Инфоурок Всеобщая история Другие методич. материалыИз опыта работы по теме «Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках истории»

Из опыта работы по теме «Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках истории»

Скачать материал

Тема: «Использование компетентностно-ориентированных заданий

 на уроках истории»

Основной тенденцией развития и реформирования современной школы является прежде всего изменение сущности и качества образования. Согласно стандартам нового поколения процесс обучения должен быть практико-ориентированным, с тем  чтобы результаты обучения могли применяться за пределами системы образования, т.е. в повседневной жизни, в процессе социальных отношений,  возможно, в профессиональной сфере. Одним из инструментов достижения этой цели может быть компетентностно-ориентированное обучение, предполагающее систему заданий и направленное не на получение суммы усвоенной информации, а на формирование способности человека (в данном случае учащегося) действовать в различных проблемных  (нестандартных ситуациях).

Одной из главных проблем истории как предмета является то, что она менее всего  практико-ориентирована.  В истории нельзя, как в математике, привязать знание или умение к повседневной жизни, как в химии или физике, провести эксперимент. Сложно объяснить ученику, ЗАЧЕМ ЭТО надо изучать (например, огораживания в Англии), ПОЧЕМУ ЭТО надо знать (например, даты). Ученику, который всерьез занимается информатикой, физикой, биологией, математикой или, напротив, не интересуется ничем, история под- час кажется легким и ненужным предметом, предметом, где нет ничего, кроме хронологии событий. Современный ученик – прагматик и рационалист. Ему нужна сильная мотивация (стимул) на уроке.  Стимул,  который бы его увлек, заинтересовал, шокировал, поставил в тупик, удивил. Такие стимулы более удачны даже не на предметном, а на межпредметном  и метапредметном уровне. Сочетание информации по истории, географии, социологии, литературе, биологии, математике дает возможность рассмотреть то или иное историческое событие с разных (иногда неожиданных) позиций, позволяет использовать личностный фактор.

Все компетентностно-ориентированные задания  имеют общую структуру:

         стимул - введение в проблему (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение);

          задачную формулировку – точные указания на деятельность учащихся по выполнению задания;

         источники информации – перечень источников информации, необходимых для успешной деятельности учащихся по выполнению задания;

         инструмент проверки – критерии оценивания результатов выполнения задания (модельный ответ, аналитическая шкала, бланк ответа).

 

Зная структуру компетентностно-ориентированных заданий, можно переформулировать любые вопросы учебника. Покажем это на конкретных примерах.

 

Задание:  Какие качества помогут добиться успеха в жизни и избежать безработицы?

Стимул:  Вы частный предприниматель. Вам нужно принять на работу нового сотрудника.

Задачная формулировка: Из списка качеств выберете те , которые помогут ему  работать на благо процветания Вашего бизнеса. Обоснуйте свой выбор. Дополните список своими примерами.

Текст источника: Учебник «Обществознание» 7 класс, раздаточный материал.

Бланк для выполнения задания - работа выполняется в раздаточном материале.

Инструмент проверки:

Оценка «5» - дан полный четкий, аргументированный ответ

Оценка «4» - Ответ полный, но недостаточно приведено аргументов

Оценка «3» - выполнена  только  первая часть задания

 

Из собственного опыта использования компетентностно-ориентированных заданий на уроках истории в  старших классах можно привести следующие примеры:

1) Задание по теме: «Древняя Русь. Главные торговые пути и города», 10 класс.

Стимул: «Неизвестный  европейский  путешественник XIX  в. заинтересовался древней историей России, изучил некоторые источники о торговых путях Древней Руси, составил описание наиболее известного  пути «из варяг в греки», собрал нескольких единомышленников и отправился дорогой восточных славян. Однако путешествие в скором времени зашло в тупик, т.к. многие географические названия не были путешественниками найдены. Многократно читали они записи организатора путешествия, но не могли понять,  в чем дело. Пришлось обращаться горе-путешественникам к русским историкам.

Задачная формулировка: Вы, выступая сегодня в роли русских историков, должны помочь европейским путешественникам. Используя предложенные источники, ученики должны были выполнить следующие задания: составить карту - схему пути «из варяг в греки»; соотнести древние географические названия и современные; исправить ошибки, допущенные европейскими путешественниками; написать письмо путешественникам с указанием допущенных ими ошибок.

 

Текст источника: раздаточный материал. Выдержка из описания, которое сделал европейский путешественник, отрывок из «Повести временных лет» и карты, которыми и воспользовался путешественник для составления своего описания».

Бланк для выполнения задания - работа выполняется в раздаточном материале.

Работа выполнялась в группах по четыре человека. Задание заинтересовало ребят. Самым сложным оказалось задание составить карту-схему (требовалась способность соединить знания и умения по географии и истории).

2) Задание по теме: «Великая Отчественная война», 9 класс.

Стимул: Вы любитель видеоигр. В видеоигре Call of Duty — есть миссия «Битва за Прохоровку». Чтобы успешно пройти эту миссию надо  подготовиться  к этой игре. 

Изучите документы. Сравните  разные позиции, раскройте  значение этого сражения для всей Отечественной войны.

 

3) Задание по теме «Крестьянская реформа 1861 года в России», 10 класс.

         Учащимся на время урока было предложено стать мировыми посредниками и помочь рассчитать сумму выкупных платежей для конкретного крестьянина. Для успешного выполнения основного задания нужно было прочитать и проанализировать выдержки из исторических документов, изучить формулу, по которой вычислялись выкупные платежи.

Пример одного из вариантов задачи: «Рассчитайте выкупную сумму, которую должен заплатить  крестьянин Кузнецов, если  сумма оброка в год составляет 8 рублей. Определите 20% суммы, которую Кузнецов должен самостоятельно выплатить помещику единовременно. Определите 80% выкупной суммы, которую предоставляло крестьянину государство на 49 лет под 6% годовых. Какую сумму должен был выплатить крестьянин Кузнецов государству в течение 49 лет?»

Самым неожиданным моментом для учащихся на уроке стало то, что они должны были заняться математикой, а  неправильно решенная задача могла существенно повлиять на  качественное выполнение всего компетентностного  задания.

В заключение следует отметить, что даже те компетентностно-ориентированные задания, которые направлены на формирование предметных компетентностей (например, умение работать с исторической картой), в конечном итоге выходят на уровень  надпредметности и метапредметности.        Учащийся приобретает способность анализировать, критично воспринимать информацию, аргументировать свое мнение, не только видеть, но и решать проблему, определять альтернативы.  Компетентностно-ориентированные задания можно использовать при определении причинно-следственных связей, вопросов, требующих  понимания общественных и исторических процессов, что же касается фактологии и периодизации, то здесь приходится применять традиционные системы обучения.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Из опыта работы по теме «Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках истории»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Экономист-аналитик

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Большое значение для формирования УУД имеют компетентностно-ориентированные задания. Компетентностно- ориентированные задания не только направлены на самостоятельную деятельность учащихся с источником информации, метапредметность, но и на формирование ключевых компетенций. Данная статья позволяет познакомиться со структурой компетентностно - ориентированного задания, примеры показывают как любое задание из учебника можно перевести в личностно значимое. Статья не ставит цель подробно рассказать о компетентностно - ориентированных заданиях. Главная задача заинтересовать читателя, а подробнее можно будет изучить самостоятельно.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 995 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 05 История 23.01.17. Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
  • Учебник: «История. Профессиональное образования. Часть 1», Артемов В.В. , Лубченков Ю.Н.
  • 30.12.2020
  • 670
  • 8
«История. Профессиональное образования. Часть 1», Артемов В.В. , Лубченков Ю.Н.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.05.2020 278
    • DOCX 43.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лашина Анна Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Лашина Анна Юрьевна
    Лашина Анна Юрьевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 71746
    • Всего материалов: 218

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по истории в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 190 человек

Курс повышения квалификации

Электронные образовательные ресурсы в работе учителя истории в контексте реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 128 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания курса «Россия в мире» на основе синтеза историко-культурного и социально-экономического знания

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 85 человек

Мини-курс

Сохранение и продвижение традиционных российских ценностей и культуры

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Воспитание будущего поколения: от педагогики до игровых технологий

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

Эмоциональная связь между родителями и детьми

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек