Главная / ОБЖ / Из опыта работы: Военно-патриотическое воспитание старших школьников на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности.

Из опыта работы: Военно-патриотическое воспитание старших школьников на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности.




Разрешите представить вашему вниманию описание педагогического опыта, направленного на становление патриотического воспитания старшеклассников через урочную и внеурочную деятельность.



Всё может родная земля: и напоить из своих светлых родников,

и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов,

вот одного она только не может – защитить себя,

и сделать это должен тот,

кто пьет ее воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой.
А.В. Суворов


Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения

нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.

Концепция государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», определяет цель развития в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его интересов. Опираясь на данный государственный документ, школа в своей программе развития уделяет особое внимание патриотическому воспитанию старшеклассников, основные концепции которого прописаны в модели выпускника школы.

Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в ФГОС второго поколения - это социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.

Я, Колегова Елена Юрьевна, п/о ОБЖ МБОУ «СОШ № 2 Яшкинского муниципального района»

Наша школа – одно из старейших учебных заведений в Яшкинском районе.

В 2012г. школа отметила свой столетний юбилей.

Но, несмотря на почтенный возраст, она по-прежнему молода, неиссякаема на таланты, изобретательскую инициативу, творчество, новизну. В то же время наша школа является хранительницей традиций, бесценного педагогического опыта, накопленного прекрасными учителями за ее вековую историю.

Сформировавшиеся в учебном заведении традиции – это не просто набор мероприятий, а система. Взаимоотношения, складывающиеся в коллективе под влиянием традиций, характеризуются стабильностью, уважительностью, терпимостью, творчеством, а именно такие отношения и способствуют успешному становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.


Наша школа всегда воспитывала патриотов своей родины. В годы ВОвойны из нашей школы ушли на фронт 9 человек, среди них герой Советского Союза Кузнецов Петр Нифонтович. Афганистан, Чечня…..

С 2005 года наше образовательное учреждение занимает передовые позиции в районе по военно-патриотическому воспитанию молодёжи.

Поэтому моя система работы, как педагога - организатора ОБЖ, в данном направлении строится на сохранении, развитии и приумножении традиций.

Ведущей педагогической идеей моего опыта работы со старшеклассниками является создание условий для духовного возрождения личности гражданина и патриота на основе культурно-исторического наследия России, формирование физически и морально здорового человека, подготовка к прохождению службы в Вооруженных силах РФ.

Создание условий для развития у детей глубокого патриотического сознания, идей служения Отечеству и его вооруженной защите, воспитание чувства гордости за русское оружие, уважение к военной истории, стремления к военной службе, сохранению и приумножению славных воинских традиций.

Достижение поставленной цели осуществляется решением следующих задач:

1. совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической базы военно-патриотического воспитания;

2. обеспечение единства и взаимосвязи урочной и внеурочной работы по подготовке молодежи к выполнению своего гражданского и военно-патриотического долга;

3. активизация работы школьного музея и военно-патриотического клуба «Патриот»

4. широкое привлечение к участию в военно-патриотическом воспитании старшеклассников социальных партнеров школы;

5. проведение научно обоснованной организаторской и пропагандистской деятельности с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России;

6. развитие самоуправления и общественной активности учащихся;

7. формирование активной жизненной позиции, необходимых на военной службе эмоционально-волевых качеств характера через вовлечение школьников в мероприятия патриотического значения;

8. оказание шефской помощи ветеранам войны, участие в волонтерском движении;

9. укрепление учебно-материальной базы, оборудование кабинета ОБЖ, полосы препятствий;

10. профилактика правонарушений.


Военная служба – это жизнь, подчиненная особым, причем достаточно строгим законам, в которой для молодого человека все пугающе незнакомо, непонятно. Сможет ли призывник безболезненно войти в эту жизнь и выдержать ее особенно на первых порах, в немалой степени зависит от преподавателя ОБЖ. Однако прежде, чем помогать будущему воину, педагог должен хорошо представлять, что есть человек в семнадцать лет, каковы его мироощущения, в каких знаниях он нуждается в преддверии военной службы. Для преподавателя, взявшего на себя нелегкую, но благородную задачу – заложить первые кирпичики в основание духовно-нравственной крепости будущего защитника Отечества, надо ясно видеть конечную цель своей работы.

Изучение нового материала эффективно только тогда, когда учителю удается построить необходимые логические причинно-следственные связи, определяющие внутреннюю структуру излагаемой темы.

Также хочется подчеркнуть, что на восприятие материала, отношение к нему оказывает влияние не только его «интенсивность» для учащегося. Эта характеристика вообще крайне субъективна. В первую очередь на учащихся оказывает стимулирующее влияние сама личность учителя, манера его речи, поведение, а часто – настроение и внешний вид.


Верно, сказал А.С. Макаренко: «Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество – все равно в чём: в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпимости, в смелости».

Эти слова как нельзя лучше отражают идею и смысл таких мероприятий как: «Рубеж», «Зарница», «Победа», пожарно-спасательный спорт и т.п., где ученики нашей школы показывают всегда высокие результаты.


Патриотическое воспитание через урочную деятельность.

В старших классах происходит окончательное осознание обучающимися морально-психологических качеств и специальных прикладных знаний, навыков и умений, необходимых человеку, которые определённы понятием «патриот». Добиваться этого призвана, в частности, учебная дисциплина ОБЖ.

В программе курса 10 класса предусмотрен раздел «Основы военной службы», который включает в себя 4 основные главы: (они представлены на слайде) «История военной службы», «Защита Отечества – долг и обязанность граждан России», «Вооруженные Силы РФ – основа обороны государства», «Государственная и военная символика России, традиции и ритуалы Вооруженных Сил РФ», в процессе изучения которых, обучающиеся знакомятся с историей создания Вооружённых Сил РФ, организационной структурой, функциями и основными задачами современных ВС, их ролью в системе обеспечения национальной безопасности, с составом и предназначением других войск. Демонстрация образцов техники и вооружения ВС РФ повышает интерес к изучению данного раздела, что вызывает у учащихся гордость за наши научные достижения, большая часть которых взята на вооружение во многих странах мира, в том числе и США, а так же космическое вооружение, использование ракет, артиллерийских мин и снарядов, стрелкового оружия.

В программе курса 11 класса этот же раздел состоит из 5 глав (они также представлены вашему вниманию на слайде) «Воинская обязанность», «Особенности военной службы», «Военнослужащий – защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил России», «Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов», «Психологические основы подготовки к военной службе», в процессе изучения которых, обучающиеся знакомятся:

  • с основами российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан,

  • порядком первоначальной постановки на воинский учет,

  • медицинского освидетельствования,

  • призыва на военную службу, основными правами и обязанностями граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе,

  • основными видами военно-профессиональной деятельности, особенностями прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы.

В процессе совершенствования собственной педагогической деятельности я вижу необходимость постоянно уделять внимание уважительному отношению к историческому прошлому, традициям нашей страны в системе защиты национальной безопасности.

Чувство гордости за свою страну можно и нужно воспитывать на уроках, например, урок по теме: «Международная (миротворческая) деятельность Вооружённых Сил РФ». Важно учитывать, чтобы одиннадцатиклассники в процессе изучения материала были не пассивными слушателями, а активными участниками занятия (личностно-ориентированные подход и актуализация личностного опыта обучающихся). На данном уроке я применяю технологию проблемного обучения: такая организация урока требует нестандартной подготовки, переноса учебной ситуации на знаниевый опыт учащихся, умения высказываться, отстаивать своё мнение, что позволяет формировать гражданскую позицию учащихся.

Изучая тему «Военная форма одежды, звания», использую на своих уроках технологию проектной деятельности. Девушки готовят проекты о форме одежды, а юноши – о воинских званиях. После чего заслушиваем работы и обсуждаем их. Здесь неоценима роль использования ИКТ технологий.

Также на уроках «Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи» проводим тренировки искусственной вентиляции легких и непрямой массаж сердца, остановки кровотечения, оказания доврачебной помощи при различных травмах. Тематика уроков ОБЖ дает старшеклассникам широкое представление о чрезвычайных ситуациях локального характера, их последствиях и правилах безопасного поведения; о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых по защите населения; знакомятся с Единой государственной системой предупреждения и ликвидации Ч/С и гражданской обороны (ГО). Уроки по темам ГО и ЧС проектируются мною как практико-ориентированные с применением технологии критического мышления и носят не только теоретический характер. Закрепляем теоретические навыки на практике, используя средства индивидуальной и коллективной защиты органов дыхания и кожи. Закрепляемые учебные действия и практические умения могут позволить обучающимся в случае нестандартной ситуации сохранить собственную жизнь и помочь окружающим.

Важное место в любой деятельности занимает самоконтроль (рефлексия) и контроль. Использую на уроках тестовые задания по разделам курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-х, 11-х классов, которые предназначены для контроля изученного материала на предыдущем уроке или для закрепления знаний по определенной тематике или разделу. Время, затраченное учащимися на выполнение таковых тестовых заданий, 7-10 минут, что позволяет оценить всех учащихся за короткий период и перейти к изучению следующей темы (что очень важно при малом количестве часов по предмету – 1 час в неделю). В тестовые задания включаются некоторые вопросы, интегрированные с другими предметами (история, физика, химия, биология) для расширения кругозора учащихся, или носящие воспитательные моменты, которые непосредственно связаны с изучаемым материалом.

Военно-полевыми сборами, как этапом учебного плана, учащиеся завершают учебный курс 10 класса. Они вызывают у обучающихся особый интерес и мотивацию, проводятся с целью подготовки юношей к службе в Вооруженных Силах нашей страны, выполнению ими конституционного долга по защите Отечества, закрепления теоретических знаний, полученных на занятиях по ОБЖ в школе, приобретению практических навыков, необходимых юношам для быстрой адаптации с поступлением на военную службу, воспитания у юношей гордости за Вооруженные Силы, готовности к службе в их рядах и защите своей Родины. В то время, как юноши заняты военно-полевыми сборами в летний период, девушки 10 класса проходят социальную практику в школе, по направлению оказание первой медицинской помощи.

Таким образом, технологический компонент процесса патриотического воспитания основан на широком спектре форм и методов работы, которые используются мною при организации образовательной деятельности.


Патриотическое воспитание через внеурочную деятельность.


Конечно же, образование должно работать на результат. Но на результат в военно-патриотическом воспитании большое влияние оказывает внеурочная деятельность учащихся. Она представляет собой комплекс занятий по ОБЖ, соревнований, эстафет, конкурсов, викторин, походов, тактических игр на местности, дней здоровья и других мероприятий, которые должны заложить основы морально-психологической подготовки, способствовать физической закалке и совершенствованию военных знаний и навыков.

С целью развития у школьников гражданской позиции, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирования умения и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и военному долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, дисциплинированности в школе функционирует военно – патриотический клуб «ПАТРИОТ». Основными направлениями деятельности «Патриота» являются: военно-спортивная игра «Патриот», конкурс военно-патриотических клубов «Равнение на победу», «Отчизны верные сыны», спартакиады молодежи Яшкинского района допризывного возраста. В состав объединения входят учащиеся с 8-11 классов школы. Результаты деятельности клуба отражаются в успехах наших учеников. Они занимают призовые командные и личные места в соревнованиях, хотят связать вою будущую профессию с военным делом, достойно выполняют долг перед Родиной в рядах Российской армии и поступают в гражданские вузы, где подтверждают свои знания, полученные на уроках ОБЖ и на занятиях клуба «ПАТРИОТ».


2011 год

2012 год

2013 год


Соревнования по туристскому многоборью

«Школа безопасности» -

3 место (муниципальные)


3 зимняя военно-спортивная игра Кемеровской области «Во славу Отечества»

«Рукопашный бой» - 2 место

Командное 7 место из 16 (региональные)

Викторина, посвященная 70-летней годовщине Сталинградской битвы «Ни шагу назад» - победитель Калинская Анна (мун)

Районные соревнования по пулевой стрельбе из пневматической винтовки3 место

Районная военно – спортивная игра «Отчизны верные сыны» – 1 место

Районная военно-патриотическая игра «Тропа разведчика»

- 1 место

Районный смотр песни и строя «Равнение на Победу» - 2 место

Районная военно – патриотическая игра «Тропа разведчика» - 3 место

Районная военно-спортивная игра «Отчизны верные сыны»

общекомандное 3 место

Этап «Медицина» - 1 место

Этап «Одевание противогаза» - 2 место

Этап «военизированный кросс» - 2место

Этап «Большая Заключительная эстафета» - 3 место

Районная военно-спортивная игра

«Отчизны верные сыны» -

1 место


Военно-спортивная игра Кемеровской области «Победа 2012»

Командное 3 место

в тактической игре на местности «Юнармейцы вперед!»

Чернова Валерия 3 место

в конкурсе «Неполная разборка, сборка автомата Калашникова»

Районный смотр песни и строя

«Равнение на победу» -

3 место

Военно-спортивная игра

«Юные защитники Отечества» - 2 место

Районный смотр песни и строя «Равнение на Победу» – 3 место



Районные военно – спортивные соревнования «Юные защитники Отечества» - 2 место



Внеурочная деятельность как один из двух основных компонентов системы патриотического воспитания и обучения, которая на данный момент моей профессиональной деятельности находится на этапе апробации и становления, является логическим продолжением урочной деятельности.


Работа по военно-патриотическому воспитанию в нашей школе идет по четырем системообразующим направлениям:

«Школа выживания»

Цель данного направления – подготовка допризывной молодежи к службе в рядах вооружённых сил. Этому способствует организация и проведение военно-спортивных игр «Зарничка» (2-7 классы); «Зарница» (8-9 классы); «Школа выживания» (10-11 классы). Большую роль при этом играет преемственность игр, проведение их в лучших традициях российского военного дела.

Кроме проведения военно-спортивных игр ведется работа по ознакомлению учащихся с символами российской, областной и муниципальной государственности: гербом, флагом, гимном, а также воспитанию уважения к государственной символике.

Постоянно поддерживается связь с организациями военно-технического направления (Военный комиссариат, Управление по делам ГО и ЧС, пожарная часть пгт Яшкино, РОСТО, Яшкинское районное отделение «Российский союз ветеранов Афганистана», ОВД Яшкинского района»). Координируется работа отрядов юных инспекторов дорожного движения (пропаганда правил дорожного движения, участие в школьных и городских конкурсах ЮИДД), ДЮП, ЮДП

В рамках внеклассной работы проводятся мероприятия по подготовке юношей к службе в рядах Вооруженных Сил РФ, по выработке практических навыков и умений действовать в чрезвычайных ситуациях, безопасному поведению в экстремальных ситуациях, оказанию самопомощи и взаимопомощи.

«Милосердие»

Учащиеся нашей школы активно сотрудничают с ветеранами, участниками Великой Отечественной войны и тружениками тыла, воинами, отслужившими в «горячих точках». Ведется планомерная работа по оказанию помощи ветеранам, посещение на дому, организации встреч с участниками Великой Отечественной войны и других войн, включению их в учебно-воспитательный процесс.

Деятельность по данным направлениям осуществляется на основании плана работы на год, в планировании работы принимают участие не только школьники, но и педагогические работники: в рамках школьной работы это проведение классных часов, в рамках городской – участие в совместных мероприятиях-встречах, библиотечных лекциях и пр.

«Спорт и здоровье»

Данное направление включает в себя участие в месячниках патриотического воспитания, эстафетах, туристических слётах, соревнованиях. Самым запоминающим мероприятием для ребят являются подготовка и участие в районных военно-спортивных играх «Зарница» и «Отчизны верные сыны», смотр песни и строя. Ребята соревнуются в таких конкурсах, как стрельба из пневматической винтовки, военно-спортивная полоса, туристическая полоса, оказание первой медицинской помощи пострадавшему, преодоление полосы ГО, разбивка военно-полевого лагеря и приготовление пищи, выпуск боевых листков, конкурсах «На привале», «Пожарная полоса», первая медицинская помощь, конкурс песни и строя.

Также ежегодно в нашей школе традиционно проводятся «Дни здоровья», Туристический слет».

«Творческая деятельность»

Отряд регулярно проводит фестивали, смотры-конкурсы на военно-патриотическую тематику,

Дни Воинской Славы России и другие мероприятия.

В составе жюри в конкурсах принимают активное участие ветераны и труженики тыла ВОВ, участники локальных войн, что способствует поддержанию связи поколений, развивает у школьников интерес к изучению боевого прошлого, воспитывает у них чувство гордости и ответственности перед старшим поколением. Также юнармейцы принимают участие в районных митингах, праздниках-шествиях, уборке памятников, возложении венков и гирлянд к памятникам Воинской славы, в несении вахты памяти.
В состав отряда «Патриот» входят не только одарённые дети, но и дети так называемой группы «риска». Все члены объединения располагаются на разных ступеньках социальной лестницы: кто выше, кто ниже, в зависимости от своего жизненного опыта, возраста, характера, здоровья, отношения к товарищам, что и определяет в комплексе человеческую личность.

Военно-патриотическая работа, проводимая как на уроках по физической культуре и основам безопасности жизнедеятельности, так и во внеклассной деятельности, позволила собрать комплексный методический материал, индивидуализированный по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности учащихся, что позволяет обеспечить продуктивную самостоятельную работу школьников на учебных занятиях и развивает потребность в рефлексивной творческой деятельности.

Выстроенная система позволяет воспитанникам добиться высоких результатов в жизни: многие выпускники отряда обучаются в высших учебных заведениях, а трое из них выбрали специальности, связанные с деятельностью нашего объединения: Калинский Антон, Пикалов Сергей, Штенин Иван - успешно закончили Кадетскую школу МЧС.

Таким образом, реализация поставленных целей и задач военно-патриотической работы способствует воспитанию у учащихся таких качеств, как гражданственность, патриотизм, любовь к Родине, формированию нравственности, что является одним из основополагающих принципов образования. Кроме того, ребята учатся отстаивать свои интересы, владеть своими чувствами, уважению и взаимопониманию. Такое взаимодействие служит основой формирования единого коллектива, единства взглядов, доброжелательных отношений и стремления к достижению общей цели, что в свою очередь позволяет нашим детям и нам, учителям, отряду «Патриот» расти и совершенствоваться, достигать новых высот.

Хочу отметить, что затраты на организацию и проведение данных мероприятий минимальные, а полученное удовольствие, радость движения и положительные эмоции максимальные.


Подводя итоги работы за истекшие восемь лет, можно выделить следующие положительные результаты:

  1. Военная служба стала более престижной в глазах наших воспитанников. Как я уже говорила, трое учащихся закончили Губернаторскую кадетскую школу - интернат МЧС. Из них один воспитанник продолжает обучение в высшем военном училище.

  2. Ребята не боятся проходить службу в рядах российской армии.

  3. Воспитанники гордятся боевым прошлым страны и испытывают чувство уважения к офицерскому корпусу России.

  4. Дети занимаются краеведением, а также у них активизировался интерес к изучению знаменательных событий истории Отечества.

  5. Дети знают и с уважением относятся к государственной символике, знакомы с воинскими ритуалами.

  6. Улучшились спортивные результаты. Повысился интерес к военно-прикладным видам спорта, развитию физических и волевых качеств. Воспитанники успешно (как мальчики, так и девочки) тренируются в секциях вольной, греко-римской борьбы и бокса, занимая призовые места в соревнованиях различного ранга. Дети активно участвуют в соревнованиях и по другим видам спорта.

  7. Повысилась успеваемость в школе. Увеличилось количество воспитанников поступающих в средние и высшие учебные заведения.

А в заключение хотелось бы напомнить процитировать слова Апостола: Вера без дел мертва! Будем же не только рассуждать, и дискутировать - будем действовать! К патриотизму нельзя призвать. Нужно медленно и серьезно воспитывать духовное начало в человеке. Тогда человек сам обратится к нему. Патриотизм возникает через внутреннее побуждение человека, через сознание своей причастности к народу, Родине, и тем самым к человечеству. Поэтому, прежде всего надо воспитывать личность. Повторю: без патриотизма нет личности. Без личности каждый превращается в получеловека, лишенного человеческого разумения жизни. Мы же хотим, чтобы школьники не потеряли человеческого разумения, чтобы все они были личностями. Мы же должны преследовать единственную цель - воспитать в молодежи человека, взрастить, укрепить духовное начало. А это невозможно без патриотизма. Поэтому сегодня патриотическое воспитание остается наиглавнейшей и благороднейшей нашей задачей


Дети - наше будущее. Но они и наше настоящее, наше сегодня. От того, какими вырастут наши дети, зависит не только их благополучие, но и благополучие нашего общества. Нам, педагогам, сегодня не следует забывать, что патриотическое воспитание — это не столько деятельность по формированию гражданина, знающего свои гражданские права и обязанности, сколько — личности, способной сопереживать, знать и любить Родину, ощущая себя частицей ее истории, ее настоящего и будущего.











Из опыта работы: Военно-патриотическое воспитание старших школьников на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности.
  • ОБЖ
Описание:

Разрешите представить вашему вниманию описание педагогического опыта, направленного на становление патриотического воспитания старшеклассников через урочную и внеурочную деятельность.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей “малой Родине”, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству.

Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

Патриотическое воспитание школьников в нашей школе — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

 

Автор КОЛЕГОВА Елена Юрьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел ОБЖ
Подраздел
Просмотров 2351
Номер материала 25401
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓