Главная / История / Из опыта работы по теме «Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках истории»

Из опыта работы по теме «Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках истории»

Тема: «Использование компетентностно-ориентированных заданий

на уроках истории»

Основной тенденцией развития и реформирования современной школы является прежде всего изменение сущности и качества образования. Согласно стандартам нового поколения процесс обучения должен быть практико-ориентированным, с тем чтобы результаты обучения могли применяться за пределами системы образования, т.е. в повседневной жизни, в процессе социальных отношений, возможно, в профессиональной сфере. Одним из инструментов достижения этой цели может быть компетентностно-ориентированное обучение, предполагающее систему заданий и направленное не на получение суммы усвоенной информации, а на формирование способности человека (в данном случае учащегося) действовать в различных проблемных (нестандартных ситуациях).

Одной из главных проблем истории как предмета является то, что она менее всего практико-ориентирована. В истории нельзя, как в математике, привязать знание или умение к повседневной жизни, как в химии или физике, провести эксперимент. Сложно объяснить ученику, ЗАЧЕМ ЭТО надо изучать (например, огораживания в Англии), ПОЧЕМУ ЭТО надо знать (например, даты). Ученику, который всерьез занимается информатикой, физикой, биологией, математикой или, напротив, не интересуется ничем, история под- час кажется легким и ненужным предметом, предметом, где нет ничего, кроме хронологии событий. Современный ученик – прагматик и рационалист. Ему нужна сильная мотивация (стимул) на уроке. Стимул, который бы его увлек, заинтересовал, шокировал, поставил в тупик, удивил. Такие стимулы более удачны даже не на предметном, а на межпредметном и метапредметном уровне. Сочетание информации по истории, географии, социологии, литературе, биологии, математике дает возможность рассмотреть то или иное историческое событие с разных (иногда неожиданных) позиций, позволяет использовать личностный фактор.

Все компетентностно-ориентированные задания имеют общую структуру:

стимул - введение в проблему (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение);

задачную формулировку – точные указания на деятельность учащихся по выполнению задания;

источники информации – перечень источников информации, необходимых для успешной деятельности учащихся по выполнению задания;

инструмент проверки – критерии оценивания результатов выполнения задания (модельный ответ, аналитическая шкала, бланк ответа).


Зная структуру компетентностно-ориентированных заданий, можно переформулировать любые вопросы учебника. Покажем это на конкретных примерах.


Задание: Какие качества помогут добиться успеха в жизни и избежать безработицы?

Стимул: Вы частный предприниматель. Вам нужно принять на работу нового сотрудника.

Задачная формулировка: Из списка качеств выберете те , которые помогут ему работать на благо процветания Вашего бизнеса. Обоснуйте свой выбор. Дополните список своими примерами.

Текст источника: Учебник «Обществознание» 7 класс, раздаточный материал.

Бланк для выполнения задания - работа выполняется в раздаточном материале.

Инструмент проверки:

Оценка «5» - дан полный четкий, аргументированный ответ

Оценка «4» - Ответ полный, но недостаточно приведено аргументов

Оценка «3» - выполнена только первая часть задания


Из собственного опыта использования компетентностно-ориентированных заданий на уроках истории в старших классах можно привести следующие примеры:

1) Задание по теме: «Древняя Русь. Главные торговые пути и города», 10 класс.

Стимул: «Неизвестный европейский путешественник XIX в. заинтересовался древней историей России, изучил некоторые источники о торговых путях Древней Руси, составил описание наиболее известного пути «из варяг в греки», собрал нескольких единомышленников и отправился дорогой восточных славян. Однако путешествие в скором времени зашло в тупик, т.к. многие географические названия не были путешественниками найдены. Многократно читали они записи организатора путешествия, но не могли понять, в чем дело. Пришлось обращаться горе-путешественникам к русским историкам.

Задачная формулировка: Вы, выступая сегодня в роли русских историков, должны помочь европейским путешественникам. Используя предложенные источники, ученики должны были выполнить следующие задания: составить карту - схему пути «из варяг в греки»; соотнести древние географические названия и современные; исправить ошибки, допущенные европейскими путешественниками; написать письмо путешественникам с указанием допущенных ими ошибок.


Текст источника: раздаточный материал. Выдержка из описания, которое сделал европейский путешественник, отрывок из «Повести временных лет» и карты, которыми и воспользовался путешественник для составления своего описания».

Бланк для выполнения задания - работа выполняется в раздаточном материале.

Работа выполнялась в группах по четыре человека. Задание заинтересовало ребят. Самым сложным оказалось задание составить карту-схему (требовалась способность соединить знания и умения по географии и истории).

2) Задание по теме: «Великая Отчественная война», 9 класс.

Стимул: Вы любитель видеоигр. В видеоигре Call of Duty — есть миссия «Битва за Прохоровку». Чтобы успешно пройти эту миссию надо подготовиться к этой игре.

Изучите документы. Сравните разные позиции, раскройте значение этого сражения для всей Отечественной войны.


3) Задание по теме «Крестьянская реформа 1861 года в России», 10 класс.

Учащимся на время урока было предложено стать мировыми посредниками и помочь рассчитать сумму выкупных платежей для конкретного крестьянина. Для успешного выполнения основного задания нужно было прочитать и проанализировать выдержки из исторических документов, изучить формулу, по которой вычислялись выкупные платежи.

Пример одного из вариантов задачи: «Рассчитайте выкупную сумму, которую должен заплатить крестьянин Кузнецов, если сумма оброка в год составляет 8 рублей. Определите 20% суммы, которую Кузнецов должен самостоятельно выплатить помещику единовременно. Определите 80% выкупной суммы, которую предоставляло крестьянину государство на 49 лет под 6% годовых. Какую сумму должен был выплатить крестьянин Кузнецов государству в течение 49 лет?»

Самым неожиданным моментом для учащихся на уроке стало то, что они должны были заняться математикой, а неправильно решенная задача могла существенно повлиять на качественное выполнение всего компетентностного задания.

В заключение следует отметить, что даже те компетентностно-ориентированные задания, которые направлены на формирование предметных компетентностей (например, умение работать с исторической картой), в конечном итоге выходят на уровень надпредметности и метапредметности. Учащийся приобретает способность анализировать, критично воспринимать информацию, аргументировать свое мнение, не только видеть, но и решать проблему, определять альтернативы. Компетентностно-ориентированные задания можно использовать при определении причинно-следственных связей, вопросов, требующих понимания общественных и исторических процессов, что же касается фактологии и периодизации, то здесь приходится применять традиционные системы обучения.








4


Из опыта работы по теме «Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках истории»
  • История
Описание:

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Большое значение для формирования УУД имеют компетентностно-ориентированные задания. Компетентностно- ориентированные  задания не только направлены на самостоятельную деятельность учащихся с источником информации, метапредметность, но и на формирование ключевых компетенций.

Данная статья позволяет познакомиться со структурой компетентностно - ориентированного задания, примеры показывают как любое задание из учебника можно перевести в личностно значимое. 

Статья не ставит цель подробно рассказать о компетентностно - ориентированных заданиях. Главная задача заинтересовать читателя, а подробнее можно будет изучить самостоятельно.

 

Автор Сорокин Евгений Александрович
Дата добавления 25.11.2014
Раздел История
Подраздел Другое
Просмотров 1385
Номер материала 5399
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓