Главная / Начальные классы / Из опыта работы "Экологическое воспитание младших школьников"

Из опыта работы "Экологическое воспитание младших школьников"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11» города Губкина Белгородской области








Воспитание экологической культуры у младших школьников



hello_html_5f6ff3cd.jpg










Из опыта работы учителя

начальных классов Золотых Л.В.








Губкин 2014

(Слайд 1) Приступая к работе по экологическому воспитанию своих учащихся, я поставила перед собой главную цель экологического воспитания: (Слайд 2) формирование у моих учеников основ экологической культуры, правильного отношения к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения.

Для выполнения этой цели необходимо было решить следующие задачи: (Слайд 3)

1.        Использовать экологические знания как необходимое условие для выработки правильного отношения к окружающему миру.

2.      Содействовать тому, чтобы знания несли эмоционально-действенный характер и выражались в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать, охранять всё живое, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но и потому, что на их изготовление были затрачены материалы природного происхождения.

3. Способствовать созданию условий для ежедневного общения детей с естественной природной средой.

(Слайд 4) Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному. В научной литературе существует много определений. Я приведу определение академика Меркурия Сергеевича Гилярова, которое отвечает и моему пониманию термина.

«Экология - это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой»

Я считаю, что экологическое воспитание в начальной школе должно иметь следующие направления: (Слайд 5)

        формировать у детей элементарные представления о растениях и животных организмах в их взаимосвязи с окружающей средой, о ценности природы и ответственности человека за её сохранение;

         проявление бережного отношения к природе должно выполняться в играх, при выполнении трудовых обязанностей в повседневной жизни;

        младших школьников надо обучать навыкам ухода за растениями, животными.

Систематический труд должен формировать у детей привычку заботиться о живом. Это процесс во многом зависит от мотивов, которые побуждают трудовую деятельность ребёнка. Мотивы могут быть различны. Сильным стимулом к труду может быть интерес к совместной деятельности со взрослыми или сверстниками. Формирование у детей нравственно значимых мотивов труда по уходу за растениями и животными требует специальной педагогической работы.

Для того чтобы к ребёнку пришло понимание природы, мало дать конкретные задания по ней, необходимо его научить радоваться, сопереживать ей, научить видеть прекрасное, когда идёт снег или светит солнце, шумит ветер или звенит капель. Именно эти навыки обогащают и внутренний мир ребёнка, заставляют его лучше понимать, познавать окружающую среду, повышают интеллект и культуру общения с природой.

Соединение возникших чувств с природоохранительными знаниями и дадут положительный результат в воспитании детей.

Накоплен определённый материал: это доклады на экологическую тематику, конспекты уроков, самоанализы к ним, разработки внеклассных мероприятий, презентации к ним, фотоматериалы, рисунки.

Во время проведения любых мероприятий я учу детей беречь и приумножать мир растений. Так сегодня мой класс участвует в конкурсе нашей школы на лучший проект расположения и оформления клумб около нашей школы.

При наблюдении за комнатными растениями я обращаю внимание ребят на красоту цветов и листьев; рассказываю, что комнатные цветы не только украшают комнату, но и что они оздоравливают микроклимат помещения, что каждый цветок требует своих условий (одни любят свет, другие – нет, одни любят много влаги, другие – нет). В процессе различных занятий и опытов мои ученики убеждаются, что через рыхлую землю вода проходит быстрее, а также свет и воздух. Все полученные знания я закрепляю в играх «Опиши цветок», «Узнай растение по описанию», «Что изменилось?» и т.д.

В ознакомлении детей с растительным миром мне очень помогают задачи по развитию логического мышления, схемы, дидактические игры, использование иллюстраций растений, животных, художественного слова, пословиц, загадок, чтения рассказов, видеоматериалов; проведение уроков изо, литературного чтения, окружающего мира.

На основе представлений о взаимосвязях в природе и в растительном мире у детей развивается интерес к природе, к её познанию, действительная готовность прийти на помощь растениям, если они в этом нуждаются.

(Слайд 6)

В своей работе я успешно использую такие методы экологической работы, как наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, диагностика.

Наблюдение обычно проводим в естественных условиях. Перед наблюдением составляю план, предусматривающий то, на что надо обратить особое внимание.

 Анкетирование – метод множественного сбора статистического материала путём опроса испытуемых.

 Для выявления уровня экологической культуры младших школьников во 2 классе, мною был проведен эксперимент.
Детям были предложены вопросы анкеты. При этом метод анкетирования использовался в сочетании с методом интервью.(Слайд 7)
Анкета
1. Что такое природа?
2. Что природа дает человеку?
3. Назовите охраняемые растения нашей местности.
4. Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны?
5. Какие насекомые появляются весной первыми?
6. Что такое «фотоохота»?
7. Назовите лекарственные растения.
8. Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?
9. Как человек разрушает природу?
10. Что могут сделать дети для охраны природы?
Анализ полученных данных убедил в том, что уровень экологической культуры младших школьников, особенно такого его компонента, как экологические знания очень низок. В связи с этим было сделано предположение о том, что целенаправленная систематическая работа по формированию экологической культуры школьников может повысить эффективность формирования у школьников бережного отношения к природе. К концу 4 класса ребятам была дана эта анкета. Из неё было видно, что уровень экологической культуры вырос.
Тестирование – исследовательский метод, в основе которого лежат определённые стандартизированные задания.

Использую разнообразные тесты: графические, ассоциативные, тесты общей результативности, тесты развития и др.

  Работая с младшими школьниками, использую циклы наблюдений за растениями и животными во время экскурсий в лес, на реку в разное время года; экологические беседы-5-ти минутки на уроках окружающего мира.

С детьми моего класса я побывала в краеведческом музее и провела там с помощью сотрудников музея занятия экологического характера по темам:

«Перелётные птицы».

«По следам древних животных».

«Зимующие птицы».

«Как звери зимой в лесу живут».

«Лесные этажи».

«Лес с загадками».

«Они нуждаются в защите».

Праздник осени «Очей очарованье…»

«По экологической тропе».

«Природа – чудесница».

Дети моих классов принимают постоянное участие в конкурсах рисунков на экологическую тематику в нашей школе: «Берегите лес от пожара», ежегодно активно участвуют в конкурсах рисунков и поделок «Осторожно, огонь!»

Неоценимую помощь при работе по экологическому образованию на уроках оказывают экологические плакатики-побуждения, которые оформляются на альбомных листах, четко и красиво, служат долго. Каждый плакатик содержит или призыв, или запрет, или просто напоминание, призывающие изучать, беречь и охранять природу. (Слайд 8)

Примеры плакатов-побуждений

- "Покормите птиц зимой!"

- "Не разоряйте муравейники".

- "Лес-друг человека. Охраняйте леса!"

- "Лес - это наше здоровье!"

- "Лес - дом для зверей и птиц".

- "Защищайте жаб и лягушек!"

Использовать их для работы можно на уроках математики, чтения, русского языка, окружающего мира, технологии, музыки, на внеклассных мероприятий, для бесед - после экскурсий в природу.

(Слайды 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15.)

Уверена, что педагогический процесс при участии одного учителя, пусть даже классного руководителя, получится однобоким. Важно, чтобы экологическим воспитанием младших школьников занимались и родители, и воспитатель ГПД.

Но как это сделать? С помощью игр. Так, например, игры, взятые из пособия Л.П. Молодовой «Игровые экологические занятия с детьми», помогают мне дать детям установку на правильное поведение в природе, среди сверстников и в кругу взрослых, сформировать у них соответствующее эмоциональное отношение к такому поведению.

Требования времени – непрерывное экологическое образование с самого раннего возраста. И задача начальной школы – заложить в детские души с первых шагов их общения с окружающим миром основы экологических знаний, которые с возрастом перерастут в твёрдые убеждения.

Формирование экологического отношения к природе в начальном звене необходимо осуществлять через комплексное применение в курсе «Окружающий мир» нетрадиционных методов обучения, системы познавательных заданий для 1-4 классов на основе программного природоведческого материала по применению природоведческих знаний в новой учебной ситуации.


(Слайд 16)







Из опыта работы "Экологическое воспитание младших школьников"
  • Начальные классы
Описание:

          В работе "Воспитание экологической культуры у младших школьников" даны цель,  задачи, направления экологического воспитания.

           Указаны методы экологической работы, как наблюдение, анкитирование, тестирование, беседа, диагностика.

           К работе прилагается презентация на данную тему.

          



 

Автор Золотых Любовь Вячеславовна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1114
Номер материала 18774
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓