лексикой. Читать со ско­ростью 250 слов в мин, передвигая лист и закрывая прочи­танные строки. 5. Читать «с листа» вслух незнакомый ху­дожественный текст без подготовки выразительно, плавно, не повторяя. Объем текста 1-2 страницы.

6. Отработка нaвыкa мгновенного схватывания ин­формации пyтем упражнений с шаблоном:

а) Двигайте шаблон по колонке со скоростью 2 сек, затем 1 с.

б) Найдите за 2 секунды:

- в 2-ом столбце названия частей тела, названия про­дуктов растительного происхождения, строительные мате­риалы и детали;

- в 1-ом столбце все числа меньше 50 (сколько их?),все числа больше 70;

- в 3-ем столбце прилагательные, названия домашних животных;

- в 4-ом столбце слова, связанные с умственной дея­тельностью человека, наименования обуви и одежды, на­звания машин.

в) Пусть ваш помощник прочтет вам выборочно из всех колонок со скоростью 1 слово в секунду 20 слов. Вы должны найти эти слова и отметить их точкой. По количеству точек определите свои успехи.


Таблица № 15.

Упражнения для развития языковой догадки – антиципации.

Антиципация – предвосхищение, смысловая догадка. Антиципация основана на знании логики развития события, накопления словаря текстовых штампов, формирования чутья к фразовым стереотипам.

1.Угадывание пропущенных гласных и согласных:

М..м.. (мама) я..о..о (яблоко) у..е..и..(ученик)

Шк..л..(школа) к..рз..н..(корзина) ..а..а..а (задача)

2. Угадывание общих окончаний сгруппированных столбиками слов.

3. Подчеркнуть первое и последнее слово каждого предложения, прочесть, пытаясь понять смысл текста.

4. Прикрыть часть предложений листом бумаги, вторую часть должны угадать.

5. Угадать часть поговорок.

6. Угадать часть диалога.

7. Работа с решётками. Она накладывается горизонтально на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решётки на текст перпендикулярные перепонки перекрывают некоторые участки текста. Учащиеся, воспринимая видимые в окошках элементы текста, должны мысленно восполнять перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл.


Таблица №16.

Работа с поисковыми тренажёрами для тренировки внимания.

Такую работу можно начинать со 2 полугодия 1 класса, так как она обогащает словарный запас. Упражнения постепенно усложняются. Поисковые таблицы слов состоят из четырёх отдельных выборок по 160 слов в каждой. Слова подобраны и сгруппированы по признаку нарастающей длины от трёх до девяти букв. Цвета и фигуры создают координатную сетку для определения местоположения любого слова в таблице, например:

    1. Найди слово «кот» - красный ряд, колонка под треугольником.

    2. «Мяч», колонка под овалом, назови цвет ряда.

    3. Прочитать все слова зелёного ряда.

    4. Прочитать колонку под кругом по цепочке.

    5. Прочитать про себя жёлтый ряд. Есть ли там слово «мост» и т. д.


Итак, если каждый день работать такими таблицами динамического чтения можно выйти на уровень чтения 120 слов в минуту.

Все методы хороши, если они ведут к цели. Работа в любом направлении должна быть систематической и регулярной, тогда она может дать хороший результат.

Использованная литература.

  1. Давлетбаева Р.Г. Методическое пособие по динамическому чтению/ БИРО.-Уфа, 2000.-51с.











Как научить ребёнка читать быстро и правильно. (К презентации Динамическое чтение)
  • Начальные классы
Описание:

Чтение – один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие дальнейшего успешного обучения. Навыки такого чтения закладываются в начальных классах. Но нас часто не удовлетворяет техника чтения младших школьников: некоторые учащиеся не понимают смысла текста, читают медленно, затрудняются вычленить главное в тексте, мало читают художественной литературы.

         Интерес к чтению возникает в том случае, когда ученик свободно владеет осознанным чтением, и у него развиты учебно - познавательные мотивы чтения.

           Как же научить ребёнка читать осознанно, правильно, быстро?

Автор Исхакова Фануза Аглямовна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 976
Номер материала 21772
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓