Главная / Начальные классы / К О Н С П Е К Т урока по литературному чтению в 3-ем классе Тема: Зимние впечатления и настроения. (По произведениям К. Бальмонта, И. Бродского, Б. Пастернака, Д. Самойлова)

К О Н С П Е К Т урока по литературному чтению в 3-ем классе Тема: Зимние впечатления и настроения. (По произведениям К. Бальмонта, И. Бродского, Б. Пастернака, Д. Самойлова)


К О Н С П Е К Т

урока по литературному чтению в 3-ем классе

Тема: Зимние впечатления и настроения.

(По произведениям К. Бальмонта, И. Бродского, Б. Пастернака, Д. Самойлова)

Учитель: Хисамова Г.Р., МБОУ СОШ с.Ишлы


Цели:

развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).


Оборудование. Урок сопровождается презентацией c использованием музыки П.И. Чайковского «Декабрь» и песни в исполнении С. Никитина; раздаточный материал – индивидуальные таблицы, цветные бумажные снежинки.


ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний.

1.Орг. момент:

Перемена пролетела,

Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнём.

Урок чтения начнем.

Сегодня у нас с вами, ребята, вновь необычный урок. Посмотрите, у нас сегодня гости. Они пришли посмотреть на нас с вами, какие мы молодцы!


2.Проверка домашнего задания. (слайд 2)

Учитель. Наш урок мы начинаем с проверки домашнего задания. Что вы должны были приготовить к этому уроку?

Учащиеся: Выучить наизусть на выбор стихотворения К. Бальмонта «Снежинка» и Иосифа Бродского «Вечером»

Учитель. Давайте представим, что наш класс превратился в литературную гостиную, уют, которой придаёт замечательная музыка русского композитора Петра Ильича Чайковского.

- Что такое гостиная? (Слайд 3)

Учащиеся. Это комната, где принимают гостей.

Учитель. Правильно. А почему она называется «литературной»?

Учащиеся. Предположения учеников.

Учитель. Встречать гостей в литературных гостиных было очень популярно в жизни Петербурга 19 столетия. На такие вечера приглашали в гости поэтов, писателей, музыкантов, где они исполняли для присутствующих свои произведения. Но и другие гости с удовольствием читали стихи и музицировали.

Вот и мы с вами окунёмся в 19 век. Представьте, за окном зимняя стужа (сейчас, зимой, это представит совсем не трудно), мороз. Спит земля под снежным одеялом А в нашей уютной гостиной тепло и уютно, потому что кругом столько замечательных друзей. Тихо звучит музыка и замечательные стихи.

Но прежде, чем вы начнёте читать стихи, давайте вспомним основные правила выразительного чтения (слайд 4)

Запомните три условия выразительного чтения на примере парусника, который так и называется «Выразительное чтение». Парус – интонация, штурвал – ключевые слова, винт – скорость чтения)

Ученики читают стихи. Каждое стихотворение сопровождается своим слайдом. (Слайды 5, 6,)

Хорошо вы потрудились,

Вам пора и отдыхать.

Проведём комплекс упражнений, который позволит вам немного расслабиться. (слайд 7)

Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок.

(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево.)
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд.
(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)

И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идёт.
(Дети садятся за парты.)


II. Развитие умений.

  1. Работа с текстом стихов.

Учитель. Каким словом можно выразить основную тему прочитанных вами стихов. О чём эти стихи?

Учащиеся. О зиме.

Учитель. Что главное нужно понять, когда читаешь стихи?

Учащиеся. Настроение, чувства автора, основную мысль произведения.

Учитель. Тогда скажите, а почему эти стихи мы читаем вместе?

Учащиеся. У этих стихов одна общая тема – зима, снегопад.

Учитель. Значит, все остальное: настроение, чувства авторов, основная мысль – тоже сходные?

Учащиеся. Нет, есть разница.

Учитель. Вот это мы сегодня на уроке и будем выяснять. Я предлагаю вам заполнить таблицу, которая лежит у вас на парте. Рассмотрим пока только стихотворение К. Бальмонта «Снежинка»

Заполняется часть таблицы по стихотворению К. Бальмонта:

(основная тема – зима, снегопад;

настроение – лёгкое, спокойное;

чувства – восхищение, восторг;

смысл – молодость прекрасна, смела)

III. Изучение нового материала.

  1. Работа с текстом до чтения.

Учитель. Прекрасна зима! Зимой очень много интересных и завораживающих явлений. Тема нашего урока «Зимние впечатления и настроения». Наверное, со мной многие согласятся, что самое прекрасное, впечатлительное, волшебное , повышающее настроение, явление – снегопад. Многие поэты нарисовали снегопад в своих стихах. Откройте учебники на стр. 63. Прочитайте заглавие и имя автора.

Учащиеся. Борис Пастернак. «Снег идёт».

Учитель. Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению на стр. 63. Какие у вас предположения о том, каким увидел Пастернак снегопад?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Учитель. Насколько верны ваши предположения мы узнаем, прочитав стихотворение. Но сначала, давайте заглянем в толковый словарь. Там мы найдём лексическое значение некоторых слов, которые нам встретятся в стихотворении. (Слайд 8)

Буран – снежная буря, метель.

Оконный переплёт – рама окна с перекладинами крест-накрест.

Чудак – странный, чудной человек.

Крадучись – украдкой, тихо, скрытно.

Чердак – помещение между потолком и крышей дома.

Стопа(ы) – переносн., нога(и), шаг(и) (устар.)

Темп – степень быстроты.

Смятение – растерянность, тревога.

Убелённый – сделался белым.

  1. Первичное чтение учителем стихотворения.

Учитель. Каким же увидел снегопад поэт? Какие картины вы представили?

(Ответы учащихся.)

  1. Работа с текстом во время чтения.

Повторное чтение вслух. Читают дети, учитель делает необходимые комментарии.

После чтения первой строфы.

Учитель: - Вы увидели, какие первые снежинки, на что они похожи? (Белые звёздочки.) Летят снежинки ажурные, серебристые, пушистые, нежные. К ним из дома, из тепла тянутся цветы герани, символ домашнего уюта. (Слайд 9) Почему? (К свободе, к белизне, к красоте.) Нет, природа зимой не умирает, она лишь засыпает. И милые комнатные растения напоминают нам об этом.

После чтения второй строфы.

Учитель: - Удивительная картина! На улице вьюга, и чёрное зимнее небо висит низко-низко, как будто спустилось с тёмного чердака. А как это небо играет в прятки? (Из-за бурана его, то видно, то оно исчезает, как бы сливается с землёй в снежном вихре.) Вы представили эту картину? (Слайд10)

А какой литературный приём использовал автор, чтобы читатели как можно ярче представили тёмное низкое небо, которое бывает во время ненастья? (Олицетворение)

После чтения 3-й и 4-й строф.

Учитель: - Вы поняли, что автору напоминает снегопад? (Бегущее, постоянно идущее время). Дни нашей жизни протекают так же быстро, как пушистые снежинки за окном. Поэтому нужно дорожить каждым прожитым днём, совершать такие поступки, о которых потом вспоминали бы без сожаления.

После чтения последней строфы.

Учитель: - «Снег идёт, и всё в смятеньи», то есть в тревоге, в сильной растерянности. Почему же растеряны и удивлены растения за окном, убелённый (т.е. весь белый от снега) пешеход? (Слайд 11)

Дети делятся своим видением.

(Возможно, растения удивлены количеством белого цвета за окном и отсутствием зелени. А «убелённый пешеход» - это не просто человек, покрытый снежными хлопьями. Это проживший жизнь одинокий седой странник. Что же ждёт его за поворотом, какое испытание приготовила ему судьба?)

Учитель. Какое настроение у вас возникает при чтении стихотворения?

Ответы учеников.

Учитель. Предлагаю вам вернуться к нашей таблице и заполнить в ней новые строки.

Заполняются строки, посвящённые стихотворению Б. Пастернака:

(основная тема – зима, снегопад;

настроение – задумчивость, неторопливость;

чувства – удивления, лёгкая тревога;

смысл – жизнь продолжается, поворот в судьбе, надёжность родного очага)

  1. Физминутка для глаз.(слайд 12)

Дадим отдохнуть нашим глазам.

Выполняется в следующем порядке:

- влево - вправо;

- вверх - вниз;

- по часовой стрелке и против часовой стрелки;

- по восьмерке.

Каждая траектория прослеживается на счет 1-5.


  1. Работа с текстом стихотворения Д.Самойлова до чтения.

Учитель. Откройте учебник на стр. 65. У стихотворения Давида Самойлова нет названия. Глядя на иллюстрацию, можно предположить, о чём это стихотворение?

Предположения учеников.

Учитель. - Прочитайте внимательно это стихотворение про себя.

  1. Первичное чтение (про себя)

Учитель. Какие картины вы представили? Какое настроение в этом стихотворении? (Слайд 13)

Учащиеся. – Город зимний, город дивный…

  1. Повторное чтение с комментированием учителя.

Учитель. Попробуйте представить себе зимний город. Во второй строчке есть слово «дивный». Это какой? (Дивный – от слова диво, что значит чудо; дивный – чудесный.) Чудесный зимний город. Какое же чудо увидел автор?

Учащиеся. - Снег, как с яблонь,

Лепестками.

Словно крыльев

Лебединых

Осторожное

Плесканье.

Учитель. - Как вы это себе представляете?

Учащиеся. - Снег падает крупными хлопьями.

Учитель. - Но ведь поэт не сказал, про это. Как же вы увидели, что снег падает хлопьями. Какие строчки вам подсказали ответ?

Учащиеся. - Он сравнил снег с лепестками яблонь, с движением лебединых крыльев.

Учащиеся читают последние строчки стихотворения.

Учитель. - «Дворники,

Как пчеловоды,

Смотрят снежное роенье…, » - Дворники в зимнем городе, где падает снег. Это обычно и совсем не поэтично. А какие строки придают поэтичность этому обычному явлению?

Учащиеся. - Дворников сравнивает поэт с пчеловодами, а падающий снег с роем пчёл.

Учитель. … И заснеженной природы

Принимают настроение.

Какое же это настроение «заснеженной природы?

Учащиеся. - Спокойное, задумчивое.

Учитель. - Как вы думаете, дворникам хочется нарушать эту красоту?

- Почему?

- Какое настроение у дворников?

- Соответствует их настроение, настроению всего стихотворения?

Заполняется последняя строка таблицы, посвящённая стихотворению

Д. Самойлова:

(основная тема – зима, снегопад;

настроение – спокойное, умиротворённое;

чувства – наслаждение покоем, тишиной;

смысл – принимаю жизнь такой, какая она есть)

IV. Работа с текстом после чтения.

Учитель. Проанализируйте таблицу и сделайте выводы.

Учащиеся. - В стихах описана одна и та же тема – зима, снегопад. Но каждый из поэтов рассказал об этом по-разному.

- Эти стихи различны по чувствам и настроению, потому что разные люди чувствуют по-разному.

- У этих стихотворений разный смысл.(слайд 14)

Учитель. - Поможет эта таблица выбрать нужную интонацию и темп при чтении стихотворений?

- С какой интонацией и в каком темпе будем читать стихотворение Б. Пастернака «Снег идет»?

Учащиеся. Неторопливо, задумчиво, тревожно.

Учитель. А какую интонацию и темп выберем для чтения стихотворения Д. Самолова?

Учащиеся. Тихую, спокойную.

Учитель. Я уверенна, что каждому из вас ближе и созвучнее какое-то одно стихотворение. Дома подготовьте, пожалуйста, его для выразительного чтения.

А сейчас, мы постараемся определить, какого цвета может быть каждое настроение.

У вас на парте лежат разноцветные снежинки. Подойдите к доске и приклейте напротив названия стихотворения, снежинку такого цвета, который, по вашему мнению, соответствует настроению данного произведения.

Желтый цвет – спокойное, легкое, непринужденное, радостное настроение;

Зеленый цвет – цвет раздумий;

Синий цвет – нежность, покой, чистота, тайна, умиротворенность

А выполнять эту работу мы будем под песню, которую написал и исполнил композитор Сергей Никитин. Прислушайтесь к словам, может быть они вам, что-то напомнят. (Слайды 15 – 18)

Ученики выполняют задание под музыку к стихотворению Б. Пастернака.

V. Рефлексия.

Краткое обсуждение выполненной работы

Учитель. Настроение можно передать в цвете. Какие цвета характерны для каждого настроения? (Ответы детей)

Посмотрите, какие разные оттенки настроения может вызвать одно и то же стихотворение.

VI. Итог урока.

У.  - Стихи каких авторов прозвучали сегодня на уроке?

- Какой теме они посвящены? (Тема зимы и ожидания чего-то.)
- Что вы сегодня узнали нового? Что вам понравилось? Чему бы хотели научиться?

-Как бы вы оценили свою работу на уроке? (слайд 20)

Ребята, скажите, а зима – это хорошо или плохо? (Ответы детей).

Выполнение задания 1 в тетради на с. 38.

Наш урок подошёл к концу. Мы все разные, говорим и чувствуем по-разному, и этим мы прекрасны и удивительны. Мне хотелось бы вспомнить слова Виталия Бианки: «Наше слово – зерно, брошенное в душу». И это очень верно!

Произведения мастеров слова – это зерна, брошенные в души читателей. Появляются в них ростки ясной любви к родной природе (зимней природе). И в этом я вижу ценность уроков литературного чтения.

У. Дети, сядьте, пожалуйста, удобнее, откиньтесь на спинку стула, положите руки на стол перед собой и представьте, что идет легкий мягкий пушистый снежок. Он падает прямо на ваши ладошки (кладу детям на ладони снежинки). Это подарки от Зимушки и Снеговика вам за активную работу, а в журнал я вам поставлю «5».

VII. Домашнее задание: (слайд 21)

1. Выучить одно стихотворение наизусть.

2. Проиллюстрировать стихотворение Д. Самойлова (по желанию).

3. Выполнить задания 2, 3 в тетради, с. 38.

4. Сделать выписки на страничку «Зима».

6


К О Н С П Е К Т урока по литературному чтению в 3-ем классе Тема: Зимние впечатления и настроения. (По произведениям К. Бальмонта, И. Бродского, Б. Пастернака, Д. Самойлова)
  • Начальные классы
Описание:

Сегодня  у  нас  с  вами, ребята,  вновь  необычный урок.  Посмотрите,    у  нас  сегодня гости.  Они  пришли  посмотреть  на  нас  с  вами,  какие  мы  молодцы!

 

2.Проверка домашнего задания. (слайд 2)

Учитель. Наш урок мы начинаем с проверки домашнего задания. Что вы должны  были приготовить к этому уроку?

Учащиеся: Выучить наизусть на выбор стихотворения К. Бальмонта «Снежинка» и  Иосифа Бродского «Вечером»

Учитель. Давайте представим, что наш класс превратился в литературную гостиную, уют, которой придаёт замечательная  музыка русского композитора Петра Ильича Чайковского.

-  Что такое гостиная? (Слайд 3)

Учащиеся. Это комната, где принимают гостей.

Учитель. Правильно. А почему она называется «литературной»?

Учащиеся. Предположения учеников.

Автор Хисамова Гульнара Рафаиловна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 622
Номер материала 35645
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓