Главная / Классному руководителю / Из опыта работы этно-экологической экспедиции «Былина в Заозерье, или Любви к Родине надо учиться

Из опыта работы этно-экологической экспедиции «Былина в Заозерье, или Любви к Родине надо учиться

Детское молодёжное общественное экологическое движение «Зелёный дозор»






Елена КАРПУШЕВА,

руководитель экологического отряда «Зеленый дозор»

(Центр внешкольной работы),

г. Североуральск.


Из опыта работы этно-экологической экспедиции «Былина в Заозерье,

или Любви к Родине надо учиться

Цель общества – формирование образованного человека, то есть просвещенного, воспитанного, обученного. При отсутствии двух первых может вырасти «образованец». Потому что воспитанность и просвещенность – средства постижения красоты. Любовь к Родине – чувство, которое невозможно образовать, его возможно воспитать. Как? Согласитесь, одних бесед, разговоров, встреч с интересными людьми для этого мало. Мое глубокое убеждение – воспитать в детях любовь к родному краю, интерес к его истории возможно только «вживую» - погружаясь в мир природы, культуры чувствами, эмоциями, делами.

В наших краях есть уникальное место, обладающее удивительной притягательной силой: кто однажды здесь побывал, возвращается вновь. Это село Всеволодо-Благодатское - сердце Заозерья.

Так когда-то называли эти места. Озера, пещеры, тайга, речки, родники, величественный Денежкин Камень – живые красота, история, легенда. Интересна судьба села: возникшее в начале 19 века, оно не только сохранилось до сих пор, в отличие от расположенных не так далеко Воскресенской, Мостовой, Шегультана Половинного. В нем, несмотря ни на что невидимо присутствует тот дух благодати, который когда-то вдохновил его владельца Всеволода Андреевича Всеволожского на фразу, ставшую почти сакральной: «Благодать-то какая!»

Нам, организаторам детско-юношеской экспедиции «Былина» в Заозерье» очень хотелось, чтобы как можно больше сердец раскрылось навстречу этой красоте. Осенью 2003 мы нашли единомышленников из этнокультурного центра «Многая лета» (г.Екатеринбург), которые поддержали нашу идею – организовать круглогодичную работу экспедиции. С их помощью нами был приобретен в селе дом, ставший базой для этно-экологической экспедиции «Былина в Заозерье». Подобная база у экспедиции есть в селе Чусовом Шалинского района. Оттуда стартуют летние двухнедельные экспедиции со сплавами по реке Чусовой

Одна из главных целей экспедиции «Былина» – воссоздать этническую культурную среду в естественных для нее ландшафтных условиях, помочь подросткам научиться, гармоничному взаимодействию с природой посредством культуры. В осуществлении этого помогает сама природа Заозерья, богатая история Всеволодо-Благодатского и заброшенных деревень. В течение года поводится три многодневных экспедиционных заезда в каникулы и два-три – летом. Помимо многодневных экспедиций, ребята приезжают в село на выходные.

Путешествуя по Заозерью (у экспедиции несколько коротких, «разминочных» маршрутов), ребята знакомятся с памятниками природы озерами Верхним и Светлым, любуются дикой красотой озера Дикого, им рассказывают об археологических находках на озере Нижнем. Во время рождественских каникул ежегодно на протяжении уже 5 лет проводится зимний учет птиц. По итогам экспедиций школьники пишут исследовательские проекты, участвуют в городских и областных научно-практических конференциях, олимпиадах. В этом году одна из постоянных участниц «Былины» Ольга Ганусова заняла первое место в научно-практической конференции школьников в городе и участвовала в областном туре с итогами пятилетнего исследования на тему «Орнитологические наблюдения вблизи села Всеволодо-Благодатское».

Еще одна главная составляющая «Былины» - погружение в мир народной традиционной культуры с его старинными праздниками, играми, танцами, песнями. Ребята учатся плести пояса, делаю традиционные куклы-обереги, шьют народную одежду. Результат – выступления с праздничными программами перед жителями села. Осенью - «Посиделки», в Рождество - колядки и святочные гулянья, «Вертеп», в начале весны – Масленица. А лето – это пора дальних путешествий: к пещере Тренькинской, на Шегультан Половинный, где полвека назад был поселок лесозаготовителей, на хребет Шемур.

Невозможно не упомянуть и еще об одной особенности «Былины» - о том, как мы питаемся во время летних 14-дневных экспедиций. Мы придерживаемся системы оздоровительного питания, разработанной Галиной Сергеевной Шаталовой (в этом году она отметила свое 90-летие). В рационе отсутствуют мясо, сахар, мучные изделия. Но это не исключает разнообразия в пище. Питание четырехразовое. Каждый прием пищи начинается с чая из трав. Утром и вечером - обязательно мед. Приветствуются витаминные напитки из шиповника, лесных ягод, листьев малины и смородины. Семена, орехи, изюм, салаты, каши, супы на овощных бульонах, приготовленные в русской печи (перед выходом на Шемур и после возвращения мы живем в доме во Всеволодске) – все это неотъемлемая составляющая питания во время экспедиции. По дороге на Шемур и на самом хребте природа предлагает настоящий витаминный стол из восьми сортов ягод: черники, голубики, земляники, костяники, княженики, малины, водяники, толокнянки. Конечно, сначала ребятам, особенно мальчишкам, трудно привыкнуть к мысли, что не будет тушенки – неизменного атрибута походов. Нелегко им смириться с мыслью, что несколько дней придется обходиться без любимых «кириешек», лапши быстрого приготовления, чипсов и прочего «джельтменского» набора современного подростка, но к концу экспедиции они уже не могут представить себе, что можно питаться как-то иначе. Те из ребят, кто неоднократно был в экспедиции, каждый раз напоминают, что «едим по Шаталовой».

Главный принцип «Былины» - умение жить в общине, помогать друг другу, и, наверное, этот опыт самый ценный для них. В каждой «Былинской» эпопее обязателен ежевечерний «круг», на котором ребята и взрослые обмениваются впечатлениями о прожитом дне. Наиболее важным становится последний, завершающий «круг» - своеобразное подведение итогов и оценка работы всей экспедиции и каждого ее участника.

Этим летом к детской экспедиции присоединились двое взрослых: Олег и Людмила Войтенко из Саратова. Они впервые приехали в наши края. Уезжая, поделились впечатлениями: «Для нас детская экспедиция стала настоящим открытием. Мы вообще все по-другому представляли. Поначалу даже растерялись. Сложностей хватало, но, с точки зрения самообучения, это был хороший, серьезный урок. «Былина» - огромное, полезное дело. Конечно, непросто приобщать современных городских детей к природе, к естественной жизни, и без энтузиазма такое дело не поднять. Мы нашим друзьям и знакомым посоветуем обязательно приехать сюда вместе с детьми».

Любовь к родине не может быть абстрактной. Чтобы ее взрастить в себе и в детях, надо научиться любить конкретный кусочек родной земли, научиться ответственности за него, научиться быть ее хозяевами. Ведь так испокон веков и было в крестьянской России. Конкретное место – село Всеволодо-Благодатское, старый дом, который стоит на историческом месте, на улице, по которой когда-то проходил Сольвинский тракт. У дома в селе есть хозяева – экологический отряд «Зеленый дозор». Старшие дозорные, побывавшие уже не в одной экспедиции, становятся экскурсоводами, проводниками на маршрутах, инструкторами для тех, кто приезжает в Заозерье. Им важно передавать то, чему они научились, что знают другим ребятам. Работу отряда в экспедиции можно назвать допрофессиональной подготовкой, которая позволяет школьнику окунуться в серьезную деятельность, ощутить себя способными к самореализации. Двое первых выпускников отряда выбрали для себя профессии, связанные с лесом и с экологией.

Пусть личность растет талантливой, свободной, счастливой, успешной, любящей свою Родину – таков девиз деятельности Детско-юношеской этно-экологической экспедиции «Былина» в Заозерье», а воплотить его в жизнь помогает сама история и природа нашего края.



Из опыта работы этно-экологической экспедиции «Былина в Заозерье, или Любви к Родине надо учиться
  • Классному руководителю
Описание:

Цель общества – формирование образованного человека, то есть просвещенного, воспитанного, обученного. При отсутствии двух первых может вырасти «образованец». Потому что воспитанность и просвещенность – средства постижения красоты. Любовь к Родине – чувство, которое невозможно образовать, его возможно воспитать. Как? Согласитесь, одних бесед, разговоров, встреч с интересными людьми для этого мало. Мое глубокое убеждение – воспитать в детях любовь к родному краю, интерес к его истории возможно только «вживую» - погружаясь в мир природы, культуры чувствами, эмоциями, делами.

Автор Карпушева Елена Тадеушевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 333
Номер материала 26149
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓