Инфоурок Директору, завучу Другие методич. материалыИз опыта работы по экологическому воспитанию учащихся

Из опыта работы по экологическому воспитанию учащихся

Скачать материал

Система экологического воспитания в МОУ «СОШ № 62»

 

 

«Экологическое воспитаниеэто не

 часть воспитания, а новый смысл и

 цель современного образовательного

 процесса – как уникального средства

сохранения и развития человечества

и продолжение человеческой цивилизации…»

 

Г. Ягодин, Л. Третьякова

 

 

                              Как особое направление науки экология возникла в XIX столетии. В то время она была лишь частью зоологии и рассматривала взаимоотношения животных, растений, сообществ между собой и с окружающей средой. Само слово «экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккелем. Она определялась как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом..  Человек – неотъемлемая часть этих взаимоотношений. От его поведения, деятельности зависит многое. И природа в развитии и становлении человека как гражданина играет огромную роль.

Ситуация складывается таким образом, что современный человек, особенно ребенок  просто обязан быть экологически грамотным. В последнее время на людей  во всем мире обрушивается  гигантский поток информации о загрязнении природной среды. Можно было ожидать, что такой мощной лавины  более, чем достаточно для того, чтобы ликвидировать экологическое невежество. Но, увы, с каждым годом проблема эта обостряется. Необходимо донести до каждого человека  мысль, о том, что,  только оберегая природу, человечество сохранит саму жизнь на Земле.

Мне как жителю  Ижевска глубоко не безразлична проблема экологии   города, поэтому я решила  внести посильный вклад в решении данной проблемы черезнамеченный путь исследования:

            В МБОУ «СОШ № 62»  был разработан план  анкетирования учащихся на предмет понимания проблемы загрязнения окружающей среды  родного города,  были выбраны  учащиеся 5 «А» и 11 «А» классов. (Вопросы и ответы анкеты приводятся в таблице)

Таблица 1 «Результаты анкетирования учащихся»

Вопросы анкеты

         Ответы 5 «А» класса

Ответы 11 «А» класса

1. Что является главным источником загрязнения атмосферы (воздуха)?

Машины –                76%

Заводы –                   64%

Люди –                          17,5 %

Мусор –                            5 %         

Машины –                    73%

Заводы –                       86%

Люди –                          4%

Мусор –                       4%

Радиация –                   4%

2. Что может сделать житель Ижевска для очистки воздуха?

 

-Посадить растения – 5%

-Прекратить пользоваться транспортом –               29%    

-Не курить –                    11 %

-Закрыть заводы или поставить очистительные фильтры –                       29%Не мусорить –          11% Ничего –                    11 %     

- Не знают –               4%

Посадить растения –     58%

-Не курить –                   21%

 -Ничего –                       17%

-Закрыть заводы –          4%

 

3.Как загрязняющие вещества влияют на организм человека?

-Болезни –                 78%

-Не знают –               21%

 

Болезни –                       78%

Мутации –                      22%

4.Какие этажи считаются экологически опасными?

1 – 2 этаж –  41%

8 – 9 этаж –  47%

2 верхних и 2 нижних – 11 %

 

1 – 2 этаж –  65%

8 – 9 этаж –  8%

2 верхних и 2 нижних –    17.%

 

5.Как растения способствуют очистке воздуха?

 

Выделяют кислород –     17%

Поглощают углекислый газ 

                                         5%                                       Выделяют кислород и поглощают углекислый газ –                                    

41%

Не знают –                   35%

Выделяют кислород –       57%

Поглощают углекислый газ

8%   

Выделяют кислород и поглощают углекислый газ –                                     43%  

 

Обработка анкеты

     Результаты анкетирования показали, что 35 % учащихся 5 «А» класса не знают, каким образом растения могут способствовать очистке воздуха, а также 21 % учащихся не смогли ответить, как загрязняющие веществавлияют на организм человека. Только 5 % младших школьников посчитали, что необходимо посадить деревья для очистки воздуха.   Причиной таких ответов, на мой, взгляд, является то, что в 5 «А» классе пока не преподается предмет «экология».

             Большинство детей ответили, что главным источником загрязнения

являются  заводы. Огорчает, что 17%  учащихся 11 «А» класса считают, что житель Ижевска  ничего не может сделать для очистки воздуха. 17,5 % учащихся 5 «А» класса и  всего 4 % выпускников ответили, что главным источником загрязнения являются люди

Радует:

- что  47 % учащихся 11 «А» класса  глубоко  понимают проблему   экологического кризиса и предлагают основной путь выхода:  посадка деревьев. Значительное место отводится развитию зеленого хозяйства  -посадке деревьев и кустарников. Это связано не столько с тем, что растения являются источником кислорода и снижают концентрацию углекислого газа, сколько со способностью очищать воздух от пыли и вредных примесей (на 20 – 65 %), снижать уровень шума (на 10 – 15 дБ). Кроме того растения влияют на движение воздушных масс и способствуют созданию благоприятного микроклимата, являются элементами городского пейзажа

    -    11 % учащихся 5 «А» класса и 13 % выпускников считают,  

  что  курение   также является источником  загрязнения атмосферы.

 Некоторые ребята внесли очень интересные предложения  по очистке воздуха: создать машины на солнечных батареях   Большинство школьников правильно считают, что одним из главных   загрязнителей  воздуха является транспорт (автотранспорт).

На втором этапе мы взяли  интервью у   главного  врача  ГУС  РКДЦ  МУЗ  УР (3 отделение)  Кривилевой С.П. на тему:  «Заболевания органов  дыхания, зависящие от экологии  атмосферы» В результате беседы были получены следующие ответы:

 « Стабильно высокий уровень заболеваемости отмечается  в детских   поликлиниках (ДП), обслуживающих центральную часть города 

ГДП  №№ 1, 2, 5  и   ДП МСЧ № 6  ПО  «Редуктор».

   «Загрязняющие вещества, попадая ингаляционным путем в организм  

     человека могут оказывать:

·                                раздражающее  действие, т.е. вызывать слезотечение, кашель, неприятные ощущения в носу, груди (например: аммиак, формальдегид, хлор, диоксид азота и др.);

·                                удушающие действие, т.е. нарушать процесс усвоения кислорода тканям (например: угарный газ, сероводород и др.);

·                                канцерогенное действие, т.е. способствовать образованию злокачественных опухолей (например: тяжелые металлы, асбест, полициклические углеводороды и др.);

·                                мутагенное действие, т.е. вызывать мутации в половых и соматических клетках, что приводит к спонтанным абортам, наследственным заболеваниям, снижению продолжительности жизни (например: хлорорганические соединения, тяжелые металлы и др.) и т.д.

Это отчасти можно объяснить наиболее неблагоприятной здесь

экологической обстановкой. Для этих районов  характерны наиболее  

высокие показатели индекса загрязнения атмосферы, особенно при

 неблагоприятных для рассеивания  метеоусловиях.  Наиболее высокие

 уровни заболеваемости отмечаются на территории педиатрических

 участков,  расположенных вблизи промышленных предприятий, крупных 

транспортных магистралей.

Крупнейшими предприятиями – загрязнителями атмосферного воздуха в г. Ижевске по состоянию на 2008 г. считаются: ОАО «Ижсталь», ТЭЦ – 2, ОАО «Буммаш», ФГУП «Ижевский механический завод»,  ОАО «Редуктор»,  ТЭЦ – 1

Нас  заинтересовал вопрос: «Проводится ли на предприятиях какая либо работа по охране окружающей среды?»

В  2008 года состоялась встреча  с начальником  цеха № 20   ОАО «Ижсталь» Скрипченко  В.А. по  вопросу проведения работы по охране окружающей среды г. Ижевска . Мы получили разъяснение:

«ОАО «ИЖСТАЛЬ» по итогам республиканского  конкурса на лучшую постановку работы по охране окружающей среды награждено Дипломом 2степени в номинации «Промышленные предприятия». Конкурс проводился Министерством природных ресурсов Удмуртской Республики в рамках «Дней окружающей среды от экологической   опасности». Оценивалась организация работы по охране окружающей среды, проведенные мероприятия, нацеленные на  повышение экологической безопасности. Улучшение экологической обстановки является одним из приоритетных  направлений деятельности .

Следующим этапом работы стало создание программы экологического воспитания школьников «Зеленое детство» и предложенные пути решения.

Цель программы – формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах деятельности.

Таким образом, школьное образование и воспитание в области охраны окружающей среды должны выполнять две  наиважнейшие задачи:

1) убеждать учащихся о необходимости охраны окружающей среды;

2) вооружать их хотя бы необходимым минимумом знаний в этой области.

 

Все мероприятия, проводимые  в школе были систематизированы в программу экологического воспитания:

·        Изучение предмета экология в 10-х классах;

·        Изучение экологических проблем на уроках биологии, географии, краеведения, истории, обществознания, технологии в рамках межпредметных связей;

·        Создание раздела и экспозиции в музее космонавтики «За экологическую безопасность планеты»

·        Научно-практические  конференции школьная и районная, где старшеклассниками рассматриваются такие темы как: «Экологический паспорт школы», «Экологический паспорт своей квартиры», «Проблема эксплуатации автотранспорта», «Подборенка: вчера, сегодня, завтра. Проблемы.Пути решения»   и т.д.

·        Экскурсии в природу (лес, парк им. Кирова, Воложка и т.д.)

·        Экскурсии на промышленные предприятия (ОАО «Ижсталь», ООО «Ижмолоко», ОАО «Ижевский Радиозавод» и т.д. )

·         Конкурс сказок «Сказка ложь, да в ней намек»;

·         Воспитательные часы: «Мы в ответе за тех, кого приручили»;

·        Практическая деятельность:

-очистка родников  на улице  им.Кирова;

-высадка рябин на пришкольной территории;

-облагораживание пришкольного участка;

-участие в ежегодных акциях: «Чистый город», «Каждой пичужке-кормушку», «Ижевск- цветущий город» и т.д. 

Результаты нашей работы были отмечены на городских, республиканских конкурсах «Дни  защиты природы от экологической опасности»(2008, 2007 гг- дипломы 1,2 степени), а также  данная работа  получила самую высокую  оценку – 1 место во Всероссийском конкурсе методических разработок по экологии

Подводя итог всему вышесказанному, хочется акцентировать внимание руководителей учебных заведений, учителей географии и биологии, а также классных руководителей и родителей учащихся на актуальности и важности экологического воспитания школьников на уроках и внеурочной деятельности.

             В.А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» писал: «Природа становится могучим источником воспитания  лишь тогда, когда человек познает ее, приникает мыслью в причинно-следственные  связи…Чем больше деятельности, связанной с активным познанием природы тем глубже и осмысленнее становится  видение окружающего мира»

 

Изображение 031

 

 

 

 

 

Автор:

Русских Ольга Николаевна, зам. директора по ВР,

 учитель географии и биологии МОУ «СОШ № 62»

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Из опыта работы по экологическому воспитанию учащихся"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Экономист по планированию

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

                              Как особое направление науки экология возникла в XIX столетии. В то время она была лишь частью зоологии и рассматривала взаимоотношения животных, растений, сообществ между собой и с окружающей средой. Само слово «экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккелем. Она определялась как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом..  Человек – неотъемлемая часть этих взаимоотношений. От его поведения, деятельности зависит многое. И природа в развитии и становлении человека как гражданина играет огромную роль. Ситуация складывается таким образом, что современный человек, особенно ребенок  просто обязан быть экологически грамотным. В последнее время на людей  во всем мире обрушивается  гигантский поток информации о загрязнении природной среды. Можно было ожидать, что такой мощной лавины  более, чем достаточно для того, чтобы ликвидировать экологическое невежество. Но, увы, с каждым годом проблема эта обостряется. Необходимо донести до каждого человека  мысль, о том, что,  только оберегая природу, человечество сохранит саму жизнь на Земле.

В школе № 62  деятельность по экологическому воспитанию проводится согласно программы "Зеленое детство"

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 308 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.12.2014 360
    • DOCX 1.7 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Русских Ольга Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Русских Ольга Николаевна
    Русских Ольга Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 19
    • Всего просмотров: 115066
    • Всего материалов: 65

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Web-разработка

72 ч.

1750 руб. 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Мини-курс

Методология и организация образовательного процесса по информатике

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Структурирование бизнес-процессов в сфере розничной торговли

36 ч.

1580 руб. 940 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Детское развитие: ключевые моменты взаимодействия с детьми и подростками

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 305 человек из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 168 человек

Мини-курс

Введение в искусственный интеллект

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 118 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 45 человек

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с подростками

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 56 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 29 человек
Сейчас в эфире

"С понедельника — начну!.." Практическое руководство к модификации образа жизни

Перейти к трансляции