Муниципальное
общеобразовательное учреждение – основная общеобразовательная школа села Вяжля
Аткарского района Саратовской области
Изучение
пожарной безопасности на уроках ОБЖ.
Учитель
ОБЖ МОУ-ООШ с. Вяжля
Кухаренко
Михаил Павлович
Огонь в жизни
человека играет двоякую роль: положительную и отрицательную. Он согревает,
кормит, возит, защищает и др. Но приручить его до конца можно лишь соблюдая
определенные правила. Одной из важнейших проблем ОУ в настоящее время,
является обеспечение пожарной безопасности. Связано это с тем, что очень часто
на объектах образования случаются пожары и возгорания, несущие большую угрозу
как обучающимся, так и преподавателям и персоналу заведения.
Контроль
противопожарного состояния образовательных учреждений проводят подразделения
ГПС МЧС России. Устанавливают системы оповещения, тревожные кнопки, проверяют
наличие действующих огнетушителей, первичных средств тушения огня. Но, как
показывает практика, и факты о возникновении пожаров, этого недостаточно для
того, чтобы оградить образовательные учреждения от пожаров. Проведение
тренировок эвакуации школы при пожаре, знание правил техники безопасности,
умение пользоваться огнетушителями различных типов, а так же подручными
средствами пожаротушения, вот лишь малая часть того что поможет в чрезвычайной
ситуации, возникающей в ОУ. С этой целью, руководители образовательных
учреждений и сотрудники, непосредственно отвечающие за противопожарную защиту,
проводят инструктажи с педагогами, персоналом , обучающимися.
Но, существуют
некоторые проблемы, связанные с преподаванием ОБЖ как предмета. На смену
серьезного предмета ОБЖ пришел ОЗОЖ (основы здорового образа жизни), который
ведется с 5-го класса по 9класс. В программе ОЗОЖ нет ни слова о том, что
делать, если случился пожар или как его предотвратить. Предмет ОБЖ есть в двух
классах 8 и 9 (по одному часу).
Рабочая
программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» 8 класс разработана на
основе Примерной программы основного общего образования и в соответствии с
федеральным компонентом Государственного стандарта среднего образования. В этой
программе реализованы требования Федеральных законов, в том числе: -от
21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности».
В разделе
«Пожарная безопасность» отведено три урока по темам:
- Пожары в жилых и
общественных зданиях, их причины и последствия.
- Права,
обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности.
Обеспечение личной безопасности при пожаре.
- Профилактика
пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения.
В 9 классе тем,
касающихся непосредственно пожарной безопасности как таковых нет. Что очень
печально. На мой взгляд, занятий , предусматривающих выработку поведенческих
умений и навыков при пожаре, с обучающимися необоснованно мало.
Объем требований к
знаниям и умениям по данной тематике достаточно большой, а времени на
изучение теории и формирования навыков недостаточно. Давайте проанализируем:
Требования к
уровню подготовки обучающихся предполагают:
В
результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 5-9 классах учащийся
должен знать:
=потенциальные
опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие
в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
=основные виды
активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности;
=наиболее часто
возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального
характера, их последствия и классификацию и т.д.
Обучающийся
должен уметь:
=предвидеть
возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным
признакам;
=принимать решения
и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении
чрезвычайных ситуаций;
=пользоваться
средствами индивидуальной и коллективной защиты;
=оказывать первую
медицинскую помощь при неотложных состояниях и т.д.
Делая определенные
выводы, можно согласиться с тем, что, обстановка, складывающаяся в стране в
области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки
подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на
основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности.
Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого
фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от
внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными
ситуациями. Поэтому, нашей задачей является изучение тем, связанных с пожарной
безопасностью начиная с младших классов, а не с 8 класса. Ключевая роль в
формировании современного уровня культуры безопасности принадлежит предмету
«Основы безопасности жизнедеятельности».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.