Документ 1
3.1.Описание опыта работы в качестве классного руководителя
«Воспитание
честных и благородных чувств в сердцах детей нужнее и дороже, нежели обогащение
разными знаниями» (Я.С. Гогебашвили).
Сила
воспитательного влияния зависит от того, насколько оно индивидуально для
раскрытия духовных сил и становления личностных черт каждого отдельного
школьника и насколько оно способно внушать общий дух дружелюбия и доброты в
каждом из детей.
Вот почему
основной целью своей деятельности как классного руководителя считаю создание
воспитательного пространства с гуманистическими характеристиками и обеспечение
условий для развития личности всех субъектов воспитательного пространства.
Характеристики
воспитательного пространства задаются воспитательной системой и характером
воспитательной деятельности.
Если система
сориентирована на личность воспитанника, развитие его природных задатков и
способностей, создание социальной защищенности, творческое содружество, она
гуманистична по своему типу.
Основная
идея педагогического опыта: Родители + дети + учителя = взаимопонимание,
взаиморост, взаимообогащение, личностное развитие всех субъектов
воспитательного пространства класса.
Учитывая возраст
детей (классным руководителем данного коллектива меня назначили в 2005г, когда
дети поступили в 5 класс), формировать воспитательное пространство пришлось
«сверху».
Итак, определяем
цель. Она должна соответствовать цели школы, модели выпускника и должна
учитывать интересы и потребности детей, запросы родителей.
Наша совместная цель
– содействовать развитию личности ребенка, создавать сплоченный коллектив,
развивать качества личности.
Основные задачи,
которые решаю в ходе воспитательной работы в классе следующие:
1.
Воспитание
усидчивости, внимательности, общей культуры через индивидуальные беседы, работу
с психологической службой гимназии, беседы и классные часы, посещение театров,
концертов, кинотеатров, участие в культурных мероприятиях, проводимых в школе.
2.
Формирование
дружного коллектива через классные мероприятия, классные часы, посещение
заболевших детей, поздравление именинников, поздравление ветеранов войны и
труда с государственными праздниками.
3.
Развитие
коммуникативных навыков школьников через привлечение каждого ученика к занятиям
в кружках, секциях, факультативах, участию в олимпиадах, предметных неделях;
общественные поручения; раскрытие своего «Я» в индивидуальных творческих
проектах, выставках и т.д.
4.
Формирование
устойчивой нравственной позиции, духовности, взгляда на мир, основанных на
культурных православных традициях, традициях мировой художественной культуры,
этики путем бесед, дискуссий, классных часов, экскурсий.
Характер и
результативность цели определяются принципами, которые важны для меня, доступны
для понимания детей, в основном учитываются многими родителями:
·
принцип
«само» (умение реализовать себя);
·
принцип
творческой активности (умение искать творческие решения);
·
принцип
успешности (умение делать);
·
принцип
общения (умение говорить, слушать, понимать);
·
принцип
элективности (умение делать выбор в различных ситуациях).
Кроме
целеполагания, формирование воспитательного пространства в классе предполагает
диагностическую, прогностическую, проектировочную, конструктивную,
коррекционную, коммуникативную, организаторскую и оценочно-результативную
деятельность.
Диагностика
складывающихся отношений носит характер мониторинга с использованием опросников
и анкет.
При проведении в
5 «А» в начале 2005-2006 учебного года психолого-педагогического анализа
характера взаимоотношений учащихся между собой, между педагогами и учащимися
было выявлено небольшое количество конфликтов и жалоб. Основными причинами
этого является то, что весь коллектив класса на первой ступени обучался
практически у одного учителя, теперь же сменился классный руководитель и
увеличился преподавательский состав, значит, изменились требования к качеству
подготовки уроков. Всё это потребовало дополнительного времени для адаптации к
новым условиям, и установлению новых взаимоотношений в коллективе сверстников,
учителей и учащихся, учителей с родителями учащихся. Чтобы период адаптации
отрицательно не повлиял на психологическую атмосферу в классе, совместно со
школьной психологической службой была разработана и реализована
коррекционно-развивающая программа, направленная на улучшение психологического
климата в подростковом коллективе.
Прогностичность
деятельности придает Модель выпускника школы № 81. Она отражает ожидаемый
результат (черты личности школьника).
Итак, ИДЕАЛЬНЫЙ МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК
§
Любит
своих родителей.
§
Гордится
страной, в которой живет.
§
Уважительно
относится к учителям.
§
Дружелюбно
настроен по отношению к товарищам по учебе.
§
Увлечен
серьезным делом (занимается творчеством).
§
Испытывает
сострадание к людям, попавшим в беду, и готов прийти к ним на помощь.
§
Любит
искусство.
§
Не
притворяется, всегда бывает искренен.
§
Имеет
развитое чувство справедливости.
§
Не
совершает безответственных поступков.
§
Заботится
о своем здоровье и здоровье близких.
§
Любит
животных.
§
Уважает
собственные чувства и чувства других людей.
§
Уверен в
себе.
§
Испытывает
удовлетворение и радость от посещения музеев и выставок, общения с другими
людьми.
§
Доволен
собственными достижениями в учебе, творчестве,
укреплении здоровья.
§
Терпимо
относится к негативным поступкам других людей.
§
Верит в
будущее.
Проектировочная
деятельность заключается в разработке самой модели воспитательного
пространства, в проектировании системы воспитательной работы.
Для класса, в
котором я работаю, приоритетными являются направления:
·
«Здоровье»;
·
«Семья»;
·
«Наша
Родина»;
·
«Культура»;
·
«Природа»;
·
«Труд»;
·
«Человек».
Коррекционная
деятельность связана с результатами диагностики и направлена на внесение
изменений в связи и отношения.
Структура
коррекционно-развивающей программы, направленной на улучшение психологического
климата в подростковом коллективе, включала в себя различные методические
приемы: групповые дискуссии, ролевые игры, телесно-ориентированные упражнения,
релаксационные, арт-терапию и др. Помимо тренинговых занятий проводились
групповые и индивидуальные консультации и беседы, как с учащимися, так и с
отдельными преподавателями, представителями администрации, родителями учеников.
В программу входило также психологическое просвещение в форме бесед, лекций,
выпуска газеты.
В результате
коррекционной работы произошли изменения. Повторная диагностика, проведенная в
конце 2005-2006 учебного года, свидетельствовала о высоком уровне
адаптированности, самопринятии и принятии других, что позволило сделать вывод о
сформированности терпимости, как личностном качестве учащихся. Произошло
сближение ценностных ориентаций в ученическом коллективе через принятие
ценностей другого человека. Все это позволило улучшить психологический климат в
классе, а также
изменить в положительную сторону параметры психолого-педагогического статуса
индивидуально каждого участника учебно-воспитательного процесса. А именно:
ускорить адаптацию к новым условиям обучения и учебной нагрузке, повысить
уровень школьной мотивации.
Коммуникативная деятельность
предполагает обучение общению, поддержание отдельных характеристик общения:
умения отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других, умения
переносить усвоенные знания в новую ситуацию и использовать их на практике.
В основе жизни
классного коллектива лежит принцип согласования руководящей роли учителя
и самоуправления.
Структура
органов ученического самоуправления
Считаю важным
соуправление и «мягкое» управление (управляем не ребенком, а условиями). При
этом, стремясь предоставить ученикам максимум свободы в выборе решения,
стараюсь найти такие методы и приемы общения с детьми, которые помогли бы
создать в коллективе атмосферу сотрудничества и понимания. Именно вследствие
этих причин предложила ребятам разработать, используя прием мозгового штурма,
«Кодекс равенства в общении».
Организаторская
деятельность предполагает управление воспитательной системой и воспитательным
пространством.
Организаторская
деятельность направлена на постепенное расширение круга субъектов
воспитательного пространства, привлечение к взаимодействию, например,
родителей, педагогов дополнительного образования, старшеклассников-волонтеров.
Что позволяет
превратить родителей в моих единомышленников? В рамках реализации программы
«Семья» проводится диагностика семей учеников, психолого-педагогическое
просвещение родителей.
Так, например, в
период 2005-2009 г.г. были проведены родительские собрания и консультации для
родителей по следующим темам:
· Роль семьи в формировании личности.
· Наказание и поощрение в
семье.
· Свободное время - для души и
с пользой.
· Здоровье детей в наших руках.
· Трудности подросткового
возраста.
· Роль семьи в развитии
моральных качеств подростка.
· Типы семейного воспитания.
·
Трудовое
воспитание и профессиональная ориентация подростков.
·
Законы
воспитания в семье.
· Воспитание без насилия.
· Профессии, которые выбирают
наши дети .
· Подросток в мире вредных
привычек
Кроме
традиционных форм работы, существуют и необычные интересные дела и сюрпризы:
уроки, которые готовят сами родители, совместные творческие дела: «Ярмарка
талантов», Интеллектуальный марафон, КТД «Мир моих увлечений», турнир
«Богатырь», семейные проекты «Моя родословная», серия классных часов «Искусство
жить в семье» и мн. др.
Родители помогли
организовать турпоездки по стране. Ребятам удалось побывать в Москве (2006
г), Волгограде (2007 г.), Казани (2008
г.), в Петербурге (2011).
Оценочно-результативная
деятельность связана с анализом результатов. В анализе принимают участие и
родители, и учащиеся. Уровень удовлетворенности субъектов воспитательного
пространства определяем с помощью анкеты «Классный руководитель глазами
воспитанника», с помощью методики недописанного тезиса.
У >3 – высокий уровень
удовлетворенности;
2<у<3 – средний уровень
удовлетворенности;
у<2 – низкий уровень
удовлетворенности.
Результаты
ежегодных мониторингов школьной тревожности, успешности, мотивации обучения и
достижения говорят о динамике развития ученического коллектива, следует
отметить её положительные результаты. На данном этапе подростки обучаются в
8-ом классе, можно отметить позитивные отношения в группе сверстников. Возросла
способность к сотрудничеству со сверстниками в учебной и внеурочной
деятельности. Способность к установлению деловых, партнерских отношений со
взрослыми, восприятие этих отношений как уважительных, доброжелательных, но
сохраняющих автономность, позволила свести к нулю количество конфликтов в
коллективе и жалоб со стороны учителей и администрации. Учащиеся 8 «А» класса
характеризуются положительной динамикой общей культуры, гражданской зрелостью,
сформированностью личного «Я».
В опросе
принимали участие 28 человек.
В классе престижно
учиться на «отлично» и «хорошо», заботиться о своём здоровье. Анализ
результатов анкеты «Изучение уровня школьной мотивации» показал, что 52 %
учащихся проявляют высокий уровень познавательной мотивации, 48 %- средний.
3.2 Участие класса
в жизни школы и в решении проблем местного сообщества
Уровень мероприятия
|
Название мероприятия
|
Школьный уровень
|
Ежегодное новогоднее представление для учащихся
параллели (2006, 2007, 2008) и для учащихся начальной школы (декабрь 2008).
Акция «Мойдодыр» - представление- игра для учащихся
1-4 классов (2008). Участие спортивной команды класса во всех школьных
соревнованиях.
Участие в ежегодном поздравлении ветеранов ко «Дню
победы».
Участие совместной командыродителей и учащихся в
школьном «Дне открытых дверей» (2006,2007,2008).
|
Муниципальный уровень
|
Участие в городской акции «Выбираем вместе» (грамота
прилагается).
«Лыжня России – 2008»,
«Лыжня России – 2009».
Акция «Милосердие».
Участие во всероссийском субботнике – ежегодно.
Поздравление ветеранов Великой Отечественной войны с
Днем Победы. Участие в концерте.
Возложение цветов на площади Славы, ежегодно.
|
3.3 Достижение
класса в мероприятиях разного уровня (в том числе в социальных проектах)
Уровень мероприятия
|
Достижения класса
|
Школьный уровень
|
1 – е место по минифутболу среди команд 7-8 классов
(2007 г.),
1 – е место в чемпионате школы по гандболу среди
девочек (2007 г.),
1 – е место в легкоатлетической школьной эстафете
среди 8-х классов (2008 г.),
2 – е место по баскетболу среди мальчиков 8-х
классов по мини-баскетболу (2008 г.)
2-е место среди девочек по пионерболу (8 классы) (2008
г.),
Благодарность администрации МОУ СОШ № 81 за
проведение акции «Мойдодыр» для учащихся начальной школы (прилагается).
|
Муниципальный уровень
|
Городская акция «Выбираем вместе», грамота за
активное участие (грамота прилагается).
|
3.4 Динамика учащихся,
стоящих на учете в ИДН при ОВД за последние 3 года
класс
|
2005-2006
|
2006-2007
|
2007-2008
|
2008-2009
|
5 А
|
нет
|
|
|
|
6 А
|
|
нет
|
|
|
7 А
|
|
|
нет
|
|
8 А
|
|
|
|
нет
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.