Инфоурок Биология Другие методич. материалыИз опыта работы учителя биологии Ермаганбетовой А.Б.

Из опыта работы учителя биологии Ермаганбетовой А.Б.

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из опыта работы учителя биологии
Ермаганбетовой А.Б.
Тема: Организация работы учителя по подготовке учащихся к научным проектам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г. Актау 2013 год.

Из опыта работы учителя биологии
Ермаганбетовой А.Б.
Тема: Организация работы учителя по подготовке учащихся к научным проектам

Расскажи мне - и я забуду.

Покажи мне - и я запомню.

Дай мне действовать самому - и я научусь.

Китайская мудрость

Цель проектной деятельности: приобщить учащихся к активному обучению, помочь развитию их учебно-познавательных умений и навыков, научить их учиться, чтобы лучше усваивать учебный материал по биологии (в частности ботанике или зоологии).

Постоянно овладевая умениями и навыками рационального учебного труда, тренируя себя по вопросам и заданиям, наблюдениям и опытам с натуральными объектами, учащиеся самостоятельно  приобретают знания, дополняя и углубляя их при изучении рекомендуемой для проектной деятельности биологической литературе.

Какие же конкретно задачи ставятся при обучении учеников проектной и исследовательской деятельности? Их можно наметить несколько, но ведущими будут следующие:

Задачи:

·       Формировать и развивать творческие способности ученика;

·       Развивать умения и навыки в постановке проблем и нахождения способов их решений;

·       Создать мотивирующий фактор в обучении и самообразовании;

·       Заложить основы чувства индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия;

·       Постараться развить у ученика коммуникативные умения и навыки и т.д.

В результате совместной деятельности педагога и ученика можно наблюдать выявление того, что учитель и ученик находятся в тесной взаимосвязи при работе над проектом. Мы сотрудничаем: вместе ставим цели и задачи. Учитель корректирует наблюдения школьника, помогает отобрать факты, значимые в данной работе, сформулировать гипотезу, составить план для проведения наблюдения или постановке эксперимента, учит работать с огромным объемом информации по теме (искать, отбирать, анализировать и применять в работе). А самое главное, учитель всегда поможет применить полученные знания для достижения целей и задач проекта. Важным результатом такой совместной работы является и выработка специфических методологических умений школьника. Когда он, выполнив проект и защитив его, научился:

·      Планировать работу;

·      Письменно и устно представлять результаты своей работы;

·      Защищать и отстаивать свою точку зрения;

·      Отвечать за результаты работы;

·      Оформлять работу и т.д.

Одной из серьезных проблем проектной работы, как для учителя, так и для ученика, является выбор темы. Дело в том, что проектная деятельность многозначна и может осуществляться с различными педагогическими целями.

Учитель должен по отношению к ученику выполнять роль консультанта, научного руководителя. Школьник, работающий над проектом, должен понимать, что основная доля ответственности за качество работы, сроки ее выполнения, лежат на нем. Ученик должен думать также и о том, насколько достоверными научными фактами и информацией он располагает, что подойдет для работы, а от чего следует отказаться.

Учитель должен напомнить об этом, подсказать направление, в котором следует искать, отредактировать текст аналитической части, при необходимости оказать техническую помощь.

Что делать учителю, выбравшему методику проектной деятельности учащихся?

·       Составить план работы.

·       Ознакомиться с методами исследования проблемы и данными науки по этому вопросу.

·       Создать положительную мотивацию к работе у учащихся.

·       Осуществлять промежуточный контроль и коррекцию выполняемой учеником работы.

·       Выработать критерии оценки проектной деятельности учащихся.

·       Составить нормы и требования по оформлению работы.

·       Разработать примерные критерии оценки выступления докладчиков на защите проекта.

·       Составить положения методического подхода к проектной деятельности.

·       Составить совместно с учащимися список тем для проектной деятельности.

Как сделать так, чтобы талант учащихся имел возможность развиваться и совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу с учащимися как можно раньше, и внеурочная работа с учащимися, ее организация и деятельность,- одна из главных ступеней этого процесса.

В моей проектной деятельности, как учителя биологии, внеурочная работа занимает важное место. Содержание внеурочной работы значительно выходит за рамки учебной программы и определяется интересами учащихся, что позволяет значительно расширить и углубить знания, применять их в жизненных ситуациях, дает неограниченную возможность для развития творческой активности школьников.

Большое значение в этом случае имеет использование исследовательской деятельности по биологии и экологии. Здесь, как и во всех учебных предметах, применима технология, позволяющая продуктивно усваивать знания, учиться их анализировать, обобщать, интегрировать, делать их более практико-ориентированными. Исследовательская деятельность на основе компьютерных технологий помогает разнообразить учебную деятельность, повысить мотивацию учащихся к самостоятельному изучению предметов.

В своей практике я использую несколько видов исследования.

Ø Во-первых, это, информационные поисковые исследования, предполагающие сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления. Благодаря такой работе в кабинете биологии накапливается материал в виде докладов и рефератов для подготовки к урокам, дополнительным занятиям, конкурсам, олимпиадам.

Ø Во-вторых, исследовательские, нацеливающие учащиеся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез. Исследования такого рода позволяют сформировать и развить учеников научный тип мышления, способствуют профессиональному самоопределению.

Ø В-третьих, продуктивные, дающие возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газеты, плаката, презентации.

Ø В-четвертых, практико-ориентированные, направляющие действия учащихся на решение реальных проблем.

Предпочтение я отдаю исследованиям межпредметным, осуществляемым вне урока биологии. Обычно это 2-3 смежных с биологией науки, например, экология и медицина. Такая деятельность обеспечивает тесную связь между уроками, групповыми занятиями по экологии и практическим применением полученных знаний.

Исследовательская деятельность позволяет вовлечь учащихся  в коллективную деятельность, стимулирует их познавательный интерес. Дети получают удовлетворение от собственного труда. У учащихся появляется возможность проявить свои лучшие качества, кто-то умеет говорить, кто-то рисовать и оформлять, а кто-то активно и грамотно использует мультимедийную технику.

В результате использования исследовательской деятельности, у меня, как у учителя, происходит непрерывное повышение профессионального мастерства, и оно используется для оказания помощи ученикам в усвоении учебного материала  с учетом их индивидуальных особенностей, выбора жизненных и профильных ориентиров.

В школе ведется целенаправленная работа исследовательского характера. Темы будущих рефератов обсуждаются еще до начала нового учебного года, часть работы по сбору материала, исследовательская деятельность ведется летом и часто не один год. Все исследования, проведенные учащимися в результате кропотливой работы, заслушиваются на школьной научно-практической конференции, которая проводится ежегодно. Победители школьного этапа принимают участие в городских, областных, республиканских международных научно-практических конференциях.

Для решения обозначенной выше проблемы в нашей школе организовали школьное научное общество (ШНО), которое помогает вовлекать в учебно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их учебными и научными интересами, обучает учащихся работе с научной литературой, формирует культуру научного исследования, оказывает практическую помощь учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы.

Еще одной не маловажной проблемой исследовательский работ школьников является проблема критериев оценивая таковых работ. Сложилась ситуация в которой различные туры и конкурсы, при которых ученики представляют свои результаты исследований, оцениваются различными критериями.

Заключение: Критерии оценки выступления докладчика по защите проекта:

·       Обоснованность структуры доклада;

·       Вычленение главного;

·       Полнота раскрытия выбранной тематики исследования при защите;

·       Использование наглядно-иллюстрированного материала;

·       Компетентность, эрудированность докладчика (выступающего) и умение его быстро ориентироваться в своей работе при ответах на вопросы, задаваемые комиссией (членами жюри или экспертной комиссией);

·       Уровень представления доклада по проекту (умение пользоваться при изложении доклада и ответах на вопросы материалами, полученными в ходе исследования), четкость и ясность при ответах на все возникающие в ходе доклада вопросы по проекту, что является неотъемлемым показателем самостоятельности выполнения работы по выбранной теме.

Общие требования к оформлению проекта по биологии:

·       При оформлении работы следует соблюдать определенный стандарт, это позволит во многом, ограничить включение в работу лишних материалов второстепенного ранга, которые помешают вычленить главное, основное или засоряющих работу.

·       Для защиты проект может быть представлен как в печатном варианте, так и в рукописном, оформленном на белых плотных листах бумаги формата А-4. Все подписи должны быть четкими и выполненными, желательно печатным шрифтом, а также достаточно крупными и хорошо читаемыми.

Таким образом, я уверенна, что развивать исследовательскую деятельность учеников, как на уроках, так и вне их просто необходимо для того, чтобы каждый ученик делал открытие для самого себя, а затем уже для развития современной науки. Исследовательская деятельность имеет высокую социально-педагогическую значимость для развития мотивации поиска, самоопределения личности, гуманизации образования.

Рекомендация: У многих из вас возникают вопросы при оформлении самих проектов: ведения дневников, дополнительных материалов, по экскурсионной деятельности, налаживание контактов с различными учреждениями, сотрудничество с организациями. Отправляем письмо с просьбой помочь в подготовке к научным проектам. Всю эту работу вы можете увидеть наглядно на небольшой выставке.

В конце хотелось бы пожелать вам чаще участвовать в подобных работах, мотивировать учеников к научным проектам, и конечно же успехов в подобных начинаниях!

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Из опыта работы учителя биологии Ермаганбетовой А.Б."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Заведующий филиалом музея

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Из опыта работы учителя биологии Ермаганбетовой А.Б. Тема: Организация работы учителя по подготовке учащихся к научным проектам Цель проектной деятельности: приобщить учащихся к активному обучению, помочь развитию их учебно-познавательных умений навыков, научить их учиться, чтобы лучше усваивать учебный материал по биологии. Постоянно овладевая умениями и навыками рационального учебного труда, тренируя себя по вопросам и заданиям, наблюдениям и опытам с натуральными объектами, учащиеся самостоятельно приобретают знания, дополняя и углубляя их при изучении рекомендуемой для проектной деятельности биологической литературе.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 748 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.08.2020 77
    • DOCX 56 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бучкова Валентина Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бучкова Валентина Анатольевна
    Бучкова Валентина Анатольевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 88332
    • Всего материалов: 222

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов биологии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 17 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 456 человек из 69 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов

Мини-курс

Основы профессиональной деятельности эксперта в области индивидуального консультирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Дизайн интерьера: от спектра услуг до эффективного управления временем

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Технологии и автоматизация в машиностроении

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе