Развитие
речи и творческих способностей младших школьников
Многолетний опыт работы в школе показывает,
что выпускники
начальной школы недостаточно готовы к жизни в информационном обществе. Можно
назвать несколько причин: недостаточная практическая ориентированность
содержания образования по русскому языку, математике и естественнонаучным
дисциплинам, их некоторая оторванность от реалий жизни, окружающей школьника.
Устранение таких недостатков требует пересмотреть требования к
результатам обучения, поэтому, когда с 2011 года, когда мы стали работать по
ФГОС НОО, то решили ввести один час в неделю по внеурочной деятельности
программу В.А. Синицина «Мастерская речевого творчества», в которой отражены материалы
практико - ориентированного характера, для того чтобы усилить диалогический
характер гуманитарного образования, знакомя школьника с различными, порой
противоположными точками зрения на события истории и жизни. Эти занятия носят
развивающий характер и дети учатся пользоваться арсеналом разных источников
информации, и способов ее переработки в новой незнакомой, нестандартной
ситуации.
В стандартах основной школы по русскому языку в настоящее время
вводятся понятия «коммуникативные компетенции», «языковые компетенции»,
«лингвистические компетенции» и «культуроведческие компетенции».
В научной литературе предлагается следующая характеристика
содержания компетенций каждого типа:
Языковые
компетенции
|
Лингвистические
компетенции
|
Коммуникативные
компетенции
|
Культуроведческие
компетенции
|
·
способность употреблять
слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с литературными
нормами;
·
владение богатством
языка как условие успешной речевой деятельности:
-
новые пласты лексики,
- фразеологический
запас,
- грамматический
строй речи,
- морфологические
нормы,
- нормы
согласования, управления,
- построение
предложений разных видов.
|
·
результат осмысления
речевого опыта учащимися:
-устройство языка
и его изменения,
- элементы истории
науки о русском языке и его выдающихся представителях;
·
опознавание звуков,
букв, морфем, частей речи;
·
умение делить языковые
явления на группы;
·
умение производить
фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический,
синтаксический, стилистический разбор.
|
·
способность понимания
чужих и порождение собственных программ речевого поведения, адекватно целям,
сферам, ситуациям общения;
·
знание основных понятий
лингвистической речи-стили, типы речи, строение описания, повествования,
рассуждения, способы связи предложений в тексте,
·
умение выбрать нужную
языковую форму, способ выражения в зависимости от условий коммуникативной
ситуации.
|
· Обеспечение формирования языковой картины
мира, овладение национальными единицами языка, речевым этикетом.
· Постижение национальной культуры своего
народа:
-познание самобытности;
-осознание значимости родного языка;
· развитие духовно-нравственного мира
школьника, его национального самосознания.
|
Для того, чтобы учащиеся могли овладеть
некоторыми перечисленными компетенциями уже в начальной школе, целенаправленную
систематическую работу по развитию устной и письменной речи школьников начинаю
с первых дней пребывания в школе, ставя своей целью раскрытие творческой
инициативы, пробуждение интереса к языку на основе собственных наблюдений,
впечатлений, т.е. формирование мотивации учения.
Эффективное развитие языковых компетенций возможно в деятельностном
подходе, который научно обоснован в современной педагогической практике.
Деятельность выстраивается через отдельные действия и опирается на
субъективный опыт ребенка. Для формирования действия необходимо, чтобы субъект
деятельности осознал ее ближайший результат, достижение которого ведет к
осуществлению всей деятельности в целом.
Анализ научной литературы и собственный опыт показывает, что для
успешного формирования языковых, лингвистических, культуроведческих,
коммуникативных компетенций на начальном этапе обучения возможен при
соблюдении ряда условий и использование определенных педагогических технологий.
Важную роль в формировании компетенций играет и процесс
обучения, и место ученика в этом процессе, его эмоциональный комфорт, и
необходимость построения системы обучения с учетом индивидуальных возможностей
каждого школьника.
Компетентностный подход к обучению требует
овладения учащимися определенным набором способов деятельности в процессе
обучения. Знания, приобретенные учащимися в процессе обучения, должны быть
ориентированы на самостоятельное использование их в учебном процессе. Для
этого необходимо тщательно отбирать дидактические средства с учетом трудностей
усвоения и сложности самостоятельного их применения в нестандартных ситуациях,
использование заданий на дифференциацию внешне сходных явлений, на
классификацию изученного.
Предполагаемым результатом обучения в рамках компетентностного
подхода можно считать сформированные качества личности как коммуникабельность,
владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах
применения языка.
2 слайд.
«Если целый мир, неповторимый и своеобразный,
откроется перед вами, если в каждом ребенке вы почувствуете его
индивидуальность, если в ваше сердце постучаться радость и горечь каждого
ребенка и отзовутся вашими думами, заботами и тревогами - значит, вы не зря
выбрали профессию учителя», - писал К.Д. Ушинский. Эти слова отзываются в
сердце всегда, когда вместе с ребятами в очередной раз размышляем над
страницами поучительных произведений русской литературы, пытаемся найти и
познать колоссальные возможности родного языка, стараемся прочувствовать
особенности русской души и традиции многих поколений. Я считаю, что уроки
русского языка и литературного чтения призваны решать, прежде всего, задачу по
развитию у школьников речевой культуры и компетенции, направлены на воспитание
«души, ума и сердца» детей.
3 слайд. На этом слайде показан кластер речетворческой деятельности»
4 слайд.
Я думаю, основная задача учителя начальных
классов – помочь ребенку овладеть компетентностной системой знаний, умений и
навыков, которой он сможет воспользоваться и применить в учебной практике и в
жизни. Чтобы ребенок на выходе из начальной школы достаточно владел
лингвистической, языковой, коммуникативной компетенцией, нужна система работы,
которая бы совмещала в себе гармоничное сочетание действенных методов, приемов,
форм.
5 слайд.
Мне кажется, я нашла такую систему, которая
направлена на развитие у учащихся именно способностей проводить лингвистический
анализ, пользоваться современным литературным языком, лексическими,
орфоэпическими, синтаксическими, морфологическими, грамматическими нормами
языка. Это система называется «Развитие речи и творческих способностей младших
школьников. Играем, мечтаем,
рассказываем». Кроме того, что приемы и формы работы в рамках
данной системы предполагают развитие практической грамотности и пунктуационной
интуиции у детей, они еще и направлены на обучение школьников восприятию
текста, определению его темы, идеи, стиля написания и, конечно, авторской
позиции в произведении. То есть в своей работе, прежде всего, я стремлюсь к
тому, чтобы мои дети овладели речью в разных ее проявлениях: умели определять
иерархию языка, грамотно пользовались устной и письменной речью и, немаловажно,
осознавали ценность родного языка. Так, вся моя работа на уроках русского языка
и литературы сосредоточена в системе по развитию у детей грамотной письменной и
устной речи, способности самостоятельно и творчески создавать тексты. Самое
главное, чтобы такая система существовала и не затерялась среди случайных,
однодневных методов, форм и приемов.
6 слайд.
Для этого она должна иметь основу, которая,
на мой взгляд, выражается в принципах:
принцип
последовательности, систематичности, который позволяет
разрешить противоречие, где, с одной стороны, возникает необходимость
формирования компетентностной системы знаний, умений и навыков по предмету, а с
другой – необходимость проведения занятий по речевому развитию учащихся;
принцип
доступности и посильности изучаемого учебного материала требует учета
особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их
возможностей и такой организации процесса речевого развития, чтобы они не
испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок, чтобы учеба
доставляла радость;
принцип
наглядности – реализую практически всегда при
построении уроков русского языка и литературного чтения, потому что, мне
кажется, эффективность развития речевых способностей детей зависит от
целесообразного привлечения органов чувств к восприятию текстового,
музыкального, художественного материалов.
принцип
научности выступает в качестве ведущего ориентира при изучении
лингвистических понятий. Ведь в школе учебный материал не всегда является
дискуссионным, а в то время как в науке на некоторые вопросы нет единой точки
зрения.
принцип
синергетичности реализую через сотворчество с детьми,
что максимально приближает обстановку на уроке к доброжелательной,
взаимообогащающей;
принцип
эстетизации считаю необходимым в своей работе, так как
он утверждает красоту умственного труда, совместного познания, взаимодействия,
взаимопонимания, совместной деятельности. Чтобы процесс речетворчества для
детей имел особое значение, я сама как учитель не имею право критиковать
детские проявления творчества, иначе ребенок не захочет говорить вслух свои
мысли или показывать свои самостоятельные «пробы пера».
принцип
ценностного отношения к творчеству учащихся, здесь я
руководствуюсь тем, что не ставлю отметок за речетворчество, стараюсь для
каждого ребёнка создать ситуацию успеха;
принцип
свободы и творчества как освобождение творческого
потенциала личности и предоставление ему возможности развиваться в нужном темпе
и в нужное время считаю оптимальным в своей педагогической деятельности, так
как понимаю, что у большинства детей нет склонности к речевому творчеству.
Поэтому на уроке создаю условия для развития творческих способностей каждого
учащегося.
7 слайд.
Важное место в
полноценном постижении учащимися предметов словесного цикла, по-моему, являются
задачи, направленные на достижение высокого уровня развития их
речетворческой деятельности:
- обогащать
речевую память учащихся в процессе художественного познания мира;
- развивать
ассоциативную память учащихся;
- учить
создавать тексты разных стилей и жанров путем сотворчества и синергетики;
- учить
видеть, слышать и чувствовать текст;
- пополнять
речевую память учащегося новыми способами создания художественного образа;
- формировать
эстетический вкус;
- развивать
образное мышление, создавая условия для творчества;
- учить
погружаться (в художественный) текст на уроках речевого мастерства;
- уметь
почувствовать рождение замысла и начало его разработки;
- учить
детей создавать собственный текст.
И все же большая значимость и актуальность
учебной и воспитательной деятельности для учителя начальных классов мне
кажется, состоит в возможности в диалогической форме создавать условия для
душевного владения языком не только на уроках русского языка и литературного
чтения, но и в повседневном общении друг с другом. Здесь имеет место целесообразность использования
многих методов, приемов и форм обучения и воспитания, которая отражается через
растущую активность детей на уроках русского языка и литературного чтения,
через позитивный интерес к этим предметам. Интерес к языку объединяет нас с
ребятами в совместном поиске всего нового, что можно постичь в обучении.
Понимая, что в процессе учебно-воспитательной
работы с учащимися необходимо формировать их сознание, возбуждать
соответствующие эмоциональные состояния, вырабатывать практические умения,
навыки и привычки, стремлюсь к объединению методов обучения и воспитания в
единую систему. В соответствии с темой урока и даже предмета активно использую
методы организации учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ,
объяснение, разъяснение, разнообразные виды бесед и т.д.), наглядные
(произведения-образцы живописи, музыки, слова) и практические (упражнение,
тест, анкета, работа с разными видами текстов: незаконченный текст, «без
начала», разрозненный, «без названия» и т.д., проблемно-поисковые,
дедуктивно-индуктивные и другие. На мой взгляд, не менее важны методы
стимулирования мотивации учебной деятельности детей: игры, дискуссии, выставки,
диспуты, педагогическое требование, поручение, воспитывающие ситуации и т.д.
Они являются в какой-то степени способами достижения инициативы со стороны
детей. Методы контроля (устные, письменные, творческие, практические виды
работ) и самоконтроля в процессе обучения, я уверена, просто необходимы для
дальнейшего планирования педагогической деятельности.
8 слайд.
Для меня осмысление многих педагогических
технологий раскрывает широкие возможности для нравственного и эстетического
наполнения изучаемого материала через призму разнообразных подходов к обучению
(синергетический, деятельностный, личностно-ориентированный, компетентностный,
дифференцированный). Вместе с ребятами на уроках русского языка, литературного
чтения, и на занятиях внеурочной деятельности «Мастерская речевого творчества»
учимся:
·
сопереживать литературному
герою;
·
видеть слово в разных
языковых значениях;
·
переносить поступки героя
в сегодняшний день и задуматься о том социальном решении, которое возможно в
современных условиях;
·
использовать слово в
разных речевых ситуациях;
·
активизировать поиск
аналогичных ситуаций в других произведениях и в окружающей действительности
сегодня;
·
понимать созидательную и
разрушающую силу слова;
·
объединять эстетический
потенциал гармонии искусства слова, звука, кисти;
·
понимать и пытаться
обличать в словесную ткань изобразительные, слуховые и музыкальные образы;
·
развивать стремление к
самостоятельному чтению как осмысленному саморазвитию и необходимой
потребности;
·
стремиться к постоянному
обогащению словарного запаса.
Слайд 9.
Я считаю, что сегодня необходима интеграция русского
языка, литературного чтения и ИЗО, так как, такая работа позволяет более широко
изучать эти предметы, касающиеся непосредственно языковой культуры учащихся. Чтобы
системность и последовательность были основополагающими в моей работе, я
использую самые различные приемы учебной деятельности:
·
Алгоритмизация.
·
Разнообразные виды бесед (фронтальная,
индивидуальная, «Доскажи словечко» и т.д.).
·
Ранжирование.
·
«Продолжи предложение».
·
«Закончи мысль».
·
Прием погружения.
·
«Как бы ты поступил?»
·
Анализ и сопоставление жизненных ситуаций.
·
Дидактическая, ролевая, познавательная игры.
·
Учимся у Мастеров живописи, музыки, поэзии, прозы.
·
«На заметку…»
·
Использование интересных пятиминуток: «Из жизни
замечательных людей», «Этимологическая страничка».
·
«Найди проблему и пути её решения».
·
Игра слов.
·
Эмоциональный тренинг.
·
Тайны слова.
·
Такие разные мнения… и др.
Известно, что
младшие школьники затрудняются представить себя в воображаемой ситуации, тем
более оценить её со стороны, так как у детей этого возраста преобладает
теоретическое мышление и конкретное осмысление окружающего. У учащихся
среднего звена, напротив, я заметила, что происходит сближение воображения с
теоретическим мышлением, что дает импульс к творчеству: подростки начинают
писать стихи, а у старшеклассников, как правило, преобладает
теоретико-аналитическое мышление.
Слайды 10, 11, 12, 13.
В этом случае использую следующие виды и формы уроков,
обязательно учитывая возрастные особенности детей и их познавательные интересы:
1.
«Природа и мы». Продолжительность урока два дня.
Первый день проходит как экскурсия; второй день ученики выполняют творческие
работы по наблюдениям.
2.
Урок – экскурсия. В течение месяца ребята
самостоятельно и вместе с учителем наблюдают, ведут записи, а затем пишут
творческую работу.
3.
Урок – путешествие в историческую эпоху, в другую
страну.
4.
Урок - погружение в глубину души, в музыку, в
живопись, в текст и т.д.
5.
Музыкально-поэтический урок. Исполнение собственных
стихотворений, сочинений, пение песен, которые ребята написали сами, исполнение
музыкальных поэтических номеров.
6.
Урок – фантазия. Учащиеся садятся в кружок. Учитель
начинает рассказывать рассказ или сказку, каждый следующий ребенок продолжает.
Обязательно тема литературного произведения так же, как и жанр, определяются
заранее.
7.
Урок – игра. Каждая игра должна иметь цель,
реквизит и задание.
8.
Урок – диалог. Учитель определяет тему диалога,
дети в ролевой позиции или в своей собственной отстаивают свою точку зрения,
учась этике разговора, умению аргументировать, доказывать, убеждать.
9. Урок –
описание. Учащийся описывает свое настроение в данный момент, свое ожидание,
виды деятельности, окружающую среду, характер отношений с окружающими.
10. Урок
«Цепочка знаний» или урок – ассоциация. В качестве цепочки или её первого звена
учитель выбирает понятие, имеющее базовый смысл. Например, понятие «Семья». Это
слово пишется на доске, затем учащиеся друг за другом добавляют к этому слову
любые слова, связанные с основным понятием.
Семья –
доброта – уважение – любовь – взаимопомощь – забота - поддержка -
взаимопонимание – счастье – уют – очаг – улыбка – радость…
11. Урок
превращения правил в стихи или тексты других жанров.
12. «Сочинение
сказок».
13. Урок – лингвистическая сказка (кукольный театр).
14. Урок обмена мечтами.
15. Урок
воспоминаний. Здесь детям могут быть предложены следующие примерные темы:
·
Удивительный случай из жизни.
·
Удивительный случай из кино и книги.
·
Какую картину, музыку, природное явление
полюбили и запомнили?
·
Как люди и их поступки вас удивили и чем
запомнились?
·
Первая поездка в театр, в цирк, музей и т.д.
·
Мои ощущения в лесу.
·
Ура! Каникулы! Мой первый день каникул.
16.
Урок истории будущего. Учащиеся сочиняют свою
будущую жизнь, жизнь своей школы, учителей, своего края, города.
17.
Интегрированный сквозной урок (от малого к большому,
или одна сквозная тема).
18.
Письмо писателю, художнику, незнакомому другу и
т.д.
19.
Урок – конференция.
20.
Урок – круглый стол.
За последние три
года работы в школе я поняла, что среди многообразия уроков все-таки нет
аналога мастерской.
Мастерская - достаточно новая и неожиданная для учащихся форма организации
речетворческой деятельности. Как создавать текст? Соотносится ли созданное с
первоначальным замыслом? Решена ли речетворческая задача? Что значит
совершенствовать, шлифовать текст? На эти и другие вопросы учитель в полной
мере может ответить на занятиях в речетворческой мастерской. Цель мастерских –
научить мыслить творчески, раскованно и самостоятельно выстраивать свое знание.
Давно известно,
что стимуляторами речетворческой деятельности учащегося становятся и другие
виды искусства, поэтому на своих уроках часто использую живописные полотна,
музыкальные произведения, которые, конечно, соотносятся с темой занятия и могут
быть использованы на всех этапах работы над текстом.
Мастерская как форма работы над языковым (модели,
схемы, тексты), над зрительным (иллюстрации, репродукции картин, картины,
этюды) и над слуховым (музыкальные произведения, фрагменты природных звуков)
материалами позволяет индивидуализировать обучение. Она создает возможности
учащимся для самостоятельного поиска и открытия знаний. Важно следовать этапам
проведения мастерской, тогда поиск истины и для меня, и для моих детей
становится личностно значимым.
Я думаю, что новизна учебно-воспитательной
системы в аспекте синергетического и компетентностного подходов к обучению
отражается еще и в повышении статуса интеграционного объединения учебной,
внеурочной и воспитательной работы в начальной школе. В частности, в повышении
статуса внеурочной деятельности, на которую самим социальным развитием
общества ложится огромное воспитательное значение. Оригинальность выбранного
мною инновационного подхода заключается в научно-методическом оснащении
внеурочной деятельности и расширение представлений о слове на уроках русского
языка и литературного чтения. Дети, учившиеся прежде хорошо, стали стремиться к
более глубоким знаниям, изучать самостоятельно дополнительную литературу,
поэтому многие повысили свои результаты по русскому языку и литературному
чтению.
14 слайд.
Наши достижения:
·
Дипломы участников Пятого
Всероссийского фестиваля детского литературного творчества: Владислав, Дарья, Полина,
генеральный директор фестиваля; председатель жюри фестиваля и председатель
Санкт – Петербургского отделения Союза писателей РФ; апрель, 2012г.
·
Дипломом лауреата Литературной
премии «Светлана» Шестого Международного фестиваля детского литературного
творчества награждена ученица 2 «А» класса …..Ивана за рассказ «Охотница». Вице
– президент АНО «Благотворительного фонда «Нить» Санкт – Петербург.
Петербургское отделение Союза Писателей России.
·
Дипломом победителя Шестого
Международного фестиваля детского литературного творчества награждена ученица 2
«А» класса ……Ивана за рассказ «Царевна лягушка», генеральный директор
фестиваля; председатель жюри фестиваля и председатель Санкт – Петербургского
отделения Союза писателей РФ; апрель, 2013
г.
·
Дипломом призёра
Шестого Международного фестиваля детского литературного творчества награжден
ученик 2 «А» класса …. Владислав за рассказ «Рыбалка», генеральный директор
фестиваля; председатель жюри фестиваля и председатель Санкт – Петербургского отделения
Союза писателей РФ; апрель, 2013 г.
·
Дипломом призёра Шестого
Международного фестиваля детского литературного творчества награждена ученица 2
«А» класса ….Дарья за рассказ «Лист - парашютист» и за стихотворение «Лист -
парашютист», генеральный директор фестиваля; председатель жюри фестиваля и
председатель Санкт – Петербургского отделения Союза писателей РФ; апрель, 2013
г.
·
Дипломы участников Шестого
Международного фестиваля детского литературного творчества получили: …..Кирилл,
…..Роман, ….Антон, ….Ренат, ….Ангелина, ….Никита, ……Полина, …..Марина).
·
Дипломом победителя
(III место) III Всероссийского творческого конкурса «Талантоха» в
номинации «Литературное творчество» награждён ........Владислав за рассказ
«Как я ловил рыбу», октябрь, 2013 г.
·
Дипломом победителя
(III место) III Всероссийского творческого конкурса «Талантоха» в номинации
«Мои любимые питомцы» награждёна ….Марина за рассказ «Моя Снежанна», октябрь, 2013
г.
·
Дипломом победителя (I
место) III Всероссийского творческого конкурса «Талантоха» в номинации
«Литературное творчество» награждёна ….Дарья за стихотворение «Лист -
парашютист», октябрь, 2013 г.
·
Дипломом лауреата
III Всероссийского творческого конкурса «Талантоха» в номинации «Литературное
творчество» награждён ……..Кирилл за рассказ «Снег идёт», октябрь, 2013
г.
·
Дипломом лауреата
III Всероссийского творческого конкурса «Талантоха» в номинации «Литературное
творчество» награждёна …….Ивана за рассказ «Царевна - лягушка», октябрь, 2013
г.
·
Дипломом лауреата
III Всероссийского творческого конкурса «Талантоха» в номинации «Детские
исследовательские работы и проекты» награждён …….Антон за проект «Чему учат
сказки», октябрь, 2013 г.
·
Дипломом награждён ……Антон
за I место в научно – практической конференции научного общества
«Совёнок» МБОУ – СОШ №50, октябрь 2013
г.
16 слайд. Творческие работы детей.
Именно достигнутые результаты создают
определенные гарантии дальнейшей стабильности в школьном образовании избранной
мной системы педагогической работы «Развитие
речи и творческих способностей у младших школьников. Играем, мечтаем,
рассказываем» в преподавании русского языка, литературного чтения
и внеурочной деятельности, в выборе новых методов, форм и приемов работы в
учебной и воспитательной деятельности.
Методическая литература.
Литература для учащихся:
Мастерская речевого творчества. Играем,
мечтаем, рассказываем: Рабочая тетрадь 1 – 4 классы/ В. А. Синицын. – М.:
Росткнига, 2010. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).
Литература:
1.
Богданова Г.Н. Развитие
языковой компетенции младших школьников, . Божович Е.Д. Развитие языковых
компетенций школьников: проблемы и подходы.
2.
Быстрова Е.А. Русский
язык. Проблемы и размышления.
3. Каландарова
Н.Н. Уроки речевого творчества. Мастерская учителя. Москва. «ВАКО».
2009.
4. Мастерская речевого
творчества: Методическое пособие: Программа спецкурса КОУ / В. А. Синицын.
- М.: Росткнига, 2010. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).
5. В.А. Синицын
В.А. Путь к слову/Из записок учителя. Пособие по развитию речи
для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников / -
2-е изд. – М.: АО «Столетие», 1997.
6.
Соколова Т.Н. Школа развития речи. Рабочая тетрадь для 3 класса/
В. А. Синицын. – М.: Росткнига, 2011. – (Наша новая школа. Юным умникам и
умницам).
7.
Соколова Т.Н. Школа развития речи. Методическое пособие. – М.:
Росткнига, 2011. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).
8. Олейник О.В.,
Кабанюк Л.П. Проектная деятельность. Методика обучения. Проекты по
русскому языку 2-4 классы. Москва. «ВАКО». 2013.
9.
Примерная
основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа
/ (сост. Е.С.Савинов).- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-204с.- (Стандарты
второго поколения).
10.
Примерные
программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А.
Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2 изд.
– М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
11.
Программы
внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное
общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев,
В. П. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).
12.
Как
проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к
мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. И. А.
Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.
Электронные образовательные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия
(6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2. Почему и потому. Детская
энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
3. Внеурочная
деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего
образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.