Изучение
опыта применения элементов дуальной системы обучения в подготовке кадров для
предприятий ТОО «Казцинк»
Интенсивные процессы структурных изменений,
протекающие в экономике Республики Казахстан обусловили высочайший спрос на
специалистов, владеющих высокими профессиональными навыками. Однако
традиционное обучение недостаточно ориентировано на решение данной задачи, что
вызывает большой дефицит в отношении технической компетентности выпускников.
Под руководством акимата Восточно-Казахстанской
области в 2009 году была начата реализация Казахстанско-Норвежского проекта, в
основе которого заложена дуальная система обучения. А с 2011 года по инициативе
управления образования в области апробируется пилотный проект «Модернизация
технического и профессионального образования», обеспечивающий внедрение
дуальной формы обучения. Координатором деятельности по реализации программ
является созданный при областном акимате региональный Совет по модернизации
технического и профессионального образования.
Для проведения эксперимента по дуальной системе
обучения управлением
образования определены 8 опорных колледжей различного профиля, на базе которых
планируется совершенствование форм работы с социальными партнерами для
обеспечения тесной связи теории с практикой, а также переподготовка работников
учебных заведений соответствующего профиля.
(слайд 1) Риддерский аграрно-технический колледж
определен в качестве базового для специальностей горно-металлургического
профиля, в котором внедряется система совместной работы с ТОО «Казцинк» и его
дочерними предприятиями. Дуальная система, по своей сути, означает
параллельное учение в образовательном учреждении и на производстве. Это
позволяет студентам не только познакомиться с технологическими процессами, но и
освоить основные производственные операции применяемые на предприятиях ТОО
«Казцинк». Схема работы колледжа по внедрению элементов дуального обучения
представлена на слайде №2.
(слайд №3) На начальном этапе работы был проведен
круглый стол совместно с участием социальных партнеров. Определены основные
направления работы и пути их реализации.
(слайд №4) Следующим этапом работы стало исследование
рынка труда и определение перспективной потребности в кадрах с учетом заявок
предприятий и по согласованию с центром занятости. Координатор работы
отраслевой совет по подготовке кадров для горно-металлургической отрасли, который
решает следующие вопросы: определение потребности в специалистах на предприятиях
ТОО «Казцинк» до 2020 года, организации практического обучения и трудоустройства
выпускников, прогнозирование новых специальностей, разработка учебно-методической
документации, являющейся основополагающей для развития и внедрения дуальной
системы.
(слайд 5) Учебно-методическое обеспечение - 3 этап, включает
разработку рабочих учебных планов и программ при тесном участии работодателей,
с учетом особенностей производства и регионального компонента. Совместно с
социальными партнерами разработаны рабочие учебные планы по 5 специальностям.
По решению отраслевого Совета разработкой учебных программ занимаются учебные
заведения региона соответствующего профиля. На сегодняшний день в стадии
разработки находятся 43 учебные программы. Повышению качества подготовки
специалистов способствует постоянный рост уровня квалификации
инженерно-педагогических работников, который обеспечивается прохождением
стажировок на базе подразделений ТОО «Казцинк». Так за последние 3 года прошли
стажировку 17 преподавателей специального цикла дисциплин.
(слайд 6) Процесс реализации дуальной системы обучения
потребовал корректировки учебных планов с точки зрения организации
концентрированного практического обучения. Так в соответствии с ГОСО проведение
практики для получения первичных профессиональных навыков предусматривалось в
конце 2 курса обучения, продолжительностью 8 недель, когда часть студентов
являлись несовершеннолетними по возрасту и не могли быть направлены на
предприятия. Первая проблема, потребовавшая решения - недостаточный срок
практики для получения рабочей профессии, а вторая проблема - возрастные ограничения.
Для решения этих проблем совместно с социальными партнерами модернизируется
материально-техническая база лабораторий, позволяющая получить рабочие
профессии на базе колледжа. Это такие профессии как электрослесарь и
горнорабочий по ремонту крепи 2 разряда. А по специальности «Металлургия
цветных металлов» создание соответствующей учебной базы технически невозможно,
по этой причине отраслевым советом предложен пилотный проект учебного плана, в
котором предусмотрен непрерывный цикл практического обучения на 3-4 курсах. Что
также позволит решить проблему возрастных ограничений и обеспечить 100%
профессиональную подготовку на оплачиваемых рабочих местах (в настоящее время
-79%). Внесенные в учебные планы изменения, потребовали расширения списочного
состава кадров. Штат инженерно-педагогических работников по
горно-металлургическим специальностям составляет- 33 чел. Из них с высшей и
первой категориями- 22. Ежегодно к участию в учебно-воспитательном процессе
привлекается от 30 до 40 специалистов предприятий с оплатой за счет средств
учебного заведения. Теоретические занятия проводятся на базе колледжа в форме
лекций, бинарных уроков, факультативных занятий, профессиональных конкурсов.
Практическое обучение на базе предприятий в форме экскурсий, лабораторных
работ, учебных и производственных практик, конференций. Кроме этого
руководители и ведущие специалисты предприятий участвуют в работе итоговых
аттестационных комиссий и являются консультантами и рецензентами дипломных
проектов.
(слайд 7) Вовлечение работодателей в учебный процесс
заинтересовывает их в повышении качества подготовки специалистов и является
стимулом для совершенствования материально-технической базы. Так за последние
три года
ТОО «Казцинк» передал 30 единиц действующего оборудования, смонтировано
оборудование лаборатории обогащения полезных ископаемых, автоматизации производства
и учебного горного полигона. Особое внимание уделяется электронному обеспечению
учебного процесса. Колледжу переданы учебные фильмы, пособия и электронные
учебники разработчиками которых является специалисты ТОО «Казцинк».
Совместная работа с применением элементов дуального
обучения прослеживается при курсовой подготовке и переподготовке кадров:
теоретические занятия проводятся на базе колледжа, практические - на
предприятиях. Так в колледже по заявке социальных партнеров и отдела занятости,
в рамках курсовой подготовки за последние три года было обучено более 500
работников подразделений ТОО «Казцинк» и более 150 человек - по программе
занятости.
(слайд 8) В целом использование элементов дуального
обучения позволило улучшить показатели качества теоретических знаний,
практического обучения и трудоустройства выпускников. Результаты независимой
оценки квалификации по итогам теоретического тестирования более 65%,
практического -100%. Результаты итоговой аттестации- 65,6% . Трудоустройство в
среднем - 86%, по специальности - 83,8%
Тесное социальное партнерство обеспечивает:
- формирование специалиста новой формации,
высокую мотивацию к получению знаний и приобретению профессиональных навыков,
выполнение требований предъявляемых к будущим специалистам, заинтересованность
руководителей предприятий в практическом обучении будущих кадров.
Взаимная польза от совместной работы очевидна – вклад предприятий
в организацию учебного процесса позволяет, повысить качество подготовки кадров
гарантированное трудоустройство, обеспечив престиж профессий и стремление к
повышению уровня квалификации.
Основные проблемы, возникающие в процессе работы
предприятие -учебное заведение рассматриваются отраслевым Советом. Но следует
отметить, что многие учебные заведения испытывают сложности в работе с
социальными партнерами, поэтому, в заключении разрешите озвучить предложения по
организации работы предприятие – учебное заведение.
1. Необходимо законодательно оформить обязательства
предприятий перед учебными заведениями по вопросам прохождения практик на
рабочих местах, участию предприятий в модернизации материально-технической
базы, стажировки преподавателей, предоставлению технической информации.
2. Решить вопрос возмещения предприятиями сумм,
затраченных государством или учебным заведением на подготовку специалистов, что
заставит предприятия более требовательно относиться к качеству подготовки
специалистов и активнее участвовать в учебном процессе.
3. С целью эффективного использования техники и
оборудования в учебных заведениях разрешить оказание платных услуг по льготному
налогообложению, что позволит получаемые доходы использовать для развития
материально-технической базы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.