Главная / Другое / Изучение эмоционально-оценочной лексики детей старшего дошкольного возраста

Изучение эмоционально-оценочной лексики детей старшего дошкольного возраста

К. пед. н. Попова Ирина Ивановна, Руденко Ольга

Севастопольский городской гуманитарный университет, г. Севастополь,

АР Крым


Изучение эмоционально-оценочной лексики детей старшего дошкольного возраста


Актуальность. В системе задач по развитию речи детей дошкольного возраста словарная работа занимает одно из ведущих мест. Слово обеспечивает содержание общения. Внеситуативно-личностный тип общения, складывающийся в старшем дошкольном возрасте, характеризуется особым содержанием, мотивом и задачами, которые могут быть решены различными средствами. Значительное место среди этих средств занимает эмоционально-оценочная лексика, обозначающая эмоции и чувства, внутренние переживания человека, нравственные качества (В.Г. Щур, С. Г. Якобсон).

Формирование эмоционально-оценочной лексики является важным условием эмоционального развития и нравственного воспитания детей. В старшем дошкольном возрасте формируется отношение ребенка к моральным ценностям общества, к окружающим людям. Овладение эмоционально-оценочной лексикой рассматривается как условие формирования социально активной личности старшего дошкольника, используется как средство формирования нравственных качеств личности В.И. Яшина [3]. Однако практика дошкольного образования выявляет тенденцию всевозрастающей скудности в речи дошкольников слов эмоционально-оценочной лексики. Для того, чтобы реализовывать речевую работу по обогащению эмоционально-оценочной лексики в речи детей старшего дошкольного возраста, педагогу необходимо владеть диагностическим инструментарием по выявлению уровня развития указанной лексики старших дошкольников. В рамках проведения нашего исследования нами было проведено обследование речи детей старшего дошкольного возраста с целью выявления понимания детей старшего дошкольного возраста эмоционально-оценочной лексики.

Целью этой статьи является анализ результатов проведённого исследования по выявлению понимания детьми старшего дошкольного возраста слов эмоционально-оценочного характера.

Обследование словарного состава эмоционально-оценочной лексики проводилось с 15 детьми старшего дошкольного возраста на базе ДУУ № 5 г. Севастополя. При этом использовалась диагностическая методика изучения усвоения детьми слов эмоционально-оценочной лексики, предложенная А.М.Богуш [1]. Диагностика представляет собой серию вопросов, предложенных детям. Методика изучения предусматривала проведение индивидуальных бесед с детьми. Нами были определены критерии усвоения детьми старшего дошкольного возраста оценочной лексики:

  • способность объяснить знакомые слова;

  • подбор синонимов к словам оценочного характера;

  • использование слов оценочного характера в собственных связных высказываниях.

Для оценивания усвоения эмоционально-оценочной лексики детям были предложены вопросы и задания. Опишем их.

  1. Способность объяснить знакомые слова.

- Кого можно назвать смелым?

- Кого можно назвать трусливым?

- Кто из животных трусишка. Почему?

- Кто такой хвастун?

- Кого можно назвать скромным?

- Кого можно назвать капризным?

- Кого можно назвать трудолюбивым?

2. Подбор синонимов к словам оценочного характера.

- Какое у тебя настроение, когда ты болеешь?

- Какой (- ая) ты, когда у тебя всё хорошо?

- Зайчик грустный, а как можно сказать по-другому?

- Как называют человека, который много знает? Он какой?

- Если человек не хочет помогать, работать, как называют такого человека?

3. Использование слов оценочного характера в собственных связных высказываниях.

- Расскажи о своём папе. Какой он?

- Расскажи о своей маме. Какая она?

- Расскажи о себе. Какой ты?

Обработка полученных при диагностике эмпирических данных проводилась по трехбалльной системе:

3 балла: правильный ответ, без подсказки взрослого; системные знания, может сформулировать выводы.

2 балла: с небольшими неточностями.

1 балл: со значительными подсказками взрослого, узкие знания, частые заблуждения.

Ответы детей записывались дословно в протокол обследования. Коэффициент понимания детьми слов эмоционально-оценочной лексики выводился по формуле: Кпон = m/n ×100%

Кпонкоэффициент понимания;

m – количество правильно понимаемых слов;

n – общее количество слов в группе.

Высокий уровень Кпон= 1- 0.9, Достаточный уровень Кпон = 0,8

Средний уровень Кпон = 0,7- 0,6, Низкий уровень Кпон ниже 0,6

При распределении знаний детей по уровням понимания и усвоения слов эмоционально-оценочной лексики учитывались количественные показатели. Высокому уровню отвечает Кпон = 1- 0,9(13%); достаточному уровню - Кпон= 0,8(26%); среднему – Кпон = 0,7- 0,6(46%); низкому – Кпон = ниже 0,6(13%).

На основе проведённого обследования словарного запаса старших дошкольников нами были выделены уровни усвоения детьми оценочной лексики. Опишем их в таблице 1.

Таблица 1

Уровни понимания и усвоения детьми старшего дошкольного возраста оценочной лексики

Высокий уровень

Свободно использует слова оценочной лексики в своём словаре. Адекватно понимает слова, правильно объясняет их значение, мотивирует свой выбор. 9-8 баллов Кпон= 1- 0,9

Достаточный уровень

Свободно использует слова оценочной лексики в своей речи, но дает частично правильный ответ. 7- 6 баллов Кпон=0,8

Средний уровень

Не имеет полных знаний. Многие слова понимает не правильно или частично правильно. Использует помощь воспитателя. 6- 5 баллов Кпон= 0,7- 0,6

Низкий уровень

На многие вопросы не знает ответа, затрудняется объяснить значение слов. Отвечает с помощью воспитателя. 4-3 баллов Кпон=ниже 0,6

Высокий уровень

Ребёнок свободно использует слова оценочной лексики в своём словаре. Даёт правильные ответы без подсказки взрослого. Адекватно понимает слова, правильно объясняет их значение, мотивирует свой выбор. Имеет системные знания, может сформулировать выводы. Ответы оцениваются в 9- 8 баллов. Коэффициент понимания равен Кпон=1- 0,9

Достаточный уровень

Ребёнок свободно использует слова оценочной лексики в своей речи, но дает частично правильный ответ, допускает небольшие неточности. Ответы оцениваются в 7- 6 баллов.

Коэффициент понимания равен Кпон= 0,8

Средний уровень

Ребёнок не имеет полных знаний. Многие слова понимает не правильно или частично правильно, допускает неточности. Воспитатель использует наводящие вопросы, для помощи ребёнку. Ответы оцениваются в 6- 5 баллов. Коэффициент понимания равен Кпон= 0,7- 0,6

Низкий уровень

На многие вопросы ребёнок не знает ответа, затрудняется объяснить значение слов, частые заблуждения. Использует помощь воспитателя при ответе на вопрос. Знания узкие, не системные. Ответы оцениваются в 4-3 балла. Коэффициент понимания равен Кпон= ниже 0,6

Таблица 2

Уровни содержания понимания детьми старшего дошкольного возраста оценочной лексики в процентном отношении (%)


Высокий

Достаточный

Средний

Низкий

13%

26%

46%

13%


Таким образом, в результате выполнения задания были выявлены следующие уровни понимания детьми дошкольного возраста эмоционально-оценочной лексики. Детей с высоким уровнем знаний 2 ребёнка (13%), 4 ребёнка достаточный уровень (26%), 7 детей средний уровень (46%), 2 ребёнка низкий уровень (13%).

Нам было важно выявить, какие из вопросов и слов наиболее понятны детям, а понимание каких слов стало проблемным. Исследование показало, что часть старших дошкольников даже без специального обучения понимает значения слов оценочной лексики, при их толковании опирается, прежде всего, на описание конкретных жизненных ситуаций, свидетелями или участниками которых были сами. Вместе с тем, наблюдается неточность понимания, неверное употребление слов, бедность оценочного словаря, которую дети компенсирую придавая ей эмоциональную значимость с помощью интонации, мимики, объяснением ситуаций возникновения эмоций, чувств и др. Дети пользуются в своей речи словами оценочного характера, но не всегда правильно могут объяснить значение того или иного слова.

Использование слов оценочного характера в собственных связных высказываниях находится у детей на достаточном уровне.

Подбор синонимов к словам оценочного характера находится на среднем уровне. Сложным для понимания оказался вопрос: «Как называют человека, который много знает?». 5 детей затруднились ответить на вопрос.

Слова из раздела «знакомые слова» освоены детьми на среднем уровне.

Наибольшее затруднение вызвало у детей задание объяснить знакомые слова, такие как «скромность», «хвастун», «капризный». Чаще всего дети не могли дать ответ на вопрос и отказывались от ответа.

Наблюдаются трудности в употреблении антонимов и синонимов. Для выражения антонимических связей чаще используются слова с частицей -не. При подборе синонимов преобладает употребление сравнительной степени прилагательных и общеоценочных слов. Подбор слов, лексически связанных с заданным, характеризуется однообразием содержания. В характеристиках людей, лексика разнообразнее, чем в описаниях собственного эмоционального состояния, где дети чаще используют общеоценочные слова.

При подборе синонимов к словам оценочного характера наблюдалось детское словотворчество. На вопрос: «Как называют человека который много знает?», «Знательный». «Расскажи мне о себе. Какая ты?» - «Помогательная». «Нехотюн», это тот, кто не хочет работать.

Вывод. Таким образом, результаты обследования речи детей говорят о том, что, точность употребления дошкольниками эмоционально-оценочной лексики зависит от степени обобщенности сформированных понятий.

Обнаружена взаимосвязь уровня освоения эмоционально-оценочной лексики и формы общения, развитой у ребенка. У детей с внеситуативно-личностной формой общения показатели развития эмоционально-оценочной лексики выше, чем у детей с другими формами общения. Усвоение эмоционально-оценочной лексики происходит при условии обеспечения широкой речевой практики в процессе дидактических игр, упражнений, коммуникативных ситуаций, частом использовании эмоционально-оценочной лексики в речи взрослых, окружающих детей, привлечении внимания дошкольников к ней, на базе создания доброжелательной атмосферы в группе, дружеских взаимоотношений между детьми.

Литература:

  1. Богуш А.М. Методика рiдноi мови i ознайомлення з навколишнiм у дошкiльному закладi. Практикум: Навч.посiбник / А.М.Богуш. – К.: Вища школа, 1995.- 192 с.

2. Кондратенко И.Ю. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с ОНР // Дефектология. – 2002. – №6. – с. 51–59.

3. Яшина В.И. Овладение эмоционально-оценочной лексикой как фактор нравственного воспитания детей. // Материалы научной сессии по итогам научно-исследовательской работы. – 1992. – с. 47- 49.

4. Якобсон С.Г., Щур В.Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм. // Психологические проблемы нравственного воспитания детей. – 1977. - 59 с.



Изучение эмоционально-оценочной лексики детей старшего дошкольного возраста
  • Другое
Описание:

Формирование эмоционально-оценочной лексики является важным условием эмоционального развития и нравственного воспитания детей. Практика дошкольного образования выявляет тенденцию всевозрастающей скудности в речи дошкольников слов эмоционально-оценочной лексики.

Для того, чтобы реализовывать речевую работу по обогащению эмоционально-оценочной лексики в речи детей старшего дошкольного возраста, педагогу необходимо владеть диагностическим инструментарием по выявлению уровня развития указанной лексики старших дошкольников. В рамках проведения нашего исследования нами было проведено обследование речи детей старшего дошкольного возраста с целью выявления понимания детей старшего дошкольного возраста эмоционально-оценочной лексики.

 

 

 

 

Автор Руденко Ольга Павловна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1747
Номер материала 21999
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓