Инфоурок Директору, завучу Другие методич. материалыИзучение опыта применения элементов дуальной системы обучения в подготовке кадров для предприятий ТОО «Казцинк»

Изучение опыта применения элементов дуальной системы обучения в подготовке кадров для предприятий ТОО «Казцинк»

Скачать материал

Изучение опыта применения элементов дуальной системы обучения в подготовке кадров для предприятий ТОО «Казцинк»

Интенсивные процессы структурных изменений, протекающие в экономике Республики Казахстан обусловили высочайший спрос на специалистов, владеющих высокими профессиональными навыками. Однако традиционное обучение недостаточно ориентировано на решение данной задачи, что вызывает большой дефицит в отношении технической компетентности выпускников.

Под руководством акимата Восточно-Казахстанской области в 2009 году была начата реализация Казахстанско-Норвежского проекта, в основе которого заложена дуальная система обучения. А с 2011 года по инициативе управления образования в области апробируется пилотный проект «Модернизация технического и профессионального образования», обеспечивающий  внедрение дуальной формы обучения. Координатором деятельности по реализации программ является созданный при областном акимате региональный Совет по модернизации технического и профессионального образования.

Для проведения эксперимента по дуальной системе обучения управлением образования определены 8 опорных колледжей различного профиля, на базе которых планируется  совершенствование форм работы с социальными партнерами для обеспечения тесной связи  теории с практикой, а также переподготовка работников учебных заведений соответствующего профиля.

(слайд 1) Риддерский аграрно-технический колледж определен в качестве базового для специальностей горно-металлургического профиля, в котором внедряется система совместной работы с ТОО «Казцинк» и его дочерними  предприятиями. Дуальная система, по своей сути, означает параллельное учение в образовательном учреждении и на производстве. Это позволяет студентам не только познакомиться с технологическими процессами, но и освоить основные производственные операции  применяемые на предприятиях  ТОО «Казцинк». Схема работы колледжа по внедрению элементов дуального обучения представлена на слайде №2.

(слайд №3) На начальном этапе работы был проведен круглый стол совместно с участием социальных партнеров. Определены основные направления работы и пути их реализации.

(слайд №4) Следующим этапом работы стало исследование рынка труда и определение перспективной потребности в кадрах с учетом заявок предприятий и по согласованию с центром занятости. Координатор работы отраслевой совет по подготовке кадров для горно-металлургической отрасли, который решает следующие вопросы: определение потребности в специалистах на предприятиях ТОО «Казцинк» до 2020 года, организации практического обучения и трудоустройства выпускников, прогнозирование новых специальностей, разработка учебно-методической документации, являющейся основополагающей для развития и внедрения дуальной системы.

(слайд 5) Учебно-методическое обеспечение - 3 этап, включает разработку рабочих учебных планов и программ при тесном участии работодателей, с учетом особенностей производства и регионального компонента. Совместно с социальными партнерами разработаны рабочие учебные планы по 5 специальностям. По решению отраслевого Совета разработкой учебных программ занимаются учебные заведения региона соответствующего профиля. На сегодняшний день в стадии разработки находятся 43 учебные программы. Повышению качества подготовки специалистов способствует постоянный рост уровня квалификации инженерно-педагогических работников, который обеспечивается прохождением стажировок на базе подразделений ТОО «Казцинк». Так за последние 3 года прошли стажировку 17 преподавателей специального цикла дисциплин.

(слайд 6) Процесс реализации дуальной системы обучения потребовал корректировки учебных планов с точки зрения организации концентрированного практического обучения. Так в соответствии с ГОСО проведение практики для получения первичных профессиональных навыков предусматривалось в конце 2 курса обучения, продолжительностью 8 недель, когда часть студентов являлись несовершеннолетними по возрасту и не могли быть направлены на предприятия. Первая проблема, потребовавшая решения - недостаточный срок практики для получения рабочей профессии, а вторая проблема - возрастные ограничения. Для решения этих проблем совместно с социальными партнерами модернизируется материально-техническая база лабораторий, позволяющая получить рабочие профессии на базе колледжа. Это такие профессии как электрослесарь и горнорабочий по ремонту крепи 2 разряда. А по специальности «Металлургия цветных металлов» создание соответствующей учебной базы технически невозможно, по этой причине отраслевым советом предложен пилотный проект учебного плана, в котором предусмотрен непрерывный цикл практического обучения на 3-4 курсах. Что также позволит решить проблему возрастных ограничений и обеспечить 100% профессиональную подготовку на оплачиваемых рабочих местах (в настоящее время -79%). Внесенные в учебные планы изменения, потребовали расширения списочного состава кадров. Штат инженерно-педагогических работников по горно-металлургическим специальностям составляет- 33 чел. Из них с высшей и первой категориями- 22. Ежегодно к участию в учебно-воспитательном процессе привлекается от 30 до 40 специалистов предприятий с оплатой за счет средств учебного заведения. Теоретические занятия проводятся на базе колледжа в форме лекций, бинарных уроков, факультативных занятий, профессиональных конкурсов. Практическое обучение на базе предприятий в форме экскурсий, лабораторных работ, учебных и производственных практик, конференций.  Кроме этого руководители и  ведущие специалисты предприятий участвуют в работе итоговых аттестационных комиссий и являются консультантами и рецензентами дипломных проектов.

(слайд 7) Вовлечение работодателей в учебный процесс заинтересовывает их в повышении качества подготовки специалистов и является стимулом для совершенствования материально-технической базы. Так за последние три года ТОО «Казцинк»  передал 30 единиц действующего оборудования, смонтировано оборудование лаборатории обогащения полезных ископаемых, автоматизации производства и учебного горного полигона. Особое внимание уделяется электронному обеспечению учебного процесса. Колледжу переданы учебные фильмы, пособия и электронные учебники разработчиками которых является специалисты ТОО «Казцинк».

Совместная работа с  применением элементов дуального обучения  прослеживается при  курсовой подготовке  и переподготовке кадров: теоретические занятия проводятся на базе колледжа, практические  - на предприятиях. Так в колледже по заявке социальных партнеров и отдела занятости, в рамках курсовой подготовки за последние три года было обучено  более 500  работников подразделений  ТОО «Казцинк»  и более  150 человек -  по программе занятости.

(слайд 8) В целом использование элементов дуального обучения позволило улучшить показатели качества теоретических знаний, практического обучения и трудоустройства выпускников. Результаты независимой оценки квалификации по итогам теоретического тестирования более 65%, практического -100%. Результаты итоговой аттестации- 65,6% . Трудоустройство в среднем - 86%, по специальности - 83,8%

Тесное социальное партнерство обеспечивает:

- формирование  специалиста новой формации, высокую мотивацию к получению знаний и приобретению профессиональных навыков, выполнение требований предъявляемых к будущим специалистам, заинтересованность руководителей предприятий в практическом обучении будущих кадров.

Взаимная польза от совместной работы очевидна – вклад предприятий в организацию учебного процесса позволяет, повысить качество подготовки кадров гарантированное трудоустройство, обеспечив престиж профессий и стремление к повышению уровня квалификации.

Основные проблемы, возникающие в процессе работы предприятие -учебное заведение рассматриваются отраслевым Советом. Но следует отметить, что многие учебные заведения испытывают сложности в работе с социальными партнерами, поэтому, в заключении разрешите озвучить предложения по организации работы предприятие – учебное заведение.

1. Необходимо законодательно оформить обязательства предприятий перед учебными заведениями по вопросам прохождения практик на рабочих местах, участию предприятий в модернизации материально-технической базы, стажировки преподавателей, предоставлению технической информации.

2. Решить вопрос возмещения предприятиями сумм, затраченных государством или учебным заведением на подготовку специалистов, что заставит предприятия более требовательно относиться к качеству подготовки специалистов и активнее участвовать в учебном процессе.

3. С целью эффективного использования техники и оборудования в учебных заведениях разрешить оказание платных услуг по льготному налогообложению, что позволит получаемые доходы использовать для развития материально-технической базы.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Изучение опыта применения элементов дуальной системы обучения в подготовке кадров для предприятий ТОО «Казцинк»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Юрист

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Автор доклада «Изучение опыта применения элементов дуальной системы обучения в подготовке кадров для предприятий ТОО «Казцинк» А.П. Самойленко –директор Аграрно-технического колледжа г Риддер ВКО. Доклад содержит информацию о работе по внедрению дуальной системы обучения в колледже в плане реализации Казахстанско-Норвежского проекта. Обозначены основные этапы работы дуального обучения: - модернизация учебно-воспитательного процесса, модернизация материально-технической базы, профориентация и трудоустройство при участии работодателей. В докладе отмечены взаимовыгодные результаты социального партнерства, озвучены предложения по решению проблем в организации работы предприятие – учебное заведение.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 361 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.09.2020 189
    • DOCX 41.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дериенко Татьяна Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дериенко Татьяна Сергеевна
    Дериенко Татьяна Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 80762
    • Всего материалов: 216

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции задержки речевого развития у детей

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 126 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Мини-курс

Этапы развития речи: от первых звуков до полноценной коммуникации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 165 человек из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 138 человек

Курс повышения квалификации

Агрономия: основные направления отрасли по производству продукции растениеводства

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективные стратегии продаж: воронка, агрегаторы и мессенджеры

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство: от истории к глобализации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Архитектура мира: от Крита до Австралии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек