К вопросу
о физическом воспитании
детей дошкольного
возраста с ослабленным здоровьем
В современных условиях наблюдается ухудшение состояния здоровья детей.
Этому способствует различные причины: экология, питание, состояние здоровья
будущей матери и другие. По данным НИИ социальной гигиены и организации
здравоохранения им. Н.А. Семашко в России около 40% детей можно считать условно
здоровыми.
В связи с этим большое значение приобретает работа с ослабленными
детьми в детском саду, чему может способствовать индивидуальный подход.
В научно-методической литературе индивидуальный подход характеризуется
как широкий комплекс действий, направленный на выбор способов, приемов, средств
обучения в соответствии с уровнем подготовленности и уровнем способностей
занимающихся (1, стр. 139).
В основе оздоровительно-воспитательной работы лежит особое
междисциплинарное научно-практическое направление - педагогика оздоровления. Это
направление сегодня постепенно оформляется на стыке «возрастной физиологии,
педиатрии, педагогики, детской психологии». Одним из его основоположников был
российский ученый - педиатр, педагог, психолог Ю.Ф. Змановский.
Этот вопрос поднимался и другими учеными в данной области. Так основные
идеи педагогики оздоровления реализуются в программе «Развивающее дошкольное
образование» В.Т. Кудрявцева.
Однако вопрос еще и не только недостаточно изучен, но и недостаточно
эффективно действует на практике.
На основе изученной литературы можно сделать выводы о том, что
эффективное оздоровление, воспитание и развитие ослабленного ребенка возможно
при условии соблюдения следующих принципов.
1.
Организация
оздоровительного режима по трем направлениям: лечебно – профилактическому,
лечебно-оздоровительному, закаливающих мероприятий.
2.
Организация двигательной
активности с преобладанием циклических упражнений.
Данные
исследования ученых, например, Алиева М.Н. доказывают, что на протяжении года
суточные объемы двигательной активности у ослабленных детей значительно ниже,
чем у здоровых дошкольников, что подтверждает необходимость иметь в саду 4 сезонных
оздоровительных режима.
В связи с этим
подтверждается вывод о необходимости использования циклических упражнений как
одного из основных условий организации двигательной активности ослабленного
ребенка. Они состоят из ходьбы, бега, прыжков, плавания, ходьбы на лыжах, скольжения
на коньках и т.д. По мнению Ю.Ф. Змановского, они способствуют увеличению
умственной и физической работоспособности, улучшению эмоционального состояния,
полноценному физическому и психическому развитию детей. При этом необходимо
соблюдать определенные требования:
·
регулировать нагрузки не
путем увеличения дистанции, а путем систематического повторения движений;
·
научить детей правильному
дыханию;
·
не допускать физической и
эмоциональной перегрузки, в то же время формировать положительный эмоциональный
настрой (3, стр.13).
3.
Формирование правильной
осанки и навыков рационального дыхания. Поскольку
ослабленные дети малоподвижны, то неправильная поза представляет особую
опасность, так как мышцы, удерживающие тело в вертикальном положении, не
получают должного развития. А применение специальных упражнений, направленных
на формирование правильной осанки, обеспечивают гармоничное развитие мускулатуры
ребенка, создают достаточную силовую выносливость мышц, позволяющую длительно
сохранить определенную позу в пространстве.
4. Принцип реализации
системы закаливания. Основные требования закаливания при работе с ослабленными
детьми были сформулированы еще Г.Н. Сперанским в 1910году, далее они
сформулированы Змановским Ю.Ф. и достаточно эффектно применяются сейчас.
Однако и здесь есть условия, которые позволяют использовать этот принцип
наиболее эффективно с пользой для оздоровления организма.
Это, во-первых, закаливание
осуществляется только при полном здоровье. Во-вторых, систематичность,
в-третьих, отсутствие у ребенка отрицательных эмоциональных реакций при
проведении закаливания.
Причем, можно
использовать традиционные методики закаливания (воздушные ванны, водные ножные
ванны, полоскание горла), а так же нетрадиционные – это контрастные воздушные и
водные ванны.
5.
Обеспечение полного
лечебного питания.
6.
Обеспечение
психологического комфорта.
7.
Использование развивающих
форм обучения (3, стр.10).
Хорошее настроение
ребенка, желание приходить в детский сад, подчиняться требованиям зависят от
условий пребывания ребенка, от внимательного отношения окружающих взрослых и
развивающей среде, где ребенок находит свое место. Все это, а так же изложенные
выше 7 принципов подхода к ослабленному ребенку, не дадут положительного
результата, не будет эффективны, если не будет использовано еще одно очень
важное условие – это индивидуальный подход к ребенку. Это, наверное, самое
главное.
Только в этом случае
его физические и духовные возможности раскроются полностью. А для этого в
процессе физического воспитания необходимо создать условия для развития
дошкольника.
В научно-методической
литературе индивидуальный подход характеризуется как широкий комплекс
действий, направленный на выбор способов, приемов, средств обучения в
соответствии с уровнем подготовленности и уровнем развития способностей
занимающихся.
В области физического
воспитания дошкольников критериями дифференцированного подхода для осуществления
индивидуального подхода являются такие критерии, которые позволяют разделить
всех детей на 3 группы здоровья.
Наблюдения, беседы с
родственниками, педагогами, осуществляющими непосредственно эту работу,
позволяют сделать вывод о недостаточном внимании к этому вопросу. В результате
формального отношения дети получают повышенную нагрузку. А ведь именно
ослабленные дети нуждаются в индивидуализации физической нагрузки, более
пристального наблюдения врача при закаливающих процедурах.
Таким образом,
индивидуальный подход в физическом воспитании дошкольников должен учитывать
разные стороны его развития и включать комплекс методов и приемов работы, направленный
на установление взаимосвязи между содержанием двигательных заданий и
индивидуальными особенностями детей.
При составлении
комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей с ослабленным
здоровьем необходимо предусматривать все составляющие эффективности данной
работы:
·
закаливание организма - оптимальный микроклимат помещений, где находятся
дети; дневной сон на воздухе; воздушные ванны после сна; контрастные обливания
ступней ног; влажные обтирания кожи; ходьба босиком и др.
·
индивидуализация режима
дня – характер участия детей
в организованных физкультурных мероприятиях.
·
индивидуализация
физической нагрузки.
·
тренирующая нагрузка – для детей имеющих отклонения в состоянии
здоровья.
Литература.
1.
Шебеко В.Н., Ермак Н.Н.,
Шишкина В.А., «Физическое воспитание дошкольников (практикум)» М., Академия,
1999
2.
Зарипова Т.П., Ушакова
Т.А. «Планирование оздоровительной работы» Управление дошкольными
образовательными учреждениями», № 1, 2004, стр. 32.
3.
Б.Егоров «Оздоровительно-воспитательная
работа с ослабленными детьми» Дошкольное воспитание № 12, 2001, стр. 10
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.