Инфоурок Технология Другие методич. материалыК вопросу о физическом воспитании детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем

К вопросу о физическом воспитании детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем

Скачать материал

К вопросу о физическом воспитании

детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем

 

В современных условиях наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Этому способствует различные причины: экология,  питание, состояние здоровья будущей матери и другие. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко в России около 40% детей можно считать условно здоровыми.

В связи с этим большое значение приобретает работа с ослабленными детьми в детском саду, чему может способствовать индивидуальный подход.

В научно-методической литературе индивидуальный подход характеризуется как широкий комплекс действий, направленный на выбор способов, приемов, средств обучения в соответствии с уровнем подготовленности и уровнем способностей занимающихся (1, стр. 139). 

В основе оздоровительно-воспитательной работы лежит особое междисциплинарное научно-практическое направление - педагогика оздоровления. Это направление сегодня постепенно оформляется на стыке «возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии». Одним из его основоположников был российский ученый - педиатр, педагог, психолог Ю.Ф. Змановский.

Этот вопрос поднимался и другими учеными в данной области. Так основные идеи педагогики оздоровления реализуются в программе «Развивающее дошкольное образование» В.Т. Кудрявцева.

Однако вопрос еще и не только недостаточно изучен, но и  недостаточно эффективно действует на практике.

На основе изученной литературы можно сделать выводы о том, что эффективное оздоровление, воспитание и развитие ослабленного ребенка возможно при условии соблюдения следующих принципов.

1.   Организация оздоровительного режима по трем направлениям: лечебно – профилактическому, лечебно-оздоровительному, закаливающих  мероприятий.

2.   Организация двигательной активности с преобладанием циклических упражнений.

       Данные исследования ученых, например, Алиева М.Н. доказывают, что на протяжении года суточные объемы двигательной активности у ослабленных детей значительно ниже, чем у здоровых дошкольников, что подтверждает необходимость иметь в саду 4 сезонных оздоровительных режима.

      В связи с этим подтверждается вывод о необходимости использования циклических упражнений как одного из основных условий организации двигательной активности ослабленного ребенка. Они состоят из ходьбы, бега, прыжков, плавания, ходьбы на лыжах, скольжения на коньках и т.д.  По мнению Ю.Ф. Змановского, они способствуют увеличению умственной и физической работоспособности, улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию детей. При этом необходимо соблюдать определенные требования:

·     регулировать нагрузки не путем увеличения дистанции, а путем систематического повторения движений;

·     научить детей правильному дыханию;

·     не допускать физической и эмоциональной перегрузки, в то же время формировать положительный эмоциональный настрой (3, стр.13).

3.   Формирование правильной осанки и навыков рационального дыхания.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Поскольку ослабленные дети малоподвижны, то неправильная поза представляет особую опасность, так как мышцы, удерживающие тело  в вертикальном положении, не получают должного развития. А применение специальных упражнений, направленных на формирование правильной  осанки, обеспечивают гармоничное развитие мускулатуры ребенка,  создают достаточную силовую выносливость мышц, позволяющую длительно сохранить определенную позу в пространстве.

4.  Принцип реализации системы закаливания. Основные требования закаливания при работе с ослабленными детьми были сформулированы еще Г.Н. Сперанским в 1910году, далее  они сформулированы Змановским Ю.Ф.  и достаточно эффектно применяются сейчас. Однако  и здесь есть условия, которые позволяют использовать этот принцип наиболее эффективно с пользой для оздоровления организма.

Это, во-первых,  закаливание  осуществляется только при  полном здоровье. Во-вторых, систематичность, в-третьих, отсутствие у ребенка отрицательных эмоциональных реакций при проведении закаливания.

Причем, можно использовать традиционные методики закаливания (воздушные ванны, водные ножные ванны, полоскание горла), а так же нетрадиционные – это контрастные воздушные и водные ванны.

5.     Обеспечение полного лечебного питания.

6.     Обеспечение психологического комфорта.

7.     Использование развивающих форм обучения (3, стр.10).

Хорошее настроение ребенка, желание приходить   в детский сад, подчиняться требованиям зависят от условий пребывания ребенка, от внимательного отношения окружающих взрослых и развивающей среде, где ребенок находит свое место. Все это, а так же изложенные выше 7 принципов подхода к  ослабленному ребенку,  не дадут положительного результата, не будет эффективны, если не будет использовано еще одно очень важное условие – это индивидуальный подход к ребенку. Это, наверное, самое главное.

Только в этом случае его физические и духовные возможности раскроются полностью. А для этого в процессе физического воспитания необходимо создать условия для развития дошкольника.

В научно-методической литературе индивидуальный подход  характеризуется как широкий комплекс действий,  направленный на выбор способов, приемов, средств обучения в соответствии с уровнем подготовленности и уровнем развития способностей занимающихся.

В области физического воспитания дошкольников критериями дифференцированного подхода для осуществления индивидуального подхода являются такие критерии,  которые позволяют разделить всех детей на 3 группы здоровья.

Наблюдения, беседы с родственниками, педагогами, осуществляющими непосредственно эту работу, позволяют сделать вывод о недостаточном внимании к этому вопросу. В результате  формального  отношения  дети получают повышенную нагрузку. А ведь именно ослабленные дети нуждаются в индивидуализации физической нагрузки, более пристального наблюдения врача при закаливающих процедурах.

Таким образом, индивидуальный подход в физическом воспитании дошкольников должен учитывать разные стороны его развития и включать комплекс методов и приемов работы,  направленный на установление взаимосвязи между содержанием двигательных заданий и индивидуальными особенностями детей.

При составлении комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей с ослабленным здоровьем необходимо предусматривать  все составляющие эффективности данной работы:

·               закаливание организма - оптимальный микроклимат помещений, где находятся дети; дневной сон на воздухе; воздушные ванны после сна; контрастные обливания ступней ног; влажные обтирания кожи; ходьба босиком и др.

·               индивидуализация режима дня – характер участия детей в организованных физкультурных мероприятиях.

·               индивидуализация физической нагрузки.

·               тренирующая нагрузка – для детей имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Литература.

1.       Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А., «Физическое воспитание дошкольников (практикум)» М., Академия, 1999

2.       Зарипова Т.П., Ушакова Т.А. «Планирование оздоровительной работы» Управление дошкольными образовательными учреждениями», № 1, 2004, стр. 32.

3.       Б.Егоров «Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми» Дошкольное воспитание № 12, 2001, стр. 10

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "К вопросу о физическом воспитании детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Эксперт по взаимоотношениям

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 Статья  посвящена индивидуальному подходу к детям дошкольного возраста с ослабленным здоровьем и предназначена для педагогов, родителй,  а также учащихся 10-11 классов, обучающихся по профилю "Воспитатель ДОУ" в учреждениях дополнительного образования. 

В научно-методической литературе индивидуальный подход характеризуется как широкий комплекс действий, направленный на выбор способов, приемов, средств обучения в соответствии с уровнем подготовленности и уровнем способностей занимающихся.

В основе оздоровительно-воспитательной работы лежит особое междисциплинарное научно-практическое направление - педагогика оздоровления.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 334 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 420
    • DOCX 42.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Залевская Татьяна Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Залевская Татьяна Алексеевна
    Залевская Татьяна Алексеевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3849
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель технологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 968 человек из 76 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 568 человек

Курс повышения квалификации

Методика инструктажа и обучения в социальном учреждении по вопросам трудовой деятельности

180 ч.

3300 руб. 1650 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания технологии с учетом реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 301 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 081 человек

Мини-курс

Современные вызовы педагогической профессии: развитие профессионализма педагогов в контексте улучшения качества образования

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 12 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Эффективные коммуникационные стратегии в образовательной среде: от управления до мотиваци

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное управление проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе