Главная / ИЗО, МХК / Изобразительное искусство 5 класс (3 четверть) Тема урока: «Значение одежды в выражении принадлежности к различным слоям общества»

Изобразительное искусство 5 класс (3 четверть) Тема урока: «Значение одежды в выражении принадлежности к различным слоям общества»



Класс-5, ТРИМЕСТР - 2, УРОК №21, учебная программа Б.М. Неменского

Дата: 20.02.13

Тема урока: «Значение одежды в выражении принадлежности к различным слоям общества»

Место проведения: учебный класс

Время: 45 минут

Тип урока: комбинированный

Цель урока:

Познакомить учащихся с особенностями средневековой одежды различных слоёв общества. Сформировать понимание места и роли декоративного искусства в жизни человека. Развивать умение придерживаться в работе единства формы и декора, развивать навыки работы художественным материалом.

Задачи урока
1. Формировать представление о культуре и декоративно – прикладном искусстве Западной Европы в период средневековья.
2. Развивать ассоциативно – образное мышление, творческую фантазию.
3. Воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.

Зрительный ряд: репродукции картин Ван Дейка «Лорды Джон и Бернард Стюарты», Яна Вермеера «Бокал вина», Жана Батиста Шардена «Кормилица», Диего Веласкеса «Менины», иллюстрации костюма разных слоёв общества, кл. доска.

Оборудование: а) для учителя: ватман ф. Аз, краски, палитра, кисти №2,4,6, шаблоны с изображением фигур людей,

б) для учащихся: альбом, краски, палитра, кисти №2,4,6, тетради по ИЗО, учебник, ножницы, иллюстративный материал с изображением костюмов, соборов Средневековья, иллюстрации к сказкам Ш. Перро, братьев Гримм.

Структура урока



  1. Подготовительная часть урока (1мин.)

  • Организация класса

  • Проверка готовности учащихся к уроку

  1. Основная часть урока (15 мин.)

  • Введение в тему занятия

  • Вступительная беседа по теме урока

  • Сообщение нового материала

  • Работа со зрительным рядом на доске

  • Постановка учебной задачи и рекомендации по ходу выполнения работы.

  1. Практическая часть урока (20 – 25 мин.)

  2. Заключительная часть(3 – 5 мин.)

  • Просмотр и обсуждение работ, выполненных учащимися

  • Подведение итогов урока

  • Домашнее задание

  • Организованная уборка рабочих мест













Схема оформления доски:



3



3







1





2



2












4




3



3






1 – тема урока ( ….. «говорит» о человеке.)

2 – методические таблицы (элементы женского и мужского костюмов)

3 – репродукции

4 – образцы работ, выполненные детьми и педагогом





Ход урока

Этапы урока

Содержание работы учителя

Содержание работы учащегося

Примечание

I. Подготовительная часть урока


(1 мин.)

  1. Организация класса. Приветствие.


2. Проверка готовности учащихся к уроку


Проверяют наличие необходимых принадлежностей


II. Основная часть урока



(15 мин.)

  1. Введение в тему занятия

  • Звучит музыка И.Баха. На экране изображение соборов.

-Ребята, посмотрите на изображение этих соборов. В каждом из них могла звучать эта прекрасная музыка.

- О каком историческом периоде пойдёт сегодня речь?

- Верно. СРЕДНИЕ ВЕКА— ( средневековье) принятое в исторической науке обозначение периода, следующего за историей древнего мира и предшествующего новой истории. В науке датируется кон. 5 сер. 17 вв

- Об этих периодах мы уже говорили на прошлых уроках. Назовите культуры которые мы уже изучали.


-Я просила Вас принести книги с иллюстрациями, в которых рассказывается об этих временах.

- Какие книги вы принесли?






- Когда мы говорим о средневековой культуре, что вы вспоминаете?





Ребята, сегодня тема нашего урока очень интересная. А чтобы понять о чём дальше пойдёт речь

послушайте и отгадайте следующие загадки:


Ношу на голове поля,

Но это вовсе не земля.

По дороге я шёл,

Две дороги нашёл,

По обеим пошёл.


Черна, а не земля,

Пушиста, а не снег,

Греет, а не печка.


У маленькой девчушки

Уселся на макушке

Не мотылёк, не птичка –

Держит две косички.

-Молодцы, как назвать эти отгадки одним словом?

- Правильно, сегодня мы с вами поговорим об одежде, а именно о костюме и узнаем очень много интересного.

И на доске, в теме урока какое слово пропущено?

-Правильно. Одежда «говорит» о человеке.



  1. Вступительная беседа по теме урока

Ребята, а вы знаете, что такое костюм

- Вы не правы. Костюм включает в себя одежду, обувь, головной убор, аксессуары. Аксессуары – это зонтики, сумочки, косметические коробочки, перчатки и т.д. Костюм 17 века был необычайно пышным, с огромным количеством украшений. Он гармонировал с парадными интерьерами дворца и был с ним един по стилю. Фр. король Людовик XIV - монарх с неограниченной властью стремился выставить напоказ роскошь и пышность своих нарядов. Костюм украшали алмазы, цветные камни, золото и серебро. Роскошь должна была говорить о процветании государства и поднимать его престиж среди других европейских государств. Одежду из парчи, отделанную золотом, носили только король и члены его семьи. Обшивать драгоценным позументом швы на рукаве, плече имели право лишь члены королевской семьи. Только король мог находиться в помещении в шляпе, остальные мужчины её снимали.

  • (Демонстрация иллюстрации Король Людовик XIV).













3) Сообщение нового материала


И так, мы с вами отправляемся дальше, в путешествие, в мир моды средних веков. Какую ещё одежду носили мужчины? И в этом мне поможет ваша одноклассница.



Проводится словарная работа с новыми понятиями



















Бывают приметы у каждого века,

Взгляни на одежду и дом человека,

В то время как строили башни и шпили,

Такого же стиля костюмы носили.


О том, как выглядел женский костюм нам расскажет Москалюк Дарья.






























Готическая одежда была созвучна с остроконечными крышами домов. Все в женской одежде было словно устремлено вверх, завершаясь высокой остроконечной шляпой. Острый нос обуви подчеркивал безупречность стиля. Для того, чтобы удерживать шляпу на голове, необходимо было сохранять равновесие, равномерно и спокойно двигаться.




























4. Работа со зрительным рядом

Организую целенаправленное восприятие учащимися репродукций картин художников, образцов работ, выполненных учителем и детьми прошлых лет.

Работа с методической таблицей, иллюстрациями ( на доске).



  1. Постановка учебной задачи и рекомендации по ходу выполнения работы.

  • Задание

Выполнение практической работы.
Ребята сейчас вам предстоит выполнить композицию «Бал в интерьере дворца» по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка». Кто из вас знает эту сказку? Расскажите, о чем говорится в этой сказке (кратко).

Перед вами дворцовый зал. Пока он пуст, но появятся приглашённые гости, король, и зазвучит музыка, начнётся бал. Выполни вместе с ребятами коллективную работу «Бал в интерьере дворца». Выбери шаблон с изображением мужской или женской фигуры, затем схематично карандашом «одень» её. Выполнив одежду обобщённо цветом, укрась её деталями: кружевами, бантами, лентами.

Готовые фигуры нужно вырезать и расположить на общем панно, объединив их группами. Фигурки крупнее следует разместить спереди, а те, что поменьше, - в глубине. Это поможет создать ощущение пространства в композиции.


Учащиеся прослушивают музыкальное произведение, смотрят на соборы

Эпоха Средних веков, Средневековье.





-Культура Древнего Египта; (античная культура) и начало нового времени.











- Рыцарские турниры, крестовые походы, феодальные замки.

- Вспоминаем о культуре прекрасной дамы…





-шляпа



-штаны



-шуба





- бант



- одежда

- одежда



- Это мужской Костюм, это брючный костюм, это одежда



















Учащиеся рассматривают иллюстрацию с изображением Короля Людовика XIV).

Зачитывают по учебнику (стр. 126)… как выглядит костюм короля. Пышные рукава его белоснежной рубашки украшены кружевными манжетами, цветными бантами. На ногах шёлковые чулки и изящной формы туфли с крупным бантом – бабочкой. Дополняли костюм короля роскошный парик и широкополая шляпа с огромными страусовыми перьями.



Сообщение Воронцовой Алёны

(с наглядными примерами)

Мужчины носили две одежды дну поверх другой: верхняя, длинная и широкая Котта, была без рукавов, с прорезями для рук, часто оттороченными мехом; из них выходили длинные узкие рукава нижней одежды камизо.

Пурпуан – короткая мужская куртка с узкими рукавами, к которой крепились штаны – чулки. Носили пурпуан с длинными, свисающими до пола декоративными рукавами. Первоначально пурпуан надевали под доспехи.

Завершал костюм в готическом стили плащ на шнуре, удерживавшем его на плечах. Для верховой езды или охоты надевали плащи с капюшоном. Дополнением были большие фетровые шляпы (с полями, подбитые мехом и павлиньими перьями), и элегантные перчатки с отворотами. У воина и рыцаря в дополнение к средневековому костюму было и боевое снаряжение. Сражались в средневековье верхом на коне.





Сообщение Москалюк Дарьи

(с наглядными примерами)

Женский образ приобретал черты неземной красоты и недоступности.

В эпоху готики появляется крой по фигуре, хотя по-прежнему форму платью придают шнуровки. Женское платье подчеркивало фигуру, но главным было намекнуть не на сексуальность, а на материнство: линия талии завышена, складки собраны спереди, а для пущего правдоподобия на живот подвязывали специальные подушечки – в эту эпоху было модно быть «слегка беременной». Прекрасная Дама просто чуть укороченная спереди форма платья, драпированная на талии юбка платья имела шлейф. Длина шлейфа определялась положением женщины в обществе: чем знатнее дама, тем длиннее шлейф её платья. Верхнее платье украшалось тесьмой, вышивкой, мехом и кистями. Так же использовали золотые бубенчики и колокольчики.Появляется сшивная, многослойная одежда. Ткани Средневековья: сукно, бархат, парча и атлас. Цветовая гамма: чёрный, тёмно – серый, коричневый, бордовый.

И какая же дама без шляпки? Завершает костюм головной убор. Главным головным убором средневековой готики становится энен. Форма его повторяла собой вытянутые по вертикали шпили готической архитектуры, а высота колебалась от 50 см. до 1 метра, в зависимости от знатности дамы. Завершало образ светлое лицо и ярко – красные губы.

Популярностью пользовались рогатые чепцы, генины (высокие, конусообразные уборы), эненны . Головные уборы имели украшения в виде брошек, застёжек и диадем, украшали пучками перьев , мехами, лентами и драгоценными камнями. В это время были также капюшоны. Капюшоны и генины были придуманные и введенные в моду в 1395 году Изабеллой Баварской. Потом они приобрели двухугольную форму или полумесяца.



Рассматривают ещё раз пособия с элементами средневекового костюма.







  1. Обводят выбранные шаблоны ( это позволяет сократить время) и рисуют карандашом соответствующий костюм для бала.

  2. Выполняют одежду обобщённо, цветом.

  3. Украшают деталями.

  4. Вырезают аккуратно ножницами.

  5. Наклеивают на панно.







Слайд 1













Слайды2 - 5

Рассматриваем с детьми красиво оформленные книги (иллюстрации)











Зачитываю

Загадки















Дописываю тему на доске маркером















Слайд 6







Слайд7











































Слайд 8



Слайд 9





Слайд 10 – 13





























































Слайд 14 - 15











(20-25 мин.)


6. Практическая работа учащихся


Демонстрирую этапы рисования костюмов (женского и мужского) используя шаблоны.

Оформление детских работ в коллективное панно


- И так, бал во дворце начинается!!! Включаю соответствующую музыку



- Какие чувства Вас сопровождают?










Прослушивают муз. фрагмент


- Радость, величие, красота…




Если допускаются детьми сходные ошибки, возможно проведение дополнительного инструктажа по выполнению работы

III. Заключительная часть урока


(3-5 мин.)

  1. Просмотр и обсуждение работ, выполненных учащимися.


  1. Рефлексия.

Вопросы к обсуждению:
1. Что нового узнали на уроке?
2. Какими знаниями, полученными на этом уроке, вы бы хотели поделиться с друзьями?

Молодцы ребята! Вы подошли к выполнению задания творчески. Подобрали интересный материал. Спасибо за работу.


3. Домашнее задание

Принести клей ПВА, кисти для клея, краски акварельные, подумать, какую роль играет декор в жизни человека.

4. Организованная уборка рабочих мест.





Ответы о ответы учащихся







Любование коллективной работой


Слайды 16 - 17





Изобразительное искусство 5 класс (3 четверть) Тема урока: «Значение одежды в выражении принадлежности к различным слоям общества»
  • ИЗО, МХК
Описание:

Тип урока: комбинированный

 Цель урока:

Познакомить учащихся с особенностями средневековой одежды различных слоёв общества. Сформировать понимание места и роли декоративного искусства в жизни человека. Развивать умение придерживаться в работе единства формы и декора, развивать навыки работы художественным  материалом.

Задачи урока
1. Формировать представление о культуре и декоративно – прикладном искусстве Западной Европы в период средневековья.
2. Развивать ассоциативно – образное мышление, творческую фантазию.
3. Воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.

  Зрительный ряд: репродукции картин Ван Дейка «Лорды Джон и Бернард Стюарты», Яна Вермеера «Бокал вина», Жана Батиста Шардена «Кормилица», Диего Веласкеса «Менины», иллюстрации костюма разных слоёв общества, кл. доска.

                   

                     Оборудование: а) для учителя: ватман ф. Аз, краски, палитра,  кисти №2,4,6, шаблоны с изображением фигур людей,

                               б) для учащихся: альбом, краски, палитра,  кисти №2,4,6, тетради по ИЗО, учебник, ножницы, иллюстративный материал с    изображением  костюмов, соборов  Средневековья, иллюстрации к сказкам  Ш. Перро, братьев Гримм.

                                           

                                                 

                                                Структура урока

 

1.       Подготовительная часть урока (1мин.)

o    Организация класса

o    Проверка готовности учащихся к уроку

2.       Основная часть урока (15 мин.)

o    Введение в тему занятия

o    Вступительная беседа по теме урока

o    Сообщение нового материала

o    Работа со  зрительным рядом на доске

o    Постановка учебной задачи и рекомендации по ходу выполнения работы.

3.       Практическая часть урока (20 – 25 мин.)

4.       Заключительная часть(3 – 5 мин.)

o    Просмотр и обсуждение работ, выполненных учащимися

o    Подведение итогов урока

o    Домашнее задание

o    Организованная уборка рабочих мест

 

 

 

 

 

Автор Котенева Инна Юрьевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 655
Номер материала 41393
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓