Качество
образования в условиях реализации ФГОС НОО и проблемы преемственности ФГОС ООО.
Слово ФГОС
постепенно входит в нашу жизнь и становится привычным.
В 2010 году школа № 34 набрала 4 первых класса. Два
из которых «А и В» начали обучение но новым стандартам.
Вот, наконец,
закончен четвертый год обучения. Как прошли эти 4 года? С чем подошли дети к следующей ступени
обучения? Можно ли говорить
о каких-либо результатах? Об окончательных, конечно, нет. Но первые итоги подвести
можно уже сейчас.
Новый стандарт делает
акцент не на предметный, а на личностный результат. Важна, прежде всего,
личность самого ребенка и происходящее с ней в процессе обучения, а не сумма
знаний, накопленная за время обучения в школе.
Безусловно,
детям-новаторам стало интереснее в школе, они чувствуют себя свободнее, глубже
изучают материал, умеют работать с различными источниками информации.
В рамках введения федеральных
государственных стандартов усиливается роль внеурочной деятельности, что
позволяет развивать творческие способности детей, формировать активную
жизненную позицию.
На протяжении четырех лет учителя
начальных классов, педагог-психолог и учитель-логопед тщательно отслеживали
уровень развития каждого ребенка, вели мониторинг, фиксировали и анализировали
все достигнутые результаты.
Результаты обсуждались,
анализировались, доводились до сведения родителей.
Стартовая диагностика выявила начальную степень
сформированости универсальных учебных действий
(УУД) и основные проблемы детей. В соответствии с ними, была
спланирована система дальнейшей работы.
Анализ
результатов адаптации к школе всех первоклассников, и по ФГОС и по старым
стандартам, показал отсутствие различий, дети одинаково адаптированы к школе.
Изменения
стали заметны ко второму полугодию. Ребята, обучающиеся по новым стандартам
стали уверенней своих сверстников, начали проявлять интерес не только к
самостоятельной работе, но и к работе в группах.
В апреле -
мае 2014 года прошла итоговая аттестация, цель которой - оценка результатов
реализации ФГОС начального общего образования.
Напомню,
что основа нового стандарта – развитие личности ребенка, личностный результат.
Так вот, в 4А классе у
68% ребят преобладает «должествование» (я должен сделать, должен знать, должен
уметь) и самостоятельность.
В 4В классе 78% ребят
проявляют большой интерес к учебе.
В этих классах
отсутствует процент обучающихся с низким уровнем умственного развития, который
выделяется в 4 Г классе (4%, процент небольшой, но он присутствует).
Диагностические работы проводились по тестовым
заданиям РЦОКО, причем задания по ФГОС были сложнее: из 20 заданий проверочной
работы по основным предметам 14 относятся к базовому уровню сложности, 6 – к
повышенному уровню. В работе использовались несколько видов заданий: с выбором
верного ответа, задания с развернутым ответом (мини сочинение). Результаты вы
можете увидеть в сравнительной таблице. Практически мини-ЕГЭ. Честно говоря, у
учителей были опасения, справятся ли наши дети с такими заданиями. Но ничего не
случилось, справились и даже очень неплохо.
Оценка предметных и метапредметных достижений учащихся
двух «пилотных» классов проводилась с использованием материалов, разработанных
Российской академией образования. 4 «Б,Г» не оценивались по данным критериям.
Таким образом, сформированность учебных умений -
воспринимать учебную задачу, контроль собственных действий, использование
знаний в новой, нестандартной ситуации у выпускников начальной школы по ФГОС на
достаточно хорошем уровне.
Личностные действия
сформировались быстрее, ярче проявляются коммуникативные действия( способность организовывать
и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, отображать предметное
содержание) и адекватно передавать информацию в отличие от своих сверстников из
параллельных классов.
А вот регулятивные действия: способность принимать и
сохранять учебную цель и задачу, планировать реализацию, контролировать и
оценивать свои действия, и познавательные действия развиты практически
одинаково и у тех и у других.
Первые
результаты введения стандартов очевидны. У большей части детей процесс формирования
универсальных учебных действий идёт достаточно успешно и планомерно.
Педагоги на практике увидели насколько подходы, описные
в стандартах, действительно, создают условия для развития ребенка.
С введением новых стандартов начального
и основного общего образования стала очевидной проблема преемственных
связей между начальной и основной школой.
Педагоги школ выделяют следующие затруднения при
достижении предметных результатов обучения:
- преемственность планируемых
результатов;
-преемственности учебно-методических комплектов (отсутствие
завершенной предметной линии);
-трудности конструирования современного урока, начиная
с использования технологических карт до методики преподавания (к примеру,
работах в парах и группах).
В связи с этим, учитывая опыт
работы педагогов нашей школы, я рекомендовала бы организовывать (кстати,
очень распространенное в советской школе) взаимопосещение занятий учителями
среднего звена уроков в начальной школе, где на протяжении четырех лет уже
ведется реализация ФГОС.
При переходе к стандартам второго поколения основного
общего образования одним из важных показателей - готовность самого учителя,
осознание важности, целесообразности и эффективности грядущих перемен.
Крылатым стало выражение: школа такова,
каков учитель. Если учитель принимает новые условия и новые правила, то он
будет меняться и модернизироваться.
Самым важным явлением в школе,
самым поучительным предметом,
самым живым примером для ученика
является сам учитель.
А.
Дистервег
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.