Главная / Директору-завучу / Из опыта работы по экологическому воспитанию учащихся

Из опыта работы по экологическому воспитанию учащихся

Система экологического воспитания в МОУ «СОШ № 62»



«Экологическое воспитаниеэто не

часть воспитания, а новый смысл и

цель современного образовательного

процесса – как уникального средства

сохранения и развития человечества

и продолжение человеческой цивилизации…»


Г. Ягодин, Л. Третьякова



hello_html_2fdde2.png

Как особое направление науки экология возникла в XIX столетии. В то время она была лишь частью зоологии и рассматривала взаимоотношения животных, растений, сообществ между собой и с окружающей средой. Само слово «экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккелем. Она определялась как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом.. Человек – неотъемлемая часть этих взаимоотношений. От его поведения, деятельности зависит многое. И природа в развитии и становлении человека как гражданина играет огромную роль.

Ситуация складывается таким образом, что современный человек, особенно ребенок просто обязан быть экологически грамотным. В последнее время на людей во всем мире обрушивается гигантский поток информации о загрязнении природной среды. Можно было ожидать, что такой мощной лавины более, чем достаточно для того, чтобы ликвидировать экологическое невежество. Но, увы, с каждым годом проблема эта обостряется. Необходимо донести до каждого человека мысль, о том, что, только оберегая природу, человечество сохранит саму жизнь на Земле.

Мне как жителю Ижевска глубоко не безразлична проблема экологии города, поэтому я решила внести посильный вклад в решении данной проблемы черезнамеченный путь исследования:

В МБОУ «СОШ № 62» был разработан план анкетирования учащихся на предмет понимания проблемы загрязнения окружающей среды родного города, были выбраны учащиеся 5 «А» и 11 «А» классов. (Вопросы и ответы анкеты приводятся в таблице)

Таблица 1 «Результаты анкетирования учащихся»

Вопросы анкеты

Ответы 5 «А» класса

Ответы 11 «А» класса

1. Что является главным источником загрязнения атмосферы (воздуха)?

Машины – 76%

Заводы – 64%

Люди – 17,5 %

Мусор – 5 %

Машины – 73%

Заводы – 86%

Люди – 4%

Мусор – 4%

Радиация – 4%

2. Что может сделать житель Ижевска для очистки воздуха?


-Посадить растения – 5%

-Прекратить пользоваться транспортом – 29%

-Не курить – 11 %

-Закрыть заводы или поставить очистительные фильтры – 29%Не мусорить – 11% Ничего – 11 %

- Не знают – 4%

Посадить растения – 58%

-Не курить – 21%

-Ничего – 17%

-Закрыть заводы – 4%


3.Как загрязняющие вещества влияют на организм человека?

-Болезни – 78%

-Не знают – 21%


Болезни – 78%

Мутации – 22%

4.Какие этажи считаются экологически опасными?

1 – 2 этаж – 41%

8 – 9 этаж – 47%

2 верхних и 2 нижних – 11 %


1 – 2 этаж – 65%

8 – 9 этаж – 8%

2 верхних и 2 нижних – 17.%


5.Как растения способствуют очистке воздуха?


Выделяют кислород – 17%

Поглощают углекислый газ

5% Выделяют кислород и поглощают углекислый газ –

41%

Не знают – 35%

Выделяют кислород – 57%

Поглощают углекислый газ

8%

Выделяют кислород и поглощают углекислый газ – 43%


Обработка анкеты

Результаты анкетирования показали, что 35 % учащихся 5 «А» класса не знают, каким образом растения могут способствовать очистке воздуха, а также 21 % учащихся не смогли ответить, как загрязняющие веществавлияют на организм человека. Только 5 % младших школьников посчитали, что необходимо посадить деревья для очистки воздуха. Причиной таких ответов, на мой, взгляд, является то, что в 5 «А» классе пока не преподается предмет «экология».

Большинство детей ответили, что главным источником загрязнения

являются заводы. Огорчает, что 17% учащихся 11 «А» класса считают, что житель Ижевска ничего не может сделать для очистки воздуха. 17,5 % учащихся 5 «А» класса и всего 4 % выпускников ответили, что главным источником загрязнения являются люди.

Радует:

- что 47 % учащихся 11 «А» класса глубоко понимают проблему экологического кризиса и предлагают основной путь выхода: посадка деревьев. Значительное место отводится развитию зеленого хозяйства -посадке деревьев и кустарников. Это связано не столько с тем, что растения являются источником кислорода и снижают концентрацию углекислого газа, сколько со способностью очищать воздух от пыли и вредных примесей (на 20 – 65 %), снижать уровень шума (на 10 – 15 дБ). Кроме того растения влияют на движение воздушных масс и способствуют созданию благоприятного микроклимата, являются элементами городского пейзажа

- 11 % учащихся 5 «А» класса и 13 % выпускников считают,

что курение также является источником загрязнения атмосферы.

Некоторые ребята внесли очень интересные предложения по очистке воздуха: создать машины на солнечных батареях Большинство школьников правильно считают, что одним из главных загрязнителей воздуха является транспорт (автотранспорт).

На втором этапе мы взяли интервью у главного врача ГУС РКДЦ МУЗ УР (3 отделение) Кривилевой С.П. на тему: «Заболевания органов дыхания, зависящие от экологии атмосферы» В результате беседы были получены следующие ответы:

« Стабильно высокий уровень заболеваемости отмечается в детских поликлиниках (ДП), обслуживающих центральную часть города

ГДП №№ 1, 2, 5 и ДП МСЧ № 6 ПО «Редуктор».

«Загрязняющие вещества, попадая ингаляционным путем в организм

человека могут оказывать:

  • раздражающее действие, т.е. вызывать слезотечение, кашель, неприятные ощущения в носу, груди (например: аммиак, формальдегид, хлор, диоксид азота и др.);

  • удушающие действие, т.е. нарушать процесс усвоения кислорода тканям (например: угарный газ, сероводород и др.);

  • канцерогенное действие, т.е. способствовать образованию злокачественных опухолей (например: тяжелые металлы, асбест, полициклические углеводороды и др.);

  • мутагенное действие, т.е. вызывать мутации в половых и соматических клетках, что приводит к спонтанным абортам, наследственным заболеваниям, снижению продолжительности жизни (например: хлорорганические соединения, тяжелые металлы и др.) и т.д.

Это отчасти можно объяснить наиболее неблагоприятной здесь

экологической обстановкой. Для этих районов характерны наиболее

высокие показатели индекса загрязнения атмосферы, особенно при

неблагоприятных для рассеивания метеоусловиях. Наиболее высокие

уровни заболеваемости отмечаются на территории педиатрических

участков, расположенных вблизи промышленных предприятий, крупных

транспортных магистралей.

Крупнейшими предприятиями – загрязнителями атмосферного воздуха в г. Ижевске по состоянию на 2008 г. считаются: ОАО «Ижсталь», ТЭЦ – 2, ОАО «Буммаш», ФГУП «Ижевский механический завод», ОАО «Редуктор», ТЭЦ – 1

Нас заинтересовал вопрос: «Проводится ли на предприятиях какая либо работа по охране окружающей среды?»

В 2008 года состоялась встреча с начальником цеха № 20 ОАО «Ижсталь» Скрипченко В.А. по вопросу проведения работы по охране окружающей среды г. Ижевска . Мы получили разъяснение:

«ОАО «ИЖСТАЛЬ» по итогам республиканского конкурса на лучшую постановку работы по охране окружающей среды награждено Дипломом 2степени в номинации «Промышленные предприятия». Конкурс проводился Министерством природных ресурсов Удмуртской Республики в рамках «Дней окружающей среды от экологической опасности». Оценивалась организация работы по охране окружающей среды, проведенные мероприятия, нацеленные на повышение экологической безопасности. Улучшение экологической обстановки является одним из приоритетных направлений деятельности .

Следующим этапом работы стало создание программы экологического воспитания школьников «Зеленое детство» и предложенные пути решения.

Цель программы – формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах деятельности.

Таким образом, школьное образование и воспитание в области охраны окружающей среды должны выполнять две наиважнейшие задачи:

1) убеждать учащихся о необходимости охраны окружающей среды;

2) вооружать их хотя бы необходимым минимумом знаний в этой области.


Все мероприятия, проводимые в школе были систематизированы в программу экологического воспитания:

  • Изучение предмета экология в 10-х классах;

  • Изучение экологических проблем на уроках биологии, географии, краеведения, истории, обществознания, технологии в рамках межпредметных связей;

  • Создание раздела и экспозиции в музее космонавтики «За экологическую безопасность планеты»

  • Научно-практические конференции школьная и районная, где старшеклассниками рассматриваются такие темы как: «Экологический паспорт школы», «Экологический паспорт своей квартиры», «Проблема эксплуатации автотранспорта», «Подборенка: вчера, сегодня, завтра. Проблемы.Пути решения» и т.д.

  • Экскурсии в природу (лес, парк им. Кирова, Воложка и т.д.)

  • Экскурсии на промышленные предприятия (ОАО «Ижсталь», ООО «Ижмолоко», ОАО «Ижевский Радиозавод» и т.д. )

  • Конкурс сказок «Сказка ложь, да в ней намек»;

  • Воспитательные часы: «Мы в ответе за тех, кого приручили»;

  • Практическая деятельность:

-очистка родников на улице им.Кирова;

-высадка рябин на пришкольной территории;

-облагораживание пришкольного участка;

-участие в ежегодных акциях: «Чистый город», «Каждой пичужке-кормушку», «Ижевск- цветущий город» и т.д.

Результаты нашей работы были отмечены на городских, республиканских конкурсах «Дни защиты природы от экологической опасности»(2008, 2007 гг- дипломы 1,2 степени), а также данная работа получила самую высокую оценку – 1 место во Всероссийском конкурсе методических разработок по экологии

Подводя итог всему вышесказанному, хочется акцентировать внимание руководителей учебных заведений, учителей географии и биологии, а также классных руководителей и родителей учащихся на актуальности и важности экологического воспитания школьников на уроках и внеурочной деятельности.

В.А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» писал: «Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, приникает мыслью в причинно-следственные связи…Чем больше деятельности, связанной с активным познанием природы тем глубже и осмысленнее становится видение окружающего мира»


hello_html_51538433.png






Автор:

Русских Ольга Николаевна, зам. директора по ВР,

учитель географии и биологии МОУ «СОШ № 62»

Из опыта работы по экологическому воспитанию учащихся
  • Директору-завучу
Описание:

                              Как особое направление науки экология возникла в XIX столетии. В то время она была лишь частью зоологии и рассматривала взаимоотношения животных, растений, сообществ между собой и с окружающей средой. Само слово «экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккелем. Она определялась как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом..  Человек – неотъемлемая часть этих взаимоотношений. От его поведения, деятельности зависит многое. И природа в развитии и становлении человека как гражданина играет огромную роль. Ситуация складывается таким образом, что современный человек, особенно ребенок  просто обязан быть экологически грамотным. В последнее время на людей  во всем мире обрушивается  гигантский поток информации о загрязнении природной среды. Можно было ожидать, что такой мощной лавины  более, чем достаточно для того, чтобы ликвидировать экологическое невежество. Но, увы, с каждым годом проблема эта обостряется. Необходимо донести до каждого человека  мысль, о том, что,  только оберегая природу, человечество сохранит саму жизнь на Земле.

В школе № 62  деятельность по экологическому воспитанию проводится согласно программы "Зеленое детство"

Автор Русских Ольга Николаевна
Дата добавления 25.12.2014
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 457
Номер материала 11978
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы