Главная / Русский язык и литература / «Изложение с элементами сочинения по рассказу Б.Ганаго «Белый носовой платок»

«Изложение с элементами сочинения по рассказу Б.Ганаго «Белый носовой платок»


Урок русского языка в 8 классе по теме «Изложение с элементами сочинения по рассказу Б.Ганаго «Белый носовой платок»

«Есть любовь в человеческих душах…»

Цель: 1. Совершенствовать умение анализировать готовый текст, формирование умения строить текст заданного типа, показать особенности построения текста изложения с элементами сочинения.

2. Развивать наблюдательность, монологическую речь, логическое мышление.

3. Воспитывать любовь к Родине, родителям, умение быть милосердным, нравственные качества на уроках русского языка.

Оборудование: презентация, текст, заготовки бумажных сердечек.

Тип-Р.р. Вид-размышление Метод- персептивный, аналитическое наблюдение над готовым текстом, изложение с элементами сочинения.

Форма работы- коллективная, в парах, индивидуальная.

Ход урока

I.Орг момент.

Слова о добре. Нацеливание.


II.Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте. Сегодня мы будем думать, анализировать, размышлять. А темой для размышления послужит фраза: «Есть любовь в человеческих душах…». Обратите внимание: фраза не закончена. И я надеюсь, что к концу урока мы с вами ее продолжим и определим: «Что же это за любовь?».

- Я предлагаю вашему вниманию рассказ белорусского писателя, преподавателя воскресной школы Минского Кафедрального Собора Бориса Александровича Ганаго «Белый носовой платок».  II. Чтение текста учителем.  Слушайте и думайте.

1. Абзац

-Как вы представляете мужчину?

-Какой вы себе представляете автобусную остановку?

-Как назовете 1 часть? (Одиночество)

2. Абзац

-Почему он снова и снова вспоминал свою прошлую жизнь?

-Почему он помнил именно фиалки, дорогу,велосипед, мопед?

-Как назовете эту часть? (Воспоминание)

3. Абзац

-Почему мужчина ,вспоминая о детстве хотел перечеркнуть или спрятать как можно дальше мысли?

-Почему мужчина не стал тревожить родителей?

-Как назовете эту часть? (Безысходность. Ошибка жизни)

4. Абзац

-Почему мысли о родителях не покидают его?

-Какое опасение тревожило мужчину и почему?

-Опишите внутреннее состояние героя.


-Что предпримет мужчина?


-Как назовете 4 часть? (Раскаяние. Мудрое решение)

5. Абзац

-Почему он большую часть прошел пешком?


-Как вы думаете, что произойдет дальше?


-Как назовете эту часть? (Надежда. Прощение)

6. Абзац

-Почему его охватило сомнение?

-Почему он решил использовать письмо?


-Что произойдет дальше?


-Как озаглавим эту часть? (Надежда на встречу)

7. Абзац


Что произойдет дальше?


-Почему дрогнуло его сердце?

Как назовете эту часть? (Ожидание)

8. Часть – это сочинение (Счастливая встреча)

Вас что- то смущает? (нет концовки).

- Попробуйте на несколько секунд закрыть глаза и представить себе: что же мог увидеть наш герой, когда перевел взгляд на знакомое окно родительского дома? (пауза в несколько секунд).


IV. Словарная работа.

Милосердие –милость сердца.

Умение простить и пожалеть раскаявшегося грешника.

Милостливый – добрый, сострадательный, милосердный,снисходительный.

V. Обобщение работы.

Ребята, я видела ваши лица, видела, как вы работаете и радовалась тому, что этот рассказ не оставил никого равнодушными. Пройдет немного времени, вы закончите школу, выйдете во взрослую жизнь. Наверняка, она будет вдали от родного дома. Я искренне вас прошу: не дайте повториться истории, описанной в этом рассказе. Постарайтесь не совершать таких поступков, за которые потом будет стыдно, постарайтесь не ранить родительскую душу.

- А что такое душа? (это внутренний стержень, внутренне содержание, то, что определяет наши мысли и поступки; наш внутренний голос, который руководит изнутри).

- А где живет душа? (в наших сердцах). - Вот оно то самое сердце, которое порой болит, ноет, переживает, трепещет, любит. Именно такое сердце способно понять и простить. И это сердце (вы уже, наверное, догадались) родительское.

- Давайте вернемся к теме урока: «Есть любовь в человеческих душах…». Так что же это за любовь? (родительская). 

- Это строки из стихотворения армянской поэтессы Сильвы Капутикян:


Есть любовь в человеческих душах…

Которой в природе нет.

Это Родины свет зовущий.

Это отчего дома свет.

VI. Домашнее задание. Восстановить текст и закончить изложение.

VII.Комментирование оценок.

VIII. Итог. Рефлексия.  

  1. На столах лежат сердечки. Я хочу попросить вас написать о том, что чувствовало, что переживало, о чём задумывалось ваше сердце на уроке. И в память о сегодняшнем уроке подарите по желанию этот кусочек сердца своим одноклассника,гостям. А я вам на память тоже хочу подарить кусочек своего большого сердца с материнским советом. : «Думай, слушай, смотри, живи сердцем!»

2. Просмотр презентации.

Всем спасибо! Урок окончен!


«Изложение с элементами сочинения по рассказу Б.Ганаго «Белый носовой платок»
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок  русского языка в 8 классе по теме «Изложение с элементами сочинения по рассказу Б.Ганаго «Белый носовой платок»

                                    «Есть любовь в человеческих душах…»

Цель: 1. Совершенствовать умение анализировать готовый текст, формирование умения строить текст заданного типа, показать особенности построения текста изложения с элементами сочинения.

             2. Развивать наблюдательность, монологическую речь, логическое мышление.

             3. Воспитывать любовь  к Родине, родителям, умение быть милосердным, нравственные качества на уроках русского языка.

Оборудование: презентация, текст, заготовки бумажных сердечек.

Тип-Р.р.        Вид-размышление                                                                                Метод- персептивный, аналитическое наблюдение над готовым текстом, изложение с элементами сочинения.

Форма работы- коллективная, в парах, индивидуальная.

Ход урока

I.Орг момент.

Слова о добре. Нацеливание.

 

II.Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте. Сегодня мы будем думать, анализировать, размышлять. А темой для размышления послужит фраза: «Есть любовь в человеческих душах…». Обратите внимание: фраза не закончена. И я надеюсь, что к концу урока мы с вами ее продолжим и определим: «Что же это за любовь?».

- Я предлагаю вашему вниманию рассказ белорусского писателя, преподавателя воскресной школы Минского Кафедрального Собора Бориса Александровича Ганаго «Белый носовой платок».                                                                     II. Чтение текста учителем.  Слушайте и думайте.

1. Абзац

-Как вы представляете мужчину?

-Какой вы себе представляете автобусную остановку?

-Как назовете 1 часть?   (Одиночество)

2. Абзац

-Почему он снова и снова вспоминал свою прошлую жизнь?

-Почему он помнил именно фиалки, дорогу,велосипед, мопед?

-Как назовете эту часть? (Воспоминание)

3. Абзац

-Почему мужчина ,вспоминая о детстве хотел перечеркнуть или спрятать  как можно дальше мысли?

-Почему мужчина не стал тревожить родителей?

-Как назовете эту часть? (Безысходность. Ошибка жизни)

4. Абзац

-Почему мысли о родителях не покидают его?

-Какое опасение тревожило мужчину и почему?

-Опишите внутреннее состояние героя.

 

-Что предпримет мужчина?

 

-Как назовете 4 часть? (Раскаяние. Мудрое решение)

5. Абзац

-Почему он большую часть прошел пешком?

 

-Как вы думаете, что произойдет дальше?

 

-Как назовете эту часть? (Надежда. Прощение)

6. Абзац

-Почему его охватило сомнение?

-Почему он решил использовать письмо?

 

-Что произойдет дальше?

 

-Как озаглавим эту часть? (Надежда на встречу)

7. Абзац

 

Что произойдет дальше?

 

-Почему дрогнуло его сердце?

Как назовете эту часть? (Ожидание)

8. Часть – это сочинение   (Счастливая встреча)

Вас что- то смущает? (нет концовки).

- Попробуйте на несколько секунд закрыть глаза и представить себе: что же мог увидеть наш герой, когда перевел взгляд на знакомое окно родительского дома? (пауза в несколько секунд).

 

IV. Словарная работа.

Милосердие –милость сердца.

        Умение простить и пожалеть раскаявшегося грешника.

Милостливый – добрый, сострадательный, милосердный,снисходительный.

V. Обобщение работы.

Ребята, я видела ваши лица, видела, как вы работаете  и радовалась тому, что этот рассказ не оставил никого равнодушными. Пройдет немного времени, вы закончите школу, выйдете во взрослую жизнь. Наверняка, она будет вдали от родного дома. Я искренне вас прошу: не дайте повториться истории, описанной в этом рассказе. Постарайтесь не совершать таких поступков, за которые потом будет стыдно, постарайтесь не ранить родительскую душу.

- А что такое душа? (это внутренний стержень, внутренне содержание, то, что определяет наши мысли и поступки; наш внутренний голос, который руководит изнутри).

- А где живет душа? (в наших сердцах).                                                 - Вот оно то самое сердце, которое порой болит, ноет, переживает, трепещет, любит. Именно такое сердце способно понять и простить. И это сердце (вы уже, наверное, догадались) родительское.

- Давайте вернемся к теме урока: «Есть любовь в человеческих душах…». Так что же это за любовь? (родительская). 

- Это строки из стихотворения армянской поэтессы Сильвы Капутикян:

 

Есть любовь в человеческих душах…

Которой в природе нет.

Это Родины свет зовущий.

Это отчего дома свет.

VI. Домашнее задание. Восстановить текст и закончить изложение.

VII.Комментирование оценок.

VIII.  Итог. Рефлексия.  

1.     На столах лежат сердечки. Я хочу попросить вас написать о том, что чувствовало, что переживало, о чём задумывалось ваше сердце на уроке. И в память о сегодняшнем уроке подарите  по желанию этот кусочек сердца своим одноклассника,гостям. А я вам на память тоже хочу подарить кусочек своего большого сердца с материнским советом. : «Думай, слушай, смотри, живи сердцем!»

2. Просмотр презентации.

    Всем спасибо! Урок окончен!

 

 

Автор Хазгалиева Камиля Камилевна
Дата добавления 28.03.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1596
Номер материала 58809
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓