Главная / Русский язык и литература / Из опыта работы по использованию ИКТ на уроках русского языка и литературы

Из опыта работы по использованию ИКТ на уроках русского языка и литературы

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы.


Информационные технологии, играя важную роль в развитии общества, обязывают школьное образование, как и многие другие социальные институты, учитывать особенности глобального процесса информатизации. Возникающие проблемы подготовки школьников в современном информационном мире обусловливают появление в педагогической науке специальных направлений, призванных создавать информационно-образовательную среду с целью интеграции новейших информационных технологий в процесс обучения, обеспечивающих единое образовательное пространство. Приобщение к таким технологиям оказывает существенное влияние на общий уровень профессиональной компетентности, как учащихся, так и педагогов, открывающих для себя новые средства интеллектуальной деятельности. Современные информационные технологии становятся основным средством реализации наиболее приоритетных образовательных целей. Они являются универсальным инструментом, позволяют формировать у учащихся не только знания, умения, навыки, но и развивать личность, удовлетворять ее познавательные интересы. Сегодня в школьную практику широко внедряются информационные технологии. Под информационными технологиями понимаются проекты конструирования, накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. Информационная технология обучения – процесс подготовки и передачи информации обучаемому с помощью компьютера.

Ещё никогда учителя не получали столь мощного средства обучения. Компьютер значительно расширил возможности представления информации. Главная методическая проблема сместилась от «как лучше рассказать материал» к тому, «как лучше его показать». Применение цвета, графики, мультипликации, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации, воссоздавать реальную обстановку действительности.

Овладение информационными технологиями необходимо сегодня учителю, учащимся, каждому выпускнику школы для жизни и деятельности в информационном обществе. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни информационными системами, человек современного общества приобретает не только новые инструменты деятельности, но и новое видение мира.

Информационные средства позволяют:

- обеспечивать доступ к большим объёмам информации;

- обеспечивать её высокую наглядность;

- осуществлять коллективную и индивидуальную работу;

- создавать возможности для творчества учащихся;

- стимулировать интерес учащихся к образованию.

Компьютер как средство обучения в силу своей универсальности и огромного интереса учащихся к нему помогает решить задачу развития личности ученика, а именно:

- увеличивается скорость овладения учебным материалом;

- повышается качество усвоения изучаемого материала и наблюдается положительная динамика движения детей из групп со слабой успеваемостью в группы со средней и высокой успеваемостью;

- становится более качественным самоконтроль учащихся при решении учебных задач, обучаемый сам активно участвует в исследовательском процессе, формируя способность контролировать свои действия на основе собственных чувств, мыслей и ценностей;

-создаётся положительный эмоциональный фон, так как компьютер даёт возможность каждому учащемуся обрести уверенность в себе, в своих силах;

- повышается мотивация учебной деятельности;

- усиливаются деятельностные формы работы учеников, расширяются их творческие способности.

Надо отметить, что широкая компьютеризация школьного обучения идёт нарастающими темпами. Это не только современные технические средства, но и новые формы преподавания, новый подход к процессу обучения. Перед современным учителем встаёт проблема поиска нового педагогического инструмента. В связи с этим   возрастает потребность  в  учителях-словесниках, владеющих информационными технологиями, умеющих проектировать новые идеи и направления в школьной практике преподавания. Учитель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.

  Задача каждого  учителя–словесника -  сделать каждый урок и занятие прикладных курсов привлекательным и по-настоящему современным. Однако, как показала практика, используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения. Использование компьютера наиболее эффективно при построении цельного курса с полной программной поддержкой и внесением соответствующих изменений в содержание и методику обучения. Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе не должно заменять традиционные методы  и приемы  обучения. Как и любое техническое средство, компьютер и интерактивная доска не могут использоваться весь урок и, согласно санитарно-гигиеническим нормам, с ними разрешается работать не более 20 минут. Благодаря такому сочетанию улучшается внимание и память учащихся, снимается стрессовая ситуация и эмоциональное напряжение.

В современных условиях, учитывая большую и серьёзную заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках русского языка. Сам факт проведения урока русского языка в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется внешняя мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Из  внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень  компетенций, навыки профессионального общения. Меняется отношение учащихся к предмету, ребята не боятся проявлять свою инициативу в решении предлагаемых заданий, высказывать свое собственное мнение, стремятся овладеть программным материалом на более высоком уровне, чтобы справиться с заданиями теста на компьютере

Управление обучением с помощью ИКТ приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся.  Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографических и пунктуационных правил. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности, которые способствуют различным способам организации и предъявления теоретического материала в виде таблиц, схем, опорных конспектов и так далее. Они демонстрируют не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением  цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и так далее (это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения).   ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, способствуя формированию у учащихся рефлексивных умений. Обучающая программа дает возможность учащимся наглядно представить результат своих действий.

При этом для ребенка компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

ИКТ можно использовать практически на каждом из этапов урока как ещё один инструмент исследования, как способ самоорганизации труда и самообразования, как возможность личностно-ориентированного подхода для учителя, как способ расширения зоны индивидуальной активности каждого ученика. При этом увеличивается скорость подачи материала в рамках одного урока. Использование информационных технологий кардинально расширяет возможности в выборе материалов и форм учебной деятельности, делает уроки яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными.

Учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному, возможно успешное их использование на разных этапах урока:

1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);  (Приложение)

2) при закреплении изложенного материала - тренинг (разнообразные обучающие программы);

3) во время контроля и проверки - тестирование с оцениванием (контролирующие программы);

4) при самостоятельной работе учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы); (Приложение)

5) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление). (Приложение)

 Благодаря наличию обратной связи, при компьютерной форме обучения существенно меняется характер самоконтроля в процессе обучения. Каждый учащийся, отвечая на вопросы или решая учебные задачи, может сравнивать собственные ответы, способы решения задач с правильными, а в случае ошибки прийти с помощью компьютера к верному ответу. (Приложение)

С какой целью применяется ИКТ на  уроках и на занятиях курсов по выбору? 

Во-первых, для того, чтобы решать специальные  практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- обогащение словарного запаса;
- овладение нормами литературного языка;
- знание лингвистических и литературоведческих терминов;

- формирование общеучебных умений и навыков.

Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и  учету знаний учащихся, а также по формированию специальных умений на курсах предпрофильной и профильной подготовки. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить, знает  или не знает предмет обучающийся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.

В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся и развивать их творческие способности.
В настоящее время на уроках в основном используются следующие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью информационных технологий: презентация, информационно-обучающие программы, тесты, проекты. Тестовая технология сегодня  - одна из самых распространённых форм оценивания знаний учащихся. При проведении контрольных работ, тестов, самостоятельных работ каждый ученик отвечает на данные задания и самостоятельно получает на экране результат своего ответа. Происходит открытая, объективная оценка знаний учащихся. Это очень важно для ребёнка. Он видит, что отметка не зависит от желания учителя, а оцениваются его реальные знания и умения. Снимается страх получения оценки. Ученик может посмотреть процент и качество своих знаний. Компьютерные тестовые программы являются значимой частью обучения, а их достоинства – конкретность, четкость, большой объем материала, оперативный контроль, существенно повышают уровень обучения.

Презентации сегодня прочно вошли в учебный процесс. Использование данной технологии позволяет:

1.Значительно сэкономить время на уроке.

2.Повысить уровень наглядности в ходе обучения.

3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.  

В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, эффективные опыты и превращения, подборка электронных карт, портретов, цитат. Главное в презентации — это тезисность (для выступающего) и наглядность (для слушателя). Умелый учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причём презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой.
Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается:
•концентрация внимания;
• включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной;
• повышение интереса к изучению предмета;
• возрастание мотивации к учёбе.

Используя компьютер, мы можем организовать выполнение всех известных традиционных видов упражнений, а именно:

- на зрительное восприятие;

- вставку букв;

- постановку знаков препинания;

- графическое обозначение единиц языка разных уровней;

- редактирование текстов. ( Приложение 2)

Правильная организация уроков с использованием ПК способствует максимальной интенсификации процесса обучения, так как за ту же единицу времени учащиеся успевают выполнить большее количество разнообразных упражнений, что в конечном итоге обеспечит качественную отработку знаний, умений и навыков

Обучение с помощью компьютера даёт возможность организовать работу каждого ученика, позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют  орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его. Роль учителя здесь не менее важна. Он подбирает компьютерные программы к уроку, дидактический материал и индивидуальные задания, помогает учащимся в процессе работы, оценивает их знания и развитие. ( Приложение 2)

Наиболее популярными средствами ИКТ на уроках русского языка и прикладных курсах сегодня являются интерактивная доска и интернет-ресурсы.

Использование интерактивной доски позволяет учитывать возрастные и психологические особенности учащихся разных классов, создавать благоприятный психологический климат на уроке, сохранять интерес детей к предмету, поддерживать условия для самовыражения учащихся. Один из классиков сказал: «Лучший отдых – это смена деятельности». Умелое применение интерактивной доски позволяет разнообразить работу на уроке, применять научную организацию труда учащихся, а также использовать такой немаловажный элемент обучения, как игра. Яркие образы, впечатляющие краски, безграничные возможности для фантазии позволяют ученикам средних классов в форме игры легко усвоить учебный материал. Так, например, на уроке пишут на доске различными цветами, используют библиотеку ресурсов и рисунков. Зная возможности интерактивной доски, учитывая индивидуальные особенности учащихся конкретного класса, можно приготовить весь необходимый текстовый и графический материал заранее и в нужном темпе использовать его на уроке. В несколько раз повышается эффективность урока, исчезает монотонность в преподавании. То, что ученик видит на большом экране подчас с музыкальным сопровождением и визуальными эффектами, надолго остаётся у него в памяти. Учащиеся перестают отвлекаться от темы урока, концентрируют свое внимание на отрабатываемом материале.

Эффективны следующие формы работы с интерактивной доской:

- работа с текстом и изображениями;

- создание заметок с помощью электронных чернил;

- коллективный просмотр электронных энциклопедий и хрестоматий;

- создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий;

- демонстрация и нанесение заметок поверх образовательных видеоклипов;

- демонстрация презентаций, созданных учащимися; ( Приложение 2)

- использование электронных интерактивных образовательных ресурсов.

Использование  ИКТ  на уроках   дает высокие результаты:  развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с  изучаемым материалом. Применение компьютерной техники позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения.


  1. Закон Республики Казахстан «Об образовании»

  2. «Концепция образования Республики Казахстан до 2015 года».

  3. Государственные общеобязательные стандарты среднего общего образования Республики Казахстан.

  4. Государственная программа «Образование».

  5. Концепция предпрофильной подготовки учащихся и профильного обучения старшеклассников.- Астана, 2006.

  6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъектной реальности в онтогенезе. Учебное пособие для вузов.- М.: Школьная пресса, 2000.

  7. Адлер Ю. Качество всё выше и выше // Стандарты и качество.-2002.-№ 4.

  8. Хуторский А. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование, 2003

  9. Кабдолова К.Л. Формирование компетенций как необходимое условие повышения качества образования. // Открытая школа, 2004.

  10. Жайтапова А.А. Научно-методическое обеспечение профессионального роста учителей на этапе перехода к модели образования, ориентированного на результат.- Алматы: РИПК СО, 2004.

  11. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем.- М.: Издательская корпорация «Логос», 1999

hello_html_202698bd.gifhello_html_179570ed.gifhello_html_202698bd.gifhello_html_mab6764b.gif

Приложения hello_html_m15d2f208.gif EMBED PowerPoint.Slide.8 hello_html_52bc76cc.gifhello_html_6ae421ae.gif


Приложения 2 EMBED PowerPoint.Slide.8 hello_html_71ee3b48.gifhello_html_m66740189.gifhello_html_71ee3b48.gifhello_html_m144f7a21.gif Приложения 3 hello_html_240fa011.gifhello_html_492661b3.gifhello_html_m145af759.gif

Из опыта работы по использованию ИКТ на уроках русского языка и литературы
  • Русский язык и литература
Описание:

Ещё  никогда  учителя  не  получали  столь  мощного  средства  обучения.  Компьютер  значительно  расширил  возможности  представления  информации.  Главная  методическая  проблема  сместилась  от  «как  лучше  рассказать  материал»  к  тому,  «как лучше его показать».  Применение  цвета, графики, мультипликации,  звука,  современных  средств  видеотехники  позволяет  моделировать  различные  ситуации,  воссоздавать  реальную  обстановку  действительности.

Как использовать ИКТ на уроках русского языка и литературы вы сможете узнать из этой статьи.

          

 

Автор Смирнова Ольга Геннадьевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 362
Номер материала 41104
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓