Главная / Начальные классы / Из опыта работы "Развитие речи и творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"

Из опыта работы "Развитие речи и творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"


Развитие речи и творческих способностей младших школьников


Многолетний опыт работы в школе показывает, что выпускники начальной школы недостаточно готовы к жизни в информационном обществе. Можно назвать несколько причин: недостаточная практическая ориентированность содержания образования по русскому языку, математике и естественнонаучным дисциплинам, их некоторая оторванность от реалий жизни, окружающей школьника.

Устранение таких недостатков требует пересмотреть требования к результатам обучения, поэтому, когда с 2011 года, когда мы стали работать по ФГОС НОО, то решили ввести один час в неделю по внеурочной деятельности программу В.А. Синицина «Мастерская речевого творчества», в которой отражены материалы практико - ориентированного характера, для того чтобы усилить диалогический характер гуманитарного образования, знакомя школьника с различными, порой противоположными точками зрения на события истории и жизни. Эти занятия носят развивающий характер и дети учатся пользоваться арсеналом разных источников информации, и способов ее переработки в новой незнакомой, нестандартной ситуации.

В стандартах основной школы по русскому языку в настоящее время вводятся понятия «коммуникативные компетенции», «языковые компетенции», «лингвистические компетенции» и «культуроведческие компетенции».

В научной литературе предлагается следующая характеристика содержания компетенций каждого типа:


Языковые

компетенции

Лингвистические

компетенции

Коммуникативные

компетенции

Культуроведческие

компетенции

  • способность употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с литературными нормами;

  • владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности:

  • новые пласты лексики,

- фразеологический запас,

- грамматический строй речи,

- морфологические нормы,

- нормы согласования, управления,

- построение предложений разных видов.

  • результат осмысления речевого опыта учащимися:

-устройство языка и его изменения,

- элементы истории науки о русском языке и его выдающихся представителях;

  • опознавание звуков, букв, морфем, частей речи;

  • умение делить языковые явления на группы;

  • умение производить фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический разбор.


  • способность понимания чужих и порождение собственных программ речевого поведения, адекватно целям, сферам, ситуациям общения;

  • знание основных понятий лингвистической речи-стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте,

  • умение выбрать нужную языковую форму, способ выражения в зависимости от условий коммуникативной ситуации.


  • Обеспечение формирования языковой картины мира, овладение национальными единицами языка, речевым этикетом.

  • Постижение национальной культуры своего народа:

-познание самобытности;

-осознание значимости родного языка;

  • развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания.


Для того, чтобы учащиеся могли овладеть некоторыми перечисленными компетенциями уже в начальной школе, целенаправленную систематическую работу по развитию устной и письменной речи школьников начинаю с первых дней пребывания в школе, ставя своей целью раскрытие творческой инициативы, пробуждение интереса к языку на основе собственных наблюдений, впечатлений, т.е. формирование мотивации учения.

Эффективное развитие языковых компетенций возможно в деятельностном подходе, который научно обоснован в современной педагогической практике. Деятельность выстраивается через отдельные действия и опирается на субъективный опыт ребенка. Для формирования действия необходимо, чтобы субъект деятельности осознал ее ближайший результат, достижение которого ведет к осуществлению всей деятельности в целом.

Анализ научной литературы и собственный опыт показывает, что для успешного формирования языковых, лингвистических, культуроведческих, коммуникативных компетенций на начальном этапе обучения возможен при соблюдении ряда условий и использование определенных педагогических технологий.

Важную роль в формировании компетенций играет и процесс обучения, и место ученика в этом процессе, его эмоциональный комфорт, и необходимость построения системы обучения с учетом индивидуальных возможностей каждого школьника.

Компетентностный подход к обучению требует овладения учащимися определенным набором способов деятельности в процессе обучения. Знания, приобретенные учащимися в процессе обучения, должны быть ориентированы на самостоятельное использование их в учебном процессе. Для этого необходимо тщательно отбирать дидактические средства с учетом трудностей усвоения и сложности самостоятельного их применения в нестандартных ситуациях, использование заданий на дифференциацию внешне сходных явлений, на классификацию изученного.

Предполагаемым результатом обучения в рамках компетентностного подхода можно считать сформированные качества личности как коммуникабельность, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.

2 слайд.

«Если целый мир, неповторимый и своеобразный, откроется перед вами, если в каждом ребенке вы почувствуете его индивидуальность, если в ваше сердце постучаться радость и горечь каждого ребенка и отзовутся вашими думами, заботами и тревогами - значит, вы не зря выбрали профессию учителя», - писал К.Д. Ушинский. Эти слова отзываются в сердце всегда, когда вместе с ребятами в очередной раз размышляем над страницами поучительных произведений русской литературы, пытаемся найти и познать колоссальные возможности родного языка, стараемся прочувствовать особенности русской души и традиции многих поколений. Я считаю, что уроки русского языка и литературного чтения призваны решать, прежде всего, задачу по развитию у школьников речевой культуры и компетенции, направлены на воспитание «души, ума и сердца» детей.

3 слайд. На этом слайде показан кластер речетворческой деятельности»

4 слайд.

Я думаю, основная задача учителя начальных классов – помочь ребенку овладеть компетентностной системой знаний, умений и навыков, которой он сможет воспользоваться и применить в учебной практике и в жизни. Чтобы ребенок на выходе из начальной школы достаточно владел лингвистической, языковой, коммуникативной компетенцией, нужна система работы, которая бы совмещала в себе гармоничное сочетание действенных методов, приемов, форм.

5 слайд.

Мне кажется, я нашла такую систему, которая направлена на развитие у учащихся именно способностей проводить лингвистический анализ, пользоваться современным литературным языком, лексическими, орфоэпическими, синтаксическими, морфологическими, грамматическими нормами языка. Это система называется «Развитие речи и творческих способностей младших школьников. Играем, мечтаем, рассказываем». Кроме того, что приемы и формы работы в рамках данной системы предполагают развитие практической грамотности и пунктуационной интуиции у детей, они еще и направлены на обучение школьников восприятию текста, определению его темы, идеи, стиля написания и, конечно, авторской позиции в произведении. То есть в своей работе, прежде всего, я стремлюсь к тому, чтобы мои дети овладели речью в разных ее проявлениях: умели определять иерархию языка, грамотно пользовались устной и письменной речью и, немаловажно, осознавали ценность родного языка. Так, вся моя работа на уроках русского языка и литературы сосредоточена в системе по развитию у детей грамотной письменной и устной речи, способности самостоятельно и творчески создавать тексты. Самое главное, чтобы такая система существовала и не затерялась среди случайных, однодневных методов, форм и приемов.

6 слайд.

Для этого она должна иметь основу, которая, на мой взгляд, выражается в принципах:

принцип последовательности, систематичности, который позволяет разрешить противоречие, где, с одной стороны, возникает необходимость формирования компетентностной системы знаний, умений и навыков по предмету, а с другой – необходимость проведения занятий по речевому развитию учащихся;

принцип доступности и посильности изучаемого учебного материала требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их возможностей и такой организации процесса речевого развития, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок, чтобы учеба доставляла радость;

принцип наглядности – реализую практически всегда при построении уроков русского языка и литературного чтения, потому что, мне кажется, эффективность развития речевых способностей детей зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию текстового, музыкального, художественного материалов.

принцип научности выступает в качестве ведущего ориентира при изучении лингвистических понятий. Ведь в школе учебный материал не всегда является дискуссионным, а в то время как в науке на некоторые вопросы нет единой точки зрения.

принцип синергетичности реализую через сотворчество с детьми, что максимально приближает обстановку на уроке к доброжелательной, взаимообогащающей;

принцип эстетизации считаю необходимым в своей работе, так как он утверждает красоту умственного труда, совместного познания, взаимодействия, взаимопонимания, совместной деятельности. Чтобы процесс речетворчества для детей имел особое значение, я сама как учитель не имею право критиковать детские проявления творчества, иначе ребенок не захочет говорить вслух свои мысли или показывать свои самостоятельные «пробы пера».

принцип ценностного отношения к творчеству учащихся, здесь я руководствуюсь тем, что не ставлю отметок за речетворчество, стараюсь для каждого ребёнка создать ситуацию успеха;

принцип свободы и творчества как освобождение творческого потенциала личности и предоставление ему возможности развиваться в нужном темпе и в нужное время считаю оптимальным в своей педагогической деятельности, так как понимаю, что у большинства детей нет склонности к речевому творчеству. Поэтому на уроке создаю условия для развития творческих способностей каждого учащегося.

7 слайд.

Важное место в полноценном постижении учащимися предметов словесного цикла, по-моему, являются задачи, направленные на достижение высокого уровня развития их речетворческой деятельности:

  • обогащать речевую память учащихся в процессе художественного познания мира;

  • развивать ассоциативную память учащихся;

  • учить создавать тексты разных стилей и жанров путем сотворчества и синергетики;

  • учить видеть, слышать и чувствовать текст;

  • пополнять речевую память учащегося новыми способами создания художественного образа;

  • формировать эстетический вкус;

  • развивать образное мышление, создавая условия для творчества;

  • учить погружаться (в художественный) текст на уроках речевого мастерства;

  • уметь почувствовать рождение замысла и начало его разработки;

  • учить детей создавать собственный текст.

И все же большая значимость и актуальность учебной и воспитательной деятельности для учителя начальных классов мне кажется, состоит в возможности в диалогической форме создавать условия для душевного владения языком не только на уроках русского языка и литературного чтения, но и в повседневном общении друг с другом. Здесь имеет место целесообразность использования многих методов, приемов и форм обучения и воспитания, которая отражается через растущую активность детей на уроках русского языка и литературного чтения, через позитивный интерес к этим предметам. Интерес к языку объединяет нас с ребятами в совместном поиске всего нового, что можно постичь в обучении.

Понимая, что в процессе учебно-воспитательной работы с учащимися необходимо формировать их сознание, возбуждать соответствующие эмоциональные состояния, вырабатывать практические умения, навыки и привычки, стремлюсь к объединению методов обучения и воспитания в единую систему. В соответствии с темой урока и даже предмета активно использую методы организации учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, объяснение, разъяснение, разнообразные виды бесед и т.д.), наглядные (произведения-образцы живописи, музыки, слова) и практические (упражнение, тест, анкета, работа с разными видами текстов: незаконченный текст, «без начала», разрозненный, «без названия» и т.д., проблемно-поисковые, дедуктивно-индуктивные и другие. На мой взгляд, не менее важны методы стимулирования мотивации учебной деятельности детей: игры, дискуссии, выставки, диспуты, педагогическое требование, поручение, воспитывающие ситуации и т.д. Они являются в какой-то степени способами достижения инициативы со стороны детей. Методы контроля (устные, письменные, творческие, практические виды работ) и самоконтроля в процессе обучения, я уверена, просто необходимы для дальнейшего планирования педагогической деятельности.

8 слайд.

Для меня осмысление многих педагогических технологий раскрывает широкие возможности для нравственного и эстетического наполнения изучаемого материала через призму разнообразных подходов к обучению (синергетический, деятельностный, личностно-ориентированный, компетентностный, дифференцированный). Вместе с ребятами на уроках русского языка, литературного чтения, и на занятиях внеурочной деятельности «Мастерская речевого творчества» учимся:

  • сопереживать литературному герою;

  • видеть слово в разных языковых значениях;

  • переносить поступки героя в сегодняшний день и задуматься о том социальном решении, которое возможно в современных условиях;

  • использовать слово в разных речевых ситуациях;

  • активизировать поиск аналогичных ситуаций в других произведениях и в окружающей действительности сегодня;

  • понимать созидательную и разрушающую силу слова;

  • объединять эстетический потенциал гармонии искусства слова, звука, кисти;

  • понимать и пытаться обличать в словесную ткань изобразительные, слуховые и музыкальные образы;

  • развивать стремление к самостоятельному чтению как осмысленному саморазвитию и необходимой потребности;

  • стремиться к постоянному обогащению словарного запаса.

Слайд 9.

Я считаю, что сегодня необходима интеграция русского языка, литературного чтения и ИЗО, так как, такая работа позволяет более широко изучать эти предметы, касающиеся непосредственно языковой культуры учащихся. Чтобы системность и последовательность были основополагающими в моей работе, я использую самые различные приемы учебной деятельности:

  • Алгоритмизация.

  • Разнообразные виды бесед (фронтальная, индивидуальная, «Доскажи словечко» и т.д.).

  • Ранжирование.

  • «Продолжи предложение».

  • «Закончи мысль».

  • Прием погружения.

  • «Как бы ты поступил?»

  • Анализ и сопоставление жизненных ситуаций.

  • Дидактическая, ролевая, познавательная игры.

  • Учимся у Мастеров живописи, музыки, поэзии, прозы.

  • «На заметку…»

  • Использование интересных пятиминуток: «Из жизни замечательных людей», «Этимологическая страничка».

  • «Найди проблему и пути её решения».

  • Игра слов.

  • Эмоциональный тренинг.

  • Тайны слова.

  • Такие разные мнения… и др.

Известно, что младшие школьники затрудняются представить себя в воображаемой ситуации, тем более оценить её со стороны, так как у детей этого возраста преобладает теоретическое мышление и конкретное осмысление окружающего. У учащихся среднего звена, напротив, я заметила, что происходит сближение воображения с теоретическим мышлением, что дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, а у старшеклассников, как правило, преобладает теоретико-аналитическое мышление.

Слайды 10, 11, 12, 13.

В этом случае использую следующие виды и формы уроков, обязательно учитывая возрастные особенности детей и их познавательные интересы:

  1. «Природа и мы». Продолжительность урока два дня. Первый день проходит как экскурсия; второй день ученики выполняют творческие работы по наблюдениям.

  2. Урок – экскурсия. В течение месяца ребята самостоятельно и вместе с учителем наблюдают, ведут записи, а затем пишут творческую работу.

  3. Урок – путешествие в историческую эпоху, в другую страну.

  4. Урок - погружение в глубину души, в музыку, в живопись, в текст и т.д.

  5. Музыкально-поэтический урок. Исполнение собственных стихотворений, сочинений, пение песен, которые ребята написали сами, исполнение музыкальных поэтических номеров.

  6. Урок – фантазия. Учащиеся садятся в кружок. Учитель начинает рассказывать рассказ или сказку, каждый следующий ребенок продолжает. Обязательно тема литературного произведения так же, как и жанр, определяются заранее.

  7. Урок – игра. Каждая игра должна иметь цель, реквизит и задание.

  8. Урок – диалог. Учитель определяет тему диалога, дети в ролевой позиции или в своей собственной отстаивают свою точку зрения, учась этике разговора, умению аргументировать, доказывать, убеждать.

9. Урок – описание. Учащийся описывает свое настроение в данный момент, свое ожидание, виды деятельности, окружающую среду, характер отношений с окружающими.

10. Урок «Цепочка знаний» или урок – ассоциация. В качестве цепочки или её первого звена учитель выбирает понятие, имеющее базовый смысл. Например, понятие «Семья». Это слово пишется на доске, затем учащиеся друг за другом добавляют к этому слову любые слова, связанные с основным понятием.

Семья – доброта – уважение – любовь – взаимопомощь – забота - поддержка - взаимопонимание – счастье – уют – очаг – улыбка – радость…

11. Урок превращения правил в стихи или тексты других жанров.

12. «Сочинение сказок».

  1. Урок – лингвистическая сказка (кукольный театр).

  2. Урок обмена мечтами.

15. Урок воспоминаний. Здесь детям могут быть предложены следующие примерные темы:

  • Удивительный случай из жизни.

  • Удивительный случай из кино и книги.

  • Какую картину, музыку, природное явление полюбили и запомнили?

  • Как люди и их поступки вас удивили и чем запомнились?

  • Первая поездка в театр, в цирк, музей и т.д.

  • Мои ощущения в лесу.

  • Ура! Каникулы! Мой первый день каникул.

  1. Урок истории будущего. Учащиеся сочиняют свою будущую жизнь, жизнь своей школы, учителей, своего края, города.

  2. Интегрированный сквозной урок (от малого к большому, или одна сквозная тема).

  3. Письмо писателю, художнику, незнакомому другу и т.д.

  4. Урок – конференция.

  5. Урок – круглый стол.

За последние три года работы в школе я поняла, что среди многообразия уроков все-таки нет аналога мастерской.

Мастерская - достаточно новая и неожиданная для учащихся форма организации речетворческой деятельности. Как создавать текст? Соотносится ли созданное с первоначальным замыслом? Решена ли речетворческая задача? Что значит совершенствовать, шлифовать текст? На эти и другие вопросы учитель в полной мере может ответить на занятиях в речетворческой мастерской. Цель мастерских – научить мыслить творчески, раскованно и самостоятельно выстраивать свое знание.

Давно известно, что стимуляторами речетворческой деятельности учащегося становятся и другие виды искусства, поэтому на своих уроках часто использую живописные полотна, музыкальные произведения, которые, конечно, соотносятся с темой занятия и могут быть использованы на всех этапах работы над текстом.

Мастерская как форма работы над языковым (модели, схемы, тексты), над зрительным (иллюстрации, репродукции картин, картины, этюды) и над слуховым (музыкальные произведения, фрагменты природных звуков) материалами позволяет индивидуализировать обучение. Она создает возможности учащимся для самостоятельного поиска и открытия знаний. Важно следовать этапам проведения мастерской, тогда поиск истины и для меня, и для моих детей становится личностно значимым.

Я думаю, что новизна учебно-воспитательной системы в аспекте синергетического и компетентностного подходов к обучению отражается еще и в повышении статуса интеграционного объединения учебной, внеурочной и воспитательной работы в начальной школе. В частности, в повышении статуса внеурочной деятельности, на которую самим социальным развитием общества ложится огромное воспитательное значение. Оригинальность выбранного мною инновационного подхода заключается в научно-методическом оснащении внеурочной деятельности и расширение представлений о слове на уроках русского языка и литературного чтения. Дети, учившиеся прежде хорошо, стали стремиться к более глубоким знаниям, изучать самостоятельно дополнительную литературу, поэтому многие повысили свои результаты по русскому языку и литературному чтению.


14 слайд.

Наши достижения:

  • Дипломы участников Пятого Всероссийского фестиваля детского литературного творчества: Владислав, Дарья, Полина, генеральный директор фестиваля; председатель жюри фестиваля и председатель Санкт – Петербургского отделения Союза писателей РФ; апрель, 2012г.

  • Дипломом лауреата Литературной премии «Светлана» Шестого Международного фестиваля детского литературного творчества награждена ученица 2 «А» класса …..Ивана за рассказ «Охотница». Вице – президент АНО «Благотворительного фонда «Нить» Санкт – Петербург. Петербургское отделение Союза Писателей России.

  • Дипломом победителя Шестого Международного фестиваля детского литературного творчества награждена ученица 2 «А» класса ……Ивана за рассказ «Царевна лягушка», генеральный директор фестиваля; председатель жюри фестиваля и председатель Санкт – Петербургского отделения Союза писателей РФ; апрель, 2013 г.

  • Дипломом призёра Шестого Международного фестиваля детского литературного творчества награжден ученик 2 «А» класса …. Владислав за рассказ «Рыбалка», генеральный директор фестиваля; председатель жюри фестиваля и председатель Санкт – Петербургского отделения Союза писателей РФ; апрель, 2013 г.

  • Дипломом призёра Шестого Международного фестиваля детского литературного творчества награждена ученица 2 «А» класса ….Дарья за рассказ «Лист - парашютист» и за стихотворение «Лист - парашютист», генеральный директор фестиваля; председатель жюри фестиваля и председатель Санкт – Петербургского отделения Союза писателей РФ; апрель, 2013 г.

  • Дипломы участников Шестого Международного фестиваля детского литературного творчества получили: …..Кирилл, …..Роман, ….Антон, ….Ренат, ….Ангелина, ….Никита, ……Полина, …..Марина).

  • Дипломом победителя (III место) III Всероссийского творческого конкурса «Талантоха» в номинации «Литературное творчество» награждён ........Владислав за рассказ «Как я ловил рыбу», октябрь, 2013 г.

  • Дипломом победителя (III место) III Всероссийского творческого конкурса «Талантоха» в номинации «Мои любимые питомцы» награждёна ….Марина за рассказ «Моя Снежанна», октябрь, 2013 г.

  • Дипломом победителя (I место) III Всероссийского творческого конкурса «Талантоха» в номинации «Литературное творчество» награждёна ….Дарья за стихотворение «Лист - парашютист», октябрь, 2013 г.

  • Дипломом лауреата III Всероссийского творческого конкурса «Талантоха» в номинации «Литературное творчество» награждён ……..Кирилл за рассказ «Снег идёт», октябрь, 2013 г.

  • Дипломом лауреата III Всероссийского творческого конкурса «Талантоха» в номинации «Литературное творчество» награждёна …….Ивана за рассказ «Царевна - лягушка», октябрь, 2013 г.

  • Дипломом лауреата III Всероссийского творческого конкурса «Талантоха» в номинации «Детские исследовательские работы и проекты» награждён …….Антон за проект «Чему учат сказки», октябрь, 2013 г.

  • Дипломом награждён ……Антон за I место в научно – практической конференции научного общества «Совёнок» МБОУ – СОШ №50, октябрь 2013 г.

16 слайд. Творческие работы детей.

Именно достигнутые результаты создают определенные гарантии дальнейшей стабильности в школьном образовании избранной мной системы педагогической работы «Развитие речи и творческих способностей у младших школьников. Играем, мечтаем, рассказываем» в преподавании русского языка, литературного чтения и внеурочной деятельности, в выборе новых методов, форм и приемов работы в учебной и воспитательной деятельности.

Методическая литература.


Литература для учащихся:

Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем:  Рабочая тетрадь 1 – 4 классы/ В. А. Синицын. – М.: Росткнига, 2010. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).


 Литература:

  1. Богданова Г.Н. Развитие языковой компетенции младших школьников, . Божович Е.Д. Развитие языковых компетенций школьников: проблемы и подходы.

  2. Быстрова Е.А. Русский язык. Проблемы и размышления.

  3. Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества. Мастерская учителя. Москва. «ВАКО». 2009.

  4. Мастерская речевого творчества: Методическое пособие: Программа спецкурса КОУ / В. А. Синицын.  - М.: Росткнига, 2010. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).

  5. В.А. Синицын В.А. Путь к слову/Из записок учителя. Пособие по развитию речи для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников / - 2-е изд.   – М.: АО «Столетие», 1997.

  6. Соколова Т.Н. Школа развития речи. Рабочая тетрадь для 3 класса/ В. А. Синицын. – М.: Росткнига, 2011. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).

  7. Соколова Т.Н. Школа развития речи. Методическое пособие. – М.: Росткнига, 2011. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).

  8. Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность. Методика обучения. Проекты по русскому языку 2-4 классы. Москва. «ВАКО». 2013.

  9. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов).- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-204с.- (Стандарты второго поколения).

  10. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)

  11. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов.  - М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).

  12. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В.  Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.

Электронные образовательные ресурсы:

1.  Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

2.  Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

 3.  Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)









Из опыта работы "Развитие речи и творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"
  • Начальные классы
Описание:

Развитие речи и твочреских способностей младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности играет большую роль в том, чтобы  выпускники начальной школы были готовы к жизни в информационном обществе и могли владеть языковыми, лингвистическими и коммуникативными компетенциями. Целенаправленную работу по развитию речи начинаю вести с 1 класса на уроках литературного чтения, русского языка и на занятии внеурочной деятельности "Школа речевого творчества" по программе В.А. Синицина "Мастерская речевого творчества". Важную роль в формировании компетенций играет процесс обучения, и место ученика в этом процессе , его эмоциональный комфорт ....

Автор Баумова Лидия Дмитриевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 875
Номер материала 49937
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓