Главная / Логопедия / Из опыта работы «Сотрудничество учителя-логопеда массового детского сада с семьёй, имеющей ребёнка с проблемами в речевом развитии».

Из опыта работы «Сотрудничество учителя-логопеда массового детского сада с семьёй, имеющей ребёнка с проблемами в речевом развитии».

Из опыта работы «Сотрудничество учителя-логопеда массового детского сада с семьёй, имеющей ребёнка с проблемами в речевом развитии».


О проблеме наличия детей с речевыми нарушением детей, заговорили ещё в 60-е годы. По данным медицинских источников существует тенденция к значительному увеличению детей с нарушением речи.

А эти факторы особенно тяжело сказываются на неокрепшей психике маленького ребёнка, т. К. может препятствовать нормальному процессу становления личности,что в дальнейшем приводит к нарушению адаптации и соцреализации человека в обществе.

Наше дошкольное образовательное учреждение МАДОУ “Детский сад общеразвивающего вида № 31” проводило диагностику детей с совместно со стоматологом-ортодонтом стоматологической поликлиники.

По результатам диагностики выявлено, что в нашем МАДОУ из всех обследованных детей с 4 до 7 лет:

56% – это дети с нарушением произносительной стороны речи,

из них 33% –это дети с нарушением произношения вследствие дефектов ротовой полости:

-нарушение прикуса,

-изменение формы и расположения зубов,

-укорочение уздечки языка и верхней губы.

Ранее было доказано, что к появлению данных дефектов речевого аппарата оказывают влияние:

1) Вредные привычки:

  • сосание пальцев и других предметов;

  • длительное пользование соской;

  • привычка дышать ртом;

  • неверная гигиена сна;

  • подсасывание нижней губы;

  • прокладывание языка между зубами;

  • нарушение функции глотания.

2) Это наследственные аномалии, нарушение обмена веществ, патология в родах, предпочтение мягкой пище, … И многое другое.


Представленная диаграмма отражает результаты анкетирования родителей, воспитателей, данных анамнезов и обследования врача – ортодонта.




hello_html_12919957.gif



Видно, что первое, но далеко не почётное место занимает фактор заболевания и ранней потери зубов.

В равных долях находятся наличие вредных привычек, предпочтение мягкой пищи и нарушение дыхания.


Вывод из всего выше сказанного однозначен:

Раннее выявление, коррекция и профилактика речевых нарушений у детей, помогает предупредить психологические и психические отклонения в их здоровье и развитии.


Целью логопедической работы в нашем МАДОУ стало создание коррекционно - развивающей среды, обеспечивающей комплексное воздействие, направленное на устранение и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста.


Опираясь на основные задачи пропедевтики и коррекционной работы мы пришли к утверждению, что комплексный подход по преодолению речевого дефекта предпола­гает активное участие в нем родителей, которые в состоянии за пределами детского сада:

  • следить за гигиеной и правильностью ухода за полостью рта у детей;

  • устранять вредные привычки;

  • подготавливать речевой аппарат;

  • осуществлять правильное питание;

  • развивать фонематический слух, грамматику за счёт специальных упражнений к правильной речи;

и все зна­ния, речевые навыки, умения детей, полученные во время занятий с логопедом закрепить в повседневной жизни (на прогулках, экскурсиях, во время посещения театра, ухода за расте­ниями и животными, помощи взрослым дома и на даче и т. д.).

Мы считаем, что задача логопеда – помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направ­ление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями, умениями и некоторыми приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием задания для домашней работы с детьми по усвоению и- закреплению полученных знаний.

В нашем дошкольных учреждениях сложилась определенная система работы логопедов с родителями, которая включает в себя:


традиционные и нетрадиционные формы работы.

Традиционные формы работы почти не отличаются от признанных в документах работающего учителя-логопеда.


Кhello_html_m142f5d4d.jpg нетрадиционным формам работы с родителями мы относим:

I. Мастер-классы-практикумы для родителей с обучением:

- играм на дыхание;



















- самомассажу (с использованием стихов);

- артикуляционной гимнастике (это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцирование движений органов, участвующих в речевом процессе);

- миогимнастике, разработанной ведущими ортодонтами целенаправленно для детей с нарушениями прикуса, зубного ряда, со слабыми мышцами нижней челюсти с целью профилактики неправильного формирования или восстановления функций отдельных мышц, страдающих при патологиях прикуса;


hello_html_48a80cc8.jpghello_html_m3c20c5ad.jpg
















-hello_html_m6ebed33e.jpgакупунктурному (множественному иглоукалыванию) воздействию на организм для поддержания биологического равновесия организма. Опираясь на восточное учение, донецким врачом-рефлексотерапевтом Ляпко Николаем Григорьевичем были созданы многоикольчатые аппликаторы, иглы которых состоят из необходимых для организма металлов( цинк, медь, железо, никель, серебро) и массажёры. Благодаря их воздействию происходит не только профилактика различных заболеваний, повышение общего жизненного тонуса, но и воздействие на «речевые» точки ладони ребёнка









- В наш век развития высоких технологий, желанием родителей, чтобы ребёнок не отставал от прогресса и мира взрослых, программистами были разработаны специализированные компьютерные игры, направленные на формирование и коррекцию произносительной стороны речи детей младшего дошкольного и старшего школьного возраста.

Специализированные логопедические компьютерные игры притягивают и ярким оформлением, и интересными заданиями и возможностью общаться и получать поддержку в ответах от мультипликационных образов.

hello_html_bbaf46.jpg
















Мастер-классы для родителей позволяют не только донести необходимую информацию взрослым и дают практические игры и упражнения, но и дают возможность проиграть ситуацию практически.

hello_html_m7430a251.jpg


















II. Для полной информации родителей по развитию ребёнка и устранению причин неблагоприятного речевого развития мы проводим комплексные консультации с привлечением узких специалистов и медработников, в частности стоматологов и ортодонтов.

hello_html_38734ddd.jpg

hello_html_mbf4fe4.jpg

III. Большая роль в здоровьесбережении наших дошкольников с раннего возраста и укреплению контактов с родителями, отводилась акции “Здоровые зубы”.


Родители были вовлечены:

  • в поиск информации и оформление уголков групп “Чтобы зубы не болели”,

  • в конкурс родительских стенгазет “Моя красивая улыбка”,

  • в конкурс детских творческих работ на тему “Сохраним зубы здоровыми”.

  • в акцию “Здоровые зубы», благодаря которой многие родители осознали важность профилактики и ухода за зубами у детей дошкольного возраста на их речевое развитие, доказала важность своевременного посещения детьми специалистов и врачей.


hello_html_12933012.jpghello_html_6857e40b.jpg


IV. Не осталось без осведомлённости и население нашего города. Цикл передач по местному телевидению и радио с привлечением специалистов стоматологической поликлиники дали краткую, но достаточно полную первичную информацию, направленную на раннюю пропедевтику вредных привычек и негативных факторов, способствующих возникновению неправильного звукопроизношения и невнятной речи у детей, с развивающимися или возникающими аномалиями органов речи.


V. На протяжении нескольких лет на базе нашего МАДОУ №31 проходит консультирование родителей будущих воспитанников детского сада через школу “Молодых родителей”.

Беседа с молодыми родителями о правильном питании, развитии моторики, этапах и нормах развития речи раннего возраста, а также разработанные “памятки для родителей” позволяет начать профилактические работы по предупреждению речевых нарушений ребёнка ещё до прихода в детский сад.

hello_html_4743b720.jpg















VI. Входит в традицию привлекать родителей на совместные групповые праздники. Родители становятся участниками процесса, вынуждены быть образцом правильной речи, изучать и повторять материал занятий у детей, ответственнее относятся к подготовке ребёнка (разучивают стихи, следят за грамотностью ответов, автоматизацией звуков…)


По заключению использованных всех традиционных и нетрадиционных форм работы было проведено дополнительное анкетирование родителей, беседа с педагогами и наблюдение за детьми в нашем МАДОУ, в результате чего пришли к выводу, что такая комплексная работа была эффективной:

  • родителями получен значительный объём полезной информации;

  • активизировалось взаимодействие родителей с детьми;

  • сотрудничество со стоматологической поликлиникой позволило через родителей оказать своевременную помощь детям;

  • родителями были взяты на вооружение использование дома нетрадиционные формы работы;

  • укрепилось сотрудничество воспитателя, родителя, логопеда, психолога, стоматолога;

  • охвачены все участники педпроцесса: педагоги, родители и дети.





Из опыта работы «Сотрудничество учителя-логопеда массового детского сада с семьёй, имеющей ребёнка с проблемами в речевом развитии».
  • Логопедия
Описание:

О проблеме наличия детей с речевыми нарушением детей, заговорили ещё в 60-е годы. По данным медицинских источников существует тенденция к значительному увеличению детей с нарушением речи.

А эти факторы особенно тяжело сказываются на неокрепшей психике маленького ребёнка, т. к. может препятствовать нормальному процессу становления личности, что в дальнейшем приводит к нарушению адаптации и социализации человека в обществе.

 

Наше дошкольное образовательное учреждение МАДОУ  “Детский сад общеразвивающего вида № 31” проводило диагностику детей совместно со стоматологом-ортодонтом стоматологической поликлиники. На основаннии полученных данных были сделаны выводы и продуманы формы работы со всеми участниками педпроцесса.

Автор Воробьева Ольга Михайловна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 366
Номер материала 30778
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓