Инфоурок Математика Другие методич. материалыИз опыта работы. Формирования прочных навыков устных вычислений.

Из опыта работы. Формирования прочных навыков устных вычислений.

Скачать материал

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЧНЫХ НАВЫКОВ ВЫЧИСЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

Шовкань Татьяна Анатольевна  учитель начальных классов

Аккольской средней школы №2, Аккольского района, Акмолинской области.

 

    Формирование вычислительных навыков – одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе.

Программы по математике  включают большой интересный материал по проблеме формирования прочных навыков вычислений, однако, по-прежнему некоторые вопросы понимания и отработки навыка арифметических вычислений являются для младших школьников довольно сложными.

Эти навыки должны формироваться осознанно и прочно, так как на их базе строится весь начальный курс обучения математике.

На уроках математики  формируются такие приемы логического мышления, как сравнение, обобщение, объединение.

  Актуальность проблемы формирования прочных навыков устных вычислений  состоит в том, что математика самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе, именно она позволяет формировать определенные формы мышления, необходимые для изучения окружающего мира. 

На уроках математики дети не просто решают различные типы задач и примеров, а учатся гибкости ума. Учитель учит школьников четко мыслить, логически рассуждать, излагать свои мысли, совершенствовать свою речь.

     Что способствует успешной работе по формированию вычислительных навыков?

n  Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

n  учёт индивидуальных особенностей ребенка, его жизненного  опыта, предметно-действенного и наглядно-образного мышления;

n  использование вычислительных заданий, характеризующихся  вариативностью формулировок, неоднозначностью решений, выявлением разнообразных закономерностей  и зависимостей;

n  задания, позволяющие развивать гибкость мышления,  математическую речь ребенка, не вызывающие эмоциональной усталости и монотонности в работе;

n   использование нестандартных приемов в формировании вычислительных навыков

n  ребенок должен непосредственно включаться в поиск путей решения возникшей проблемы (незнакомого вида примеров и т.д.) и путем проб  и мыслительных логических операций формулировать  «свой» способ решения;

n  использование системы диагностических самостоятельных работ для отработки скорости и правильности вычислений

n  использование на уроках  игровых ситуаций, элементов соревнований, различных головоломок, ребусов; использование моделей (графических, символических, предметных);

n  правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений (вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно);

    Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех четырех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5 -10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.

Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися разнообразных упражнений. Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Их можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала.  В зависимости от этого учитель определяет место устного счета на уроке.  Необходимое условие формирования вычислительных навыков – это умение учителя организовывать внимание детей. Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления и развития личностных качеств ребенка.

    В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое  в духовный мир ребенка вливается живительный  поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. Работая в первом классе, приходится много думать, искать, творить. В результате родились игры-путешествия: «В цирке», «Почта», «В лесной школе», «Звездное небо» и другие. Эти игры время от времени повторяются, успешно используются во втором классе. При разработке игры слежу за тем, чтобы учебные задания предлагались таким образом, чтобы дети воспринимали их именно как задания, но при выполнении их все-таки играли. В игру задания превращает метод их проведения – эмоциональность, непринужденность, занимательность. В играх-путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное – огромный эффект: ни одного зевающего на уроке. Всем интересно. Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматического навыка математические задания.

  К играм, которые наиболее часто использую в практике, можно добавить игру, в основе которой лежит так называемый «магический квадрат». При знакомстве с «магическим квадратом» детям предлагаю задание: «Сложите числа по строкам, по столбцам, с угла на угол»

7

2

9

8

6

4

3

10

5

Выполнив задание, ученики убеждаются в том, что все найденные суммы равны.

Целесообразно предлагать задания,  последовательно усложняя их.

1.     Заполнение пропусков в предложенном квадрате.

Например, в первом надо записать три числа, а во втором четыре.                              

4

9

2

 

5

 

8

 

6

7

2

 

          

6

 

 

10

5

 

         

 

 

2.     Преобразование занимательного квадрата.

3.     Самостоятельное составление квадратов.

    Внесение элемента соревнования превращает работу с магическими квадратами в игру.

     Учебные задания  с нематематической информацией – один из возможных приёмов разнообразия деятельности в работе по совершенствованию вычислительных навыков. Форма их записи самая разнообразная: цепочки примеров, простые и с разветвлением, таблицы, магические квадраты, блок-схемы – простые, с условием без цикла и с циклом. В предлагаемых заданиях даны словесные формулировки познавательных вопросов, возможные ответы, из которых один правильный, математические задания вычислительного характера для проверки выбора ответа и информация о животных или событиях.

Ø Какая птица выводит птенцов зимой?

Дятел – 7                    - 6 =

 

Клёст -  8           8 +          =                    

                               

Аист -    6          6 – 5 =                   

 


                           5 +         =

Назовите геометрические фигуры. Какая фигура лишняя?

Рассказ учителя или ребенка.

   Клёст – небольшая, немного крупнее воробья, ярко окрашенная птичка. Встречается она в еловых лесах. Клеста очень легко обнаружить по отрывочному, но очень звучному, с металлическим оттенком крику, который он всегда издаёт, перелетая с дерева на дерево. Питается клёст семенами шишек елей, сосен, ясеня, иногда употребляет ягоды и семена травянистых растений.

   Предложенное  задание  дает  возможность усилить воспитательный эффект, осуществить межпредметные связи, повысить познавательную активность детей. Нельзя не согласиться с мнением профессора С.П.Баранова, что при соответствующей подготовке учителя дополнительные сведения на уроке не загружают детей, а лишь способствуют усвоению программного материала за счёт создания интереса к учению и повышению познавательной активности. В предлагаемых заданиях заложена смена деятельности детей и дети узнают интересные факты, что не только расширяет их кругозор, но и способствуют общему развитию и побуждают к самостоятельному познанию нового. Развитие стремления узнать новое – одна из воспитательных целей этих заданий.

   Основной принцип моей работы – это учение без принуждения,

основанное на достижении  успеха, на переживании радости в овладении тем или иным “секретом” счета, на подлинном интересе ученика к предмету

Как учил выдающийся математик и педагог Д.Пойа, который называл математику школой мышления, учитель на уроках должен:

- учить учащихся догадываться;

- учить учащихся доказывать;

- не навязывать свое мнение.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Из опыта работы. Формирования прочных навыков устных вычислений."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Консультант по финансам

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 Формирование вычислительных навыков – одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе.

  Актуальность проблемы формирования прочных навыков устных вычислений  состоит в том, что математика самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе, именно она позволяет формировать определенные формы мышления, необходимые для изучения окружающего мира. Предложенное  задание  дает  возможность усилить воспитательный эффект, осуществить межпредметные связи, повысить познавательную активность детей.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 044 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Самостоятельная работа по математике за 5 класс по теме "Десятичная запись натуральных чисел".
  • Учебник: «Математика», Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С./ Под ред. Подольского В.Е.
  • Тема: § 2. Цифры. Десятичная запись натуральных чисел
  • 01.10.2020
  • 1888
  • 49
«Математика», Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С./ Под ред. Подольского В.Е.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.11.2014 528
    • DOCX 27.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шовкань Татьяна Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шовкань Татьяна Анатольевна
    Шовкань Татьяна Анатольевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 11265
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель математики и информатики

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 685 человек из 79 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 809 человек

Курс повышения квалификации

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся как средство развития познавательной активности при обучении математике в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 122 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Математика")

Учитель математики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 31 человек

Мини-курс

Детское развитие: ключевые моменты взаимодействия с детьми и подростками

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 307 человек из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 173 человека

Мини-курс

Адаптация и расстройства: понимание, преодоление, развитие

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов

Мини-курс

Эффективное продвижение и организация проектов в сфере искусства

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе