Главная / Математика / Из опыта работы учителя

Из опыта работы учителя

МОБУ СОШ д.Верхнекарышево






C:\Program Files (x86)\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0217698.wmf











Из опыта работы учителя математики и информатики МОБУ СОШ с.Верхнекарышево Муниров Ф.Х.









2014 год.

Каждый раз, при подготовке к уроку, учитель задает себе одни и те же вопросы:


как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;

какой учебный материал подобрать;

какие методы и средства обучения выбрать;

как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.

как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.


Современный урок - это урок, где учитель использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, где присутствуют самостоятельный поиск учащихся, их исследования, различная творческая работа.


В нашей стране, в нашем обществе жизнь ставит задачу "обучения через всю жизнь". Поэтому умение учащихся добывать знания самостоятельно, совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая новые навыки, порой важнее прочности приобретенных знаний, т.к. добыванием и совершенствованием знаний им придется заниматься всю сознательную жизнь.


Всем нам ясно, что мы хорошо работаем только в том случае, если чувствуем себя эмоционально комфортно. Всегда ли наши дети, входя в класс, чувствуют себя также? Что сделать для того, чтобы в классе царила атмосфера эмоционального комфорта?


Учение - целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных способностей учащихся.


Основное направление школы - это поворот обучения к ученику, его психологическим особенностям. Математика многим дается нелегко. Учеба должна быть в радость, ученику должно быть интересно, понятно, комфортно. У всех детей разные способности, интересы, возможности. Учителю, в рамках урока, нужно помочь каждому из учеников реализовать свой потенциал, то есть поставить и достичь своих учебных целей, пройти свою траекторию.


Многим учащимся тяжело даётся работа у доски: спросят - не спросят, пронесёт - не пронесёт. С таким настроением часто идут дети на урок.

Если ученик "всё знает", он идёт к доске покрасоваться и не стоит развивать в нём чувство собственной важности, а слабый ученик идти к доске боится: "опять получу двойку." Поэтому, у доски должны быть все равны, Ответ у доски нужен ребёнку для того, чтобы учитель мог помочь ему и другим. А оценки - это не главное.


Контрольная работа - это тоже стресс для ученика. Есть дети, которые хорошо отвечают у доски, выполняют все домашние работы, а как контрольная. то срыв , плохая оценка. Конечно, без контрольных работ не обойтись, но можно попытаться помочь учащимся, настроить их. Например, все задания в контрольной работе оценены в баллах, а в конце работы даётся критерий оценки. Ученик может выбрать. В какой последовательности решать задания. Сначала более простые или более сложные. А в конце урока может подсчитать на какую оценку он может рассчитывать. Причём, заданий в контрольной работе предлагается больше, чем необходимо, чтобы получить оценку "пять". Это для того, чтобы у ученика был выбор.


Одним из основных направлений деятельности учителя математики является приобщение учащихся к исследовательской работе. Именно исследовательская работа дает возможность расширить образовательное пространство, "выйти" за пределы учебного заведения.


Наши дети могут значительно больше, если грамотно организовать их самостоятельную, познавательную и творческую деятельность.


Целью активизации интереса учащихся является повышение престижа научных знаний, создание условий для реализации творческих способностей учащихся.


В школьной исследовательской деятельности зачастую собственно открытия не происходит. Но это не означает, что ученик не открывает ничего нового. Исследование школьников должно быть значимо для самого исследователя: он не только открывает для себя принципиальную решаемость задач, но и убеждается в познаваемости мира и в своих собственных возможностях. Конечный результат - собственная интерпретация материала. Учащиеся зачастую решают проблемы, уже решенные наукой и новые только для школьников. Следовательно, задачи учителя - выбрать для ученика путь восхождения, через частное открыть общее, найти тему, проблему, в решении которой ученик может сказать свое слово.


Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. Актуальным является использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Конечным результатом является сформированность умений и навыков мышления, то есть способность к самообучению.


Мозг человека представляет собой "содружество" функционально ассиметричных полушарий - левого и правого, каждое из которых - не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение. Для того чтобы творчески осмыслить любую проблему необходимы оба полушария: левое полушарие, логическое, выделяет в каждой проблеме важнейшие, ключевые моменты, а правое полушарие, творческое, схватывает ее в целом.


Когда полушария функционируют правильно и между ними сохраняется баланс, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве, результатом которого является эффективная творческая работа мозга. Это становится возможным, когда работают и правое, и левое полушария, когда логическое мышление сочетается с интуицией.


Как же обеспечить эффективное взаимодействие полушарий и развить их способности?

При помощи комплекса специальных "кинезиологических упражнений", которые были разработаны и апробированы американским доктором философии Полом Деннисон, основателем учения "образовательная кинезиология" (от греческого "кинесис" - движение, "логос" - наука). Пол и его жена Гейл Деннисоны обнаружили огромные возможности естественных физических движений, которые могут быть использованы для успешного развития и обучения, как ребенка, так и взрослого. Их открытия легли в основу программы под названием "Гимнастика мозга". Эта программа представляет собой комплекс упражнений, которые способствуют развитию межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия.


Каждое из упражнений Гимнастики Мозга, направлено непосредственно на возбуждение определенного участка мозга и механизмов интеграции мысли и движения, благодаря чему новое учение оказывается более естественным, быстрым, спонтанным и одновременно лучше запоминаемым. Знания естественно включаются в живое действие, формируя потребность в личностной самореализации, т. к. уже при формировании начальных знаний подключается механизм "интеграции мысли и движения".


Упражнения Гимнастики Мозга направлены также на развитие различных систем координации движений и психофизических функций. В качестве примера можно привести координацию "глаза-руки", которая участвует в зрительной работе, в работе мелкой и крупной моторики рук при письме, рисовании, в общении и пр.


"Гимнастика мозга" напоминает обычную зарядку и проста в исполнении.


Приведу несколько упражнений из комплекса:


Массаж ушных раковин.


Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.


Колечко.


Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.


Ухо - нос.


Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот".


Кулак-ребо-ладонь.


Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8 - 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребёнку помогать себе командами ("кулак - ребро - ладонь"), произносимыми вслух или про себя.


Лезгинка.


Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.


Змейка.


Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок. выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.


Зеркальное рисование.


Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально - симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.


"Ленивые восьмёрки".


На листе бумаги правой рукой начертите знак бесконечности (ленивую восьмёрку), затем то же самое левой рукой. А затем правой и левой одновременно.


Рисуйте "ленивые восьмёрки" в воздухе, поочерёдно каждой рукой и обеими одновременно.


Эти упражнения можно выполнять с учащимися во время физкультминуток на уроках.


Если вы решили применять упражнения "Гимнастики мозга" в работе с детьми, то вам необходимо систематически применять их для тренинга определенных функций. Попробуйте - результаты не заставят себя долго ждать! Так, применение данных упражнений улучшает память, внимание, речь, пространственные представления, снижается утомляемость, повышается способность к произвольному контролю.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


Эффективность процесса обучения определяется многими факторами, но главная роль принадлежит учителю. Его задача, прежде всего, воспитать активно мыслящую личность. От мастерства учителя, его умения управлять процессом формирования знаний учащихся, развитием их мышления во многом зависит, сможет ли ученик творчески подойти к изучаемому материалу.

Из опыта работы учителя
  • Математика
Описание:

Каждый раз, при подготовке к уроку, учитель задает себе одни и те же вопросы:

как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;

какой учебный материал подобрать;

какие методы и средства обучения выбрать;

как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.

как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

 

 

Автор Муниров Фанзави Хадисович
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 332
Номер материала 39057
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓