Главная / Математика / Из опыта работы "Применение кластеров на уроках математики"

Из опыта работы "Применение кластеров на уроках математики"

hello_html_m4f8c1ec4.gifhello_html_5f616443.gifhello_html_m4672431a.gifhello_html_6f515c4d.gifЛ.Д. Янина,

ОГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 10 г. Рязани»


ПРИМЕНЕНИЕ КЛАСТЕРОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ


Современное общество сегодня предъявляет к человеку большие требования: он должен быть не только грамотным специалистом, но и способным самостоятельно учиться и переучиваться в течение всей своей жизни. В настоящее время востребованными оказываются люди, способные системно мыслить, анализировать, сравнивать, решать различные профессиональные проблемы. Несформированность моторных и высших психических функций у детей с ОВЗ - неустойчивое внимание, низкая переключаемость, неразвитая память, слабое развитие словесно-логического мышления, обязывает искать рациональные пути и методы обучения и коррекции. Стандарты второго поколения предполагают новые подходы к образованию. На первое место сегодня выходят такие качества личности как владение коммуникативными навыками, способностью к коллективному труду, к саморазвитию и самообразованию. Применение инновационных методов обучения позволяет формировать у школьников с ОВЗ аналитическое мышление, развивать исследовательские навыки, формировать творческие способности и мотивацию обучения, умение работать с информацией.

При изучении учебного материала наши учащиеся не могут самостоятельно проанализировать текст, понять и запомнить формулировки теорем, определений, свойств. Так как память детей неустойчива, то это быстро приводит к забыванию изученного. Я остановлюсь на применении кластеров на уроках математики для формирования познавательных УУД. Их использование позволяет активно участвовать в образовательном процессе, облегчает запоминание нужной информации. Кластер - это прием систематизации материала в виде схемы, когда выделяются крупные смысловые единицы. Составление кластеров позволяет ученикам размышлять над изучаемой темой, учит осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии, сравнение, классификацию по заданным критериям. Использование кластеров дает возможность оценить свои знания по изучаемому материалу, развивает память. Правила построения кластера просты. Рисуем модель солнечной системы с планетами и спутниками. В центре звезды - тема. Планеты - крупные смысловые единицы, спутники планет - более мелкие. Планеты соединяем прямыми с центральной звездой. На первом этапе пишем ключевое слово в центре кластера. Вокруг него учащиеся записывают все известные им факты. При этом ничего не отбрасывается. При совместном обсуждении предложенные идеи и факты анализируются и систематизируются, ошибочные убираются. На последнем этапе отобранные факты соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. В дальнейшем, у каждого из спутников могут появиться свои спутники. В итоге, после изучения темы получаем графическую структуру, отображающую изученную информацию. Кластер может охватывать большое количество тем. Их применение можно использовать как на стадии вызова для мотивации к размышлению до изучения темы, так и на стадии рефлексии при подведении итогов для установления уровня осмысления изученного материала. В зависимости от цели и темы урока организую индивидуальную самостоятельную работу или коллективную. После совместного обсуждения допущенные ошибки исправляются. Некоторые кластеры создаются за один урок по ходу изучения материала и параллельно с объяснением учителя, другие на протяжении изучения большой темы. Составлять кластеры можно и при самостоятельном изучении несложных тем. Ученику это позволит осмыслить прочитанное, а учителю определить правильность установления причинно-следственных связей. На стадии контроля можно предложить заполнить подготовленную учителем схему по проверяемому материалу. От учащегося заполнение такого кластера требует прочных знаний.

По формулам сокращенного умножения

Вынесение общего множителя за скобку






РАЗЛОЖЕНИЕ

НА МНОЖИТЕЛИ






Способ группировки

По формуле разложения квадратного трехчлена





При систематическом составлении и применении кластеров у учащихся накапливается информационный материал по основным темам курса математики в специальной папке и далее используется как справочное пособие. Приём использования кластеров развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит проводить аналогии, устанавливать связи, развивать навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, необходимых в жизни.


Литература

1. В.Н.Иванченко Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей/ М.: Феникс, 2011

2.Н.П.Локалова Как помочь слабоуспевающему школьнику/ Москва: Ось-89, 2005; электронная версия - режим доступа: http://www.ipras.ru/boiko-school/texts/2005/lokalova05_help_pupil.pdf





Из опыта работы "Применение кластеров на уроках математики"
  • Математика
Описание:

В данной статье представлен опыт работы с кластерами на уроках математики.

Кластер -это приём систематизации материала в виде схемы, выделение крупных смысловых единиц. Составление кластеров позволяет ученикам размышлять над изучаемой темой, учит осуществлять анализ изучаемых объектов с выделением существенных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии, сравнение, классификацию по заданным объектам.  

Особенную ценность кластеры получают при работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, так как несформированность моторных и высших психических функций приводит к плохому запоминанию и усвоению учебного материала.

 

Автор Янина Людмила Дмитриевна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 2189
Номер материала 9911
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓