Главная / География / «ИЗМЕРЕНИЕ РАССТОЯНИЙ И ПЛОЩАДЕЙ ПО КАРТЕ».

«ИЗМЕРЕНИЕ РАССТОЯНИЙ И ПЛОЩАДЕЙ ПО КАРТЕ».

«УТВЕРЖДАЮ»


Председатель ПМК – 1


п/п запаса А. Бабенко


«___» октября 2008 г.




ПЛАН

проведения группового занятия

по теме 15. занятие 32


  1. Вводная часть 15 мин.


  1. Проверка готовности взвода к занятию.

  2. Вопросы для повторения :

Согласно перечня вопросов для проведения летучки.

  1. Выводы по опросу и ведению личного конспекта.

  2. Увязка изученного материала с данным занятием.


  1. Основная часть 160 мин.


Тема : «ИЗМЕРЕНИЕ РАССТОЯНИЙ И ПЛОЩАДЕЙ ПО КАРТЕ».


Учебные и воспитательные цели :


  1. Привить первоначальные навыки курсантам в измерении расстояния и площадей по карте различными способами, пользоваться принадлежностями для работы с топографической картой.

  2. Воспитывать чувство ответственности за результаты измерений.


Учебные вопросы :

  1. Виды масштабов и пользование ими.

  2. Измерение расстояний по карте. Определение длины маршрута

  3. Определение площадей по карте


Материальное обеспечение :


  1. Учебные топографические карты.

  2. Офицерские линейки.

  3. Курвиметр.

  4. Диапроектор.

  5. Слайды.





Краткое содержание занятия, организационные и методические приемы обучения, выводы по учебным вопросам.



№ вопроса



Краткое содержание вопроса, методические приемы обучения


Действия обучаемых


1.

30 мин.


Объявляю название учебного вопроса :


Вопрос 1 «Виды масштабов и пользование ими».


Методом опроса напоминаю курсантам определение масштаба топографической карты, а также место на карте, где он подписывается (под южной рамкой посередине листа карты).

Указываю, что масштаб на каждом листе топографической карты указывается в трёх видах:


  • Численном (числовом);

  • Линейном;

  • Величиной масштаба.


Раскрываю порядок уяснения степени уменьшения изображения на карте, представленным каждым из данных видов.

Численный масштаб указывает на то, что одной единице измерения на карте ставится в соответствие 25000, (50000….и т.д.) точно таких же единиц измерения на местности.

Используя доску поясняю порядок работы с численным масштабом.

Материал закрепляю решением задач по определению расстояний на местности, записывая исходные данные (измерения в миллиметрах) на доске для масштабного ряда.

Решаем задачи и поясняя их решения до тех пор, пока не будет полного понимания данного вопроса у основной части аудитории.

Затем перехожу к объяснению порядка работы с величиной масштаба. Обращая внимание курсантов на то, что данная величина дана для более ясного понимания значения масштаба топографической карты.

При объяснении работы с линейным масштабом, его чертёж в увеличенном виде высвечиваю на слайде.


Подводя итог рассмотрения первого учебного вопроса отмечаю; что многообразие видов масштабов на листе топографической карты обусловлено важностью решаемых с его помощью задач и выбор конкретного вида зависит от решаемой задачи.








отвечают на вопрос





записывают материал













решают задачи


















2.

110 мин.


Объявляю название второго учебного вопроса:


Вопрос 2 «Измерение расстояний по карте. Определение длины маршрута».


Довожу до курсантов способы измерения расстояний:


  • На глаз, по линиям километровой сетки;

  • Линейкой;

  • Циркулем (короткие отрезки);

  • Шагом циркуля;

  • Сокращением раствора циркуля;

  • Наращиванием раствора циркуля;

  • Подручными средствами;

  • Курвиметром.


Каждый способ закрепляю решением практических задач по карте. Ответы записываю на доске и сравниваю результаты.

Поясняю точность измерения длины прямой линии на карте. ставлю вопрос: «Что же мы измеряли?» Ответ: «Не линию, а ее проекцию». Поясняю, что проекция линии измеряется в миллиметрах и сантиметрах, а вычисляется в метрах, с учетом величины масштаба.

Довожу до курсантов понятие «длина маршрута» и его отличие от длины линии. Подчеркиваю, что основное отличие длины маршрута от длины линии заключается в том, что маршрут проходит по поверхности земли, и на его существенное влияние оказывают наклонные формы рельефа.

Поправка за наклон линии вводится в горной и холмистой местности, на картах равнинной местности она покрывается ошибкой измерений расстояния 0,5-1,0 мм.

На слайде показываю таблицу поправок за рельеф длину маршрута для карт разных масштабов.

Отмечаю, что тип рельефа на карте определяется согласно таблице, приведённой в учебном пособии страница 5., которую курсанты записывают в тетрадь.

Поясняю суть поправки в длину маршрута решением задачи на расчёт длины маршрута по карте 1:50000 (1:100000) и расчёт времени для совершения марша. Обращаю внимание на устройство курвиметра и правильность измерения им по карте, точность снятия отсчётов. Рассказываю, для чего используется шкала в дюймах.

На основе полученных результатов показываю курсантам, что поправки в измерение расстояния по карте необходимо вводить, учитывая рельеф местности по всему маршруту. На слайде показываю таблицу из Учебного пособия на странице 56. Окончательная длина маршрута на местности вычисляется из десятых долей километра, а время до часов и минут.


Делаю вывод, что для измерения по карте необходимо уметь пользоваться принадлежностями, вводить поправки в зависимости от масштаба карт и типа местности, твёрдо знать положение главной точки условных внемасштабных знаков.









уясняют материал











решают задачи
















записывают материал в конспект











записывают материал в конспект


3.

20 мин.


Объявить название учебного вопроса :


Вопрос 3 «СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛОЩАДЕЙ ПО КАРТЕ».


Обращаю внимание курсантов на то, что им специалистам служб тыла, в своей работе неоднократно придётся сталкиваться с сельхоз. заготовками и другими, видами деятельности требующих определять площади на местности.

Удобнее и экономичнее это делать по топографическим картам.

Довожу способы определения площадей по карте:


  • Глазомерно, по квадратам километровой сетки;

  • С использованием палетки;

  • С помощью вычисления площадей геометрических фигур.


Раскрываю подробно содержание каждого способа и решаю задачи по определению площади лесного массива по карте У-34-37-В, расположенного в квадратах 7513-7915 различными способами. Сравниваю результаты. Подвожу курсантов к выводу, – какой самый быстрый, какой самый точный.

Подводя итог рассмотрения учебного вопроса отметить, когда и в каких случаях лучше использовать тот или иной способ определения площадей.








уясняют материал








конспектируют материал






решают задачи




III.Заключительная часть 5 мин.


  1. Выводы по занятию : Умение правильно рассчитывать параметры марша – залог успешного выполнения специалистами тыла поставленных задач.




  1. Задание на самостоятельную работу : Учебное пособие по ВТ гл.5. Норматив № 11 (подготовительный).



  1. Тема следующего занятия Т.15 – З. 33 «Изображение рельефа на топографических картах».



  1. Отвечаю на вопросы курсантов.



  1. Уборка аудитории.







ПРЕПОДАВАТЕЛЬ


подполковник ___________________

«___» октября 2008 г.


«ИЗМЕРЕНИЕ РАССТОЯНИЙ И ПЛОЩАДЕЙ ПО КАРТЕ».
  • География
Описание:

ПЛАН

проведения группового занятия

по теме 15. занятие 32

 

I.                  Вводная часть  15 мин.

 

1.     Проверка готовности взвода к занятию.

2.     Вопросы для повторения :

          Согласно перечня вопросов для проведения летучки.

3.     Выводы по опросу и ведению личного конспекта.

4.     Увязка изученного материала с данным занятием.

 

II.               Основная часть  160 мин.

 

Тема : «ИЗМЕРЕНИЕ РАССТОЯНИЙ И ПЛОЩАДЕЙ ПО КАРТЕ».

 

Учебные и воспитательные цели :

 

1.       Привить первоначальные навыки курсантам в измерении расстояния и площадей по карте различными способами, пользоваться принадлежностями для работы с топографической картой.

2.       Воспитывать чувство ответственности за результаты измерений.

 

Учебные вопросы :

1.                Виды масштабов и пользование ими.

2.                Измерение расстояний  по карте. Определение длины маршрута

3.                Определение площадей по карте

 

Материальное обеспечение :

 

1.     Учебные топографические карты.

2.     Офицерские линейки.

3.     Курвиметр.

4.     Диапроектор.

5.     Слайды.

 

 

 

 

Краткое содержание занятия, организационные и методические приемы обучения, выводы по учебным вопросам.

 

 

№ вопроса

 

 

Краткое содержание вопроса, методические приемы обучения

 

Действия обучаемых

 

1.

30 мин.

 

Объявляю название учебного вопроса :

 

 Вопрос 1 «Виды масштабов и пользование ими».

 

Методом опроса напоминаю курсантам определение масштаба топографической карты, а также место на карте, где он подписывается (под южной рамкой посередине листа карты).

Указываю, что масштаб на каждом листе топографической карты указывается в трёх видах:

 

·            Численном (числовом);

·            Линейном;

·            Величиной масштаба.

 

Раскрываю порядок уяснения степени уменьшения изображения на карте, представленным каждым из данных видов.

Численный масштаб указывает на то, что одной единице измерения на карте ставится в соответствие 25000, (50000….и т.д.) точно таких же единиц измерения на местности.

Используя доску поясняю порядок работы с численным масштабом.

Материал закрепляю решением задач по определению расстояний на местности, записывая исходные данные (измерения в миллиметрах) на доске для масштабного ряда.

Решаем задачи и поясняя их решения до тех пор, пока не будет полного понимания данного вопроса у основной части аудитории.

Затем перехожу к объяснению порядка работы с величиной масштаба. Обращая внимание курсантов на то, что данная величина дана для более ясного понимания значения масштаба топографической карты.

При объяснении работы с линейным масштабом, его чертёж в увеличенном виде высвечиваю на слайде.

 

 Подводя итог рассмотрения первого учебного вопроса отмечаю; что многообразие видов масштабов на листе топографической карты обусловлено важностью решаемых с его помощью задач и выбор конкретного вида зависит от решаемой задачи.

 

 

 

 

 

 

 

отвечают на вопрос

 

 

 

 

записывают материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

решают задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

110 мин.

 

Объявляю название второго учебного вопроса:

 

Вопрос 2 «Измерение расстояний  по карте. Определение длины маршрута».

 

Довожу до курсантов способы измерения расстояний:

 

·                                На глаз, по линиям километровой сетки;

·                                Линейкой;

·                                Циркулем (короткие отрезки);

·                                Шагом циркуля;

·                                Сокращением раствора циркуля;

·                                Наращиванием раствора циркуля;

·                                Подручными средствами;

·                                Курвиметром.

 

Каждый способ закрепляю решением практических задач по карте. Ответы записываю на доске и сравниваю результаты.

Поясняю точность измерения длины прямой линии на карте. ставлю вопрос: «Что же мы измеряли?» Ответ: «Не линию, а ее проекцию». Поясняю, что проекция линии измеряется в миллиметрах и сантиметрах, а вычисляется в метрах, с учетом величины масштаба.

Довожу до курсантов понятие «длина маршрута» и его отличие от длины линии. Подчеркиваю, что основное отличие длины маршрута от длины линии заключается в том, что маршрут проходит по поверхности земли, и на его существенное влияние оказывают наклонные формы рельефа.

Поправка за наклон линии вводится в горной и холмистой местности, на картах равнинной местности она покрывается ошибкой измерений расстояния 0,5-1,0 мм.

На слайде показываю таблицу поправок за рельеф длину маршрута для карт разных масштабов.

Отмечаю, что тип рельефа на карте определяется согласно таблице, приведённой в учебном пособии страница 5., которую курсанты записывают в тетрадь.

Поясняю суть поправки в длину маршрута решением задачи на расчёт длины маршрута по карте 1:50000 (1:100000) и расчёт времени для совершения марша. Обращаю внимание на устройство курвиметра и правильность измерения им по карте, точность снятия отсчётов. Рассказываю, для чего используется шкала в дюймах.

На основе полученных результатов показываю курсантам, что поправки в измерение расстояния по карте необходимо вводить, учитывая рельеф местности по всему маршруту. На слайде показываю таблицу из Учебного пособия на странице 56. Окончательная длина маршрута на местности вычисляется из десятых долей километра, а время до часов и минут.

 

Делаю  вывод, что для измерения по карте необходимо уметь пользоваться принадлежностями, вводить поправки в зависимости от масштаба карт и типа местности, твёрдо знать положение главной точки условных внемасштабных знаков.

 

 

 

 

 

 

 

 

уясняют материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

решают задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

записывают материал в конспект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

записывают материал в конспект

 

3.

20 мин.

 

Объявить название учебного вопроса :

 

Вопрос 3 «СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯПЛОЩАДЕЙ ПО КАРТЕ».

 

Обращаю внимание курсантов на то, что им специалистам служб тыла, в своей работе неоднократно придётся сталкиваться с сельхоз. заготовками и другими, видами деятельности требующих определять площади на местности.

Удобнее и экономичнее это делать по топографическим картам.

Довожу способы определения площадей по карте:

 

·        Глазомерно, по квадратам километровой сетки;

·        С использованием палетки;

·        С помощью вычисления площадей геометрических фигур.

 

Раскрываю подробно содержание каждого способа и решаю задачи по определению площади лесного массива по карте У-34-37-В, расположенного в квадратах 7513-7915 различными способами. Сравниваю результаты. Подвожу курсантов к выводу, – какой самый быстрый, какой самый точный.

Подводя итог рассмотрения учебного вопроса отметить, когда и в каких случаях лучше использовать тот или иной способ определения площадей.

 

 

 

 

 

 

 

уясняют материал

 

 

 

 

 

 

 

конспектируют материал

 

 

 

 

 

решают задачи

 

 

 

III.Заключительная часть  5 мин.

 

1.     Выводы по занятию : Умение правильно рассчитывать параметры марша – залог успешного выполнения специалистами тыла поставленных задач.

 

 

 

2.     Задание на самостоятельную работу : Учебное пособие по ВТ гл.5. Норматив № 11 (подготовительный).

 

 

3.     Тема следующего занятия  Т.15 – З. 33 «Изображение рельефа на топографических картах».

 

 

4.     Отвечаю на вопросы курсантов.

Автор Пустовалов Владимир Станиславович
Дата добавления 03.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 1065
Номер материала 22499
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓