Главная / Начальные классы / Из опыта работы «Приоритет театрализации в формировании читательской культуры младшего школьника»

Из опыта работы «Приоритет театрализации в формировании читательской культуры младшего школьника»

Лемутова Наталья Викторовна Учитель начальных классов Высшая квалификационная...
«Приоритет театрализации в формировании читательской культуры младшего школьн...
Объект опыта Процесс развития читательской культуры на театрализованных урока...
«Приоритет театрализации в формировании читательской культуры младшего школь...
«Приоритет театрализации в формировании читательской культуры младшего школьн...
«Приоритет театрализации в формировании читательской культуры младшего школьн...
«Приоритет театрализации в формировании читательской культуры младшего школьн...
«Приоритет театрализации в формировании читательской культуры младшего школьн...
«Приоритет театрализации в формировании читательской культуры младшего школьн...
«Приоритет театрализации в формировании читательской культуры младшего школьн...
«Приоритет театрализации в формировании читательской культуры младшего школьн...
«Приоритет театрализации в формировании читательской культуры младшего школьн...
Результативность опыта «Приоритет театрализации в формировании читательской к...
«Приоритет театрализации в формировании читательской культуры младшего школьн...
1 из 14

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Лемутова Наталья Викторовна Учитель начальных классов Высшая квалификационная ка
Описание слайда:

Лемутова Наталья Викторовна Учитель начальных классов Высшая квалификационная категория «Приоритет театрализации в формировании читательской культуры младшего школьника» Миасский городской округ Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18»

№ слайда 2 «Приоритет театрализации в формировании читательской культуры младшего школьника
Описание слайда:

«Приоритет театрализации в формировании читательской культуры младшего школьника» Задачи, реализуемые на уроках «Литературного чтения» обеспечить полноценное восприятие произведения, понимание текста и литературного жанра, формирование позиции читателя; работать над навыком чтения; формировать литературоведческие представления и понятия, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова; включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность, развивать речь; расширять круг чтения младших школьников.

№ слайда 3 Объект опыта Процесс развития читательской культуры на театрализованных уроках л
Описание слайда:

Объект опыта Процесс развития читательской культуры на театрализованных уроках литературы в 1-4 классах Предмет опыта Содержание, методы, формы, пути, приемы развития читательской культуры младшего школьника на уроке литературного чтения при социокультурном стиле общения «Приоритет театрализации в формировании читательской культуры младшего школьника»

№ слайда 4 «Приоритет театрализации в формировании читательской культуры младшего школьник
Описание слайда:

«Приоритет театрализации в формировании читательской культуры младшего школьника» Цель опыта Теоретическое обоснование, методическая разработка и экспериментальная проверка методической модели развития читательской культуры и речевых умений и навыков учащихся 1-4 классов

№ слайда 5 «Приоритет театрализации в формировании читательской культуры младшего школьника
Описание слайда:

«Приоритет театрализации в формировании читательской культуры младшего школьника» Задачи опыта 1. Определить специфику понятия «Читательская культура» 2. Способствовать развитию квалифицированного читатель — театрального зрителя 3. Дать психолого-педагогическое и методическое обоснование данного опыта 4. Разработать модель читательской культуры учащихся — театральных зрителей

№ слайда 6 «Приоритет театрализации в формировании читательской культуры младшего школьника
Описание слайда:

«Приоритет театрализации в формировании читательской культуры младшего школьника» Технология опыта Iэтап Подготовительный 1 класс Цель: обучение восприятию литературного произведения. Задачи: обогатить читательский опыт детей; отрабатывать специальные читательские умения; развивать речь учащихся; развивать интерес к самостоятельному чтению. Основная форма работы: урок литературного слушания (2 раза в неделю)

№ слайда 7 «Приоритет театрализации в формировании читательской культуры младшего школьника
Описание слайда:

«Приоритет театрализации в формировании читательской культуры младшего школьника» Технология опыта IIэтап Начальный 2 класс Цель: развитие читательских и речевых умений Задачи: формировать правильное, осознанное, плавное чтение; развивать интерес к чтению, расширять читательский кругозор; воспитывать нравственно-этические основы; совершенствовать восприятие, понимание, воспроизведение текста; отрабатывать умение работать с текстом, учебной и детской книгой. Основная форма работы: урок импровизированного спектакля

№ слайда 8 «Приоритет театрализации в формировании читательской культуры младшего школьника
Описание слайда:

«Приоритет театрализации в формировании читательской культуры младшего школьника» Технология опыта IIIэтап Основной 3 класс Цель: обогатить читательский опыт ребенка, помочь ему стать самостоятельным читателем Задачи: обеспечить полноценное восприятие произведения; формировать позицию читателя; совершенствовать самостоятельное чтение, чтение молча, выразительное чтение; включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность; расширять круг чтения; формировать читательские умения. Основная форма работы: урок театральной постановки

№ слайда 9 «Приоритет театрализации в формировании читательской культуры младшего школьника
Описание слайда:

«Приоритет театрализации в формировании читательской культуры младшего школьника» Технология опыта IVэтап Заключительный 4 класс Цель: формирование самостоятельного читателя Продолжается реализация задач, поставленных на основном этапе Основная форма работы: урок режиссерского действия

№ слайда 10 «Приоритет театрализации в формировании читательской культуры младшего школьника
Описание слайда:

«Приоритет театрализации в формировании читательской культуры младшего школьника» Система работы над темой На уроке Вне урока Знакомство с историко-литературной основой текста Характеристика образов Выбор режиссера Распределение ролей Отбор главных действий пьесы «Этюдные» репетиции Работа над вторым планом

№ слайда 11 «Приоритет театрализации в формировании читательской культуры младшего школьника
Описание слайда:

«Приоритет театрализации в формировании читательской культуры младшего школьника» Результативность опыта чел.

№ слайда 12 «Приоритет театрализации в формировании читательской культуры младшего школьника
Описание слайда:

«Приоритет театрализации в формировании читательской культуры младшего школьника» Результативность опыта чел.

№ слайда 13 Результативность опыта «Приоритет театрализации в формировании читательской куль
Описание слайда:

Результативность опыта «Приоритет театрализации в формировании читательской культуры младшего школьника» чел.

№ слайда 14 «Приоритет театрализации в формировании читательской культуры младшего школьника
Описание слайда:

«Приоритет театрализации в формировании читательской культуры младшего школьника»

Из опыта работы «Приоритет театрализации в формировании читательской культуры младшего школьника»
  • Начальные классы
Описание:

Описание педагогического опыта по теме

«Приоритет театрализации в формировании читательской культуры младшего школьника»

Актуальность темы педагогического опыта.  Почему сегодня надо уделять внимание проблеме чтения? Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003-2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения (социологическое исследование «Левада-центра»). В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. В России развиваются процессы «кризиса чтения». Результаты международного педагогического исследования PISA говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности школьников, а также о постепенном понижении этого уровня в стране. Сегодняшний мир – иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить интерес к чтению? Ведь в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти на развитие его мышления, роль книги неизмеримо  возрастает. Формирование «квалифицированного», творческого, эстетически восприимчивого читателя, умеющего ориентироваться в многообразии родной и мировой литературы, понимать, эстетически оценивать литературные произведения, уметь грамотно, интересно, эмоционально выразить свои впечатления и мысли в устной и письменной форме – важная задача, стоящая перед современной школой.

По данным научных исследований Н. Н. Светловской, В.Г. Маранцмана отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно в этот возрастной период  решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Поэтому на уроках «Литературного чтения» я реализую в большей степени задачи:

1)   обеспечить полноценное восприятие произведения, понимание учащимися текста и специфики его литературной формы (жанра), выявление точи зрения писателя, формирование позиции читателя;

2)   работать над навыком чтения;

3)   формировать литературоведческие представления и понятия, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова;

4)   включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность, развивать речь;

5)   расширять круг чтения младших школьников.

Убеждена и в том, что в рамках урока литературы всегда есть возможность наиболее целесообразно использовать элементы театрализации, так как литература и театр – два вида искусства, общим для которых является слово. Именно в театрализации возможна апробация школьниками накопленных литературоведческих знаний, а также выражение эмоционального восприятия. «Включение смежных искусств в изучение литературного произведения помогает нам управлять потоком ассоциаций, стимулировать возникновение определенных представлений в сознании читателя. При этом у ученика не складывается ощущение того, что представление ему навязано. Оно возникло само собой. И эта свобода его появления придает возникшему образу личностный характер»         [В.Г. Маранцман]. В методике вопрос о взаимодействии литературы с театром освещен недостаточно. Поэтому для меня возникла необходимость заняться разработкой темы «Приоритет театрализации в формировании читательской культуры младшего школьника», которая является интересной и перспективной.

Степень научной разработанности темы. В научной литературе нет четкого определения «читательская культура». Обобщая теоретические исследования М.Н. Салтыковой, Н.Я. Мещеряковой, Т.Г. Браже,            В.Ф. Брандесова, Н.О. Корст, Н.И. Кудряшева, В.Г. Маранцмана,           Н.Д. Молдавской, В.Я. Коровиной, под читательской культурой, я понимаю  определенный уровень сформированности ряда читательских умений и навыков: потребность в чтении и устойчивый интерес к нему; читательская эрудиция; навыки чтения, умения выразительного чтения; способность к восприятию различных литературных произведений, элементарные библиографические знания (умение пользоваться  каталогом, понимание аннотации); необходимый уровень теоретико-литературных знаний; креативные способности; умения оценки и интерпретации; речевые умения. Проблемы читательской культуры и развития речевых умений и навыков школьников не рассматриваю отдельно друг от друга, так как практика работы   подтверждает их тесную взаимосвязь. Поэтому, под читательской компетентностью я понимаю  необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку  ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.  Театрализация – это самый популярный для меня метод работы учителя-словесника. Театрализация охватывает разные художественные аспекты: выбор репертуара, сценическую речь, сценическое движение, создание сценариев, изготовление костюмов, декораций, реквизита, рисунок, живопись и т.д. Тем самым создаются благоприятные условия для формирования эстетических ценностей (чувство красоты).  В своей практике применяю театральные методики, разработанные А.П. Ершовой и В.М. Букатовым. Это  социоигровые, интерактивные методики, которые легко поддаются интерпретации, приспосабливаются к нуждам изучения любого предмета и открывают широкий простор, как для детского, так и для учительского творчества. Социоигровые театральные методики формируют и тренируют у современных детей именно те качества, которые отличают подготовленного театрального зрителя: способность к сопереживанию и творческому отклику, зрительская чуткость к детали, умение прочитывать ее в спектакле, связывать с  целым, внимательное отношение к другому человеку, к творчеству, искусству.

Объект опыта. Процесс развития читательской культуры на театрализованных уроках литературы в 1-4 классах.

Предмет опыта. Содержание, методы, формы, пути, приемы развития читательской культуры младшего школьника на уроке литературы, организационной основой которого является социоигровой стиль общения.

Цель опыта. Теоретическое обоснование, методическая разработка и экспериментальная проверка методической модели развития читательской культуры и речевых умений и навыков учащихся 1-4 классов.

Задачи опыта. 

1.   Проанализировать историю изучения читателя-младшего школьника и  выявить, какое место занимает развитие читательской культуры в формировании квалифицированного читателя-театрального зрителя.

2.   Определить специфику понятия «читательская культура», компонентов речевых умений и навыков, что позволит объединить их в рамках единой методической проблемы.

3.   Определить общеметодические и психолого-педагогические предпосылки создания методической модели развития читательской культуры и речевых умений и навыков учащихся 1-4 классов.

4.   Разработать методическую модель читательской культуры учащихся-театральных зрителей 1-4 классов и проверить ее эффективность на практике. 

 

Технология опыта.

Первый этап – подготовительный (1 класс).

Цель: обучение восприятию литературного произведения.

Задачи:

ü    обогатить читательский опыт детей;

ü    отрабатывать специальные читательские умения;

ü    развивать речь учащихся;

ü    развивать интерес к самостоятельному чтению.

Основная форма работы: урок литературного слушания. Проводится 2 раза в неделю.

Второй этап – начальный (2 класс).

Цель: развитие читательских и речевых умений.

Задачи:

ü    формировать правильное, осознанное, плавное чтение;

ü    развивать интерес к чтению, расширять читательский кругозор;

ü    воспитывать нравственно-этические основы;

ü    совершенствовать восприятие, понимание, воспроизведение текста;

ü    отрабатывать умение работать с текстом, учебной и детской книгой. 

Основная форма работы: урок импровизированного спектакля.

Третий этап – основной (3 класс).

Цель: обогатить читательский опыт ребенка, помочь ему стать самостоятельным читателем.

Задачи:

ü    обеспечить полноценное восприятие произведения;

ü    формировать позицию читателя;

ü    совершенствовать самостоятельное чтение, чтение молча, выразительное чтение;

ü    включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность;

ü    формировать литературоведческие представления;

ü    расширять круг чтения;

ü    формировать читательские умения.

Основная форма работы: урок театральной постановки.

Четвертый этап – заключительный (4 класс).

Цель: формирование самостоятельного читателя.

Продолжается реализация задач, поставленных на основном этапе.

Основная форма работы: урок режиссерского действия.

Система работы над темой.

1.   На уроке: знакомство с историко-литературной основой произведения (текста); дача характеристик образам; выяснение подтекста, взаимоотношений героев; определение «сквозного действия», сверхзадачи произведения; выбор режиссера; распределение ролей.

2.   Вне урока: отбор главных действий пьесы; «этюдные» репетиции; работа над вторым планом, деталями и внутренними монологами.

Результативность опыта.

Новизна.

1.   Обоснована необходимость единства в развитии читательской культуры и речевых умений и навыков учащихся 1-4 классов с опорой на наследие      К.С. Станиславского.

2.   Определены компоненты понятий «читательская культура», «речевые умения и навыки», позволяющие объединить работу по их развитию в единую методическую проблему.

3.   Разработана методическая модель развития читательской культуры учащихся на театральных уроках в 1-4 классах, основанная на поэтапном проникновении в идейно-художественные особенности авторского повествования, средства характеристики героев, на роли конкретных слов в повествовании и способах выражения авторской позиции.

Практическая значимость опыта состоит в том, что в нем предложена теоретически обоснованная и экспериментально проверенная методическая модель развития читательской  культуры учащихся-театральных зрителей 1-4 классов.

Опыт апробирован в процессе преподавания курса «Литературное чтение» для учащихся-актеров литературного театра «Балаганчик» Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа   № 18» Миасского городского округа Челябинской области (приложение).

 

 

Автор Лемутова Наталья Викторовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 431
Номер материала 36272
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓