Главная / Иностранные языки / Из опыта работы Пермяковой Н.А.

Из опыта работы Пермяковой Н.А.

Мой педагогический стаж - 33 года, из них 32 года работаю в МАОУ «СОШ № 25» г.Перми. В основе моей педагогической деятельности лежат идеи личностно ориентированного обучения, идеи дифференцированного подхода в обучении. Я широко использую разноуровневые задания на уроках, одаренные и слабоуспевающие дети работают по индивидуальным планам. Одной из сильных сторон своей работы считаю умение вовлечь каждого школьника в процесс активного учения, так как непосредственная языковая среда отсутствует; стараюсь сделать все возможное, чтобы урок французского языка был уроком интересного живого общения, что способствует развитию способностей учащихся и их мышлению (умение сопоставить, проанализировать, выразить собственную точку зрения), умению общаться друг с другом, быть раскованными, уметь выражать свои мысли, эмоции, симпатии. Я ориентирую свою работу на достижение цели, обеспечение условий для развития коммуникативной компетенции ребенка в процессе его обучения французскому языку. Сопереживание, соучастие, поддержка, взаимное доверие, доброжелательность, взаимопонимание и взаимопомощь - основные принципы, на которых строю свое общение с детьми

Неоднократно работая в условиях эксперимента (школа являлась ЭПП Министерства образования края, Департамента образования г.Перми), я заинтересовалась системой отслеживания деятельности учащихся.. Мною была создана диагностика и коррекционные методики, позволяющие регулировать процесс учебно-познавательной деятельности и повысить интерес учащихся к предмету и результатам своего труда. По каждому из параметров (чтение, устная речь, грамматика) идет отслеживание продвижения детей. Закладывается система отслеживания, и вследствие этого создаются условия для повышения результатов практического владения языком.



В связи с модернизацией школы последнее время я успешно работала над реализацией идей компетентностного подхода в обучении французскому языку. Суть моей работы заключается в развитии способностей детей самостоятельно решать проблемы в различных видах деятельности. Меня прежде всего интересуют ключевые компетенции как характеристики нового подхода к конструированию образовательных стандартов (по Хуторскому). Поэтому, основной целью в изучении французского языка считаю развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной.

Работа по формированию ключевых компетенций продолжается и во внеурочное время. Я являюсь активным участником Французского альянса (Пермское представительство общественной организации при посольстве Франции). Деятельность организации нацелена на формирование интереса к изучению французского языка, на вооружение учителей оригинальными французскими методиками. Знания, полученные на курсах, съездах, встречах с носителями языка, стараюсь применить на практике. Мои учащиеся успешно выступают на олимпиадах различных уровней.

Совместно с коллегами из МО, руководителем которого я являюсь уже 10 лет, каждый год во второй четверти проводим неделю иностранного языка, в рамках которой организуем различные конкурсы, олимпиады, конференции, заседания творческих групп, что также влияет на рост мотивации. Следует отметить 100 % занятость детей и преподавателей в рамках недели иностранного языка. Это – всегда праздник, настоящий диалог культур.

Исходя из требований стандарта основного общего образования по иностранному языку, считаю приоритетом своей деятельности работу по формированию коммуникативной компетенции учащихся как составляющую ключевых компетенций. Исследуя работы таких зарубежных и отечественных методистов и лингвистов, как Р.Купера (1968г.), Д.Хаймза (1971г.), Л.Ф.Бахмана (1990 г.), И.Л.Бима, Е.М.Верещагина, В.Г.Костомарова, Р.П.Мильруда, В.В.Сафоновой и др. я пришла к практической реализации идеи о том, что именно коммуникативная компетенция означает способность осуществлять общение посредством языка, т.е. передавать мысли и обмениваться ими в различных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения, правильно используя систему языковых и речевых норм, и выбирая коммуникативное поведение, адекватное аутентичной ситуации общения.

Поэтому большое внимание я уделяю созданию и использованию на уроке учебно-речевых ситуаций. Учебно-речевая ситуация становиться стимулом общения на иностранном языке только в том случае, если она близка каждому учащемуся. Поэтому при подборе и распределении учебно-речевых ситуаций принимаю во внимание индивидуальные особенности учащихся, в чем и реализуется личностно-ориентированный подход к обучению детей.

Подбор и распределение учебно-речевых ситуаций с учетом индивидуальных особенностей позволяет мне на уроке:

  1. Создавать комфортную обстановку для обучения иноязычному устно-речевому общению;

b) Мотивировать конкретного ребенка к участию в учебно-познавательной деятельности. Создать ситуацию успеха для разных детей (по уровню обученности и способностям).

Особую остроту в ходе развития коммуникативной компетентности детей приобретают проблемы мотивации обучения. Мотивация, интерес, желание, психологический комфорт, радость, положительно эмоционально окрашенные отношения между партнерами общения – вот что выделяется сегодня передовыми педагогами, методистами, лингвистами всего мира как необходимая предпосылка и условие успешного овладения языком.

На своих уроках использую систему методов и средств интенсификации мыслительной и речевой деятельности учащихся. Особую роль в формировании мотивации играет новизна получаемой информации. Наличие элементов поисковой деятельности, познавательных мотивов и эмоциональное состояние учащихся обеспечивают им выход из учебной деятельности в самообразовательную и творческую.

Познавательный аспект реализуется преимущественно на основе рецептивных видов деятельности: чтения, аудирования. Поэтому отбору текстов, а также специальных упражнений я придаю большое значение.

Известно, что при изучении иностранного языка учащиеся соприкасаются с реалиями страны, которые отражают национальную культуру. Получаемые при этом сведения о стране должны стать частью тех знаний, которыми им необходимо овладеть. Поэтому на моих уроках используются не только тексты, из которых учащиеся получают полезную и нужную им информацию, но и упражнения, выполняя которые они могут практически применить свои знания.

Проблема общения, его организации, ценностных установок, разработка психологических основ и создание технологий обучающего общения реализуется в моей работе через активизацию резервных возможностей личности и коллектива (по Китайгородской, 1998,1999 г.г.). Выделим важнейшие составляющие метода Китайгородской, реализуемые в моей работе :

А) Личностно-ориентированное общение;

Б) Ролевая (игровая) организация учебного материала и учебного процесса;

В) Коллективное (групповое) взаимодействие;

Г) Концентрированность в организации учебного материала и учебного процесса;

Д)Полифункциональность упражнений

Взаимодействие и сотрудничество преподавателя и обучаемого, преподавателя и группы является, как известно, одним из важнейших структурных элементов организационной системы интенсивного обучения иностранным языкам. Управляемый эффект группового обучения способствует активизации психических возможностей личности обучаемого и достигается посредством установления неформальных отношений между преподавателем и учеником. В интенсивном обучении преподаватель является: источником информации (сценаристом, режиссером, актером), лидером коллектива с последующей функцией члена коллектива, наделенного особым авторитетом; образцом нравственно-этических норм поведения; моделью будущей деятельности обучаемых, организатором психологического климата в группе, руководителем межличностных отношений.

Таким образом, процесс обучения иностранному языку мыслится как сотрудничество учителя и учащегося, объединение интересов и усилий в решении всех задач в изучении языка. Это такая форма общения, в которой ребенок хочет чувствовать себя не только как обучающийся, но и как личность, личность действующая, мыслящая. Уважающая себя и других, самостоятельная.

Ряд направлений современной психологической и педагогической теории определяет процесс обучения как взаимно опосредованную активность учителя и учащегося. Возрастает интерес к групповым формам познавательной деятельности. Определилась также тенденция перехода от информативных к так называемым активным формам и методам обучения с включением элементов проблемности, исследовательского поиска, игры.

Наиболее ценные мои методические поиски посвящены разработке интерактивных форм обучения: ролевых игр и дискуссий, тематических круглых столов, анализу «кейсов» (ситуаций).

Ролевая игра на уроках проводится в виде импровизированного разыгрывания учащимися заданных проблемных ситуаций.

Ограничение характера ситуаций, ролей и правил игры дисциплинирует участников, делает их поведение более целенаправленным, способствуют быстроте и продуктивности обучения.

Еще один метод, который часто использую в работе с детьми – групповые дискуссии, идея организации которых взяты учителем в УМК «Синяя птица». Основная цель групповой дискуссии состоит в том, чтобы позволить участникам выявить возможные решения применительно к предлагаемым конкретным ситуациям и найти оптимальные. Набор ситуаций, используемых в групповой работе, различается по содержанию. Для группового общения, преследующего решение воспитательных задач, помимо ситуаций организационно-управленческого плана необходимо особого внимание уделить разбору этических и нравственных коллизий и ситуаций.

Метод групповой дискуссии способствует уяснению собственной точки зрения на решаемую проблему, развивает коммуникативные качества личности, учит умению слушать и взаимодействовать с другими людьми, умению анализировать ситуацию и видеть многоплановость решения проблем. Групповой самоанализ дает человеку возможность на основе анализа поведения членов группы и своего собственного, научиться лучше понимать мотивы и эмоции других людей, процессы групповой динамики, и их влияние на поведение в группе, что я и использую в подходе обучению общения.

Еще одна педагогическая технология, позволяющая мне формировать коммуникативную компетенцию, это метод проектов, который позволяет научить детей работать в группе, совместно планировать и рефлексировать ход и результаты собственной деятельности. Планирование начинается с отбора страноведческого и лингвистического материала. Для организации проектной работы отбирается только тот материал, который предполагает решение проблемы, имеет практическую, теоретическую и познавательную значимость. Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность учащихся и учителя.



На всех этапах урока стараюсь инициировать самостоятельную поисковую, творческую деятельность учащихся, направляю ее на определение проблемы и поиска путей ее решения.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, активным включением учащихся в учебную деятельность, принятием личной ответственности за продвижение в обучении. Работа над проектом способствует (создает условия) для формирования прочной языковой базы у обучаемых. Использование метода проектов позволяет мне создать условия для развития личности школьника.

Я прошла обучение на курсах «Использование ИКТ-технологий в обучении иностранному языку» в Интернет-центре ПГУ и использую компьютер на уроках, во внеклассной работе по предмету, в индивидуальной работе с учащимися. Мною освоены и предлагаются детям различные программы самообучения иностранному языку, я использую компьютер в проектной работе с учащимися. На уроках дети работают с компьютером при освоении грамматики (отработка практических навыков), лексики, составлении тематических презентаций, что составляет 40% от всех проведённых уроков с помощью ИКТ. Совместно со мной дети осуществляют поиск необходимой информации в Интернете.



Из опыта работы Пермяковой Н.А.
  • Иностранные языки
Описание:

Мой педагогический стаж  - 33 года, из них 32 года  работаю в МАОУ «СОШ № 25» г.Перми. В основе моей педагогической деятельности лежат идеи личностно ориентированного обучения, идеи дифференцированного подхода в обучении. Я широко использую разноуровневые задания на уроках, одаренные и слабоуспевающие дети работают по индивидуальным планам.  Одной из сильных сторон своей работы  считаю умение вовлечь каждого школьника в процесс активного учения, так как непосредственная языковая среда отсутствует; стараюсь сделать все возможное, чтобы урок французского языка был уроком интересного живого общения, что способствует развитию способностей учащихся и их мышлению (умение сопоставить, проанализировать, выразить собственную точку зрения), умению общаться друг с другом, быть раскованными, уметь выражать свои мысли, эмоции, симпатии. Я ориентирую свою работу на достижение цели, обеспечение условий для развития коммуникативной компетенции ребенка в процессе его обучения французскому языку. Сопереживание, соучастие, поддержка, взаимное доверие, доброжелательность, взаимопонимание и взаимопомощь - основные принципы, на которых  строю свое общение с детьми

Автор Пермякова Надежда Аркадьевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 301
Номер материала 17225
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓