Главная / Физкультура / Из опыта работы учителя физической культуры ГБОУ СОШ №322

Из опыта работы учителя физической культуры ГБОУ СОШ №322

Из опыта работы учителя физической культуры ГБОУ СОШ №322 hello_html_m141e63c1.jpg Васильевой Татьяны Николаевны.


« О спорт! Ты – мир» - эти слова стали крылатыми среди олимпийцев. И олимпиада по физической культуре стремится к объединению сильных телом и духом учащихся.

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности, чтобы с самого раннего возраста учащиеся ценили, берегли и укрепляли свое здоровье, стремились стать развитыми не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.  Педагогическая практика показывает, что успех всей этой работы в школе достигается за счет системного подхода к решению этой проблемы, как на уроках, так и во внеурочное время.

   Деятельность преподавания физического воспитания в нашей школе направлено на вовлечение школьников в систематические занятия физической культурой и спортом в спортивных секциях клуба «Палестра», группе оздоровительной направленности ОФП, ЛФК. Физкультура - одна из основ нашего здоровья. И где, как не в школе, этот фундамент строить.

В системе физического воспитания сейчас ведется интенсивный поиск новых форм работы с учащимися, прежде всего, в связи с тем, что ни одна из дисциплин, входящих в базисный учебный план, не подвергалась столь существенному реформированию и обновлению в своем предметном содержании и направленности, как это происходит с учебным предметом «физическая культура». Это введение третьего урока, имеющего в школах разную направленность, либо формальное увеличение количества часов.

Новой формой организации образовательной области «Физическая культура» является и олимпиада. Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан ведь цель олимпиады по физической культуре: создания условий, способствующих активизации работы в сфере физической культуры; совершенствования теоретико-методических знаний и практических умений и навыков, необходимым учащимся в повседневной жизни, формирования интереса к занятиям физическими упражнениями, выявления наиболее подготовленных школьников для поступления в специализированные высшие учебные заведения. Наша школа имеет договор с Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена с кафедрой физического воспитания. Студенты на протяжении уже одиннадцати лет проходят практику в нашей школе, среди них есть и наши выпускники.

Основным отличием олимпиады по физической культуре является ее тесная связь с содержанием с учебного материала школьной программы, проверка качества его освоения школьниками в условиях конкурсных испытаний. Практическая часть олимпиады связана с разделами: баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, гимнастика, а вот теоретический этап испытаний связан и с другими предметами: биология, химия, ОБЖ, история, география и физика.

В каждой школе есть одарённые ученики, которые любят физкультуру и спорт, с большой охотой приходят на уроки физического воспитания, дополнительно занимаются в спортивных секциях и кружках, участвуют в различных соревнованиях и турнирах.

Таких детей мы замечаем и даём им шанс проявить себя на первом этапе олимпиады – школьном.

В этом конкурсе участвуют обучающиеся юноши и девушки 8-11 классов, наиболее подготовленные физически и с опытом теоретической подготовки, полученных на уроках физической культуры и самостоятельных знаний.

На школьной олимпиаде мы оцениваем качество освоения учащимися знаний, умений и навыков, предусмотренных учебной программой по физической культуре. По теоретическому курсу наибольшая сумма баллов за правильные ответы; практическая часть – наименьшая сумма мест.

Таким образом, мы выявляем лучших ребят 8-11 классов, самых одарённых, самых спортивных, сильных, физически здоровых ребят, которые отстаивают честь нашей школы на районной и городской олимпиаде.

В системе подготовки к олимпиаде для эффективности важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после проведения которой вся работа быстро затухает. Подготовка  к  олимпиаде, проводимой в 8-11 классах  должна  быть  систематической и  начинать подготовку надо  с наблюдений в ходе уроков в начальной школе.   Выявлять наиболее перспективных учеников, вести с ними индивидуальную работу от незнания к знанию, от практики до творчества, приобщать их к соревнованиям для начальной школы «Веселые старты», «К стартам готов» и к внеурочным мероприятия, проводимых в школе такие как «Смелые, сильные, ловкие», соревнования по настольному теннису. С 5 класса привлекаем к судейству соревнований, проводимых в начальной школе, к соревнованиям и судейству по баскетболу, футболу, волейболу, при этом расширяем кругозор за счет сообщения новых знаний о виде спорта, его истории правилах судейства, воспитываем интерес к самосовершенствованию. Проводим целенаправленную подготовку к определенным разделам олимпиады. В 6-7 классах привлекаем учащихся к соревнованиях по гимнастике. В разделе олимпиады «Гимнастика» идет сложный акробатическим комплекс и тут стоит обратить внимание на гибкость и развитие силовых качеств юношей и девушек. Для юношей имеет большое значение силовая подготовка и мы начинаем привлекать ребят в секцию клуба «Силовое многоборье».

В течение года проходит школьная и районная спартакиада. Учащиеся школы соревнуются в мини-футболе, баскетболе, волейболе, футболе, шашках, шахматах, настольном теннисе, легкой атлетике, лыжах и в «Президентских состязаниях».

Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.

С одаренными учащимися, показавшими высокие спортивные результаты, и победителями школьной олимпиады по физической культуре ведутся индивидуальные занятия, включающие теоретическую и физкультурно-спортивную подготовку индивидуально.

Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников и уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).

В настоящее время очень большое внимание уделяется физкультурному образованию – педагогическому процессу, направленному на формирование специальных знаний в области физической культуры.

На уроках физической культуры преподают базовые знания научно-практического характера по широкому кругу вопросов: здоровый образ жизни, методика самостоятельных занятий физическими упражнениями, влияние упражнений на организм и т.д. Но полученных знаний недостаточно для успешного выступления ученика на олимпиаде по разделу «Теория и методика физического воспитания», поэтому учителя надо проводить дополнительные беседы, диалоги, тестирования, краткие сообщения, анализы спортивных источников; изучать теоретико– методические задания предыдущих олимпиад; использовать для подготовки тестовые задания Всероссийских олимпиад предыдущих лет.

Расширяем кругозор учащихся, направляем и даем почитать книги, журналы. Работаем в Интернете, предлагая просмотреть сайт или обучающее видео, просмотреть презентации по истории развития разных видов спорта идущих с древней Греции до появившихся совсем недавно. Для этого учитель должен сам владеть компьютером и подбирать материал для учащихся, т.к. он уже знает, из опыта какие вопросы могут быть в теоретической части олимпиады. Уметь общаться с учащимися дистанционно. Привлекать учащихся к творчеству. Так уже два года мы участвуем в Купчинских чтениях. В 2010 году подготовили и защитили презентацию «Великие люди науки»-«Петр Францевич Лесгафт», рассказав о нем как о биологе, анатоме, антропологе, педагоге, враче и создателе научной системы физического воспитания. В 2011 году в номинации «Выдающиеся открытия» участвовали с презентацией « Прыжок в высоту», где раскрыли историю прыжка в высоту от первого способа «скорча» до способа, которым прыгают сейчас олимпийцы «фесбери-флоп», рассказав историю появления и открытия каждого вида прыжка в высоту и спортсмена, впервые применившего данный способ прыжка. Эти презентации были показаны на секциях клуба «Палестра». Презентацию «Моя спортивная семья» Смирновой Нади была представлена в ГПД, что пропагандирует здоровый образ жизни и интерес учащихся к занятиям спортом.

В нашей школе уделяется большое внимание стимулированию учащихся, успешного выступивших на олимпиаде по физической культуре разного уровня. Ребята узнают об успехах своих сверстников на итоговой конференции, где администрация школы награждает лучших олимпийцев, выражая им благодарность. На стенде информации отражаются итоги выступлений и достижений на олимпиаде, состав сборной команды с фотографиями, отражающих события олимпиадных соревнований.

Мы стараемся всячески поощрять школьников, которые достигают определенных спортивных результатов. Этому способствует общешкольный конкурс «Лучший спортсмен года», победители получают подарки и грамоты. Награждается «Самый спортивный класс года», который получает переходящий кубок имени нашей выпускницы Ивановой Анны- бронзового призера Европы, чемпионки России, мастера спорта международного класса. Ведется летопись рекордов школы в различных видах спорта, оформлен стенд «Рекорды школы». Например в этом году на «Дне бегуна» был побит Бушмановым Александром рекорд стадиона в беге на 1000метров, а вот рекорд зала по прыжкам в высоту составляет 2метра 6 сантиметров. Ведется и летопись выпускников-спортсменов школы, на стенде «Наша гордость» вывешены фотографии и успехи выпускников школы среди них два мастера спорта, девять кандидатов мастеров спорта, одна призерка Европы, пять призеров России, семь чемпионов Санкт-Петербурга. В школе проходят встречи-конференции с выпускниками-спортсменами.

Ежегодно во второй четверг сентября проводится «День бегуна» - бег от 400-1000 метров, участвуют все школьники с 1по 11 класс, «День спринтера» в мае и «День прыгуна», где учителем выявляются претенденты на олимпиаду в разделе легкая атлетика.

Хочется отметить, что некоторые наши воспитанники успешно выступают на районных и городских олимпиадах на протяжении нескольких лет. В 2009 году команда нашей школы стала призером районной олимпиады, Романов Дима стал 2 на городской олимпиаде по баскетболу, а в 2010 году Кропачева Саша 2 по легкой атлетике в городской олимпиаде, в 2011 году Полянский Егор и Скворцова Ксюша стали призерами районной олимпиады, а в 2012 году Баршева Ольга стала второй по гимнастике на городской олимпиаде.

Таким образом, каждый ребёнок в нашей школе, может реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения. Но для этого необходимо работать над собой, заниматься физкультурой и спортом, следить за своим здоровьем и быть физически развитым и физкультурно- образованным человеком.

Проведя анализ работы по подготовке обучающихся к олимпиаде по физкультуре, мы пришли к выводу, что в школе, как правило, выигрывают конкурсные испытания те учащиеся, которые занимаются в различных спортивных секциях и кружках, в которых добиваются больших успехов.

Процесс подготовки к олимпиаде по физической культуре будет проходить более эффективно, если выявить сильные и слабые стороны физической и технической подготовленности по программе олимпиады,
уточнить сенситивные периоды развития физических качеств юношей и девушек старшего школьного возраста и провести отбор средств физической подготовки, способствующих улучшению результатов в выполнении конкурсных заданий олимпиады по физической культуре.
В ходе изучения данных периодов установлено, что в старшем школьном возрасте больше времени нужно уделять развитию силовых способностей, общей и силовой выносливости, так как в этом возрасте именно названные физические качества хорошо поддаются тренировке.

При подборе упражнений по развитию физических способностей учитывались уровень подготовленности в отдельных видах конкурсной программы олимпиады и сенситивные периоды развития физических качеств учащихся старших классов.

Будущая олимпиада в Сочи в 2014 году подняла интерес учащихся как к уроку физическая культура так и к олимпиаде по предмету. Многие учащиеся с интересом смотрели и обсуждали летнюю олимпиаду в Лондоне 2012года. Они видели накал борьбы, неудачи и случайности и победы. Но все понимают, что за успехами стоит большой труд и вера в победу до последнего вздоха. На уроках привожу пример XX Олимпийских игр в Мюнхене в 1972 году. Тогда мужская сборная СССР по баскетболу проигрывала за 3 секунды до конца матча сборной США со счетом 49:50 и как Александру Белову удалось после передачи совершить решающий победный бросок на последней секунде и впервые привести сборную к золотым медалям олимпиады. Приглашаю учащихся посмотреть в Интернете видеоролик последних секунд драматического финала.

Результаты и накопленный опыт проведения олимпиады школьников по физической культуре позволили прийти к заключению о целесообразности её внедрения в практику образовательного процесса современных школьников.

Главная педагогическая цель это создание условий для индивидуального физического развития школьника.

Эта цель реализуется за счет использования личностно-ориентированных технологий обучения, которые гарантируют усвоение базового компонента программы и одновременно дают возможность реализации каждым учеником своих склонностей и способностей на повышенном уровне.






6


Из опыта работы учителя физической культуры ГБОУ СОШ №322
  • Физкультура
Описание:


   « О спорт! Ты – мир» - эти слова стали крылатыми среди олимпийцев. И олимпиада по физической культуре стремится к объединению сильных телом и духом  учащихся.

      Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

      Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности, чтобы  с самого раннего возраста  учащиеся ценили, берегли и укрепляли свое здоровье, стремились стать развитыми не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.  Педагогическая практика показывает, что успех всей этой работы в школе достигается за счет системного подхода к решению этой проблемы, как на уроках, так и во внеурочное время. 

       Деятельность преподавания физического воспитания в нашей школе направлено на вовлечение школьников в систематические занятия физической культурой и спортом в спортивных  секциях клуба «Палестра», группе оздоровительной направленности ОФП, ЛФК. Физкультура - одна из основ нашего здоровья. И где, как не в школе, этот фундамент строить.

Автор Васильева Татьяна Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Физкультура
Подраздел
Просмотров 979
Номер материала 26799
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓