Главная / Начальные классы / ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

Хохлова О.Н.

МБОУ «Городская гимназия №1» г. Усть-Илимска



Образование в начальной школе является фундаментом для дальнейшего обучения и учителю важно сформировать у младшего школьника необходимые УУД, достичь личностных результатов. Одной из отличительных особенностей ФГОС является изменение в требованиях к результатам образования. В качестве основного выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важные жизненные и профессиональные задачи. Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений учащихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. ФГОС определены результаты воспитания: патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность. Как учителю в повседневной деятельности не упустить все аспекты, названные выше?

Современные педагогические технологии и методы обучения позволяют сделать процесс обучения и воспитания эффективным и успешным. Учителя начальной школы используют различные приёмы, которые позволяют выстроить определённую систему работы и достичь планируемых результатов.

Материал русского фольклора можно успешно использовать в урочной и внеурочной деятельности для решения образовательных и воспитательных задач. Недаром народная мудрость гласит «Пословица всем делам помощница». Работа по изучению русского фольклора ведётся в течение года на уроках русского языка, литературного чтения и риторики. Этот материал помогает привлечь внимание детей к красоте и мудрости народного слова; объясняет сущность многих жизненных явлений; обогащает словарь учащихся; развивает устную речь и поэтический слух. Виды заданий многообразны:

  • подборка или распределение пословиц и поговорок на определённую тему (о маме, о добре, о лени, о труде),

  • соотношение пословиц и поговорок с предложенными иллюстрациями,

  • восстановление текста пословицы по отдельным частям,

  • подборка пословицы и поговорки с определённым словом,

  • характеристика человека или ситуации с помощью пословиц,

  • нахождение ошибки в пословице или поговорке,

  • разъяснение смысла пословицы,

  • отгадывание пословиц по слогам, гласным буквам,

  • нахождение орфограмм.

Обобщить и пополнить знания русского фольклора учащиеся смогли в процессе работы над темой «Русский фольклор» в рамках проекта «Мобильная суббота», который успешно реализуется в МБОУ «Городская гимназия №1». Первоклассники работали с русским фольклором по нескольким темам: «Что такое фольклор», «Русские народные сказки», «Книги, в которых живут пословицы и поговорки», «Устаревшие слова русского языка». Учащиеся, совместно с родителями, изучали и анализировали информацию, используя образовательные ресурсы города: библиотеки, картинную галерею, краеведческий музей, Интернет. Учащиеся активно осваивали новые формы общения: беседа, интервью, опрос, исследование.

Предлагаю вашему вниманию некоторые задания маршрутного листа по теме «Устаревшие слова русского языка».

Задание 1.

  • Какие слова называются устаревшими? Найдите ответ на этот вопрос в «Справочнике для учащихся». Запишите ответ.

  • Почему многими словами в современном русском языке перестали пользоваться?

Задание 2.

  • Прибаутки, колыбельные песни, русские народные сказки, пословицы, поговорки, фразеологизмы – это фольклор. Почему в фольклоре сохранились устаревшие слова?

  • Посетите детскую библиотеку «Родничок». Выберите книги русского фольклора, найдите в этих произведениях устаревшие слова, запишите их.

Задание 3.

  • Выпишите найденные устаревшие слова и их значение в таблицу. Вам поможет библиотекарь.

Задание 4.

  • Представьте, что вы с помощью машины времени перенеслись в прошлое и встретились с мальчиком, который перечисляет названия частей тела человека. Конечно, он употребляет устаревшие слова. Рассмотрите картинку. Запишите в таблицу устаревшие и современные названия частей тела человека. Вам поможет консультант.

Задание 5.

  • Обратитесь к специалисту – учителю изобразительного искусства. Подберите и рассмотрите несколько картин, на которых изображены русские люди в старинные времена. Выберите две картины, которые произвели на вас наибольшее впечатление.

  • Рассмотрите одежду людей на картинах. Попробуйте узнать название одежды. Запишите свои «находки» в таблицу.

  • Раскрасьте картинку. Подпишите название устаревших слов - предметов одежды.

Задание 6.

  • Посетите краеведческий музей (тёмный зал). Внимательно рассмотрите старинные предметы быта. Перечислите название предметов, которые вы услышали впервые. Можно эти слова назвать устаревшими?

  • Какой предмет привлёк ваше внимание? Чем? Как люди использовали его в хозяйстве? Ответ запишите.

  • Нарисуйте этот предмет. Можно сделать фотографию.

Итогом работы явилась творческая презентация перед своим классным коллективом: иллюстрации, театрализованные представления, кроссворды, поделки, частушки, загадки и т.д.

Изученный материал используется во внеурочной деятельности. Приоритетным направлением воспитательной работы моего класса являются патриотическое и нравственное направления. Традиционными стали следующие мероприятия: «Толкователи слов» (предшествует классному часу на нравственную тему), праздник «Ехал Грека …» (театрализованное представление для учащихся начальной школы), «Турнир знатоков русского фольклора» (праздник с родителями в конце года). Проектная деятельность класса также связана с фольклором.


Класс

Проект класса

Результат

1

«В гостях у сказки»

  • альбом «В гостях у сказки»

  • викторина «Сказочные герои»

  • познавательная игра «Лукоморье»

  • справочник «Устаревшие слова русского языка»

2

«Знатоки русского фольклора»

  • календарь «Пословицы и поговорки о погоде и природных явлениях»

  • участие в научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее, Юниор» с исследовательской работой «Устаревшие слова русского языка»,




Таким образом, используя в работе фольклорный материал учитель может успешно решать воспитательные задачи, а так же задачи по достижению личностных, метапредметных и предметных результатов.




ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
  • Начальные классы
Описание:

Образование в начальной школе является фундаментом для дальнейшего обучения и учителю  важно сформировать у младшего школьника необходимые УУД, достичь личностных результатов.

Материал русского фольклора можно  успешно использовать в урочной и внеурочной деятельности для решения образовательных и воспитательных задач.   Недаром народная мудрость гласит «Пословица всем делам помощница».  Работа по изучению русского фольклора ведётся в течение года на уроках русского языка, литературного чтения и риторики. Этот материал помогает привлечь внимание детей к красоте и мудрости народного слова; объясняет сущность многих жизненных явлений; обогащает  словарь учащихся; развивает устную речь и поэтический слух.

Автор Хохлова Ольга Николаевна
Дата добавления 26.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 512
Номер материала 12396
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓