Тема: «Использование
компетентностно-ориентированных заданий
на уроках истории»
Основной
тенденцией развития и реформирования современной школы является прежде всего
изменение сущности и качества образования. Согласно стандартам нового поколения
процесс обучения должен быть практико-ориентированным, с тем чтобы результаты
обучения могли применяться за пределами системы образования, т.е. в
повседневной жизни, в процессе социальных отношений, возможно, в
профессиональной сфере. Одним из инструментов достижения этой цели может быть
компетентностно-ориентированное обучение, предполагающее систему заданий и
направленное не на получение суммы усвоенной информации, а на формирование
способности человека (в данном случае учащегося) действовать в различных
проблемных (нестандартных ситуациях).
Одной из главных
проблем истории как предмета является то, что она менее всего
практико-ориентирована. В истории нельзя, как в математике, привязать знание
или умение к повседневной жизни, как в химии или физике, провести эксперимент.
Сложно объяснить ученику, ЗАЧЕМ ЭТО надо изучать (например, огораживания в
Англии), ПОЧЕМУ ЭТО надо знать (например, даты). Ученику, который всерьез
занимается информатикой, физикой, биологией, математикой или, напротив, не
интересуется ничем, история под- час кажется легким и ненужным предметом,
предметом, где нет ничего, кроме хронологии событий. Современный ученик –
прагматик и рационалист. Ему нужна сильная мотивация (стимул) на уроке. Стимул,
который бы его увлек, заинтересовал, шокировал, поставил в тупик, удивил.
Такие стимулы более удачны даже не на предметном, а на межпредметном и
метапредметном уровне. Сочетание информации по истории, географии, социологии,
литературе, биологии, математике дает возможность рассмотреть то или иное историческое
событие с разных (иногда неожиданных) позиций, позволяет использовать
личностный фактор.
Все компетентностно-ориентированные
задания имеют общую структуру:
стимул - введение в
проблему (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение);
задачную формулировку
– точные указания на деятельность учащихся по выполнению задания;
источники информации
– перечень источников информации, необходимых для успешной деятельности
учащихся по выполнению задания;
инструмент проверки –
критерии оценивания результатов выполнения задания (модельный ответ,
аналитическая шкала, бланк ответа).
Зная структуру компетентностно-ориентированных
заданий, можно переформулировать любые вопросы учебника. Покажем это на
конкретных примерах.
Задание: Какие качества помогут добиться успеха в жизни и избежать
безработицы?
Стимул: Вы частный предприниматель. Вам нужно принять на работу
нового сотрудника.
Задачная формулировка: Из списка качеств выберете те ,
которые помогут ему работать на благо процветания Вашего бизнеса. Обоснуйте
свой выбор. Дополните список своими примерами.
Текст источника: Учебник «Обществознание» 7 класс, раздаточный
материал.
Бланк для выполнения задания - работа выполняется в раздаточном
материале.
Инструмент проверки:
Оценка «5» - дан полный четкий, аргументированный
ответ
Оценка «4» - Ответ полный, но недостаточно приведено
аргументов
Оценка «3» - выполнена только первая часть задания
Из собственного
опыта использования компетентностно-ориентированных заданий на уроках истории
в старших классах можно привести следующие примеры:
1) Задание по теме: «Древняя Русь. Главные торговые
пути и города», 10 класс.
Стимул: «Неизвестный
европейский путешественник XIX в.
заинтересовался древней историей России, изучил некоторые источники о торговых
путях Древней Руси, составил описание наиболее известного пути «из варяг в
греки», собрал нескольких единомышленников и отправился дорогой восточных
славян. Однако путешествие в скором времени зашло в тупик, т.к. многие
географические названия не были путешественниками найдены. Многократно читали
они записи организатора путешествия, но не могли понять, в чем дело. Пришлось
обращаться горе-путешественникам к русским историкам.
Задачная
формулировка: Вы,
выступая сегодня в роли русских историков, должны помочь европейским
путешественникам. Используя предложенные источники, ученики должны были
выполнить следующие задания: составить карту - схему пути «из варяг в греки»;
соотнести древние географические названия и современные; исправить ошибки,
допущенные европейскими путешественниками; написать письмо путешественникам с
указанием допущенных ими ошибок.
Текст источника: раздаточный материал.
Выдержка из описания, которое сделал европейский путешественник, отрывок из
«Повести временных лет» и карты, которыми и воспользовался путешественник для
составления своего описания».
Бланк для выполнения задания - работа выполняется в раздаточном
материале.
Работа
выполнялась в группах по четыре человека. Задание заинтересовало ребят. Самым
сложным оказалось задание составить карту-схему (требовалась способность
соединить знания и умения по географии и истории).
2) Задание по теме: «Великая Отчественная война», 9
класс.
Стимул: Вы
любитель видеоигр. В видеоигре Call of Duty — есть миссия «Битва за
Прохоровку». Чтобы успешно пройти эту миссию надо подготовиться к этой игре.
Изучите
документы. Сравните разные позиции, раскройте значение этого сражения для
всей Отечественной войны.
3) Задание по теме
«Крестьянская реформа 1861 года в России», 10 класс.
Учащимся на время урока было
предложено стать мировыми посредниками и помочь рассчитать сумму выкупных
платежей для конкретного крестьянина. Для успешного выполнения основного
задания нужно было прочитать и проанализировать выдержки из исторических
документов, изучить формулу, по которой вычислялись выкупные платежи.
Пример одного из
вариантов задачи: «Рассчитайте выкупную сумму, которую должен заплатить
крестьянин Кузнецов, если сумма оброка в год составляет 8 рублей. Определите
20% суммы, которую Кузнецов должен самостоятельно выплатить помещику
единовременно. Определите 80% выкупной суммы, которую предоставляло крестьянину
государство на 49 лет под 6% годовых. Какую сумму должен был выплатить
крестьянин Кузнецов государству в течение 49 лет?»
Самым неожиданным
моментом для учащихся на уроке стало то, что они должны были заняться
математикой, а неправильно решенная задача могла существенно повлиять на качественное
выполнение всего компетентностного задания.
В заключение
следует отметить, что даже те компетентностно-ориентированные задания, которые
направлены на формирование предметных компетентностей (например, умение
работать с исторической картой), в конечном итоге выходят на уровень
надпредметности и метапредметности. Учащийся приобретает способность
анализировать, критично воспринимать информацию, аргументировать свое мнение,
не только видеть, но и решать проблему, определять альтернативы. Компетентностно-ориентированные
задания можно использовать при определении причинно-следственных связей,
вопросов, требующих понимания общественных и исторических процессов, что же
касается фактологии и периодизации, то здесь приходится применять традиционные
системы обучения.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.