Инфоурок Музыка Другие методич. материалы«Изучение сонатин М.Клементи и Ф.Кулау, как подготовка к исполнению сонат венского периода»

«Изучение сонатин М.Клементи и Ф.Кулау, как подготовка к исполнению сонат венского периода»

Скачать материал

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ

 

«Изучение сонатин  М.Клементи и  Ф.Кулау, как подготовка к исполнению сонат венского периода».

 

 

 

 

 

Подготовил: преподаватель

по классу специального фортепиано-

УРАЛЬЦЕВ Константин Николаевич.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Стрежевой

2013г.

 

«Изучение сонатин  М.Клементи и  Ф.Кулау, как подготовка к исполнению сонат венского периода».

 

 

Во второй половине  XVIII века в фортепианном искусстве возникает жанр сонатина. СОНАТИНА (уменьшительное от СОНАТА) – жанр инструментальной, главным образом фортепианной музыки, производный от сонаты. Сонатина имела преимущественно учебно-инструктивное назначение, что объясняет небольшие её масштабы, облегчённость фактуры, относительную простоту тематического материала и его незначительное развитие, первые части сонатной формы обычно без разработки. В этом жанре творили  такие  композиторы как  М.Клементи, Ф.Кулау, Д.Чимароза.

Появлению классической сонатной формы  предшествовала старинная сонатная форма, состоящая из двух разделов.

Большой вклад в развитие фортепианного искусства, утверждению классического цикла сонаты внёс  М.Клементи (1752-1832). Основатель  так называемой Лондонской школы пианизма, прозванный современниками «отцом фортепианной музыки». Его фортепианное творчество оказало влияние на  Й Гайдна и Л.Бетховена. М.Клементи создал более  ста сонат. Значительная их часть – для фортепиано. Его сонатное творчество – это самостоятельное направление в фортепианной литературе конца XVIII -  начала XIX  века. В нём не было того богатства музыкального содержания, как в сочинениях Й.Гайдна, В.Моцарта и Л.Бетховена, оно значительно менее насыщено в лирическом отношении. Но в то время М.Клементи сыграл немалую роль в развитии сонаты и в разработке виртуозной фортепианной фактуры. Его влияние чувствуется в некоторых  произведениях венских классиков, например в Третьей и Шестнадцатой сонатах Л.Бетховена.

В музыкально-исполнительском развитии учащихся особое место занимает работа над произведениями крупной формы.  Задачи, стоящие перед учащимися при разучивании сонатных аллегро, направлены на познание как структурной, так и процессуально-динамической сторон музыкальной формы.

 Уже в начальных классах на материале сонатинной литературы (В. Моцарт, Л.Бетховен, М.Клементи, Я.Дюссек, А.Диабелли, Ф.Кулау) учащиеся подготавливаются к предстоящему изучению сонат венских классиков – Й.Гайдна, В.Моцарта, Л.Бетховена, являющимися основой формирования масштабного музыкального мышления, столь необходимого при дальнейшем исполнении всех частей циклической сонатной формы.

 С самыми  несложными произведениями крупной формы (сонатинами) учащиеся соприкасаются ещё в 1 классе. К 3 классу их сложность возрастает, что соответственно сказывается и на музыкально-исполнительском развитии ребёнка. В практическом опыте и программных требованиях на начальном этапе обучения подчёркивается важность изучения сонатных аллегро, являющихся как бы начальной подготовкой к последующему усвоению сонатного цикла в целом. При изучении пьес малых форм учащийся относительно легко воспринимает содержание и исполнительские средства благодаря характерной устойчивости элементов их музыкальной речи и фортепианной фактуры. Иные качества слухового и пианистического порядка нужны в работе над сонатной формой. У ученика постепенно вырабатывается способность к целостному охвату музыки на более протяжённых линиях её развития, т.е. воспитывается «длинное, горизонтальное» музыкальное мышление, которому подчинено восприятие отдельных эпизодов произведения.

Трудности освоения сонатного аллегро, обусловленные сменой образного строя партий, тем (их мелодики, ритмики, гармонии, фактуры), как бы компенсируются жанровой конкретностью музыкального языка, свойственной популярным сонатинам из программы данного периода обучения. Такая жанровая конкретность характеризует всё сонатное аллегро либо его отдельные партии и темы.

Наряду с сонатинами А.Жилинскиса, Ю.Щуровского, Г.Грациоли и других композиторов, в репертуаре ученика большое место принадлежит той части музыки зарубежных композиторов, которая подготавливает учащегося к будущему усвоению сонатной формы у Й.Гайдна, В.Моцарта, Л.Бетховена. Это сонатины М.Клементи, Ф.Кулау, Я.Дюссек, А.Диабелли. Образно-эмоциональному строю этих произведений присущи большая моторная устремлённость, чёткость ритмики, строгая закономерность чередования штрихов и фактурных приёмов,  исполнительское удобство мелкой техники. Учащийся должен выявить в них такие качества тематического материала, как единство и контрастность, показать его развитие. Наиболее доступным для детского восприятия является контрастное  сопоставление музыкального материала по большим законченным отрезкам формы. Так как главная, побочная и заключительная партии заметно отличаются по характеру, жанровой окраске, ладогармоническому освещению, то учащемуся легче даются средства их исполнительского воплощения. Уже в экспозициях первых частей сонатин Ф.Кулау соч.55 №1  C-dur и М.Клементи соч.36 №3 юный пианист чётко разграничивает музыкально-смысловую и структурно-синтаксическую стороны основных трёх партий. В произведении Ф.Кулау эмоциональная суть каждой партии выражена главным образом через мелодико-ритмическую образность. Радостная, «танцевальная» главная партия через восходящую G-dur,ную гамму переходит в мягкую, плавную побочную, непосредственно вливающуюся в заключительную партию с её устремлёнными гаммообразными потоками, чётко закрепляющимися в доминантовой тональности.

Более сложны для восприятия учащегося явления контрастности внутри партий. Изменение на близких расстояниях ритмо-интонационной сферы, артикуляционных штрихов, голосоведения, фактуры и другого, требует от ученика умения гибко переключаться на новые звуковые и технические задачи. Такой контраст на коротких отрезках можно наблюдать на примере сонатины М.Клементи соч.36 № 2. Он составляет одну из трудностей исполнения тематического материала первой части данной сонатины. Поэтому, чем глубже и яснее учащийся поймёт выразительный и структурный характер экспозиции, тем больше он будет подготовлен к прочтению разработки и репризы.

Музыкальный материал экспозиции неодинаково развит в разработочных частях. Сравнивая две сонатины Клементи – соч.36 № 2 и № 3, можно увидеть максимальную сжатость разработки в первом произведении, построенном на тональном обновлении ритмо-интонаций главной партии. Ёмче по музыкальным средствам и их исполнительскому воплощению разработка в сонатине № 3. Слуховое внимание ученика здесь должно быть направлено на обнаружение сходства мелодического рисунка начала разработки и начала главной партии, поданной, как бы в обращённом виде. Эта трансформация материала обуславливает иные исполнительские краски: на смену фанфарной приподнятости (форте) приходят ласково-игривые интонации (пиано). С пятого такта разработки в мелодии появляется решительный, с элементами драматизма эпизод в c-moll, который, постепенно угасая, вливается в репризу.

Реприза в сонатинах обычно воспроизводит тематические основы экспозиции. Как правило, ученик легко узнаёт её. Порой в ней упускается главная партия. В сонатине М.Клементи соч. 36 №3, главная партия репризы расширена путём её динамизации средствами ладотонального развития.

Целостное  исполнение лёгких сонатин в средних классах основано не только на слышании интонационного родства партий, но и на развитом чувстве ритмической мерности движения. Наибольшую сложность для учащихся представляют здесь темпо-ритмические трудности при частой смене фактурных приёмов. Умение держать темп воспитывается в начальные годы обучения преимущественно путём активизации чувства метрической и ритмической пульсации. Например, в сонатине Ф.Кулау соч. 20 №1 внутреннее слышание пульсации четвертных нот обеспечивает «дирижёрское» волевое управление ритмом восьмых нот. В сонатине М.Клементи G-dur №2 такими же пульсирующими единицами являются восьмые ноты, прослушивающиеся и при исполнении шестнадцатых.

Вместе с тем изучение таких сонатин должно выработать у ученика чувство больших ритмических группировок. Так, уже при усвоении уже двух рассмотренных выше произведений могут быть применены такие варианты «дирижёрского» счёта: у Ф.Кулау – по полутактам, у М.Клементи – по тактам. После тщательного овладения текстом и фактурными трудностями ученик готовится к целостному исполнению сонатной формы.

В заключении, хочется отметить, что нормы классической сонаты окончательно сформировались к началу XIX века, высочайшего расцвета достигнув в творчестве Л.Бетховена, чему послужили М.Клементи, Ф.Кулау, Д.Чимароза и другие композиторы XVIII столетия.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста: Методическое пособие.-М.:Кифара, 2002.

2. Музыкальный энциклопедический словарь. Гл.ред.Келдыш Г.В. М.:Советская энциклопедия, 1991.

3. Разумовская О.К. Зарубежные композиторы:биографии, викторины, кроссворды: Методика.-М.:Айрисс пресс, 2008.

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "«Изучение сонатин М.Клементи и Ф.Кулау, как подготовка к исполнению сонат венского периода»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Бизнер-тренер

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данное методическое сообщение было прочитано как информационный методический материал на методическом объединении преподавателей-пианистов Детской школы искусств г.Стрежевого. Целью данного методического сообщения было информирование преподавателей-пианистов о важности изучения сонатин композиторов довенского периода. Уже в начальных классах на материале сонатинной литературы таких композитоов, как М.Клементи, Я.Дюссека, А.Диабелли, Ф.Кулау, учащиеся подготавливаются к предстоящему изучению и исполнению сонат венских классиков - Й.Гайдна, В.Моцарта, Л.Бетховена, являющимися основой формирования масштабного музыкального мышления, столь необходимого при дальнейшем исполнении всех частей циклической сонатной формы.   

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 059 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 1777
    • DOCX 23.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Уральцев Константин Николаевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 10048
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Музыкально-эстетическое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 73 человека из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 136 человек

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика преподавания в детской музыкальной школе

Преподаватель детской музыкальной школы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания вокала в ДМШ и ДШИ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 63 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 164 человека

Мини-курс

Психология расстройств пищевого поведения

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 161 человек из 53 регионов
  • Этот курс уже прошли 95 человек

Мини-курс

Психология детства и подросткового возраста

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 66 человек

Мини-курс

Психология общения: от многоплановости до эффективности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 50 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек