Главная / История / Из опыта работы. "Историческое краеведение и археология как элемент воспитания патриотизма у школьников."

Из опыта работы. "Историческое краеведение и археология как элемент воспитания патриотизма у школьников."

Историческое краеведение и археология как элемент воспитания патриотизма у школьников.

(Из опыта работы.)

Абашев Андрей Рифкатович

учитель истории (I категория)

Москворецкая средняя школа

Тимирязевского района

Северо-Казахстанской области

"Если хочешь видеть, что было тысячу

лет назад, вникай в современность;

если хочешь познать огромное множество

вещей, начинай их изучение с одной или двух."

(Сюнь-Цзы)

Давно известно, что обучение, построенное на интересе, а не на принуждении, более целенаправленно и продуктивно. Ученик более детально начинает воспринимать предмет, когда он имеет возможность ближе прикоснуться к нему, изучить, так сказать, его изнутри, тем более, когда этот предмет добыт им самим или создан собственными руками. Поэтому использование репродукций и макетов археологических и краеведческих материалов, ранее добытых самими учащимися на уроках истории может не только украсить урок, сделать его более интересным, но и помогает учителю достичь желаемой педагогической цели, которая включает в себя познавательный, развивающий и воспитательный компоненты. Эти компоненты предполагают формирование ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем; воспитание патриотизма, который является одним из определяющих направлений в образовании. Именно уроки истории, обществознания, правоведения призваны воспитывать в учениках это чувство, чувство гордости и любви к своей Родине.

Изучая историю с привлечением археологических материалов, учитель формирует полную, объемную картину прошлого, которая более понятна учащимся и легче ими усваивается. В ходе работы с репродукциями археологических материалов на уроке истории, у учащихся развивается логика мышления, умение индивидуальной познавательной работы, сенсорная и двигательная сферы, вырабатываются навыки самостоятельного получения знаний. Вещи тоже могут говорить, часто не хуже, чем письмена. Научить детей «слушать» язык вещей - означает развить их внимание, ассоциативное и абстрактное мышление, а, главное, научить детей логически мыслить.

Традиция регулярных летних поездок учеников нашей школы в археологическую экспедицию была заложена в 2006 г. Мне, как преподавателю исторических дисциплин, очень хотелось привить любовь учащихся к предмету истории, к истории родного края и археологии, показать им прелесть дикого отдыха в полевых условиях (или как сейчас это принято называть "деревенский или сельский туризм") [1], тем более, что археологический памятник - энеолитическое поселение Ботай [2] - находится на территории нашей Северо-Казахстанской области [3]. И каждый раз для участия в археологических раскопках учащиеся нашей школы получали личное приглашение руководителя данной экспедиции Зайберта В.Ф.

Со временем ко мне пришло понимание, что экспедиция - это уникальная личностно–развивающая среда, которая способствует реализации образовательных стандартов нового поколения, внедрению идей мыследеятельностной педагогики и, что немало важно, воспитанию патриотизма и гражданской позиции у учащихся.

Особенностью данного вида внеурочной деятельности является то, что в археологической экспедиции учащиеся одновременно проходят полевую археологическую и краеведческую практику, изучают историю и активно отдыхают на свежем воздухе, играя в спортивные игры, загорая, рыбача и купаясь на речке. Наши экспедиции (2006-2007 и 2014 гг.), являлись одним из направлений изучения культурных памятников Казахстана и Северо-Казахстанской области, в частности.

Мною определялись задачи археологических экспедиций, которые включали в себя

- обеспечение учащимся углубленного изучения истории древнего Казахстана

- ознакомление ребят с азами археологической науки

- знакомство с методами и приемами работы археологов

- организация детского походного лагеря

- воспитание у учащихся чувства коллективизма, толерантности, патриотизма

- привитие норм поведения в обществе, "научение" взаимопомощи

- формирование у учащихся самостоятельности в повседневной жизни, умение решать бытовые проблемы.

Поставленные задачи определили следующую цель экспедиций, а именно: комплексное и всестороннее формирование и развитие личности учащихся, их подготовка и адаптация к жизни в обществе, т.е. социализация.

Сама по себе археологическая экспедиция – это особая предметно-развивающая среда, которая, как правило, включает в себя:

- организацию учебного и воспитательного пространства (работа на раскопе сочетается с активным отдыхом - спортивные и культурно-массовые мероприятия на археологической базе (с 2011 г.), купание и рыбалка на берегу реки Иман-Бурлук и т.д. );

- разнообразные «учебные пособия», в качестве которых выступает природная среда; оборудование, задействованное на раскопе; находки, сделанные самими детьми;

- специфический образ жизни и взаимодействие участников экспедиции в походных условиях.

Относительная замкнутость коллектива и его разновозрастность обеспечивает создание особого микроклимата. Походная жизнь в археологическом лагере без привычных бытовых предметов сложна. Рядом нет родителей, которые «надоедают» указаниями о том, что надо и чего не надо делать, а чаще всего делают все за ребенка сами. В этих условиях у ребят развиваются самостоятельность в повседневной жизни, умение решать бытовые проблемы. Приезжая на базу ( а ранее в палаточный городок), ребята сами делали все своими руками: ставили палатки, тенты, кухню и другие хозяйственные помещения, участвовали в приготовлении еды, мыли посуду, убирали в палатках и комнатах, стирали белье. Это своего рода «школа выживания», которая так необходима нашим детям, основным средством общения для которых становится интернет.

В экспедиционном пространстве формируются субъект-субъектные отношения между всеми участниками, в том числе между взрослыми и детьми. Экспедиция – это возможность для каждого почувствовать себя самостоятельным и почти взрослым, это уникальная среда становления личностных качеств школьников. Дети учатся взаимопомощи, ответственности за свои поступки. Руководитель и воспитатели пристально следят за жизнью и безопасностью ребят, но так, что это не всегда заметно им самим. Главное здесь – самосознание, самоконтроль и рефлексия ребенка, а также пример других участников экспедиционной детско-взрослой общности. Таким образом, пространство экспедиции является не только образовательным, но и воспитательным, оно создает особую коммуникативную ситуацию, способствующую осознанию ребенком своей значимости.

Разновозрастность коллектива позволяет передавать экспедиционные навыки и традиции от старших к младшим. Через экспедиционные традиции реализуются совместные эмоциональные переживания (мифы и легенды, связанные с этим местом), эмпатийное взаимопонимание. Для наших экспедиции традиционными стали вечера, проведенные у костра, где проводились различные конкурсы и игры, рассказывались страшные и веселые истории, пелись песни у костра под гитару, а так же устраивались дискотеки. Огромным плюсом организаторов экспедиции (Зайберта В.Ф. и непосредственного руководителя раскопом Ескендирова К.З.) в 2014 г. были лекции, на которых ребята получали дополнительную информацию о поселении Ботай, а так же информацию по истории древнего мира и древнего Казахстана. Лекции проводились в свободной форме, построенные в виде "вопрос-ответ" в пределах заданной темы лекции.

Еще больший интерес вызывали практические занятия, на которых ребята сами, используя древние технологии, могли изготовить керамические изделия, статуэтки или помочь собрать из найденных керамических осколков целый сосуд. Все эти примеры давали непередаваемую энергетику "заражения" детей данной наукой.

В 2014 году на территорию археологической базы и, непосредственно, раскопа приезжали туристы, а так же школьники из города Уральск по линии Назарбаев-школа. Было приятно видеть, что еще ранее ничего не знавшие ребята, еще недавно сами погруженные в археологические работы, с удовольствием объясняли и показывали приехавшим то, чему они научились буквально на днях. В итоге, уральцы закончили свой отъезд красивым флешмобом, призывающим детей Казахстана и мира стремиться к получению знаний, и выбору профессий, в которой их знания действительно будут нужны. Было очень приятно расставаться в конце: дети были рады увидеться и в будущем, поддерживать отношения, хотя бы в соцсетях Интернета.

Еще одним сюрпризом для новых археологов стала съемка фильма каналом СТВ, результатом деятельности которого будет создание фильма с названием, правда еще пока в черновом варианте, - "Неизведанный Казахстан", который создается для ознакомления со страной, как с туристической зоной, имеющей свои обычаи, традиции, а также на фоне раскопок будет дана оценка данному поселению и научное обоснование, почему именно так происходило в истории, а не по другому.

За время раскопок, нашей школьной экспедицией было найдено огромное количество древних артефактов, например таких как: останки человека (2006 г.), медная заготовка для наконечника стрелы (2007 г.), фаланги костей животных с выгравированными на них древними знаками и амулеты шаманов (2014 г.), а так же огромное количество костей ботайской лошади, керамических сосудов, фрагментов скелетов животных, которые уже не живут на территории Казахстана, например, росомаха и много-много всего, что изучается сейчас в археологических лабораториях.

Говоря о впечатлениях детей, которые там побывали, я могу привести высказывание из заметки ученицы 11-го класса Огородниковой Ольги, которую напечатали в нашей (Тимирязевской) районной газете "Нива" в 2014 году:

"... Когда мы приехали и разместились на нашей археологической базе, которая находилась на краю деревни, нас ознакомили с местностью. Погода была дождливая, и тем не менее, нам не было скучно, потому что мы познакомились с прибывшими позднее нас на 3 часа студентами из Костанайского ГПУ, а еще, чуть позже, проходили очень интересные лекции. Мне было очень интересно сидеть на них, я задавала вопросы и получала ответы на них. Мы с нетерпением ждали жарких дней, когда можно было приступить к работе в раскопе... На раскопе каждый работал в своем квадрате и искал разные артефакты в начале при помощи лопаты, снимая верхние слои земли, а позже при помощи шпателя и кисточки. В первый же день я нашла заготовку какого-то древнего орудия, как выяснилось позже, каменного топора, чему искренне была рада. Мальчики лопатой снимали слои земли, и начиналось все самое интересное. В глубине находились скопления костей, кусочки керамики с оригинальными узорами и другие интересные и уникальные находки. Я чувствовала себя настоящим археологом.

На досуге мы любовались пейзажем, ходили купаться на речку, прыгали с тарзанки, мальчики рыбачили,. Кроме того мы следили за чистотой и порядком в лагере, дежурили в столовой. Вечерами собирались у костра, где общались и лучше узнавали друг друга. Так прошло почти 2 недели. В последний день состоялось посвящение нас в настоящие археологи, где каждому довелось пройти испытание на стойкость.

Мы привыкли к этому месту, и по окончанию поездки было тяжело расставаться с Ботаем, где мы смогли по-настоящему смогли ощутить дух наших предков. Эта поездка надолго останется в моей памяти. Рекомендую каждому из вас побывать в этих необыкновенных местах! ..."

Таким образом, исходя их выше сказанного, можно сделать очевидный вывод, что любая наука, будь то история, физика, биология и прочие науки, подкрепляемые практикой, способствуют переходу обучающихся на новый уровень в их развитии. А если человек проходит еще и так называемую. "школу выживания" (археологи), то это надолго закрепляется в его сознании, и человек понимает, что данные действия приводят к обогащению его сознания, мировосприятия и отношения к своей, пусть малой, но Родине. Ведь патриотизм - это не только чувство всеобъемлющей любви к Родине, но и к месту, где ты родился, которое тебе ближе всего на свете и к которому ты всегда будешь стремиться, где бы ты не был...

Таким образом, можно сделать вывод, что потенциал совмещения изучаемых наук вместе с практикой, в данном случае истории, археологии и краеведения, способен сделать гораздо больше, чем различные инновационные методики, применяемые ныне в образовании. На мой взгляд, теория и практика - вот ключ к успешному обучению нашего подрастающего поколения, выбору последующей профессии или дела, которое будет приносить благо Родине и людям, которые проживают вместе с нами и с которыми мы жили и живем одними, общими проблемами, поддерживая толерантность и уважение друг к другу.



Используемая литература:

1. Сельский туризм (Википедия) интернет ресурс.

(https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC )

2. Один день с археологом (все о поселении Ботай) интернет ресурс (Портал истории Казахстана) (http://e-history.kz/ru/publications/view/651)

3. Северо-Казахстанская область (Википедия.) интернет ресрс. (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BE-%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C)

5


Из опыта работы. "Историческое краеведение и археология как элемент воспитания патриотизма у школьников."
  • История
Описание:

Уважаемые коллеги, мне хотелось бы поделиться с вами тем, что я со своими учениками выезжаю на археологические раскопки. Данные раскопки проходят на территории нашей, Северо-Казахстанской области вблизи села Никольское Айыртаусского района. 

Данное поселение относят к эпохе энеолита и более поздним и называется оно БОТАЙ. (вот ссылка http://e-history.kz/ru/publications/view/651 )На мой взгляд, именно такой оттдых помогает ребятам лучше узнавать друг-друга, вытаскивать их из-за компьютеров, тем самым открывая перед ними реальный мир человеческой истории в ее непосредственном развитии. Оставляйте, пожалуйста, свои отзывы и пожелания.Фото вы сможете увидеть в разделе Галлереи.
Автор Абашев Андрей Рифкатович
Дата добавления 10.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 373
Номер материала 53238
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓