Главная / Обществознание / из опыта работы по подготовке к ЕГЭ

из опыта работы по подготовке к ЕГЭ

Система подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию

( из опыта работы с учащимися)

Выступление учителя истории и обществознания

Ягодкиной Натальи Алексеевны на ШМО предметов гуманитарного цикла


В настоящее время остро стоит вопрос о создании системы подготовки учащихся к проведению итоговой аттестации в фор­ме ЕГЭ и ГИА. Вопрос этот беспокоит всех участников образовательного процесса: учеников, их родителей (законных представителей), учителей.

Как известно, система - это целое, со­стоящее из взаимосвязанных частей. В на­шей школе такими взаимосвязанными частями являются ступени обучения уча­щихся. С V по XI класс мы осуществляем преподавание курса «Обществознание» по учебно-методическому комплекту под редакцией Л.Н. Боголюбова. Преимущест­ва этого сквозного курса заключаются в том, что на всех этапах преподавания изучаются единые темы с учетом возраст­ных и психологических особенностей уча­щихся. В учебных и методических пособи­ях понятийный аппарат, различные виды заданий даются авторами именно в фор­мате ЕГЭ.

Уже в V-VII классах учащиеся обучаются техно­логии работы с тестами, проблемными и творческими заданиями. Для учащихся разработаны памятки, определяющие последовательность действий при выполне­нии различного рода заданий.

В VIII-IХ классах происходит ознакомление со структурой экзаменационной работы. Ученики знако­мятся с типологией заданий всех трех час­тей, изучают алгоритмы их выполнения. Тематический и итоговый контроль знаний осуществляется в соответствии с требованиями к ГИА и ЕГЭ. Практика показывает, что девятиклассники вполне справляются с зада­ниями ЕГЭ базового уровня.

В старших классах (Х-ХI классах ) уже идёт целенаправленная работа с использованием заданий КИМов. Как известно, учитель, с одной стороны, должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков всех обучающихся, а с другой — развить потенциальные творческие возможности и мыслительные способности сильных учеников.

Основная цель занятий с учащимися выпускных классов — не только закрепить, обобщить, углубить полученные знания, но и научить применять их на практике, подготовить учеников к новой форме сдачи выпускного экзамена. Главная задача учителя при проведении таких занятий – обеспечение качественной подготовки обучающихся к итоговой аттестации по обществознанию в форме ЕГЭ и ГИА.

В на­шей школе на третьей ступени обучения действует лекционно-семинарско-зачетная система. Преимущества этой системы оче­видны - именно она дает возможность сис­тематически, на различных уровнях обучения готовить выпускников к сдаче ЕГЭ.

В ходе подготовки учащихся можно выделить сле­дующие формы организации учебного процесса, используемые нашими учителями.

1)Учебные лекции. Во время лекции про­исходит коллективное восприятие, осмыс­ление, усвоение новых знаний. Именно на лекции осуществляется работа над содер­жанием учебного материала. На учебных лекциях уделяется особое внимание харак­теристике основных научных подходов к изучению рассматриваемых проблем, а также понятийному аппарату. Позитивные результаты могут быть достигнуты в том случае, если на протяжении всего учебного процесса большое внимание уделяется развитию активной познавательной деятельности учащихся, работе со всеми видами учебной информации, формированию аналитических, классификационных умений систематизации знаний.

2)Практикумы. На практикуме происхо­дит осмысление материала и применение знаний на практике. Как правило, практику­мы проходят с использованием раздаточного дидактического материала, включающего задания ЕГЭ частей В и С. На практикумы выносятся задания повышенного и высоко­го уровней сложности.

Анализ выполнения заданий ЕГЭ пока­зывает, что наибольшее затруднение у уча­щихся вызывают следующие виды зада­ний:

  • анализ двух суждений;

  • классификация понятий, явлений, со­циальных объектов;

  • выбор позиций из предложенных;

- дифференциация оценочных факторов и суждений;

- решение проблемных задач.

В связи с этим на практикумах происхо­дит постоянная и целенаправленная работа по приобретению навыков работы с подоб­ными видами заданий.

Большие проблемы возникают у уча­щихся по выполнению заданий к тексту. При работе с текстом затруднение вызыва­ют задания на интерпретацию текста, уста­новление связи материала текста с обще­ствоведческими знаниями, формулировку оценочных суждений. Выпускники недо­статочно владеют умениями осуществлять поиск социальной информации по опреде­ленной теме из фрагментов предложенного текста. На практикумах осуществляется по­стоянная работа с текстами.

Но самые большие проблемы возникают у учащихся при написании эссе. Частым недостатком эссе является неумение рас­крыть проблему на теоретическом уровне, грамотно аргументировать собственную позицию. Умения и навыки написания эс­се закладываются в основной школе в VШ-IХ кл., когда происходит обучение развернутому ответу с элементами аргу­ментации, введение понятий «тезис» и «аргумент». В Х-ХI кл. учащиеся знако­мятся со структурой эссе, требованиями к его написанию, отрабатывают навык на­писания эссе. Используя знания об особенностях, структуре, требованиях к эссе, учащиеся в практической учебной деятельности на уроках и во внеурочное время могут совершенствовать свои знания и умения по написанию обществоведческого эссе. Совместно с учителями русского языка мы отрабатываем общие навыки по написанию эссе. В результате создается практически единая структура по составлению эссе.

В структуре эссе по обществознанию можно определить несколько элементов:

– Вступление. В нем должна присутствовать собственное отношение к выбранной теме и выделена в ней ключевая идея. Начинать эссе можно с ясного и четкого определения личной позиции, т. е. высказать свое согласие или несогласие с утверждением автора афоризма, высказывания, или свое неоднозначное мнение. Далее уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Важно определить его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определяет ее содержание и сущность;

– Тезисы и аргументы. Они должны отражать личную позицию и иметь в своей основе научный подход. Количество тезисов и аргументов зависит от темы, противоречивости высказывания, избранного плана, логики развития мысли. Но оно должно быть достаточным для убедительности, доказательства своего мнения и в то же время не перегрузить изложение, выполненное в жанре, где важны краткость и образность;

– Заключение. Здесь необходимо подвести итоги всего рассуждения, сделать обобщенные выводы.

Пособием, которое может оказать помощь в подготовке написания эссе, в первую очередь может являться учебник "Человек и общество" для учащихся 10–11-х классов под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой (М.: Просвещение), в котором есть раздел "Говорят мудрые", где приводятся высказывания известных философов, писателей, ученых на тему параграфа. Данный материал очень часто встречается в КИМах на ЕГЭ по обществознанию. Да и другие задания учебника требуют от учеников продемонстрировать как теоретические знания, так и умения высказывать собственные суждения и оценки, аргументированно их доказать. Различные формы организации учебной деятельности (написание эссе в качестве домашнего задания, отработка его элементов в ходе индивидуальной, групповой и парной работы на уроках, дискуссиях и т. д.) позволят ученикам приобрести навык выполнения этого задания.

Таким образом, работа на практикумах направлена на устранение, типичных оши­бок и недостатков, развитие навыков дея­тельности с заданиями повышенного и вы­сокого уровней сложности.

3) Семинары. На семинарах происходит закрепление, совершенствование и творческое применение знаний, умений и навыков. На семинары выносятся проблемные вопросы, в ходе самостоятельной подготовки к семинару учащиеся приобретают на­выки работы с научной литературой. Принимая участие в обсуждении вопросов в хо­де самого семинара, учащиеся совершен­ствуют навыки решения проблемных зада­ний, коммуникативные навыки. Учебные дискуссии позволяют учащимся овладеть приемами аргументации собственной позиции, как на бытовом, так и на теоретическом уровне.

  1. Консультации. Во время проведения консультаций осуществляется применение знаний, умений и навыков и их коррекция. На консультации учитель разъясняет на­иболее трудные вопросы темы. Под руко­водством учителя производится освоение алгоритмов выполнения заданий, вызывающих существенные затруднения.

  2. Тематические зачеты. На зачетах про­исходит обобщение и систематизация зна­ний по теме. Все задания тематического зачета даются в формате ЕГЭ.

Таким образом, в рамках лекционно-семинарско-зачетной системы учебный мате­риал многократно отрабатывается, что ведет к его наиболее полному усвоению.

Бесспорно, обществознание – один из сложнейших школьных предметов, требующий от учащихся запоминания большого объема материалов, умения логически мыслить, анализировать информацию из различных источников, и т.д.

Сегодня в арсенале учителя, работающего в старших классах, достаточно широкий выбор педагогических технологий, позволяющих помочь ученику усвоить необходимый материал.

Современные образовательные технологии, применяемые при подготовке к ЕГЭ

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

1.Проблемное обучение (создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению , в результате чего и происходит творческое овладение знаниями ,умениями ,навыками и развитие мыслительных процессов.)

2.Разноуровневое (дифференцированное) обучение

3.Модульно – блочное обучение (позволяет правильно организовать повторение)

4.Коллективная система обучения (организация образовательного процесса, при котором обучение происходит в сменных группах со сменой ролей)

5.На помощь педагогу приходят и современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры, компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника, системы коммуникации.

Одним из вариантов применения компьютерных технологий в образовательном процессе с целью подготовки обучающихся к ЕГЭ по обществознанию является использование программы Microsoft Power Point. Эта программа позволяет учителю и ученику создавать и показывать мультимедийные презентации любого содержания в виде слайдов, затем с помощью мультимедийного проектора картинки с  монитора проецировать на демонстрационный экран. Такая необходимость возникает в связи с тем, что перед выполнением практических тестовых заданий при подготовке к ЕГЭ по обществознанию обязательно повторяется теоретический материал, то есть идет  работа с большим объемом информации. Благодаря использованию программы Microsoft PowerPoint (мультимедийных презентаций) теоретический материал сопровождается устным комментарием или представляется теоретический блок полностью, что, естественно, значительно экономит время. В процессе создания презентации тщательно отбирается учебный материал, который должен способствовать  созданию информационного потока, используемого как для вывода теоретического знания, повторения его, так и его применения, т.е. выполнения тестовых заданий. Наиболее удачным, на мой взгляд, является вариант блочного структурирования учебного материала путем составления таблиц и схем, что даёт возможность повторить основные понятия, вычленить главное. Целесообразность применения мультимедийных презентаций, безусловно, не вызывает сомнений. Эффективность такого обучения значительно повышается, если использовать его систематически. Учащиеся старших классов при подготовке к повторительно-обобщающим урокам сами охотно создают презентации по тем или иным вопросам. Второй год в школе проводится конкурс ученических проектов – презентаций; лучшие из которых потом используются при проведении уроков.

Итак, подводя итог, следует отметить, что системность в работе по подготовке к ЕГЭ предполагает соблюдение следую­щих принципов:

  1. работа на высоком уровне сложности;

  2. работа над пониманием формули­ровки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос;

  3. работа в соответствии с разработан­ными алгоритмами выполнения заданий;

  4. анализ заданий, вызывающих на­ибольшие затруднения;

  5. постоянный тренинг в решении зада­ний;

6) тренинг в заполнении бланков ЕГЭ.
Постоянная и целенаправленная работа учителя и следование вышеуказанным принципам позволит выпускникам успеш­но сдать Единый государственный экзамен по обществознанию.



из опыта работы по подготовке к ЕГЭ
  • Обществознание
Описание:

В настоящее время остро стоит вопрос о создании системы подготовки учащихся к проведению итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ. Вопрос этот беспокоит всех участников образовательного процесса: учеников, их родителей, учителей. Как известно, система - это целое, состоящее из взаимосвязанных частей. В нашей школе такими взаимосвязанными частями являются все три ступени обучения. Тестовый контроль знаний активно начинаем использовать еще в начальной школе, а с 5 класса он становится активной формой проверки усвоения изученного материала.При изучении курса "Обществознания" учащиеся уже в 5-7 классах обучаются технологии работы с тестами, проблемными и творческими заданиями...

Автор ягодкина наталья алексеевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 2111
Номер материала 42845
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓