Главная / Классному руководителю / Из опыта работы классного руководителя

Из опыта работы классного руководителя

Документ 1


3.1.Описание опыта работы в качестве классного руководителя

«Воспитание честных и благородных чувств в сердцах детей нужнее и дороже, нежели обогащение разными знаниями» (Я.С. Гогебашвили).

Сила воспитательного влияния зависит от того, насколько оно индивидуально для раскрытия духовных сил и становления личностных черт каждого отдельного школьника и насколько оно способно внушать общий дух дружелюбия и доброты в каждом из детей.

Вот почему основной целью своей деятельности как классного руководителя считаю создание воспитательного пространства с гуманистическими характеристиками и обеспечение условий для развития личности всех субъектов воспитательного пространства.

Характеристики воспитательного пространства задаются воспитательной системой и характером воспитательной деятельности.

Если система сориентирована на личность воспитанника, развитие его природных задатков и способностей, создание социальной защищенности, творческое содружество, она гуманистична по своему типу.

Основная идея педагогического опыта: Родители + дети + учителя = взаимопонимание, взаиморост, взаимообогащение, личностное развитие всех субъектов воспитательного пространства класса.

Учитывая возраст детей (классным руководителем данного коллектива меня назначили в 2005г, когда дети поступили в 5 класс), формировать воспитательное пространство пришлось «сверху».

Итак, определяем цель. Она должна соответствовать цели школы, модели выпускника и должна учитывать интересы и потребности детей, запросы родителей.

Наша совместная цель – содействовать развитию личности ребенка, создавать сплоченный коллектив, развивать качества личности.

Основные задачи, которые решаю в ходе воспитательной работы в классе следующие:

  1. Воспитание усидчивости, внимательности, общей культуры через индивидуальные беседы, работу с психологической службой гимназии, беседы и классные часы, посещение театров, концертов, кинотеатров, участие в культурных мероприятиях, проводимых в школе.

  2. Формирование дружного коллектива через классные мероприятия, классные часы, посещение заболевших детей, поздравление именинников, поздравление ветеранов войны и труда с государственными праздниками.

  3. Развитие коммуникативных навыков школьников через привлечение каждого ученика к занятиям в кружках, секциях, факультативах, участию в олимпиадах, предметных неделях; общественные поручения; раскрытие своего «Я» в индивидуальных творческих проектах, выставках и т.д.

  4. Формирование устойчивой нравственной позиции, духовности, взгляда на мир, основанных на культурных православных традициях, традициях мировой художественной культуры, этики путем бесед, дискуссий, классных часов, экскурсий.

Характер и результативность цели определяются принципами, которые важны для меня, доступны для понимания детей, в основном учитываются многими родителями:

  • принцип «само» (умение реализовать себя);

  • принцип творческой активности (умение искать творческие решения);

  • принцип успешности (умение делать);

  • принцип общения (умение говорить, слушать, понимать);

  • принцип элективности (умение делать выбор в различных ситуациях).

Кроме целеполагания, формирование воспитательного пространства в классе предполагает диагностическую, прогностическую, проектировочную, конструктивную, коррекционную, коммуникативную, организаторскую и оценочно-результативную деятельность.

Диагностика складывающихся отношений носит характер мониторинга с использованием опросников и анкет.

При проведении в 5 «А» в начале 2005-2006 учебного года психолого-педагогического анализа характера взаимоотношений учащихся между собой, между педагогами и учащимися было выявлено небольшое количество конфликтов и жалоб. Основными причинами этого является то, что весь коллектив класса на первой ступени обучался практически у одного учителя, теперь же сменился классный руководитель и увеличился преподавательский состав, значит, изменились требования к качеству подготовки уроков. Всё это потребовало дополнительного времени для адаптации к новым условиям, и установлению новых взаимоотношений в коллективе сверстников, учителей и учащихся, учителей с родителями учащихся. Чтобы период адаптации отрицательно не повлиял на психологическую атмосферу в классе, совместно со школьной психологической службой была разработана и реализована коррекционно-развивающая программа, направленная на улучшение психологического климата в подростковом коллективе.

Прогностичность деятельности придает Модель выпускника школы № 81. Она отражает ожидаемый результат (черты личности школьника).

Итак, ИДЕАЛЬНЫЙ МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК

  • Любит своих родителей.

  • Гордится страной, в которой живет.

  • Уважительно относится к учителям.

  • Дружелюбно настроен по отношению к товарищам по учебе.

  • Увлечен серьезным делом (занимается творчеством).

  • Испытывает сострадание к людям, попавшим в беду, и готов прийти к ним на помощь.

  • Любит искусство.

  • Не притворяется, всегда бывает искренен.

  • Имеет развитое чувство справедливости.

  • Не совершает безответственных поступков.

  • Заботится о своем здоровье и здоровье близких.

  • Любит животных.

  • Уважает собственные чувства и чувства других людей.

  • Уверен в себе.

  • Испытывает удовлетворение и радость от посещения музеев и выставок, общения с другими людьми.

  • Доволен собственными достижениями в учебе, творчестве,

укреплении здоровья.

  • Терпимо относится к негативным поступкам других людей.

  • Верит в будущее.

Проектировочная деятельность заключается в разработке самой модели воспитательного пространства, в проектировании системы воспитательной работы.

Для класса, в котором я работаю, приоритетными являются направления:

  • «Здоровье»;

  • «Семья»;

  • «Наша Родина»;

  • «Культура»;

  • «Природа»;

  • «Труд»;

  • «Человек».

Коррекционная деятельность связана с результатами диагностики и направлена на внесение изменений в связи и отношения.

Структура коррекционно-развивающей программы, направленной на улучшение психологического климата в подростковом коллективе, включала в себя различные методические приемы: групповые дискуссии, ролевые игры, телесно-ориентированные упражнения, релаксационные, арт-терапию и др. Помимо тренинговых занятий проводились групповые и индивидуальные консультации и беседы, как с учащимися, так и с отдельными преподавателями, представителями администрации, родителями учеников. В программу входило также психологическое просвещение в форме бесед, лекций, выпуска газеты.

В результате коррекционной работы произошли изменения. Повторная диагностика, проведенная в конце 2005-2006 учебного года, свидетельствовала о высоком уровне адаптированности, самопринятии и принятии других, что позволило сделать вывод о сформированности терпимости, как личностном качестве учащихся. Произошло сближение ценностных ориентаций в ученическом коллективе через принятие ценностей другого человека. Все это позволило улучшить психологический климат в классе, а также изменить в положительную сторону параметры психолого-педагогического статуса индивидуально каждого участника учебно-воспитательного процесса. А именно: ускорить адаптацию к новым условиям обучения и учебной нагрузке, повысить уровень школьной мотивации.

Коммуникативная деятельность предполагает обучение общению, поддержание отдельных характеристик общения: умения отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других, умения переносить усвоенные знания в новую ситуацию и использовать их на практике.

В основе жизни классного коллектива лежит принцип согласования руководящей роли учителя и самоуправления.


Структура органов ученического самоуправления


hello_html_m2333a1c.gif


Считаю важным соуправление и «мягкое» управление (управляем не ребенком, а условиями). При этом, стремясь предоставить ученикам максимум свободы в выборе решения, стараюсь найти такие методы и приемы общения с детьми, которые помогли бы создать в коллективе атмосферу сотрудничества и понимания. Именно вследствие этих причин предложила ребятам разработать, используя прием мозгового штурма, «Кодекс равенства в общении».

Организаторская деятельность предполагает управление воспитательной системой и воспитательным пространством.

Организаторская деятельность направлена на постепенное расширение круга субъектов воспитательного пространства, привлечение к взаимодействию, например, родителей, педагогов дополнительного образования, старшеклассников-волонтеров.

Что позволяет превратить родителей в моих единомышленников? В рамках реализации программы «Семья» проводится диагностика семей учеников, психолого-педагогическое просвещение родителей.

Так, например, в период 2005-2009 г.г. были проведены родительские собрания и консультации для родителей по следующим темам:

  • Роль семьи в формировании личности.

  • Наказание и поощрение в семье.

  • Свободное время - для души и с пользой.

  • Здоровье детей в наших руках.

  • Трудности подросткового возраста.

  • Роль семьи в развитии моральных качеств подростка.

  • Типы семейного воспитания.

  • Трудовое воспитание и профессиональная ориентация подростков.

  • Законы воспитания в семье.

  • Воспитание без насилия.

  • Профессии, которые выбирают наши дети .

  • Подросток в мире вредных привычек

hello_html_2b8e4f8e.gif

Кроме традиционных форм работы, существуют и необычные интересные дела и сюрпризы: уроки, которые готовят сами родители, совместные творческие дела: «Ярмарка талантов», Интеллектуальный марафон, КТД «Мир моих увлечений», турнир «Богатырь», семейные проекты «Моя родословная», серия классных часов «Искусство жить в семье» и мн. др.

Родители помогли организовать турпоездки по стране. Ребятам удалось побывать в Москве (2006 г), Волгограде (2007 г.), Казани (2008 г.), в Петербурге (2011).

Оценочно-результативная деятельность связана с анализом результатов. В анализе принимают участие и родители, и учащиеся. Уровень удовлетворенности субъектов воспитательного пространства определяем с помощью анкеты «Классный руководитель глазами воспитанника», с помощью методики недописанного тезиса.

hello_html_2c3cb061.gif

hello_html_70aa951a.gifУ >3 – высокий уровень удовлетворенности;

2<у<3 – средний уровень удовлетворенности;

у<2 – низкий уровень удовлетворенности.

Результаты ежегодных мониторингов школьной тревожности, успешности, мотивации обучения и достижения говорят о динамике развития ученического коллектива, следует отметить её положительные результаты. На данном этапе подростки обучаются в 8-ом классе, можно отметить позитивные отношения в группе сверстников. Возросла способность к сотрудничеству со сверстниками в учебной и внеурочной деятельности. Способность к установлению деловых, партнерских отношений со взрослыми, восприятие этих отношений как уважительных, доброжелательных, но сохраняющих автономность, позволила свести к нулю количество конфликтов в коллективе и жалоб со стороны учителей и администрации. Учащиеся 8 «А» класса характеризуются положительной динамикой общей культуры, гражданской зрелостью, сформированностью личного «Я».

hello_html_m74928b57.gif

В опросе принимали участие 28 человек.

В классе престижно учиться на «отлично» и «хорошо», заботиться о своём здоровье. Анализ результатов анкеты «Изучение уровня школьной мотивации» показал, что 52 % учащихся проявляют высокий уровень познавательной мотивации, 48 %- средний.




3.2 Участие класса в жизни школы и в решении проблем местного сообщества


Уровень мероприятия

Название мероприятия

Школьный уровень

Ежегодное новогоднее представление для учащихся параллели (2006, 2007, 2008) и для учащихся начальной школы (декабрь 2008).

Акция «Мойдодыр» - представление- игра для учащихся 1-4 классов (2008). Участие спортивной команды класса во всех школьных соревнованиях.

Участие в ежегодном поздравлении ветеранов ко «Дню победы».

Участие совместной командыродителей и учащихся в школьном «Дне открытых дверей» (2006,2007,2008).

Муниципальный уровень

Участие в городской акции «Выбираем вместе» (грамота прилагается).

«Лыжня России – 2008»,

«Лыжня России – 2009».

Акция «Милосердие».

Участие во всероссийском субботнике – ежегодно.

Поздравление ветеранов Великой Отечественной войны с Днем Победы. Участие в концерте.

Возложение цветов на площади Славы, ежегодно.


3.3 Достижение класса в мероприятиях разного уровня (в том числе в социальных проектах)

Уровень мероприятия

Достижения класса

Школьный уровень

1 – е место по минифутболу среди команд 7-8 классов (2007 г.),

1 – е место в чемпионате школы по гандболу среди девочек (2007 г.),

1 – е место в легкоатлетической школьной эстафете среди 8-х классов (2008 г.),

2 – е место по баскетболу среди мальчиков 8-х классов по мини-баскетболу (2008 г.)

2-е место среди девочек по пионерболу (8 классы) (2008 г.),

Благодарность администрации МОУ СОШ № 81 за проведение акции «Мойдодыр» для учащихся начальной школы (прилагается).

Муниципальный уровень

Городская акция «Выбираем вместе», грамота за активное участие (грамота прилагается).


3.4 Динамика учащихся, стоящих на учете в ИДН при ОВД за последние 3 года

класс

2005-2006

2006-2007

2007-2008

2008-2009

5 А

нет




6 А


нет



7 А



нет


8 А




нет


Из опыта работы классного руководителя
  • Классному руководителю
Описание:

Основная идея педагогического опыта: Родители + дети + учителя = взаимопонимание, взаиморост, взаимообогащение, личностное развитие всех субъектов воспитательного пространства класса.

Учитывая возраст детей (классным руководителем данного коллектива меня назначили в 2005г, когда дети поступили в 5 класс), формировать воспитательное пространство пришлось «сверху».

Итак, определяем цель. Она должна соответствовать цели школы, модели выпускника и должна учитывать интересы и потребности детей, запросы родителей.

Наша совместная цель – содействовать развитию личности ребенка, создавать сплоченный коллектив, развивать качества личности.

Основные задачи, которые решаю в ходе воспитательной работы в классе следующие:

1.  Воспитание усидчивости, внимательности, общей культуры через индивидуальные беседы, работу с психологической службой гимназии, беседы и классные часы, посещение театров, концертов, кинотеатров, участие в культурных мероприятиях, проводимых в школе.

2.  Формирование дружного коллектива через классные мероприятия, классные часы, посещение заболевших детей, поздравление именинников, поздравление ветеранов войны и труда с государственными праздниками.

3.  Развитие коммуникативных навыков школьников через привлечение каждого ученика к занятиям в кружках, секциях, факультативах, участию в олимпиадах, предметных неделях; общественные поручения; раскрытие своего «Я» в индивидуальных творческих проектах, выставках и т.д.

4.                 Формирование устойчивой нравственной позиции, духовности, взгляда на мир,  основанных на культурных православных традициях, традициях мировой художественной культуры, этики путем бесед, дискуссий, классных часов, экскурсий.

Автор Гурь-Арья Елена Владимировна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1010
Номер материала 37651
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓