Из опыта работы
учителя биологии
Ермаганбетовой А.Б.
Тема: Организация работы учителя по подготовке учащихся к научным проектам
Г. Актау 2013 год.
Из опыта работы
учителя биологии
Ермаганбетовой А.Б.
Тема: Организация работы учителя по подготовке учащихся к научным проектам
Расскажи мне - и я
забуду.
Покажи мне - и я
запомню.
Дай мне
действовать самому - и я научусь.
Китайская мудрость
Цель проектной деятельности: приобщить
учащихся к активному обучению, помочь развитию их учебно-познавательных умений
и навыков, научить их учиться, чтобы лучше усваивать учебный материал по
биологии (в частности ботанике или зоологии).
Постоянно
овладевая умениями и навыками рационального учебного труда, тренируя себя по
вопросам и заданиям, наблюдениям и опытам с натуральными объектами, учащиеся
самостоятельно приобретают знания, дополняя и углубляя их при изучении
рекомендуемой для проектной деятельности биологической литературе.
Какие
же конкретно задачи ставятся при обучении учеников проектной и
исследовательской деятельности? Их можно наметить несколько, но ведущими будут
следующие:
Задачи:
·
Формировать
и развивать творческие способности ученика;
·
Развивать
умения и навыки в постановке проблем и нахождения способов их решений;
·
Создать
мотивирующий фактор в обучении и самообразовании;
·
Заложить
основы чувства индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые
решения и действия;
·
Постараться
развить у ученика коммуникативные умения и навыки и т.д.
В
результате совместной деятельности педагога и ученика можно наблюдать выявление
того, что учитель и ученик находятся в тесной взаимосвязи при работе над
проектом. Мы сотрудничаем: вместе ставим цели и задачи. Учитель корректирует
наблюдения школьника, помогает отобрать факты, значимые в данной работе,
сформулировать гипотезу, составить план для проведения наблюдения или
постановке эксперимента, учит работать с огромным объемом информации по теме
(искать, отбирать, анализировать и применять в работе). А самое главное,
учитель всегда поможет применить полученные знания для достижения целей и задач
проекта. Важным результатом такой совместной работы является и выработка
специфических методологических умений школьника. Когда он, выполнив проект и
защитив его, научился:
·
Планировать
работу;
·
Письменно
и устно представлять результаты своей работы;
·
Защищать
и отстаивать свою точку зрения;
·
Отвечать
за результаты работы;
·
Оформлять
работу и т.д.
Одной
из серьезных проблем проектной работы, как для учителя, так и для ученика,
является выбор темы. Дело в том, что проектная деятельность многозначна и может
осуществляться с различными педагогическими целями.
Учитель
должен по отношению к ученику выполнять роль консультанта, научного
руководителя. Школьник, работающий над проектом, должен понимать, что основная
доля ответственности за качество работы, сроки ее выполнения, лежат на нем.
Ученик должен думать также и о том, насколько достоверными научными фактами и
информацией он располагает, что подойдет для работы, а от чего следует
отказаться.
Учитель
должен напомнить об этом, подсказать направление, в котором следует искать,
отредактировать текст аналитической части, при необходимости оказать
техническую помощь.
Что
делать учителю, выбравшему методику проектной деятельности учащихся?
·
Составить
план работы.
·
Ознакомиться
с методами исследования проблемы и данными науки по этому вопросу.
·
Создать
положительную мотивацию к работе у учащихся.
·
Осуществлять
промежуточный контроль и коррекцию выполняемой учеником работы.
·
Выработать
критерии оценки проектной деятельности учащихся.
·
Составить
нормы и требования по оформлению работы.
·
Разработать
примерные критерии оценки выступления докладчиков на защите проекта.
·
Составить
положения методического подхода к проектной деятельности.
·
Составить
совместно с учащимися список тем для проектной деятельности.
Как
сделать так, чтобы талант учащихся имел возможность развиваться и
совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу с учащимися как можно
раньше, и внеурочная работа с учащимися, ее организация и деятельность,- одна
из главных ступеней этого процесса.
В
моей проектной деятельности, как учителя биологии, внеурочная работа занимает
важное место. Содержание внеурочной работы значительно выходит за рамки учебной
программы и определяется интересами учащихся, что позволяет значительно
расширить и углубить знания, применять их в жизненных ситуациях, дает
неограниченную возможность для развития творческой активности школьников.
Большое
значение в этом случае имеет использование исследовательской деятельности по
биологии и экологии. Здесь, как и во всех учебных предметах, применима
технология, позволяющая продуктивно усваивать знания, учиться их анализировать,
обобщать, интегрировать, делать их более практико-ориентированными.
Исследовательская деятельность на основе компьютерных технологий помогает
разнообразить учебную деятельность, повысить мотивацию учащихся к
самостоятельному изучению предметов.
В
своей практике я использую несколько видов исследования.
Ø
Во-первых,
это, информационные поисковые исследования, предполагающие сбор и анализ
информации, подготовку и защиту выступления. Благодаря такой работе в кабинете
биологии накапливается материал в виде докладов и рефератов для подготовки к
урокам, дополнительным занятиям, конкурсам, олимпиадам.
Ø
Во-вторых,
исследовательские, нацеливающие учащиеся на глубокое изучение проблемы, защиту
собственных путей ее решения, выдвижение гипотез. Исследования такого рода
позволяют сформировать и развить учеников научный тип мышления, способствуют
профессиональному самоопределению.
Ø
В-третьих,
продуктивные, дающие возможность школьникам проявить творческое воображение и
оригинальность мышления при создании газеты, плаката, презентации.
Ø
В-четвертых,
практико-ориентированные, направляющие действия учащихся на решение реальных
проблем.
Предпочтение
я отдаю исследованиям межпредметным, осуществляемым вне урока биологии. Обычно
это 2-3 смежных с биологией науки, например, экология и медицина. Такая
деятельность обеспечивает тесную связь между уроками, групповыми занятиями по
экологии и практическим применением полученных знаний.
Исследовательская
деятельность позволяет вовлечь учащихся в коллективную деятельность,
стимулирует их познавательный интерес. Дети получают удовлетворение от
собственного труда. У учащихся появляется возможность проявить свои лучшие качества,
кто-то умеет говорить, кто-то рисовать и оформлять, а кто-то активно и грамотно
использует мультимедийную технику.
В
результате использования исследовательской деятельности, у меня, как у учителя,
происходит непрерывное повышение профессионального мастерства, и оно
используется для оказания помощи ученикам в усвоении учебного материала с
учетом их индивидуальных особенностей, выбора жизненных и профильных
ориентиров.
В
школе ведется целенаправленная работа исследовательского характера. Темы
будущих рефератов обсуждаются еще до начала нового учебного года, часть работы
по сбору материала, исследовательская деятельность ведется летом и часто не
один год. Все исследования, проведенные учащимися в результате кропотливой
работы, заслушиваются на школьной научно-практической конференции, которая
проводится ежегодно. Победители школьного этапа принимают участие в городских,
областных, республиканских международных научно-практических конференциях.
Для
решения обозначенной выше проблемы в нашей школе организовали школьное научное
общество (ШНО), которое помогает вовлекать в учебно-исследовательскую деятельность
способных учащихся в соответствии с их учебными и научными интересами, обучает
учащихся работе с научной литературой, формирует культуру научного
исследования, оказывает практическую помощь учащимся в проведении
экспериментальной и исследовательской работы.
Еще
одной не маловажной проблемой исследовательский работ школьников является
проблема критериев оценивая таковых работ. Сложилась ситуация в которой
различные туры и конкурсы, при которых ученики представляют свои результаты
исследований, оцениваются различными критериями.
Заключение: Критерии оценки
выступления докладчика по защите проекта:
·
Обоснованность
структуры доклада;
·
Вычленение
главного;
·
Полнота
раскрытия выбранной тематики исследования при защите;
·
Использование
наглядно-иллюстрированного материала;
·
Компетентность,
эрудированность докладчика (выступающего) и умение его быстро ориентироваться в
своей работе при ответах на вопросы, задаваемые комиссией (членами жюри или
экспертной комиссией);
·
Уровень
представления доклада по проекту (умение пользоваться при изложении доклада и
ответах на вопросы материалами, полученными в ходе исследования), четкость и
ясность при ответах на все возникающие в ходе доклада вопросы по проекту, что
является неотъемлемым показателем самостоятельности выполнения работы по
выбранной теме.
Общие
требования к оформлению проекта по биологии:
·
При
оформлении работы следует соблюдать определенный стандарт, это позволит во
многом, ограничить включение в работу лишних материалов второстепенного ранга,
которые помешают вычленить главное, основное или засоряющих работу.
·
Для
защиты проект может быть представлен как в печатном варианте, так и в
рукописном, оформленном на белых плотных листах бумаги формата А-4. Все подписи
должны быть четкими и выполненными, желательно печатным шрифтом, а также
достаточно крупными и хорошо читаемыми.
Таким
образом, я уверенна, что развивать исследовательскую деятельность учеников, как
на уроках, так и вне их просто необходимо для того, чтобы каждый ученик делал
открытие для самого себя, а затем уже для развития современной науки.
Исследовательская деятельность имеет высокую социально-педагогическую
значимость для развития мотивации поиска, самоопределения личности, гуманизации
образования.
Рекомендация: У многих из вас
возникают вопросы при оформлении самих проектов: ведения дневников,
дополнительных материалов, по экскурсионной деятельности, налаживание контактов
с различными учреждениями, сотрудничество с организациями. Отправляем письмо с
просьбой помочь в подготовке к научным проектам. Всю эту работу вы можете
увидеть наглядно на небольшой выставке.
В
конце хотелось бы пожелать вам чаще участвовать в подобных работах,
мотивировать учеников к научным проектам, и конечно же успехов в подобных
начинаниях!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.