Главная / Начальные классы / К.Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна».

К.Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна».

Тема. К.Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна».

Задачи:

1. Формировать представления о главных особенностях художественного текста;

2. Вырабатывать технику чтения и работать над выразительным чтением (передача голосом отношения автора к лисе: любуется, хвалит, слегка осуждает - «разбойница»);

3. Делить текст на части, составлять простой план и пересказывать по плану близко к тексту с использованием авторских слов и выражений;

4. Вести наблюдение за средствами создания выразительности

(созвучия, образные выражения)

Виды работы:

1. Деление текста на части и составление простого плана;

пересказ;

2. Речевая работа (образные выражения в описании лисы; старинные слова; созвучия);

3. Выбор слова из заданного ряда для характеристики авторского отношения к персонажу.

Содержание урока:

I. Орг. момент

Проверка готовности к уроку.

II. Повторение русских народных сказок

Ребята, отгадайте загадку: "Сама рыжеволосая, мордочка плутоватая. Ей не надо пирожка, ей бы скушать петушка!"

Кто это такая? Лиса.

Учитель. Нас сегодня Лиса пригласила посетить "Страну сказок". Она приготовила нам сюрпризы-задачки. Думаю, что мы сможем правильно их разгадать.

Итак, какие русские народные сказки вы знаете, где главная героиня - Лиса?

Я вам буду зачитывать отрывки из сказок, а вы будете отгадывать.

Учитель зачитывает: «И пошли кот да дрозд далеко в лес дрова рубить. А лиса - тут как тут: села под окошечко и поет:

- Петушок, петушок, Золотой гребешок, Маслена головушка, Шелкова бородушка, Выгляни в окошко, Дам тебе горошку»

Дети: «Петушок - золотой гребешок»

Какая здесь лиса? (Коварная, сначала она явно льстит петушку, затем вызывает обиду и зависть).

Учитель зачитывает дальше: «Шла лиса по дорожке и нашла лапоток, пришла к мужику и просится:

- Хозяин, пусти меня ночевать!

Он говорит: - Некуда, лисонька тесно!»

Дети: «За лапоток - курочку, за курочку - гусочку».

Какой здесь показана лиса?

(Не только хитрая, но ещё недобрая, коварная, злая насмешница).

А какими волк и медведь?

(Глупыми)

Слушаем дальше: «Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла и пошла дальше. Пришла в деревню и стучится в избу: - Стук-стук-стук»

(Лисичка со скалочкой)

Какая здесь лиса? (Глупая)

Почему? (Ей удается обмануть двух хозяев, а третий перехитрил ее. Поэтому в этой сказке лиса выглядит

Появление Лисы.

- Кто это тут обо мне толкует?

Учитель. - Мы с ребятами решаем, почему ты, Лиса, попала во многие русские народные сказки и почему тебя назвали лисой?

Лиса. Я хороша собой, «лисий» - это желтоватый, «залисеть» - значит пожелтеть. Но не только за красоту меня любят. Я умна, хитра, любого вокруг пальца обвести могу, заткнуть за пояс, я всегда держу нос по ветру, у меня всегда дело в шляпе. Зарубите это себе на носу!

Учитель. Лиса, я ничего не поняла. Что ты тут наговорила? Может, ребята смогут объяснить?

Лиса. Зарубить на носу - означает запомнить крепко-накрепко. В древности неграмотные люди всегда носили с собой дощечки, а на них зарубками резами делали всевозможные заметки.

- Дело в шляпе - означает, что все хорошо, все в порядке, сообщения доставлялись гонцами на лошадях .Важные несколько столетий назад, когда почти не было, все бумаги забивали под подкладку шляпы или шапки. Отсюда и возникло это выражение.

- Держать нос по ветру - следить за направлением ветра, смотреть, откуда ветер дует (это людской термин, имеется в виду нос корабля).

- Обвести вокруг пальца - ловко, хитро обмануть. Учитель. Лиса, откуда такие меткие выражения? Кто

тебя научил так красиво излагать свои мысли? (У нас в сказках все так разговаривают. В русских народных сказках свой язык!)

Краткая справка о художнике.

О тебе лиса не только сказки народ сочинял, но и картины художники писали. Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одной из картин о лисе.

Это картина Алексея Никаноровича Комарова «Рыжая птичница»

Картины этого художника украшают многие наши музеи. Любимой темой Алексея Колганова было рисовать с натуры. Пойдет в лес, сядет где-нибудь под березой и наблюдает. Рисовал деревья, домашних животных, птиц, зверей.

Комаров участвует в выставках, книги с его иллюстрациями все чаще и чаще ложатся на столы к маленьким читателям, любителям сказок, его талантливые рисунки помогали малышам складывать первые фразы, давали им поэтические образы. В его картинах живут звери, которые несут в себе людские качества, вот зайка-трусишка, мишка-сластена, лакомка и грубиян, белочка - хорошая хозяйка, а вот хитрая лиса-красавица. (Учитель показывает открытки).

Работа по картине А. Комарова «Рыжая птичница»

1. Расскажите, что здесь произошло? ( Лиса очень ловко подкралась к птичьему двору, затаилась, выбирая кого на этот раз утащить. Выбрав самую жирную курицу, она бросилась на нее и в одно мгновение курица оказалась в ее пасти, появление лисы на птичьем дворе вызвало большой переполох. На шум и крик птиц выбежала хозяйка, но пеструшки как не бывало).

2. Рассмотрите внимательно лису и расскажите, какая она? ( Лиса - хитрая, проворная. Пушистый хвост - краса рыжая головка с острой мордочкой, сильные лапы помогают лисе быстро и бесшумно передвигаться, у нее острый слух, зрение и нюх

Работа по картине Л. Михайленко «Рыжая птичница»

1. Какой эпизод из жизни лисы привлек внимание художника? (В лесу живет, а в деревне кур крадет).

2. Какой изобразил художник лису? (Голова с удлинённой мордой, очень выразительные глаза, большие заострённые уши, туловище длинное и приземистое, окраска спине ярко-рыжая, будто золотистая, ноги гибкие, тонкие, брюхо с грудкой белое, хвост пушистый с белым кончиком, кажется круглым огненным полешком. Глядя ей в глаза мы можем сказать, как довольна она сегодняшней охотой. Она поймала большую жирную курицу, будет чем полакомиться.)

3. Что изображено на боковом плане картины? (Деревня, тот птичий двор, на котором только что побывала лиса.)

4. Каким настроением проникнута репродукция? (Краски в этой картине яркие, они подчеркивают самодовольство, восторженность и хитроумность лисы.)

5. Сравните картины А. Комарова и Л. Михайленко. Что общего хотели нам рассказать о лисе оба этих художника. Ответить на этот вопрос нам поможет загадка и пословица.

Работа с загадкой и пословицами.

Прочитайте загадку и пословицы:

Рыжая птичница

В курятник пришла,

Всех кур перечла

И с собой унесла.

Конечно же, лиса. Пословицы:

Спит лиса, а во сне кур щиплет, Нанималась лиса на птичий двор, беречь от коршуна, от ястреба.

- Что объединяет пословицы и загадку? (Лиса - рыжая птичница, которая охотится на птичьем дворе. Именно это и хотели нам показать своими картинами А. Комаров и Л. Михайленко).

- Наш мини итог, я хочу подвести следующим стихотворением:

У лисицы острый нос, У неё пушистый хвост, Шуба рыжая лисы Не сказанной красоты. Лиса павою похаживает, Шубу пышную поглаживает. - Я - охотница до птицы! Кур ловить я мастерица! Как увижу — подкрадусь И тихонько затаюсь. После прыгну и схвачу, Деткам в норку отнесу.

- Ребята, посмотрите на доску.

- Как вы понимаете значения этих слов?

Патрикеевна Пригибается (кланяется) Выстланы (покрыты травой поты) Принаряжена (красиво одета)

- Остановимся на слове «Патрикеевна»

откуда такое странное имя и почему его носит именно лиса?

Выступление ученика:

Патрикей - имя старинное, происходит от латинского «патриций», то есть «аристократ». Но в старину «и» на Руси произносилось как «к». Вот и получилось Патрикей, имя это делали только детям княжеского рода.

Какая же связь с лисой?

Давным-давно, лет 700 назад, жил был новгородский князь Патрикей, Нарумунтович, который так прославился своей изворотливостью, хитростью, что с тех пор имя Патрикей, стало равнозначно слову «хитрец». А так как лиса считалась самым хитрым зверем и получила отчество Патрикеевна.

Чтение текста учителем.

- Я вам сейчас прочитаю текст, а вы попробуйте представить лису такой, какой ее описал автор. Выяснение первых впечатлений:

1. Какова лиса в изображении К.Д. Ушинского? Какой вы ее представляете? Как автор рисует ее? (У Ушинского -лиса красавица, «лиса умница», автор любуется ею, хвалит, слегка осуждает ее называет «разбойница». Ею любуются и в то же время знают, что она еще и проказница

2. Как автор относится к лисе? Откуда это видно?

На доске слова: любуется, ненавидит, уважает, восхищается, осуждает, ценит, ругает. Выберите нужное.

3. Почему он называет ее разбойницей? Прочитайте. (Она хитро и нагло ворует птиц из-под носа у людей «любит курочек, любит уточек, свернет шею гусю жирному, не помилует и кролика).

4. Перечитывание текста детьми одновременно с его анализом.

1) Чтение текста детьми.

2) Беседа но вопросам:

Почему автор называет лису не кума, а «кумушка», говорит, что у нее не зубы, а «зубушки»? найдите в тексте подобные слова. Вы встретились с уменьшительно -ласкательными словами. Они нужны, чтобы обмануть нас, вызвать доверие

Каким вы представили себе «наряд» лисы?

Как ходит лиса? Почему она как будто кланяется? Кто может показать это?

Почему автор говорит о лисе, что она улыбается? Разве звери могут улыбаться?

Можете ли вы представить себе «дом» лисы? Какой он?

Деление текста на части и составление простого плана.

Прочитайте текст по частям (абзацам), простого плана. План.

1. Внешность лисы.

(«Лиса красавица»). Найди в первом предложении созвучные слова. Подумайте, почему шерсть у лисы названа золотистой. (Золотистая - блестящая, желтоватая). Хорошо кума принаряжена:... на груди жилет, а на шее белый галстучек. Покажи на рисунках. Скажите об этом другими словами. Кто сказал интереснее: ты или автор? Продолжаем составлять план.

2. Повадки.

(«Ходит лиса тихонько»)

3. Лисья нора.

(«Лиса умница») почему лиса роет глубокие норы? Ответь словами из текста

4. Пища лисы.

(«Лиса разбойница»). Всерьез или в шутку автор называет лису постницей?

- Почему ты так думаешь?

- Чем похожа лиса из рассказа К.Д. Ушинского на лису из народных сказок? (Красотой, хитростью и повадками).

- Вспомните пословицы о лисе.

- Возьмите лист-вкладыш (с. 2.) Читаем пословицы.

- А кто из вас слышал такую пословицу: «Лиса - всему свету краса». Подходит ли эта пословица к рассказу К.Д. Ушинского «Лиса Патрикеевна»? (Да, подходит, т.к. К.Д. Ушинский в своем рассказе каждым словом подчеркивает красоту и изящество лисы).

- Почему автор выбрал такой заголовок? (Этим названием он показывает, какой мы должны увидеть лису и тем самым передаёт свое отношение к ней)

Работа по книге «Живое слово» 2-й кл.; 2-я ч.

- Откройте «Живое слово» 2-й кл.; 2-ю часть на с. 101.

- Прочитайте про себя статью В. Волкова.

Беседа по вопросам

- Вы прочитали научно-познавательную статью В. Волкова, которого тоже заинтересовало такой зверь, как ... (лисица).

1. Что нового и удивительного узнали вы из этой статьи? (Хвост у лисы при поворотах работает как руль. Лиса хорошо видит и днем и ночью, за много метров слышит, как пищат мыши. Лиса - хищник).

2. Почему лису зовут хищницей? (Она ест и птиц, и лягушек, и рыб, и стрекоз, уток, глухарей. Главная пища лисы - мыши-полевки. Уничтожая их она

приносит большую пользу).

Работа по картине Е.И. Чарушина «Лиса»

- В заключение нашего урока мне бы хотелось показать вам ещё одну картину знаменитого писателя, художника-иллюстратора Е.И. Чарушина «Лиса».

Какой здесь изобразил лису художник-иллюстратор? (Лиса сосредоточена, она мышкует, встав на пенек, прислушивается к мышам, бегающим под снегом. Малейший писк и лиса обнаружила этого грызуна).

- Когда Лиса мышкует, то ходит на задних лапах, прыгает, поворачивается. Со стороны похоже, что танцует лисица. Это и запечатлел художник-иллюстратор Е.И. Чарушин.

Итог урока

- Что вы узнали о лисе?

- Что вам понравилось в описании лисы?

Наш урок я хочу закончить стихотворением Г. Ладонщикова:

Эта рыжая плутовка

И коварна, и хитра,

Быстрых зайцев ловит ловко,

Кур ворует со двора.

И мышами поживиться _________Любит шустрая лисица.

Домашнее задание

- Прочитать рассказ В. Чаплиной «Как лиса в лесу живет» или И. Акимушкина «Жила-была лиса».

К.Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна».
  • Начальные классы
Описание:

Тема. К.Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна».

Задачи:

1. Формировать представления о главных особенностях художественного текста;

2. Вырабатывать технику чтения и работать над выразительным чтением (передача голосом отношения автора к лисе: любуется, хвалит, слегка осуждает - «разбойница»);

3. Делить текст на части, составлять простой план и пересказывать по плану близко к тексту с использованием авторских слов и выражений;

4. Вести наблюдение за средствами создания выразительности

(созвучия, образные выражения)

Видыработы:

1. Деление текста на части и составление простого плана;

пересказ;

2. Речевая работа (образные выражения в описании лисы; старинные слова; созвучия);

3. Выбор слова из заданного ряда для характеристики авторского отношения к персонажу.

Содержание урока:

I. Орг. момент

Проверка готовности к уроку.

II. Повторение русских народных сказок

Ребята, отгадайте загадку: "Сама рыжеволосая, мордочка плутоватая. Ей не надо пирожка, ей бы скушать петушка!"

Кто это такая? Лиса.

Учитель. Нас сегодня Лиса пригласила посетить "Страну сказок". Она приготовила нам сюрпризы-задачки. Думаю, что мы сможем правильно их разгадать.

Итак, какие русские народные сказки вы знаете, где главная героиня - Лиса?

Я вам буду зачитывать отрывки из сказок, а вы будете отгадывать.

Учитель зачитывает: «И пошли кот да дрозд далеко в лес дрова рубить. А лиса - тут как тут: села под окошечко и поет:

- Петушок, петушок, Золотой гребешок, Маслена головушка, Шелкова бородушка, Выгляни в окошко, Дам тебе горошку»

Дети: «Петушок - золотой гребешок»

Какая здесь лиса? (Коварная, сначала она явно льстит петушку, затем вызывает обиду и зависть).

Учитель зачитывает дальше: «Шла лиса по дорожке и нашла лапоток, пришла к мужику и просится:

- Хозяин, пусти меня ночевать!

Он говорит: - Некуда, лисонька тесно!»

Дети: «За лапоток - курочку, за курочку - гусочку».

Какой здесь показана лиса?

(Не только хитрая, но ещё недобрая, коварная, злая насмешница).

А какими волк и медведь?

(Глупыми)

Слушаем дальше: «Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла и пошла дальше. Пришла в деревню и стучится в избу: - Стук-стук-стук»

(Лисичка со скалочкой)

Какая здесь лиса? (Глупая)

Почему? (Ей удается обмануть двух хозяев, а третий перехитрил ее. Поэтому в этой сказке лиса выглядит

Появление Лисы.

- Кто это тут обо мне толкует?

Учитель. - Мы с ребятами решаем, почему ты, Лиса, попала во многие русские народные сказки и почему тебя назвали лисой?

Лиса. Я хороша собой, «лисий» - это желтоватый, «залисеть» - значит пожелтеть. Но не только за красоту меня любят. Я умна, хитра, любого вокруг пальца обвести могу, заткнуть за пояс, я всегда держу нос по ветру, у меня всегда дело в шляпе. Зарубите это себе на носу!

Учитель. Лиса, я ничего не поняла. Что ты тут наговорила? Может, ребята смогут объяснить?

Лиса. Зарубить на носу - означает запомнить крепко-накрепко. В древности неграмотные люди всегда носили с собой дощечки, а на них зарубками резами делали всевозможные заметки.

- Дело в шляпе - означает, что все хорошо, все в порядке, сообщения доставлялись гонцами на лошадях .Важные несколько столетий назад, когда почти не было, все бумаги забивали под подкладку шляпы или шапки. Отсюда и возникло это выражение.

- Держать нос по ветру - следить за направлением ветра, смотреть, откуда ветер дует (это людской термин, имеется в виду нос корабля).

- Обвести вокруг пальца - ловко, хитро обмануть. Учитель. Лиса, откуда такие меткие выражения? Кто

тебя научил так красиво излагать свои мысли? (У нас в сказках все так разговаривают. В русских народных сказках свой язык!)

Краткая справка о художнике.

О тебе лиса не только сказки народ сочинял, но и картины художники писали. Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одной из картин о лисе.

Это картина Алексея Никаноровича Комарова «Рыжая птичница»

Картины этого художника украшают многие наши музеи. Любимой темой Алексея Колганова было рисовать с натуры. Пойдет в лес, сядет где-нибудь под березой и наблюдает. Рисовал деревья, домашних животных, птиц, зверей.

Комаров участвует в выставках, книги с его иллюстрациями все чаще и чаще ложатся на столы к маленьким читателям, любителям сказок, его талантливые рисунки помогали малышам складывать первые фразы, давали им поэтические образы. В его картинах живут звери, которые несут в себе людские качества, вот зайка-трусишка, мишка-сластена, лакомка и грубиян, белочка - хорошая хозяйка, а вот хитрая лиса-красавица. (Учитель показывает открытки).

Работа по картине А. Комарова «Рыжая птичница»

1. Расскажите, что здесь произошло? ( Лиса очень ловко подкралась к птичьему двору, затаилась, выбирая кого на этот раз утащить. Выбрав самую жирную курицу, она бросилась на нее и в одно мгновение курица оказалась в ее пасти, появление лисы на птичьем дворе вызвало большой переполох. На шум и крик птиц выбежала хозяйка, но пеструшки как не бывало).

2. Рассмотрите внимательно лису и расскажите, какая она? ( Лиса - хитрая, проворная. Пушистый хвост - краса рыжая головка с острой мордочкой, сильные лапы помогают лисе быстро и бесшумно передвигаться, у нее острый слух, зрение и нюх

Работа по картине Л. Михайленко «Рыжая птичница»

1. Какой эпизод из жизни лисы привлек внимание художника? (В лесу живет, а в деревне кур крадет).

2. Какой изобразил художник лису? (Голова с удлинённой мордой, очень выразительные глаза, большие заострённые уши, туловище длинное и приземистое, окраска спине ярко-рыжая, будто золотистая, ноги гибкие, тонкие, брюхо с грудкой белое, хвост пушистый с белым кончиком, кажется круглым огненным полешком. Глядя ей в глаза мы можем сказать, как довольна она сегодняшней охотой. Она поймала большую жирную курицу, будет чем полакомиться.)

3. Что изображено на боковом плане картины? (Деревня, тот птичий двор, на котором только что побывала лиса.)

4. Каким настроением проникнута репродукция? (Краски в этой картине яркие, они подчеркивают самодовольство, восторженность и хитроумность лисы.)

5. Сравните картины А. Комарова и Л. Михайленко. Что общего хотели нам рассказать о лисе оба этих художника. Ответить на этот вопрос нам поможет загадка и пословица.

Работа с загадкой и пословицами.

Прочитайте загадку и пословицы:

Рыжая птичница

В курятник пришла,

Всех кур перечла

И с собой унесла.

Конечно же, лиса. Пословицы:

Спит лиса, а во сне кур щиплет, Нанималась лиса на птичий двор, беречь от коршуна, от ястреба.

- Что объединяет пословицы и загадку? (Лиса - рыжая птичница, которая охотится на птичьем дворе. Именно это и хотели нам показать своими картинами А. Комаров и Л. Михайленко).

- Наш мини итог, я хочу подвести следующим стихотворением:

У лисицы острый нос, У неё пушистый хвост, Шуба рыжая лисы Не сказанной красоты. Лиса павою похаживает, Шубу пышную поглаживает. - Я - охотница до птицы! Кур ловить я мастерица! Как увижу — подкрадусь И тихонько затаюсь. После прыгну и схвачу, Деткам в норку отнесу.

- Ребята, посмотрите на доску.

- Как вы понимаете значения этих слов?

Патрикеевна Пригибается (кланяется) Выстланы (покрыты травой поты) Принаряжена (красиво одета)

- Остановимся на слове «Патрикеевна»

откуда такое странное имя и почему его носит именно лиса?

Выступление ученика:

Патрикей - имя старинное, происходит от латинского «патриций», то есть «аристократ». Но в старину «и» на Руси произносилось как «к». Вот и получилось Патрикей, имя это делали только детям княжеского рода.

Какая же связь с лисой?

Давным-давно, лет 700 назад, жил был новгородский князь Патрикей, Нарумунтович, который так прославился своей изворотливостью, хитростью, что с тех пор имя Патрикей, стало равнозначно слову «хитрец». А так как лиса считалась самым хитрым зверем и получила отчество Патрикеевна.

Чтение текста учителем.

- Я вам сейчас прочитаю текст, а вы попробуйте представить лису такой, какой ее описал автор. Выяснение первых впечатлений:

1. Какова лиса в изображении К.Д. Ушинского? Какой вы ее представляете? Как автор рисует ее? (У Ушинского -лиса красавица, «лиса умница», автор любуется ею, хвалит, слегка осуждает ее называет «разбойница». Ею любуются и в то же время знают, что она еще и проказница

2. Как автор относится к лисе? Откуда это видно?

На доске слова: любуется, ненавидит, уважает, восхищается, осуждает, ценит, ругает. Выберите нужное.

3. Почему он называет ее разбойницей? Прочитайте. (Она хитро и нагло ворует птиц из-под носа у людей «любит курочек, любит уточек, свернет шею гусю жирному, не помилует и кролика).

4. Перечитывание текста детьми одновременно с его анализом.

1) Чтение текста детьми.

2) Беседа но вопросам:

♦ Почему автор называет лису не кума, а «кумушка», говорит, что у нее не зубы, а «зубушки»? найдите в тексте подобные слова. Вы встретились с уменьшительно -ласкательными словами. Они нужны, чтобы обмануть нас, вызвать доверие

♦ Каким вы представили себе «наряд» лисы?

♦ Как ходит лиса? Почему она как будто кланяется? Кто может показать это?

♦ Почему автор говорит о лисе, что она улыбается? Разве звери могут улыбаться?

♦ Можете ли вы представить себе «дом» лисы? Какой он?

Деление текста на части и составление простого плана.

 Прочитайте текст по частям (абзацам), простого плана. План.

1. Внешность лисы.

(«Лиса красавица»). Найди в первом предложении созвучные слова. Подумайте, почему шерсть у лисы названа золотистой. (Золотистая - блестящая, желтоватая). Хорошо кума принаряжена:... на груди жилет, а на шее белый галстучек. Покажи на рисунках. Скажите об этом другими словами. Кто сказал интереснее: ты или автор? Продолжаем составлять план.

2. Повадки.

(«Ходит лиса тихонько»)

3. Лисья нора.

(«Лиса умница») почему лиса роет глубокие норы? Ответь словами из текста

4. Пища лисы.

(«Лиса разбойница»). Всерьез или в шутку автор называет лису постницей?

- Почему ты так думаешь?

- Чем похожа лиса из рассказа К.Д. Ушинского на лису из народных сказок? (Красотой, хитростью и повадками).

- Вспомните пословицы о лисе.

- Возьмите лист-вкладыш (с. 2.) Читаем пословицы.

- А кто из вас слышал такую пословицу: «Лиса - всему свету краса». Подходит ли эта пословица к рассказу К.Д. Ушинского «Лиса Патрикеевна»? (Да, подходит, т.к. К.Д. Ушинский в своем рассказе каждым словом подчеркивает красоту и изящество лисы).

- Почему автор выбрал такой заголовок? (Этим названием он показывает, какой мы должны увидеть лису и тем самым передаёт свое отношение к ней)

Работа по книге «Живое слово» 2-й кл.; 2-я ч.

- Откройте «Живое слово» 2-й кл.; 2-ю часть на с. 101.

- Прочитайте про себя статью В. Волкова.

Беседа по вопросам

- Вы прочитали научно-познавательную статью В. Волкова, которого тоже заинтересовало такой зверь, как ... (лисица).

1. Что нового и удивительного узнали вы из этой статьи? (Хвост у лисы при поворотах работает как руль. Лиса хорошо видит и днем и ночью, за много метров слышит, как пищат мыши. Лиса - хищник).

2. Почему лису зовут хищницей? (Она ест и птиц, и лягушек, и рыб, и стрекоз, уток, глухарей. Главная пища лисы - мыши-полевки. Уничтожая их она

приносит большую пользу).

Работа по картине Е.И. Чарушина «Лиса»

- В заключение нашего урока мне бы хотелось показать вам ещё одну картину знаменитого писателя, художника-иллюстратора Е.И. Чарушина «Лиса».

Какой здесь изобразил лису художник-иллюстратор? (Лиса сосредоточена, она мышкует, встав на пенек, прислушивается к мышам, бегающим под снегом. Малейший писк и лиса обнаружила этого грызуна).

- Когда Лиса мышкует, то ходит на задних лапах, прыгает, поворачивается. Со стороны похоже, что танцует лисица. Это и запечатлел художник-иллюстратор Е.И. Чарушин.

Итог урока

- Что вы узнали о лисе?

- Что вам понравилось в описании лисы?

Наш урок я хочу закончить стихотворением Г. Ладонщикова:

Эта рыжая плутовка

И коварна, и хитра,

Быстрых зайцев ловит ловко,

Кур ворует со двора.

И мышами поживиться _________Любит шустрая лисица.

Домашнее задание

 

- Прочитать рассказ В. Чаплиной «Как лиса в лесу живет» или И. Акимушкина «Жила-была лиса».

Автор Упорова Олеся Юрьевна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1405
Номер материала 20948
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓