Главная / Обществознание / Избирательное право. Избирательный процесс.

Избирательное право. Избирательный процесс.

Тема: «Избирательное право. Избирательный процесс».

Цель: формирование у обучающихся основ правовой культуры и гражданской ответственности.

Задачи.

Образовательные:

- знакомить с особенностями выборов в демократическом обществе;

- раскрыть значение терминов: избирательная система, избирательное право, избирательный процесс, мажоритарная, пропорциональная, смешанная избирательные системы, избиратель.

Воспитательные:

- способствовать формированию активной гражданской позиции будущих избирателей.

Развивающие:

- развивать умение критически мыслить, выдвигать и аргументировать собственную позицию;

- отрабатывать навыки выполнения заданий, составленных по типу ЕГЭ.

Тип урока: урок изучения нового материала (11 класс)

Форма проведения: урок с использованием элементов технологии РКМЧП

Оборудование: ноутбук, авторская презентация «Выборы в демократической России», переносной экран, проектор, набор раздаточного материала по изучаемой теме, Конституция РФ, ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», ФЗ «О референдуме Российской Федерации».

Литература:

1. П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко, «Обществознание. Учебно-справочные материалы». Издательство «Просвещение», 2011.

2. Обществознание. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания / А.Ю. Лазебникова, О.А. Котова – М.: Издательство «Экзамен», 2008.

3. А.Ф. Никитин, «Избирательное право. Избирательный процесс». НПО «Школа» - Издательство «Открытый мир», 1996.

4. Обществознание. Интенсивный курс подготовки к Единому государственному экзамену. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005. Под ред. В.Н. Князева и Л.Ш. Лозовского.

Оформление класса: организована выставка, демонстрирующая документы, регулирующие деятельность государства и граждан в области избирательного права.

Ход урока.

I. Мотивация (3 мин.).

На столе перед каждым обучающимся разложены карточки трёх цветов: белого, синего, красного. Учитель предлагает взять в руки любую из них.

Каждый ученик пытается объяснить, чем был мотивирован его выбор.

Учитель предлагает перевернуть карточки. На оборотной стороне каждой из них имеются вопросы, на которые предложено ответить обучающимся:

Белая: Как ты определяешь, в какой одежде сегодня пойти в школу?

Синяя: Что необходимо учитывать при покупке набора продуктов?

Красная: Какие данные необходимо учитывать при определении своей будущей профессии?

Выслушав все ответы, учитель делает вывод о том, что каждому человеку практически ежедневно, даже ежечасно приходится делать определённый выбор. Эта необходимость охватывает деятельность человека во всех сферах жизни общества. Проблема выбора нашла отражение в литературе и искусстве.

На доске записаны примеры, подтверждающие эту мысль:

  1. Мы выбираем, нас выбирают.

Это так часто не совпадает… (Песня из к/ф «Большая перемена»)

2. Налево пойдёшь - …

Направо пойдёшь - …

Прямо пойдёшь - … (Из русских народных сказок)

Учитель: Одной из наиболее важных сфер жизни современного общества является политика. В ряде государств с республиканской формой правления граждане участвуют в формировании органов власти и решении жизненно важных вопросов. Наша задача сегодня заключается в том, чтобы познакомиться с особенностями выборов в Российской Федерации.

II. Осмысление.

1) Запись темы урока: «Избирательное право. Избирательный процесс».

Запись в тетради: (2 мин.)

Избирательное право – комплекс правовых норм о порядке выборов.

Избирательный процесс – комплекс действий в процессе выборов.

2) Самостоятельная работа. Учащиеся получают карточки с заданием:

Установить соответствие между названием принципа демократического избирательного права и его сущностью. (5 мин.)

Основные принципы демократического избирательного права

Название принципа

Сущность

1. Принцип равенства

А. Все выборы проводятся тайно, избиратель имеет право не сообщать о сделанном им выборе

2. Принцип всеобщности

Б. Избиратель голосует непосредственно за депутата, а не за выборщика

3. Принцип свободы волеизъявления

В. Любой дееспособный гражданин имеет право избирать и быть избранным

4. Принцип тайного голосования

Г. Общественность осуществляет контроль за проведением выборов

5. Принцип непосредственности

Д. Выборы проводятся на альтернативной основе

6. Принцип состязательности

Е. Все избиратели и кандидаты имеют в процессе выборов равные права

7. Принцип гласности

Ж. Выборы нельзя откладывать или переносить, если для этого нет веских причин

8. Принцип добровольности

З. Избиратель делает выбор свободно и самостоятельно

9. Принцип ограничения срока выборов

И. Любой гражданин участвует в выборах добровольно

Ключ: 1Е, 2В, 3З, 4А, 5Б, 6Д, 7Г, 8И, 9Ж

3) Работа с таблицей под руководством учителя (10 мин.)

Стадии (этапы) избирательного процесса в РФ

  1. Назначение даты выборов.


В законах определено, что выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации, а выборы Государственной Думы – Президентом РФ. В субъектах Российской Федерации дату выборов законодательного органа власти назначает глава субъекта. Главы муниципалитетов назначают дату выборов представительного органа власти.

2. Образование избирательных округов и избирательных участков.

Избирательные округа – территория, непосредственно гражданами которой избирается депутат (депутаты) или выборное должностное лицо (выборные должностные лица).

Избирательный участок – это территориальная единица, образуемая для проведения голосования и подсчёта голосов.

Избирательные участки должны включать не более 3 тыс. избирателей. В местах временного пребывания избирателей (в больницах, санаториях и пр.), в труднодоступных районах, на судах, находящихся в плавании, могут образовываться небольшие избирательные участки. Каждому избирательному участку присваивается определённый номер.

3. Формирование избирательных комиссий.

Подготовку и проведение выборов в России призваны осуществлять избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия (ЦИК, Центризбирком) РФ → избирательные комиссии субъектов РФ → избирательные комиссии муниципальных образований → окружные избирательные комиссии → территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии → участковые комиссии.

Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто под руководством ЦИК РФ, которая не только помогает другим комиссиям, но и контролирует их. Кроме того, она распределяет выделенные государством для выборов финансовые средства, а также эфирное время между соперниками на федеральных выборах.

4. Составление списков избирателей.

Все граждане-избиратели заносятся в списки по участкам. Списки составляются избирательными комиссиями на основании данных, представляемых главой муниципального образования, командиром воинской части и др. Каждый гражданин может быть включён только в один список избирателей.

5. Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на выборную должность.

Правом выдвигать кандидатов для избрания в представительные органы власти на различные должности пользуются граждане (включая самовыдвижение) и политические партии. Согласно закону (2004 г.) для выдвижения кандидатов в депутаты партия должна насчитывать не менее 50 тыс. членов и иметь региональные отделения во всех субъектах РФ. Партии выдвигают кандидатов (списки кандидатов) на своих съездах и конференциях.

6. Проведение предвыборной агитации.

Предвыборная агитация – это деятельность, имеющая целью побудить избирателей к участию в выборах, к голосованию за тех или иных кандидатов, те или иные списки кандидатов или против них.

Предвыборная программа (обещания) – совокупность положений, направленных на решение важных проблем страны, региона, выдвигаемая кандидатом на избрание или политической партией. Она представляет избирателю основные направления по улучшению его жизни в случае победы кандидата или партии на выборах.

В период предвыборной агитации проводятся массовые мероприятия: собрания, шествия, публичные дискуссии, пресс-конференции. Широко используется политическая реклама, распространяются листовки и другие агитационные материалы. Предвыборная агитация прекращается за сутки до дня голосования.

7. Голосование и установление результатов голосования.

Избиратель в день голосования приходит на избирательный участок, получает избирательный бюллетень и отмечает в нём тех, кого желает избрать. Бюллетени опускаются в урну для голосования. После истечения времени, отведённого на голосование, участковая избирательная комиссия под контролем наблюдателей распечатывает урны и производит подсчёт голосов.

Результаты выборов определяются в зависимости от избирательной системы: при пропорциональной системе выборов партии, прошедшие заградительный барьер (7%), получают возможность сформировать фракции в Государственной Думе; федеральному списку кандидатов, получившему от 6 до 7% голосов избирателей, передаются два депутатских мандата; список, набравший от 5 до 6% голосов, получает один депутатский мандат.

Итоги голосования официально публикуются соответствующей избирательной комиссией, в масштабе России – Центризбиркомом. Избранные депутаты регистрируются, и им выдаются удостоверения.

8. Финансирование выборов и предоставление отчётов о расходовании средств на эти цели.

Финансирование избирательной кампании осуществляется за счёт средств государственного бюджета (федерального или субъекта РФ). Кроме этого, каждый кандидат, политическая партия (избирательное объединение) для проведения избирательной кампании создают свой избирательный фонд.

Избирательные комиссии, кандидаты, партии обязаны вести учёт всех поступлений и расходов. Закон устанавливает предельную сумму фонда, которую можно израсходовать кандидату или партии, в том числе при повторном голосовании.

4) Просмотр презентации «Выборы в демократической России» (15 мин.)

Комментарии учителя:

1-й слайд: Выборы в демократической России.

2-й слайд: Конституция РФ, статья 32.

- О каком политическом праве граждан РФ идёт речь в этой статье? (Участвовать в управлении делами государства)

- Какие категории граждан лишены этого права? (Признанные судом недееспособными и находящиеся в местах лишения свободы).

3-й слайд: Избирательное право граждан.

- Запишите в тетрадь определение понятия «избиратель» (Избиратель – это гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом).

4-й слайд: Правовые основы избирательного процесса.

- На выставке, подготовленной к уроку, вы видите те документы, названия которых записаны на этом слайде. Они регулируют отношения в области избирательного права.

5-й слайд: Данная таблица помогает уточнить, положениями какого закона нужно руководствоваться в каждом конкретном случае.

6-й слайд: Как стать депутатом или президентом РФ.

- Запишите в тетради ряд чисел: 18, 21, 35. Поясните, как он связан с темой «Избирательное право». (18 лет – это возраст, в котором гражданин РФ получает возможность реализовать право участвовать в управлении государством, активное избирательное право; в 21 год можно выдвигать свою кандидатуру на должность депутата Государственной думы; в 35 лет можно баллотироваться на пост Президента РФ).

7-й слайд: Директор нашей школы – Татьяна Владимировна Тихомирова является депутатом Земского собрания Даниловского муниципального района четвёртого созыва. Можно ли утверждать, что только подходящий возраст стал основой для её избрания на эту должность? (Нет, поскольку этот человек известен своим землякам как энергичный, эффективно управляющий образовательным учреждением руководящий работник. Татьяна Владимировна имеет высокий авторитет не только среди коллег, но и в районе в целом).

8, 9, 10-й слайды: День выборов в РФ.

- Обратите внимание на то, что некоторые граждане приходят на участки для голосования с маленькими детьми, которые пока ещё не имеют права голоса. Какое значение для ребёнка может иметь данное мероприятие? (Ребёнок получает часть жизненного опыта, так происходит его социализация. Он знакомится с новой для себя социальной ролью – избиратель).

11-й слайд: Схема подведения итогов голосования.

- Избиратель в день голосования видит только малую часть той огромной работы, которая связана с избирательным процессом. Он должен осознавать, что голос, поданный им за того или иного кандидата имеет важное значение. Так, например, в процессе выбора Президента РФ, данные о результатах голосования проходят от участковой избирательной комиссии до Центризбиркома. В данном случае из представленной схемы следует исключить только окружные комиссии.

12-й слайд: Гражданином быть обязан.

- Прочитайте высказывание древнегреческого философа. Как вы его понимаете?

5) Учитель: Политик или человек, интересующийся политикой, должен быть грамотным, сведущим в своей сфере деятельности. Он должен знать, что существует особый политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, со способом проведения голосования и определения его результатов. Каждому из вас выдан текст, с которым мы будем работать. При помощи этого текста мы получим представление о данном политическом институте.

Прочитайте текст и выполните задания С1-С3 (7 мин.)

Мажоритарная избирательная система (от франц. majority – большинство, лат. major – больший, основывающийся на большинстве) – один из способов определения результатов выборов и распределения депутатских мест в центральных и местных представительных органах, при котором депутатские места в каждом избирательном округе достаются кандидату, который собрал установленное большинство голосов (кандидаты меньшинства при этом не могут быть избраны)… Такая система применяется в США, Канаде, Индии, Российской Федерации (при выборе депутатов Государственной думы). При такой системе для партии важно победить как можно в большем числе округов, хотя бы с минимальным перевесом в каждом (большой «перевес» не имеет значения), поэтому доля мест, полученных партией в парламенте, не соответствует числу полученных ею по стране голосов избирателей. При таком порядке определения результатов преимущество получают крупные партии.

Пропорциональная избирательная система – способ определения результатов выборов и распределения депутатских мест в центральных и местных представительных органах, основанный на принципе пропорциональности между числом поданных за партию голосов и полученных ею мандатов.

Традиционно пропорциональная система считается более демократической, обеспечивая представительство мелких партий в парламенте; сочетается с многопартийной системой, однако может быть и фактором нестабильности, особенно в парламентской республике, способствуя дроблению сил в парламенте и делая возможной частую смену правящих коалиций, что в известной мере затрудняет работу правительства.

Смешанная избирательная система – способ определения результатов выборов и распределения депутатских мест в центральных и местных представительных органах, при котором часть депутатских мест завоёвывается по мажоритарной избирательной системе, а другая часть – по пропорциональной избирательной системе.

Смешанная избирательная система призвана учесть недостатки различных избирательных систем, однако она также имеет свои недостатки. Это может быть, например, несбалансированное преимущество столичных партий и движений перед независимыми кандидатами и представителями региональных объединений.

(Обществознание: Пособие для абитуриентов / Под ред. В.Н. Князева, Л.Ш. Лозовского, Д.Н. Землякова. М.: Рольф, 2001. С. 175-178)

С1 Используя приведённый текст, дайте определение избирательной системы и сравните его с определением избирательного права.

С2 На основе какой избирательной системы происходят выборы в Государственную думу Федерального собрания РФ и Президента РФ?

С3 Назовите достоинства и недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. При какой избирательной системе значительная часть избирателей остаётся без своего представителя в парламенте?

6) Учитель: на каждом столе имеются справочные таблицы (см. ниже), при помощи которых вы сможете проверить правильность выполнения заданий к тексту.





Справочные материалы для самопроверки

Избирательная система – особый политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, со способом проведения голосования и определения его результатов, а также с распределением мандатов между партиями.


Типы избирательных систем

Мажоритарная система – это система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов

Пропорциональная система – это система представительства партий и движений, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти (парламенте) число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за её кандидатов на выборах

Мажоритарно-пропорциональная (смешанная) система – это система определения результатов выборов, при которой часть мест в парламенте распределяется в соответствии с мажоритарной системой, а другая часть в соответствии с пропорциональной системой

Достоинства

  • Устанавливается прямая ответственность избранного депутата перед своими избирателями и населением в округе

  • Обеспечивает партии-победителю значительное большинство в парламенте, что позволяет при парламентских и смешанных формах правления формировать устойчивое правительство

  • Представляет широкий спектр политических партий, тем самым отражая волю меньшинства

  • Является гарантом представительства в парламенте мелких и средних партий

  • Формируется действительно представительный парламент



Недостатки

  • Получившие незначительное меньшинство могут быть вообще не представлены во властных структурах

  • Практически исключается возможность победы на выборах малочисленных партий

  • Частая нерезультативность выборов, которая приводит либо к повторному, либо к альтернативному голосованию

  • Избранные по партийным спискам депутаты ответственны не столько перед избирателями, сколько перед самой партией

  • Избиратель выбирает не отдельных персон, а список кандидатов, которые в большинстве своём ему неизвестны

  • Появление в парламенте множества мелких фракций, которые могут препятствовать принятию нужных решений


  • Благоприятна в большей степени для столичных партий, нежели для местных политических объединений и независимых кандидатов

  • Партии не отражают интересов своих избирателей в полном объёме


III. Рефлексия (3 мин.).

- Какими качествами характера, по вашему мнению, должен обладать современный избиратель? Допишите синквейн:

Избиратель

-------------, --------------.

Интересуется, участвует, доверяет

Определяет будущее своей страны

Гражданин

(Возможные варианты определений: грамотный, неравнодушный, ответственный, законопослушный, целеустремлённый и т.д.)

Домашнее задание: В некоторых странах граждане, уклоняющиеся от участия в выборах, получают наказание в виде штрафа. Таким образом, государство устанавливает обязанность участвовать в избирательном процессе.

Напишите эссе на тему: «Выборы – право или обязанность гражданина России?»







Избирательное право. Избирательный процесс.
  • Обществознание
Описание:

В ноябре – декабре 2010 года прошёл областной конкурс среди учителей общеобразовательных учреждений Ярославской области на лучший урок или мероприятие по теме «Избирательное право. Избирательный процесс».

Конкурс проводился Избирательной комиссией Ярославской области, департаментом образования Ярославской области совместно с Государственным образовательным учреждением Ярославской области «Институт развития образования».

Целью проведения Конкурса является актуализация интереса педагогов к избирательному праву, избирательному процессу, реализация творческого потенциала учителей по формированию у будущих избирателей основ правовой культуры и гражданской ответственности.

Конкурс проводился в два этапа:

  • первый этап (заочный) – экспертиза представленных материалов в соответствии с заявленной номинацией;
  • второй этап (очный) – презентация участниками своего опыта работы по теме Конкурса.

Участники Конкурса представляли материалы в одной из следующих номинаций:

  • Конспект урока.
  • Сценарий классного часа.
  • Описание нетрадиционной формы работы с детьми и/или родителями (дискуссионный клуб, компьютерная игра, сказка и т.п.).

Предлагаю вашему вниманию конспект урока, занявшего в данном конкурсе 1-е место.

Автор Уткина Людмила Александровна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 1262
Номер материала 38259
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓